Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 2 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 2 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-140-152
Совладание с психологическими проблемами у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана
Ю. С. Пежемская01, А. М. Юсубова1, Г. Р. Гуламова2
1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 2 Государственная служба по антимонопольному контролю и надзору за потребительским рынком Министерства экономики Азербайджанской Республики, AZ1011, Азербайджан, г. Баку, Ясамальский район, пр-т Гасанбей Зардаби, д. 88А
Аннотация. В статье представлены результаты пилотажного кросскультурного исследования проблемной обеспокоенности и стратегий преодоления проблемных ситуаций студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана, проведенного в 2020 году в период пандемии COVID-19.
Теоретическую основу исследования составили: теория межкультурных измерений Г. Хофстеде; подход научной школы Л. А. Регуш, позволяющий оценить уровень проблемной озабоченности молодежи в разных сферах жизни; теория Р. Лазаруса о копинге как о динамичном процессе, который изменяется в зависимости от ситуационного контекста. Цель исследования заключалась в выявлении общих и культуроспецифичных психологических проблем, актуально переживаемых молодежью России, Турции и Азербайджана в различных сферах жизни, а также в определении приоритетных стратегий совладания с психологическими проблемами. Методический комплекс исследования включал в себя опросник «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса, направленный на изучение стратегий совладания; дополнительно для диагностики интернет-копинга была использована анкета «Индекс погруженности в интернет» (Л. А. Регуш, А. В. Орлова, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, Ю. С. Пежемская); для выявления психологических проблем молодежи был использован опросник «Психологические проблемы молодежи» (Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская); дополнительно для оценки уровня обеспокоенности проблемами соматического здоровья применялся опросник самооценки здоровья (A. Ware, C. Wright, M. Snyder). В исследовании приняли участие 90 студентов из России, Азербайджана, Турции (по 30 человек из каждой страны в возрасте 21-22 лет), из них 50% мужчин и 50% женщин.
Результаты проведенного исследования продемонстрировали, что российские, турецкие и азербайджанские студенты статистически значимо не различаются по уровню обеспокоенности психологическими проблемами, но при этом различаются по используемым стратегиям совладания с проблемами.
Полученные данные позволяют говорить о нормативной возрастной специфике переживания проблем в исследуемой выборке молодежи и о культуро- и полоспецифичных характеристиках использования стратегий совладания с проблемами. На пилотном уровне были выявлены профили взаимосвязей стратегий совладания юношей и девушек России, Турции и Азербайджана с проблемными переживаниями в различных жизненных сферах. Разработка данных профилей представляет интерес для дальнейшего исследования.
Ключевые слова: стратегии совладания, психологические проблемы, интернет-копинг, студенты, молодежь, культура, Россия, Азербайджан, Турция.
Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения
Сведения об авторах:
Юлия Сергеевна Пежемская, SPIN-код: 5131-3370, Scopus AuthorlD: 57210256732, ResearcherlD: K-7216-2018, ORCID: 0000-0002-8296-0229, e-mail: [email protected] Айтан Мазахир кызы Юсубова, e-mail: [email protected]
Гульсум Рамиз кызы Гуламова, e-mail: gulsum [email protected]
Для цитирования:
Пежемская, Ю. С., Юсубова, А. М., Гуламова, Г. Р. (2021) Совладание с психологическими проблемами у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана. Психология человека в образовании, т. 3, № 2, с. 140-152.
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-140-152
Получена 14 февраля 2021; прошла рецензирование 13 марта 2021; принята 14 марта 2021. Финансирование: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-00232).
Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Coping with psychological problems among student youth in Russia, Turkey and Azerbaijan
Ju. S. Pezhemskaya™, А. М. Usubova1, G. R. Gulamova2
1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia 2 State Service for Antimonopoly Control and Supervision of the Consumer Market, Ministry of Economy, Republic of Azerbaijan, 88A Hasanbey Zardabi Ave., Baku, Yasamal District AZ1011, Azerbaijan
Authors
Julia S. Pezhemskaya,
SPIN: 5131-3370,
Scopus AuthorlD: 57210256732,
ResearcherlD: K-7216-2018,
ORCID: 0000-0002-8296-0229,
e-mail: [email protected]
Aytan M. Usubova,
e-mail: [email protected]
Gulsum R. Gulamova,
e-mail: gulsum [email protected]
For citation:
Pezhemskaya, Ju. S., Usubova, A. M., Gulamova, G. R. (2021) Coping with psychological problems among student youth in Russia, Turkey and Azerbaijan. Psychology in Education, vol. 3, no. 2, pp. 140-152. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-2-140-152 Received 14 February 2021; reviewed 13 March 2021; accepted 14 March 2021.
Funding: This research was funded by the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 20-013-00232.
Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract. The paper presents the results of a cross-cultural pilot study which focused on the concerns of student youth in Russia, Turkey and Azerbaijan and on the strategies used by student youth to overcome problem situations. The study was conducted online in 2020 during the COVID-19 lockdown. The theoretical basis of this research included Hofstede's cultural dimensions theory; the approach of the scientific school of L. Regush, which allows assessing the level of problematic concerns of young people in different areas of their lives; and S. Folkman and R. Lazarus stress and coping theory. The aim of the study was to identify both general and culturally specific psychological problems that are currently experienced by the youth of Russia, Turkey and Azerbaijan in various spheres of life. The study also aimed to determine priority strategies for coping with psychological problems. The methodological complex of the research included the Psychological Problems of Youth Questionnaire (L. Regush et al.); Patient Satisfaction Questionnaire (A. Ware et al.), Index of Internet Immersion Questionnaire (L. Regush et al.); Ways of Coping Questionnaire (R. Lazarus). The study involved 90 students from Russia, Azerbaijan and Turkey, of which 50% are men and 50% are women.
