Научная статья на тему 'Совладающее поведение в борьбе со стрессом'

Совладающее поведение в борьбе со стрессом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2106
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / преодоление / совладание / копинг-поведение / копинг-стратегии / совладающее поведение / stress / overcoming / coping / coping behavior / coping strategies / defence

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тронь Татьяна Михайловна

Теоретический обзор литературных источников и концептуальный анализ существующих психологических подходов и основных методов в области стресс-менеджемента (управления стрессом).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical overview of the literary sources and the conceptual analysis of the existing psychological approaches and the leading methods in the stress-management area.

Текст научной работы на тему «Совладающее поведение в борьбе со стрессом»

84

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 1980. - 355 с.

2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 270 с.

3. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина - М.: Педагогика, 1989. - 169 с.

4. Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: автореф.

канд.психол.наук / И.К. Кряжева. - М., 1980. - 26 с.

5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1997. - 446 с.

6. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: автореферат дисс.... канд. филос. наук / И.А. Милославова. - Л., 1974. - 23 с.

7. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа

// Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Под ред. В.С. Мухиной. - М.: Просвещение, 1992. - С. 113-122.

8. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. - М.: Наука, 1988. - 199 с.

9. Постинтернатная адаптация детей-сирот. Коллективная монография / Под науч. ред. Л.М. Шипици-ной и И.Г. Абрамовой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 96 с.

10. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г.В. Семья. - М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001. - 142 с.

11. Семья Г.В. Российский опыт работы с выпускниками интернатных учреждений / Г.В. Семья // Информационный бюллетень АСИ. - Ноябрь, 2007. -С. 1 - 9.

12. Травникова Н.Г. Психологическая адаптация выпускников детского дома: автореф. дис... канд. псих. наук / Н.Г. Травникова. - СПб., 1999. - 24 с.

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ В БОРЬБЕ СО СТРЕССОМ

Тронь Татьяна Михайловна

Аспирантка Московского Института Психоанализа, г. Москва

АННОТАЦИЯ

Теоретический обзор литературных источников и концептуальный анализ существующих психологических подходов и основных методов в области стресс-менеджемента (управления стрессом).

ABSTRACT

Theoretical overview of the literary sources and the conceptual analysis of the existing psychological approaches and the leading methods in the stress-management area.

Ключевые слова: стресс, преодоление, совладание, копинг-поведение, копинг-стратегии, совладающее поведение Keywords: stress, overcoming, coping, coping behavior, coping strategies, defence

Стресс - бич современной цивилизации. В первую очередь это связано с все возрастающей психологической и информационной нагрузкой. Есть даже такая шутка, что лучшее средство от стресса - это создание информационного вакуума. К сожалению, в наше время — это практически не возможно, особенно в рамках организационной психологии. Ведь находясь на рабочем месте, человек вынужден постоянно перерабатывать огромный объем информации, принимать важные производственные решения и параллельно выстраивать взаимоотношения с трудовым коллективом. А придя домой, решать практически те же вопросы в семье.

Полвека назад Ганс Селье ввел в обиход понятие стресса, которое заставило ученых пересмотреть общепризнанные взгляды на взаимодействие человека с окружающей средой [8, 34]. Оказалось, что наряду со специфическими ответами организма на то или иное воздействие, имеются общие реакции, связанные с активностью гормональной системы. Селье показал, что при жаре и холоде, при горе и радости, при травме и сексе кора надпочечников выделяет определенные гормоны, помогающие человеку приспосабливаться к резким изменениям окружающей среды, чем бы они ни были вызваны. Селье назвал это явление адаптационным синдромом и выяснил, что он протекает в три стадии, разворачивающихся в виде единого процесса. Это стадия тревоги, стадия резистент-

ности (адаптации) и стадия истощения. Если стресс протекает в рамках первых двух стадий, тогда все нормально, такой стресс даже полезен для организма. Если же защитных сил организма недостаточно, тогда наступает третья стадия - стадия истощения адаптационных резервов, а это уже прямой путь к болезни.

