Научная статья на тему 'Совмещение материнства с профессиональной деятельностью женщин'

Совмещение материнства с профессиональной деятельностью женщин Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1451
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / КАРЬЕРА / РАБОТА / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ДВОЙНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / MATERNITY / CAREER / WORK / PARENTING / DOUBLE EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шелест Светлана Михайловна

В статье рассматриваются проблемы совмещения материнства с профессиональной деятельностью женщин. Развитие промышленности привело к противоречию между родительскими функциями женщины и её производственными функциями. Товарно-денежные отношения сделали возможной покупку социальных услуг, развитие правового сознания подтолкнуло к развитию имущественного права и расширению прав женщин к концу XIX века. По итогам гендерной революции женщины стали более независимыми от мужчин. Уравнивание прав женщин привело к существующей на данный момент проблеме «двойной занятости». Данная проблема характеризуется совмещением профессиональной деятельности с воспитанием ребенка. Каким образом женщины совмещают эти две роли? Является ли это явление проблемой для женщин?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Combining maternity with the professional activities of women

The article deals with the problems of combining maternity with the professional activity of women. The development of industry has led to a contradiction between the parental functions of women and their production functions. Commodity-money relations made possible the purchase of social services; the development of legal consciousness pushed to the development of property law and the expansion of women's rights by the end of the XIX century. As a result of the gender revolution, women became more independent from men. Equalizing women's rights led to the current problem "double employment". This problem is characterized by the combination of professional activities with the upbringing of the child. How do women combine these two roles? Is this a problem for women?

Текст научной работы на тему «Совмещение материнства с профессиональной деятельностью женщин»

Совмещение материнства с профессиональной деятельностью женщин

Combining maternity with the professional activities of women

Шелест Светлана Михайловна

студентка 3 курса, Самарский Университет, Россия, г. Самара e-mail: svetshelest@yandex.ru

Shelest Svetlana Mikhailovna

3-year student, Samara University, Russia, Samara E-mail: svetshelest@yandex.ru

Аннотация.

В статье рассматриваются проблемы совмещения материнства с профессиональной деятельностью женщин. Развитие промышленности привело к противоречию между родительскими функциями женщины и её производственными функциями. Товарно-денежные отношения сделали возможной покупку социальных услуг, развитие правового сознания подтолкнуло к развитию имущественного права и расширению прав женщин к концу XIX века. По итогам гендерной революции женщины стали более независимыми от мужчин. Уравнивание прав женщин привело к существующей на данный момент проблеме - «двойной занятости». Данная проблема характеризуется совмещением профессиональной деятельности с воспитанием ребенка. Каким образом женщины совмещают эти две роли? Является ли это явление проблемой для женщин?

Annotation.

The article deals with the problems of combining maternity with the professional activity of women. The development of industry has led to a contradiction between the parental functions of women and their production functions. Commodity-money relations made possible the purchase of social services; the development of legal consciousness pushed to the development of property law and the expansion of women's rights by the end of the XIX century. As a result of the gender revolution, women became more independent from men. Equalizing women's rights led to the current problem -"double employment". This problem is characterized by the combination of professional activities with the upbringing of the child. How do women combine these two roles? Is this a problem for women?

Ключевые слова: материнство, карьера, работа, воспитание детей, двойная занятость.

Key words: maternity, career, work, parenting, double employment.

Рано или поздно перед каждой женщиной встаёт дилемма - что важнее, ребёнок или карьера? Важно отметить современную тенденцию значительного укрепления позиций женщин в системе общественных отношений. В наши дни женщины формально получили равные с мужчинами права. Общество юридически оформило и узаконило это равенство и всячески стремится закрепить и развивать его. Женщина теперь может освободиться от экономической зависимости от мужчины. Зачастую современная женщина зарабатывает столько же, а иногда и больше, чем мужчина. Муж больше не является основным кормильцем, в этом плане вклад обоих супругов одинаков. [1]

В современном обществе женщина имеет множество забот. Воспитание детей, забота о семье, уборка и уют

в доме - общепринятые обязанности женщины. Но в то же время, наряду с прогрессом, современной женщине недостаточно быть превосходной хозяйкой домашнего очага, необходимо добиться должного успеха и в карьере.

