Научная статья на тему 'СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совпадающее поведение / копинг-стратегии / студенты вуза / цифровизация образования / стресс / экзаменационная сессия / coping behavior / coping strategies / university students / digitalization of education / stress / exam session

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Сулейманов Александр Георгиевич

В статье рассматривается вопрос воздействия стресса на личность студента в условиях дистанционного образования. Показано, что эмоциональный стресс, переживаемый студентами в период сдачи экзаменов, может носить пролонгированный характер и влиять на их сознание. Стресс занимает одну из лидирующих позиций, среди причин, вызывающих негативные эмоциональные переживания психическое напряжение, беспокойство, тревогу, волнение и психосоматические нарушения студентов, сказывающиеся не только на настроении и самочувствии, но и на качестве учебной деятельности, а также на усвоении профессиональных знаний. Раскрыты особенности обучения с использованием дистанционных форм взаимодействия преподаватель-студент и электронного тестирования в условиях цифровизации образования. В этой связи подчеркивается важность использования способов совладания со стрессом. Раскрываются основные типы совладеющего поведения личности в условиях экзамена. Описаны краткие результаты экспериментального исследования, направленного на выявление ведущих стратегий совладания, характерных для студентов в условиях дистанционного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьева Ольга Владимировна, Сулейманов Александр Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the impact of stress on the personality of the student in the conditions of distance education. It is shown that emotional stress, experienced by students in the period of examinations, can have a prolonged character and affect their consciousness. Stress takes one of the leading positions among the causes, causing negative emotional experiences mental tension, anxiety, worry, excitement and psychosomatic disorders of students, affecting not only the mood and well-being, but the quality of educational activities, as well as the assimilation of professional knowledge. The features of learning with the use of distance forms of teacher-student interaction and electronic testing in the context of digitalization of education are revealed. In this connection, the importance of using ways of coping with stress is emphasized. The main types of individual's coping behavior in the conditions of exams are revealed. Brief results of an experimental study aimed at identifying leading coping strategies characteristic of students in distance education are described.

Текст научной работы на тему «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

Психология

УДК 159.9

доктор психологических наук, профессор Соловьева Ольга Владимировна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); аспирант Сулейманов Александр Георгиевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос воздействия стресса на личность студента в условиях дистанционного образования. Показано, что эмоциональный стресс, переживаемый студентами в период сдачи экзаменов, может носить пролонгированный характер и влиять на их сознание. Стресс занимает одну из лидирующих позиций, среди причин, вызывающих негативные эмоциональные переживания - психическое напряжение, беспокойство, тревогу, волнение и психосоматические нарушения студентов, сказывающиеся не только на настроении и самочувствии, но и на качестве учебной деятельности, а также на усвоении профессиональных знаний. Раскрыты особенности обучения с использованием дистанционных форм взаимодействия преподаватель-студент и электронного тестирования в условиях цифровизации образования. В этой связи подчеркивается важность использования способов совладания со стрессом. Раскрываются основные типы совладеющего поведения личности в условиях экзамена. Описаны краткие результаты экспериментального исследования, направленного на выявление ведущих стратегий совладания, характерных для студентов в условиях дистанционного образования.

Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии, студенты вуза, цифровизация образования, стресс, экзаменационная сессия.

Annotation. The article deals with the impact of stress on the personality of the student in the conditions of distance education. It is shown that emotional stress, experienced by students in the period of examinations, can have a prolonged character and affect their consciousness. Stress takes one of the leading positions among the causes, causing negative emotional experiences - mental tension, anxiety, worry, excitement and psychosomatic disorders of students, affecting not only the mood and well-being, but the quality of educational activities, as well as the assimilation of professional knowledge. The features of learning with the use of distance forms of teacher-student interaction and electronic testing in the context of digitalization of education are revealed. In this connection, the importance of using ways of coping with stress is emphasized. The main types of individual's coping behavior in the conditions of exams are revealed. Brief results of an experimental study aimed at identifying leading coping strategies characteristic of students in distance education are described.

Key words: coping behavior, coping strategies, university students, digitalization of education, stress, exam session.

Введение. Проблема копинг-стратегий обучающихся является одной из актуальных в практической психологии. Переход на цифровой формат повлиял на психоэмоциональное состояние всех субъектов образовательного пространства. В частности, отмечаются изменения в таких психологических показателях как тревожность и самоконтроль (у студентов с переходом на дистанционный формат обучения повысился уровень внутренней тревожности, беспокойства, возникли трудности с самоконтролем и самостоятельностью обучения). Необходимо отметить, что дистанционное образование рассматривается как перспективная форма обучения студентов, которая позволяет внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс.

