Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
УДК 338.45:621
А. О. Никитенко Научный руководитель - В. И. Медведев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СОВМЕСТИМОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ ТЕХНИКИ
Приведен краткий обзор понятийного аппарата технической совместимости. Представлен анализ экономической эффективности, как один из критериев оценки технической эффективности техники в целом.
Любое изделие машиностроения (ИМ) создается для решения вполне определенных задач в соответствующих условиях. При этом стремятся так создать и использовать ИМ, чтобы каждое из них в наибольшей степени соответствовало своему назначению, т. е. имело наибольшую эффективность. Эффективность является важнейшей и наиболее общей характеристикой техники, достаточно полно отражающей степень ее совершенства.
Технология производства изделий, обеспечивающая качественные показатели конкурентоспособной товарной продукции определяет технические требования к орудиям труда по точности, жесткости, безопасности, вибрации и надежности.
Надежность относится к основным видам качества техники, а определяющим условием обеспечения качества техники является ее совместимость.
Техническая совместимость - совместимость изделий, их составных частей, конструкционных, горюче-смазочных материалов, технологических процессов изготовления и контроля [1]. Целью проработки основных видов технической совместимости является оптимизация эффективности новой техники.
В работе [2] указывается, что «...эффективными следует считать устройства, удовлетворяющие следующим основным требованиям:
а) полностью и в установленные сроки выполняют в соответствующих условиях стоящие перед ними задачи;
б) результаты использования которых по назначению не меньше затрат на их обслуживание в процессе эксплуатации».
Степень соответствия средств первому требованию называется их технической эффективностью, а второму - экономической эффективностью.
Экономическая эффективность новой техники (Ээнт), показатель, характеризующий народнохозяйственные результаты и экономическую целесообразность производства новой техники и ее применения. Выделяют принципиально новую технику, внедрение которой находится в начальной стадии, и новую технику, недостаточно внедренную. Новая техника требует меньших инвестиций на «доводку» и усовершенствование, а затраты на производство зависят от масштабов возможного внедрения; эффект от этого вида новой техники может быть реализован быстрее и также зависит от масштабов внедрения [3].
Основа методов определения Ээнт - сопоставление затрат на новую технику с получаемым от нее эффектом. Различают абсолютную (общую), сравнительную, плановую и фактическую эффективности новой техники [3].
Абсолютная - измеряется отношением получаемого от новой техники эффекта (в виде роста выпуска продукции и снижения ее себестоимости или роста прибыли) к затратам на ее создание и внедрение.
Сравнительная - применяется для выбора наилучшего варианта новой техники из имеющихся образцов путем определения сроков окупаемости капитальных вложений или сравнения приведенных затрат по вариантам. Для определения экономического потенциала внедрения - эффекта, получаемого от максимального количества единиц новой техники при оптимальных условиях, - и фактических (возможных) масштабов внедрения по отдельным годам рассчитывают: снижение затрат на производство новой техники, эквивалентной по мощности старой; прирост выпуска продукции, который может быть получен вследствие применения новой техники; прирост прибыли у производителя и потребителя за счет увеличения продукции, снижения себестоимости и изменения цен. Переход на изготовление новой продукции бывает связан с дополнительными затратами производителя, что в первое время может привести к сокращению его прибыли или даже к убыткам. Дополнительные затраты при переходе к применению новой техники могут быть и у ее потребителя. Это компенсируется за счет последующего повышения прибыли по мере увеличения производства и снижения себестоимости. Цена на новую технику устанавливается на таком уровне, чтобы обеспечить заинтересованность производителей в производстве, а потребителей - в применении новой техники. Помимо стоимостных, об Ээнт можно судить и по таким показателям, как высвобождение рабочей силы, облегчение и оздоровление условий труда, снижение расхода дефицитных материалов, повышение качества, надежности изделий, что не всегда может быть отражено в их стоимости и себестоимости.