В настоящее время в науке существуют три наиболее распространенные точки зрения на совмещение профессиональных и семейных ролей женщины [2, с. 165]:

1.Преимущественная ориентация на профессиональную деятельность, доходящая до отказа от семьи и рождения детей.

2.Преимущественная ориентация на семейные ценности, вплоть до ухода с работы.

3.Попытка гибкого сочетания профессиональных и семейных ролей.

С целью выявить влияние материнства на профессиональную деятельность было проведено исследование методом глубинного интервью. Опрашивались женщины, состоящие в браке, имеющие детей в возрасте до 10 лет. В результате исследования анализ транскриптов глубинных интервью позволил сконструировать 5 смыслов профессиональной деятельности. Так какие же смыслы женщины вкладывают в работу?

1) Работа как возможность реализовать себя - «Считаю, что работа - это возможность реализовать себя... Работа помогает оставаться в тонусе жизни» [Юлия; высшее образование; стаж - 20 лет; двое детей];

2) Работа как возможность общаться с интересными людьми - «Возможность общаться с интересными людьми, помогать им, по мере своих должностных обязанностей» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок].

3) Работа как удовлетворение потребности быть полезными. Большинство людей испытывают потребность быть в чем-то полезными для общества, и именно работа часто помогает реализовать эту потребность. «Важно быть в чем-то полезной...» [Юлия; высшее образование; стаж - 20 лет; двое детей] - ответила одна из информантов.

4) Работа как раскрытие творческого потенциала - «Если и менять направления, то хочу творческую составляющую в работе. Ведь творчество позволяет быть более заинтересованным в работе. Без него работа становится рутинной. Хочется раскрыть себя» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет; один ребенок]. «Работа моя нравится и для меня она очень важна, так как могу воплотить в ней многие идеи, используя своё воображение и умение рисовать» [Анастасия; высшее образование; стаж - 6 лет; один ребенок]. Даже женщина, работающая поваром, указала на то, что «Мне кажется, что в этой работе есть творчество. А творчество, творчество - это всегда хорошо!» [Вера; среднее образование; стаж - 14 лет, двое детей]. Всё это говорит о важности такого компонента, как творчество, потому что творчество дает большую свободу действий и разнообразие.

5) Работа как источник заработка является наиболее популярным вариантом ответа. Именно этот источник часто удерживает матерей на рабочем месте. Почти каждая из опрашиваемых матерей указала важность

оплаты труда - «Работа для меня - источник дохода......Условия работы и отношение сотрудников и пациентов к

тебе отличаются, как небо и земля! Можно попасть в ад, а можно в рай! Но меня всегда держала и держит зарплата. Я не могу сменить работу и бросить свою не могу, так как нужны деньги» [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год, трое детей]. «Работа для меня, конечно, это зарабатывание денег» [Анастасия; высшее образование; стаж - 9 лет; один ребенок]. «Преимущественно, работа - это средство получения дохода.. Что может нравиться в работе?! Конечно же доход» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет, один ребенок]. «Работа для меня важна только в финансовом плане.... Моя работа требует много сил и умственной активности. Но более спокойная работа очень редко хорошо оплачивается. С этим все трудности» [Елена; высшее образование; стаж - 10 лет; один ребенок]. Это можно объяснить тем, что большинство людей устраиваются на работу с главной целью -повысить свой доход. А, например, для того, чтобы содержать семью, дохода одного члена семьи довольно часто бывает недостаточно, поэтому женщина стремится быть полезной для семьи не только как хранительница очага, но и как источник материального достатка.

Следовательно, можно сделать вывод, что для многих матерей профессиональная деятельность является

2

источником заработка, и даже те, кто указал иные смыслы, всё равно указывали важность оплаты туда.

