Научная статья на тему 'СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС'

СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
295
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОВЛАДАНИЕ / КОПИНГ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / МЧС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушко Оксана Юрьевна

В статье представлен исследований совладающего поведения сотрудников МЧС. Все исследования совладающего поведения у сотрудников МЧС показывают различные результаты в использовании стратегий, но подчеркивают острую необходимость наличия гибких стратегий совладания для борьбы со стрессом и как профилактику ПТСР и эмоционального, профессионального выгорания сотрудников. Эмпирическое исследование показало, что наиболее популярными стратегиями совладания у сотрудников МЧС являются «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «самоконтроль».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кушко Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COPING BEHAVIOR OF EMERGENCY WORKERS

The article presents a theoretical review of studies of coping behavior of emergency workers. All studies of coping behavior among emergency workers show different results in the use of strategies, but emphasize the urgent need for flexible coping strategies to combat stress and as a prevention of PTSD and emotional, professional burnout of employees. Empirical research has shown that the most popular coping strategies among emergency workers are "search for social support", "escape-avoidance", "self-control".

Текст научной работы на тему «СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС»

Совладающее поведение сотрудников МЧС Coping behavior of emergency workers

Кушко Оксана Юрьевна

Ассистент Факультет Психологии НИУ "БелГУ" Россия, Белгород e-mail: ksysha260297@mail.ru

Kushko Oksana Yurievna

Assistant Faculty of Psychology NRU "BelSU" Russia, Belgorod e-mail: ksysha260297@mail.ru

Аннотация

В статье представлен исследований совладающего поведения сотрудников МЧС. Все исследования совладающего поведения у сотрудников МЧС показывают различные результаты в использовании стратегий, но подчеркивают острую необходимость наличия гибких стратегий совладания для борьбы со стрессом и как профилактику ПТСР и эмоционального, профессионального выгорания сотрудников. Эмпирическое исследование показало, что наиболее популярными стратегиями совладания у сотрудников МЧС являются «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «самоконтроль».

Annotation

The article presents a theoretical review of studies of coping behavior of emergency workers. All studies of coping behavior among emergency workers show different results in the use of strategies, but emphasize the urgent need for flexible coping strategies to combat stress and as a prevention of PTSD and emotional, professional burnout of employees. Empirical research has shown that the most popular coping strategies among emergency workers are "search for social support", "escape-avoidance", "self-control".

Ключевые слова: Совладающее поведение, совладание, копинг, копинг-стратегии, МЧС.

Key words: Coping behavior, coping, coping, coping strategies, Ministry of Emergency Situations.

Совладающее поведение является индивидуальным способом человека, помогающим справляться с ситуациями стресса, экстремальными ситуациями. Сотрудники Министерства Чрезвычайных Ситуаций (МЧС) трудятся в ситуации постоянных экстремальных ситуаций, их деятельность протекает в постоянном психоэмоциональном напряжении, что приводит к стрессу и негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Несмотря на это, сотрудники МЧС должны быть способны, несмотря на стрессоры, реагировать быстро и быть готовым к различного рода внештатным ситуациями, в чем и заключается актуальность нашей работы.

Проблемой совладающего поведения занимались многие исследователи. Так, Р. Лазарус и С. Фолкман рассматривали его как социальное поведение. Л.И. Анцыферова и Т.Л. Крюкова подчеркивали осознанность совладающих стратегий.

Прежде чем рассматривать специфику совладающего поведения сотрудников МЧС необходимо определить терминологический аппарат. Одна из известнейших концепции совладающего поведения принадлежит Р. Лазарусу, которое он определяет как поведение целенаправленного, социального характера, которое дает возможность преодолеть трудную жизненную ситуацию (стресс) теми способами, которые адекватны личностным особенностям личности и ситуации с помощью осознанных стратегий действия. Автор классифицирует типы копинг-стратегий (способов преодоления стресса) на два больших класса []:

1. Проблемно-ориентированный, целью которого является рациональное разрешение стрессовой ситуации, часто проявляется в таких формах поведения, как самостоятельный анализ ситуации, помощь других, поиск дополнительных источников и средств информации.

2. Субъектно-ориентированный эмоциональной реакцией на стрессовую ситуацию, не сопровождается конкретными действиями к изменению ситуации, а направлено на изменения себя, своего отношения к ситуации.

