Научная статья на тему 'Советский союз и тайная деятельность выпускников папского русского колледжа'

Советский союз и тайная деятельность выпускников папского русского колледжа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
161
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / РУССИКУМ / ПИЙ XI / USSR / WORLD WAR II / RUSSICUM / PIUS XI

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Краснов Павел Петрович

Цель: исследование вопроса дипломатических отношений СССР и Ватикана в контексте деятельности выпускников папского русского колледжа на оккупированных территориях СССР в период Второй мировой войны. Метод или методология проведения работы: анализ и синтез, частичное применение метода моделирования, методология ретроспективного и перспективного анализа. Результаты: по проведенному исследованию можно сделать ряд выводов о характере и специфике дипломатических отношений СССР и Ватикана в период Второй мировой войны. Важным отмеченным фактом является обстоятельство секретности в миссии католических священников на территории СССР. Раскрыт факт наличия контроля со стороны НКВД СССР за деятельностью студентов и выпускников папского русского колледжа, не только на территории СССР, но и в г. Рим. Рассмотрен вопрос повседневной жизни студентов. Прослежена судьба большинства выпускников действовавших в составе миссии на территории Советского Союза. Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего глубокого исследования специфики дипломатических отношений СССР и Ватикана в период Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET UNION AND SECRET ACTIVITIES OF THE PONTIFICAL RUSSIAN COLLEGE GRADUATES

Purpose study of the question of diplomatic relations between the USSR and the Vatican in the context of the Papal Russian college graduates in the occupied territories of the Soviet Union during World War II. Methodology analysis and synthesis, partial application of the modeling method, the methodology of retrospective and prospective analysis. Results for research can draw some conclusions about the nature and specifics of the diplomatic relations between the USSR and the Vatican during the Second World War. This fact is an important factor in the secrecy of the mission of Catholic priests in the USSR. Disclosed the fact of the control of the NKVD of the activities of students and graduates of the Papal Russian College, not only in the USSR but also in Rome. The question of everyday life of students. Traced the fate of the majority of graduates in force in the mission in the territory of the Soviet Union. Practical implications of research. The results open up prospects for further in-depth research of specific diplomatic relations between the USSR and the Vatican during the Second World War.

Текст научной работы на тему «Советский союз и тайная деятельность выпускников папского русского колледжа»

• www.sisp.nkras.ru

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-1-17 УДК 930.85

СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И ТАЙНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ ПАПСКОГО РУССКОГО КОЛЛЕДЖА

Краснов П.П.

Цель: исследование вопроса дипломатических отношений СССР и Ватикана в контексте деятельности выпускников папского русского колледжа на оккупированных территориях СССР в период Второй мировой войны.

Метод или методология проведения работы: анализ и синтез, частичное применение метода моделирования, методология ретроспективного и перспективного анализа.

Результаты: по проведенному исследованию можно сделать ряд выводов о характере и специфике дипломатических отношений СССР и Ватикана в период Второй мировой войны. Важным отмеченным фактом является обстоятельство секретности в миссии католических священников на территории СССР. Раскрыт факт наличия контроля со стороны НКВД СССР за деятельностью студентов и выпускников папского русского колледжа, не только на территории СССР, но и в г. Рим. Рассмотрен вопрос повседневной жизни студентов. Прослежена судьба большинства выпускников действовавших в составе миссии на территории Советского Союза.

Область применения результатов: полученные результаты открывают перспективы дальнейшего глубокого исследования специфики дипломатических отношений СССР и Ватикана в период Второй мировой войны.

Ключевые слова: СССР, Вторая мировая война, Руссикум, Пий XI.

• www.sisp.nkras.ru

THE SOVIET UNION AND SECRET ACTIVITIES OF THE PONTIFICAL RUSSIAN COLLEGE GRADUATES

Krasnov P.P.

Purpose study of the question of diplomatic relations between the USSR and the Vatican in the context of the Papal Russian college graduates in the occupied territories of the Soviet Union during World War II.

Methodology analysis and synthesis, partial application of the modeling method, the methodology of retrospective and prospective analysis.

Results for research can draw some conclusions about the nature and specifics of the diplomatic relations between the USSR and the Vatican during the Second World War. This fact is an important factor in the secrecy of the mission of Catholic priests in the USSR. Disclosed the fact of the control of the NKVD of the activities of students and graduates of the Papal Russian College, not only in the USSR but also in Rome. The question of everyday life of students. Traced the fate of the majority of graduates in force in the mission in the territory of the Soviet Union.