Итак, стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Можно сказать, и иначе: стресс - это реакция организма на адаптацию к кризисным жизненным ситуациям. Эта реакция отражается в первую очередь на психическом и телесном уровнях (психосоматике). И чем сильнее стресс, тем ярче проявления изменений в этой области.

Х.М.Алиев в своей книге «Ключ к себе. Разблокирование скрытых возможностей» [1] считает необходимым разделить следующие понятия: напряжение, стресс, раскрепощение, расслабление и равновесие (баланс). Он считает, что стресс - это не напряжение, а перенапряжение. Напряжение - это естественное нормальное состояние, так как без напряжения невозможно включение внутренних ресурсов организма, необходимых человеку для решения проблем. Напряжения не боятся, например, творческие люди, потому что напряжение является естественной стадией процесса поиска решений. Поэтому здоровье и успешность человека зависят от его способности переносить напряжения, возникающие при решении проблем.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

85

Стресс - это перенапряжение регуляторных систем организма, когда ресурсы могут и включиться (даже полностью), и заблокироваться. Мысли при стрессе - хаотические или фиксирующиеся, причем чаще - на негативной стороне ситуации.

Раскрепощение - это не расслабление, а освобождение от зажатости, возникающей при стрессе и блокирующей включение внутренних ресурсов. А расслабление -это состояние пассивного, вялого реагирования на раздражители, потому что мозг при этом настроен на восстановление ресурсов.

Так необходимое каждому человеку состояние душевно-физического равновесия обеспечивается согласованием психических и физиологических процессов. Мысли в состоянии равновесия текут спокойно. В этом состоянии человек уверен в себе, способен адекватно реагировать на обстоятельства, управлять собой и ситуацией.

Бытует мнение, что успокоиться можно только решив проблему. На деле же все наоборот. Только успокоившись и можно решить проблему.

За последние пятьдесят лет про стресс было написаны сотни тысяч научных и популярных статей. Причем каждый исследователь излагал свои личные взгляды на этот феномен.

В последнее время все большее внимание психологов уделяется анализу поведения человека в сложных обстоятельствах. Так, А.В. Либин в своей книге «Дифференциальная психология: на пересечении европейских,

российских и американских традиций» [20] отмечает, что успешное разрешение ситуации во многом зависит от того, насколько адекватно человек оценивает происходящее. Зачастую последствия перенесенного стресса оказываются более тяжелыми в том случае, когда произошло рассогласование между «реальной сложностью неприятного события и субъективной оценкой его значимости». Для субъекта в подобной ситуации становится очень важным вовремя заметить, что она является для него угрожающей и перейти от эмоциональных переживаний к решительным действиям. Если же стадия негативных переживаний затягивается, неизбежен нервный срыв. В подобной ситуации стресс может перейти в дистресс.

У разных людей вырабатываются разные стили реагирования на разные ситуации. Под «стилем реагирования» понимается параметр индивидуального поведения, характеризующий способы взаимодействия человека с различными сложными ситуациями, проявляющиеся либо в форме психологической защиты от неприятных переживаний, либо в виде конструктивной активности личности, направленной на разрешение проблемы». Иными словами, некоторые люди в стрессовой ситуации склонны проявлять защитное поведение, характеризующееся тревожностью, психологическим дискомфортом, соматическими расстройствами, дезадаптацией и так далее, а другие проявляют совладающее поведение, направленное на успешное разрешение проблемы и характеризующееся состоянием радости и душевного подъема. Очевидно, что второй стиль поведения является не только конструктивным, но и избавляющим от последствий стрессора.

В зарубежной психологии для обозначения специфики этих способов поведения используются термины «coping» (обозначающий «справиться с чем-либо», например, с проблемной ситуацией) и «defence» («защита от чего-либо», например, от неприятных переживаний).

Понятие психологической защиты (defensive behaviour) было введено Зигмундом Фрейдом в рамках психоанализа. Это защиты бессознательного от того, чтобы воспоминание о травмирующем событии, и сопровождающая

его психологическая боль не вышло в область сознания человека и не причинило бы новую боль. Столкновение с похожей травмирующей жизненной ситуацией и включает данный механизм, что сопровождается состоянием тревоги, психологического дискомфорта или раздражения по отношению к другому человеку (или самому событию). Чем больше подобных ситуаций накапливается в бессознательном, тем больше болезненных реакций возникает. Подобные «контейнеры» (или комплексы) существуют практически у каждого человека.