Изложение основного материала статьи. Интенсивное внедрение технологий удаленной работы влечет за собой ряд трудностей: снижение уровня общения; трудности технического характера, связанные с плохим соединением (отсутствием) интернета и низкой его скоростью, трудности восприятия информации в дистанционном формате, трудности с организацией и др.

Анализируя исследования Т.А. Воробьевой в области психологических особенностей образования в дистанционном формате, можно сделать вывод, что базовыми составляющими успешности такого обучения студентов является наличие у них следующих личностных характеристик: психологическая саморегуляция, самоорганизация, добросовестность [6, С. 100].

Г.А. Соколов в своих исследованиях отмечал, что цифровизация образовательной среды влияет не только на когнитивную сферу личности студента, но и на психоэмоциональное состояние учащихся, вызывая неоднозначную реакцию на социальные явления, окружающие человека. Во время онлайн-обучения коммуникация между обучающимися проходит в новом формате и чаще всего сводится к минимуму [11, С. 10].

У студентов возникают негативные мысли, повышается уровень тревожности, они становятся нерешительными, возрастает нагрузка на «неокрепшую» в полной мере психику студента. Все это приводит к плохой подготовке, неудачному усвоению материала, непониманию темы и выбор негативных форм совладания со стрессом, возникающими в период обучения.

Все из вышеперечисленного является условием для выработки новых стратегий совладающего поведения для преодоления трудностей в процессе обучения.

В психолого-педагогической литературе под совладающим поведением принято понимать как поведение направленное на приспособление личности к разным обстоятельства жизни и предполагающее способность преодолевать в различных жизненных ситуациях «эмоциональный стресс», инструментами совладающего поведения выступают копинг-ресурсы -особые приемы и методы, благодаря которым и происходит процесс совладания.

Несмотря на тот факт, что в психологической литературе очень большое количество исследований, посвященных копинг-стратегиям, малоизученным остается вопрос совладающего поведения студентов в условиях дистанционного образования.

Изучение совладающего поведения в отечественной науке началось относительно недавно и рассматривалась такими учеными как: В.А. Бодров, Т.Л. Крюкова, А.А. Приходько и др. При этом авторы склонялись к тому, что совладающее поведение необходимо личности как механизм адаптации к постоянно меняющимся реалиям жизни [10, С. 138].

В работах Н.Е. Водопляновой и З.Б. Кручиной определены различия в выборе стратегий совладающего поведения студентами в условиях дистанционного формата и традиционных условиях. Однако на выбор стратегий совладания влияют не только условия, в которые помещен человек, но и личностный фактор, который включает в себя как личностные, так и психологические качества студента в период обучения в вузе (ссузе). Н.Е. Водоплянова помимо личностных и психологических качеств студента отмечала, что на выбор стратегий совладания также влияет уровень стресса [5, С. 255].

По мнению Т.Л. Крюковой совладающее поведение носит ситуативный характер и активизируется организмом самостоятельно для снижения пагубного воздействия стресса на психологическое состояние личности.

Если рассматривать ситуацию экзаменационной сессии, то можно заметить, что происходит оценка степени воздействия стресса, что приводит к выбору стратегий и стилей совладающего поведения [10, С. 138].

По мнению З.Б. Кучиной на выбор стратегий совладания студента в период сессии влияют личностные особенности (личностный фактор) и психологические качества, проявляющиеся во время сдачи экзаменов [7, С. 112].

Нельзя не отменять очевидный факт того, в условиях дистанционного образования усиливаются умственные нагрузки, которые требуют от студента мобилизации как психоэмоциональных, так и психофизиологических ресурсов совладания со стрессовыми ситуациями в образовательном пространстве. Следовательно, можно сделать вывод, что личностные и эмоциональные особенности личности студента напрямую влияют на выбор стратегий совладания со стрессовыми ситуациями.

Нами на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей совладающего поведения студентов вуза в условиях дистанционного образования.

В качестве испытуемых выступили студенты 1-5 курсов в возрасте от 18 до 22 лет. Общая величина выборки составила 40 человека, среди которых 15 юношей и 25 девушек. В выборе методик учитывались особенности и специфика возраста.

В качестве диагностического инструментария выступали следующие методики:

1. Опросник «Копинг-стратегии» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой).

2. Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой).

3. Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой).

