Научная статья на тему 'СОВЕТСКИЙ ГОСАРБИТРАЖ ПО ПОЛОЖЕНИЮ 1960 ГОДА: МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ'

СОВЕТСКИЙ ГОСАРБИТРАЖ ПО ПОЛОЖЕНИЮ 1960 ГОДА: МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Госарбитраж / СМ СССР / предприятия / экономика / споры / юрисдикция / политизация / State Arbitration / Council of Ministers of the USSR / enterprises / economics / disputes / jurisdiction / politicization

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — И.В. Упоров

С конца 1950-х гг. в советском государстве имел место процесс модернизации многих государственных, правовых, общественных и экономических институтов, что связывалось с активной деятельностью Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева – лидера советской правящей элиты. Не стало исключением и арбитражное право – в 1960 г. СМ СССР утвердил новое и первое послевоенное Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В статье раскрываются основные положения этого нормативно-правового акта, предназначенного для разрешения хозяйственных споров в советской экономике, при этом акцент делается на организационно-процессуальных аспектах. Отмечается, что Госарбитраж формировался в рамках исполнительной власти, поэтому к судебным органам его нельзя относить; вместе с тем объем судейских функций расширился, и эта тенденции впоследствии продолжалась – до выделения, уже в постсоветской России, института самостоятельного арбитражного суда, статус которого определялся не правительственным, а законодательным органом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET STATE ARBITRATION ACCORDING TO THE REGULATIONS OF 1960: INTERDEPARTMENTAL PERMISSION AUTHORITY ECONOMIC DISPUTES

Since the late 1950s. In the Soviet state, there was a process of modernization of many state, legal, social and economic institutions, which was associated with the active work of the First Secretary of the CPSU Central Committee N.S. Khrushchev – the leader of the Soviet ruling elite. Arbitration law was no exception in 1960, the Council of Ministers of the USSR approved the new and first post-war Regulations on State Arbitration under the Council of Ministers of the USSR. The article reveals the main provisions of this legal act, intended to resolve economic disputes in the Soviet economy, with an emphasis on organizational and procedural aspects. It is noted that the State Arbitration Court was formed within the framework of the executive branch, therefore it cannot be classified as a judicial body; At the same time, the scope of judicial functions expanded, and this trend subsequently continued – until the establishment, already in post-Soviet Russia, of the institution of an independent arbitration court, the status of which was determined not by the government, but by the legislative body.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКИЙ ГОСАРБИТРАЖ ПО ПОЛОЖЕНИЮ 1960 ГОДА: МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ»

СОВЕТСКИЙ ГОСАРБИТРАЖ ПО ПОЛОЖЕНИЮ 1960 ГОДА: МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ ОРГАН ПО РАЗРЕШЕНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ

И.В. Упоров, д-р ист. наук, канд. юрид. наук, профессор Краснодарский университет МВД России (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-6-2-144-148

Аннотация. С конца 1950-х гг. в советском государстве имел место процесс модернизации многих государственных, правовых, общественных и экономических институтов, что связывалось с активной деятельностью Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева - лидера советской правящей элиты. Не стало исключением и арбитражное право - в 1960 г. СМ СССР утвердил новое и первое послевоенное Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР. В статье раскрываются основные положения этого нормативно-правового акта, предназначенного для разрешения хозяйственных споров в советской экономике, при этом акцент делается на организационно-процессуальных аспектах. Отмечается, что Госарбитраж формировался в рамках исполнительной власти, поэтому к судебным органам его нельзя относить; вместе с тем объем судейских функций расширился, и эта тенденции впоследствии продолжалась - до выделения, уже в постсоветской России, института самостоятельного арбитражного суда, статус которого определялся не правительственным, а законодательным органом.

Ключевые слова: Госарбитраж, СМ СССР, предприятия, экономика, споры, юрисдикция, политизация.

