ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.263-275
УДК 93/94:336.3:025.173
M. А. Клинова
Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук
(Екатеринбург, Россия), e-mail: [email protected]
Советские внутренние займы 1946-1957 гг. в политическом дискурсе и прессе
Введение. На протяжении значительного исторического периода неотъемлемой частью советских социальных реалий являлись государственные внутренние займы, поэтому проблематика изучения идеологических и пропагандистских инструментов их проведения является актуальным направлением исследований. Материалы и методы. Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма. Источ-никовую основу исследования составили тексты правительственных постановлений, касающиеся тематики займов, статистические материалы, издания советской прессы различного уровня (журналы, центральные, областные, заводские газеты). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность отдельных лексических единиц в текстах правительственна постановлений, материалах прессы. Результаты и обсуждение. Предпринят анализ текстов правительственных постановлений, касающихся послевоенных государственных займов (выигрышных и размещаемых по подписке), проанализированы информационные кампании в печатных СММИ, сопровождающие выпуски займов. Выявлено, что декларируемый выигрыш граждан по займам (суммы, число выигравших) снижался на протяжении исследуемого периода. Снижалась интенсивность пропагандистских кампаний в прессе, касающихся массовых займов, а также выраженность рекламной поддержки СМИ выигрышных займов. Заключение. Выявленная тенденция ослабления материальных стимулов подписки на заем (выигрыш), а также интенсивности проводимых пропагандистских кампаний свидетельствует о постепенном отказе властей в середине 1950-х гг. от мобилизационных инструментов в реализации социально-экономической политики.
Ключевые слова: СССР, займы, облигации, выигрыш, 1946-1957 гг., периодическая печать, контент-анализ.
Для цитирования: Клинова М. А. Советские внутренние займы 1946-1957 гг. в политическом дискурсе и прессе // Экономическая история. - 2021. - Т. 17. - № 3. - С. 263-275. DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.263-275.
Marina A. Klinova
Institute of History and Archeology of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences
(Yekaterinburg, Russia), e-mail: [email protected]
Soviet Domestic Loans 1946-1957 in Political Discourse and the Press
Introduction. For a significant historical period, an integral part of the Soviet social realities was the state internal loans, so the problems of studying the ideological and propaganda tools of their implementation is an actual area of research Materials and Methods. The methodological basis of the research is the modernization historical paradigm. The source basis of the research was the texts of government resolutions concerning the subject of loans, statistical materials, publications
© Клинова М. А., 2021
of the Soviet press of various levels (magazines, central, regional, factory newspapers). To achieve the objectives of the study, a qualitative and quantitative method (content analysis) was used, which allows us to identify the quantitative expression of individual lexical units in the texts of government resolutions and press materials. Results and Discussion. The paper analyzes the texts of government resolutions concerning post-war government loans (winning and subscription-based), analyzes the information campaigns in the print media that accompany the issuance of loans. It was revealed that the declared winnings of citizens on loans (the amount, the number of winners) it decreased during the study period. The intensity of propaganda campaigns in the press concerning mass loans, as well as the intensity of advertising support for winning loans by the media, decreased. Conclusion. The revealed tendency to weaken the material incentives for subscribing to loans (winnings), as well as the intensity of the propaganda campaigns, indicates the gradual abandonment of the authorities in the mid-1950s of mobilization tools in the implementation of socio-economic policy.
Keywords: USSR, loans, bonds, winnings, 1946-1957, periodical press, content analysis. For citation: Klinova M. A. Soviet Domestic Loans 1946-1957 in Political Discourse and the Press). Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2021; 17(3): 263-275. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.054.017.202103.263-275.
Введение
По мере удлинения исторической дистанции, отделяющей нас от советского периода истории, актуализируется проблема исследования социальной и социально-экономической политики, проводимой в СССР. На протяжении значительного исторического периода неотъемлемой частью советских социальных реалий являлись государственные внутренние займы.
Проблематика проводимых в СССР кампаний подписки на займы не является новой для историографии. К изучению данной темы обращались зарубежные авторы [15-17]. В работах отечественных исследователей на общесоюзных и региональных материалах рассмотрены организационно-правовые аспекты проведения займов 1946-1957 гг., объемы подписки, динамики государственного долга по займам и т. д. [1-2; 7; 13]. В исторических разработках нашла отражение тема конверсии займов, проведенной в 1947 г. [14]. Достаточно подробно рассмотрена проблематика отмены государственных внутренних займов 1957 г. [4; 8]. Актуальным направлением отечественных разработок является изучение вопросов восприятия населением займов и проводимых подписных кампаний [5; 9]. Тематика презентации займов в периодической печати не получила детального рассмотрения в отечественной историографии. Означенная проблематика косвенно затро-
нута в работе Е. Ю. Селезневой в контексте моделирования сберегательного поведения дальневосточников посредством социальной рекламы [12], а также в работе М. Д. Новикова (на материалах преимущественно визуальных источников) [6]. В данной работе предпринят анализ текстов правительственных постановлений, а также материалов отечественной прессы, посвященных проведению займов 1946-1957 гг., направленный на изучение идеологических и пропагандистских механизмов проведения государственных займов в СССР 19461957 гг., выявление эволюции мобилизационной риторики, методов проведения СМИ подписных кампаний, раскрытие содержания и коннотаций используемых идеологем.
