Научная статья на тему 'СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ 1920-х - 1930-х годов'

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ 1920-х - 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1139
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / ВЫСТАВКИ / ЛИТЕРАТУРА / ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / ВЫСТАВКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Журина Е. Н.

Данная статья обращается к конечному этапу периода отсутствия дипломатических отношений между СССР и США и рассматривает связи двух стран на неофициальном уровне, в частности, в сферах театра, кинематографа, архитектуры, литературы и т.д. Эти отношения в той или иной мере помогали взаимному обогащению культур двух стран и способствовали их сближению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ 1920-х - 1930-х годов»

ДК - 947.084.61+973.091.7

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ СВЯЗИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ НА РУБЕЖЕ 1920-Х - 1930-Х ГОДОВ

Е.Н.Журина

Данная статья обращается к конечному этапу периода отсутствия дипломатических отношений между СССР и США и рассматривает связи двух стран на неофициальном уровне, в частности, в сферах театра, кинематографа, архитектуры, литературы и т.д. Эти отношения в той или иной мере помогали взаимному обогащению культур двух стран и способствовали их сближению.

Ключевые слова: литература; организация культурного общения; театральные связи; музыкальное искусство; архитектура; выставки.

Отсутствие дипломатических отношений между СССР и США затрудняло установление и развитие контактов в разных сферах жизни обществ, в том числе в области искусства и литературы. Но видные деятели культуры обеих стран проявляли интерес к достижениям друг друга, что создавало предпосылки для нормализации отношений.

Со стороны СССР эти связи поддерживали Академия наук, Наркомпрос, Наркомзем, Наркомздрав и другие учреждения. Немалую роль в организации сыграло созданное весной 1925 г. Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), функции его представителя были возложены на руководителя Информационного бюро Советского Союза в Вашингтоне Б.Е. Сквирского. С американской стороны в качестве партнеров выступали некоторые федеральные учреждения и учреждения отдельных штатов, научные общества, крупные университеты и библиотеки, музеи, ассоциации деятелей культуры и отдельные лица. В частности, был установлен постоянный книгообмен с крупнейшими библиотеками США - Конгресса, министерства земледелия, Нью-Йоркской публичной, Смитсоновским институтом и др. В 1930 г. по интенсивности обмена книгами в списке ВОКС США занимали первое место [10, с. 48].

Книги способствовали сближению двух стран. Первой в США организацией культурного общения с СССР был Комитет по рекомендации американских книг для СССР, который состоял из литераторов и критиков. Он возник в апреле 1926 г. и ставил своей целью рекомендовать советским издательствам (через ВОКС) наиболее ценные книги в различных областях знаний для перевода на русский и другие языки народов СССР. Возглавил Комитет М. Ван Дорен, секретарем был Ф. Делл.

Однако этого оказалось недостаточно и в 1927 г. инициативной группой было основано «Общество культурной связи с Советской Россией» в Нью-Йорке (с отделениями в Чикаго и Филадельфии). Общество провозгласило своей целью объединить всех, кто интересуется жизнью и культурой СССР, собирать и распространять достоверную информацию о развитии науки, образования, искусства, литературы; содействовать культурному общению между двумя странами. В его составе появились секции по изобразительному искусству, музыкальная, студенческая. Оно существовало на взносы его членов, на средства, собранные во время проведения различных мероприятий, а также на пожертвования.

В 1930 г. Общество стало именоваться «Американо-русский институт культурных отношений с Советским Союзом» (АРИ). В начале 1930-х гг. стали работать его отделения в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе, которые фактически функционировали самостоятельно. В 1931 г. в его составе насчитывалось около 1200 членов; в числе активных деятелей были возглавлявший Смитсоновский институт профессор У. Нейлсон (президент), известный дирижер Л. Стоковский, директор Института международного образования С. Дагген, профессора Колумбийского университета Дж. Дьюи и Д. Каунтс, издатель X. Ливерайт, профессор Иельского университета Дж. Дэвис и другие. Путем проведения лекций, докладов, концертов, демонстрации советских кинокартин, организаций выставок, поездок они знакомили американцев с культурной жизнью СССР. При всех филиалах АРИ существовали кружки по изучению русского языка, советской системы народного образования, советской литературы, театра, изобразительного искусства и т.д. Это обстоятельство расширяло сферу деятельности организации [9, с. 215]. ВОКС снабжало АРИ информационными и иллюстративными материалами. «К нам обрашдюгся со всех концов США, и можно сейчас сказать, что нет ни одного штата, где мы бы не имели корреспондентов», - сообщал в Москву уполномоченный ВОКС в США [4, с. 108]. АРИ в Нью-Йорке с 1930 г. издавал «News Bulletin», отделения в Филадельфии и Чикаго с 1931 г. также приступили к выпуску своих бюллетеней. Общий тираж этих изданий в конце 1931 г. составлял 1500 экземпляров [10, с. 52]