Термин «coping» начал активно использоваться в американской психологии в начале 60-х годов прошлого века для изучения поведения личности в стрессовых ситуациях. Вначале этот термин понимался шире: как средства психологической защиты от психотравмирующих событий и как поведение, воздействующее на ситуацию. В русском языке данный термин можно заменить словами «преодоление» или «совладание».

Предметом психологии совладания является изучение механизмов эмоциональной и рациональной регуляции человеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненными обстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями. На предпочтение тех или иных способов совладания влияют как внешние факторы (например, специфика среды), так и внутренние, индивидуально-психические особенности (темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локуса контроля, направленность характера, степень самоактуализации личности).

Немецким ученым Гансом Томэ была предложена шкала типичных реакций или техник жизни. [20] На этой шкале отображается баланс между совладающими и защитными типами поведения. К «верхним» (совладаю-щим) техникам относятся такие способы, как «поведение, направленное на достижение успеха», «размышление над ситуацией», «поощрение себя» и так далее, а к «нижним» (защитным) - «пассивные действия», «уклончивое поведение», «обесценивание значимости других», «жалобы на состояние здоровья». Чем ближе оказывается человек к концу шкалы, тем неблагоприятнее может быть прогноз успешности решения значимых ситуаций. Чем ближе к началу - тем более выражена готовность к принятию возможных изменений в своей жизни и намерение использовать совладающие стили.

Необходимо также отметить, что стили реагирования у мужчин у женщин на стресс, вызванный сложными обстоятельствами, различны [20]. Женщина, испытывая подавленность, стремится думать о возможных причинах своего состояния. Тогда как мужчина пытается отгородиться от депрессивных эмоций, концентрируясь на чем-то другом или вовлекаясь в физическую активность и таким образом вывести себя из текущего негативного состояния. В данном контексте, женская реакция «все тщательно обдумать» характеризуется тенденцией навязчивого фокусирования на проблеме, что увеличивает женскую уязвимость по отношению к депрессии. Это обьяс-няется отчасти тем, что конструкт «фемининность» включает в себя в качестве основных компонентов пассивность, концентрацию на чувствах, проявление эмоций и стремление разделить их с другими. Мужская же схема поведения, закодированная в конструкте «маскулинность», включает стремление быть физически и интеллектуально активным, неэмоциональным, не проявлять признаков слабости.

В книге «Организационный стресс» [17] отмечается, что исследователи все больше склоняются к мысли,

86

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

что стресс следует определять, как результат взаимодействия, поскольку он включает в себя трансакции между человеком и внешней средой. В трансактной теории стресса Лазаруса, основанной на трансактном анализе Эрика Берна, «копинг рассматривается как мысли и действия, инициируемые в ответ на специфическое столкновение, которые со временем меняются, поскольку усилия и последствия потом переоценивают». То есть, происходит динамическое взаимодействие человека с внешней средой, в котором человек оценивает внешнюю среду, а внешняя среда оказывает влияние на формирование этой оценки. Усилия, направленные на определение стрессогенного столкновения, влияют на последующую оценку требований и на последующие копинг-усилия.

Единицей анализа, фиксирующей трансактную природу стресса, является оценка. [17] Существует два вида оценок:

- первичная, когда люди придают значение и важность ситуации, оценивают, что «поставлено на карту» и что им угрожает, то есть, какова потенциальная или реальная угроза их благополучию;

- вторичная оценка отражает ощущаемое количество копинг-ресурсов для преодоления стрессогенного столкновения.

Копинг-поведение возникает как результат первичной и вторичной оценок, эти процессы взаимосвязаны, они оказывают влияние друг на друга и формируют природу любого стрессогенного столкновения.