Материалы и методы
Методологической основой исследования является модернизационная историческая парадигма. Она представляет собой макроуровневую методологию, ориентированную на изучение социальных перемен, трансформаций и инновационных мероприятий, фиксируемых в процессе развития общества [10, с. 36]. При написании статьи автор руководствовалась принципами историзма и объективности. Работа с историческими источниками осуществлялась посредством общенаучных методов (анализ, синтез, индукция и пр.), а также исторических методов (проблемно-хронологический, ретроспективный, сравнитель-
но-исторический). Для достижения целей исследования использовался качественно-количественный метод (контент-анализ), позволяющий обозначить количественную выраженность отдельных лексических единиц в правительственных постановлениях или материалах прессы, касающихся проблематики внутренних займов. Среди материалов прессы источниковую основу исследования составили журнал «Огонек»; газеты «Правда», «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Восточно-Сибирская правда» (Иркутск), «Уральский рабочий» (Свердловск), «Красный Север» (Вологда); «Магнитогорский металл» (орган парткома, завкома и заводоуправления Магнитогорского металлургического комбината им. И. В. Сталина, Челябинская область), «Металлург» (орган парткома, завкома и заводоуправления Выксунского металлургического завода, Горьковская область).
Результаты и обсуждение
Практика займов у населения широко использовалась в рамках мобилизационной экономической модели, позволяя государству аккумулировать дополнительные доходы. В послевоенное десятилетие были выпущены займы, размещаемые по подписке: государственные займы восстановления и развития народного хозяйства СССР; заем первого выпуска (Постановление СМ
СССР от 3 мая 1946 г.1); второго выпуска (Постановление СМ СССР от 4 мая 1947 г.2); третьего выпуска (3 мая 1948 г.3); четвертого выпуска (3 мая 1949 г.4), пятого выпуска (4 мая 1950 г.5). С 1951 г. выпускались государственные займы развития народного хозяйства СССР: 3 мая 1951 г.6; 5 мая 1952 г.7; 24 июня 1953 г.8; 9 июня 1954 г.9; 11 мая 1955 г.10; 13 мая 1956 г.11; 14 мая 1957 г.12
В СССР проводились и государственные внутренние выигрышные займы. Например, 13 апреля 1946 г. было принято Постановление Совета министров СССР № 844 «О выпуске Государственного внутреннего выигрышного займа 1946 года»13. Данные выигрышные займы выпускалась регулярно во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг.14 Как правило, они были 3 %, но в 1948 г. после проведения денежной реформы был выпущен 2 % выигрышный заем (на облигации этого займа обменивались облигации довоенных и военных займов, займов 1946 г.). Внутренние выигрышные займы отличались от займов восстановления и развития народного хозяйства СССР, развития народного хозяйства СССР, так как размещались не по подписке, а в порядке свободной продажи сберкассами и были предназначены для привлечения свободных средств населения15. Выпуск и размещение выигрышных займов не сопровождались
10
1 Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1.
2 Там же. - 1947. - 5 мая. - С. 1.
3 Там же. - 1948. - 4 мая. - С. 1.
4 Там же. - 1949. - 4 мая. - С. 1.
5 Там же. - 1950. - 4 мая. - С. 1.
6 Красный Север. - 1951. - 4 мая. - С. 1.
7 Правда. - 1952. - 6 мая. - С. 1.
8 Там же. - 1953. - 25 июня. - С. 1.
9 Там же. - 1954. - 10 июня. - С. 1.
Там же. - 1955. - 12 мая. - С. 1.
Там же. - 1956. - 14 мая. - С. 1.
Красный Север. - 1957. - 15 мая. - С. 1.
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). - Ф. Р-5446. - Оп. 1. - Д. 276. - Л. 80.
План проведения тиражей выигрышей по государственным займам в 1950 году // Огонек. - 1950. -
№ 6. - С. 33 ; Можно выиграть по облигациям Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа // Огонек. - 1950. - № 9. - С. 33 ; Государственный 3 % внутренний выигрышный заем. - Свердловск, 1949. - С. 4 ; Условия выигрышного выпуска Государственного 2 % займа 1948 года // Деньги России от истоков до современности. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russian-money.ru/OpenImage.aspx?i mage=391bc571ea08e867&type=paperMoney&format=jpg (Дата обращения: 20.03.2021). Государственный 3 % внутренний выигрышный заем. - С. 4.
Таблица 1
Доходы СССР по внутренним займам, млрд руб. [7, с. 66]16
Table 1
Income of the USSR on domestic loans (in billion rubles)
Год / The year Доходы от государственный внутренних вышгрышных займов / Revenue from government domestic winning loans Государственные займы, размещаемые по подписке / Government loans placed by subscription
Общесоюзное плановое задание / All-Union planning task Государственные доходы / Government revenue
1946 0,4 20 20,6
1947 20 22,4
1948 20 22,5
1949 20 23,8
1950 0,6 20 26,4
1951 0,6 30 32,6
1952 0,6 30 36,3
1953 0,9 15 17,3
1954 1,1 16 16,2
1955 1,2 32 30,2
1956 32 34,3
1957 12 14,5
масштабными пропагандистскими кампаниями в прессе, направленными на выполнения планов размещения подписки. Выигрышные займы также приносили доходы государству, хотя были значительно меньше, чем доходы от займов, размещаемых среди населения по подписке (табл. 1). Разница в объемах доходов государства от данных видов займов составляла от 15 до более 30 раз.
В отношении займов, размещаемых среди населения по подписке, нельзя не отметить, что их суммы (планируемые и получаемые государством) существенно разнилась в диапазоне исследуемого периода (см. табл. 1). Объемы размещаемых по подписке внутренних займов определялись как нуждами государства, так и, по всей видимости, возможностями сбора данных средств - мобилизационным потенциалом страны. По замечанию В. В. Седова,
на потенциал мобилизационности, характеризующийся способностью достигать поставленной цели при данных ресурсах, не в последнюю очередь влиял духовный подъем населения, его готовность идти на временные лишения и даже жертвы. Вследствие этого в мобилизационной экономической системе особое значение приобретали моральные, нравственные, психологические факторы [11, с. 22].
