Научная статья на тему '«СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТЦОВ-ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА»'

«СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТЦОВ-ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
442
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ БОРЬБА / АСКЕТИКА / СТРАСТЬ / ГРЕХ / АЛКОГОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ткачев Александр Андреевич

В статье рассматриваются советы по борьбе со страстью алкоголизма наиболее авторитетных православных подвижников благочестия XX века. Даются рекомендации поведения близким родственникам зависимого. В работе также даются практические советы зависимому человеку в борьбе с алкогольной страстью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ткачев Александр Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADVICE ON HOW TO FIGHT WITH ALCOHOL DEPENDENCY FROM THE HOLY FATHERS OF THE XX CENTURY

The article discusses the advice on combating the passion of alcoholism from the most authoritative Orthodox devotees of piety of the XX century. Recommendations on how to behave are also given to close relatives of the addicts. The work provides practical advice to the addicted person in the fight against alcoholic passion.

Текст научной работы на тему ««СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТЦОВ-ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА»»

СОВЕТЫ ПО БОРЬБЕ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ОТЦОВ - ПОДВИЖНИКОВ XX ВЕКА

Иерей Александр Андреевич Ткачев,

магистр теологии, проректор по воспитательной работе Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматриваются советы по борьбе со страстью алкоголизма наиболее авторитетных православных подвижников благочестия XX века. Даются рекомендации поведения близким родственникам зависимого. В работе также даются практические советы зависимому человеку в борьбе с алкогольной страстью.

Ключевые слова: духовная борьба, аскетика, страсть, грех, алкоголизм.

ADVICE ON HOW TO FIGHT WITH ALCOHOL DEPENDENCY FROM THE HOLY FATHERS OF THE XX CENTURY

Priest Alexander Andreevich Tkachev,

Master of Theology, Vice-rector for educational work Omsk Theological Seminary

Abstract. The article discusses the advice on combating the passion of alcoholism from the most authoritative Orthodox devotees of piety of the XX century. Recommendations on how to behave are also given to close relatives of the addicts. The work provides practical advice to the addicted person in the fight against alcoholic passion.

Key words: spiritual struggle, asceticism, passion, sin, alcoholism.

огласно святоотеческому учению, грех есть рана, которую человек наносит сам себе. В самой известной молитве «Господи, помилуй» содержится очень важный оттенок того, что грех - именно болезнь человека. По-гречески слово помилуй - eXenoov. А елей (масло) - это то вещество, которое в древнем мире применяли как лекарственное средство, им обрабатывали раны. То есть мы просим у Господа уврачевать наши раны - грехи.

Человек, творящий грех, наносит себе рану, а рана в свою очередь приносит человеку боль. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что «грех делает нас более несчастными, чем виновными» [6, с. 599], а преподобный Исаак Сирин сравнивал человека с псом, который лижет пилу и, пьянея от собственной крови, не замечает вреда от этого действия [7, с. 582].

Достаточно наглядно об этом говорит профессор богословия А.И. Осипов: «Видите, вот доска. В нее вбиты гвозди: шляпки снизу, а кверху торчат острия. Мамаша говорит: «Сыночек, дочка, не ходите по гвоздям - сильно себя пораните». - «Ну что ты, мама!» - и раз! - на гвоздь. Заповеди Божии - это есть не что иное, как предупрежде-

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Иерей Александр Андреевич Ткачев

«Советы по борьбе с алкогольной зависимостью отцов-подвижников XX века»

ние человеку о том, что может принести ему вред. Грехом в Православии называется аномия, то есть беззаконие, нарушение закона. Какого закона? Не юридического, не того, что Бог вот то-то сказал, а нарушение закона своей природы. Нельзя ходить по гвоздям, нельзя пить кислоту вместо воды, нельзя сидеть на раскаленной плите. Вот что такое грех: грех - это не что иное, как вред себе самому, больше ничего» [5].