The study showed that Russian, Turkish and Azerbaijani students demonstrate no statistically significant difference in the level of their anxiety about psychological problems, but employ different coping strategies. The data obtained allow us to speak about the normative age specificity of experiencing problems in the studied sample of young people and about the culture- and gender-specific characteristics of using coping strategies. At the pilot level, we identified the profiles of the correlation between coping strategies of young people in different cultures with psychological problems. The development of these profiles is of interest for further research.
Keywords: coping strategies, psychological problems, internet coping, students, youth, culture, Russia, Azerbaijan, Turkey.
Введение
Противоречия во взаимопонимании и конфликты между людьми разных стран зачастую возникают в связи с тем, что представители разных культур по-разному относятся к определенным жизненным ситуациям и применяют разные стратегии их разрешения. Использование теории совладания Р. Лазаруса позволяет исследовать динамическое взаимодействие человека с окружающей средой. В ситуациях, предъявляющих «чрезмерные требования», превышающие ресурс человека или несущие угрозу благополучию, человеку становится необходимо прилагать усилия для управления ситуацией, обретения толерантности к ней, снижения или минимизации ее требований (Битюцкая 2015).
Данное исследование проводилось в 2020 году в период пандемии СОУГО-19, которая стала такой «чрезмерной ситуацией» и способствовала повышению уровня проблемной обеспокоенности людей во всем мире. В Турции и в Азербайджане достаточно длительный период действовали режим самоизоляции и комендантский час, людям было запрещено выходить из дома в выходные дни. В России период самоизоляции был значительно меньше, но тем не менее он также внес существенные коррективы в жизнь студентов, их учебную и социальную активность. В Азербайджане в этот период был актуализирован военный конфликт с Арменией (армяно-азербайджанские вооруженные столкновения в 2020 году). В связи с этим можно говорить о текущей жизненной ситуации 2020 года как о трудной, требующей мобилизации ресурсов совладания.
Для успешного совместного обучения молодежи в условиях межкультурной открытости современного общества особенно важно понимать, какие стратегии поведения каждый использует для эффективного взаимодействия. Традиционно кросскультурные психологические исследования предполагают сравнение представителей «полярных» культур — западных и восточных. Человек может воспринимать поведение представителя «полярной» культуры как труднообъяснимое. Например, в исследованиях выявлено, что русские студенты переживают более высокий стресс по сравнению с американскими студентами (Poltavski 2003) и чаще используют социальный стиль совладания по сравнению с поляками и австралийцами (Крюкова 2005), а турецкая молодежь чаще делится своими проблемами с другими, в то время как немцы меньше нуждаются в социальной поддержке (Yeresyan, Lohaus 2014). Для русских студентов характерна активизация как проблемно-ориентированных, так и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий. Турецкие студенты обозначают религиозную поддержку в качестве значимого эмоционального ресурса преодоления трудных ситуаций (Куваева 2017; 2018). Особенности индивидуальной картины мира, обусловленные культурой, наряду с субъективной оценкой затрудненных обстоятельств определяют и модели совладающего поведения человека (Лазарус 1970). Восприятие, оценивание, осмысление трудных жизненных ситуаций и релевантных способов реагирования на проблему обусловлены не только особенностями нервной системы и спецификой индивидуального опыта человека, но и опытом той культурной группы, в которой он живет (Крюкова, Гущина 2015; Волкова, Куваева 2019), а также социально-демографическими характеристиками участников исследования (Проект, Рохина 2020).
В современных исследованиях погруженность человека в Интернет, как правило, анализируется в контексте интернет-зависимого поведения (Хасанова, Котова 2017; Chou, Ko, Kaufman et al. 2015). Наряду с этим становится все более актуальным изучение психологических механизмов влияния цифровой среды и иммерсивной виртуальной реальности (Панов, Патраков 2020) на человека без интернет-аддикции, для которого «погружение» в Интернет можно рассматривать как механизм развития совладающего поведения. В период пандемии Интернет для многих людей стал необходимым, а иногда и единственным ресурсом связи с окружающим миром, позволяющим справляться с трудностями вынужденной
самоизоляции: продолжать обучение, работу, поддерживать социальные связи, получать медицинскую и психологическую помощь и т. д. В контексте ситуации самоизоляции, непосредственно в данном исследовании, обращение к Интернету и погруженность в Интернет мы рассматриваем как дополнительную стратегию совладания молодежи с психологическими проблемами и обозначаем как «интернет-копинг», т. е. систему целенаправленного поведения для преодоления психологических проблем и снижения стресса через обращение к ресурсам Интернета, способствующую адаптации в ситуации неопределенности.
Данное исследование сфокусировано на изучении психологических проблем и совладания с ними у студенческой молодежи России, Азербайджана и Турции. Азербайджан и Турция представляют собой близкие народы, культуры которых понятны друг другу. Выявление психологических проблем учащейся молодежи и предпочитаемых стратегий совладания может позволить увидеть как общие, так и специфические способы разрешения трудных ситуаций и улучшить стратегии межкультурного взаимодействия совместно обучающихся студентов.
Таким образом, цель исследования заключается в выявлении общих и культуроспецифичных психологических проблем, актуально переживаемых молодежью России, Турции и Азербайджана в различных сферах жизни, а также определении приоритетных стратегий совладания с психологическими проблемами.
Сущностные характеристики «психологической проблемы» и культуроспецифические предикторы отношения к значимым жизненным ситуациям
Каждая страна имеет свою уникальную культуру, центральным элементом которой является коллективное сознание, отличающее граждан одной страны от другой. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и работы У. Бронфен-бреннера показали значимость культуры для интериоризации субъективного опыта. Согласно исследованиям, психологические проблемы также можно считать важным индикатором влияний социокультурных воздействий на человека (Регуш, Алексеева, Орлова и др. 2017). Психологическая проблема, как и любое психическое явление, будучи «внутренним условием», опосредуется внешними воздействиями (Регуш и др. 2010).