В рамках мобилизационной экономической модели для реализации подписки на заем привлекались идеологические, административные и пропагандистские методы. Задачу активизации социума на участие в займе призвана была решить политическая риторика, а также СМИ. Чтобы население активнее участвовало в подписке на заем, в презентации целей его проведения артикулировалась не только реализация государственных нужд (развитие народного хозяйства, военно-эко-
16 РГАЭ. - Ф. 1562. - Оп. 41. - Д. 113. - Л. 181-182 ; Государственный бюджет СССР за четвертую и пятую пятилетки (1946-1950 и 1951-1955 гг.). Статистический сборник. - Л., 1957. - С. 51, 52.
Таблица 2
Количественное распределение понятий «выигрыш» и «облигация» в текстах «Условий» займов по результатам контент-анализа, ед. 17
Table 2
Quantitative distribution of the concepts of "winning" and "bond" in the texts of the "Terms" of loans. Based on the results of the content analysis (units)
Год постановления / Year of the resolution Понятие «выигрыш» / The concept of "winning" Понятие «облигация» / The concept of "bond"
Государственные внутренние выигрышные займы / Government domestic winning loans
1946 22 21
1948 19 25
Государственные займы восстановления и развития народного хозяйства СССР, Государственные займы развития народного хозяйства СССР / State loans for the restoration and development of the national economy of the USSR, State loans for the development of the national economy of the USSR
1946 16 23
1950 16 21
1957 16 23
номической мощи страны), но и повышение благосостояния граждан: «В целях привлечения средств населения для выполнения пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства, повышения материального и культурного уровня жизни народа и дальнейшего укрепления военно-экономического могущества страны»18.
На «повышение материального уровня жизни народа», а также увеличение численности подписавшихся граждан и сумм подписки была ориентирована коннотация займа как выигрыша. Предпринятый контент-анализ «Условий» массовых займов 1946-1957 гг. позволяет заключить, что употребляемое в них понятие «выигрыш» несколько уступало понятию «облигация». В «Условиях» государственных внутренних выигрышных займов понятие «выигрыш»употреблялось чаще, в отдель-
ные годы превалируя над понятием «облигация» (1946 г.) (табл. 2).
Для трудящихся, не рассчитывающих на выигрыш, в текстах постановлений о проведении займов отмечалось: «Не выигравшие облигации погашаются (выкупаются) по их нарицательной стоимости»19 . Фактически государственные внутренние займы презентовались как лотерея, где нет проигравших.
В условиях выпуска займов многократно подчеркивалось, что «выигрыши населения освобождаются от обложения государственными и местными налогами и сборами»20. В текстах «Условий» прописывались размеры выигрышей граждан по проводимым займам (табл. 3).
Обращает на себя внимание тот факт, что в рамках исследуемого периода количество и размеры выигрышей населения, оговарива-
17 ГА РФ. - Ф. Р-5446. - Оп. 1. - Д. 276. - Л. 80 ; Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; 1950. - 4 мая. - С. 1 ; Красный Север. - 1957. - 15 мая. - С. 1 ; Условия выигрышного выпуска Государственного 2 % займа 1948 года // Деньги России от истоков до современности [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russian-money.ru/ OpenImage.aspx?image=391bc571ea08e867&type=paperMoney&format=jpg (Дата обращения: 20.03.2021).
18 Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1.
19 Там же. - 1950. - 4 мая. - С. 1.
20 Там же. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; 1950. - 4 мая. - С. 1 ; Условия выигрышного выпуска Государственного 2 %о займа 1948 года ; Облигация на сумму 100 рублей 1947 года // Интернет-аукцион. Мешок [Электронный ресурс]. - URL: https://meshok.net/item/198848029 _0блигация_на_сумму_100_рублей_1947_год?_image-viewer-item=198848029&_pic=1 (Дата обращения: 10.03.2021).
Таблица 3
Размеры, суммы и количество выигрышей по государственным займам21
1946-1957 гг.
Table 3
The size, amount and number of winnings on government loans in 1946-1957
Год вытуска займа / Loan issue year Размер вышгрыша на облигацию, включая нарицательную стоимость облигации, руб.22 / The amount of the prize, per bond, including the nominal value of the bond (in rubles) Общее количество выигрышей / Total number of winnings Общая сумма вышгрышей, руб. / Total amount of winnings (in rubles)
Минимальный / Minimum Максимальный / Maximum
Государственные внутренние вышгрышныге займы / Government domestic winning loans
1946 1 000 100 000 660 000 1 196 575 000
1947 400 100 000 1 250 000 756 236 000
1948 400 50 000 500 000 244 608 000
1950 400 100 000 34 500 34 171 800
Государственные займы восстановления и развития народного хозяйства СССР, Государственные займы развития народного хозяйства СССР / State loans for the restoration and development of the national economy of the USSR, State loans for the development of the national economy of the USSR
1946 200 50 000 330 000 89 056 000
1947 200 50 000 330 000 89 056 000
1948 200 50 000 330 000 89 056 000
1949 200 50 000 330 000 89 056 000
1950 200 25 000 350 000 90 072 000
1951 200 25 000 350 000 90 072 000
1952 200 25 000 350 000 90 072 000
1953 200 10 000 350 000 79 912 000
1954 200 10 000 350 000 79 912 000
1955 200 5 000 250 000 55 136 000
1956 200 5 000 250 000 55 136 000
1957 200 5 000 60 000 12 578 000
емые в текстах постановлений о проведении займов, неуклонно снижались. Если сравнивать государственные займы, размещаемые среди населения по подписке, то в 19461957 гг. максимальная сумма выигрыша по
100-рублевой облигации сократилась в 10,0 раза, общее количество выигрышей - в 5,5, общая сумма выигрышей - в 7,0 раза. Тенденция сокращения количества выигравших и общей суммы выигрышей фиксируется и в
ГА РФ. - Ф. Р-5446. - Оп. 1. - Д. 276. - Л. 80 ; Приобретайте облигации Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа // Огонек. - 1950. - № 33. - С. 33 ; Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; 1947. - 5 мая. -С. 1 ; 1948. - 4 мая. - С. 1 ; 1949. - 4 мая. - С. 1 ; 1950. - 4 мая. - С. 1 ; Красный Север. - 1951. - 4 мая. -С. 1 ; Правда. - 1952. - 6 мая. - С. 1 ; 1953. - 25 июня. - С. 1 ; 1954. - 10 июня. - С. 1 ; 1955. - 12 мая. -С. 1 ; 1956. - 14 мая. - С. 1 ; Красный Север. - 1957. - 15 мая. - С. 1 ; Условия выигрышного выпуска Государственного 2 % займа 1948 года ; Облигация на сумму 100 рублей 1947 года.
