Научная статья на тему 'Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг'

Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
488
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДДИЗМ / BUDDHISM / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / RELIGIOUS POLICY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / БУРЯТИЯ / BURYATIA / КАЛМЫКИЯ / KALMYKIA / ТУВА / TUVA / МОНГОЛИЯ / MONGOLIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Монгуш Марина Васильевна

В рецензии описывается монография Ф.Л.Синицына «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг.» (Санкт-Петербург, 2013), которая посвящена анализу советской государственной политики по отношению к буддийской конфессии, а также жизни буддийской общины в один из сложнейших периодов истории России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soviet state and Buddhism in 1917-1946

The review describes the monograph by F.L.Sinitsyna «The Red Storm»: the Soviet State and Buddhism in 1917-1946»(St. Petersburg, 2013), which analyzes the Soviet policy towards the Buddhist faiths, as well as the life of the Buddhist community during one of the most difficult periods in Russian history.

Текст научной работы на тему «Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг»

КУЛЬТУРОЙ

ОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

2014/4(18)

JOURNAL OF CULTURAL RESEARCH

Электронное периодическое рецензируемое научное издание

всходит С 2010 года

УДК 294.321

Монгуш М.В

Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг.

Аннотация. В рецензии описывается монография Ф.Л.Синицына «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг.» (Санкт-Петербург, 2013), которая посвящена анализу советской государственной политики по отношению к буддийской конфессии, а также жизни буддийской общины в один из сложнейших периодов истории России.

Ключевые слова: буддизм, религиозная политика, национальная политика, Бурятия, Калмыкия, Тува, Монголия.

Монография Ф.Л.Синицына [1] посвящена рассмотрению научно значимой и актуальной темы - политики Советского государства по отношению к буддийской конфессии в один из наиболее сложных и противоречивых периодов истории нашей страны (1917-1946 гг.). К разработке этой темы автор подошел фундаментально, до издания монографии опубликовав в ведущих научных журналах и сборниках серию статей, посвященных «буддийскому фактору» в советской политике, в том числе в сфере здравоохранения, народного образования, культуры и литературы [2], антибуддийской пропаганде в СССР [3] и воздействию «буддийского фактора» на международное положение и внешнюю политику Советского Союза.

В первой главе монографии Ф.Л.Синицын анализирует внутреннее положение буддизма и его взаимоотношения с Советским государством. В рассматриваемый период эта религия пережила один из самых ярких и трагических эпизодов своей истории, включая попытку «обновления»,

предпринятую лидерами буддийской общины в СССР во главе с Агваном Доржиевым. В качестве отдельных тем автор анализирует борьбу консервативного, «обновленческого» и «нейтрального» течений в общине, а также возникновение и развитие теории «общности» буддийского учения и коммунистической идеологии, которая активно пропагандировалась среди верующих в первое послереволюционное десятилетие. Автор подробно изучил деятельность Советского государства по принудительной ликвидации буддийской религии, основную роль в которой сыграли жестокие репрессии в отношении духовенства, а также преследование верующих-мирян и физическое разрушение большинства храмов и монастырей Бурятии, Калмыкии, Монголии и Тувы. Автор отмечает, что, несмотря на ликвидацию буддийской конфессиональной организации в СССР, религиозность сохранилась в народной среде, что способствовало возрождению буддизма в СССР в 1945-1946 гг.

Во второй главе исследуются отдельные аспекты борьбы Советского государства с «буддийскими проявлениями» в разных сферах общественной жизни, в том числе политика по отношению к культуре и искусству, системам здравоохранения и образования, воздействие «буддийского фактора» на политику в области языка и литературы, а также подрыв административными и репрессивными мерами экономической базы этой конфессии.

В третьей главе анализируется отражение «буддийского фактора» в материалах советской пропаганды, которая была направлена на дискредитацию как самого учения, так и духовенства. Ф.Л.Синицын исследовал антибуддийскую деятельность «Союза воинствующих безбожников», а также раскрыл основные аспекты советской пропаганды «отмирания» данной религии. Автор делает вывод, что пропагандистские материалы, направленные на дискредитацию буддийского учения и священнослужителей, следует расценивать как выходящие за рамки нормальной идеологической полемики, содержащие извращение фактов, грубые и циничные характеристики.

Четвертая глава посвящена основным аспектам внешнеполитического фактора в отношениях между Советским государством и буддийской конфессией. Автор рассматривает положение буддизма в Монголии и Туве, «тибетский фактор» во внешней политике Советского Союза, влияние международной деятельности Панчен-ламы IX на внешне- и внутриполитическое положение СССР, деятельность «Тибето-Монгольской миссии», а также «буддийский фактор» в советско-японском военно-политическом противостоянии. Последний играл важную роль в международном положении СССР в 1920-е и 1930-е годы. В частности, стремление советского руководства полностью уничтожить буддизм в Монголии и Туве диктовалось намерением создать абсолютно советизированную среду в этих государствах, которые в указанный период были единственными союзниками СССР.

Монография Ф.Л.Синицына представляет собой серьезное и оригинальное научное исследование, рекомендуемое к изучению и использованию в своей работе специалистам в

http://cr-joumal.ru/rus/joumals/307.html&j_id=21

2

области истории, культурологии, политологии и других наук, а также всем, кто интересуется историей буддизма в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Синицын Ф.Л. «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917-1946 гг. - СПб: Издание А.Терентьева и Фонда «Сохраним Тибет», 2013. - 528 с.

[2] Синицын Ф.Л.. Советское государство и буддисты // Российская история. - 2013. - № 1. - С. 62-76; Синицын Ф.Л. Советская политика в сфере литературы и «буддийский фактор» (19201950-е годы) // Вопросы литературы. - 2013. - № 5. - С. 327-346; Синицын Ф.Л. К истории возникновения теории общности буддийского учения и коммунистической идеологии // Вопросы философии. - 2012. - № 6. - С. 106-115.

[3] Синицын Ф.Л. Антибуддийская пропаганда в СССР в 1925-1946 гг. // Вопросы истории. - 2012. - № 7. - С. 65-76.

© Монгуш Марина Васильевна, 2014. Материал поступил в редакцию 01.12.2014.

Монгуш Марина Васильевна,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник, Российский научно-исследовательский Институт культурного и природного наследия им.Д.Лихачева (Москва), e-mail: monmarvas@mail.ru

UDC 294.321

Mongush M.

The Soviet state and Buddhism in 1917-1946

Abstract. The review describes the monograph by F.L.Sinitsyna «The Red Storm»: the Soviet State and Buddhism in 1917-1946»(St. Petersburg, 2013), which analyzes the Soviet policy towards the Buddhist faiths, as well as the life of the Buddhist community during one of the most difficult periods in Russian history.

MOHBYW M.B

COBETCKOE roCyflAPCTBO M 5yflqM3M B 1917-1946 rr.

Key words:: Buddhism, religious policy, national policy, Buryatia, Kalmykia, Tuva, Mongolia.

Mongush Marina Vasilievna,

Dr. in History, Leading Researcher,

D.S. Likhachev's Russian Scientific-Research Institute of Cultural and Natural Heritage (Moscow), e-mail: monmarvas@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.