Научная статья на тему 'СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «КАК ПОМОЧЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ»'

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «КАК ПОМОЧЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мелкая моторика рук / упражнения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ракитянская Галина Ивановна

в статье рассматривается вопрос о готовности ребёнка к школе, о том, как формировать внимание, мышление, память. Как в игровой форме научить ребенка считать, сравнивать и анализировать. С помощью различных упражнений развивать мелкую моторику рук, считать, запоминать, развивать мыслительные операции, связную речь у будущих первоклашек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «КАК ПОМОЧЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ»»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: «КАК ПОМОЧЬ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ»

Ракитянская Г.И.

Ракитянская Галина Ивановна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5,

ст. Крыловская, Крыловский район

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о готовности ребёнка к школе, о том, как формировать внимание, мышление, память. Как в игровой форме - научить ребенка считать, сравнивать и анализировать. С помощью различных упражнений развивать мелкую моторику рук, считать, запоминать, развивать мыслительные операции, связную речь у будущих первоклашек.

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребёнка, так и для его родителей.

Подготовить ребёнка к учебной деятельности таким образом, чтобы он был уверен в себе, не испытывал внутреннего напряжения в процессе обучения, был способен сконцентрировать внимание и длительно сохранять усидчивость - сложная и ответственная задача.

Многое могут сделать для ребёнка в этом отношении родители - первые и самые важные его помощники. Чтобы помочь ребёнку развить и реализовать свои возможности не жалейте времени и сил. Дети пойдут в школу уверенными в своих силах, учение будет для них не тяжёлой обузой, а увлекательным путешествием в страну знаний.

Одним из важных условий благополучного начала обучения в школе, одним из показателей готовности малыша к обучению является его сознательное стремление к школе, наличие у него интереса к школьно -учебной деятельности, т. е. сформированность школьной мотивации. Она включает в себя:

Наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий).

Понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности.

Эмоционально благополучное отношение к школе.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать.

Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

Старайтесь показывать необходимость каждого занятия, приводите примеры. Пусть новые задания будут связаны с уже усвоенными, понятыми. Задание должно быть посильным. Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребёнка. Не сравнивайте его с другими детьми, только - с самим собой.

Ещё до начала обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно и тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного. Хороший уровень формирования внимания у ребёнка свидетельствует и о развитии у него самоконтроля.

Упражнение на развитие произвольного внимания. В старшем дошкольном

возрасте дети хорошо различают цвет и форму предмета. Запомнив названия геометрических фигур, они свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых вещах: «Дверь - это прямоугольник, стол-квадрат, шар-лампа и т. д.». По силуэту или незначительным деталям ребёнок определяет предмет и различает его величину, форму, удалённость и пр. Ребёнок использует многообразные обозначения пространственных отношений: «Надо спуститься вниз, потом повернуть направо, дойти до угла, повернуть налево, перейти на другую сторону». Дети в этом возрасте хорошо ориентируются во времени суток, в оценке разных промежутков времени (неделя, месяц, время года, часы, минуты, секунды).

Упражнение на развитие точности восприятия:

«Дорисуй фигуры».

Ребенку предложить рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребёнка дорисовать их. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т. д., то есть всё то, чем занимается ребёнок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей, способность рассуждать. Ребёнок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.

Упражнение на развитие словесно-логического мышления: «Определи понятие».

Ребёнку предложите следующие наборы слов: Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.

Самолёт, гвоздь газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.

Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.

Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.

Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.

Попросите ребёнка объяснить значения этих слов. Разберите вместе: что означает каждое слово, например, слово «велосипед». Как ты можешь объяснить это? для чего он нужен?» Помогайте ребёнку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но сначала давайте ему возможность ответить самому.

В основе способностей ребёнка, являясь условием обучения, приобретения знаний и умений является память. Важно ориентироваться в большей степени на смысловую память и показать ребёнку различные примеры, которые помогают лучше запомнить.

Упражнение на развитие словесного воображения.

Предложите ребёнку игру: «Попробуй представить, что будет, если...Например, представь себе: что открыли школу для кошек! Или люди научились летать. Или собаки стали разговаривать на человеческом языке. и т. д.». Неоценима роль воображения в творчестве ребёнка: рисовании, лепке, музыке, сочинительстве и т. д. Неустанная работа воображения - это один из путей, ведущих к познанию и освоению ребёнком окружающего мира, к поиску в нём собственного пути.

В игровой форме вы сможете научить ребенка считать, сравнивать и анализировать. Обязательно нужно развивать математические умения и навыки дошкольников, умение вести количественный и порядковый счет предметов. Количественный счет - прямой слева направо, справа налево, с заданного места; обратный. Закрепление разных видов счета. Иметь представление о числе и цифре. Чтобы ребёнок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора, умении ориентироваться в пространственно-временных связях. Работа с геометрическим материалом, интересно, какие геометрические фигуры знают ваши дети? Сколько всего фигур? Составьте свои вопросы со словом «сколько». Для этого вам понадобятся рисунки с фигурами. Сколько синих фигур? Сколько красных?

Сколько кругов? квадратов? треугольников?

Сколько больших фигур? Маленьких? - Посчитайте вместе. Сначала слева направо. Изменится ли количество предметов, если посчитаем справа налево? Посчитайте, сколько кружков я выложу перед тобой? (оооооо) Какое число назвали последним? Сколько кружков? (Доказать двумя способами)

Нужно обязательно обратить внимание на сформированность зрительно-пространственных представлений (то есть представлений о форме, величине предметов и их расположении в пространстве по отношению друг к другу). Их формирование необходимо для чёткого усвоения ребёнком зрительных образов букв (как печатных, так и письменных).

Средством повышения интеллекта ребёнка, его развития речи и подготовки к письму является тренировка пальцев рук.

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска. Ограничьте использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев руки. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши. Пусть ваш ребёнок больше работает с ножницами, учите пришивать пуговицы, девочек- вышивать, нанизывать бусы, все дети очень любят конструирование из мелких деталей.

Для успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, ещё до начала обучения у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки. Это-полноценное владение речевыми звуками (правильное их произношение, умение различать на слух, а также определять присутствие и примерное место звука в слове). Достаточность словарного запаса. Умение грамматически правильно оформлять предложения и образовывать от одних слов другие. Владение связной речью.

Ребёнок должен уметь ответить на следующие вопросы:

В какой стране живешь? Назови столицу нашей Родины.

В каком ты живёшь городе? Крае, селе, станице и т.д.?

Назвать свой домашний адрес. На каком этаже ты живёшь? Сколько этажей в твоём доме?

Какая достопримечательность, или известное, запоминающее здание находятся рядом с твоим домом?

Какой транспорт проходит вблизи дома? Как называется остановка, расположенная около вашего дома?

Сколько тебе лет?

свою фамилию, имя, отчество.

Назвать имя отчество родителей и их профессии. Где они работают?

Назвать речку, какая находятся на территории вашего города.

Назвать 5 городов России. И т. п.

Это немногое, из того что должен знать ваш ребёнок, отправляясь в школу. Успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребёнка!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.