В отношении государственных займов восстановления и развития народного хозяйства СССР, государственных займов развития народного хозяйства СССР размер выигрыша рассчитывался на облигацию номиналом 100 руб. В выигрышном займе 1946 г. приводится размер выигрыша на облигацию 500 руб. В выигрышных займах 1947, 1948 и 1950 гг. расчетный номинал облигации 200 руб.
21
22
государственных внутренних выигрышных займах. В 1946-1950 гг. число выигравших сократилось более чем в 19 раз, общая сумма выигрышей - в 35 раз (см. табл. 3).
Анализ условий проведения государственных займов, размещаемых по подписке, позволяет прийти к выводу, что на протяжении 1946-1957 гг. менялась декларируемая доля выигрывающих облигаций. В условиях выпуска Государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР 1946 г. отмечалось: «В течение двадцатилетнего срока займа выигрывает 1/3 всех облигаций, а остальные 2/3 облигаций погашаются по их нарицательной стоимости»23. В 1950 г. установленное количество выигравших облигаций было повышено до 35 %24 (данный процент сохраняется в условиях государственных займов развития народного хозяйства СССР 1951-1954 гг.25). В 1955-1956 гг. доля выигравших облигаций сократилась до 25 %26, а в 1957 г. - до 6 %, при этом срок займа в 1957 г. был сокращен до пяти лет27.
Компаративный анализ общесоюзных плановых заданий по подписке на займы (см. табл. 1) с объемами установленных общих сумм выигрыша населения (см. табл. 3) позволяет прийти к выводу, что в 19461957 гг. корректировался и процент средств, выделяемых государством на выигрыш граждан. Так, в 1946-1950 гг. установленная общая сумма выигрыша граждан по займам (89 056 000 руб.) составляла 0,45 % от общесоюзного планового задания по размещению займа (20 млрд руб.); в 1951-1952 гг. она равнялась 0,3 %; в 1953 г. - 0, 53 %; в 1954 г. - 0,5 %; в 1955-1956 гг. - 0,17 %; в 1957 г. - 0,1 %.
Важная роль в организации и проведении подписки на заем отводилась профсоюзным организациям. Вслед за постановлениями о проведении займов принимались постановления Президиума ВЦСПС, в которых определялись задачи профсоюзов в процессе проведения подписной кампании. Анализ данных постановлений показывает, что на протяжении исследуемого периода корректировалась декларируемая роль профсоюзов в отношении проведения подписки. В постановлении Президиума ВЦСПС, принятом в мае 1946 г., читаем: «Профсоюзные организации должны считать своей важной задачей стопроцентный охват подпиской на заем рабочих и служащих в размере трех-четырехнедельного заработка»28. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. уровень императивности относительно обязательности данной подписки для населения несколько снизился: «Президиум ВЦСПС предлагает всем профсоюзным организациям принять активное участие в проведении подписки на заем»29 (курсив мой. - М. К.). Тезис о «стопроцентном охвате подпиской» трудящихся исчез из текстов постановлений, принимая форму призыва: «Президиум ВЦСПС призывает всех... трудящихся СССР единодушно подписаться на. заем»30 (курсив мой. -М. К.). За профсоюзными организациями сохранялись разъяснительные задачи: «Профсоюзным организациям необходимо развернуть широкую разъяснительную работу среди рабочих, служащих и интеллигенции о значении нового займа для дальнейшего развития всех отраслей народного хозяйства и культуры
Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1.
Там же. - 1950. - 4 мая. - С. 1.
Красный Север. - 1951. - 4 мая. - С. 1 ; Правда. - 1952. - 6 мая. - С. 1 ; 1953. - 25 июня. - С. 1 ; 1954. -
10 июня. - С. 1.
Красный Север. - 1955. - 12 мая. - С. 1 ; Правда. - 1956. - 14 мая. - С. 1. Там же. - 1957. - 15 мая. - С. 1.
Постановление Президиума ВЦСПС // Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1.
Постановление Президиума ВЦСПС «Об участии профсоюзных организаций в проведении подписки на Третий государственный заем восстановления и развития народного хозяйства СССР» // Правда. - 1948. -4 мая. - С. 1.
Постановление Президиума ВЦСПС «Об участии профсоюзных организаций в проведении подписки на Пятый государственный заем восстановления и развития народного хозяйства СССР // Правда. - 1950. - 4 мая. - С. 1.
23
24
25
26
27
28
в нашей стране»31. Неизменным в 19461952 гг. оставался «рекомендуемый» объем подписки населения «в размере трех- четырехнедельного заработка»32, в 1953 г. данная сумма была снижена до двухнедельного заработка [9, с. 69].
Выход правительственных постановлений о проведении внутренних займов, размещаемых по подписке, сопровождался масштабными пропагандистскими кампаниями в печатных СМИ. В текстах центральных, региональных и заводских газет публиковались статьи, заметки, сообщения, посвященные подписке. В период проведения подписных кампаний теме займов было посвящено от 20 до 50 % от общего объема выпуска газеты (варьируясь по отдельным годам и изданиям).