Сущностными характеристиками психологической проблемы являются актуализированное психологическое противоречие и осознаваемое, отрефлексированное эмоциональное переживание (Регуш, Алексеева, Веретина и др. 2020а; Худоян 2017). Противоречие, вызвавшее психологическую проблему, порождает два варианта развития событий: либо человек находит способы для совладания с нею, формируя качества, которые помогают ему разрешить и переосмыслить проблему, либо противоречие усугубляется, обостряя проблему (Регуш, Алексеева, Веретина и др. 2020b).
В качестве одного из измерений культуры, позволяющего сопоставить различия в проблемной озабоченности и совладании с психологическими проблемами у молодежи разных стран, исследователи рассматривают такой параметр, как «избегание неопределенности» (Hofstede 2011; Панкратова, Осин, Люсин 2013; Науменко, Морозова 2018). Ожидания определенного поведения и их реализация позволяют чувствовать себя защищенным от неопределенности. В коллективистических культурах люди ожидают, что их родственники или члены группы будут заботиться о них взамен на соблюдение установленных в группе правил поведения, в индивидуалистических культурах люди заботятся только о себе и своих ближайших родственниках. Люди в фемининных культурах ориентированы на сотрудничество, заботу о слабых, повышение качества жизни, в маскулинных культурах — на достижения, социальный статус, материальное вознаграждение.
Сходство Азербайджана и Турции обусловлено территориальной близостью, общим историческим прошлым, сходными культурными традициями, религией (ислам) и языком.
Г. Гулиев определяет азербайджанское общество как патерналистское (от лат. paternus — «отцовский»), что прежде всего проявляется в культе семьи и мужчины как продолжателя рода. В Азербайджане после распада Советского Союза ведущими становятся ценности ислама (Najafizadeh 2012). Азербайджанцы ориентированы на соблюдение существующих правил семьи, общины, группы. В то же время азербайджанцы считают себя терпеливыми, терпимыми, толерантными. Они обладают особой способностью адаптироваться к любой, даже очень экстремальной (дискомфортной) ситуации и со временем с ней гармонично уживаются. Подобная толерантность не ведет к существенным деформациям ментальности. Скорее всего, эта способность была актуализирована спецификой мобильной жизни в различных ландшафтных
зонах природы, что способствовало формированию механизма адаптации к различным природным нишам и угрозам без существенного для жизни ущерба. Способность азербайджанцев к адаптации позволяет им на протяжении столетий спокойно переживать экстремальные ситуации и чужеродные инновации, не теряя своей ментальности. Семья как ресурс для азербайджанцев превыше ценности государственности и национального самоопределения (Гулиев 2002).
Турецкая культура характеризуется взаимозависимыми отношениями, в которых самооценка личности связана с отношениями в группе и в семье, поэтому отношения имеют повышенное значение для благополучия. В Турции стараются избегать прямого действия в качестве стратегии совладания с трудностями, если это может нанести вред социальным отношениям, и предпочитают регулировать эмоциональное воздействие стрессовой ситуации. Являясь частью взаимозависимой культуры, турецкая молодежь испытывает трудности в том, чтобы увеличить свою индивидуальную автономию из-за правил и ожиданий своих семей (Yeresyan, Lohaus 2014). Тем не менее проведенные сравнительные исследования показывают, что уровень индивидуализма в Турции и России примерно одинаков. В то же время в России после распада Советского Союза наблюдается рост показателя ценности «Автономия» по Ш. Шварцу (Панкратова, Осин, Люсин 2013).
Российская культура является более индивидуалистической по сравнению с азербайджанской. Представители российской культуры чаще проявляют свои эмоции и имеют более выраженные гендерные различия в проявлении эмоций. Азербайджанская культура проявляет себя как более маскулинная по сравнению с российской культурой. Высокий уровень маскулинности культуры усиливает гендерные различия в распознавании эмоций: женщины в Азербайджане имеют более высокие показатели по пониманию эмоций других людей по сравнению с мужчинами, что в меньшей степени должно быть выражено в России (Панкратова, Осин, Люсин 2013).
Учитывая описанный выше высокий культу-роспецифический уровень адаптивности азербайджанского народа, можно предположить (гипотезы исследования), что:
1) существуют различия в уровне проблемной обеспокоенности и способах совла-дания с психологическими проблемами у молодежи разных стран;
2) структура взаимосвязей показателей совладания с психологическими проблемами у молодежи России, Азербайджана и Турции культуро- и полоспецифична.
Организация и методы исследования
В ходе исследования решались задачи, направленные на: 1) выявление и сравнительный анализ способов совладания с психологическими проблемами у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана; 2) описание куль-туро- и полоспецифичных различий копинг-стратегий студентов разных стран, представленных в исследовании; 3) определение взаимосвязей показателей совладания и обеспокоенности проблемами у молодежи разных стран.
Предмет исследования — способы совладания с психологическими проблемами у молодежи разных стран.
Объект исследования — юноши и девушки студенческого возраста.
В исследовании приняли участие 90 студентов из России (русские), Азербайджана (этнические азербайджанцы), Турции (этнические турки) (по 30 человек из каждой страны), из них 50% мужчин и 50% женщин. Сбор эмпирических данных проводился в 2020 г. среди студентов Санкт-Петербургского государственного университета (Россия), Бакинского государственный университета (Азербайджан) и Анкарского университета (Турция).
В данном исследовании стратегии совладания изучались с помощью опросника «Копинг-стратегий» Р. Лазаруса; для диагностики интернет-копинга была использована анкета «Индекс погруженности в Интернет» (Л. А. Регуш, А. В. Орлова, Е. В. Алексеева, О. Р. Веретина, Ю. С. Пежемская). Методика «Психологические проблемы молодежи» (Л. А. Регуш, Е. В. Алексеева, А. В. Орлова, Ю. С. Пежемская) и опросник самооценки здоровья (A. Ware, C. Wright, M. Snyder) позволили определить психологические проблемы молодежи в таких сферах жизни, как: учеба, будущее, родительский дом, отношения со сверстниками, собственное «Я», досуг, материальное благополучие, общество, здоровье.
