Итак, материальное и идеальное приобретают в текстах Летова пространственное значение. Между этими двумя пространствами находится лирический герой в перманентном и бессмысленном движении.
Герой всегда - субъективный идеалист, даже солипсист. В его представлении, «покончить с собой - уничтожить весь мир». Он бескомпромиссен, чётко делит всё, окружающее его, на чёрное и белое. Отвергая всё, что мешает ему достигнуть полной свободы, он, тем не менее, не имеет понятия, что эта свобода из себя представляет. Он не знает, за что борется с государством, так как сам заявляет: «История не знает, чтоб хоть раз была свобода». Очевидно, такое знание ему и не нужно. Смысл его существования в системе - бесконечное увеличение энтропии, бесцельное движение в несуществующее идеальное пространство.
1 НовицкаяА.С. Смерть в художественной картине мира Егора Летова // Проблемы филологии и журналистики: Сб. тезисов и докл. международной научно-практич. конф. молодых ученых РГУ им. И. Канта. Калининград, 2006. С. 54-58.
2 Вероятнее всего, эта бинарная система принимает законченный вид в текстах периода, который мы склонны именовать периодом расцвета: 1985 - 1989 гг. До этого времени взаимоотношения идеального и материального хаотичны и обозначены лишь частично; позднее же лирический герой отстраняется от материального пространства, исключает себя из него.
3 Суицид в этой системе играет важную роль, т.к. является осознанным способом перехода.
4 Впрочем, с музыкой может быть и обратная ситуация: «Бравой песней заглушили злое горе», «Бравым маршем заглушив зубовный скрежет» (песня «Солдатами не рождаются»).
5 В таком случае герой чаще всего обозначается в тексте как «я»; гораздо реже - «мы». По сути, он совершенно одинок. Множественное число («мы»), скорее всего, не указывает на большое количество «партизан», а использовано для большей показательности, наглядности, ибо противоположный лагерь всегда имеет обозначение «вы» или «они».
6 И здесь герой обозначается как «ты» или «он».
7 «Весело и страшно» - пожалуй, лучшая характеристика всего летовского творчества. Чем экспрессивнее, агрессивнее, эпатажнее текст - тем жизнерадостнее сопровождающая его музыка. Исполнение некоторых текстов - «Кого-то ещё», «Пошли вы все на х...й», «Евангелие» и др. - сопровождается смехом исполнителя. Также сам эпитет «весёлый» часто используется при изображении мрачных и пугающих картин. Например: «Я стрельну себе в висок -потечёт весёлый сок», «Иваново детство - дело прошлое, шёл весёлый год войны» и т. д.
8 Напомним, что солдат в системе Летова может не иметь прямого отношения к армии и являться просто символом служения.
9 Единственная свобода, доступная герою в материальном пространстве, - это «ржавый бункер» из песни «Государство». В идеальном пространстве, где свобода его была бы абсолютной и безграничной, герой не изображается.
10 Любопытно, что эпитет «хороший» у Летова очень редко обозначает что-нибудь действительно хорошее. Обычно он присваивается понятиям, оценённым автором негативно: «Хороший царь и знакомая вонь» - песня о безликом диктаторе; «Хороший автобус» - песня об автобусе, который «уехал без нас, уехал прочь»; песня «Хорошо!!»: «Угарным газом потянуло с полей - хорошо!», - и т.д. «Хороший» - это понятие, принадлежащее к материальному пространству. То же относится и к обсценному синониму этого слова: «зае... ись».
11 Нугманова Г.Ш. «Юродство» в поэме Венедикта Ерофеева «Москва - Петушки» и в поэзии Егора Летова // «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева: Материалы Третьей международной конференции «Литературный текст: проблемы и методы исследования». Тверь, 2000. С. 148.
