Научная статья на тему 'Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова'

Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова Текст научной статьи по специальности «Искусство. Искусствоведение»

CC BY
31
21
Поделиться
Ключевые слова
СОЦ-АРТ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР / КОМПОЗИТОР Э. ДЕНИСОВ / COMPOSER E. DENISOV

Аннотация научной статьи по искусству и искусствоведению, автор научной работы — Данилова Анна Викторовна

В статье рассматривается вопрос претворения принципов соц-арта в отечественной музыке. Предметом рассмотрения становится пьеса для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани» одного из ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века Э. В. Денисова

Текст научной работы на тему «Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова»

Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова Данилова А. В.

Данилова Анна Викторовна /Danilova Anna Viktorovna - кандидат философских наук, доцент, кафедра эстетики и музыкального образования,

Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г.

Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье рассматривается вопрос претворения принципов соц-арта в отечественной музыке. Предметом рассмотрения становится пьеса для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани» одного из ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века Э. В. Денисова.

Abstract: the article discusses the implementation of the principles of Sots Art in the national music. Dealt becomes a piece for orchestra noise «steamer sails past the pier», one of the leading Russian composers of the second half of the twentieth century, E. Denisov.

Ключевые слова: соц-арт, постмодернизм, инструментальный театр, композитор Э. Денисов.

Keywords: Sots Art, postmodernism, instrumental theater, composer E. Denisov.

Термин «соц-арт», этот, по словам В. Бычкова, «иронический словесный «кентавр» из поп-арта и соцреализма» [2, с. 417], определяет одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Оно родилось в среде советских художников в начале 70-х годов XX века. Термин был введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 году, вызвав позднее теоретический интерес в среде критиков и культурологов. Возникнув первоначально в живописи, соц-арт проявил себя в различных видах и жанрах искусства и арт-деятельности - рекламе, плакате, коллажах, инсталляциях, акциях, хэппенингах. В отечественной живописи и литературе основной этап активности этого стиля пришелся на 80-е годы. Его представители - И. Кабаков, Э. Булатов. Г. Брускин, В. Комар, А. Меламид, Л. Соков, Д А. Пригов, В. Сорокин, В. Ерофеев. Материалом стали наиболее одиозные символы, стереотипы, формы соцреализма, главными приемами - пародия и гротеск, как техника изживания смысла соцреалистических догм и канонов, их демифологизация, игра с идеологическими стереотипами и опора на определенный культурный контекст.

В качестве такого контекста сначала выступал соцреализм, а затем любая другая политизированная мифология или авторитарная идея.

В музыке советским мифом была массовая песня и большой хоровой стиль, с их бодрящей маршевой мажорностью и оптимистическими текстами. Музыка способна надолго закреплять в сознании и тексты, и идеологию. Вот почему советская массовая песня 20-30-х годов XX века была важным, действенным средством идеологической пропаганды, неотъемлемым элементом представлений революционных агиттеатров, массовых праздников, демонстраций, физкультурных шествий, создавая оптимистические образы строителей новой, счастливой жизни страны Советов. В последние десятилетия ХХ века в отечественной культуре и искусстве происходило развенчание советских мифов и переосмысливание прошлого. Хотя в музыке примеры взаимодействия с соц-артом оказались не часты, данная тенденция нашла воплощение в ярде сочинений отечественных композиторов. Самым значительным произведением этого направления стала опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» по одноименному рассказу В. Ерофеева, написанная в 1991 году, когда соц-арт уже прошел период «подполья» и оппозиции официальному искусству и опера стала своего рода «прощанием» с этим стилем.

Интересный пример соприкосновения с эстетикой соц-арта есть в творчестве композитора Э. Денисова. Это музыка для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани», написанная в духе массовых представлений двадцатых годов ХХ века и представляющая собой сатиру на лозунги официозного советского искусства. Хотя эстетике Э. Денисова не очень свойственны заостренная ироничность, социальная сатира, гротеск, ерничанье по поводу идеологических клише и стереотипов советской эпохи, так характерные для соц-арта в живописи, «Пароход» представляет собой интересное исключение. Жанр произведения трудно определим, он содержит черты инструментального театра и хэппенинга. Это оригинально решенное музыкально-театральное действо было создано композитором в 1986 году для шумового оркестра Марка Пекарского, с творческой деятельностью которого связаны многие эксперименты и премьеры сочинений отечественных музыкантов нашего времени.