Заметный след в развитии советско-американских культурных связей оставила поездка крупного американского писателя Т. Драйзера. Результатом его трехмесячного пребывания в СССР явилась серия статей, «которые нашли очень живой отклик среди читателей, о чем свидетельствуют письма последних в редакцию газеты «Уорлд». Читатели выражали благодарность как автору статей, так и газете, предоставившей им возможность ознакомиться с положением вещей в СССР, о котором они хотели бы иметь побольше информации» [1]. Позднее свет увидела книга ("Dreiser

looks at Russia"- «Драйзер смотрит на Россию»), проникнутая чувством симпатии и уважения к Советскому Союзу, который, считал писатель, «станет одной из величайших экономических сил, когда-либо известных в мире», «произведет великие создания в духовной, так же как и в практической области» [4, с. 147].

В 1928 г. СССР впервые посетил видный общественный деятель У. Дюбуа. Продолжительное время жил в СССР, ездил по стране, собирал материал для своих книг А.Р. Вильяме. Среди американских литераторов, посетивших Страну Советов в разное время, были У. Фрэнк, Л. Хьюз, Э. Уинтер, Дж. Дос Пассос и другие [10, с. 49]. Многие из них позже делились впечатлениями на страницах своих произведений. Известный американский экономист Э. Шервуд в книге «Современная Россия. Чему мы можем научиться у нее?» писал: «Я только что вернулся из своей десятой поездки в Россию. Россия почти так же не походит на остальной мир, как должна быть непохожа планета Марс... Это наиболее поразительная, наиболее волнующая, наиболее возбужденная страна в мире» [5, с. 41].

Однако, несмотря на в целом благожелательное отношение к пребыванию в СССР иностранцев, в письме секретарю ЦК ВКП (б) В.М. Молотову в августе 1928 г. М.М. Литвинов просил обратить внимание на одну особенность: иностранцы «приезжают к нам, начитавшись всяких ужасов о нашей стране и представляя себе нашу жизнь ... лишенной подобия цивилизации. Это представление у них исчезает при первом же прикосновении с нашей действительной жизнью. .В результате - они уезжают удовлетворенными и более или менее расположенными к нам. Когда, однако, кто-либо из этих иностранцев засиживается у нас более продолжительное время, то результаты неизменно получаются совершенно иные. Наряду с достижениями он начинает замечать и несовершенства и темные стороны нашей жизни. и, покинув нашу территорию, он рисует нашу жизнь в самых черных красках» [8, с.700-701]

В конце 1920-х гг. у американских читателей большим спросом пользовались произведения советских писателей. Учитывая возросший интерес, известный американский издатель и владелец газетного концерна Херст в 1930 г. обратился в ВОКС с просьбой подобрать ряд книг советских писателей, чтобы перевести их на английский язык и использовать при публикации в его изданиях. ВОКС послало список книг, в котором значились: «Разгром» и «Последний из Удэге» А. Фадеева, «Бруски» Ф. Панферова, «Соленая купель», «Подводники», «Ухабы» А. Новикова-Прибоя, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Рассказы» В. Инбер, «Разлом» Б. Лавренева, «Любовь Яровая» К. Тренева и другие. Отдельными изданиями в Нью-Йорке вышли «Цемент» Ф. Гладкова, «Разгром» А. Фадеева, «Конармия» И. Бабеля [7, с. 68]. В свою очередь в Советском Союзе массовыми тиражами издавались книги М. Твена, Дж. Лондона, Э. Синклера, Т. Драйзера.

