Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33. С. 133-136.
СУДЬБА РОССИИ В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н. С. Смолина
«СОВЕТСКОЕ» В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: АНАЛИЗ НОСТАЛЬГИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ
Статья посвящена анализу ностальгического дискурса в постсоветском пространстве. Рассмотрена специфика ностальгирования среди поколения 30-летних в интернет-пространстве, определены предмет и практики ностальгирования. Объяснены причины обращения постсоветского человека к советскому прошлому, показан вектор трансформации ностальгического дискурса.
Ключевые слова: ностальгия; постсоветский человек; коллективная идентичность; социальные практики; советское прошлое; сетевые сообщества; коллективная травма; информационное общество.
Сегодня социальная реальность номинируется ее участниками (акторами и агентами) - «постсоветская», как и двадцать лет назад. Сам факт существования термина 'постсоветский' говорит о некой неопределенности участников социальных отношений о качестве реальности, о незавершенности социального транзита от «советского» к «российскому», новому качеству социальной действительности. Однако сама незаполненность и социальные практики, используемые для освоения прошлого, настоящего и будущего, неоднородны. Ткань социальной реальности изменчива, хотя процесс происходит медленно и обычному социальному наблюдателю не так явен.
На наш взгляд, постепенно в постсоветской действительности меняются практики работы с ностальгией. Социальная действительность совершает медленный поворот от ностальгии как тоски по утраченной совет-
ской реальности до ностальгии как способа рефлексии прошлого через осознание невозможности это прошлое вернуть в том виде, как оно существовало. Однако очевидность восприятия этих процессов затрудняется не-завуалированным желанием власти использовать символический потенциал ностальгического дискурса.
Ностальгия представляется нам социальной формой определения, интерпретации, выражения или толкования травматических событий посредством фонда культурных ресурсов, например, с помощью литературы, кино, живописи и т. д. Подобные механизмы направлены на проживание ситуации утраты привычного образа жизни. Вместе с тем осознание неизбежности социальных изменений, невозможности вернуться в прошлое побуждает постсоветского человека адаптироваться к новой ситуации, даже несмотря на то, что процесс трансформации становится перма-
нентным. В этом ключе ностальгия участвует в адаптационных процессах, смягчая процесс перехода, выполняя компенсаторную функцию. Вместе с тем в логике гуманитарных исследований ностальгия не воспринимается как феномен исключительно постсоветского общества, скорее, это универсальный защитный механизм человечества от переходных периодов истории (подробно пишет об этом антрополог Светлана Бойм в своей статье «Будущее ностальгии»)1. Для нас ностальгия одновременно это способ видения отношений человека и нации, индивидуального и коллективного. Через практики ностальгирования легко увидеть и практики коллективной идентификации, позволяющие говорить о неком коллективном «Мы».
Отметим, что для российской действительности начала XXI в. характерен всплеск стихийной ностальгии по советскому детству. В этой связи наш интерес сводится к анализу динамики рефлексии поколением «последних советских детей» по поводу советского прошлого в интернет-пространстве. Поколение 30-летних, проявляющее максимальную экономическую активность и высокую покупательскую способность, в результате социальных трансформаций оказалось перед проблемой коллективной самоидентификации. Нам представляется, что фактором солидаризации у поколения «последних советских детей» становится его эмоциональная вовлеченность в процессы ностальги-рования. Именно этот факт объединяет их в поколение, позволяя идентифицировать себя как сообщество.
Информационное общество накладывает свой отпечаток не только на свойства социального взаимодействия, но и на формы и практики процесса идентификации. В этом смысле Интернет становится «пространством идентификации»: человек, получая возможность коммуницировать с русскоязычным населением всего земного шара, так или иначе выходит на сюжеты 'Мы', 'Они', 'свой', 'чужой', в таких разговорах 'свое' получает четкую артикуляцию и маркировку. К тому же сообщества российского Интернета отличаются ярко выраженной склонностью к рефлексии2. В силу того, что Интернет развивался в России в период общих социальных, политических и экономических преобразований, для многих людей именно виртуальное
пространство стало площадкой для обсуждения происходящих преобразований и своего участия в них.
На наш взгляд, наиболее репрезентативными ресурсами, имеющими отношение к нашей теме, являются сайты: www.76-82.ru (позднее переименованный в www.e-n-d.ru (Энциклопедия нашего детства), www.savok.name, www. livejournal.ru (сообщество «Советская жизнь»), www.sovetika.ru,www.odnoklassniki.ru.