В связи с кросскультурной спецификой исследования для повышения надежности результатов при анализе данных в качестве экспертов-верификаторов выступали двуязычные авторы статьи — носители азербайджанского и русского языка как родного, знающие турецкий язык. Турецкий и азербайджанский языки относятся к западной огузской группе тюркских языков,
схожи по своему словарному составу. Для респондентов из Турции авторами статьи с родным азербайджанским языком, владеющими турецким языком, был осуществлен перевод методик на турецкий язык. Для азербайджанских студентов методики предъявлялись на русском языке, поскольку все респонденты из Азербайджана являлись русскоговорящими.
Для статистической обработки данных использовались: методы описательной статистики; сравнительный анализ (критерий Манна — Уитни) между группами из разных культур; корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Результаты и их обсуждение
В основе методологии изучения психологических проблем, предлагаемой научной школой Л. А. Регуш (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская 2013), лежит идея социально-культурной обусловленности психических проблем. Полученные нами результаты по методике «Психологические проблемы молодежи» показали, что проблемная обеспокоенность респондентов из всех трех стран — России, Азербайджана и Турции — несколько выше нормативных данных, полученных в 2013 году (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская 2013), но значимых различий в обеспокоенности проблемами между показателями студентов из разных культур обнаружено не было. По-прежнему у студентов наиболее выражено беспокойство по поводу проблем в обществе, будущего, учебы, собственного «Я», а также материального благополучия (табл. 1).
Результаты исследования проблемных переживаний, проведенного Ю. Л. Проект и Е. В. Рохиной на российской выборке в 2020 году, подтверждают выраженность проблемных переживаний, связанных с экономической ситуацией, неопределенностью будущего, общественными и политическими проблемами (Проект, Рохина 2020).
Гипотеза о том, что существуют различия в уровне проблемной обеспокоенности и способах совладания с психологическими проблемами у молодежи разных стран, подтвердилась частично. У юношей наиболее часто используемыми стратегиями совладания с проблемами являются конфронтационный копинг, самоконтроль, планирование решения проблем и положительная переоценка (рис. 1). При этом молодые люди из России значимо чаще используют самоконтроль и стараются управлять своими эмоциями в трудных для них ситуациях, чем студенты мужского пола из Азербайджана
и Турции, а юноши из Турции значимо чаще используют стратегию позитивной переоценки, чем студенты России и Азербайджана (табл. 2).
Если рассматривать погружение в Интернет как копинг-стратегию современной молодежи, то интернет-копинг значимо чаще используют студенты в России и Турции, чем в Азербайджане (табл. 1).
Девушки студенческого возраста чаще всего используют стратегии положительной переоценки, избегания решения проблем, поиска поддержки и самоконтроля (рис. 2). Поиск поддержки значимо наиболее характерен для девушек Азербайджана, чем России и Турции, а избегание и интернет-копинг достоверно наиболее часто используется студентками из России (табл. 2).
Анализ корреляционных структур стратегий совладания с психологическими проблемами в разных жизненных сферах выявил практически полную культуроспецифичность взаимосвязей. Значимые достоверные взаимосвязи между исследуемыми показателями, которые проявляются в одной стране, не выражены в другой.
Рассмотрим значимые корреляционные связи, обнаруженные на основании анализа данных юношей России, Азербайджана и Турции (табл. 3).
Студенты-юноши из России используют стратегию планирования решения проблем, которые беспокоят их в сфере досуга и собственного «Я», — между показателями по этим шкалам выявлены значимые положительные связи. Отрицательные связи между обеспокоенностью проблемами общества и стратегией поиска поддержки, проблемами в отношении будущего с показателями избегания решения проблем и конфронтационным копингом говорят о снижении вероятности использования данных стратегий в связи с представлениями об их низкой эффективности. В случае обеспокоенности проблемами в отношениях с родителями студенты также стараются не обращаться к интернет-копингу. Значимых отрицательных связей между стратегиями совладания и проблемными сферами больше, чем положительных, что свидетельствует о том, что студенты хорошо знают, какие способы совладания не работают на решение проблемы, но не имеют
Табл. 1. Выраженность показателей обеспокоенности проблемами в разных жизненных сферах у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана
Шкалы Норм. знач-я 2013 г. Девушки (2020 г.) Юноши (2020 г.)
жен муж. Россия Азербайджан Турция Россия Азербайджан Турция
Сферы проблем "х "х х б х б х б х б х б х б
Учеба 2,65 2,64 2,85 0,44 3,04 0,64 3,06 0,62 2,95 0,35 3,09 0,52 2,83 0,46
Будущее 2,63 2,28 3,08 0,70 2,98 0,95 2,79 0,54 2,78 0,56 2,74 0,77 3,04 0,59
Родители 2,33 2,39 2,47 0,58 2,64 0,87 2,70 0,59 2,68 0,62 2,56 0,84 2,62 0,62
Сверстники 1,91 2,02 2,18 0,69 2,71 0,88 2,97 0,53 2,27 0,45 2,67 0,72 2,58 0,66
Собственное «Я» 2,56 2,32 2,77 0,50 2,65 0,84 2,66 0,59 2,56 0,59 2,74 0,71 2,72 0,57
Досуг 2,43 2,25 2,41 0,59 2,75 0,79 2,75 0,80 2,46 0,68 2,57 0,77 2,50 0,69
Материальное благополучие 2,45 2,26 2,80 0,50 2,86 0,89 2,86 0,72 2,92 0,64 2,90 0,86 2,87 0,61
Здоровье 2,46 2,23 2,89 0,61 2,58 0,67 2,60 0,59 2,77 0,63 2,66 0,75 2,71 0,66
Общество 3,9 3,29 4,01 0,54 3,86 0,66 3,76 0,53 3,56 0,32 3,77 0,97 3,50 0,52
Общий уровень обеспокоенности проблемами 2,59 2,41 2,83 0,25 2,89 0,47 2,91 0,28 2,77 0,21 2,84 0,48 2,82 0,21
Рис. 1. Выраженность показателей стратегий совладания с проблемами у юношей
России, Турции и Азербайджана
Рис. 2. Выраженность показателей стратегий совладания с проблемами у девушек
России, Турции и Азербайджана
Табл. 2. Значимые различия в стратегиях совладания с проблемами у студенческой молодежи России, Турции и Азербайджана (* р < 0,05; ** р < 0,01)
Стратегии совладания Г >уппы респондентов Различия Ш ) 4 кр/
Россия Азербайджан Турция Рос. vs. Тур- Рос. vs. Азер. Азер. vs. Тур.