С 1930 г. стал распространяться иллюстрированный журнал «The USSR in Construction» («СССР на стройке»), в то же время советские читатели могли регулярно получать выходившую в Москве газету «Moscow Daily News». С 1931 г. в США начало функционировать акционерное общество «Амкнига», распространявшее произведения советских писателей в переводе на английский язык.

Значительное место в работе организаций по культурной связи с СССР было отведено налаживанию театральных контактов. В конце 20-х - начале 30-х гг. XX в. в капиталистических странах продолжал расти авторитет К.С. Станиславского. В ряде американских городов создавались театры и студии, стремившиеся применять художественные принципы Станиславского на практике. После блистательных выступлений МХАТ за океаном в начале 1920-х гг. его спектакли стали для американских актеров образцом. Особенно последовательно старались осуществлять систему Станиславского на американской сцене «театр Гилд», существовавший с 1925 г., и «Групп-театр», открывшийся в 1931 г. Важным событием явились также выступления Музыкальной студии МХАТ, руководимой народным артистом В.И. Немировичем-Данченко. Студия была создана после революции, и это обстоятельство особенно подчеркивалось прессой. Спектакли этого творческого коллектива стали очень популярными в США [4, с. 164; 9,j;. 217].

Гастроли советского театра вновь начались в Нью-Йорке 14 декабря 1925 г. Успех превзошел все ожидания. На следующий день почти все нью-йоркские газеты дали высокую оценку мастерству артистов. Один из критиков писал: «Если кто-нибудь пропустил «Лисисграту» в Джолсон-театре вчера вечером, пусть немедленно закажет себе билет, даже если бы ему для этого пришлось заложить свой дом» [9, с. 218]. Советские артисты показали около 200 спектаклей в Бостоне, Филадельфии, Вашингтоне, Кливленде, Цинциннати, Чикаго, Детройте и во многих городах США. Состоялись десятки творческих встреч с представителями американской общественности, деятелями искусства и литературы.

Во время пребывания в США по просьбе Общества культурной связи в выступлениях Чикагского симфонического оркестра, которым дирижировал Альберт Коутс, принял участие С. Прокофьев, а летом 1926 г. проходили гастроли С. Прокофьева в пяти американских городах. Его концерты вызвали усиление интереса как к творчеству композитора, так и к развитию музыкального искусства в СССР [9, с. 218]. К этому времени относится и первое знакомство американских слушателей с произведениями других советских композиторов — Д. Шостаковича, Н. Мясковского, Ю. Шапорина, Д. Кабалевского. В 1927 г. Филадельфийский симфонический оркестр под управ -

лением Леопольда Стоковского исполнил «Скифскую сюиту» С. Прокофьева и 6-ю симфонию Н. Мясковского. Один из^вокальных коллективов Нью-Йорка поставил оперу Д. Шостаковича «Нос». В апреле 1928 г. в Нью-Йорке в «Карнеги-холл» играл профессор Московской консерватории скрипач Н.С. Блиндер, «обладающий,— по отзывам прессы,— таким очарованием и такой причудливой прелестью» [9, с. 219], перед которыми не устояла крупная музыкальная фирма «Колумбия». В течение шести месяцев эта фирма записывала на грампластинки в его исполнении произведения мировой скрипичной музыки.

Общество культурной связи, а затем Американо-русский институт серьезное внимание уделяли организации советских выставок. Существенную роль в процессе ознакомления с советской архитектурой сыграла экспозиция СССР в Международной выставке современной архитектуры, машиностроения и^ декоративного искусства (с официальным названием «Век машин») в США, показанной в Нью-Йорке в мае-июне 1927 г. Советский отдел был подготовлен ВОКС, пригласившим к участию в выставке представителей ведущих архитектурных обществ - Московского архитектурного общества (МАО), Объединения современных архитекторов (ОСА) и Ассоциации новых архитекторов (Аснова). Несмотря на то, что «по размерам отдел СССР был незначителен, по многочисленным отзывам...он привлекал всеобщее внимание» [6, с. 101]. Несколько советских архитекторов, чье творчество вызывало наибольший интерес в профессиональных кругах США, получили предложение постоянно присылать фотографии своих работ для крупных архитектурных журналов Америки. Советскую экспозицию посетило 2000 человек, для которых эта выставка стала, по мнению обозревателя газеты «New York Times», первым подлинным свидетельством тех великих сдвигов, которые произошли в России в области архитектуры [6, с. 102].