В 1948-1954 гг. выпуск займов следовал за снижениями цен, апелляция к которым являлась весомым аргументом «убеждения» граждан подписаться на заем. В одном из номеров «Правды» отмечалось: «...после нового снижения цен... возросла реальная заработная плата. все это создало благоприятные условия для роста и укрепления народных сбережений, являющихся базой успешного размещения советских государственных займов»33.
Еще одним методом, используемым СМИ в периоды проведения подписных кампаний, являлась презентация займа в качестве социалистического соревнования. В статье министра финансов А. Г. Зверева, опубликованной на страницах «Правды», отмечалось: «Один из рабочих завода "Серп и молот" на митинге сказал: "Мы, металлурги, вступив в соревновании за досрочное осуществление плана новой
сталинской пятилетки, выполняем и перевыполняем свои обязательства. Мы будем впереди и в подписке на новый заем. Поддержим наше родное советское государство трудовым рублем»34.
Медиапрезентация займов 1946-1957 гг. претерпела определенные изменения, связанные с уровнем императивности и экспрессивности лексем, посредством которых население привлекалось к подписке. В первые послевоенные годы подписка на заем презентовалась в СМИ в эпическом ключе как «долг граждан перед Родиной», «вклад в дело закрепления нашей победы», демонстрация «непоколебимой воли к борьбе за успешное выполнение пятилетнего плана» и «безграничной любви и преданности отечеству»35. В газете «Правда» призывы к оформлению подписки формулировались императивно: «Все, как один, подпишемся на новый заем!»; «Ни одного трудящегося без облигаций нового займа!»36. В областной газете «Красный Север», в номере, ознаменовавшем собой начало подписной кампании 1946 г., в части анонса выпуска был помещен призыв: «Участие в новом Государственном займе - наш патриотический долг. Выполним же этот долг с честью, обеспечим успешное размещение займа!»37. В выпуске «Красного Севера» от 1948 г. лозунг подписной кампании несколько смягчился, исключая апелляцию к ценностно-этической категории «долг», при этом сохраняя тезис о вовлеченности в данную кампанию всего населения: «Размещение Третьего Государственного займа восстановления и развития народного хозяйства СССР - дело большой политической важности, дело всего советского народа, каждого трудящегося»38. В 1950 г. в прописном лозунге издания акцентировались понятия люб-
31 Об участии профсоюзных организаций в проведении подписки на Государственный заем развития народного хозяйства СССР (выпуск 1952 года) // Правда. - 1952. - 6 мая. - С. 1.
32 Там же.
33 Третий заем послевоенной пятилетки // Правда. - 1948. - 4 мая. - С. 1.
34 Зверев А. Новый заем // Правда. - 1947. - 5 мая. - С. 2.
На благо Родины, на благо народа // Правда. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; Третий заем послевоенной пятилетки // Правда. - 1948. - 4 мая. - С. 1.
36 Третий заем послевоенной пятилетки.
37 Красный Север. - 1946. - 4 мая. - С. 1.
38 Там же. - 1948. - 4 мая. - С. 1.
35
ви и преданности: «Единодушной подпиской на новый заем советский народ демонстрирует свою безграничную любовь и преданность большевистской партии, Советскому правительству, великому вождю и учителю тов. Ста-лину»39. В 1952 г. из лозунга подписной кампании исчезли этические категории долг, любовь, преданность, а также конкретизированные политические лексемы (Сталин, Советское правительство), снизилась и императивность участия в подписке: «Дружной подпиской на заем сделаем новый вклад в дело строительства коммунизма, еще больше укрепим нашу социалистическую Родину - оплот мира во всем мире!»40. Данный лозунг с небольшими коррективами («единодушно подписываясь на заем» вместо «дружной подпиской на заем») сохранился на страницах «Красного Севера» и в 1953 г.41 В 1955 г. лозунг подписки утратил оставшиеся политизированные лексемы (социализм, коммунизм), как и императивность призыва: «Дружной подпиской на заем трудящиеся демонстрируют свою решимость добиться новых успехов в хозяйственном и культурном строительстве, в укреплении могущества своей любимой Родины»42. В последующих изданиях 1956 и 1957 гг. подписной лозунг исчез со страниц «Красного Севера», заменяясь формальной информацией о проведении подписки43.
В период проведения подписных кампаний на страницах прессы послевоенного периода публиковались фотографии и плакаты, посвященные тематике займов. В фотографиях на страницах газет, как правило, изображались советские граждане различных социальных и профессиональных групп в момент подписки на заем [6, с. 283]. Типичным было изображение групп людей (трудовых коллективов), подписывающихся на заем по месту работы, о чем свидетельствуют рабо-
чая одежда граждан, специфика помещений, в которых они находятся (цех предприятия, красный уголок и т. д.) В газетных статьях и заметках, посвященных подписке на займы, популяризировалась тема выигрышей. В текстах выступлений трудящихся, публикуемых в СМИ, нередко звучали суммы выигрышей по облигациям, превышающие суммы годовой подписки: «В прошлом году я подписалась на заем на 500 рублей, а выиграла 1 800 рублей»44. Означенное освещение «личных случаев выигрыша» было направлено на стимуляцию подписной активности граждан.
В целом активное участие населения являлось спецификой советских пропагандистских кампаний, разворачивающихся на страницах СМИ. Тексты обращений граждан, выступлений на митингах и собраниях, интервью, заявлений и призывов трудящихся регулярно публиковались на страницах газет всех уровней. В качестве примера можно привести текст выступления на рабочем собрании бригадира разливочно-моечного цеха ликеро-водочного завода Вологды, опубликованный в газете «Красный Север»: «Постановление советского правительства о выпуске займа еще раз показывает заботу партии и правительства о нас, трудящихся, ибо наши займы идут на восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, а, следовательно, на улучшение культурного и материального положения трудящихся. Сейчас, получая зарплату 365 рублей, я. подписываюсь на 500 рублей и вызываю всех рабочих и работниц последовать моему примеру»45. Аналогичная позитивная риторика, стимулирующая граждан к участию в подписке на заем, фиксируется в тексте выступления мастера доменного цеха Магнитогорского металлургического комбината, опубликованном в газете «Магнитогорский металл»: «Каждый из нас знает,
39 Красный Север. - 1950. - 4 мая. - С. 1.
