СОВЕТСКО-ТУВИНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СССР ПРОТИВ
ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
Н. М. Моллеров1
Аннотация: Статья представляет собой текст доклада автора на круглом столе «Победа советского народа над фашисткой Германией — это и победа тувинского народа», прошедшего 30 апреля 2010 года в Тувинском институте гуманитарных исследований при Правительстве РТ, посвященного 65-летию Великой Победы.
Ключевые слова: война, история, СССР, тувинский народ, ТНР, Тува, миссия, правительство, делегация.
SOVIET-TUVAN FELLOWSHIP DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR OF USSR AGAINST FASCIST GERMANY
N. M. Mollerov
Abstract: Article is composed of the text of author’s report on round table “Victory of Soviet people over the fascist Germany is a victory of Tuvan people as well”, that took place on April 30, 2010 at the Tuvan Institute for Humanitarian Researches marking the 65th anniversary of the Great Victory.
Keywords: war, history, USSR, Tuvan people, People’s Republic of Tuva, Tuva, mission, government, delegacy.
Через месяц после принятия Декларации о готовности тувинского народа всеми силами и средствами участвовать в борьбе с фашизмом (22 июня 1941 г.) Чрезвычайный и Полномочный Посланник ТНР в СССР Сат Намчак сообщил генеральному секретарю НКИД СССР Аркадию Соболеву, что, в связи с началом
1 Моллеров Николай Михайлович — доктор исторических наук, главный научный сотрудник сектора истории Тувинского института гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1714-mollerov.html
82
войны, Тува взяла на себя ряд сложных, ответственных обязательств. Благодаря их строгому выполнению, за истекший месяц, сообщал он, Красная Армия от Тувы получила 5200 лошадей. План экспорта скота был выполнен на 88% по дополнительным обязательствам и на 39% по всему годовому плану. Полностью была погашена образовавшаяся в предвоенный период финансовая задолженность ТНР перед СССР. Численно вдвое увеличился состав армии, кроме того, были созданы ополчение и добровольческие отряды. Граждане ТНР сдали пожертвований на сумму 57 тыс. акша (ЦГА РТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 249. Л. 14). 29 июля 1941 г. Генеральный секретарь НКИД СССР Аркадий Соболев через полпреда Сата На-мчака передал благодарность тувинскому народу и руководству ТНР «за отклик на призыв тов. Сталина к решительной и беспощадной борьбе против фашизма» (АВП РФ. Ф. Референтура по Туве. Оп. 17. Д. 12. П. 8. Л. 1).
8 августа 1941 г. И. В. Сталин поздравил тувинский народ с 20-летием образования ТНР (Там же. Л. 4; ЦГА РТ. Ф. 92, Оп. 1. Д. 1186. Л. 138). При этом он подчеркнул: «Правительство СССР с большим удовлетворением отмечает готовность тувинского народа с оружием в руках выступить вместе с советским народом на разгром фашизма. Победа советского народа будет также и победой братского тувинского народа» (ЦГА РТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 290. Л. 40).
В августе 1941 г. в связи с предстоящими тяжелыми боями за Москву, ряд ее организаций и учреждений был эвакуирован вглубь страны. Миссия ТНР в СССР также была переведена в г. Куйбышев, где размещалась по адресу ул. Красноармейская, д. 34. Конечно, здесь было безопасно, в сравнении с Москвой, но, вместе с тем, была утрачена оперативность в оформлении въездных
83
и выездных виз для специалистов. А это, в свою очередь, стало причиной их несвоевременного отбытия в Туву и возвращения в СССР (Там же. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1078. Л. 32). Поэтому тувинское руководство сразу после разгрома фашистских войск под Москвой стало добиваться возвращения миссии ТНР в столицу СССР.
Председатель Совета Министров и министр иностранных дел А. М. Чимба сообщил 9 сентября 1941 г. в Наркомат обороны СССР о том, что в связи с двукратным увеличением численности ТНРА, имеющегося в армии вооружения стало недостаточно, и представил заявку по его обновлению и увеличению. «Тувинская Народная Республика, — писал он, — считая себя мобилизованной для защиты Союза ССР, готова выступить на борьбу с гитлеровским фашизмом своими вооруженными силами. Во исполнение чего Тувинская Народная Республика может поставить под ружье 6-7 тыс. чел., не считая 2-2,5 советских граждан, живущих в ТНР. В случае необходимости нашего непосредственного участия в войне вооруженными силами, правительство Тувинской Народной Республики просит Наркомат обороны СССР это учесть и дать свои указания» (Там же. Д. 982. Л. 19).