Интерес в Америке к советской архитектуре проявлялся очень разнообразно. С конца 1920-х годов в профессиональной печати США появлялись статьи, знакомившие читателей с новостями архитектурной жизни в СССР, последними крупными постройками, творческими организациями архитекторов, системой архитектурно-художественного образования и т.д. Отдельным изданием вышел сборник документов по социалистической реконструкции Москвы. В ВОКС направлялись письма с просьбами прислать различные материалы для публикации в американской архитектурной печати (готовились даже специальные выпуски журналов, посвященные архитектуре в СССР). Советские архитекторы получали приглашения участвовать в американских выставках. Например, летом 1933 г. 15 советских женщин-архитекторов участвовали в чикагской выставке женского архитектурного творчества, представив внушительную экспозицию в виде фотографии проектов и выстроенных зданий.

Большой интерес американских архитекторов вызывали объявляемые в Советском Союзе международные архитектурные конкурсы, связанные с проектированием крупных сооружений с новым социальным содержанием. К советскому представителю ВОКСа в США обращались различные американские общественные и профессиональные организации с просьбой информировать о всех архитектурных конкурсах в СССР, в которых можно было принять участие. Архитектор из США Норман Бел Геддес выиграл одну из первых премий в конкурсе на проект театра массового действа в Харькове в 1931 г. В следующем году 16 американских архитекторов и скульпторов участвовали в конкурсе на проект памятника Ленину в Ленинградском порту. Несколько американских проектов было представлено на конкурс Дворца Советов (1932), одним из победителей которого в первом туре стал архитектор из США Гамильтон. Получив премию, Гамильтон приехал по собственной инициативе в Москву, чтобы принять участие во втором туре конкурса, однако выступление американского архитектора на этом этапе соревнования было менее успешным [6, с. 104]

Крупным событием явилась выставка современной советской живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства, проходившая в Нью-Йорке с 1 февраля по 7 марта 1929 г. В громадных, специально распланированных залах двенадцатого этажа Grand Central Palace разместились 622 экспоната художественного отдела и свыше тысячи изделий кустарной промышленности. Последняя была представлена палехскими миниатюрами, изделиями народов Севера из кости, металлическими изделиями Кавказа, вятскими поделками из березы, костромскими деревянными игрушками, резьбой по дереву. Экспонировались также ткани, ковры, кружева и вышивки ручной работы. Интерес к выставке был значительный, на ней побывало свыше 150 тыс. американцев. В период работы выставки в популярных вечерних радиопрограммах был введен «Час советского искусства». Только за 1927—1930 гг. при содействии Американо-русского института состоялось 18 советскихвыставок [9, с. 220].

Большое внимание было уделено организации в США выставки по народному просвещению СССР, охватившей основные, существенные направления всей культурно-просветительной работы в стране. Выставка должна была открыться в феврале 1930 г. в момент работы Всеамериканского съезда работников просвещения. Для организации и проведения выставки в США был создан специальный Комитет. В него вошли профессора Дж. Дьюи, Г. Каунтс и С. Дагген. С советской стороны большую практическую помощь организации этой выставки оказали Н.К. Крупская, П.М. Керженцев, П.С. Коган, В.Я. Яковлева, А.П. Пинкевич и другие. Согласно обоюдной договоренности, выставка включала такие разделы, как система педагогического

обучения и воспитания учащихся, внешкольная работа, библиотечное дело, ликвидация неграмотности и малограмотности, деятельность педагогических научно-исследовательских учреждений, музеев, деятельность Советского правительства в развитии искусства, литературы, издательского дела и др. В свою очередь советская общественность имела возможность познакомиться с американской системой просвещения, которая была представлена на педагогической выставке в Ленинграде в июне—августе 1930 г. [9, с. 221].

