Научная статья на тему 'Советское общество и благотворительность в годы Великой Отечественной войны'

Советское общество и благотворительность в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4068
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЗМ / СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО / CHARITY / GREAT PATRIOTIC WAR / PATRIOTISM / SOVIET SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковалева С. И.

Рассказывается о благотворительности и отечественных традициях поддержки российского воинства, временно возродившихся в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ковалева С. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet society and charity in the years of Great Patriotic war

The article is about charity and domestic traditions of support of the Russian army, temporally regenerating in the years of Great Patriotic war.

Текст научной работы на тему «Советское общество и благотворительность в годы Великой Отечественной войны»

УДК 94 (47).084.8

С.И. Ковалева, аспирант, 9092602111, fiotiniya@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Рассказывается о благотворительности и отечественных традициях поддержки российского воинства, временно возродившихся в годы Великой Отечественной войны.

Ключевые слова: благотворительность, Великая Отечественная война, патриотизм, советское общество.

Сегодня трудно сказать, когда именно зародилась традиция гражданского населения страны помогать защитникам Родины. Еще в период Смуты нижегородский купец К.Минин явился инициатором сбора народных средств на организацию ополчения. Не менее полными примеров народного патриотического порыва и помощи, в том числе благотворительного характера, были годы Отечественной войны 1812 г., время борьбы славянских народов на Балканах за свою независимость во 2-й половине XIX века и Первой мировой войны. Они проявлялись в совершенно разных ракурсах: начиная от партизанской и

благотворительной деятельности и кончая участием в военных действиях в качестве добровольцев, волонтеров и сестер милосердия.

Но после 1917 г. в нашей стране произошли кардинальные изменения. Отечественные традиции, связанные не только с поддержкой российского воинства, но и всей благотворительности, в целом были нарушены. В течение первых послереволюционных лет были качественно преобразованы основные принципы функционирования социальноэкономической и политической системы российского общества [3, с.71-80]. В частности, все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Теперь социальные и военные проблемы решались сугубо на государственном уровне. Очевидно, что традиционные формы и институты общественной благотворительности, активно развивающиеся в дореволюционной России и отличавшиеся своей автономностью, не только не вписывались в советских условиях в новую концепцию общественного устройства, но и были фактически обречены на ликвидацию как один из «пережитков» буржуазного прошлого.

Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и

общественная) благотворительная деятельность пресекались. Ее основные участники, сословие деловых людей, прекратило свое существование по окончании эпохи НЭПа, а слова «заводчик», «купец», «предприниматель», «коммерсант» на долгие годы сделались ругательными [15, с.68-70].

Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была хорошо отражена в Большой Советской Энциклопедии (БСЭ), которая начала издаваться с 1927 г. Понятие «благотворительность» там трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности» [1, с.466-471].

И все же, несмотря на полный запрет благотворительности, распространению в литературе и печати ее крайне негативной оценки, это явление стихийно вновь возродилось в Советском союзе в годы Великой Отечественной войны.

Советское общество продолжало поддерживать армию и в мирное время. Трудовые коллективы промышленных предприятий и колхозов брали шефство над воинскими частями и кораблями. Однако наиболее ярко традиция добровольных пожертвований на укрепление армии и флота показала себя именно в годы Великой Отечественной войны.

Патриотизм советского народа проявлялся в самых различных формах. Инициаторами многих начинаний, к примеру, были трудящиеся Москвы [5, с.30-47].

Уже в первые дни войны в Москве началось массовое движение за создание фонда обороны Родины. С началом фашистской агрессии рабочие и служащие московского завода «Красный пролетарий» приняли решение ежемесячно отчислять однодневный заработок в фонд обороны и 31 июля 1941 г. обратились ко всем гражданам страны с призывом вносить личные пожертвования во имя Победы [7].

В результате на этот призыв откликнулась вся страна. Народная инициатива породила многообразные формы участия граждан в создании фонда обороны. Многие трудящиеся брали обязательства отчислять в этот фонд заработок одного, двух и более дней, пенсионеры - часть пенсий. На оборону отчислялись гонорары за напечатанные труды, сборы от концертов и лекций, передавались произведения живописи, музыки, литературы. Изобретатели, рационализаторы и ученые отдавали свои премии, крупные суммы из гонораров и государственных премий. Колхозники помогали денежными средствами и сельскохозяйственными продуктами. Трудящиеся дополнительно подписывались на

государственный заем, досрочно оплачивали подписку и полученные облигации сдавали в фонд обороны. В большом количестве поступали в фонд обороны небольшие взносы — по 100, 200 и 300 руб., в целом

составлявшие крупные суммы15. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог.