© А.С. Новицкая, 2010
М.Б. ВОРОШИЛОВА
А.В. ЧЕМАГИНА
Екатеринбург
СОВЕТСКИЕ ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ФЕНОМЕНЫ В РОК-АЛЬБОМЕ Е.ЛЕТОВА «ВСЕ ИДЕТ ПО ПЛАНУ» (1988)
В центре внимания многих современных исследователей-лингвистов (Д.Б. Гудков1, В.В. Красных2, С.Л. Кушнерук3, Е.А. Нахимова4 и др.) находится теория прецедентных феноменов, нашедшая свое начало в исследованиях структуры языковой личности Ю.Н. Карауловаы5. В настоящее время о прецедентности уже можно говорить как о полностью сформировавшемся понятии. Уточнения и корректировки, вносимые современными исследователями, как правило, обусловлены лишь спецификой выбранного для анализа материала. Мы в качестве рабочей принимаем трактовку данного понятия, предложенную Е.А. Нахимовой: «прецедентные феномены - это феномены, 1) известные значительной части представителей лингво-культурного сообщества; 2) актуальные в когнитивном (познавательном и эмоциональном) плане; 3) обращение к которым обнаруживается в речи представителей соответствующего лингво-культурного сооб-щества»6. Также уже классической стала методика анализа прецедентных феноменов, основанная на их классификации, которая подробно описана в работах Д.Б. Гудков и В.В. Красных. Ученые различают в составе прецедентных феноменов прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентную ситуацию и прецедентное имя.
В рамках настоящего исследования нами представлен комплексный анализ функционирования советских прецедентных феноменов в рок-тексте на примере альбома Егора Летова «Все идет по плану» (1989). Выбор предмета исследования обусловлен тем, что зачастую рок-культура воспринимается как некое яркое контркультурное явление, возникшее и развившееся в России на волне протеста именно советскому политическому строю. Несомненно, что рок искусство, зародившееся во второй половине XX века, в переломное время смены культурных и исторических эпох, выступило в пику, однако не только существующему общественнополитическому строю, но и культурно-ценностным основам современности. Обращение русских рок-авторов к советскому прецедентному тексту послужило скорее одним из способов постижения действительности, столь характерному искусству постмодернизма, в русле которого рок искусство развивается7.
При выборе материала исследования мы опирались на тот факт, что данный альбом был создан в 1989 году, в так называемый советский период творчества рокера (1984 - начало 1990-х годов), по признанию Е. Летова, альбом «Все идет по плану» записывался «за десять январских дней, после более чем полугодового бегства от психушки, КГБ и т.д., и т.п.», что, бесспорно, только усиливает его радикальный, антисоветский характер.
Итак, в ходе анализа альбома «Все идет по плану» нами были обнаружены советские прецедентные феномены и не только в тексте обложки, в текстах песен, но и в музыкальном оформлении альбома.
Невербальный компонент обложки альбома представлен фотопортретом Е. Летова за колючей проволокой, уже на этом уровне задан мотив несвободы. Названия группы и альбома изображены четким, ровным плакатным шрифтом белого и красного цветов, контрастирующих с черным фоном. Шрифтовая композиция симметрична.
Вербальный и невербальный компоненты обложки, взаимодействуя друг с другом, работают на создание иронического эффекта: Е. Летов, личностью которого в советское время КГБ занималось всерьез, на фотографии находится за колючей проволокой, под изображением написано название альбома «Все идет по плану», оно как бы намекает на то, что враг советской власти обезврежен, ситуация находится под контролем - словом, все идет по плану.
Альбом открывает композиция, называющаяся «Пролог». Это пятидесяти четырехсекундная запись боя Курантов. Бой Курантов в сознании каждого советского человека несомненно имеет двойную символику: с одной стороны, он ассоциируется с образами Кремля и Красной площади, а значит, это неотъемлемый символ советской власти, а, с другой стороны, бой Курантов - это банальный символ нового года, то есть некого начала, чем и является открывающая альбом композиция «Пролог».
В основе сюжета песни «Второй эшелон» лежит прецедентная ситуация расстрела. Эта высшая мера наказания была очень популярна в советское время. От лица советского правительства, Е. Летов произносит речь, призванную оправдать жестокие меры, к которым оно прибегает. Текстом этого оправдания является цитата из песни «Варшавянка», получившей широкое распространение во время революции 1905 года:
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.
«Варшавянка»
Сравним:
Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами -
И это причина для всех оправданий!
«Второй эшелон»
Таким образом, апеллируя к тексту песни, ставшей гимном пролетарской революции, Е. Летов еще раз вслух произносит основной постулат советской власти: мы боремся со своими врагами, и эта борьба может счи-
166
таться оправданием даже самых жестоких мер. Только в наше время эти слова скорее звучат как приговор, нежели оправдание.