Practical implications of research. The results open up prospects for further in-depth research of specific diplomatic relations between the USSR and the Vatican during the Second World War.

Keywords: USSR, World War II, Russicum, Pius XI.

Один из самых загадочных и засекреченных эпизодов в истории ХХ века, связывающий СССР и Святой Престол, — работа папского колледжа Pontificium Collegium Russicum и деятельность его выпускников на территории Советского Союза. В настоящее время эта страница истории волнует многих исследователей, так как в ней тесно сплетены взаимоотношения Ватикана и Русской православной церкви, а также Ватикана и всего советского государства.

• www.sisp.nkras.ru

Жизнь Католической церкви в России, что царской, что советской, была очень сложной. Существенное изменение в политике российской монархии в отношении католицизма произошли с Указом о религиозной терпимости Николая II от 1905 года. С вступлением в силу этого документа улучшение своей жизни почувствовало старообрядчество и католики. Но пользоваться благами царской власти пришлось недолго, после прихода к власти большевиков ситуация меняется и, с течением времени, — все более радикально в негативном ключе.

Как полагают католические историки, именно катастрофическое положение христианства в России в 20-х годах побудило Пия XI создать колледж «Руссикум» чтобы поддержать российское православие.

Учреждение национальных учебных заведений (как колледж Руссикум), преследовало цель подготовки лояльного Католической церкви духовенства в странах, «где Церковь находилась в критическом положении». Эта практика не является изобретением ХХ века. Святой Престол использовал подобную методику еще в XVI веке для Англии, и позднее для Германии и Венгрии. В XVII веке была учреждена греческая коллегия, и с этих пор началось активное вовлечение священников-миссионеров в изучении славянских языков и восточной духовной практике (литургика, богословие, обрядность).

Папа Пий XI 15 августа 1929 года провозгласил документ Quam curam по постановлению которого и была основана семинария «Папская русская коллегия святой Терезы Младенца Иисуса» (Pontifio Collegio Russo di S. Teresa del Bambin Gesù) [4, p. 57]. Понтифик особо указал, что это заведение предназначается для русских и России.

В здании Руссикума было 65 комнат; в первый учебный 1929-1930 год было принято 10 кандидатов, большая часть которых не были русскими. В будущем доля русских кандидатов неуклонно уменьшалась, и к 1950 году сошла на нет.

• www.sisp.nkras.ru

Учебный день в Руссикуме начинался в 5 утра. В процессе учебы в колледже семинаристы следовали достаточно закрытому образу жизни, об это говорит и то, что поездок домой (отпусков) не предполагалось, каникулы же приводились студентами вместе, в загородной резиденции Руссикума. Выход в город осуществлялся не чаще, чем один раз в месяц, при этом выходить могли только парно или более, но не по одному. Возвращаться студенты должны были не позже 18.00. Проводить ночь вне семинарии - было строжайше запрещено. Денежные средства у студентов хранить в комнате было запрещено, они находились у воспитателей. Если студент был пойман за посещением кинотеатра, кафе или некатолических храмов, его отлучали от церкви. Спустя год после обучения в Руссикуме все студенты должны были торжественно обещать посвятить себя только работе среди русских. Присягу лично написал генерал ордена иезуитов Ледуховский, за основу была взята присяга воспитанников Греческой коллегии. Русских кандидатов принимали бесплатно, лица других национальностей оплачивали обучение и содержание [1, р. 94].

Одним из первых и выдающихся ректоров колледжа стал иезуит Филипп де Режис. Он носил бороду, был большим знатоком синодального обряда и без акцента говорил по-русски. При де Режисе произошли большие перемены, он предложил провозгласить Руссикум более русским. В Руссикуме стали служить не на русском языке, а на традиционном церковно-славянском. Символ Веры теперь всегда, а не только в избранные дни, читался и читается без filioque. Широко и поныне отмечается масленица — пекут блины, а на Святую Пасху красят яйца.

К 1950 году в стенах Руссикума обучилось 172 студента, 81 из них стали священниками, и лишь 22 из них были русскими. «Русские» семинаристы служили в Западных и Юго-Западных регионах Российской империи и являлись по национальности украинцами или белорусами.