средние значения
Юноши
Самоконтроль 12,67 10,73 10,4 59* 69* 106,5
Переоценка 11,73 12,4 14,13 61* 92 68*
Интернет-копинг 49,37 44,93 45,57 86,5 36** 54**
Девушки
Поиск поддержки 9,47 11,87 10,93 88 70,5* 89
Избегание 13 12,2 10 64* 99 77,5
Интернет-копинг 43,2 38,37 40,9 75,5 60,5* 100,5
Табл. 3. Значимые корреляционные связи стратегий совладания с психологическими проблемами у юношей
России, Турции и Азербайджана (p < 0,05)
Стратегии совладания Сферы обеспокоенности психологическими проблемами Культурные группы респондентов
Россия Азербайджан Турция
Поиск поддержки Общество -0,544
Конфронтация Будущее -0,557
Избегание -0,608
Планирование Досуг 0,566
Я сам 0,585 0,550
Родители 0,593
Дистанцирование Здоровье -0,667
Самоконтроль Сверстники -0,604
Принятие 0,636
Здоровье 0,631
Переоценка Досуг -0,653
Родители 0,683
Интернет-копинг Родители -0,557
Учеба 0,545
Будущее -0,523
в достаточном количестве стратегий конструктивного копинга.
Студенты-юноши из Азербайджана при возникновении проблемных переживаний в отношениях с родителями и с собственным «Я» используют планирование решения проблем, а в случае обеспокоенности проблемами в отношениях со сверстниками чаще всего стараются взять ответственность на себя и понять свою роль в возникновении затруднений (значимые положительные корреляционные связи — см. табл. 3). Отрицательные корреляционные связи между копинг-стратегиями и обеспокоенностью проблемами у юношей Азербайджана проявляются через связи «досуг — позитивная переоценка», «сверстники — самоконтроль», «здоровье — дистанцирование». То есть чем выше уровень проблемной обеспокоенности студентов в организации своего свободного времени, в отношениях со сверстниками, в сфере здоровья, тем реже юноши будут использовать переоценку, самоконтроль и дистанцирование как способы преодоления проблем соответственно сферам. Если отказ от дистанцирования является в случае со здоровьем конструктивным решением, то отказ от самоконтроля может быть вызван решением показать
свои переживания другу, а отказ от позитивной переоценки в случае со свободным временем снижает вероятность решения проблемы.
У студентов-юношей из Турции корреляционная плеяда стратегий совладания с проблемами менее разнообразна, чем у юношей из России и Азербайджана, но при этом она более конструктивна по своей сути. Для решения проблем со здоровьем турецкие студенты чаще выбирают принятие ответственности за свое здоровье, в отношениях с родителями используют стратегию позитивной переоценки, в случае учебных трудностей — интернет-копинг, а если беспокоятся о будущем, то, наоборот, предпочитают не погружаться в Интернет.
Значимые корреляционные связи, обнаруженные на основании анализа данных девушек России, Азербайджана и Турции, представлены в таблице 4.
Полученные данные позволяют констатировать наибольшее количество отрицательных связей между проблемными сферами и стратегиями совладания у девушек России. Девушки не будут использовать для совладания с переживаниями относительно будущего стратегии дистанцирования, избегания и переоценки. Испытывая трудности в отношениях
Табл. 4. Значимые корреляционные связи стратегий совладания с психологическими проблемами у девушек России, Турции и Азербайджана (p < 0,05)
Стратегии совладания Сферы обеспокоенности психологическими проблемами Культурные группы респондентов
Россия Азербайджан Турция
Дистанцирование Сверстники -0,562
Будущее -0,528
Переоценка -0,639
Учеба -0,555
Досуг 0,523
Интернет-копинг Здоровье 0,690
Поиск поддержки Материальные проблемы -0,533
Самоконтроль -0,724
Сверстники -0,547
Общий уровень обеспокоенности проблемами -0,533
Общество -0,653
Здоровье -0,631
Учеба -0,709
Избегание -0,776
Будущее -0,672
Досуг 0,829
Собственное «Я» 0,741
Родители 0,695
Планирование 0,608
Общий уровень обеспокоенности проблемами 0,516
Материальное благополучие -0,556 0,521
со сверстниками, они отказываются от стратегий самоконтроля и дистанцирования, т. е. приближаются и проявляют свои эмоции. Также они не контролируют свои эмоции при переживании материальных проблем и не планируют решение данной проблемы, а также не обращаются за поддержкой. Вероятно, именно материальное благополучие является для девушек России наименее осознаваемой проблемной сферой с точки зрения конструктивного копин-га. Для решения проблем со здоровьем девушки используют интернет-копинг, а проблемы в учебе стараются не игнорировать.
У девушек Азербайджана, наоборот, были выявлены менее разнообразные и только положительные корреляционные связи между проблемными областями и стратегиями совладания. С проблемными переживаниями в отношениях с родителями, в организации свободного времени и относительно собственного «Я» девушки используют стратегию избегания
решения проблем, а для того, чтобы снизить общую проблемную обеспокоенность и повысить уровень материального благополучия, — стратегию планирования решения.