«Красная власть - кровавая власть» - этот тезис является ведущим и в песне «Общество “Память”». Само название песни представляет собой пример прецедентного имени - так называлась русская праворадикальная организация, возникшая в Москве в 1970-х годах. До 1989 года «Память» проповедовала идеи, которые можно было охарактеризовать как «национал-большевистские». В частности, ее идеологи очень высоко оценивали послевоенную деятельность И. Сталина, особенно в области борьбы с «космополитизмом»:
Общество «Память» и красная власть -
Выстрелил в спину и душу долой,
Каши кровавой медовая сласть,
В мутный колодезь да вниз головой.
Общество «Память» - русский террор,
Праведный палец нащупал курок,
Щедро наточен народный топор,
Завтра наступит безвременный срок.
Шашка сверкнула - кому-то п.ц,
Штык ковырнул ненавистную плоть,
Общество «Память» - святой наш отец -Нас поведет раздирать и колоть.
Вспыхнули раны рассветным лучом,
Гордое племя, на битву вставай!
Мы призываем крестом и мечом:
«Вешай жидов и Россию спасай!»
«Общество “Память”»
Итак, в композиции «Общество «Память»» нами были выявлены следующие прецедентные феномены.
«Красная власть» - это образ советской власти, где красный цвет выступает не только как отсылка к прецедентному политическому символу, но и как образ крови, насилия.
Метафорический образ народного топора несомненно символизирует прославленные в советское время «народный суд» и «пролетарский суд», только в руках этого судьи не весы (символ честности, справедливости, беспристрастности), а топор (орудие необразованного мужика).
Образ гордого племени не нов для русского рока и русской литературы в целом («Гордое племя, на битву вставай!»). В нашем случае «гордый народ» вновь предстает в образе бездушного и безумного племени, слепо поклоняющегося вождю, и даже святому отцу, который также символизирует насилие, ведь он ведет свое племя «раздирать и колоть».
Все эти образы развивают единственный мотив слепого насилия, который также поддерживается за счет использования многочисленных ми-
литарных (курок, шашка, штык, меч) и морбиальных символов (раны, кровь).
Таким образом, советская власть и общество «Память» выступают в тексте песни как синонимы: их деятельность носит насильственный, преступный характер, а люди, представляющие эти силы, кровожадны и одержимы ненавистью. Спасение страны для представителей общества «Память» заключается в истреблении неславянского населения, подобными идеями руководствовались фашисты.
Этот же мотив звучит в песне «Человек человеку волк». Е. Летов перечисляет все кровавые события, имевшие место в СССР, среди них: «красный фашизм», «русский шовинизм», «Марксизм-Ленинизм». Данные явления автором песни ставятся в один ряд с «терроризмом», «расизмом», «та-та-ненавизмом» (неологизм Е. Летова, отражающий сущность всех вышеперечисленных идеологий, основанных на ненависти и национальной нетерпимости). Этот ряд однородных членов предложения автор песни оснащает обобщающим словом «фашизм», аргументируя это так:
Всех объединяет ненависть,
Всех объединяет одно желание
Убивать и насиловать всех иных прочих.
«Человек человеку волк»
Таким образом, Е. Летов ставит знак равенства между идеологиями советского государства и фашистской Германии, что в сознании советского человека, одержавшего победу в Великой Отечественной войне, равно приговору.
К музыкальному наследию советской эпохи Е. Летов обращается в песне «Повезло»:
В родной стране умирать роднее.
Мой единственный шанс - это быть сильнее.
Но от тайги до Британских морей
Красная Армия всех сильней.
Моя святыня в ладонях врага...
«Повезло»
В данном фрагменте текста нами обнаружена прямая цитата из марша «Красная Армия всех сильней», авторами которого являются братья Покрасс. Егор Летов вновь обращается к мотиву оппозиции: он открыто противопоставляет себя советской власти, которая в тексте данной песни предстает в качестве захватчика нашей Родины. Образ Красной армии не случаен: он не только отсылает нас к советской власти, но и характеризует ее как насильственную, захватническую.
В тексте песни используется еще один прецедентный феномен - прецедентное имя «Ильич»:
А нас убивают домами, гробами,
Словами, кроватями и люберами,
Матерой гримасой святых Ильичей.