При оценке Положения о Госарбитраже 1960 г. [1] следует исходить из того, что оно не производило «революции» в арбитражном законодательстве, поскольку общественно-экономический строй СССР оставался незыблемыми. Вместе с тем экономические отношения между социалистическими предприятиями, а также между другими хозяйствующими субъектами (колхозы, совхозы, артели, кооперации и др.) явно нуждались в обновлении, поскольку довоенные ГК РСФСР и Положение о госарбитраже 1931 г. уже не могли удовлетворять советскую экономику, в которой с 1957 г. изменилась система управления (отраслевая система была заменена совнархозами, затем, в 1965 г., после отставки Хрущева, произошла обратная замена); война, а также осуждение культа личности также отложили свой отпечаток. И вот Положение об арбитраже 1960 г. должно было помочь субъектам экономической деятельности решать спорные вопросы в условиях усложняющейся и расширяющейся экономики (к тому времени обще число споров между хо-

зяйствующими субъектами доходило до 300-400 тысяч в год [2]).

Прежде всего заметим, что в этом акте был очевидным отказ от политизации в контексте «классовой борьбы», присущим предшествующим советским временам. Следует отметить также более совершенную юридическую технику изложения ар-битражно-правовых норм, что позволило достаточно четко сформулировать статус Государственного арбитража при Совете Министров СССР, который был определен как «орган по разрешению наиболее крупных и важных хозяйственных споров между государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, организациями и учреждениями» [1]. В этой формулировке было заключено сразу несколько принципиальных положений: во-первых, речь идет не о всех хозяйственных спорах, а только о «наиболее важных и крупных»; во-вторых, сторонами арбитражного процесса могли быть не только государственные организации, учреждения и предприятия, но и кооперативные и общественные, в то время как

ранее для рассмотрения хозяйственных споров между государственными организациями (предприятиями, учреждениями) и кооперативными организациям создавались специальные арбитражные присутствия, а общественные организации и вообще не фигурировали как субъекты ар-битражно-правовых отношений.

В литературе в этой связи отмечается, что по Положению арбитражи защищали имущественные права предприятий, организаций и учреждений, охраняли их законные интересы, активно вмешивались в договорную и производственную деятельность предприятий, добиваясь выполнения государственных планов и договорных обязательств. К нарушителям арбитраж применял меры имущественной ответственности, препятствовал повсеместно распространенному в те годы взаимному амнистированию. В Положении впервые было дано обобщенное понятие хозяйственных споров (имущественных и преддоговорных), которые разрешал госарбитраж. По сравнению с ранее действовавшим порядком регулирования, компетенция госарбитража несколько расширилась, он получил право передавать хозяйственные споры при согласии сторон в третейский суд, где могли разрешаться споры, отнесенные к компетенции органов арбитража, независимо от подчиненности и местонахождения спорящих сторон [3, с. 123].

С такой позицией мы вполне солидарны. И в этом контексте отметим, что в рассматриваемом акте предусматривалось несколько видов советского арбитража:

1) Государственный арбитраж при СМ СССР;

2) Государственные арбитражи при СМ союзных республик и местных исполнительных органах;

3) арбитражи совнархозов;

4) арбитражи министерств и ведомств.

В этой связи в дальнейшем термин

«государственный арбитраж» означал в целом всю систему арбитража, учитывая, что арбитраж совнархозов, министерств и ведомств, хотя и не именовался «государственным», но являлся бесспорно таковым и иным не мог быть в принципе.

Указанные виды арбитражей еще не составляли единой арбитражной системы, поскольку ведомственные арбитражи сохраняли значительную самостоятельность и, по сути дела, не имели процессуальной независимости, находясь в зависимости от руководства ведомств, и об элементах судопроизводства здесь речи нет. Основными задачами Госарбитража при СМ СССР определялись следующие: «обеспечение охраны имущественных прав учреждений, предприятий и организаций, что должно было осуществляться при разрешении хозяйственных споров; укрепление сотрудничества между организациями, предприятиями и учреждениями в вопросах выполнения хозяйственных заданий; борьба с проявлениями узковедомственных тенденций; использование имущественных санкций как механизм воздействия на организации, предприятия и учреждения в целях выполнение установленных планов по поставкам продукции, договорные обязательств, повышение качества; содействие организациям, предприятиям и учреждениям в выполнении планов, а также в устранении вскрываемых Госарбитражем при разбирательстве хозяйственных споров недостатков в хозяйственной деятельности» [1]. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что акцент при определении не процессуальных, а административных функций госарбитража делается на их осуществление только в контексте рамок хозяйственных споров.