Для девушек из Турции были выявлены три отрицательные достоверно значимые корреляционные связи между стратегиями совладания и сферами проблемных переживаний, которые относятся к самоконтролю как стратегии эмоционального совладания с проблемами. В данном случае можно говорить об эмоциональном со-владании через усиление отреагирования проблем с учебой, здоровьем, обществом.
Представленные выше результаты позволяют сделать заключение, что гипотеза о существовании культуро- и полоспецифичной структуры взаимосвязей показателей совладания с психологическими проблемами у молодежи России, Азербайджана и Турции подтвердилась.
Интересно, что, хотя переживания молодежи относительно проблем в обществе занимают
первое ранговое место, и юноши, и девушки не знают, с помощью каких стратегий они могут снизить свою обеспокоенность проблемами в данной сфере. Возможно, именно то, что данная сфера находится вне субъективного контроля и влияния респондентов, и проявляется через высокую проблемную озабоченность, поскольку известно, что возрастание проблемных переживаний без перспективы совладания приводит к нарушению сложившегося равновесия в системе «человек — социум» с вероятностью возникновения дезадаптации (Регуш, Алексеева, Веретина и др. 2020а).
При интерпретации полученных результатов в контексте разработок в области психологии совладания (Крюкова 2005; 2015; Куваева 2018; Лазарус 1970; Журавлёва, Крюкова, Сергиенко 2008) можно отметить специфику проблемно-ориентированных, эмоционально-доминантных и избегающих стратегий у молодежи разных стран во взаимосвязи с особенностями сферы проблемных переживаний. Например, проблемно-ориентированное совладание проявляется в поиске решений и целенаправленной деятельности у российских студентов в сфере досуга и собственного «Я», а у азербайджанских студентов — в отношениях с родителями и также в сфере собственного «Я». Эмоционально-доминантные стратегии, направленные на снижение стресса и дискомфорта, способствуют улучшению психоэмоционального состояния человека и используются студентами в виде отказа от использования самоконтроля при возникновении проблем со сверстниками. Спектр избегающего совладания выражается в отказе от целенаправленной деятельности по разрешению затруднений и также проявляется, например, у девушек Азербайджана при совлада-нии с трудностями в отношениях с родителями.
Выводы
Результаты исследования показали, что обеспокоенность психологическими проблемами
у российских, турецких и азербайджанских студентов находится на примерно одинаковом уровне, но при этом используемые стратегии совладания с проблемами студентов разных стран различаются.
Для студентов мужского пола из России характерна активизация стратегий самоконтроля и интернет-копинга, а для студентов-мужчин из Турции — стратегии позитивной переоценки, в то время как у студенток женского пола из России более выражена стратегия совладания с проблемами через их избегание и также ин-тернет-копинг, а девушки из Азербайджана чаще, чем их сверстницы из Турции и России, обращаются за помощью и поддержкой.
На пилотном уровне были выявлены куль-туро- и полоспецифичные профили структуры взаимосвязей стратегий совладания юношей и девушек разных культур с проблемными переживаниями в разных жизненных сферах. Разработка данных профилей представляет интерес для дальнейшего исследования.
Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о нормативной возрастной специфике переживания проблем в исследуемой выборке молодежи и о культуро- и полоспеци-фичных характеристиках использования стратегий совладания с проблемами.
Понимание кросскультурных различий совладания с трудными ситуациями позволяет разрабатывать программы психологической помощи, ориентированные на разные группы респондентов с учетом специфических паттернов преодоления стресса.
Для студентов исследуемой выборки точкой развития является расширение арсенала копинг-стратегий с проблемами, поскольку молодежь знает, какие способы совладания не работают на решение проблемы, но не владеет в достаточном количестве эффективными стратегиями совладания.
Литература
Битюцкая, Е. В. (2015) Опросник способов копинга. М.: ИИУ МГОУ, 80 с.
Гулиев, Г. (2002) Архетипичные азери: лики менталитета. Баку: Ени несил, 354 с.
Волкова, Е. В., Куваева, И. О. (2019) Кросскультурные особенности организации концепта «стресс» и совладания в период ранней взрослости. Мир психологии, № 4 (100), с. 137-150.
Журавлёва, А. Л., Крюкова, Т. Л., Сергиенко, Е. А. (ред.). (2008) Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 474 с. (Интеграция академической и университетской психологии).
Крюкова, Т. Л. (2005) Возрастные и культурные различия в стратегиях совладающего поведения. Психологический журнал, т. 26, № 2, с. 5-15.
Крюкова, Т. Л., Гущина, Т. В. (2015) Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация совладающего поведения. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова; КГТУ, 236 с.
Куваева, И. О. (2017) Кросскультурные различия преодоления стресса (на примере русских, турецких и китайских студентов). В кн.: Всероссийский форум молодых ученых. Сборник материалов 27-28 апреля 2017г. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, с. 99-103.
Куваева, И. О., Саакян, А. Р., Лямзин, А. В. (2018) Преодоление стресса молодежью: кросскультурные особенности. Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы науки, образования и культуры, т. 24, № 2 (174), с. 82-89.
Лазарус, Р. (1970) Теория стресса и психологические исследования. В кн.: Л. Леви, В. Н. Мясищев (ред.). Эмоциональный стресс. Физиологические и психологические реакции. Медицинские, индустриальные и военные последствия стресса. Труды Международного симпозиума, организованного Шведским центром исследований в области военной медицины 5-6 февраля 1965 г. Л.: Медицина, с. 178-206.
Науменко, Т. В., Морозова, Д. А. (2018) Теория межкультурных измерений Г. Хофстеде как методологическая основа исследования современных социальных процессов. Международный журнал исследований культуры, № 1 (30), с. 144-154.
