Научная статья на тему '"советский стиль" в интерьере: к вопросу о правомочности термина'

"советский стиль" в интерьере: к вопросу о правомочности термина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
465
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ / СТИЛЬ ИНТЕРЬЕРА / ДИЗАЙН ИНТЕРЬЕРА / СОВЕТСКАЯ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КУСТАРНЫЕ ПРОМЫСЛЫ / ПРЕКРАСНОЕ / ИДЕОЛОГИЯ / SOVIET STYLE / INTERIOR STYLE / INTERIOR DESIGN / SOVIET LIGHT INDUSTRY / HANDICRAFTS / THE BEAUTIFUL / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кирьянов Олег Игоревич

Статья посвящена актуальной задаче определения сущностных черт феномена советского стиля в интерьере. В 1930-х годах сложились основные формально-содержательные принципы советского искусства и родилась структура советской художественной культуры с ее бинарными оппозициями «столица провинция»; «профессиональное творчество самодеятельное творчество». Важной стилистической доминантой для формирования советского интерьера стала идея отказа от «буржуазных» представлений о прекрасном. Дефицит товаров легкой промышленности определил важнейшие черты советского стиля в интерьере. Из-за дефицита и относительной дороговизны вещи (мебель, ковры, текстиль) приобретались редко и они должны были соответствовать высоким требованиям как по своей функциональности, так и по декоративности. Идеологически обоснованный отказ от разнообразия и изыска в легкой промышленности вел к обратному результату: советские люди с необычайно силой стремились к приобретению красивых, не однотипных, зарубежных вещей. Сущность «советского стиля» в интерьере определяется через своеобразное единство противоположностей. Идеология и бытование легкой промышленности настраивали советского человека на скромность и функциональность интерьера. Однако подспудное стремление к красоте и роскоши выражалось в том, что советский человек стремился к разнообразию интерьера, к приобретению «нескромных» статусных предметов, к изготовлению кустарных, самодельных предметов уюта. Агитация за простоту и лаконичную элегантность оборачивалась эклектичным стремлением к украшению жилища.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"советский стиль" в интерьере: к вопросу о правомочности термина»

«СОВЕТСКИЙ СТИЛЬ» В ИНТЕРЬЕРЕ: К ВОПРОСУ О ПРАВОМОЧНОСТИ ТЕРМИНА Кирьянов О.И. Email: Kiryanov656@scientifictext.ru

Кирьянов Олег Игоревич - доцент, заведующий кафедрой, кафедра художественного проектирования интерьеров, Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова,

г. Москва

Аннотация: статья посвящена актуальной задаче определения сущностных черт феномена советского стиля в интерьере. В 1930-х годах сложились основные формально-содержательные принципы советского искусства и родилась структура советской художественной культуры с ее бинарными оппозициями «столица -провинция»; «профессиональное творчество - самодеятельное творчество». Важной стилистической доминантой для формирования советского интерьера стала идея отказа от «буржуазных» представлений о прекрасном. Дефицит товаров легкой промышленности определил важнейшие черты советского стиля в интерьере. Из-за дефицита и относительной дороговизны вещи (мебель, ковры, текстиль) приобретались редко и они должны были соответствовать высоким требованиям как по своей функциональности, так и по декоративности. Идеологически обоснованный отказ от разнообразия и изыска в легкой промышленности вел к обратному результату: советские люди с необычайно силой стремились к приобретению красивых, не однотипных, зарубежных вещей. Сущность «советского стиля» в интерьере определяется через своеобразное единство противоположностей. Идеология и бытование легкой промышленности настраивали советского человека на скромность и функциональность интерьера. Однако подспудное стремление к красоте и роскоши выражалось в том, что советский человек стремился к разнообразию интерьера, к приобретению «нескромных» статусных предметов, к изготовлению кустарных, самодельных предметов уюта. Агитация за простоту и лаконичную элегантность оборачивалась эклектичным стремлением к украшению жилища.

Ключевые слова: советский стиль, стиль интерьера, дизайн интерьера, советская легкая промышленность, кустарные промыслы, прекрасное, идеология.

"SOVIET STYLE" IN THE INTERIOR DESIGN: ON THE TERM

LEGALITY Kiryanov O.I.

