Научная статья на тему 'Советские праздники Сургута: история формирования «Красного календаря»'

Советские праздники Сургута: история формирования «Красного календаря» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
203
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / КРАСНЫЙ КАЛЕНДАРЬ / СУРГУТ / ОСТЯКО-ВОГУЛЬСК / FESTIVE CULTURE / THE RED CALENDAR / SURGUT / OSTJAKO-VOGULSK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Литвинчук Мария Сергеевна

Изменения, происходившие в нашей стране в 1920-1930-е гг., затронули все сферы жизни общества, в том числе и сферу праздничной культуры. В статье рассматриваются особенности становления красного календаря на примере Сургута и округа в целом, выделяются разные категории праздников, их смысл и содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOVIET FEASTS OF SURGUT: FORMATION'S HISTORY OF «THE RED CALENDAR»

The changes occurring in our country in 1920-1930 th have touched all the spheres of society's life, including the sphere of festive culture. In the article features of the red calendar formation are considered on the example of Surgut and the whole district, different categories of feasts, their meaning and content are marked out.

Текст научной работы на тему «Советские праздники Сургута: история формирования «Красного календаря»»

ББК 63.50 YAK 394.2

М.С. ЛИТВИНЧУК

M.S. LITVINCHUK

СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ СУРГУТА: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «КРАСНОГО КАЛЕНДАРЯ»

THE SOVIET FEASTS OF SURGUT: FORMATION'S HISTORY OF «THE RED CALENDAR»

Изменения, происходившие в нашей стране в 1920-1930-е гг., затронули все сферы жизни общества, в том числе и сферу праздничной культуры. В статье рассматриваются особенности становления красного календаря на примере Сургута и округа в целом, выделяются разные категории праздников, их смысл и содержание.

The changes occurring in our country in 1920-1930th have touched all the spheres of society's life, including the sphere of festive culture. In the article features of the red calendar formation are considered on the example of Surgut and the whole district, different categories of feasts, their meaning and content are marked out.

Ключевые слова: праздничная культура, красный календарь, Сургут, Остяко-Вогульск.

Key words: festive culture, the red calendar, Surgut, Ostjako-Vogulsk.

Двадцатилетие, прошедшее после распада СССР, ознаменовалось значительными трансформациями во всех сферах. Исключением не стала и праздничная культура, в рамках которой произошли как изменения в обрядности и традициях старых праздников (1 мая, День Советской Армии и Военно-Морского Флота), так и появление новых (День народного единства, День России), в которых элементы старых советских праздников причудливо переплетаются с совершенно новыми. Осмысление процесса такого синтеза и трансформации пока только начинается, но следует отметить, что в истории нашей страны уже был подобный период - 1920-1930-е гг., когда происходило становление так называемого «красного календаря», обусловленное коренными изменениями в стране в целом. В целом этот процесс изучен достаточно хорошо, как в советской, так и в современной отечественной и зарубежной историографии [12, 13, 14, 15, 16]. Однако только в последнее время стали появляться работы, посвящённые региональным особенностям становления советских праздников. Обской Север до сих пор остаётся «белым пятном» в сфере изучения становления праздничной культуры. Целью настоящей статьи является рассмотрение региональных особенностей становления красного календаря в 1920-1930-е гг. на примере Сургута, частично затрагивая и округ в целом.

История советского Сургута началась в начале 1918 г., однако уже весной этого года он был захвачен белыми войсками и вновь перешёл в руки советской власти только в декабре 1919 г. Начиная с 1920 г., Сургут можно рассматривать как один из провинциальных советских центров, на который распространяется и советская праздничная культура, которая начинает кодифицироваться на высшем уровне. Как указывает А.И. Щербинин, «Первый календарь был выпущен советским государством в 1918 г., он так и назывался "Советский календарь на 1919 год"» [17, с. 56]. Его задачей было регулирование трудового процесса, поскольку праздники в нем, в первую очередь, рассматривались как нерабочие дни. Общегосударственными выходными (связанными с праздниками) в нем назывались: 1 января - Новый год; 22 января - День памяти событий 9 января; 12 марта - низвержение самодер-

жавия; 18 марта - День Парижской коммуны; 1 мая - День Интернационала; 7 ноября - День Пролетарской революции. Далее указывалось, что местные профсоюзы имеют право добавлять свои праздничные/выходные дни, но не более десяти в году.