Однако одной из проблем применения трансактной модели является то, что в ней предполагается, что стресс протекает в основном на индивидуальном уровне, и поэтому необходимо разрабатывать индивидуальные паттерны и индивидуальные процессы борьбы с ним.

В основном, копинг-стратегии подразделяются на: «направленные на проблемы» и «направленные на эмоции».

Интервенции стресс-менеджмента К.Л. Купер и соавторы [ ] делят по уровню (первичная, вторичная или третичная), области, их целям и теории, лежащей в основе каждой интервенции.

Разберем подробнее уровни интервенций. Первичные интервенции основаны на предположении о том, что наилучшим способом борьбы с переутомлением будет устранение или хотя бы снижение влияния его источников. Это наиболее активный и профилактический подход к стресс-менеджменту. Для осуществления этого уровня интервенции необходимо изменение рабочей среды, условий труда, технологий или структуры организации. Классифицировать первичные интервенции можно следующим образом:

- реорганизация уровней власти;

- реструктурирование организационных единиц;

- ре-дизайн трудовых заданий, например, увеличение автономности и усиление контроля над трудовыми функциями и графиком работы;

- более консультативный стиль руководства или такой стиль, который в большей мере направлен на участие работников в принятии решений;

- разработка более четкого описания ролей;

- использование более эффективных систем постановок целей и систем обратной связи;

- ре-дизайн физической рабочей среды;

- обеспечение более поддерживающего климата, включая более конструктивную обратную связь по выполнению работы;

- более справедливая система распределения поощрений.

Вторичные интервенции сконцентрированы на тренинге стресс-менеджмента, чтобы ослабить влияние, которое оказывают средовые стрессоры. Сфера вторичных интервенций профилактическая и реагирующая - это изменение реакций людей на стрессоры. Применяются в случае, когда невозможно устранить стрессор или снизить его влияние. Данные интервенции направлены на человека. Могут быть использованы тренинги стресс-менеджмента, коммуникация и обмен информацией, программы «wellness».

Третичные интервенции стресс-менеджмента связаны с реабилитацией людей, здоровье или благополучие которых пострадало в результате рабочего переутомления. Это минимизация вредных последствий стрессоров посредством помощи людям для более эффективного их преодоления. Фокусом данного подхода является «лечение» возникших проблем. Используются различные программы помощи работникам, психологическое консультирование. Не смотря на кажущуюся экономическую невыгодность данного подхода, существует ряд исследований, доказывающих, что во многих случаях психологическое консультирование весьма эффективно для ре-стресса и повышения благополучия работников, причем выгоду получает и вся организация.

Исследователи организационного стресса утверждают, что большинство организационных интервенций терпят неудачу из-за того, что они предлагают частичное решение и возлагают на человека ответственность за изменение его копинг-механизмов, вместо признания и модерирования структурных переменных на уровне работы или организации. В основном внимание уделяют вторичным и третичным интервенциям, а первичные интервенции, снижающие влияние стрессоров, рассматривают достаточно редко.

Необходимо учитывать и мотивацию самого работника к совладанию с возникшим у него стрессом. Как это не парадоксально звучит, но многие люди специально искусственно увеличивают уровень своего стресса, так как стресс позволяет манипулировать окружающими или приносит им так называемую «вторичную выгоду». Вот несколько вариантов такой выгоды:

- стресс дает адреналиновую встряску и бодрит, когда в жизни недостаточно риска и эмоций;

- позволяет чувствовать себя важным, значимым человеком, который «всегда занят и всегда не успевает»;

- позволяет избегать ответственности;

- позволяет требовать от окружающих послушания;

- позволяет сохранять дистанцию: когда человек боится отношений, он может с головой уйти в важную работу и так далее.

Итак, проведя обзор литературных источников и концептуальный анализ существующих психологических подходов и основных методов в области управления стрессом, можно сделать следующий вывод. На выбор тех или иных способов совладания со стрессом влияют как внешние факторы (специфика среды), так и внутренние, индивидуально-психические особенности индивида (темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности локус контроля, направленность характера, тип актуализации личности, мотивация к совладанию со стрессом). Что необходимо учитывать при выборе стратегии совладания со стрессом.