В виртуальном пространстве можно обнаружить следующие стратегии и практики работы с «советской эпохой» и с памятью о советской эпохе: стратегии музеификации и практики ностальгирования. Сайты, посвященные советской эпохе, предлагают некие энциклопедии советской жизни, где советские вещи, предметы, фото и другие культурные объекты становятся предметом любования, умиления, коллекционирования, собирания поколением 30-летних в интернет-пространстве. Упомянутые нами сайты используют коммеморативные практики, осуществляющие путешествие не столько в пространстве, сколько во времени.
Так, сайт www.76-82.ru репрезентирует свои ресурсы как «энциклопедию нашего детства». Стоит добавить, что в «Живом Журнале» (Livejournal) по следам этого сайта появилось сообщество «1976-1982», благодаря чему участники ресурса, родившиеся в этот период, осознают себя как цельное поколение.
Другой сайт - www.savok.name - адресован всем, кто родился в СССР (временные рамки, как в предыдущем случае, не задаются). Во вступительном слове создателей сайта Советский Союз определяется через набор символов, общезначимых для всех, кто родился в СССР: победа в Великой Отечественной войне, Олимпийский Мишка, «Спокойной ночи, малыши» и программа «Время». Такое перечисление прорисовывает образ страны, откуда мы родом, страны, которую по-прежнему можно любить, несмотря на то, что ее больше не существует. Так в ностальгическую направленность сайта вписываются патриотические ноты.
Сайт www.savok.name также предлагает посетителям своеобразный путеводитель по советской жизни, включающий диафильмы, анекдоты, песни, культовые места (например, к числу подобных мест авторами сайта относится «Детский Мир» в Москве), фото-
«Советское» в постсоветском пространстве.
135
графии, карты, плакаты, открытки и т. д. Сам дизайн ресурса выполнен в стилистике советских изданий - словно на грязно-серой макулатурной бумаге. Визуальный ряд, предлагаемый посетителям, будет понятен и знаком даже тем, кто прожил в Советском Союзе десять детских лет (столь малый срок жизни, с точки зрения авторов, не должен помешать постсоветскому человеку любить Советскую Родину). Сайт www.sovetika.ru представляет собой попытку создать всеобъемлющую энциклопедию советской эпохи с демонстрацией всех ее составляющих: артефактов, предметов быта, текстов и многого другого.
Представляется, что подобные интернет-ресурсы становятся катализаторами воспоминаний о советском прошлом (для поколения молодых - о советском детстве): предметно-вещный мир «советского», визуально представленный в интернет-пространстве, провоцирует воспоминания не только о вещах, но и о связанных с ними эмоционально окраше-ных тактильных ощущениях, вкусах, звуках и запахах.
Постсоветский человек находится в процессе постоянного коллективного вспоминания прошлой эпохи с ностальгической тональностью. Постсоветская масса предстает как переживающая травму распада советской империи и кризис коллективной идентичности. В этом ключе человек пользуется своими воспоминаниями как компенсаторным средством (в том числе, чтобы забыть настоящее). Травма преодолевается меморативными и ностальгическими практиками.
Следует отметить, что ностальгия демонстрируется средствами массовой информации: различные телепроекты, телеканалы с доминирующей ностальгической тональностью, радиостанции с набором советской музыки, в том числе в современном звучании, сериалы с «советскими сюжетами». Так люди разных поколений, в том числе поколения 30-летних, могут и впитать, и выразить в различных меморативных текстах ностальгические настроения по «советскому». Мода на социальные сети только подтверждает эту потребность.
Подобные сетевые сообщества могут быть описаны как «сообщества ностальгирующих». Интернет позволяет производить, по выражению И. Кукулина, «пространства коллективной ностальгии»3 со свойственными им коллективными практиками. Именно
на страницах таких сообществ человек получает возможность тосковать по прошлому в виртуальном формате, причем ностальгиро-вание происходит совместно: представители последнего поколения советских детей совместно переживают, проживают социальные трансформации. Пассажи, начинающиеся с фразы «А помните...» на страничках Интернета встречаются очень часто. Ностальгия становится механизмом коллективного переживания, про-чувствования совместных социальных эмоций, оказывая некую коллективную терапию.