Советское изобразительное искусство также было представлено американской публике. Впервые американские ценители искусства познакомились с творчеством советских художников на Международной художественной выставке в Нью-Йорке в январе 1933 г., где были представлены 14 полотен художников из СССР, в том числе работы Н. Дейнеки, М. Сарьяна, Г.И. Пименова. В дальнейшем практиковались выставки советской графики и живописи в различных городах США. В Советский Союз приезжали американские художники, например, в 1933 г. СССР с познавательными целями посетил Хьюго Геллерт [3, с. 43].

Иногда США могли стать «новым домом» для советских деятелей искусства, чему подчас способствовали сами представители советской власти. Например, в 1926 г. в письме председателю Совнаркома А.И. Рыкову нарком просвещения A.B. Луначарский ходатайствовал о выдаче разрешения на выезд в Америку скульптору Эрьзя после безуспешных попыток «достать ему какую-нибудь мастерскую, какой-нибудь государственный заказ» [2]. Он писал: «Не могу же я, в самом деле, 50-летнего художника с огромным дарованием, преданного нашей революции, удерживать в нашей стране искусственно, когда я не могу даже обеспечить за ним куска хлеба и возможности работы» [2].

Американо-русский институт организовывал различные выставки о Советском Союзе в музеях Сан-Франциско, Стэнфордского и Калифорнийского университетов. Профессор Педро Де Лемос, хранитель музеев при Стэнфордском университете, на которого произвела огромное впечатление детская выставка, полученная из СССР и экспонированная институтом, посвятил ей полностью номер журнала о школьном искусстве. Журнал был направлен в 60 тысяч школ всех штатов страны [11, с. 206].

Но существовала еще одна сторона отношений в области культуры, которую советское правительство стремилось использовать для улучшения отношений с США - продажа предметов искусства. Наибольший масштаб она приобрела в период с 1928 по 1933 гг., будучи одной из статей дохода для оплаты промышленного импорта. Продажа предметов искусства из Эрмитажа и других музеев, собственности Романовых проходила как в ходе аукционов, так и в частном порядке, помогая, таким образом, завоевывать союзников во властных и экономических структурах Америки (среди покупателей были министр финансов Э. Меллон, крупные бизнесмены А. Хаммер, Г. Гульбенкян и др.) [12, с. 4, 18]

Общество культурной связи и Американо-русский институт также значительно способствовали знакомству американских зрителей с молодым советским киноискусством. Советские кинофильмы стали появляться на американских экранах в начале 1920-х гг. Но продажа и прокат регулярно стали осуществляться с 1926 г. Было создано акционерное общество по самостоятельному прокату - «Амкино», которое использовало так называемые независимые, то есть не принадлежавшие трестам, кинотеатры. Так на экраны США вышли «Броненосец «Потемкин» (был признан лучшим американской киноакадемией в 1926 г.) и «Октябрь» С. Эйзенштейна, «Мать» и «Конец Санкт-Петербурга» В. Пудовкина, «По закону» Л. Кулешова и другие. В Нью-Йорке среди 5 премированных в 1930 г. лучших картин мировой киноиндустрии было 3 советских фильма («Буря над Азией», «Земля», «Генеральная линия»). За 1927-1930 гг. «Амкино» показало на американских экранах 45 советских художественных фильмов. Несколько советских картин побили рекорд по зрительской посещаемости на Западе. В 1932 г. «Амкино» в системе иностранного кинопроката в США заняло третье место [10, с. 56].

В конце 1920-х гг. стали практиковаться также поездки советских кинодеятелей за границу для съемок кинофильмов. Еще в конце 1928 г. С. Эйзенштейн и его ассистент Г.В. Александров получили из США приглашение приехать в Голливуд для съемки кинокартины. Приглашение было принято, в мае 1930 г. съемочная группа (в ее составе был также оператор Э. Тиссе) приехала в Америку. Здесь предложения Эйзенштейна снять фильм по роману А. Серафимовича «Железный поток», либо экранизировать «Американскую трагедию» Т. Драйзера не были удовлетворены кинокомпанией «Парамаунт». Договор был расторгнут. Департамент труда потребовал выезда съемочной группы из США. Однако Эйзенштейна поддержали писатель Э. Синклер и актер Чарли Чаплин в его намерениях снять фильм о Мексике. Э. Синклер 18 ноября 1930 г. обратился с письмом к экс-президенту Мексики генералу Кальесу, в котором, сообщая, что советский режиссер хочет снять в Мексике «гуманную, живую и артистическую в лучшем смысле этого слова» картину [4, с. 169], просил содействовать работе съемочной группы; он же согласился участвовать в финансировании фильма. Большую помощь Эйзенштейну оказали также Т. Драйзер, А. Рис Вильяме и известные мексиканские художники и общественные деятели Диего Ривера и Давид Сикейрос [4, с. 169].