«Повезло »
В данном случае мы можем говорить о коннотативном употреблении прецедентного имени, так как оно актуализирует конкретную прецедентную ситуацию: после смерти В.И. Ленина его концепция строительства коммунизма была проигнорирована партией, внутри которой развернулась борьба за власть, однако фигура «вождя мирового пролетариата» в народной среде продолжала оставаться культовой, этим обстоятельством партия активно пользовалась, выдавая свою волю за «заветы» В.И. Ленина. Оперируя данным фактом, Летов подчеркивает лживую природу советской власти, которая в борьбе за авторитет не брезгует никакими средствами.
Таким образом, отметим, что в альбоме «Все идет по плану» советская власть не только поддается резкой критике. Е. Летовым высмеивается особенность образной речи советских политических деятелей, которая заключается в использовании надуманных метафор. Музыкант, перенимая модель построения таких метафор из речи советских ораторов, создает свои, добиваясь, таким образом, комического эффекта. Метафоры, построенные Е. Летовым по моделям советских, мы также отнесем к прецедентным высказываниям, поскольку с их помощью воссоздается язык советской эпохи. В тексте песни «Свое г.... не пахнет» мы можем найти следующие пародии на советскую образную речь:
- «подавившись капустой лжи» (ложь воспринимается как пища, которой кормят народ),
- «Нахлобучу себе на лоб // Шапку вредных, дурных идей» (идеи принимают вид аксессуара, который можно надеть при желании на голову, они не зарождаются в этой голове, а искусственно на нее одеваются).
В песне «Продолжая продолжать» апелляция к прецедентной ситуации «коммунизма ожидать» также работает на создание комического эффекта.
Песня состоит из трех куплетов, чередующихся с припевами. Припев песни «Продолжая продолжать» описывает повторяющуюся изо дня в день обстановку трудовых будней героя-музыканта:
Продолжая продолжать
Злые песни сочинять,
Коммунизма ожидать,
Дренчать, бренчать
И х. собирать!
«Продолжая продолжать»
Прецедентная ситуация указывает на факт, имеющий место в истории советского государства: в ожидании коммунизма живет не только герой песни, но и весь советский народ. Эффект ожидания усиливается сочета-
169
нием однокоренных слов «продолжая продолжать». Комизм же заключается и в самой утопичности идеи коммунизма, которая всеми в 1988 году уже осознавалась, и в том, что ожидание коммунизма в песне преподносится как ежедневная обязанность советского гражданина. Г ерой справляет малую нужду, плюет в окно, выбривает себе виски, ест пирожок, ломает карандаш, сочиняет злые песни, словом, делает свои повседневные дела, дела с социальной позиции аморальные, характеризующие лирического героя как тунеядца, лентяя, а не как советского человека, который «продолжает коммунизма ожидать»:
Я хотел увидеть,
Однако, вместо этого, я вышел пос...ть...
Я хотел подумать,
Однако вместо этого я плюнул в окно Я хотел побегать,
Однако вместо этого я выбрил виски.
Я хотел помыться,
Однако вместо этого я съел пирожок Я хотел наружу,
Однако вместо этого сломал карандаш...
Продолжая продолжать Злые песни сочинять,
Коммунизма ожидать,
Дренчать, бренчать И х. собирать!
«Продолжая продолжать»
Песня «Все идет по плану», давшая название всему альбому, по праву может считаться ключевой. Эта песня звучит как злая насмешка в адрес советской идеологии. В ней автор активно используется прецедентные феномены различных типов:
Имена («Ленин», «Ким Ир Сен»), употребленные в денотативном значении, поскольку непосредственно называют исторических деятелей, а не апеллируют к качествам, характерным для этих личностей, или к ситуациям, с ними связанным.
Текст («журнал «Корея» - политический журнал Корейской Народной Демократической Республики).
Высказывания («батюшка Ленин», «дедушка Ленин», «при коммунизме все будет ...» (здесь Е. Летов употребляет нецензурное слово, которое является синонимом к слову «хорошо»), «лихой фонарь ожидания», «мировой кулак», «всенародная свобода»).
Ситуации, апелляция к которым происходит через следующие слова и словосочетания: «границы ключ переломлен пополам», «идет по плану», «серп, молот и звезда», «вождь».
Итак, теперь очевидно, что СССР никогда не придет к коммунизму.
В.И. Ленин, приравненный в советскую эпоху к богу, оказывается простым смертным:
А наш батюшка Ленин совсем усох,
Он разложился на плесень и на липовый мед.