Что касается юрисдикции госарбитража, то в Положении указывается, что Госарбитраж при СМ СССР мог принимать к рассмотрению споры между организациями, учреждениями и предприятиями разных союзных республик, а также в которых участвуют организации, учреждения предприятия союзного подчинения, в случаях, когда имеют место споры: по договорам на сумму свыше 10 миллионов рублей; по договорам на эксплуатацию подъездных путей необщего пользования при грузообороте свыше 100 вагонов в сутки; возникающие при исполнении договоров по иным основаниям при сумме иска выше 100 тысяч рублей; переданные на рассмотрение Арбитража решением Совета Мини-

стров СССР; принятые по просьбе Советов Министров союзных республик.

Кроме того, Госарбитраж при СМ СССР мог возбуждать дела по собственной инициативе при наличии данных о нарушениях планово-договорной дисциплины и требований хозрасчета. Указывалось также, что отдельные хозяйственные споры по согласию сторон могут быть рассмотрены третейским судом, формируемым сторонами для рассмотрения данного спора. Дела с участием физлиц к подведомственности Госарбитража, как и ранее, не относились [4, с. 58]. Помимо собственно процессуальных функций Госарбитраж при СМ СССР наделялся значительными управленческими и методическими полномочиями. В частности, этот орган имел полномочия: утверждать Особые условия поставки некоторых видов продукции, а также инструкции о процедуре приемки продукции по количеству и качеству; давать организациям, учреждениям и предприятиям разъяснения по применению Положения о поставках продукции и товаров народного потребления, Условий поставки товаров для экспорта и Условий выполнения импортными объединениями заказов советских организаций по договорам с иностранными организациями; признавать недействительными договоры, противоречащие законам и обязывать стороны корректировать договоры; изучать и обобщать опыт работы государственных арбитражей и арбитражей совнархозов, министерств и ведомств, давать инструкции по вопросам практики применения положений о поставках продукции; инструктировать госарбитражи по вопросам ведения статистического учета; информировать СМ СССР о наиболее серьезных нарушениях социалистической законности в хозяйственной деятельности; издавать по согласованию с СМ союзных республик правила о порядке рассмотрения споров госарбитражами [1].

Среди новелл следует отметить норму, согласно которой при поступлении иска Госарбитраж при СМ СССР должен проверить, были ли приняты истцом до этого меры к урегулированию спора с ответчиком, и если нет, то исковое заявление не

принималось к рассмотрению. Указывалось также, что организации, предприятия и учреждения, привлеченные в качестве ответчиков или соответчиков, обязаны были по получении копии искового заявления выслать в Госрбитраж отзыв на иск, необходимые документы, командировать ответственного представителя с надлежащей доверенностью для участия в заседании Арбитража. Неявка представителя без уважительных причин позволяла рассмотреть дело в его отсутствие либо по усмотрению Государственного арбитра прекратить дело производством. Сами споры в Госарбитраже при СМ СССР рассматривались Государственным арбитром и ответственными представителями сторон. Здесь также имеет новелла-нюанс - если ранее арбитр должен был принимать меры к достижению соглашения между сторонами, то по данному Положению такой обязанности не было, но если стороны приходили к соглашению, то оно приобретало силу решения Госарбитража.

В случае разногласия между сторонами решение принимал Государственный арбитр. По-новому регулировались и санк-ционные вопросы. Так, при непредъявлении банку в установленный срок (также и просрочке) поручения на перечисление денежных средств, подлежащих взысканию по решению Госарбитража, или при неисполнении в срок решения, не предусматривающего списание («иск без цены»), Госарбитраж мог выдавать приказ на принудительное исполнение принятого решения и одновременно взыскивать в доход бюджета штраф в размере до 1% с неуплаченной суммы, а по искам без цены -до тысячи рублей.

Кроме того, новым было обязывание руководителей организаций, учреждений, предприятий сообщать в Госарбитраж при СМ СССР о принятых мерах к устранению недостатков, указанных в арбитражном решении. Госарбитраж должен был сообщать выявленных фактах невыполнения без уважительных причин заданий по поставкам продукции соответствующим органам для привлечения виновных к дисциплинарной ответственности или денежного начета, а при неоднократном невыпол-

нении заданий материалы направлялись в Прокуратуру, где должен был решаться вопрос о привлечении виновных уже к уголовной ответственности.