Панкратова, А. А., Осин, Е. Н., Люсин, Д. В. (2013) Особенности эмоционального интеллекта у представителей российской и азербайджанской культур. Психологические исследования, т. 6, № 31, статья 11. [Электронный ресурс]. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/889-pankratova31.html (дата обращения 28.12.2020).
Панов, В. И., Патраков, Э. В. (2020) Интерференция цифровой и доцифровой сред как предмет психологического исследования. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы IIIМеждународной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1-2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 531-541. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56
Проект, Ю. Л., Рохина, Е. В. (2020) Проблемные переживания личности в период вынужденной самоизоляции. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы IIIМеждународной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 1-2 октября 2020 г. Вып. 3. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, с. 575-583. https://doi.org/10.33910/ herzenpsyconf-2020-3-97
Регуш, Л. А. (2010) Жизненные проблемы как индикатор влияния социума. В кн.: Л. А. Регуш (ред.). Психическое развитие человека и социальные влияния. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, с. 7-21.
Регуш, Л. А. (ред.). (2017) Психологические проблемы российских подростков (1993-2013). СПб.: Элви-Принт, 297 с.
Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С. (2013) Психологические проблемы молодежи: стандартизированная методика. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 47 с.
Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2020a) Операционализация понятия «психологическая проблема» в отечественных и зарубежных исследованиях. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 197, с. 7-17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17
Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р. и др. (2020b) Психологические проблемы студентов в интернет-среде в период вынужденной самоизоляции. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 7, статья 2864. [Электронный ресурс]. URL: http://www.emissia.org/offline/2020/2864.htm (дата обращения 12.04.2021).
Хасанова, И. И., Котова, С. С. (2017) Взаимосвязь интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи. Образование и наука, т. 19, № 4, с. 146-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-146-168
Худоян, С. С. (2017) Психологическая проблема: сущность, характеристики, виды. Журнал Практической Психологии и Психоанализа, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://psyiournal.ru/articles/psihologicheskaya-problema-sushchnost-harakteristiki-vidy (дата обращения 20.12.2020).
Chou, W.-P., Ko, Ch.-H., Kaufman, E. A. et al. (2015) Association of stress coping strategies with Internet addiction in college students: The moderating effect of depression. Comprehensive Psychiatry, vol. 62, pp. 27-33. https://doi.org/10.1016/i.comppsych.2015.06.004
Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The hofstede model in context. Online Readings in Psychology and Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014
Najafizadeh, M. (2012) Gender and ideology: Social change and Islam in post-Soviet Azerbaijan. Journal of Third World Studies, vol. 29, no. 1, pp. 81-101.
Poltavski, D., Ferraro, F. R. (2003) Stress and illness in American and Russian college students. Personality and Individual Differences, vol. 34, no. 6, pp. 971-982. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00082-X
Yeresyan, I., Lohaus, A. (2014) Stress and wellbeing among Turkish and German adolescents living in rural and urban areas. Rural and Remote Health, vol. 14, no. 3, pp. 26-95. https://doi.org/10.22605/RRH2695
References
Bityutskaya, E. V. (2015) Oprosniksposobov kopinga [Coping questionnaire]. Moscow: MRSU Publ., 80 p. (In Russian) Chou, W.-P., Ko, Ch.-H., Kaufman, E. A. et al. (2015) Association of stress coping strategies with Internet addiction in college students: The moderating effect of depression. Comprehensive Psychiatry, vol. 62, pp. 27-33. https://doi.org/10.1016/j.comppsych.2015.06.004 (In English) Guliev, G. (2002) Arkhetipichnye azeri: liki mentaliteta [Archetypal azeri: Faces of mentality]. Baku: Eni nesil Publ., 354 p. (In Russian)
Hofstede, G. (2011) Dimensionalizing cultures: The hofstede model in context. Online Readings in Psychology and
Culture, vol. 2, no. 1, article 8. https://doi.org/10.9707/2307-0919.1014 (In English) Khasanova, I. I., Kotova, S. S. (2017) Vzaimosvyaz' internet-zavisimosti s sovladayushchim i otklonyayushchimsya povedeniem uchashchejsya molodezhi [The correlations of the Internet addiction between coping and deviant behaviour of students]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 19, no. 4, pp. 146-168. https://doi.org/10.17853/1994-5639- 2017-4-146-168 (In Russian) Khudoyan, S. S. (2017) Psikhologicheskaya problema: sushchnost, kharakteristiki, vidy [The psychological problems: An essence, types, characteristics]. Zhurnal Prakticheskoj Psikhologii i Psikhoanaliza — Practical Psychology and Psychoanalysis Journal, no. 2. [Online]. Available at: http://psyjournal.ru/articles/psihologicheskayaproblema-sushchnost-harakteristiki-vidy (accessed 20.12.2020). (In Russian) Kryukova, T. L. (2005) Vozrastnye i kul'turnye razlichiya v strategiyakh sovladayushchego povedeniya [Age and