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

87

Список литературы

1. Алиев Х. М. Ключ к себе. Разблокирование скрытых возможностей. - М.: Вече, 2008. - 128 с.

2. Алиев Х.М. Метод ключ в борьбе со стрессом /Серия «Психологический практикум». - РнД.: Феникс, 2003. - 320 с.

3. Алиев Х. Свое лицо, или Формула счастья. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. - 158 с.

4. Андреас С. 50 психологических приемов, которые обязан знать каждый психолог-практик. Сердце разума. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 351 с.

5. Ассаджиоли Р. Психосинтез: Принципы и техники.

- М.: Психотерапия, 2008. - 384 с.

6. Баскаков В.Ю. Свободное тело. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 224 с.

7. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. - 176 с.

8. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.

9. Ганим Б. Исцеление через искусство. - Мн.: ООО « Попурри», 2005. - 336 с.

10. Гордеев М.Н. Классический и эриксоновский гипноз. - 4-е изд. - М.: Психотерапия, 2008. - 240 с.

11. Диагностика в арт-терапии: Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Психотерапия, 2009.

- 144 с.: ил.

12. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. -СПб.: Речь, 2007. - 217 с.

13. Капаччионе Л. Сила другой руки, или как при помощи левой руки активизировать возможности правого полушария головного мозга. - М.: София, 2005. - с.336

14. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Вводный практический курс. - С-Пб.: Андреев и сыновья, 1991. -336 с.

15. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 1167

с.: ил.

16. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 544 с.

17. Купер К.Л., Дэйв Ф.Д., О’Драйсколл М.П. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. - Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб.: Речь, 2008. -256 с.

19. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. - М.: Смысл, 2007. - 311 с.

20. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М.: Смысл, 1999. - 532 с.

21. Линде Н.Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2009. -208 с.

22. Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия. Теория и практика. - М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2004. - 184 с.

23. Логинова О. Методы совладания со стрессом. Авторский проект сайта «Психология и человек», 2007.

24. Лоуэн А. Сборник биоэнергетических опытов. - М.: АСТ МОСКВА, 2006. - 188, [4] с.

25. Лоуэн А. Удовольствие: Творческий подход к жизни. - М.: Психотерапия, 2008. - 304 с.

26. Медведев А.Н., Медведева И.Б. Психотехники счастья /Серия «Технология счастья», кн. 2/ - М.: ООО «НИПКЦ ВОСХОД», 1998. - 234 с.

27. Медведев А. Лечение эмоциями: 10 основных упражнений, избавляющих от бессонницы, головной боли, хронической усталости, нервозности и многих других заболеваний. - М.: АСТ МОСКВА, 2007. - 45, [3] с.

28. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. Москва: ИКЦ «МарТ», 2004. - 288 с.

29. Психотерапевтическая энциклопедия /под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2006. - 944 с.

30. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. - СПб.: Речь, 2008. - 208 с.

31. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М.: «Когито-Центр», 2006. - 368 с.

32. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Работа с подсознанием. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 304

с.: ил.

33. Сандомирский М.Е. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 256 с.: ил.

34. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / Под ред. А.Л. Журавлева, Т.Л. Крюковой, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 474 с.

35. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: Практическое руководство. - М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.

36. Тронь Т.М. Статьи: Асаны. Пратьяхара.(В разделе «Практика Йоги») Психология йоги.(В разделе «Теория Йоги») - http://www.samadhy.ru - М.: 20062007.

37. Ульямс, Х. «Говорящий» рисунок, или как познать свое глубинное “Я”. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -205 с.

38. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. - М.: РИ-МИС, 2008. - 608 с.

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В РАБОТАХ

С. КЬЕРКЕГОРА

Чеснокова Милена Григорьевна

Канд. психол. наук, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, г. Москва АННОТАЦИЯ

В статье анализируется специфика понимания С.Кьеркегором категории субъективного в сопоставлении с ее традиционной трактовкой в психологии. Рассматриваются особенности субъективного и объективного типа мышления по Кьеркегору. Подчеркивается значение идей Кьеркегора для истории и современного состояния психологической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.