Плановая - определяется по плановым данным об объеме продукции, капитальных вложений, себестоимости и окупаемости капитальных вложений. Данные о плановой и фактической Ээнт используются при определении желательных направлений ее
Секция «Проектирование машин и робототехника»
развития и при планировании ее внедрения. При планировании эффективности новой техники, когда еще не известна цена, затраты на новую технику могут быть определены по сметам на ее изготовление, а при отсутствии смет - по укрупненным нормативам и с учетом аналогов.
Фактическая - измеряется отношением снижения себестоимости продукции или увеличения прибыли от внедрения новой техники к капитальным вложениям на эти цели. К затратам на новое оборудование прибавляются затраты на его доставку и монтаж, на сооружение производственных площадей (или вычитается экономия на капитальных вложениях за счет высвобождаемых площадей), а также затраты на увеличение (или вычитается экономия) оборотных фондов, связанных с внедрением новой техники. Полученные данные сопоставляются с затратами, которые потребовались бы при прежней технической базе и том же объеме производства.
Качество инноваций всецело зависит от состояния и технико-организационного уровня производственной среды. Общий смысл предлагаемой кон-
цепции состоит в том, чтобы научиться целенаправленно обеспечивать качество и эффективность техники исходя из их первоосновы - обеспечения технической совместимости техники. Критерии технического уровня и эффективности новых технологий должны быть адекватны требованиям научно-технической и коммерческой целесообразности.
Библиографические ссылки
1. ГОСТ 30709-2002. Техническая совместимость. Термины и определения. Минск : Межгосуд. совет по стандартизации, метрологии и сертификации, 2002.
2. Плетнев И. Л., Рембеза А. И., Соколов Ю. А., Чалый-Прилуцкий В. А. Эффективность и надежность сложных систем: информация, оптимальность, при-нятиерешений. М.: Машиностроение, 1977.
3. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.sci-lib.com/ arti-clel25636.html.
© Никитенко А. О., Медведев В. И., 2010
УДК 621.81.(075)
Е. В. Кулаков, А. О. Нагиев, М. Ю. Хайцен Научный руководитель - В. А. Меновщиков Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ КАРДАННЫХ ШАРНИРОВ
В данной работе смоделирован стенд для испытаний карданных шарниров.
Многочисленными исследованиями установлено, что одно из определяющих в обеспечении эксплуатационных характеристик будет состояние поверхностного слоя, который окончательно формируется при финишных операциях.
Микрогеометрия поверхностей деталей машин и механизмов является одним из важнейших эксплуатационных параметров, определяющих надежность и долговечность шарниров. На это обстоятельство в свое время указывали ряд исследователей, как в России, так и за рубежом (Пинегин С. В., Ли К. Т., и другие). В большинстве случаев для игольчатого подшипника в качестве доводочной операции дорожек качения подшипника используют финиширование.
Постановка задачи. Целью настоящей работы является исследования влияния различных видов доводочных операций на долговечность игольчатого подшипника карданного шарнира. В качестве доводочных операций использовались финиширование, суперфиниширование и лапингование.
В качестве испытуемого образца использован игольчатый подшипник модели ГПЗ 704702К (номинальной динамической грузоподъемности 160 кН) [1]. На рис. 1 приведена конструкция подшипника.
Для проведения указанных выше испытаний, необходимо спроектировать испытательную установку, схема установки приведена на рис. 2. В таблице приведены режимы испытаний.
Рис. 1. Игольчатый подшипник модели ГПЗ 704702К (номинальная динамическая грузоподъемность 160 кН)
Предлагаемый стенд, как один из вариантов решения (рис. 2.) относится к области машиностроения и предназначено для проведения испытаний карданных шарниров на игольчатых подшипниках. В отличие от существующих стендов (см. например, авт. свид. № 396578 от 4 июня 1973.) данный стенд имеет ряд преимуществ. Первое - малые габариты; второе - простота обслуживания и установки измерительных систем.