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, в результате чего выпускники Руссикума по благословению Папы активизировали свою

• www.sisp.nkras.ru

деятельность, в частности в Польше. Двое выходцев Руссикума Новиков и Чишек попали на контролируемую Красной Армией территорию и активно стали работать над продвижением в центральную часть СССР [2, р. 96]. Но их работа была краткосрочна — они были арестованы сотрудниками НКВД, следившими за деятельностью руссипиетов с момента их пребывания в СССР. По архивным материалам стало ясно, что в НКВД был список выходцев Руссикума, который составили из агентурных отчетов. Священников приговорили к длительному заключению в лагеря. Филипп де Режис, долго находившийся в Польше, плохо разбирался в межэтнических отношениях. Как пример можно привести следующий факт: им направлялись священники из Руссикума к беженцам из Галиции, и де Режис не понимал, почему греко-католики не принимали священников русского обряда и прогоняли их.

С самого начала деятельности Руссикума это заведение находилось под взором разведывательного управления НКВД. В документах НКВД находились 32 фамилии - список выпускников колледжа. Из этого числа с 1939 по 1948 годы контрразведкой СССР вследствие всевозможных оперативных действий было задержано 11 человек: Григорий Сыроида, Дорофей Бесчастный, Александр Ильницкий, Петр Леони, Иоанн Кельнер, Виктор Новиков, Владимир Чишек, Фома Подзява, Павел Шалей, Павел Портнягин (на фото) и Кузьма Найлович. Священники подверглись суду и наказывались по статье 58 — «антисоветская деятельность» [3, р. 63]. Иоанна Кельнера расстреляли в 1941 году, оставшиеся отбывали разные сроки заключения, но в заключении и умерли. Выжил только Пьетро Леони, арестованный в Одессе в 1944 году. Его освободили и выпустили из СССР через десять лет [3, р. 175]. Проблеме деятельности выпускников Руссикума был посвящен документальный фильм, снятый итальянскими кинематографистами; он был показан федеральным каналом НТВ 21 декабря 2004 года. Авторы фильма особое внимание уделили духовному подвигу двоих «священников-выпускников» — итальянского священника-иезуита отца Пьетро Леоне и

• www.sisp.nkras.ru

ставшего греко-католическим епископом Мукачева (Закарпатье) отца Теодора Ромжа. Но в целом, фильм противопоставляет цели выпускников с христианской моралью.

Таким образом, папская политика «окатоличивания» русского населения в тяжелые годы войны потерпела крах.

Папа Иоанн XXIII в 1959 году написал: «Мы не будем пытаться разобраться в том, кто был прав и кто виноват. Мы скажем лишь: Воссоединимся, покончим с раздорами» [3, p. 201]. В след за этим последовали новые контакты между Католической церковью и Москвой, в Руссикум, благодаря деятельности митрополита Никодима Ротова, приезжали учиться священники из СССР. Это стало новой вехой восточной политики Святого Престола. В Руссикуме бывал и Патриарх Кирилл; в сане дьякона он сопровождал митрополита Никодима Ротова.

В наши дни колледж продолжает обучать студентов, но среди них нет, ни одного русскоязычного. Цели, для которых создавалось это заведение, не были реализованы. Сегодня окатоличивание население стран СНГ — не миссия Руссикума, там более не готовят миссионеров.

Список литературы / References

1. Charles-Roux, F. Huitans a Vatican. 1932-1940. - Paris, 1947. - 398 p.

2. Lehman, L.H. Vatican policy in the Second World War. - NY, 1946. - 265

p.

3. Rhodes, A. The Vatican in the age of the dictators 1922-1945. - London, 1973. - 258 p.

4. Townsend, W. The biography of his holiness Pope Pius. - London, 1930. -

181 p.

• www.sisp.nkras.ru

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Краснов Павел Петрович, преподаватель кафедры философской антропологии

Оренбургский государственный университет

пр. Победы, 13. г. Оренбург, Оренбургская область, 460018, Россия

e-mail: vaticanolog@gmail. com

SPIN-код в системе Science Index: 7141-0509

DATA ABOUT THE AUTHOR

Krasnov Pavel Petrovich, Lecturer in philosophical anthropology

Orenburg State University

13, Pobedy Avenue, Orenburg, 460018, Russia

e-mail: vaticanolog@gmail. com

Рецензент:

Стрелец Ю.Ш., д.филос.н., профессор, заведующий кафедрой философской антропологии Оренбургского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.