Значительные суммы в народный фонд обороны поступали от воскресников. Только в двух комсомольско-молодежных воскресниках — 17 августа и 7 сентября 1941 г.— участвовало 1450 тыс. москвичей. Все заработанные деньги были переданы в фонд обороны [6].

Патриотический подъем советского народа обеспечил быстрый рост фонда обороны. Только за 3 месяца (с августа по ноябрь) 1941 г. он составил 36,7 млн.руб. [4]. В последующие дни поступления в фонд обороны еще больше возросли.

Почти одновременно с созданием фонда обороны возникло движение за сбор личных средств на строительство танковых колонн и авиаэскадрилий боевых самолетов.

История первых месяцев войны сохранила немало замечательных примеров, когда люди разных возрастов и профессий, но объединенные единым стремлением, изъявляли желание приобрести на личные средства для передачи фронту мощный танк или тяжелый бомбардировщик. Чаще всего это были сборы средств среди работников одной профессии, одной отрасли промышленности или региона страны. Так, во второй половине 1941 г. аптечные работники Москвы начали сбор средств на строительство танка [8]. Крупные суммы на строительство танков и боевых самолетов собрали комсомольские, осоавиахимовские и мопровские организации.

Повседневную заботу проявляли тыловики о раненых фронтовиках, находившихся на излечении в госпиталях и больницах. Коллективы крупнейших предприятий и учреждений городов и других населенных пунктов брали над госпиталями шефство. Для руководства шефской работой, а также для оказания повседневной практической помощи раненым бойцам и командирам Советской Армии при горкоме партии был создан специальный комитет, в который вошли представители партийных, советских, военных и общественных организаций. С приближением первой военной зимы среди советских людей возникла новая патриотическая инициатива — сбор теплых вещей для фронтовиков. Трудящиеся Москвы приняли самое активное участие в этом. В сентябре 1941 г. во всех районах столицы были созданы специальные комиссии, в которые вошли представители партийных, советских и общественных организаций. Была образована общегородская комиссия по сбору теплых вещей [См. подробнее: 5].

Широко были распространены и многие другие патриотические начинания. Массовый характер принял в столице сбор личных средств на

15 Здесь и в последующем (до 1961 г.) суммы указываются в старом денежном исчислении

строительство санитарных самолетов, поездов-бань, агитпоездов. На сбережения трудящихся строились бронепоезда, бронекатера, изготовлялись артиллерийские орудия и минометы.

Для решительных боевых действий Красной Армии не хватало бронетанковой техники. Без устали трудились рабочие танковых заводов. Получил поддержку, к примеру, и патриотический призыв колхозников Тамбовской области создать к 25-й годовщине Великого Октября целевой фонд Советской Армии. Сельчане в течение двух недель внесли в фонд деньгами 40 млн руб. на строительство танковой колонны «Тамбовский колхозник» [15, с.71-72]. По всей стране шли сборы средств на постройку танков. Только к декабрю 1942 г. на средства трудящихся было построено около 150 танковых колонн.

В период с 9 декабря 1942 г. по 31 марта 1943 г. в фонд Советской Армии поступило 7 041 340 тыс. руб., многочисленные ценные вещи и большое количество сельскохозяйственных продуктов [9]. Эти средства по желанию трудящихся были направлены на создание именных танковых и авиационных частей и соединений, артиллерийских систем и боевых кораблей [См. подробнее:10, 11].

Несмотря на опубликованное СНК СССР сообщение о прекращении с 7 апреля 1943 г. сбора добровольных индивидуальных и коллективных пожертвований, советские патриоты продолжали вносить свой вклад в дело обороны страны.

Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь (РПЦ). Церковь стремилась внести свой посильный вклад во всенародную заботу о нуждах Красной Армии для разрешения возникших проблем. Монахи и монахини, нарушая все запреты, работали в госпиталях.

30 декабря 1942 г. глава Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий обратился к архипастырям, пастырям и приходским общинам с призывом о сборе средств на постройку танковой колонны имени Дмитрия Донского. Этот призыв был принят всей Церковью. Уже 5 января 1943 г. состоялся обмен телеграммами между митрополитом Сергием и П.Сталиным, который передал благодарность русскому духовенству и верующим за заботу о бронетанковых силах Красной Армии, после чего было дано указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР. Это явилось первым утверждением юридического статуса Русской Православной Церкви за годы Советской власти [14].