40 Там же. - 1952. - 6 мая. - С. 1.
41 Там же. - 1953. - 25 июня. - С. 1.
42 Там же. - 1955. - 12 мая. - С. 1.
43 Там же. - 1956. - 14 мая. - С. 1 ; 1957. - 15 мая. - С. 1.
44 Михайлова С. Взаймы родному государству // Красный Север. - 1948. - 4 мая. - С. 1.
45 Там же.
что наши советские займы идут на укрепление нашей любимой Родины, на улучшение жизни трудящихся. Мы все, как один, приобретем облигации нового займа, дружной подпиской на заем внесем свой вклад в великое дело строительства коммунизма»46. В результате «воспроизведения» гражданами риторики политического дискурса государственные задачи презентовались как личные задачи граждан, наполняясь смыслом их «кровных интересов». Это создавало картину активной вовлеченности населения в социалистическое строительство, необходимую для проводимых СМИ пропагандистских кампаний (трудовых, подписных и др.). Важно отметить, что тексты выступлений граждан на митингах и собраниях с призывами оформить подписку чаще публиковались на страницах центральных и областных газет в 1940-е гг., а в 1950-е гг. в прессе количество данных выступлений уменьшилось. Например, в номерах областной газеты «Уральский рабочий», посвященных стартам займов, в 1946 г. опубликовано 8 выступлений граждан, в 1949 г. -10; в 1951 г. - 3; в 1954 г. - 2; в 1956 г. - 3 выступления47. В областном издании «Красный Север» количество выступлений в стартовых выпусках равнялось: в 1946 г. - 9; в 1949 г. - 7; в 1951 г. - 6; в 1954 г. - 3; в 1956 г. - 348 .
Презентация в прессе информации о выигрышных займах имела свою специфику и количественную динамику в рамках исследуемого периода. Информация о данных займах не была стадиальной, а публиковалась в газетах и журналах на протяжении всего года. Типичной информационной единицей печатных СМИ, сообщающей о выигрышных займах,
было рекламное объявление, плакат. Анализ рекламных плакатов журнала «Огонек» позволяет утверждать, что их количество в 19461957 гг. варьировалось. Больше всего таких плакатов было опубликовано в 1950-1952 гг. (годы максимальных ценовых снижений) -6-9 в год, а в последующем количество рекламных объявлений, посвященных покупке облигаций, значительно снизилось. Например, в 1956 г. не было опубликовано ни одного рекламного сюжета, призывающего к покупке облигаций.
Изображения данных плакатов можно разделить на несколько групп. К первой отнесем сугубо информационные сюжеты (информация о покупке облигаций, возможные объемы выигрышей, способ приобретения), дополненные изображением облигаций)49. Ко второй группе относятся плакаты, где на читателей смотрели радостные лица приобретателей облигаций (мужчина или женщина, держащие в руках облигации)50. В третью, самую немногочисленную, группу можно включить визуальные изображения счастливых граждан, «запечатленных» в момент вы-
игрыша51.
Реклама выигрышных займов публиковалась и на страницах газет. Тексты объявлений, стимулирующих граждан к приобретению облигаций, как правило, апеллировали к понятию «выигрыш»: «вы можете выиграть.», «выигрышный заем» и т. д.52, дублируя, таким образом, риторику политического дискурса послевоенных лет. Данные объявления были достаточно стандартными по содержанию в газетных изданиях центрального и регионального уровня. В газетах печаталась
Металлурги горячо одобряют постановление правительства о выпуске нового Государственного займа // Магнитогорский металл. - 1953. - 2 июня. - С. 1.
Уральский рабочий. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; 1949. - 4 мая. - С. 1-2 ; 1951. - 4 мая. - С. 1 ; 1954. - 10 июня. -С. 1-2 ; 1956. - 15 мая. - С. 1.
Красный Север. - 1946. - 4 мая. - С. 1 ; 1949. - 4 мая. - С. 1, 3 ; 1951. - 4 мая. - С. 1, 3 ; 1954. - 10 июня. -
С. 1 ; 1956. - 14 мая. - С. 1.
Огонек. - 1950. - № 33. - С. 33.
Там же. - 1952. - № 5. - С. 33 ; Там же. - № 26. - С. 33.
Там же. - 1950. - № 25. - С. 33.
Восточно-Сибирская правда. - 1950. - 15 июня. - С. 4 ; Советская Сибирь. - 1946. - 11 января. - С. 4 ; План проведения тиражей выигрышей по государственным займам в 1950 году // Огонек. - 1950. - № 6. -С. 33 ; Можно выиграть по облигациям Государственного 3 % внутреннего выигрышного займа // Огонек. -1950. - № 9. - С. 33.
46
47
48
информация о крупных выигрышах горожан - 25 000, 50 000 руб.53 Например, сообщалось, что в Карпинске (Свердловская область) «Центральная сберегательная касса за последний год оплатила около полутора миллиона рублей выигрышей, только за последний месяц предъявлены 3 облигации, выигравшие по 50 тысяч рублей. Займодержатели положили большую часть выигрышей на сберегательные книжки и вновь приобрели на значительные суммы облигаций государственных займов»54.