Следующая задача состояла в том, чтобы определить какое место в жизни женщины занимает карьера. Большинство информантов выделяли важность карьерного роста. Так как благодаря карьерному росту человек чувствует своё совершенствование. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.... Хотя бы майором» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок]. Карьерный рост - возможность достижения нового уровня. «Добиваться в жизни более высокой цели. Достаток будет выше, а также самоудовлетворение от того, что ты можешь больше и, самое главное, достиг большего» [Вера; среднее образование; стаж - 14 лет, двое детей].

Но были и такие, кто не видел необходимость вертикального продвижения по карьерной лестнице. «Хотелось бы горизонтальное развитие карьеры, а не вертикальное» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет, один ребенок]. Так же одна из матерей делала акцент на том, что «в человеке более важен личностный рост, чем карьерный» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей].

Следовательно, можно сделать вывод о том, что карьерный рост не воспринимается женщинами однозначно.

Определив, что для женщин означает профессиональная деятельность, важно определить, какие смыслы они вкладывают в понятие материнства. Что же для женщин означает материнство? В ходе работы были сконструированы 3 смысла материнства:

1) Материнство как предназначение женщины - «Мое мнение, что женщина создана для того, чтобы родить ребенка. Хотя бы одного. Это наша природа. Материнство, как я считаю, это неотъемлемая часть пазла под названием женщина. Поэтому ценность материнства огромна» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок]. «Безусловно, дети являются главным в жизни женщины. Ведь так важно не забыть свой долг» [Мария, высшее образование, стаж - 20 лет, двое детей];

2) Материнство как новая сфера интересов - «Для меня ребенок стал самым важным, по крайней мере, на весь декретный отпуск. Все мои интересы как-то потускнели и уже не были мне интересны. А малыш стал новой для меня сферой интересов» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет; один ребенок];

3) Материнство как стимул достичь вершины возможностей - «Вообще, ребенок - самая большая ответственность, стимул жизни, который толкает тебя на вершину твоих возможностей» [Вера; среднее образование; стаж - 14 лет; двое детей].

Таким образом, мы можем констатировать направленность ответов к тому, что тем или иным образом рождение детей - это долг женщины. Безусловно, можно говорить о том, что материнство в глазах женщин имеет большую ценность.

Детский сад является одним из главных помощников многих женщин. Благодаря этому социальному институту, женщина может посвятить себя профессиональной деятельности, работе по дому или же отдыху. Опрошенные женщины в основном отзывались положительно о детсадовском воспитании. Можно выделить следующие плюсы посещения детского сада:

1) Свобода мамы - «Свобода мамы. Мама и ребенок отдыхают друг от друга и вечером, соскучившись с удовольствием общаются.» [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год, трое детей]

2) Правильный режим ребенка - «Режим ребенка - встает и ложится спать в одно и то же время». [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год, трое детей]; «В саду детей развлекают, нон-стоп с утра до вечера. в саду стабильно два раза прогулки, с ними там бегают, прыгают, игры коллективные устраивают на воздухе, много праздников, общие интересы, рисуют, лепят, музыка и прочее-прочее-прочее» [Мария, высшее образование, стаж -20 лет, двое детей].

3) Познание ребенком нового - «Ребенок действительно узнает много нового». [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год; трое детей]; «В саду ребенок познает такие знания, которые никогда не познает дома: дружба со сверстниками, коллективные занятия, утренники» [Анастасия; высшее образование; стаж - 9 лет; один

3

ребенок]; «Ребенок получает там опыт общения и развивается на занятиях» [Юлия; высшее образование; стаж - 20 лет; двое детей].

4) Общение с детьми - «Общение со сверстниками важно для ребенка, так как его развитие должно идти в ногу со своей возрастной категорией» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет, один ребенок]; «Ребенок проводит много времени с детьми, а общение очень полезно. Дети дают моему ребенку то, что я не в силах дать ему, ведь я уже давно не ребенок» [Анастасия; высшее образование; стаж - 6 лет; один ребенок].

5) Детский сад - место, где можно оставить ребенка, пока родители на работе - «Они очень удобны для тех, кто работает допоздна или у кого не с кем оставить ребёнка» [Анастасия; высшее образование; стаж - 6 лет; один ребенок].