Kiryanov Oleg Igorevich - Associate Professor, Head of Department, INTERIOR DESIGN DEPARTMENT, STROGANOV MOSCOW STATE ACADEMY OF DESIGN AND APPLIED ARTS, MOSCOW

Abstract: the article is devoted to the actual problem of determining the essential features of the phenomenon of the "Soviet style" in the interior design. In the 1930s, the basic formal and substantive principles of Soviet art took shape and the structure of Soviet artistic culture was born, with its binary oppositions, "the capital - province"; "professional creativity - amateur creativity. " An important stylistic dominant for the formation of the Soviet interior was the idea of abandoning the "bourgeois" images of beautiful. The shortage of goods of light industry defined the most important features of the Soviet interior. Due to the scarcity and relatively high prices, things (furniture, carpets, textiles) were rarely purchased, and they had to meet the high requirements of both their functionality and decoration. The ideologically justified rejection of diversity and refinement in light industry led to the opposite result: Soviet people with extraordinary force sought to acquire rare,

beautiful and foreign things. The essence of the "Soviet style" in the interior design is determined through a peculiar unity of opposites. The ideology and the light industry tuned the Soviet people to the modesty and functionality of the interior. However, the underlying desire for beauty and luxury was expressed in the fact that the Soviet people were striving for the diversity of the interior, for the acquisition of "immodest" status items, for the manufacture of handicraft, home-made comfort items. Agitation for simplicity and laconic elegance turned into an eclectic desire to decorate the home.

Keywords: soviet style, interior style, interior design, Soviet light industry, handicrafts, the beautiful, ideology.

УДК 7.027

В работах искусствоведов периодически встречается термин «советский стиль», однако, как точно отмечает А.Л. Усанова, «еще не сформулировано его четкое определение в силу неоднозначности и разнородности художественно-культурного ландшафта СССР» [8, с. 178]. Советский интерьер постепенно осознается как предмет исследования, как самобытное явление, происходит его восприятие «как продукта своего времени, как особого стиля с набором художественных приемов, знаков и символов» [там же]. Актуальной задачей искусствоведения становится определение основных черт «советского стиля» в интерьере.

Слом истории в октябре 1917 года привел и к переосмыслению эстетики, в том числе и в быту. Так, например, А. Топорков выступал против романтизма (историзма), утверждая, что «пролетарское искусство не может иметь своей идеологической базой романтизм», и мечтал о грядущем «индустриальном стиле» [7, с. 20].

Формирование и становление советского стиля прошло два важнейших этапа: 1917-1920-е годы, отмеченные футуристской и конструктивистской вольницей - и с 1930-х годов, когда искусство стало ориентироваться на государственный заказ, а стиль советского искусства постепенно стал определиться концептом «социалистический реализм» [2, с. 16]. Эта перемена не была внезапной; как верно отмечает Б. Гройс [3], Сталин как «культуртрегер» во многом воплощал в жизнь авангардную модель переустройства мира искусством, актуальную для 1920-х годов.

В целом историю развития «советского стиля» в интерьере можно представить в следующей периодизации:

1) 1917-1920-е годы (социальные реформы и идеи «левого» искусства);

2) 1930-1940-е годы (становление соцреализма);

3) 1946-1950-е годы (сталинский ампир, характерные интерьеры общественных помещений);

4) 1960-1980-е годы (становление стиля советского жилого интерьера).

При этом ключевым становится второй период, когда сложились основные формально-содержательные принципы советского искусства и родилась структура советской художественно культуры с ее бинарными оппозициями «столица -провинция»; «профессиональное творчество - самодеятельное творчество». А.Л. Усанова пишет о существовании советского стиля как «многоуровневой, но целостной художественно-образной системы» [Усанова, 2012, 179].

Вопрос о существовании «советского стиля» напрямую связан с поиском общей идеологии у исторической общности под названием «советский народ». Несмотря на все перемены в истории, несмотря на все различие вкусов «нэпмана», конструктивиста и неоклассициста, можно выделить единые мировоззренческие основания советского человека. Такими основаниями являются идеи превосходства общества над личностью, а будущего - над настоящим: «Мы рождены, чтоб сказку делать былью», «Наши дети будут жить при коммунизме» и т.д.

Важной идеологической и стилистической доминантой для формирования советского интерьера стала идея отказа от былых представлений о прекрасном: «Важнейшей

социокультурной детерминантой советской культуры потребления являлась идеология борьбы с дворянским и буржуазным наследием прошлого» [5, с. 40].

К формированию «советского стиля» имели прямое отношения ряд социальных обстоятельств, которые стали последствиями коренного слома общества в 1917 году.