5 октября 1941 г., когда фашисты стремительно продвигались к Москве, правительство, Президиум Малого Хурала ТНР и секретариат ЦК ТНРП обратились к Чрезвычайному и Полномочному Посланнику СССР в ТНР Гурию Петрову с просьбой довести до советского правительства слова поддержки: «В эти часы тяжелых и решительных испытаний мы твердо уверены в победе над врагом. Вся воля и энергия нашего народа, народно-революционной партии и правительства ТНР направлены на оказание нашей всемерной помощи героическому братскому советскому народу в его
84
борьбе против фашистского империализма, против гитлеровских разбойников» (Там же. Д. 245. ЛЛ. 30, 36).
А. М. Чимба также попросил Г. С. Петрова сообщить советскому правительству о решении ЦК ТНРП и Совета Министров ТНР отправить в СССР еще 3,5 тыс. лошадей к октябрьским праздникам, а также изготовить 10 тыс. пар лыж.
В ноябре 1941 г., когда враг угрожал непосредственно Москве, партия и правительство ТНР передали горячие поздравления советскому правительству в связи с 24-ой годовщиной Октябрьской революции и вновь заверили его в оказании помощи Красной Армии. В. М. Молотов в своем ответе передал через Чрезвычайного и Полномочного Посланника ТНР в СССР Оюна Манда-ра искреннюю благодарность советского правительства тувинскому народу и правительству и заверил их, что СССР, несмотря на военное положение, и дальше будет оказывать Туве экономическую и культурную помощь (АВП РФ. Ф. Референтура по Туве. Оп 17. Д. 12. П. 8. Л. 9; ЦГА РТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 249, Л. 11).
Учитывая, что только в течение августа-ноября 1941 г. ТНР безвозмездно передала Красной Армии свыше 8,5 тыс. лошадей и 10 тыс. пар военных лыж, 9 декабря 1941 г. в Туву была направлена благодарственная телеграмма от И. В. Сталина (ЦГА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 998. Л. 19). Отвечая на нее, С. К. Тока, А. М. Чимба и Х. А. Анчима телеграфировали: «Ваши указания, товарищ Сталин, о перестройке всей работы на военный лад... — святой закон нашей работы, нашей жизни». Они также отметили важность победы под Москвой и выразили готовность усилить помощь фронту (Там же. Д. 999. Л. 1).
85
Советское правительство, узнав о решении правительства ТНР направить для бойцов Красной Армии 25 вагонов подарков, в ноте на имя О. Мандара 26 февраля 1942 г. выразило тувинскому народу и правительству «искреннюю благодарность... за братскую помощь» (АВП РФ. Ф. Референтура по Туве. Оп. 17. Д. 12. П. 8. Л. 28; ЦГА РТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 271. Л. 1; Ф. 92. Оп. 1. Д. 1186. Л. 143). А через несколько дней было передано письмо на имя И. В. Сталина, которое подписали 37 993 арата. В нем отмечалось: «Великая Отечественная война советского народа против кровавого фашизма — это и наша война. Тувинский народ заверяет тов. Сталина, что он отдаст все свои силы и средства. делу полного разгрома и уничтожения гитлеровской Германии и гитлеризма — смертельного врага демократических народов всего мира» (Там же).
Выехав на фронт, тувинская делегация, кроме подарков, вручила офицерам и бойцам Красной Армии 20 орденов ТНР. Члены делегации беседовали с маршалом Г. К. Жуковым, командирами и бойцами на Западном фронте. По возвращении делегации с фронта в ее честь был дан прием у В. М. Молотова. Нарком иностранных дел поздравил С. К. Тока с награждением орденом Ленина, сообщил, что поездка широко освещалась в советской прессе и была снята киностудией «Союзхроника» на кинопленку (ЦГА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1186. Л. 144).
О доставке на фронт второго эшелон (52 вагона) писала газета «Правда» от 16 августа 1942 г. Кроме того, к этому времени Тува взяла шефство над двумя военными госпиталями, размещенными в г. Красноярске, регулярно снабжая их продуктами (ЦГА РТ. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1186. Л. 145).
86
В «Отчете Чрезвычайного и Полномочного Посланника за 1942 г.» Оюна Мандара обращалось внимание на невиданное до тех пор упрочение дружественных советско-тувинских отношений. «В результате огромных усилий, — говорилось в отчете, — вложенных тувинским народом в дело оказания помощи советскому народу, ТНР, как братская республика завоевала большой авторитет в Советском Союзе и внимание со стороны руководителей советского народа» (Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 290. ЛЛ. 3132). В отчете также отмечалось, что на этом исключительно благожелательном фоне работа дипломатической миссии ТНР в СССР значительно облегчилась. В течение года Посланник побывал на приеме у В. М. Молотова, М. И. Калинина, А. И. Микояна и неоднократно беседовал с А. Я. Вышинским, Ю. М. Кагановичем,
В. Г. Деканозовым и другими руководящими лицами. Личные контакты не только способствовали решению практических вопросов, но и, по выражению О. Мандара, были «лучшей формой укрепления братских отношений между советским и тувинским народами» (Там же. ЛЛ. 32-34). В отчете особо подчеркивалось, что важной задачей дипломатической миссии ТНР в СССР являлся контроль за исполнением двустороннего соглашения об экспортно-импортных поставках (Там же. ЛЛ. 37-57).