Интернет-пространство предлагает посетителям «советский» аудиовизуальный ряд, пополняемый самими пользователями; именно этот ряд становится социальным контекстом, в рамках которого организуется процесс воспоминания. Общество и составляющие его группы, вырабатывая собственную коллективную память, в первую очередь создают именно рамки пространственно-временного континуума, куда вписываются воспоминания отдельных участников. Формат социальных сетей, позволяющий найти человека по определенным кластерам, организует удобную площадку для ностальгирования, воспоминания среди «своих», схожих по параметрам возраста и социальной принадлежности. Для поколения 30-летних «советский» ряд предлагается, прежде всего, интернет-ресурсами, для старших поколений на пополнение этого ряда «работают» масс-медиа (радио, телевидение, кино). И поколение 30-летних, и старшие поколения вспоминают об одних и тех же позднесоветских годах изобилия, но для первых это было детство, для вторых - зрелость. В силу различий горизонта воспоминаний поколения 30-летних ностальгируют, прежде всего, по своим детским впечатлениям от советской эпохи.
Механизмы и формы ностальгирования становятся неким фактором объединения для поколения 30-летних, очень разобщенного в классовом, финансовом, социальном смыслах. Самые успешные и активные социальные слои в постсоветском обществе очень разнородны по своему составу: научные работники, открывшие в себе бизнес-талант, «бывшие комсомольцы», дети высшей бюрократии, а также новая генерация способных молодых людей, «удачно нашедших свою нишу в современной российской экономи-ке»4. Их образование варьируется от непол-
ного среднего и «сомнительных» дипломов постперестроечных негосударственных вузов до ученых степеней ведущих отечественных и западных университетов. За плечами у большинства из них - «постоянная смена рода деятельности, бесконечная череда разовых проектов, смена объектов бизнес-актив-ности»4. Язык символов советского детства становится единственным сохранившимся у них общим языком, а пространство Интернета становится той общей площадкой, на которой вырисовывается «стилистическое единство» этой гетерогенной социальной группы. Общее прошлое помогает установить поколенческое единство поверх социальных швов. Потому ностальгия выступает не только формой коллективной терапии, но и механизмом самоидентификации (на вопрос «кто мы?» поколение 30-летних с легкостью может ответить: «мы родом из советского детства», «наша Родина - СССР»).
Коллективное вспоминание позволяет открыть «советское» вновь; благодаря пересказыванию друг другу деталей детства, «советское» в интернет-пространстве «производится» заново, отчасти происходит определенная рефлексия: «артефакты прошлого заставляют <.. .> вольно или невольно проговаривать собственную позицию в отношении советского периода»5. Полученную картину нельзя назвать репродукцией, она всегда будет реконструкцией прежнего опыта. Память выносит на поверхность позитивные общезначимые смыслы и ценности. Советская эпоха корректируется «детскими» воспоминаниями, выглядит светло и ясно. Память любого из нас селективна: выбирает наиболее яркие и запоминающиеся вещи и ситуации, и при этом стремится к нормализации прошлого, стиранию его самых травматичных моментов; поэтому негативных воспоминаний в интернет-пространстве на порядок меньше, чем положительных. В итоге коллективная память 30-летних, содержательно заданная
интернет-дискурсом воспоминаний, мифологизирует советское прошлое.
Постсоветское сообщество - это сообщество ностальгирующих и вспоминающих, и именно в меморативных практиках и практиках ностальгирования выстраивается система коллективной идентификации сегодня. «Советское» актуализируется, становясь средством проживания транзита и трансформации, а изменение социальных качеств системы коммуникации делает возможным репродукцию «советского» на абсолютно новых носителях, не существовавших в советскую эпоху.
Примечания
1 Бойм, С. Будущее ностальгии [Электронный ресурс] // Неприкоснов. запас. 2013. № 3. URL: http://www.nlobooks.ru/node/3725 (дата обращения: 30.08.2014).
2 См.: Шмидт, Э. «Наш Рунет»? Культурная идентичность и современные медиа / Э. Шмидт, К. Тойбинер // Control + Shift: публичное и личное в русском Интернете. М., 2009. С. 21.
3 Кукулин, И. Четвертый закон роботехники: фильм «Приключения Электроника» и формирование «поколения 1990-х» // Веселые человечки: культурные герои советского детства. М., 2008.
4 Горных, А. Эстетика Интернета и визуальное потребление: к вопросу о сущности и специфике Рунета / А. Горных, А. Усманова // Control + Shift: публичное и личное в русском Интернете. М., 2009. С. 288.
5 Абрамов, Р. «Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ [Электронный ресурс] // Inter. 2011. № 6. URL: http://soc.hse. ru/data/2011/06/28/1216315527/Abramov_ inter_nostalgia_article.pdf (дата обращения: 30.08.2014).