После революции сильнее стала тенденция к пересечению межсословных границ, что объединило интерьер крестьянского и городского дома: «фабричный текстиль, мебель, утварь за короткое время проникли не только в жилище городского обывателя, но и крестьянские избы» [9, с. 23]. Но шел также и обратный процесс: художественные промыслы родом из деревни активно проникали в городские интерьеры (вышитые дорожки, вязаные салфетки и пр.). «Широкое распространение вышивки, кружева в одежде, в оформлении жилища в среде городского населения 1930-х годов обусловливалось не только официальной модой, но и социальным происхождением новых горожан, а также компактностью рукотворного текстиля в условиях частых переездов для личностной маркировки очередного казенного жилища» [9, с. 25].

Важнейшим последствием послереволюционных событий стали активная урбанизация и жилищное уплотнение, что вело к тесноте и нарушению традиционных интерьерно-жилищных норм у всех сословий. Идеология быта в 1920-1930-е годы сосредоточилась на просвещении и чистоте, и идеальный интерьер стал ассоциироваться с чистотой, обилием воздуха и белым цветом.

Уже в 1930-е годы сформировалась та тенденция, которая будет экономически определять советский стиль в интерьере: дефицит товаров легкой промышленности. Как отмечают исследователи, «Малый объем производства ставил культуру потребления в условия тотального дефицита», что привело к «формированию антипотребительской системы общественных ценностей и форм повседневного поведения масс» [5, с. 40]. Дефицит определил многие черты «советского стиля» и стал основой для его сохранения в жилье постперестроечном.

Из-за дефицита и относительно дороговизны вещи (мебель, ковры, текстиль) приобретались редко, и они должны были соответствовать высоким требованиям как по своей функциональности, так и по декоративности. Мебель, светильники, часы приобретались на десятилетия: «В советской культуре потребления вещь сакрализуется и фетишизируется как редкое и чудесное благо» [5, с. 43]. Ключевой деталью интерьера становилась мебель для хранения, которая прошла эволюцию следующего вида: «сундук - комод - гардероб» [8, с. 11].

Вещи советского интерьера отличали «функциональность, доброкачественность и долговечность» [5, с. 42]. Отсюда и такая черта советского стиля, как особенное, бережное отношение к сугубо декоративным деталям типа статуэток (одновременно это и «излишество», и бережно хранимый предмет роскоши). Из-за медленного и недостаточного развития легкой промышленности и недостатка уникальных предметов стало популярно «создание дорогих уникальных изделий для парадных интерьеров и производство (самостоятельное изготовление) предметов широкого потребления, имитирующих и интерпретирующих стиль этих изделий» [Усанова, 2016а, 10].

Понятие «советский шик» понималось через сочетание «идеологических требований скромности и простоты с эстетическими критериями элегантности и функциональности» [5, с. 46]; так можно охарактеризовать и сам «советский стиль» в интерьере. Сочетание критериев простоты и функциональности было призвано доказательно указывать на преимущество советского стиля и вкуса над западным в течение всей советской истории.

Важным критерием стиля была скромность: в интерьере она выражалась как наличие функциональных, добротных и не-индивидуальных вещей, которые никак не связаны со статусом владельца [5, с. 47]. Такой отказ от самовыражения в интерьере в

какой-то мере был исторически связан с требованиями личной безопасности, боязнью выдать «сомнительное» происхождение.

Типовая, фабричная мебель и элементы дизайна соответствовали и идеалам коллективизма. К интерьерам советского времени вполне применимо высказывание о моде того периода: «Идея индивидуального вкуса <...> казалась крайне подозрительной, поскольку подрывала установку на коллективизм» [1, с. 118]. Этой тенденции противостояла разве что традиция украшать жилье предметами домашнего рукоделия, которые и создавали в интерьере ансамбль, и маркировали пространство в соответствии с личными вкусами владельца.

Важным идеологическим критерием, который влиял на стиль интерьера, была экономичность. Широкое использование домашнего рукоделия позволяло отвечать и на этот запрос; одна из рецензий на книгу В. Глазычева «Глубинная Россия: 20002002» недаром называлась «Дефицит гвоздика и веревочки как стимул к творчеству» (автор - Р. Фрумкина).

Понятно, что дефицит материалов и готовых изделий мешал стилистическому единству советского интерьера: «Ввиду отсутствия в свободном доступе материалов для оформления жизненного пространства сложно было придерживаться какого-либо стиля в советских квартирах» [6, с. 85], что вело к естественной и ненамеренной эклектике. Та же естественная эклектика, только в значительно большем разбросе стилей, царила в области кустарного изготовления мебели и предметов интерьера; здесь были самые разные стили, от арт-деко до необарокко [9, с. 11].