В конце декабря 1942 г. Москву посетила тувинская правительственная делегация в составе Председателя Совета Министров А. М. Чимба и военного министра Г. Б. Шома. Ее приезд освещался в советской прессе. 24 декабря члены делегации побывали на приеме у председателя Президиума Верховного Совета РСФСР А. Е. Бадаева. Во время беседы затрагивались вопросы политического и экономического состояния республики, оказания
87
помощи Красной Армии. На другой день делегация посетила председателя «Совмонтувторга» В. И. Зайцева и передала ему проект торгового договора на 1943 г., заявку на импорт и предложения на экспорт товаров. 28 декабря членов делегации принял нарком внешней торговли А. И. Микоян. Он обещал добиться поставок в Туву оборудования для действующих предприятий, для налаживания маслодельного производства. Нарком согласился с необходимостью увеличить в 1943 г. поставки бензина на 100 т (всего 350 т), а также в счет плана на 1942 г. поставить бензин для перевозки подарков 3-го эшелона для Красной Армии. Отметим, что в феврале 1943 г. на перевозке подарков было задействовано 20 машин Тувтранса, а их текущим ремонтом в процессе движения, по распоряжению НКВТ, занимались расположенные по Усинскому тракту автомастерские «Совмонтувторга». Одновременно были приняты меры о поставке Тувтехснабу запасных частей (Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 297. ЛЛ. 1).
29 декабря 1942 г. делегация посетила заместителя наркома иностранных дел В. Г. Деканозова, который начал встречу с выражения благодарности за помощь фронту. По вопросу об участии тувинцев в боевых действиях он сказал, что пока силы следует поберечь до того момента, когда они могут понадобиться. Он подчеркнул: «Война Советского Союза с гитлеровской Германией показала большую сплоченность тувинского и советского народов и горячие симпатии тувинского народа к СССР. ...Тувинский народ проявляет такие невиданные в истории чувства симпатии и дружбы, воплощающиеся в братской помощи, что даже некоторые Советские Республики не проявили такого энтузиазма. Это есть результат большой работы Партии и Правительства ТНР»
88
(Там же. Д. 283. ЛЛ. 4-6). При повторном посещении 19 января 1943 г. В. Г. Деканозова обсуждался ряд новых вопросов. В тот же день Деканозов сообщил Оюну Мандара, что в связи с инициативой ТНР по сбору средств на авиаэскадрилью «Тувинский народ — фронту!» в управлении иностранных операций правления Госбанка СССР открыт счет № 215 (Там же. Д. 278. Л. 44).
В условиях войны степень секретности при обмене информацией между СССР и ТНР была повышена. Дипломатическую почту, как правило, доставляли специальные дипломатические курьеры. В этом качестве в военный период служили граждане ТНР Салчак Одушпайк, Кара-Сал Седип, Тумат Анайван, Оюн Са-рыгбай и др. (Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 249. ЛЛ. 11-12, 33, 48, 50).
По просьбе тувинского правительства для организации контрразведовательной работы в Туву был направлен майор службы государственной безопасности А. И. Лангфанг. 21 августа 1942 г. указом Президиума Малого Хурала ТНР за оказание помощи МВД ТНР он был удостоен правительственной награды ТНР (Там же. Ф. 93. Оп. 1. Д. 515. Л. 5). Командный состав тувинской армии проходил в Москве военную стажировку.
27 февраля 1943 г. в «Правде» было опубликовано письмо на имя И. В. Сталина с поздравлениями в связи с 25-ой годовщиной Красной Армии, принятое на совместном заседании ЦК ТНРП и Совета Министров ТНР. И. В. Сталин ответил телеграммой. 8 марта 1943 г. во всех центральных советских газетах было опубликовано письмо С. К. Тока, Х. А. Анчима и А. М. Чимба на имя И. В. Сталина, где говорилось о подарках тувинского народа Красной Армии, затем был опубликован ответ И. В. Сталина (Там же. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1186. Л. 151).