В 1920 г. Сургут находился в подчинении Тюменского губернского управления, которым 29 мая 1920 г. было выпущено постановление № 7662, оговаривавшее выходные дни с учётом региональной специфики. В нем интересны два момента. Во-первых, в числе общегосударственных праздников, помимо вышеназванных, присутствовали 7 января - Рождество, 19 января - Крещение и два дня Пасхи (воскресенье и понедельник). Во-вторых, региональными выходными днями провозглашались: 13 марта -День восстания мобилизованных тюменских рабочих, 7 апреля - Благовещение, 13 мая - Вознесение, 31 мая - Духов день, 19 августа - Преображение и 31 августа - Успение [9, л. 159]. По большей части он согласовался с календарём, предложенным Московским Советом профессиональных союзов, однако в нем все церковные праздники назначались именно Советом.

Столь большое количество религиозных праздников можно объяснить ещё непрочным положением советской власти, вынужденной идти на компромисс с большинством верующих. Этот «переходный» период оказался достаточно долгим для Советской страны, что подтверждается календарём за 1928 г., приводимым А.И. Щербининым: «"январь 1 - Новый год, 22 - День памяти В.И. Ленина и Кровавого воскресенья (9 января 1905 г.); март 12 - Низложение самодержавия, 18 - Парижская коммуна; апрель 16 - Второй день Пасхи; май 1 - День Интернационала, 24 - Вознесение; июнь 3 - Троица, 4 - Духов день; июль 1 - День Союза ССР; август 6 - Преображение, 15 - Успение; ноябрь 7 - День пролетарской революции; декабрь 25-26 - Рождество". Что примечательно, в параллельной колонке были выделены "особые дни": январь 21 - умер В.И. Ленин; февраль 23 - День Красной армии; март 8 -Международный день работниц, 18 - День МОПР'а; апрель 17 - Ленский расстрел; май 5 - День печати, 15 - День Красного флота; июль 6 - День утверждения Конституции СССР, 7 - Международный день кооперации, 14 - День Осоавиахима; сентябрь 2 - Международный юношеский день; октябрь 15 -основание Крестьянского интернационала» [17, с. 57].

Однако в Сургуте такой период оказался значительно короче. Уже в 1924 г. вышло «Обязательное постановление № 1» от 6 марта Сургутского районного исполнительного комитета, где назывались следующие праздники, особенно отмеченные как «пролетарские»: «22 января - День 9 января 1905 года, 23 февраля - основание красной армии, 2 марта - 1-й конгресс коминтерна, 8 марта - Международный соц. день работниц, 12 марта - Низвержение самодержавия, 18 марта - День Парижской коммуны, 1 мая - День интернационала, 6 июля - Образование СССР, 15 июля - Освобождение Урала, 3 сентября - День коминтерна молодёжи, 7 ноября - День пролетарской революции» [1, л. 8]. Этим постановлением специально оговаривался порядок подготовки к пролетарским праздникам - дома обязательно должны были украшаться красными флагами в количестве не менее двух, вывешиваться они должны были не позднее раннего утра и сниматься не раньше вечера. Отдельно оговаривалась ответственность виновных в нарушениях установленного порядка - должностные лица в дисциплинарном порядке, а частные лица к штрафу в 300 рублей золотом или принудительным работам на 3 месяца. Ни одного церковного праздника в этот список не попало, впрочем не было и специальных постановлений по запрету отмечать их. Возможно объяснить это тем, что Сургут был на тот момент неземледельчиским селом (он лишился статуса города незадолго до этого постановления, в 1923 г.), жизнедеятельность населения которого была слабо связана с сельскохозяйственным циклом, привязывавшим большинство церковных праздников.

Несмотря на то, что все названные праздники были пролетарскими, их масштаб, а, следовательно, и значение были далеко не одинаковыми. Род-

нило их то, что они являлись массовыми - рассчитанными на все население. Однако самыми значительными в 1920-е гг. были два - 1 мая или День интернационала (который вообще был первым советским праздником, появившимся в 1918 г.) и 7 ноября или День пролетарской революции. Как свидетельствуют материалы Сургутского городского архива, именно им уделялось особое внимание, тогда как мероприятия для остальных праздников так подробно не проговаривались.

Общий ход Дня интернационала был примерно одинаков во все годы. Празднования проходили в течение двух дней - 1 и 2 мая. В первый день проводились собрания молодёжи, женщин, членов профсоюзов и пионеров, на которых зачитывались различные доклады - по положению в стране и в мире. Затем следовала демонстрация, в которой принимали участие все жители села, колонны формировались по тому же принципу, что и собрания. Затем проводились различные состязания, и завершалось все вечерним спектаклем. На второй день организовывалась демонстрация, посвящённая Дню птиц, различные конкурсы [8, л. 28-28 об.]. Готовились к празднику заранее, за несколько недель начинались читаться различные тематические доклады. Интересно, что в 1930-е гг. значение Дня интернационала несколько снизилось, уступив статус главного празднику Дню Октябрьской (или пролетарской) революции.