По результатам исследования совладающего поведения у студентов в стрессовых ситуациях можно отметить следующее:

В результате проведения опросника «Копинг-стратегии» (авторы Р. Лазарус и С. Фолкман, адаптирован Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой, были получены следующие данные о копинг-стратегиях, которые присущи данным респондентам. Было установлено, что конфронтационный тип копинг-стратегии отмечается 20% респондентов, это свидетельствует о том, что студенты в стрессовых ситуациях прибегают к нерациональным способам решения сложившийся ситуации, они агрессивны, способны усугубить ситуацию, снизить вероятность на благоприятный исход.

Такая форма копинг-стратегии как «Дистанцирование» отмечается у 35% респондентов. Для респондентов характерно следующее поведение, стараются максимально отдалиться от ситуации и снизить ее значимость. Для этого копинга характерно обесценивание собственной значимости, прибегание к юмору и попытки переключения внимания («Ведь я такой, поэтому это произошло именно со мной»),

У 15%, определен такой тип копинга как «Самоконтроль», данные студенты, предпочитают скрыть все эмоции в себе и при акцентировании внимания на них прибегают к интроверсии.

Поиск социальной поддержки отмечен у 20%, для них характерно обращение к референтному кругу людей за советом или с желанием быть выслушанным. Чаще всего студенты ожидают сверстников моральной поддержки, внимания или конкретной действенной помощи.

Избегание от сложившейся жизненной ситуации отмечено у 10% от числа всех респондентов, решения проблемы данные студенты видят в уклонении, фантазировании, отрицания данной проблемы, снижают стрессовое воздействие ситуация через аддикции (переедание, употребление алкогольной продукции и т.д.).

Результаты последней методики «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) С. Хобфолл (адаптация Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой) показали, что в контрольной и экспериментальной группах диагностированы следующие стратегии преодоления стрессовых ситуаций:

Ассертивные действия как стратегия преодоления стрессовых ситуаций в ЭГ и КГ представлена у 8%. Студенты, которые используют данную форму стратегии склоны к самостоятельному разрешению поставленных проблем, не разрушая свои и не нарушая личные границы другого человека, в решении трудных жизненных ситуациях склоны не менять других, а отвечать за свои чувства и реакции, ответвлены за свои действия.

Такая стратегия как «Вступление в социальный контакт» отмечается у 8% испытуемых, такой вид просоциальной стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, говорит о том, что респонденты перед тем, как решить ту или иную проблему формируют вокруг себя комфортные отношения. В разрешении стрессовой ситуации часто прибегают к компромиссным решениям.

«Поиск социальной поддержки» - стратегия преодоления стрессовых ситуаций диагностирована у 5% респондентов. Студенты в решении стрессовой ситуации прибегают к поиску индивида, который любыми способами поможет решить его проблему (материальными, физическими, эмоциональными или информационными).

Стратегия преодоления стрессовых ситуаций «Осторожные действия», отмечена у 8% при решении стрессовых ситуаций респонденты долгое время обдумывают каждое свое действие, осторожны в принятии решений.

Стратегия «Импульсивные действия» выявлена у 13% респондентов. Это свидетельствует о том, что данные студенты при решении стрессовых ситуаций действуют необдуманно, спонтанно, в большей степени полагаясь на интуитивные ощущения, менее рациональны, с низким уровнем самоконтроля.

«Избегание» как стратегия совладания со стрессом 23% - использование данной стратегии говорит о том, что у личности недостаточно развита копинг-ресурсная составляющая, они стремятся оградить себя от лишнего общения, всяческими путями стремятся отгородить себя от возникшей проблемы, не способны самостоятельно решить проблему.

«Непрямые действия», данная стратегия отмечена у 20%, данные респонденты склонны в решении стрессовых ситуаций прибегать к манипулятивным действиям, воздействуют на окружающих людей, навязывая им свои взгляды.

«Асоциальные действия», такая форма стратегии преодоления стресса отмечена у 10%, для разрешения стрессовой ситуации студенты готовы выходить за рамки дозволенного в своем поведении, лишь бы удовлетворить свои потребности и разрешить возникшую стрессовую ситуацию.

«Агрессивная» стратегия совладания со стрессом также была выявлена 13%. В своих неудачах респонденты обвиняют окружающих, в стрессовых ситуациях испытывают чувства гнева, раздражительности, как по отношению к себе, так и к окружающим.

По результатам методики «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, адаптированный вариант Т.Л. Крюковой) на констатирующем этапе эксперимента были получены следующие результаты:

Копинг, ориентированный на решение задачи отмечается у 15% испытуемых. У этих студентов в стрессовых ситуациях отмечается предварительный анализ проблемы. Они чаще склонны достигать решения самостоятельно, обращаются за помощью в редких случаях (лишь к специалистам или к людям, которые переживали подобные ситуации).