Начиная с 1940-1950-х годов важным элементом советского стиля в интерьере оставался форматный текстиль: ковры, половики, гобелены. Тенденция к изготовлению и производству ковров-картин (тканых, печатных и пр.) связана с тяготением послевоенного искусства к изобразительности и нарративности [9, с. 11].

Государственно одобренный, идеологически обоснованный отказ от разнообразия и изыска в легкой промышленности вел к обратному результату: советские люди с необычайно силой стремились к приобретению красивых, не однотипных, зарубежных вещей. Как пишет Ленор Горалик, «советский человек, освобожденный от ига буржуазии, испытывал огромный, напряженный интерес ко всему вещному и материальному, ценил его так, как не ценит ни один член современного консюмеристского общества» [3, с. 30].

Для советского интерьера было характерно самобытное понятие о красивом (прекрасном), которое имело происхождение из нескольких различных источников:

- коммунистическая идеология порядка, лаконичности (пустоты) и чистоты: «стиль заключался в том, чтобы сделать как можно чище и светлее» [6, с. 85];

- остаточные артефакты и культурный флер интерьеров модерна, то есть 18951915 г.: «Доступная буржуазность модерна на рубеже Х1Х-ХХ веков обусловила распространение предметного (обстановочного) интерьера в широких границах интегрального пространства промежуточной культуры и сформировала в массовом сознании эстетическую значимость обладания предметами более высокого социального статуса» [9, с. 10];

- зарубежная художественная культура, доступная через посредничество моряков, летчиков, через военные трофеи: «В результате эвакуации населения из европейской части страны, трофейных поступлений в провинциальных интерьерах 1940-х годов появлялись высокохудожественные предметы декоративного назначения и антиквариат: статуэтки, часы, домашний текстиль» [9, с. 32];

- зарубежная культура, воспринимаемая через международные мероприятия (фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году и пр.), через телевизионные передачи и кинофильмы [5, с.43-46].

В качестве объектов социально-выраженного значения, или предметов уюта в интерьере, выступали в основном объекты, которые редко бывали в продаже, их нужно было «доставать»:

- набор мебели (стенка, диван-кровать и пр.);

- ковры, хрусталь, шторы;

- комнатные цветы [6, с. 86].

Подведем итоги. Сущность «советского стиля» в интерьере определяется через своеобразное единство противоположностей. Идеология и бытование легкой промышленности настраивали советского человека на скромность и функциональность интерьера, на его «чистоту». Однако подспудное стремление к красоте и роскоши выражалось в том, что советский человек стремился к разнообразию интерьера, к приобретению «нескромных» статусных предметов, к изготовлению кустарных, самодельных предметов уюта. Агитация за простоту и лаконичную элегантность оборачивалась эклектичным стремлением к украшению жилища.

Таким образом, можно констатировать диалектически сложные черты «советского стиля» в оформлении интерьеров:

- в идеологии: декларируемые простота и скромность - и реально проявляемые, в зависимости от финансовых и номенклатурных возможностей, стремление к пышности, шику;

- в эстетике: функциональность и элегантность как доминанты - и «буржуазное» стремление к «нефункциональным» предметам из хрусталя, тонкого фарфора, светильникам и текстилю;

- в производстве: промышленные массовость и однотипность - и эклектика и роскошь кустарных промыслов.

Список литературы /References

1. Вайнштейн О. Мое любимое платье: портниха как культурный герой в Советской России // Одежда. Культура. Тело. 2007. Вып. 3. С. 101-126.

2. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. 296 с.

3. Горалик Л. «...Росагроэкспорта сырка». Символика и символы советской эпохи в сегодняшнем российском брендинге // Одежда. Культура. Тело. 2007. Вып. 3. С. 13-32.

4. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. 376 с.

5. Гудова М.Ю. Советский шик и российский гламур: ценности и репрезентации // Советское прошлое и культура настоящего. Екатеринбург, 2009. Т. 2. С. 39-54.

6. Дейхина Е. От ремонта к созданию интерьера: преобразование персонального жилого пространства в советской и постсоветской России // Люди и вещи в постсоветской культуре. Новосибирск, 2005. С. 77-92.

7. Топорков А. Технический быт и современное искусство. М.-Л., 1928. 258 с.

8. Усанова А.Л. «Советский стиль» (к вопросу о сущности понятия в современном искусствознании) // Известия Алтайского государственного университета, 2012. № 2-1. С. 178-179.

9. Усанова А.Л. Художественно-бытовые традиции в советском городском интерьере (1930-1950 гг.): автореферат дисс. ... д-ра искусствоведения. Барнаул, 2016 (а). 50 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.