Следствием грехов являются страдания. Особенно очевидна взаимосвязь греха и страдания в таких грехах, как пьянство и наркомания. Душевные же грехи (хотя их сложнее заметить) приносят страдания не менее жестокие.

Человек, находящийся в порабощении греха, уже сам не может освободиться от своих пристрастий. Ему обязательно нужна помощь, хотя человек сам еще этого может и не осознавать. Многие примеры показывают, что человек, находящийся в алкогольном опьянении, скорее склонен признать себя вменяемым, чем согласиться со своим опьянением.

Факт, не требующий доказательств, - употребление алкоголя является катализатором многих бед: помимо самого человека страдают семья и дети, увеличивается смертность и сокращается продолжительность жизни, сокращается рождаемость, увеличивается рост числа преступлений и т.д.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) прямо говорит, что пьянство является идолопоклонством с вытекающими последствиями: «...страшный идол, к ногам которого сложено столько человеческих душ, у подножия которого погибло столько талантов и способностей, из-за которого пролиты и льются потоки горчайших слез матерей, отцов, братий, жен и детей - это пьянство. Не будем говорить здесь о тех неисчислимых бедах, кои проистекают от пьянства» [2, с. 36].

Следует отметить, что Церковь не находится в стороне от этой проблемы человечества. Алкоголизм есть прежде всего грех, есть болезнь, которую надо лечить. И Церковь говорит, что у Нее есть Врач - Христос, Могущий исцелить страждущую душу.

Человек, вступающий в духовную борьбу за излечение своей души, должен понимать, что в духовной жизни есть свои законы, которые Церковь предлагает для изменения человека. В этой борьбе главным образом необходимо руководствоваться Священным Писанием и отеческими Писаниями «с совета и вопрошания единомышленных» [8, с. 72-72].

Поэтому мы обратимся к отеческому наследию, которое, в свою очередь, основано на Священном Писании, и посмотрим на советы отцов по борьбе с грехом алкоголизма. В данной работе будут рассмотрены творения наиболее авторитетных подвижников благочестия, близких к нашему времени.

Игумен Никон (Воробьев) в одном из свои писем пишет, что человек, находящийся в опьянении, «уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может» [1]. Поэтому человек, находящийся рядом с одержимым страстью, должен стать помощником, взять на себя тяжесть греха и таким образом исполнить заповедь любви: «Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гл. 6:2).

Далее игумен Никон дает очень важный совет, который не стоит забывать человеку, находящемуся рядом с зависимым: «Ты же вместо помощи только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи», и далее: «Духом кротости исправляйте, а не руганью, упрёками, ссорой, самооправданием и т.п. Таким поведением ты себя губишь» [1]. И только в трезвом состоянии,

№ 2 (11), 2021

без давления необходимо совестно обсудить, как быть дальше, чтобы совместно победить страсть.

Об этом же говорил и старец Паисий Святоорец: «К примеру, женщина начинает жаловаться: «Мой муж пьёт, приходит домой поздно ночью, сквернословит...» -«Гляди, - советую я ей. - Когда он ночью приходит домой пьяный, веди себя с ним по-доброму. Если ты встречаешь кислой физиономией и начинаешь «пилить»: «что же ты так поздно?», «да разве можно приходить домой в такое время?», «да когда же ты наконец изменишься?», «да что же это за горюшко горькое?», «да ведь это уже не день и не два продолжается!», «и сколько я буду всё это терпеть?» - то диавол посоветует ему: «Да совсем ты, что ли, больной, что никак не расстанешься с этой дурой? Не лучше ли пойти и весело провести время с какой-нибудь другой?» То есть ты, может быть, права, но диавол подловит его с другого бока. А вот если ты поведёшь себя с ним по-доброму, немножко перетерпишь происходящее и помолишься, не высказывая ему своих претензий, то, увидев от тебя немного солнечного тепла и света, он задумается и исправится» [13, с. 62].

Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит по этому поводу: «самые опытные и знающие врачи становятся бессильны перед этой бедой. И сегодня Христос указывает всем скорбящим о своих страждущих родных и близких единственного на весь мир Врача - это сила Божией благодати, которая приходит на зов верующего Богу сердца и является на усиленную молитву, подкрепленную постом. Другой силы на разгулявшегося по миру врага рода человеческого нет» [3, с. 79].

Таким образом, мы видим, для того чтобы близкие могли помочь человеку, страдающему страстью, необходимо доброе расположение, терпение, не высказывание своих претензий, а кротость, соединенная с молитвой и постом. Иначе человек может навредить и самому себе.

И здесь, конечно же, нужно вспомнить первые тезисы о том, что грех есть болезнь. Зачастую грех понимается как вина. Например, винит жена мужа, муж, в свою очередь, винит жену, и жизнь начинает строиться чисто в юридических понятиях -кто прав, кто виноват. А если мы будем смотреть на человека не как на виновного в своем состоянии, а как на человека, страдающего от болезни, тогда и понять действия человека будет намного легче. Вряд-ли мы будем «пилить» человека, находящего в реанимации после серьезной аварии, скорее мы будем искать самого лучшего врача для исцеления близкого человека. Мы не будем надоедать ему многочисленными вопросами и расспросами, а будем сострадать и помогать человеку. Врач-дантист не будет отчитывать пациента за кариес, а будет искать лучший способ лечения.

Конечно, отцы говорят и о том, что самому страждущему необходимо побороться: «...человек хочет отстать от дурной привычки, например от курения, наркотиков, пьянства. Вначале он чувствует радость и бросает эту привычку. Потом он видит, как другие курят, употребляют наркотики, пьют, и терпит сильную брань. Если человек преодолеет эту брань, то потом ему уже нетрудно отказаться от этой страсти, повернуться к ней спиной. Надо немножко и поподвизаться, побороться» [10, с. 54].

Старец Паисий Святогорец дает и практический совет в борьбе с зависимостью: «если пьяница хочет получить помощь и бросить пить, то он не должен проходить даже близко от пивной. Необходимо малое усердие и доброе расположение, и тогда Благий Бог поможет нам преодолеть трудности» [12, с. 197]. Тогда, когда человек начинает бороться, он видит, что своими силами не может побороть страсть, вследствие этого человек смиряется и получает благодать, которая исцеляет человека.

Иерей Александр Андреевич Ткачев

«Советы по борьбе с алкогольной зависимостью отцов-подвижников XX века»

Об том же писал и игумен Никон (Воробьев) человеку, страдающему алкоголизмом: «... если не можешь бросить пить, так хоть осознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Пойми это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: «Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне грешному». Если будешь так говорить ежедневно от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасёт от погибели» [1], и еще: «Только ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам. Сам проси, повторяю, хоть один раз в день с земным поклоном Господа, чтобы Он не оставил тебя на погибель, а спас от вечной муки» [1].

Здесь мы видим призыв не только волевого усилия человека, но и обращение к Богу. Также важно подчеркнуть и аскетическую направленность - поклоны. «Когда тебя будет очень тянуть к выпивке - сделай три земных поклона и скажи: «Господи, опять моя испорченность тянет напиться. Я не могу, не имею силу держаться. А если будет Твоя милость - дай мне силы воздержаться. А если я не достоин Твоей помощи в этом, то огради меня от бесов и большого вреда, если напьюсь» [1].

Для достижения положительного результата необходимо постоянство и упорство. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет о борьбе так: «Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает. увлекающегося ею [9, с. 246].

Согласно православному учению страсти, как и добродетели связаны между собой. Она страсть или грех неминуемо тянет за собой другие. С добродетелями точно так же. В минуты борьбы у человека бывают обострения, при воздержании от телесных грехов обостряются душевные. Например, тоска и уныние. В таком случае отцы советуют обращаться к Богу. «Не отчаивайся, что бы ты ни наделал. В светлую минуту помолись Господу, и Он поможет тебе и всё простит. .опомнись, пожалей себя! Приезжай к нам. Здесь можно исповедаться, причаститься. Походишь в церковь, почитаешь книг духовных», «.когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убеждённо, от всего сердца, и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твёрдость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией» [1].