Также были названы некоторые недостатки, связанные с посещением детского сада:

1) Болезни - «настает череда простуд, ОРВИ, конъюнктивит, ветрянка и прочих болячек» [Юлия; высшее образование; стаж - 20 лет; двое детей].

2) Недостаточная компетентность воспитателей - «когда старшие дети ходили в детский сад, то воспитатели были не очень компетентны. Они могли обсуждать семьи детей и самих детей при них же. Неприятно было слышать некоторые вопросы от ребенка, который не понимал причину вопросов или смеха воспитателей» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей].

3) Смена ситуации и ролей ребенка - «трудности связаны с определенным режимом дня и общение со сверстниками. Дома ребенок находится совершенно в другой сфере, поэтому все трудности логично ожидаемы» [Анастасия; высшее образование; стаж - 9 лет; один ребенок].

Следовательно, можно сделать вывод, что детский садик является важным институтом, участвующим в социализации ребенка. Можно выделить много плюсов посещения детского сада, подавляющих количества минусов.

Также опрошенные женщины говорили о неких трудностях, связанных с выбором детского сада. И что касается этих трудностей, то основная проблема - это «огромные очереди» («Основная и самая важная проблема -очереди. Очередь не подошла к моменту оформления ребенка в сад, а надо было срочно» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]). Поэтому кому-то пришлось долго ждать. А одна из женщин говорила о том, что ей пришлось поменять рабочее место, чтобы ребенка приняли в садик: «Мне пришлось устроиться в садик по профессии, а так как мы недавно переехали, это было не так проблематично» [Елена; среднее образование; стаж

- 15 лет; трое детей]. Так же, чтобы преодолеть очередь в детский сад, можно заплатить денег. Об этом свидетельствуют ответы женщин - «чтобы нас взяли в один из детских садов, нам пришлось заплатить деньги, чтобы не стоять в очереди» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет, один ребенок]; «Не секрет для всех, что многие платят, чтобы определить ребенка в садик. Ну, так же и мы сделали» [Анастасия; высшее образование; стаж

- 6 лет; один ребенок]. Но не всем из опрашиваемых удалось преодолеть трудности: «Конечно, можно заплатить, но у нас нет лишних денег.трудности мы еще, к сожалению, не преодолели» [Наталия; среднее образование; стаж -21 год; трое детей]. Так же еще одна трудность определения - это то, что просто трудно найди подходящий требованиям детский сад. Например, одна из опрашиваемых говорила о том, что одна из проблем - это детский сад, несоответствующий требованиям - «посещение такого садика, который не отвечает моим требованиям. Я выбираю садик, в котором моему ребенку было бы комфортно и уютно. Я не могу отдать своего ребенка в то место, в котором я не уверена. Нужен садик, соответствующий всем стандартам! А в нашем городе таких мало... я не нашла еще» [Елена; высшее образование; стаж - 16 лет, один ребенок].

Поэтому, можно говорить о том, что трудности, связанные с выбором детского сада, имеют место быть. Самая главная трудность - очереди, которые не все могут решить в нужный срок. Но даже те, кто может решить эту проблему, выявляют другие, например, поиск достойного детского сада.

Переходя к вопросу совмещения материнства с профессиональной деятельностью, то большинство матерей

4

видят проблему совмещения актуальной, выделяя основные трудности:

1) Перекос в пользу чего-либо, отсутствует гармония - «помимо «добывания» ресурсов на пропитание еще нужно уделить время на воспитание ребенка и на уход за домом. При нынешнем течении жизни очень трудно везде успевать и очень трудно гармонировать эту ситуацию, в итоге возникает перекос в пользу чего-либо» [Елена; высшее образование; стаж - 9 лет, один ребенок].

2) Недостаток свободного времени: «Недостаток времени для общения с ребенком, мало времени для отдыха и сна» [Вера; среднее образование; стаж - 14 лет; двое детей]; «Первая проблема заключается в недостатке свободного времени» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]; «Если честно, очень трудно было выполнять заказы на дому, когда у тебя годовалый ребенок. Его не только нужно кормить, укладывать спать, успокаивать, когда колики в животике, но и просто следить за ним, особенно, если что-то найдёт, то обязательно захочет попробовать на зубок. Сейчас мне стало легче, но все равно нужен глаз да глаз» [Анастасия; высшее образование; стаж - 6 лет; один ребенок].