89
В марте 1943 г. из Тувы прибыл 3-й эшелон (120 вагонов) с подарками. В постановлении Военного Совета Брянского фронта от 11 марта 1943 г. отмечено: «7 марта 1943 г. в составе 12-ти человек на наш фронт прибыла делегация от тувинского государства во главе с секретарем Центрального Комитета Тувинской Народно-Революционной партии тов. Тока, привезшая 40 вагонов подарков для бойцов и командиров частей нашего фронта. Постановили: зачислить почетными бойцами в состав 6 гвардейской стрелковой дивизии Тока, министра внутренних дел Товарищтая, скотовода Кудажи, секретаря хошкома ТНРП Токтугу и вручить им гвардейские значки» (Там же. Ф. 93. Оп. 1. Д. 339. Л.1). В соответствии с указом Президиума Малого Хурала ТНР от 15 марта 1943 г. орденами ТНР были награждены: командующий фронтом генерал-полковник М. А. Рейтер, член Военного совета фронта генерал-лейтенант танковых войск И. З. Сусайкин, генерал-майор А. П. Пи-гурнов, генерал-майор С. И. Шабалин, генерал-лейтенант Н. П. Пухов, генерал-майор М. А. Козлов, генерал-полковник О. И. Городовиков, Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. Г. Пятыхин и группа советских офицеров (Там же. Д. 430. ЛЛ. 11-12).
На обратном пути с фронта тувинская делегация посетила в Москве А. Е. Бадаева и В. М. Молотова. Последнему была вручена тувинская государственная награда — орден ТНР. Такой же орден в соответствии с указом Президиума Малого Хурала ТНР от 15 марта 1943 г. за военно-исторические победы и помощь тувинскому народу в хозяйственном и культурном развитии был через Молотова передан И. В. Сталину (Там же. Ф. 92. Оп. 1. Д. 1186. ЛЛ. 149-151; Ф. 93. Оп. 1. Д. 430. Л. 8). Оюн Мандара сообщил в МИД ТНР, что во время беседы с В. Г. Деканозовым 20 июля 1943
90
г. тот привел ему слова И. В. Сталина: «Друзья познаются в беде и особенно сближаются в тяжелый период». «Наши народы, — затем сказал заместитель наркома, — абсолютно искренни друг к другу» и заверил, что И. В. Сталин прекрасно знает об этом и интересуется Тувой, несмотря на то, что у него много работы. В. Г. Деканозов сообщил, что Красная Армия не остановится, пока не победит врага (Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 290. Л. 29).
В конце июня 1943 г. состоялось возвращение тувинской дипломатической миссии из Куйбышева в Москву. По этому случаю у
B. М. Молотова состоялся прием, где, кроме тувинских дипломатов, присутствовали А. И. Микоян, А. Я. Вышинский, В. Г. Деканозов,
C. А. Лозовский и др. 15 августа 1943 г. миссия ТНР в СССР дала прием в честь 22-ой годовщины ТНР, на котором присутствовали представители НКИД, НКВТ, ВОКС и миссии МНР в СССР.
С начала 1944 г. отношения с ТНР стал курировать заместитель наркома иностранных дел СССР С. А. Лозовский. В беседе с новым Чрезвычайным и Полномочным Посланником ТНР в СССР Оюном Ензаком по итогам развития двусторонних соглашений в 1943 г. он отметил, что тувинский народ с напряжением всех сил принимал участие в оказании помощи Красной Армии, в том числе участвовал в боевых действиях (Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 303. Л. 14). 1 февраля 1944 г. в Туву отбыли новый Чрезвычайный и Полномочный Посланник СССР А. К. Тюрин, советник советской дипломатической миссии в Туве Я. Г. Калиничев и инструктор МВД ТНР М. М. Рапопорт (ЦГА РТ. Ф. 100. Оп. 1. Д. 303. Л. 12).
Следует отметить, что всего за годы войны тувинский народ направил в помощь Красной Армии 5 эшелонов или 309 вагонов подарков на сумму более 10 миллионов акша или 35 миллионов
91
рублей, 50 тысяч боевых коней, 52 тысячи пар лыж, 10 тысяч полушубков, более 16 тысяч пар валенок, 19 тысяч пар рукавиц. На эти цели были переданы весь золотой запас ТНР и все добытое за годы войны золото. Тува ежегодно поставляла для госпиталей и детских домов 12 тонн облепихи. Только для освобожденных от оккупации сел Украины было передано около 30 тыс. коров. На фронтах геройски воевали тувинские добровольцы: летчики, кавалеристы и танкисты (Книга памяти, 1995: 10).
Бесспорно, в период 1941-1944 гг. Тувинская Народная Республика проявила себя как верный и надежный военнополитический союзник Советского Союза в его справедливой борьбе с гитлеровской Германией. Кроме того, война показала, насколько тесно оказались взаимосвязаны хозяйственные механизмы двух государств. По сути дела они функционировали как единый организм. В годы войны Тува стала экспортировать в СССР продукции больше и лучшего качества, чем в предвоенный период, а импортировать из СССР по строгим лимитам. Совместная борьба с фашизмом сплотила и сблизила тувинский и советский народы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Книга Памяти (1995). Республика Тыва. Кызыл.
92