При этом, автор говорит об адаптивных стратегиях совладания, которые непосредственно разрешают стрессовую ситуацию и благоприятно влияют на человека и неадаптивных, которые не разрешают сложившуюся ситуацию и не позволяют приспособиться к новым условиям.

Р. Лазарус в кооперации с С. Фолкманом выделяют пять основных задач совладания (копинга) [4]:

- снижение негативного влияния ситуации, повышения возможности к восстановлению активности,

- преобразование, примирение, регуляция жизненной ситуации, вызвавшей трудности,

- поддержка положительного образа «Я», повышение уверенности в себе и своих возможностях,

- поддержка стабильного эмоционального состояния,

- установление контакта, его поддержание с другими людьми, социальная поддержка.

В исследовании совладающего поведения сотрудников МЧС существуют два диаметрально-противоположных результата. Согласно первому, сотрудники МЧС используют адаптивные стратегии.

Так, в исследовании О.О. Лебедевой установлено, что сотрудники МЧС используют адаптивные копинг-стратегии, направленные на разрешение проблем и преодоление кризисов, преобладающей же является стратегия совладания, направленная на поиск социального одобрения и поддержки, активный поиск решений [2].

Согласно другому, сотрудники МЧС склонны выбирать непродуктивные копинги, в числе которых употребление никотина. Г.И. Сапронов обнаружил высокий процесс эмоционального выгорания у этой категории лиц и установил, что эти лица используют одни и те же стратегии совладания, вне зависимости от сложившейся ситуации. Что говорит об отсутствии гибкости при выборе стратегии совладания [1].

В эмпирическом исследовании мы для получения данных по предпочитаемым стратегиям совладающего поведения в ситуации стресса и чрезвычайных ситуациях использовали опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Выборку составили 30 сотрудников МЧС с разным стажем работы. Полученные результаты отражены на рисунке ниже.

Рисунок 1 Выраженность стратегий совладающего поведения сотрудников МЧС (ср.знач)

Исходя из рисунка выше, наиболее употребляемой и предпочитаемой стратегией (ср.знач=62,5) является «поиск социальной поддержки», при попадании в стрессовую ситуацию эти люди стремяться выйти из неё путем

привлечения внешних ресурсов, а именно обращаются за помощью к сторонним людям. Данный тип может быть продуктивен в тех ситуациях, которые в силу отдельных причин не могут быть решены собственными силами и в этом случае данный тип поможет завершить ситуацию стресса.

Далее, по выраженности, следует стратегия «бегство-избегание» (ср.знач=40) и обнаруживается она в полной изоляции от стрессовой ситуации, при этом такая ситуация остается нерешенной и приводит к накоплению внутреннего напряжения. Данные сотрудники могут отрицать или игнорировать наличие стрессовой ситуации, либо выбирать нерациональные способы снятия напряжения: переедание, табачная продукция, вспышки агрессивных тенденций, пассивность. Данный тип может быть продуктивен в краткосрочных ситуациях. В непродуктивных вариантах приводит к накоплению эмоционального напряжения и затяжному характеру стрессовой ситуации.

Следующая предпочитаемая стратегия «самоконтроль» (ср.знач=37,5). Лица с этой стратегией при попадании в ситуацию стресса стремятся подавить эмоции по отношению к такой ситуации, они скрывают все личные переживания по отношению к ситуации стресса и стараются решать её без учета эмоционального фона. В продуктивном варианте такой тип несет в себе возможность несовершения импульсивных поступков и преобладание рационального подхода к решению ситуации. Выбор данной стратегии может быть следствием личностных особенностей сотрудников, работающих МЧС, так как, они часто отличаются эмоциональной отстраненностью, повышенным самоконтролем в эмоциях и поведении.

Конфронтация (ср.знач=20) выражена у сотрудников МЧС в виде импульсивности, с агрессивными и конфликтными тенденциями, невозможностью адекватного ситуации планирования действий, прогнозирования их результата, упорства. Стратегия направлена на эмоциональную разрядку, снятие напряжения, а не на разрешение ситуации и выхода из стресса.