Заключение
Таким образом, на протяжении 19461957 гг. в СССР проводились различные займы: размещаемые по подписке среди населения и выигрышные займы, облигации которых приобретались гражданами добровольно. Суммы и количество выигрышей означенных займов в исследуемом периоде последовательно сокращались. Более выражено сокращение выигрышей по займам, размещаемым по подписке в 1955-1957 гг. На наш взгляд, объем и суммы выигрышей по облигациям займов можно рассматривать как один из механизмов позитивного стимулирования, применяемых в рамках мобилизационной экономической модели для достижения государством поставленных задач (в данном случае для увеличения числа граждан, подписавшихся на заем, и сумм подписки). В русле мобилизационной экономической модели послевоенного периода использовались различные методы корректировки поведенческих экономических стратегий населения: трудовой дисциплины, производительности труда и т. д. Данные методы могли быть как позитивными (премии, награды, льготы), так и негативными (повышение норм выработки, ужесточение санкций за экономические преступления, нарушение трудовой дисциплины). Максимальная интенсивность как позитивных, так и негативных мер, применяемых в отношении различных эконо-
мических проявлений граждан (в первую очередь городского населения), фиксировалась в 1946-1950 гг., постепенно снижаясь в 1950-е гг., что свидетельствует о последовательном отказе правительства от мобилизационных инструментов в реализации социально-экономической политики [3, с. 124, 361-370]. В качестве мобилизационного инструмента можно рассматривать и практику подписки граждан на займы, от которой правительство отказалось в 1957 г.
В 1946-1957 гг. фиксируется снижение интенсивности использования мобилизационных административных, идеологических и пропагандистских инструментов, стимулирующих граждан подписываться на государственные займы. Оно проявилось в изменении политической риторики (постановления Президиума ВЦСПС), дискурсе СМИ. Динамику медиапрезентации подписки на заем можно обозначить тенденцией: от «важного, должного, обязательного для всех» к «рекомендуемому, желательному». В результате уменьшения в 1950-е гг. на страницах газет текстов выступлений граждан на митингах и собраниях, посвященных подписке на займы, снизился столь необходимый для советских пропагандистских кампаний эффект вовлеченности масс в решение государственных задач. В прессе середины 1950-х гг. информация о подписке на займы читается как внешняя по отношению к жиз-недеятельностным стратегиям граждан.
Внутренние выигрышные займы также приносили определенный доход государству, хотя механизмы «поддержки» данных займов (административной, идеологической) были минимальны. Размещение выигрышных займов не являлось задачей профсоюзных организаций, объектом масштабных пропагандистских кампаний в прессе. Фактически они «поддерживались» только рекламой в СМИ. Тем не менее данные займы также можно рассматривать в качестве «мягкого» мобилизационного инструмента,
Проскурякова В. Выигрыши на полтора миллиона рублей // Уральский рабочий. - 1947. - 15 января. -
С. 4 ; ЧикинА. Массовая проверка выигрышей по облигациям займа // Металлург. - 1947. - 12 апреля. - С. 2. Проскурякова В. Указ. соч.
53
позволяющего государству аккумулировать ослаблении их информационной «поддерж-дополнительные доходы. Сокращение в се- ки». Этот факт также укладытается в общую редине 1950-х гг. количества рекламных объ- тенденцию постепенного отказа властей от явлений, посвященных тематике выигрыш- мобилизационных инструментов в реализа-ных займов, свидетельствует о постепенном ции социально-экономической политики.
Библиографический список
1. Бердникова Т. Б. Сталинские послевоенные займы: директивы и жизнь // Советское государство и общество в период позднего сталинизма. 1945-1953 гг. : материалы VII международной научной конференции. Тверь, 4-6 декабря 2014 г. - М. : РОССПЭН, 2015. - С. 451-463.
2. Ващук А. С., Селезнева Е. Ю. Фискальная политика на Дальнем Востоке России (середина 1940-х - 1950-е годы) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. -2007. - № 1. - С. 90-97.
3. Клинова М. А. Государственное регулирование экономических стратегий городского населения РСФСР в первое послевоенное десятилетие. - Екатеринбург : Издательство УМЦ УПИ, 2019. - 428 с.
4. Мамяченков В. Н., Иванов Е. А., Шведов В. В. Внутренний заем 1957 года и завершение эпохи «добровольно-обязательных займов» (на материалах Среднего Урала) // Научный диалог. - 2020. - № 5. - С. 435-449.
5. Новиков М. Д. «Трудно стало жить...»: реакция населения Ленинграда на послевоенные займовые кампании в информационных сводках партийнык организаций // Вестник архивиста. - 2019. - № 2. - С. 398-407.
6. Новиков М. Д. Демонстрация благосостояния Советского государства в визуальной пропаганде массовых займов 1946-1957 гг. (по материалам периодических изданий) // Деньги в российской истории. Вопросы производства, обращения, бытования сборник материалов Второй международной научной конференции (16-18 октября 2019 г., Санкт-Петербург). -СПб, 2019. - Вып. 2. - С. 280-284.
7. Новиков М. Д. Организационно-правовые особенности проведения советских внутренних массовых займов 1946-1957 гг. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2020. - № 2. - С. 65-73.
8. Новиков М. Д. Отмена внутренних массовый займов в СССР в 1957 г.: принятие решения, информационная кампания и отношение общества // Клио. - 2020. - № 2 (158). - С. 94-101.
9. Новиков М. Д. Отношение населения Советского Союза к выигрышам по государственным займам 1946-1957 годов // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. - 2019. - № 2 (63). - С. 41-52.
10. Побережников И. В. Модернизация в истории России: направления и проблемы изучения // Уральский исторический вестник. - 2017. - № 4. - С. 36-46.
11. Седов В. В. Мобилизационная экономика: советская модель. - Челябинск : ЧелГУ 2003. - 177 с.
12. Селезнева Е. Ю. Советская социальная реклама (моделирование сберегательного поведения дальневосточников) (1945-1950-е гг. ) // Россия и АТР. - 2008. - № 1. - С. 43-58.
