Научная статья на тему 'Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова'

Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦ-АРТ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР / КОМПОЗИТОР Э. ДЕНИСОВ / COMPOSER E. DENISOV / SOTS ART / POSTMODERNISM / INSTRUMENTAL THEATER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Данилова Анна Викторовна

В статье рассматривается вопрос претворения принципов соц-арта в отечественной музыке. Предметом рассмотрения становится пьеса для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани» одного из ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века Э. В. Денисова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова»

Советский музыкальный миф и эстетика соц-арта в творчестве Э. Денисова Данилова А. В.

Данилова Анна Викторовна /Danilova Anna Viktorovna - кандидат философских наук, доцент, кафедра эстетики и музыкального образования,

Институт искусств и художественного образования Владимирского государственного университета имени А. Г. и Н. Г.

Столетовых, г. Владимир

Аннотация: в статье рассматривается вопрос претворения принципов соц-арта в отечественной музыке. Предметом рассмотрения становится пьеса для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани» одного из ведущих отечественных композиторов второй половины ХХ века Э. В. Денисова.

Abstract: the article discusses the implementation of the principles of Sots Art in the national music. Dealt becomes a piece for orchestra noise «steamer sails past the pier», one of the leading Russian composers of the second half of the twentieth century, E. Denisov.

Ключевые слова: соц-арт, постмодернизм, инструментальный театр, композитор Э. Денисов.

Keywords: Sots Art, postmodernism, instrumental theater, composer E. Denisov.

Термин «соц-арт», этот, по словам В. Бычкова, «иронический словесный «кентавр» из поп-арта и соцреализма» [2, с. 417], определяет одно из направлений постмодернизма и постмодернистского эстетического сознания в культуре поздней советской и постсоветской эпох. Оно родилось в среде советских художников в начале 70-х годов XX века. Термин был введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 году, вызвав позднее теоретический интерес в среде критиков и культурологов. Возникнув первоначально в живописи, соц-арт проявил себя в различных видах и жанрах искусства и арт-деятельности - рекламе, плакате, коллажах, инсталляциях, акциях, хэппенингах. В отечественной живописи и литературе основной этап активности этого стиля пришелся на 80-е годы. Его представители - И. Кабаков, Э. Булатов. Г. Брускин, В. Комар, А. Меламид, Л. Соков, Д А. Пригов, В. Сорокин, В. Ерофеев. Материалом стали наиболее одиозные символы, стереотипы, формы соцреализма, главными приемами - пародия и гротеск, как техника изживания смысла соцреалистических догм и канонов, их демифологизация, игра с идеологическими стереотипами и опора на определенный культурный контекст.

В качестве такого контекста сначала выступал соцреализм, а затем любая другая политизированная мифология или авторитарная идея.

В музыке советским мифом была массовая песня и большой хоровой стиль, с их бодрящей маршевой мажорностью и оптимистическими текстами. Музыка способна надолго закреплять в сознании и тексты, и идеологию. Вот почему советская массовая песня 20-30-х годов XX века была важным, действенным средством идеологической пропаганды, неотъемлемым элементом представлений революционных агиттеатров, массовых праздников, демонстраций, физкультурных шествий, создавая оптимистические образы строителей новой, счастливой жизни страны Советов. В последние десятилетия ХХ века в отечественной культуре и искусстве происходило развенчание советских мифов и переосмысливание прошлого. Хотя в музыке примеры взаимодействия с соц-артом оказались не часты, данная тенденция нашла воплощение в ярде сочинений отечественных композиторов. Самым значительным произведением этого направления стала опера А. Шнитке «Жизнь с идиотом» по одноименному рассказу В. Ерофеева, написанная в 1991 году, когда соц-арт уже прошел период «подполья» и оппозиции официальному искусству и опера стала своего рода «прощанием» с этим стилем.

Интересный пример соприкосновения с эстетикой соц-арта есть в творчестве композитора Э. Денисова. Это музыка для шумового оркестра «Пароход плывет мимо пристани», написанная в духе массовых представлений двадцатых годов ХХ века и представляющая собой сатиру на лозунги официозного советского искусства. Хотя эстетике Э. Денисова не очень свойственны заостренная ироничность, социальная сатира, гротеск, ерничанье по поводу идеологических клише и стереотипов советской эпохи, так характерные для соц-арта в живописи, «Пароход» представляет собой интересное исключение. Жанр произведения трудно определим, он содержит черты инструментального театра и хэппенинга. Это оригинально решенное музыкально-театральное действо было создано композитором в 1986 году для шумового оркестра Марка Пекарского, с творческой деятельностью которого связаны многие эксперименты и премьеры сочинений отечественных музыкантов нашего времени.