3) И одна из всех женщин сказала, что трудности возникают при возникновении непредвиденных обстоятельств: «Если проблемы возникают, то они временные, связанные с форс-мажорными обстоятельствами на работе» [Юлия, высшее образование, стаж - 20 лет, двое детей].

Было замечено, что решением данной проблемы является помощь родственников. Доказательствам этого служат следующие ответы: «В своей семье я таких проблем не вижу. Я успеваю работать и быть с дочерью. И так же мне очень помогает муж. Если я работаю, а нужно ехать к врачу, то едет с ней муж. Можно много приводить примеров» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок]; «Мне совмещать не трудно, потому что в рабочие дни ребенок находится у бабушки. Она на пенсии» [Елена; высшее образование; стаж - 10 лет; один ребенок]. Но, как известно, не все могут найти родственников или близких людей, которые имеют достаточно свободного времени.

Следовательно, можно говорить, что проблема совмещения существует и является достаточно актуальной. В основном эта проблема акцентируется на недостаточном количестве времени. Но найти универсальное решение этой проблеме довольно сложно.

Что касается влияния материнства на профессиональную деятельность, малая часть матерей говорили о том, что материнство совсем не повлияло на профессиональную деятельность. Большинство же матерей указало обратное. В результате моно привести следующие влияния материнства на работу:

1) Появляется стимул работать - «материнство добавляет ответственности в работе, ведь мать старается работать и зарабатывать не только для себя» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок];

2) Уменьшение времени на работу: «Как я говорила ранее, ребенку нужно много времени. А тут выбираешь либо меньше работать, либо меньше уделять времени ребенку» [Елена; высшее образование; стаж - 10 лет; один ребенок];

3) Смена рабочего места и графика: «Моя работа всегда менялась в зависимости от возраста и потребностей во внимании детей. Когда старшие дети были маленькими, я старалась работать в день, а не по сменам, хоть и теряла в заработке. Затем сменила место жительства и работу для дальнейшей учебы детей. И опять сменила работу для устройства в детский сад младшей дочери» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей].

4) Материнство может помочь улучшить навыки, связанные с профессиональной деятельностью: «Так как моя работа связана с детьми. То материнство мне помогло лучше понимать детей» [Юлия; высшее образование; стаж - 20 лет; двое детей].

Можно заменить, что высказываний о том, что материнство действительно плохо повлияло на

профессиональную деятельность, не наблюдается. Влияние, конечно, существует, но оно часто связано либо со

5

стремлением больше зарабатывать, либо с улучшение профессиональных навыков, либо просто несет нейтральный оттенок (стремление работать в удобное время).

Что касается влияния материнства на карьерный рост, то здесь мнения разделились на две позиции: влияние существует и, соответственно, не существует. Рассматривая первую позицию, можно говорить о том, что материнство влияет на карьерный рост следующим образом:

1) Декрет - как препятствие карьерному росту - «Да, материнство очень влияет на карьерный рост и иногда даже не очень хорошо, что расстраивает. Бывает, что ты, скажем так, в очереди на повышение, а внезапное обнаружение беременности вынуждает оставить это повышение, уйти в декрет» [Анастасия; высшее образование; стаж - 6 лет; один ребенок]; «больше продвигают по карьерной лестнице мужчин именно потому, что они не уйдут в декрет» [Елена; высшее образование; стаж - 10 лет; один ребенок].

2) Необходимость уделять большего времени детям, чем карьере - «Мать уделяет больше времени детям, чем карьере. Поэтому карьерный рост часто приходиться вычеркивать из своей жизни.» [Мария, высшее образование, стаж - 20 лет, двое детей]. Поэтому можно говорить о существовании влияния материнства на карьерный рост. Замечено то, что влияние имеет больше отрицательный окрас.