В конце 1930 г. группа приехала в Мексику, вела съемки в различных районах страны. В ходе работы было немало трудностей. О них режиссер сообщал в своих письмах из Мексики в «Совкино», а также своим американским коллегам. Но самые крупные неприятности наступили после приезда С. Эйзенштейна из Мексики в США. На границе киногруппа была задержана, Эйзенштейну не дали ни завершить монтаж фильма в Голливуде, ни взять с собой в Москву отснятый группой материал. Уже после возвращения советской киноэкспедиции в Москву, без ее участия, по инициативе Э. Синклера, был смонтирован фильм «Буря над Мексикой». Кроме того, из имевшейся пленки были сделаны 2 учебные и 2 документальные картины [4, с. 170].

В целом развитие контактов между СССР и США в области культуры показало заинтересованность обеих сторон в их поддержании и укреплении. Они, несомненно, способствовали формированию более правдивого, «глубокого» образа каждой из стран и вызывали потребность в поиске дополнительной информации, получению которой мешало отсутствие дипломатических отношений вплоть до 16 ноября 1933 г. С этого момента многие трудности в осуществлении связей были сняты, и открылась новая страница в истории культурного взаимодействия обоих государств.

The article refers to the final stage of the absence of diplomatic relations between the USSR and the United States of America and considers the relationship between the two countries on an informal level in the fields of theatre, cinema, architecture, literature, etc. These relations in some way helped the mutual enrichment of cultures of the two countries and contributed to their convergence.

The key words: literature; organization of cultural communication; theatre; musical art; architecture; exhibitions.

Список литературы

1. Архив внешней политики Российской Федерации. Ф. 129. Оп. 12. П. 11. Д. 13. Л. 9.

2. Государственный архивРоссийской Федерации. Ф. Р-5446. Оп. 55. Д. 1057. Л. 31.

3. Дементьева С. Взаимовлияние советской социалистической и демократической прогрессивной культуры США в предвоенные годы. / Взаимодействие культур СССР и США. 1820 вв. М.: «Наука», 1987. 229 с.

4. Иоффе А.Е. Интернациональные научные и культурные связи Советского Союза (19281932 гг.) М.: «Наука», 1969. 200 с.

5. Касъяненко В.И. Страна Советов и США: опыт и уроки сотрудничества в 20-х - начале 30-х гг. М.: Знание, 1989. 62 с.

6. Коккинаки И. Из истории советско-американских архитектурных связей. / Взаимодействие культур СССР и США. 18-20 вв. М.: «Наука», 1987. 229 с.

7. Кузьмин М.С. Деятельность партии и Советского государства по развитию международных научных и культурных связей СССР в 1917-1932 гг. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1971. 148 с.

8. Москва-Вашингтон: политика и дипломатия Кремля, 1921-1941.Т. 1.С6. док.: в 3 т. / Отв. ред. Г.Н. Севостьянов. М.: Наука, 2009. 765 с.

9. Никольская Л.С. К истории развития советско-американских научных и культурных контактов (1924-1933 гг.). // Американский ежегодник: 1973. М.: Наука, 1973. 352 с.

10. Фураев В.К. Советско-американские научные и культурные связи (1924-1933). // Вопросы истории, 1974, № 3.

11. Цветков Г.Н. Шестнадцать лет непризнания. Политика США в отношении Советского государства в 1917-1933 гг. Киев: Издательство Киевского университета, 1971. - 242 с.

12. Williams Robert C. Dumping oils: Soviet art sales and Soviet-American relations, 19281933. Washington, 1977. 43 p.

Об авторе

Журина E.H. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, helga@cheerful.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.