«Все идет по плану»
Но, тем не менее, мы слышим голос человека зомбированного Советской идеологией, который повторяет навязанную государством фразу «Все идет по плану» и с трепетом носит на своей фуражке советскую символику: серп, молот и звезду. Герой песни использует в своей речи штампы, подобные тем, что фигурировали в выступлениях советских ораторов:
- надуманную метафору («лихой фонарь ожидания мотается», «мировой кулак»),
- постоянный эпитет («всенародная свобода»),
- обращение «товарищ» («товарищ Ким Ир Сен).
Герой настолько зомбирован советской властью, что принимает как должное зверское убийство своей жены:
А моей женой накормили толпу,
Мировым кулаком растоптали ей грудь,
Всенародной свободой растоптали ей плоть.
Так закопайте ее во Христе,
Ведь все идет по плану.
«Все идет по плану»
Несмотря на очевидный крах советской системы, герой песни продолжает верить в скорое наступление коммунизма: «Он наступит скоро, надо только подождать». Взгляд героя направлен в сторону Корейской Народной Демократической Республики, которая продолжает жить при торжестве социализма и в наши дни.
С помощью прецедентных феноменов Е. Летову в песне «Все идет по плану» удается создать трагический образ советского человека, продолжающего верить в возможность коммунизма даже в условиях перестройки. Рассудок героя явно помутнен, в этом виновата советская власть, которая посредством агитаций, системы поощрений и наказаний, карательных мер пыталась «выращивать» идеальных граждан: послушных и слепо верящих каждому слову, сказанному советским руководством.
Завершает альбом музыкальная композиция «Финал», которая представлена мелодией советского гимна. Использование данного прецедентного феномена воспринимается как открытая насмешка: советская идеология терпит крах, соответственно, рушится вся политическая система, государство находится в состоянии кризиса; гимн же апеллирует к могучему прошлому СССР, к великим идеям, стоящим у истоков советской идеологии, и напоминает о том, что все старания оказались напрасными.
171
В данном случае мы можем говорить об игре смыслов, так как «Финал» - это, с одной стороны, название трека, завершающего альбом, а с другой, словесная характеристика социально-экономического состояния страны.
1 Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2003.
2 Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? М., 2003.
3 Кушнерук С.Л. Сопоставительное исследование прецедентных имен в российской и американской рекламе. Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2006.
4 Нахимова Е.А. О критериях выделения прецедентных феноменов в политических текстах // Лингвистика. Бюллетень Уральского лингвистического общества. Екатеринбург, 2004. Т. 13. С.166-174.
5 КарауловЮ.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2006.
6 Нахимова Е.А. Указ. соч. С. 172.
7 Ср.: ДавыдовД.М. Русская рок-культура и концептуализм // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2001. Вып. 4. С. 212-217; Доманский Ю.В. Вместо заключения: О культурном статусе русского рока // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3. С. 215-266; Толоконникова С.Ю. Русская рок-поэзия в зеркале неомифологизма // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2. С. 47-53; и др.
© М.Б. Ворошилова, А.В. Чемагина, 2010
Е.Р. АВИЛОВА
Хабаровск
ТЕЛЕСНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ УНИВЕРСАЛИЯ АВАНГАРДНОЙ МОДЕЛИ МИРА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ЕГОРА ЛЕТОВА)
Изучение рок-поэзии в контексте авангардной парадигмы, на наш взгляд, является на сегодняшний день достаточно актуальным, так как позволяет определить место названной поэтики в историко-литературном процессе и обозначить генетические и типологические связи с литературной традицией в целом, в частности, с поэтикой модернизма. В историколитературном процессе ХХ века возникла и получила дальнейшее развитие модернистская - неклассическая поэтическая парадигма1. Выдвигаем тезис: поэтический авангард и русская рок-поэзия восходят к одному типу поэтики, находятся в рамках одной парадигмы на основе типологических связей. Мы полагаем, что проводить сопоставительный анализ лучше всего на уровне модели мира. В авангардной парадигме модель мира базируется на пяти осевых универсалиях: архаизме, антитрадиционализме, утопизме, эсхатологии и телесности.
В своей работе мы остановимся на категории телесности. Данная универсалия весьма гармонично вписывается в общую авангардную парадигму, где находится в системных отношениях с другими выше названными универсалиями. Постараемся это показать на примере функционирования телесного кода в поэзии Егора Летова2.
Телесность является одной из определяющих универсалий поэтической модели мира Летова. Данная категория реализуется на всех уровнях
172