Участие человека в Таинствах Церковных, искреннее покаяние - важнейшие условия в исцелении человека.

Еще один не совсем обычный способ в борьбе с алкоголизмом предлагает старец Паисий. В одной из своих бесед он рассказывает об оной семье, в которой был пьяница. Старца Паисия упрекали за то, что он дает этому пьянице деньги. Часто и мы так рассуждаем, что давать деньги пьянице не стоит, потому что он их пропьет. Сам же пьяница просил денег на содержание детей, но, по всей видимости, он эти деньги до детей не доносил. Когда старец давал деньги, то говорил: «эти деньги для твоих детей». Сам старец Паисий знал, что дает пьянице, но знал и то, что слова «эти деньги для твоих детей» заставят хоть иногда задуматься о детях. И еще одна логика действий, которая не лежит на поверхности. Давая деньги, старец понимал, что пьяница мучил бы свою жену, забирал деньги, которые она зарабатывала и дети страдали бы еще больше. И дальше старец говорит, что многие подобным образом исправлялись, обличаемые собственной совестью [11, с. 197].

№ 2 (11), 2021

И, конечно, если человеку удалось победить страсть, например, совсем человек перестал пить, то необходимо обезопаситься со всех сторон или же, как говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин), поставить сторожа в своей душе: «Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца, чтобы он рассматривал, по крайней мере, самые грубые греховные помыслы и, как сторож, даже не очень хороший, старался бы не пропускать самые, несомненно, враждебные» [4]. Иначе, как сказано в Евангельской притче: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И при-шедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12:43-45). Семь духов таковы - дух гордости, лености, внешнего делания, нераскаянности, неблагодарности, равнодушия, уныния. И после вселения семи духов «самая пора начать запить» [4].

И в заключение отец Иоанн предлагает такую молитву: «Дай нам всем Господь духа осторожности, внимательности и разумения» [4].

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Игумен Никон (Воробьев). О пьянстве. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_ Vorobev/o-pjanstve/ (дата обращения 27.10.2021)

2. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Опыт построения исповеди. - М.: Терирем, 2016. - 272 с.

3. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Основание семейной жизни: Размышления и советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина) / редактор-составитель А.Г. Горю-нова. - Москва: Вольный Странник, 2021. - 272 с.

4. Иоанн (Крестьянкин), архимандрит. Настольная книга для монашествующих и мирян. Часть 2. Тропинка к Единому на потребу. URL: https://azbyka.ru/otechnik/ Ioann_Krestjankin/nastolnaja-kniga-dlja-monashestvujushhikh-i-mirjan/2_4 (дата обращения 07.11.2021)

5. Осипов А.И., профессор. «Живи по правилам, которые дал Христос!» / URL: https://pravoslavie.ru/94251.html (дата обращения 27.10.2021)

6. преп. Иоанн Кассиан. Собеседование. 23,15. / Писания. - М., 1892.

7. преп. Исаак Сирин. Творения. - Сергиев Посад, 1911.

8. Св. Феофан (Говоров). Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. - МДА, «Новая книга», 1995. - 112 с.

9. Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова). М., 2001. - 490 с.

10. Старец Паисий Святогрец. Слова Т. 1. С болью и любовью о современном человеке. - Издательский Дом «Святая Гора», - М., 2008. - 429 с.

11. Старец Паисий Святогрец. Слова Т. 2. Духовное пробуждение. - Издательский Дом «Святая Гора». - М., 2008. - 397 с.

12. Старец Паисий Святогрец. Слова Т. 3. Духовная борьба. - Издательский Дом «Святая Гора». - М., 2008. - 365 с.

13. Старец Паисий Святогрец. Слова Т. 4. Семейная жизнь. - Издательский Дом «Святая Гора». - М., 2008. - 325 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.