Научная статья на тему 'Советский кинематограф и еврейская катастрофа: взгляд из Америки'

Советский кинематограф и еврейская катастрофа: взгляд из Америки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
156
42
Поделиться
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / КИНО / ЕВРЕЙСКАЯ ТЕМА / ФИЛЬМ / СССР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федоров А. В.

Рецензия на книгу: Gershenson, O. (2013). The Phantom Holocaust: Soviet Cinema and Jewish Catastrophe. New Brunswick: Rutgers University Press, 290 p.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Федоров А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Советский кинематограф и еврейская катастрофа: взгляд из Америки»

Советский кинематограф и еврейская катастрофа: взгляд из

Америки

А.В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института

имени А.П. Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России,

mediashkola@rambler.ru

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ № 4/ 2013

Рецензия на книгу: Gershenson, O. (2013). The Phantom Holocaust: Soviet Cinema and

Jewish Catastrophe. New Brunswick: Rutgers University Press, 290 p.

История создания книги Ольги Гершензон «Призрачный холокост: советский кинематограф и еврейская катастрофа» началась около пяти лет назад, когда исследовательница из University of Massachusetts решила представить западным читателям неизвестные страницы истории кино СССР, касающиеся темы уничтожения еврейского народа нацистами.

Ей удалось найти, изучить, проанализировать не только вышедшие на экране советские фильмы 1930-х - 1980-х, так или иначе касающиеся еврейской темы, но и найти неосуществленные сценарии (например, подготовленные для Литовской киностудии), лично встретиться с такими режиссерами и сценаристами как Михаил Калик («Да свидания, мальчики!»), Валентин Виноградов («Восточный коридор»), Майя Туровская (один из сценаристов «Обыкновенного фашизма»). По ходу написания монографии она работала в архивах, консультировалась с такими известными знатоками истории советского кино как Н.Клейман и Е.Марголит.

В результате Ольге Гершензон удалось написать книгу, куда вошло много материала, неизвестного ранее не только западным, но и российским читателям, включая и киноведов.

Да, какие-то из вошедших в книгу фильмов («Профессор Мам-

лок», «Семья Оппенгейм», «До свидания, мальчики!», «Обыкновенный фашизм», «Комиссар») российское киноведение анализировало довольно подробно. Но иные (например, «Восточный коридор» В.Виноградова) долгое время оставались в тени истории советского кино. По своей художественной мощи сцена холокоста в «Восточном коридоре» могла бы быть в центре мирового кино, но вместо этого стала еще одним кинематографическим призраком истории Холокоста (с.127).

К примеру автор тщательно анализирует забытый российским киноведением фильм Марка Донского «Непокоренные» (1945), в котором впервые в советском кино показана сцена массового уничтожения нацистами евреев в Бабьем Яру Столь же тщательно анализируются и рецензии на фильм «Непокоренные», опубликованные в советской прессе 1945 года (с.52-56). Четко указаны и причины (так называемая «борьба с космополитизмом» и пр.), по которым фильм М.Донского через несколько лет после премьеры был снят сталинским режимом с экранов. О.Гершензон справедливо отмечает при этом, что возведенный западным киноведением в когорту киноклассиков, М.Донской так и не получил признания в среде российского киноведения...

Рассматриваются в «Призрачном Холокосте» и оттепельные тенденции, позволившие, в частности, хотя и ограниченным тиражом, но выйти на экраны такому фильму, как «Восточный коридор», и обеспечившие в середине 1960-х

массовый тираж главному советскому фильму о холокосте - «Обыкновенному фашизму» М.Ромма.

Справедливо сказано и о том, что, начиная с 1968 года вплоть до перестроечных времен, еврейская тема в советском кино оказалась под плотным цензурным запретом (с.4). Вот почему во многих фильмах на военную, антифашистскую тему авторы старательно избегали даже малейшего упоминания о нацистских репрессиях против евреев: «Жаворонок», «Щит и меч», «Арена», «Вечный зов», «Мать Мария» и др. (с.87-90). Таким образом, в советском кино 1970-х возникла парадоксальная ситуация «евреев без хо-локоста и холокоста без евреев».

Анализируя перестроечное и постперестроечное российское кино, О.Гершензон обращается к таким фильмам, как «Дамский портной», «Попугай, говорящий на идиш», «Ноктюрн Шопена», «Из ада в ад» и др., всякий раз давая этим картинам всестороннюю и взвешенную оценку В частности, она отмечает, что значительный художественный и психологический потенциал драмы Д.Астрахана «Из ада в ад» (1996) не был реализован из-за сценарного и режиссерского схематизма (с.219).

С какими-то выводами О.Ген-шензон можно, наверное, поспорить. Например, автор утверждает, что «в России нет фильмов с нациэксплуатационными мотивами» (с.226). Для советского кинематографа это верно, однако, появление в постсоветском кино таких лент, как «Гитлер капут!» (2008), увы, свидетельствует о том, что это киноповетрие (пик которого пришелся на итальянское кино 1970-х), дошло и до России.

Несмотря на то, что вспомогательный аппарат данного научного труда (ссылки, списки персоналий и пр.) сделан подробно и основательно, мне кажется, было бы совсем не лишним поместить в конце книги полную фильмогра-фию советских фильмов, описанных в тексте.

В целом новую монографию Ольги Гершензон «Призрачном Холокосте» можно оценить как значительный и весомый вклад в киноведение и политологию. Ее оценки тщательно взвешены, исторические факты изучены и проверены, «Призрак Холокоста: советский кинематограф и еврейская катастрофа» а исследовательская обстоятельность вызывает заслуженное уважение.