Пьеса «Пароход» несколько перекликается с написанной двумя годами раньше «Голубой тетрадью» -тем, что может быть отнесена к особому жанру инструментального театра, что претворяет традиции советской культуры 20-х - 30-х годов (только в первом случае это был авангард, а во втором - массовая культура), что в исполнительском составе акцентируется участие ударных, в том числе и бытовых предметов в роли инструментов, и препарированного фортепиано.

Строка, вынесенная в заглавие произведения, взята из популярной матросской песни «Яблочко». Музыкальным материалом послужили советские песни 20-х - 30-х годов, цитаты из которых возникают на фоне шумового аккомпанемента и сопровождаются движениями исполнителей. Денисов обращается здесь к технике игры, а в роли деформатора заимствованного материала выступает поручение его очень

необычному инструментальному составу, где кроме традиционных ударных инструментов композитор использует стиральные доски, наковальни, «сковородофон», старое расстроенное пианино, и также прием коллажного соединения музыкальных фрагментов. Игровое начало в произведение вносят и элементы театрализации - шесть ударников одеты в разноцветные рубашки, баянист в кумачовой рубахе время от времени выходит на сцену, двенадцать пионеров в праздничной форме играют на барабанах, маршируют, строят пирамиды. Атмосфера произведения напоминает массовые советские праздники. Форму пьесы составляет коллаж из песенных цитат - «Вперед, заре навстречу», «Смело товарищи в ногу» и других. Кульминацией сочинения оказывается песня «Эх, хорошо в стране советской жить!».

Прием коллажа, цитатность, игра - характерные приметы отечественного музыкального постмодернизма. Особенно они характерны для музыки А. Шнитке. Примечательна разница в использовании этих приемов Шнитке и Денисовым. Во многих произведениях Шнитке цитаты возникают словно бы из повседневного шума, из толпы, как отрывки из телепрограмм, радиопередач. Это тексты, построенные по принципу полифонического диалога и ориентированные на деиерархическое соотношение всех составляющих, где предпочтения не отдаются ни высокому, ни низкому, ни современному, ни прошлому. Отмечая данную особенность, А. Ивашкин пишет: «Шнитке - даже тогда, когда цитируемая музыка, казалось бы, принадлежит Чайковскому, не берет эту музыку непосредственно из первоисточника. ...Чайковский - это не Чайковский, и Шопен - не Шопен, а то, что слышится в почти неразличимом шуме повседневной суеты. Это не прямая цитата, а двойная переработка исходного материала, пережеванного и выплюнутого на улицу как истрепанное клише, где оно подбирается и заново «перерабатывается» Шнитке.» [1, с. 16].

Отрицая полистилистику, предполагающую сочетание в произведении разнородных стилистических элементов, Денисов иначе подходит к технике цитирования. Композитор вводит цитаты не для создания стилистического контраста, а использует их для «подтверждения своих собственных мыслей» [4, с. 292]. Написанная во второй половине 80-х годов пьеса «Пароход плывет...» содержит не только иронию по отношению к породившей его культуре и перевод образов советской мифологии в игровую сферу, но и ностальгический оттенок и даже некоторую эстетизацию ушедшей в прошлое эпохи. Последняя особенность, характерная для соц-арта второй половины 80-х и начала 90-х годов, в большой мере отвечает эстетике Э. Денисова, его творчеству, стремлению «максимально полно охватить различные стороны реальной жизни, сохраняя в то же время определенную дистанцию от низменных сторон и темных углов» [3, с. 73].

«Голубая тетрадь» и «Пароход плывет мимо пристани» содержат диалог с культурой периода, всегда привлекавшего Э. Денисова. Это 20-е - 30-е ХХ века. В первом произведении композитор обращается к прервавшейся традиции русского авангарда, во втором - к массовой культуре. Оба произведения относятся к инструментальному театру, но «Пароход.» ближе постмодернистским принципам игры и жанру хэппенинга. В отличие от западного авангарда первой довоенной волны, русский авангард долгие годы был практически изъят из культурного пространства, поэтому включение диалога с ним характерно для отечественного искусства.

Литература

1. Ивашкин А. Двойная переработка отходов в советской музыке // Искусство ХХ века: Элита и массы: Сб. статей. - Н. Новгород, 2004. - С. 12-17.

2. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под ред. В. В. Бычкова. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОС-СПЭН), 2003. - 607 с.

3. ХолоповЮ., Ценова В. Эдисон Денисов. - М.: Композитор, 1993. - 347 с.

4. Шеронова Ю. «Свете Тихий» в творчестве Э. В. Денисова // СВЕТ. ДОБРО. ВЕЧНОСТЬ. Памяти Эдисона Денисова. Статьи. Воспоминания. Материалы. Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 1999. - С. 289-295.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.