Очевидно, такого рода нормы могут представить интерес и для законодателя современной России. В организационном же плане указывалось, что Государственный арбитраж при СМ СССР возглавляет Главный арбитр, который (как и его заместитель) назначались Советом Министров СССР. Главный арбитр и его заместитель имели существенные процессуальные полномочия, в том числе приостанавливать исполнение решений союзного Госарбитража, изменять решения нижестоящий государственных арбитражей и др. (это не касалось ведомственных арбитражей, решения которых мог отменять лишь центральный орган управления, при котором создавался ведомственный арбитраж). В ст. 17 Положения указывалось, что Главный арбитр руководит работой Арбитража, издает в пределах своей компетенции на основании и во исполнение законов, а также постановлений и распоряжений Правительства СССР приказы, инструкции и постановления и проверяет их исполнение; утверждает положения об отделах, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата. В Государственном арбитраже при СМ СССР создавалась коллегия в составе Главного арбитра (председатель), его заместителей и руководящих работников Арбитража.

Персональный состав коллегии формировался Главным арбитром и утверждался союзным Правительством. Решения коллегии исполнялись приказами Главного арбитра. Как видно, Положение 1960 г. не дает оснований определять Госарбитраж как хозяйственный суд, поскольку он формировался исключительной в рамках одной ветви власти - исполнительной власти, и формально по этой причине являлся органом исполнительной власти. Вместе с тем в рамках советской экономики Госарбитраж являлся вневедомственным органом, Главный арбитр назначался СМ СССР, в этом смысле присутствовала его определенная независимость, что наряду с процессуальными аспектами позволяет говорить о том, что Госарбитраж при СМ СССР являлся хозяйственно-

процессуальным органом. К судебным органам его все же нельзя относить, хотя судейские функции в статусе Госарбитража при СМ СССР стали более широкими по сравнению с административно-

управленческими функциями, присущими госарбитражу предыдущих времен. Данное Положение о госарбитраже действовало довольно долго - новое Положение было утверждено только в 1974 г. На законодательном уровне госарбитраж стал регулироваться лишь с 1979 г. [5, с. 78], а в современном понимании арбитражные суды появились в России только в 1991 г. Как видно, временной путь от арбитража 1960 г. как органа исполнительной власти к арбитражу как органу судебной власти

занял долгих тридцать лет.

Библиографический список

1. Постановление Совета Министров СССР от 17.08.1960 N 892 «Об утверждении Положения о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» // СП СССР. 1960. № 15. Ст. 127.

2. ГАРФ. Ф. 8424. Оп. 1. Д. 1310. Л. 9.

3. Воронин Д.В. Органы государственного арбитража в период экономических реформ и контрреформ 1960-х гг. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2014. - № 4. - С. 122-128.

4. Сангаджиева Ю. Физические лица в арбитражном процессе: исторический аспект // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 10. - С. 56-61.

5. Свирин Ю.А. Об истории арбитражного процесса // Адвокат. - 2016. - № 1. - С. 7580.

SOVIET STATE ARBITRATION ACCORDING TO THE REGULATIONS OF 1960: INTERDEPARTMENTAL PERMISSION AUTHORITY ECONOMIC DISPUTES

I.V. Uporov, Doctor of Historical Sciences, Candidate of Legal Sciences, Professor Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Krasnodar)

Abstract. Since the late 1950s. In the Soviet state, there was a process of modernization of many state, legal, social and economic institutions, which was associated with the active work of the First Secretary of the CPSU Central Committee N.S. Khrushchev - the leader of the Soviet ruling elite. Arbitration law was no exception - in 1960, the Council of Ministers of the USSR approved the new and first post-war Regulations on State Arbitration under the Council of Ministers of the USSR. The article reveals the main provisions of this legal act, intended to resolve economic disputes in the Soviet economy, with an emphasis on organizational and procedural aspects. It is noted that the State Arbitration Court was formed within the framework of the executive branch, therefore it cannot be classified as a judicial body; At the same time, the scope of judicial functions expanded, and this trend subsequently continued - until the establishment, already in post-Soviet Russia, of the institution of an independent arbitration court, the status of which was determined not by the government, but by the legislative body.

Keywords: State Arbitration, Council of Ministers of the USSR, enterprises, economics, disputes, jurisdiction, politicization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.