Подготовка ко Дню Октябрьской революции также начиналась задолго до самого праздника. Как правило, первые совещания комиссий о проведении этого праздника начинались в августе-сентябре. Начиная с сентября проходили различные мероприятия, количество которых увеличивалось по мере приближения к памятной дате. Например, при праздновании 12-летия Октябрьской революции предварительными мероприятиями в Сургуте были: 31 октября - собрание беспартийной молодёжи с докладом «История ВЛКСМ»; 1 ноября - субботник по ремонту декораций; 3 ноября - общее собрание граждан с докладом «Ленин и Октябрь» и спектакль в честь 11-летия ВЛКСМ; 4 ноября - собрание пионеров и всех остальных детей с докладом «Октябрь и дети»; 6 ноября вечером - торжественное заседание с докладом об успехах хозяйственного и культурного строительства за 12 лет;

7 ноября - демонстрация; 8 ноября - детский вечер; 11 ноября - торжественное заседание, посвящённое 12-летию рабоче-крестьянской милиции [3, л. 32].

Интересно, что третий праздник, которому также посвящены несколько дел в городском архиве - это 8 марта. Помимо общих мероприятий митингового характера для этого праздника было характерна работа с детьми -проведение утренников в детских садах, организация вечерних детских комнат, для освобождения женщин на 7 и 8 марта [7, л. 6-6 об.].

Кроме регулярных праздников, в 1920-1930-е гг. проводились и крупные торжества, посвящённые отдельным памятным событиям. Так, в 1925 г. масштабно отмечалось 100-летие восстания декабристов, в рамках которого в округе планировалось проведение мероприятий по разысканию информации о ссыльных декабристах, издание популярных брошюр, чтение тематических докладов, проведение спектаклей, школьных вечеров и торжественных шествий [2, л. 2].

В 1932 г. проводились мероприятия, посвящённые годовщине речи Сталина на совещании хозяйственников Всеуральских обществ. Для этого выделялись особые бригады, участвовавшие в смотрах. Основной их задачей было продемонстрировать успехи, достигнутые в результате выполнения 6 условий Сталина, выдвинутых на том совещании [4, л. 59].

В 1937 г. торжественно отмечалось 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина. Номер в окружной газете «Остяко-Вогульская правда» от 10 февраля был полностью посвящён жизни и творчеству великого поэта. В номере от

8 февраля указывалось, что в Сургуте планируются театрализованные постановки, приуроченные к этой дате [10].

Начиная с 1932 г., добавляется ещё один праздник - годовщина образования национального Остяко-Вогульского округа, которая праздновалась одновременно с Днём кооперации, Днём СССР и годовщиной окружной газеты «Хантэ-Манси Шоп (Шой)» («Остяко-Вогульская правда»). В отчёте о проведении этого праздника, который прошёл 6 июля 1932 г., было сказано: 1) проведено общее собрание членов профсоюзов; 2) проведена через бригадиров работа по мобилизации средств, в результате которой собрано 269 рублей; 3) отправлено на лов 5 бригад, выловлено 290 кг рыбы; 4) разукрашено помещение кооперации; 5) была проведена культмассовая работа по разъяснению смысла праздника; 6) проведено собрание членов госторговли с распределением обязанностей [5, л. 24]. Видно, что данное мероприятие носило скорее агитационно-просветительский характер, нежели полноценное празднование. Интересно, что на протяжении нескольких лет менялась дата празднования годовщины создания национального округа - в 1932 г. она отмечалась 6 июля, а в 1937 г. пятилетие округа пришлось уже на 25 февраля.

В начале 1930-х гг. в округе прошла волна борьбы с религией, что отразилось и на праздниках. В марте 1930 г. в Сургуте был закрыт Троицкий собор - крупнейшая церковь в районе. В печатном органе окружного комитета ВКП(б) Остяко-Вогульского округа в номере от 23 апреля 1932 г. была помещена большая статья (целая страница из общего объёма в четыре) к антипасхальной кампании «"Воскресение Христово" - поповская выдумка. Христос никогда не жил», в которой из достаточно подробного анализа текстов Евангелий делался вывод о фантастичности Иисуса Христа и, соответственно, невозможности его воскресения. Венчала статью очень характерная цитата: «Христос в настоящее время - чёрное знамя мировой реакции и фашизма в их борьбе с пролетариатом вообще, с нашей страной строящегося социализма - в частности» [11]. Пасха была полностью вычеркнута из праздничного календаря, более того она была объявлена фашистским праздником.