Что касается позиции отсутствия влияния, то она заключается в том, что карьерный рост зависит от самого желания и стремления женщины. Можно привести высказывания оппозиционные первой позиции: «Вообще считаю, что большее зависит от желания. Времени на карьеру хоть и меньше, но если хочешь - добьешься. Зависит от того, как расставить приоритеты» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]; «Если карьерный рост важен для женщины - ей ничего не помешает», но тут же было указано, что «обычно эту важность затмевает ребенок и встает на первое место» [Елена; высшее образование; стаж - 9 лет, один ребенок]. И одна из опрашиваемых, ответила о том, что женщина должна ставить в приоритет воспитание ребенка, а не о карьеру -«Родители, особенно мама, должны понимать, что если они уже стали родителями, то карьеру нужно ставить на второе место, а на первом - семья и ребенок. Всех денег не заработаешь, а воспитание - вещь такая, один раз упустишь, а время назад уже не вернуть» [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год; трое детей].

Таким образом, можно говорить о том, что, по мнению опрашиваемых женщин, если материнство и влияет на карьерный рост, то затормаживает его и препятствует ему развитию.

Что касается знания опрашиваемых женщин о существующих субсидий и пособий, помогающих матерям, то часто были названы «материнский капитал» и денежные пособия, реже были перечислены следующие пособия: «единовременные пособия при рождении», «пособия до полутора лет», «детское пособие до 18 лет»; «ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка». Что говорит о том, что матери плохо информированы о них. Главные недостатки такой государственной помощи были выделены следующие: трудности оформления и маленькие суммы - «Мало платят, трудно оформить, много бумаг и большие очереди» [Вера; среднее образование; стаж - 14 лет; двое детей]; «Помощи недостаточно, особенно многодетным. Недостатки: трудно оформить, суммы маленькие» [Наталия; среднее образование; стаж -21 год; трое детей]. Так же одна из информантов назвала, конкретные недостатки по каждому из полученных ею пособий:

1. Материнский капитал - ограниченные условия реализации.

2. Детские пособия - много бумаг и затрат времени на оформление.

3. 100 тысяч на рождение третьего ребенка - трудности сбора чеков на детские вещи.

«Материнский капитал оформили, но не воспользовались еще. Очень ограничены условия реализации.

Детские пособия не получаю - слишком много бумаг, времени надо для оформления. Получили 100 тысяч на рождение третьего ребенка. Пришлось собрать все чеки на данную сумму, при том только на детские вещи» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]. Следует отметить, что больше осведомлены о пособиях матери, чьи семьи является многодетными.

Что касается помощи этих пособий, то мало кто отметил её наличие. В основном ответы о помощи субсидий носили нейтральную окраску - «Помогло, если можно так сказать, в основном единовременное, потому что сумма была существенная, остальные были особо и незаметны.» [Анастасия, высшее образование, стаж - 9 лет, один ребенок]; «Были не лишними» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]. Так некоторые говорили о том, что не стоит надеяться на помощь пособий: «Никакими субсидиями я не пользовалась и не пользуюсь. Считаю, что они слишком малы. Важны для меня были средства, которые выделили на работе. Вообще, если вы хотите иметь детей, надо рассчитывать на себя и семью. Если сразу надеяться на государство, то легко оказаться малоимущими» [Елена; среднее образование; стаж - 15 лет; трое детей]; «ведь на пособия и не нужно надеяться» [Наталия; среднее образование; стаж - 21 год; трое детей].

Поэтому субсидии и пособия по материнству хоть и решают поднятую проблему, но в малой степени. Женщине приходится всё равно больше работать, чтобы средств было достаточно для достойной жизни семьи.

На основе анализа транскриптов полученных интервью, можно сделать вывод об особой актуальности проблемы совмещения материнства с профессиональной деятельностью женщин, а также необходимости грамотной социальной политики государства.

Список используемой литературы:

1. Тюрина И.О. Гендерные аспекты занятости и управления // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 135-142.

2. Дынин П.И. Женщина и карьера // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. — СПб.: Питер, 2003. - 479 с: ил. - (Серия «Практикум по психологии»)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.