cultural differences in coping strategies]. Psihologicheskii zhurnal, vol. 26, no. 2, pp. 5-15. (In Russian) Kryukova, T. L., Gushchina, T. V. (2015) Kul'tura, stress i koping: sotsiokul'turnaya kontekstualizatsiya sovladayushchego povedeniya [Culture, stress and coping: The sociocultural contextualization of coping behavior]. Kostroma: Nekrasov Kostroma State University Publ.; Kostroma State Technological University Publ., 236 p. (In Russian) Kuvaeva, I. O. (2017) Krosskul'turnye razlichiya preodoleniya stressa (na primere russkikh, turetskikh i kitajskikh studentov) [Cross-cultural differences in coping with stress (on the example of Russian, Turkish and Chinese students)]. In: Vserossijskij forum molodykh uchenykh. Sbornikmaterialov27-28aprelya 2017g. [Russian forum of young scientists. Proceedings 27-28 April 2017]. Yekaterinburg: Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin, pp. 99-103. (In Russian) Kuvaeva, I. O. (2018) Preodolenie stressa molodezh'yu: kross-kul'turnye osobennosti [Coping behavior among students: Cross-cultural characteristics]. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1. Problemy nauki, obrazovaniya i kul'tury — Izvestia Ural Federal University journal. Series 1. Issues in Education, Science and Culture, vol. 24, no. 2 (174), pp. 82-89. (In Russian) Lazarus, R. (1970) Teoriya stressa i psikhologicheskie issledovaniya [Stress theory and psychological research]. In: L. Levi, V. N. Myasishchev (eds.). Emotsional'nyjstress. Fiziologicheskie ipsikhologicheskie reaktsii. Meditsinskie, industrial'nye i voennyeposledstviya stressa. Trudy Mezhdunarodnogo simpoziuma, organizovannogo Shvedskim tsentrom issledovanij v oblasti voennoj meditsiny 5-6 fevralya 1965 g. [Emotional stress. Physiological and psychological reactions. Medical, industrial and military implications. Proceedings of an International Symposium arranged by the Swedish Delegation for applied medical defense research 5-6 February 1965]. Leningrad: Meditsina Publ., pp. 178-206. (In Russian) Najafizadeh, M. (2012) Gender and ideology: Social change and Islam in post-Soviet Azerbaijan. Journal of Third
World Studies, vol. 29, no.1, pp. 81-101. (In English) Naumenko, T. V., Morozova, D. A. (2018) Teoriya mezhkul'turnykh izmerenij G. Hofstede kak metodologicheskaya osnova issledovaniya sovremennykh sotsial'nykh protsessov [Cultural dimensions theory of Geert Hofstede as a methodological basis for the study of modern social processes]. International Journal of Cultural Research, no. 1 (30), pp. 144-154. (In Russian) Pankratova, A. A., Osin, E. N., Lyusin, D. V. (2013) Osobennosti emotsional'nogo intellekta u predstavitelej rossijskoj i azerbajdzhanskoj kul'tur [Differences in emotional intelligence in Russian and Azerbaijani culture]. Psihologicheskie issledovaniya, vol. 6, no. 31, article 11. [Online]. Available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/889-pankratova31.html (accessed 28.12.2020). (In Russian) Panov, V. I., Patrakov, E. V. (2020) Interferentsiya tsifrovoj i dotsifrovoj sredy kak predmet psikhologicheskogo issledovaniya [Interference of digital and pre-digital environments as a subject of psychological research]. In: Gercenovskie chteniya:psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy IIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg, 1-2 oktyabrya 2020 g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the III International Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1-2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 531-541. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-56 (In Russian) Poltavski, D., Ferraro, F. R. (2003) Stress and illness in American and Russian college students. Personality and Individual Differences, vol. 34, no. 6, pp. 971-982. https://doi.org/10.1016/S0191-8869(02)00082-X (In English) Proekt, Yu. L., Rokhina, E. V. (2020) Problemnye perezhivaniya lichnosti v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Personal problematic experiences during the COVID-19 lockdown]. In: Gertsenovskie chteniya: psikhologicheskie issledovaniya v obrazovanii. Materialy IIIMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Sankt-Peterburg,
1-2 oktyabrya 2020g. [The Herzen University Studies: Psychology in Education. Proceedings of the IIIInternational Scientific and Practical Conference. Saint Petersburg, 1-2 October 2020]. Iss. 3. Saint Peterburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 575-583. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-97 (In Russian)
Regush, L. A. (2010) Zhiznennye problemy kak indikator vliyaniya sotsiuma [Life problems as an indicator of the influence of society]. In: L. A. Regush. Psikhicheskoe razvitie cheloveka i sotsial'nye vliyaniya [Human mental development and social influences]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., pp. 7-21. (In Russian)
Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Orlova, A. V., Pezhemskaya, Yu. S. (2013) Psikhologicheskie problemy molodezhi: standartizirovannaya metodika [Psychologicalproblems of youth: A standardized methodology]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 47 p. (In Russian) Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2020a) Operatsionalizatsiya ponyatiya "psikhologicheskaya problema" v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh [Operationalization of the concept "psychological problem" in Russian and international research]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, no. 197, pp. 7-17. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2020-197-7-17 (In Russian) Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R. et al. (2020b) Psikhologicheskie problemy studentov v Internet-srede v period vynuzhdennoj samoizolyatsii [Psychological problems of students in the Internet environment during forced self-isolation]. Pis'ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 7, article 2864. [Online]. Available at: http://www.emissia.org/offline/2020/2864.htm (accessed 12.04.2021). (In Russian) Regush, L. A. (ed.). (2017) Psikhologicheskie problemy rossijskikh podrostkov (1993-2013) [Psychologicalproblems
of Russian adolescents (1993-2013)]. Saint Petersburg: Elvi-Print Publ., 297 p. (In Russian) Volkova, E. V., Kuvaeva, I. O. (2019) Kross-kul'turnye osobennosti organizatsii kontsepta "stress" i sovladaniya v period rannej vzroslosti [Cross-cultural features of the organization of the concept of "stress" and coping in early adulthood]. Mirpsikhologii, no. 4 (100), pp. 137-150. (In Russian) Yeresyan, I., Lohaus, A. (2014) Stress and wellbeing among Turkish and German adolescents living in rural and urban areas. Rural and Remote Health, vol. 14, no. 3, pp. 26-95. https://doi.org/10.22605/RRH2695 (In English) Zhuravleva, A. L., Kryukova, T. L., Sergienko, E. A. (eds.). (2008) Sovladayushchee povedenie: Sovremennoe sostoyanie i perspektivy [Coping behavior: Current state and prospects]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 474 p. (Integratsiya akademicheskoj i universitetskoj psikhologii [Integration of academic and university psychology]). (In Russian)