У 50%, отмечен копинг, ориентированный на эмоции. Данная группа студентов в своем поведении проявляет вербальные и невербальные формы агрессии. Также студенты этой группы часто зацикливаются на собственной беспомощности (даже если беспомощность мнимая).

Копинг, ориентированный на избегание также диагностирован у испытуемых и составляет 35%. Для этой группы респондентов характерно стремление к отвлечению от ситуации с помощью прогулки, еды, чтения книг, общения с другими людьми (включить референтный круг в решение поставленной задачи), отдаления от тревожащей ситуации, прослушивания музыки, погружения в сон, занятий физическими упражнениями, другими словами сублимация и абстрагирование от возникшей стрессовой ситуации.

Выводы. По результатам исследования можно сделать вывод, что подобранный диагностический инструментарий позволил выявить особенности совладающего поведения у студентов вуза в условиях цифровизации образования. Самые актуальные стратегии совладающего поведения являются:

1. Избегание - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях (стрессовой ситуации), предпочитают активным формам решения проблемы пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных социальных контактов, не видят решения проблемы или уходят в отказ от решения проблемы.

2. Поиск социальной поддержи - поведенческая стратегия, при которой личность стремиться решить проблемы обращаясь за помощью и поддержкой к референтному кругу людей: семье, друзьям и др.

3. Конфронтация (агрессивные действия как копинг-стратегия) - представляет собой агрессивный ответ личности на конкретную жизненную ситуацию.

Выше представленные стратегии не являются конструктивными (за исключением социальной поддержки), так как личность в сложившейся жизненной ситуации не способна самостоятельно урегулировать трудности. Деструктивные стратегии совладания осложнят процесс обучения в целом (независимо в традиционной форме или в цифровом формате), приводят к снижению успеваемости, повышению конфликтности, снижают эффективность учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ситуации дистанционного образования студенты вуза испытывают трудности в выборе конструктивных стратегий совладающего поведение, что в свою очередь может привести к снижению общей успеваемости, к низкому уровню усвоения образовательной программы, трудностям в межличностных отношениях и самореализации в профессиональной деятельности. Для решения данной проблемы необходимо учитывать не только техническое оснащение образовательного пространства, психофизиологические особенности студентов, но и особенности личностного развития студентов, позволяющих научиться использованию и применению продуктивных копинг-стратегий в напряженной и стрессовой ситуации.

Литература:

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды / К.А. Абульханова. - М.: Московский психолого-социальный институт. -Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.-224 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с.

3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. -2017. - № 5. - С. 104-115

4. Берне, Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 2011. - 420 с.

5. Водопьянова, H.A. Психодиагностика стресса: монография / H.A. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 255 с.

6. Воробьева, Т.А. Психологические особенности электронного обучения / Т.А. Воробьева // Сибирский педагогический журнал. -2015. -№2. - С. 100-104

7. Гутник, Е.П. Волевые копинг-ресурсы личности в ситуации неопределенности / Е.П. Гутник // Вестник Омского университета. -2019. - №12. - С. 90-96

8. Исаева, Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: моногр. / Е.Р. Исаева. - СПб.: СПбГМУ, 2009. - 136 с.

9. Кружкова, О.В. Психологическая защита и совладание: феноменологические соотношения и структура / О.В. Кружкова // Вестник ЛГУ имени A.C. Пушкина. Психология. - 2012. - №12. - С. 36-49

10. Крюкова, Т.Л. Человек как субъект совладающего поведения / Т.Л. Крюкова // Совладающее поведение: Современные составляющие и перспективы: сб. научных статей. - М., 2008. - С. 138.

11. Соколов, Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения / Г.А. Соколов // Современное образование. -2014. -№1. - С. 1-13

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Станоева Юлия Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Лупенко Наталья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье исследовано поведение личности в конфликте у мужчин и женщин руководителей. Показано, что руководители мужского и женского пола предпочтительно выбирают стратегии планирования решения проблем и бегства-избегания. У руководителей обоих полов отсутствует черта неуступчивости, и им не свойственно категоричное отстаивание своей точки зрения. Мужчинам и женщинам руководителям свойственна склонность к компромиссу, урегулированию разногласий, они имеют высокую адаптивность и внутренний контроль, им свойственно полагаться на свои собственные силы, здраво оценивать свои возможности, а также брать на себя ответственность за свои поступки. У руководителей обоих полов доминируют одни и те же копинг-стратегии личности, схожие особенности личности и одинаковый уровень адаптивности; уровень конфликтности и агрессивности у них не различается, и выраженность этих качеств у определенного пола не существует. Доказано, что чем сильнее принимают себя руководители мужского и женского пола, тем выше их

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.