Пьеса «Пароход» несколько перекликается с написанной двумя годами раньше «Голубой тетрадью» -тем, что может быть отнесена к особому жанру инструментального театра, что претворяет традиции советской культуры 20-х - 30-х годов (только в первом случае это был авангард, а во втором - массовая культура), что в исполнительском составе акцентируется участие ударных, в том числе и бытовых предметов в роли инструментов, и препарированного фортепиано.

Строка, вынесенная в заглавие произведения, взята из популярной матросской песни «Яблочко». Музыкальным материалом послужили советские песни 20-х - 30-х годов, цитаты из которых возникают на фоне шумового аккомпанемента и сопровождаются движениями исполнителей. Денисов обращается здесь к технике игры, а в роли деформатора заимствованного материала выступает поручение его очень

необычному инструментальному составу, где кроме традиционных ударных инструментов композитор использует стиральные доски, наковальни, «сковородофон», старое расстроенное пианино, и также прием коллажного соединения музыкальных фрагментов. Игровое начало в произведение вносят и элементы театрализации - шесть ударников одеты в разноцветные рубашки, баянист в кумачовой рубахе время от времени выходит на сцену, двенадцать пионеров в праздничной форме играют на барабанах, маршируют, строят пирамиды. Атмосфера произведения напоминает массовые советские праздники. Форму пьесы составляет коллаж из песенных цитат - «Вперед, заре навстречу», «Смело товарищи в ногу» и других. Кульминацией сочинения оказывается песня «Эх, хорошо в стране советской жить!».

Прием коллажа, цитатность, игра - характерные приметы отечественного музыкального постмодернизма. Особенно они характерны для музыки А. Шнитке. Примечательна разница в использовании этих приемов Шнитке и Денисовым. Во многих произведениях Шнитке цитаты возникают словно бы из повседневного шума, из толпы, как отрывки из телепрограмм, радиопередач. Это тексты, построенные по принципу полифонического диалога и ориентированные на деиерархическое соотношение всех составляющих, где предпочтения не отдаются ни высокому, ни низкому, ни современному, ни прошлому. Отмечая данную особенность, А. Ивашкин пишет: «Шнитке - даже тогда, когда цитируемая музыка, казалось бы, принадлежит Чайковскому, не берет эту музыку непосредственно из первоисточника. ...Чайковский - это не Чайковский, и Шопен - не Шопен, а то, что слышится в почти неразличимом шуме повседневной суеты. Это не прямая цитата, а двойная переработка исходного материала, пережеванного и выплюнутого на улицу как истрепанное клише, где оно подбирается и заново «перерабатывается» Шнитке.» [1, с. 16].

Отрицая полистилистику, предполагающую сочетание в произведении разнородных стилистических элементов, Денисов иначе подходит к технике цитирования. Композитор вводит цитаты не для создания стилистического контраста, а использует их для «подтверждения своих собственных мыслей» [4, с. 292]. Написанная во второй половине 80-х годов пьеса «Пароход плывет...» содержит не только иронию по отношению к породившей его культуре и перевод образов советской мифологии в игровую сферу, но и ностальгический оттенок и даже некоторую эстетизацию ушедшей в прошлое эпохи. Последняя особенность, характерная для соц-арта второй половины 80-х и начала 90-х годов, в большой мере отвечает эстетике Э. Денисова, его творчеству, стремлению «максимально полно охватить различные стороны реальной жизни, сохраняя в то же время определенную дистанцию от низменных сторон и темных углов» [3, с. 73].

«Голубая тетрадь» и «Пароход плывет мимо пристани» содержат диалог с культурой периода, всегда привлекавшего Э. Денисова. Это 20-е - 30-е ХХ века. В первом произведении композитор обращается к прервавшейся традиции русского авангарда, во втором - к массовой культуре. Оба произведения относятся к инструментальному театру, но «Пароход.» ближе постмодернистским принципам игры и жанру хэппенинга. В отличие от западного авангарда первой довоенной волны, русский авангард долгие годы был практически изъят из культурного пространства, поэтому включение диалога с ним характерно для отечественного искусства.

Литература

1. Ивашкин А. Двойная переработка отходов в советской музыке // Искусство ХХ века: Элита и массы: Сб. статей. - Н. Новгород, 2004. - С. 12-17.

2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под ред. В. В. Бычкова. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2003. - 607 с.

3. ХолоповЮ., Ценова В. Эдисон Денисов. - М.: Композитор, 1993. - 347 с.

4. Шеронова Ю. «Свете Тихий» в творчестве Э. В. Денисова // СВЕТ. ДОБРО. ВЕЧНОСТЬ. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 1999. - С. 289-295.