Собранные средства — свыше 8 млн. рублей, большое количество золотых и серебряных предметов — пошли на строительство 40 танков. Около 2 млн рублей внесли верующие Москвы и Московской области. От верующих Ленинграда поступил 1 млн. рублей, Куйбышева — 650 тысяч рублей. Полмиллиона перечислили на специальный счет верующие Пензы, по 400 тысяч поступило из Вологды, Казани и Саратова. Духовенство и

верующие сельских церквей также вносили крупные суммы. Например, от Ивановской области было собрано свыше 146 тысяч рублей. Даже сельские приходы на свободной от фашистских захватчиков земле внесли посильный вклад в общенародное дело [12, с.26]. Официальный счет РПЦ в Госбанке, открытый 5 января 1943 г., через год насчитывал уже примерно 150 млн руб., предназначавшихся на нужды обороны [15, с.73-74].

На собранные церковью деньги были построены танки для полка «Дмитрий Донской» (дошел до Праги) и самолеты для эскадрильи «За Родину» и «Александр Невский». Православная церковь проявила в своих сборах на войну истинный патриотизм, и он был оценен. На патриарха и духовенство посыпались правительственные награды.

В начале сентября 1943 г. имело место событие, которое в историю вошло под названием «конкордат». Тогда на личном приеме у И.В Сталина несколько архиереев, возглавляемых митрополитом Сергием, заключили с генсеком СССР соглашение. Хотя это несколько упрощенная трактовка событий. В годы Великой Отечественной войны советский народ вспомнил, что он еще и русский и, следовательно, православный [13].

Сталин как расчетливый политик видел всю силу Православия в объединении народа. Видел, что Церковь с первых дней войны в массе своей выступила против фашистских захватчиков. Поэтому он и сделал несколько послаблений для Русской Церкви. Стало возможным рукополагать епископов, учить священников, не скрываясь служить литургию. Стихийной тяге советских людей к церкви уже невозможно противостоять. К 1942 г. все храмы были переполнены.

Так в борьбе за общие идеалы в годы Великой Отечественной войны патриотические чаяния обычных граждан, верующих и духовенства воедино слились с героизмом и доблестью воинов Красной Армии. Это одна из характерных особенностей Великой Отечественной войны -невиданный в истории человечества массовый героизм советского народа, небывалый подъем патриотизма. Ни одна страна мира за всю свою многовековую историю не знала такого мужества, стойкости и сплоченности, какие проявили в дни войны советские люди.

Советская историография, основываясь на положениях государственной идеологии, с уверенностью доказывала, что «массовый патриотизм - закономерное явление социалистического общества. Его источник — советский общественный и государственный строй, прочный союз рабочего класса и колхозного крестьянства, нерушимая дружба народов советского многонационального государства, моральнополитическое единство наших людей, их любовь к социалистической Родине» [5, с.47].

Да, без трудовых и патриотических подвигов советского народа в тылу не могло быть и значительных успехов на фронте. Повседневная и

все возрастающая помощь тыла фронту делала нашу армию сильнее. Но источник того массового патриотизма наших граждан кроется не в социалистическом строе, а, прежде всего, в национальном чувстве долга наших людей перед своей Родиной и своим народом, в проявлении в суровое военное время каждым из них своей гражданской позиции. Каждый выполнял его как мог. Одни ее осуществляли с оружием в руках на передовой, другие - в партизанских отрядах на оккупированной территории, третьи - в тылу, тяжелым физическим трудом на заводах и полях, работая сверхурочно, не жалея сил для фронта и для победы. Это не пустые слова. В советской литературе достаточно подробно и возвышенно описывается подвиг советского народа. Да, порой имеет место идеализирование событий, но это не умоляет значение событий тех лет. Мы говорим о народном подвиге людей, которые в тылу, когда все материальные усилия государства были обращены на военные сферы, смогли помочь всем тем немногим, что имели, укрепить армию. Здесь можно наблюдать одновременно и проявление активной гражданской позиции, и чувства долга, и патриотизма, и, как ни странно для советского общества, благотворительного акта. Эти понятия так смешались и слились в единое целое, что их сложно разделить. Да и стоит ли это делать. Они важны в своей совокупности. Благотворительность в годы войны, к тому же отечественной, - это особое явление, это дань воинам-защитникам, благодарность и стремление поддержать, исходящие от гражданского населения в целом. Именно эта бескорыстность, желание помочь, не ища выгоды для себя, и является основой благотворительности. Но благотворительность военного времени - это еще и проверка народа на его сплоченность и патриотическое воспитание. Советский союз это испытание выдержал.