Одинаковую выраженность (ср.знач=17,5) имеют стратегии дистанцирования и планирования решения. Дистанцирование характеризуется снижением субъективного значимости сложившейся ситуации с целью минимизации негативного переживания. Часто это происходит за счет юмора, отстранения, переключения внимания, обесценивания или рационализации как использования интеллектуальных приемов. Планирование решения является более адаптивной стратегией, так как нацелена на снятие напряжения путем решения проблемы и борьбы со стрессорами. Стратегия осуществляется благодаря рациональному анализу ситуации, оценки всевозможных вариантов поведения с учетом объективной ситуации, прошлого опыта, собственного отношения к ней и выбора наиболее адаптивной для снятия эмоционального напряжения и решения ситуации. Данная стратегия рассматривается как одна из наиболее адаптивных и продуктивных.

Положительная переоценка (ср.знач=12,5) обнаруживается в попытках сотрудников изменения эмоционального отношения к ситуации. Снижение субъективно негативных переживаний происходит ввиду позитивного переосмысления стрессовой ситуации, поиска положительных моментов в ней и поиск ресурсов для развития и личностного роста. Для сотрудников, выбирающих данную стратегию характерна направленность на будущее.

Самой нераспространенной в выборке копинг-стратегией является «принятие ответственности» (ср.знач=10) и заключается она в принятии своей роли как продуцента стрессовой ситуации и принятии ответственности за решение данной ситуации. Поведение характеризуется недостаточной целенаправленностью и недостатком рациональной обоснованности. В этом случае могут возникать отчетливые тенденции к самообвинению и самокритике, но в умеренном использовании человек начинает понимать зависимость последствий от свойских действий.

То есть, сотрудники министерства чрезвычайных ситуаций могут использовать различные стратегии, имеющие как продуктивный, так и непродуктивный (адаптивный и неадаптивный) контекст, при этом, анализируя данные, некоторые сотрудники выбирают только лишь одну стратегию, которую используют вне зависимости от ситуации, но все же у большинства, преобладающих стратегий несколько, что определяет гибкость в выборе средства для разрешения ситуации, определяемой как стрессовая.

Таким образом, совладающее поведение - поведение целенаправленного, социального характера, которое дает возможность преодолеть трудную жизненную ситуацию (стресс) теми способами, которые адекватны личностным особенностям личности и ситуации с помощью осознанных стратегий действия. Существуют 2 типа стратегий: проблемно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Все исследования совладающего поведения у сотрудников МЧС показывают различные результаты в использовании стратегий, но подчеркивают острую необходимость наличия гибких стратегий совладания для борьбы со стрессом и как профилактику ПТСР и эмоционального, профессионального выгорания сотрудников. Эмпирическое исследование показало, что наиболее популярными стратегиями совладания у сотрудников МЧС являются «поиск социальной поддержки», «бегство-избегание», «самоконтроль». Выбор таких стратегий может быть следствием личностных особенностей сотрудников, работающих МЧС, так как, они часто отличаются эмоциональной отстраненностью, повышенным самоконтролем в эмоциях и поведении.

Полученные данные могут использоваться для пополнения и расширения представлений о специфике выбираемых стратегий совладающего поведения сотрудников МЧС, а также для дальнейших разработок коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий. Психологическая профилактика и коррекция сотрудников МЧС, должны быть направленны, прежде всего, на сохранение и восстановление профессионального здоровья, и являются одним из основных компонентов системы психологического сопровождения деятельности специалистов МЧС. При этом психологическая работа должна быть адекватной не только с точки зрения выбираемых и предпочитаемых стратегий совладания сотрудников министерства чрезвычайных ситуаций, но и с точки зрения личностных особенностей данной выборки, к которым можно отнести выраженность интеллектуальной деятельности при некоторой внешней «холодности» в выражении эмоций и стабильности эмоционального состояния. В связи с этим необходимо выбирать технологии и методы работы, которые будут отвечать этим особенностям.

Список используемой литературы:

1. Сапронов Г.И. Особенности эмоционального состояния специалистов с экстремальными видами деятельности // Медицина: вызовы сегодняшнего дня : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2013 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2013. — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/conf/med/archive/118/4669/ (дата обращения: 04.05.2022).

2. Лебедева И. О. Личностные качества специалистов опасных профессий: теоретический обзор // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 342-344. — URL: https://moluch.ru/archive/359/80229/ (дата обращения: 04.05.2022).

3. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotions and coping / Lazarus R.S. and Folkman S // European journal of personality, 1987. - № 1. - P. 141-169.

4. Lazarus, R.S., Folkman S. Coping and adaptation // W.D. Gentry (Eds.) // The handbook of behavioral medicine. 1984. - N.Y.: Guilford. - P. 282-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.