13. Сухарев А. Н. Послевоенные облигационные займы СССР: финансовая конструкция и особенности применения // Финансы. - 2020. - № 7. - С. 57-64.
14. Чуднов И. А. Денежная реформа 1947 года. - М. : Политическая энциклопедия, 2018. - 431 с.
15. Bruno А. A review of The Value of a Ruble: A Social History of Money in Postwar Soviet Russia, 1945-1964, by Kristy Ironside // Money and Monetary Policy in the Soviet Union, 1945-1964. -2015. - December 29 [Electronic resource]. - URL: http://dissertationreviews.org/archives/12995 (Дата обращения: 15.03.2021).
16. Ironside K. Compulsory-Voluntary': Soviet State Bonds and the Boundary Between Taxes and Investments // The Global Politics of Public Debts From the Late 18th Century. Cambridge University, Cambridge. - 2015. - June 11.
17. Ironside K. Khrushchev's Cash-and-Commodity Lotteries whose Turn to the Positive Incentives // The soviet and Post-Soviet Review. - 2014. - Vol. 41. - No. 3. - Р. 296-323.
References
1. Berdnikova T. B. Stalin's postwar loans: directives and life. Sovetskoe gosudarstvo i obshhestvo v periodpozdnego stalinizma. 1945-1953 gg. = The Soviet State and Society during the Late Stalin Period. 1945-1953. Moscow, 2015: 451-463. (In Russ.).
2. Vashchuk A. S., Selezneva E. U. Fiscal policy in the Russian Far East (mid-1940s-1950s). Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk = Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences. 2007; 1: 90-97. (In Russ.).
3. KlinovaM. A. State regulation of economic strategies of the urban population of the RSFSR in the first post-war decade. Yekaterinburg, 2019: 428 p. (In Russ.).
4. Mamyachenkov V. N., Ivanov E. A., Shvedov V. V. Internal loan 1957 and the end of an era "voluntary-compulsory loans" (on materials of the Middle Urals). Nauchnyj dialog = Scientific dialogue. 2020; 5: 435-449. (In Russ.).
5. Novikov M. D. "It became Difficult to live...": the reaction of the population of Leningrad in the postwar our campaign in information bulletins party organizations. Vestnik arhivista = Bulletin of the Archivist. 2019; 2: 398-407. (In Russ.)
6. NovikovM .D. Demonstration of the welfare of the Soviet state in the visual propaganda of mass loans of 1946-1957 (based on the materials of periodicals). Den'gi v rossijskoj istorii. Voprosy proizvodstva, obrashcheniya, bytovaniya = Money in Russian history. Questions of production, circulation, and existence. Saint-Petersburg, 2019: 280-284. (In Russ.).
7. Novikov M. D. Organizational and legal features of the Soviet internal mass loans of 1946-1957. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo = Bulletin of the Lobachevsky Nizhny Novgorod University. 2020; 2: 65-73. (In Russ.).
8. Novikov M. D. The Abolition of the internal mass of the loans in the USSR in 1957: decision making, information campaign and the attitude of the society. Klio = Klio. 2020; 2 (158): 94-101. (In Russ.).
9. Novikov M. D. The attitude of the population of the Soviet Union to the terms and conditions of government loans 1946-1957 years. Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta imeni S. A. Esenina = Vestnik of Ryazan State University named for S. A. Yesenin. 2019; No 2 (63): 41-52. (In Russ.).
10. Poberezhnikov I. V. Modernization in the history of Russia : directions and problems of study. Ural'skij istoricheskij vestnik = Ural Historical Bulletin. 2017; 4: 36-46. (In Russ.).
11. Sedov V. V. Mobilization economy: the Soviet model. Chelyabinsk, 2003: 177 p. (In Russ.).
12. Selezneva E. U. Soviet social advertising (modeling of savings behavior of the Far East) (1945-1950-ies). Rossiya i ATR = Russia and the Asia-Pacific Region. 2008; 1: 43-58. (In Russ.).
13. Sukharev A. N. Post-war bond loans of the USSR: financial design and features of application. Finansy = Finance. 2020; 7: 57-64. (In Russ.).
14. Chudnov I. A. Monetary reform of 1947. Moscow, 2018: 431 p. (In Russ.).
15. Bruno A. A review of The Value of a Ruble: A Social History of Money in Postwar Soviet Russia, 1945-1964, by Kristy Ironside. Money and Monetary Policy in the Soviet Union, 1945-1964. 2015, December 29. Available at: http://dissertationreviews.org/archives/12995 Accessed: 15 mars 2021). (In Eng.).
16. Ironside K. Compulsory-Voluntary': Soviet State Bonds and the Boundary Between Taxes and Investments. The Global Politics of Public Debts From the Late 18th Century. Cambridge University, Cambridge, 2015. (In Eng.).
17. Ironside K. Khrushchev's Cash-and-Commodity Lotteries who Turn to the Positive Incentives. The Soviet and Post-Soviet Review. 2014, Vol. 41; 3: 296-323. (In Eng.).
Поступила 20.04.2021.
Сведения об авторе
Клинова Марина Александровна - доктор исторических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт истории и археологии Уральского отделения Российской академии наук» (Екатеринбург, Россия). Сфера научных интересов - социально-экономическая политика СССР второй половины XX в. Автор более 100 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0725-4161.
E-mail: [email protected]
Submitted 20.04.2021.
About the author
Marina A. Klinova - Doctor of History, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of History and Archaeology, the Ural branch of the Russian Academy of Sciences (Yekaterinburg, Russia). Research interests: social and economic policy of the USSR in the second half of the XX century. Author of more than 100 scientific and educational publications. ORCID: https://orcid. org/0000-0003-0725-4161.
E-mail: [email protected]