Но с окончанием войны, чуть возродившееся было, благотворительное начало вновь было подвергнуто забвению. Добровольные пожертвования населения в значительной степени облегчили трудное финансовое положение страны в начальный период Великой Отечественной войны, способствовали укреплению боевой мощи армии и флота. Но в послевоенные годы необходимость в подобных акциях уже не возникала (государственных средств на оборону хватало для обеспечения военного паритета в мире). Функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (распространенные формы - субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) широко приветствовался.

Все возвращалось на круги своя. Отношение к самой благотворительности вновь стало отрицательным, приобретя даже еще более жестокий характер, чем ранее, в довоенные годы. Так, во втором издании БСЭ, вышедшем вскоре после Великой Отечественной войны, в

самый разгар наступления сталинизма в области идеологии, мы можем прочитать: «Благотворительность - помощь, лицемерно оказываемая представителями господствующих классов эксплуататорского общества некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы.... Для буржуазии благотворительность не только средство обмана и еще большего порабощения масс, но и орудие дополнительной наживы..» [2, с.278]. Формулировка этого определения еще менялась в годы хрущевской «оттепели», но незначительно. А в третьем и последнем издании БСЭ, которое выходило в 70-е гг., и вовсе не нашлось места для раскрытия понятия «благотворительность», как будто такого явления совсем не существовало.

В настоящее время интерес к благотворительности в нашем обществе значительно вырос. Но при этом, несмотря на тяжелое положение отечественных вооруженных сил, хронически страдающих от недостаточного финансирования на государственном уровне, современные благотворители не жалуют эту сферу. К тому же в современных условиях благотворительность в чистом виде к вооруженным силам не подходит. Здесь нужен иной подход. Наиболее оптимальной и уже проверенной

является форма партнерства (социального партнерства), опыт которой уже

накоплен некоторыми РООП (региональными общественными организациями предпринимателей) [15, с.73-74].

Список литературы

1. БСЭ. 1-е издание. Т.6. М., 1930.

2. БСЭ. 2-е издание. Т.5. М., 1950.

3. Дорохина О.В. Особенности советской системы социального вспомоществования в 20-40-е годы XX века и ее стратегические принципы // Благотворительность в России как социальный институт: история, возрождение, развитие (Сборник): материалы «круглого стола» / под ред. Л.В. Шведовой. М., 2007.

4. Известие, 1941. 6 ноября.

5. История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенныйпериод. М., 1967.

6. Московский большевик, 1941. 9 сентября

7. Правда, 1941. 31 июля.

8. Правда, 1941. 16 декабря.

9. Правда, 1943. 4 апреля.

10.Синицын А.М. Всенародная помощь фронту. М., 1985.

11.Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. М., 1986.

12.Сообщения из епархий // Журнал Московской Патриархии. 1944. № 5.

13. Чаусов А. Конец схизме // Новые хроники [Электронный ресурс].

Информационный портал. 2006. Режим доступа:

http://novchronic.ru/209.htm

14.Церковный вестник. 2005. № 8 (309), апрель-май.

15.Чихвилин Е.И. «... Не щадя своего достояния, содействовать успеху борьбы с врагами России»//Военно-исторический журнал. 1999. №6.

S.I. Kovaleva

Soviet society and charity in the years of Great Patriotic war The article is about charity and domestic traditions of support of the Russian army, temporally regenerating in the years of Great Patriotic war.

Keywords: charity, Great Patriotic war, patriotism, soviet society.

Получено 20.02.2011 г.

УДК 94(470.312) «19/20»:658.114.8

С.И. Ковалева, аспирант, 9092602111, fiotiniya@mail.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

СЕМЕЙСТВЕННОСТЬ КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВВ.

Фокусируется внимание на одной из отличительных черт феномена российской благотворительности конца XIX - начала XX вв. как семейственность (на примере основных благотворительных династий).

Ключевые слова: семейственность, благотворительность, милосердие,

династии благотворителей.

Представить себе русское общество в XIX - начале XX вв. без благотворительности просто немыслимо. В этот «золотой век» своего существования меценатская и благотворительная деятельность стали существенной заметной стороной духовной жизни россиян и российской семьи в частности.

На Руси благотворительность как организованная общественная система призрения стала складываться с принятием христианства, с появлением первых монастырей. И это закономерно, поскольку христианство утверждало основные общечеловеческие ценности, определяло принципы построения новых человеческих отношений.

Милостыня, милосердие становились одной из основ русской жизни. Обмануть не считалось грехом, сплутовать в торговой сделке - тоже, но вот нищему или страннику не подать - грех. Эту русскую черту отмечали многие. Благотворительность не была уделом только богатых [10, с.82-83]. Представители семей разных сословий - имущие и бедные - отдавали нуждающимся то, что имели: одни - состояние, другие - силы и время. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.