Можно назвать ещё два праздника, упоминание о которых только один раз присутствует в городском архиве - День коня, названный общесоюзным и проводившийся 6 февраля 1933 г. и День урожая - 15 октября 1933 г. По мероприятиям они были близки Дню кооперации и также носили скорее агитационно-пропагандистский характер [6, л. 2-4, 60-61].

Согласно материалам газеты «Остяко-Вогульская правда» в 1930-е гг., в праздничный календарь округа входили следующие общесоюзные праздники (не считая годовщин тех или иных событий, которые отмечались ситуативно): 1 января - Новый год (с 1937 г., прежде о нем не упоминалось), 21 января - годовщина смерти В.И. Ленина, 23 февраля - День советской армии, 8 марта - Международный женский коммунистический день, 12 марта - день свержения самодержавия (с каждым годом ему уделялось все меньше места), 18 марта - День Парижской коммуны (аналогично предыдущему празднику), 1 мая - без дополнительного названия, 6 июля - День советской конституции, 1 августа - антивоенный день, 6 сентября (дата варьировалась) - Международный юношеский день, 7 ноября - День Октябрьской революции, 20 декабря - День ВЧК-ОГПУ.

Таким образом, можно выделить следующие категории праздников красного календаря с учётом специфики Сургута: главные государственные массовые праздники - 1 мая и 7 ноября (значение первого в 1920-е гг. было выше, в 1930-е гг. более значимым стал второй); второстепенные государственные массовые праздники (8 марта, 12 марта, 18 марта и т.д., причём в Сургуте 8 марта был наиболее значимым из этой категории); региональные массовые праздники (день округа, день окружной газеты, даты которых варьировались в течение 1930-х гг.); ситуативные праздники (100-летие восстания декабристов и 100-летие со дня смерти А.С. Пушкина - отмечались только в случае круглой даты); производственные праздники (День коня, День Кооперации, День урожая, упоминания о которых носят единичный характер).

Праздники первых трёх категорий были призваны объединить народ, продемонстрировать единство советских людей и их включённость в дело государства. Их особенностью была массовость, к участию привлекалось все население посёлка, праздничные мероприятия продолжались несколько дней и их основной формой были демонстрации, митинги и собрания. Праздники четвёртой категории носили скорее информационный характер и призваны были просветить людей о важности тех или иных событиях или о вкладе того или иного человека в дело развития культуры (примечательно, что юбилеи деятелей культуры стали отмечаться только с 1930-х гг.). Эти праздники проходили в виде тематических докладов или вечеров, хотя по своему охвату также приближались к массовым. Наконец последняя категория праздников - это прообраз профессиональных праздников, которые активно начали вводится в 1930-е гг. и пережили второй всплеск в 1960-е гг. Их задача была продемонстрировать успехи советского строя в той или иной сфере. Они носили скорее характер соревнования, нежели праздника в собственном смысле слова. К участию в этих праздниках привлекались члены трудовых коллективов, занятых в той или иной отрасли. Религиозные праздники были полностью исключены из советского календаря, хотя в Сургуте особых репрессивных мер для этого не проводилось. В завершение можно сказать, что красный календарь, активно формировавшийся в 1920-1930-е гг. был достаточно сложен и включал в себя несколько смысловых уровней. Но главную задачу - маркировать временные промежутки он успешно выполнял, хотя и не был окончательно устоявшимся.

Литература

1. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 4. Д. 3.

2. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 4. Д. 73.

3. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 4. Д. 252.

4. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 4. Д. 363.

5. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп.4. Д. 371.

6. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 4. Д. 413.

7. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 1. Оп. 6. Д. 23.

8. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 18. Оп. 2. Д. 33.

9. Архивный отдел администрации г. Сургута. Ф. 171. Оп. 1. Д. 1.

10. В Сургуте [Текст] // Остяко-Вогульская правда. - № 20 (677). - 08.02.1937.

11. «Воскресение Христово» - поповская выдумка. Христос никогда не жил. [Текст] // Остяко-Вогульская правда. - № 31 (73). - 23.04.1932.

12. Генкин, Д.М. Массовые праздники [Текст] / Д.М. Генкин. - М. : Просвещение, 1975. - 139 с.

13. Деканова, М.К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция [Текст] : дис. ... канд. ист. наук / М.К. Деканова. - Самара, 2009. - 244 с.

14. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования [Текст] / А.И. Мазаев. - М. : Наука, 1978. - 392 с.

15. Малышева, С.Ю. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы (1917-1927) [Текст] / С.Ю. Малышева. -Казань : Рутен, 2005. - 400 с.

16. Рольф, М. Советские массовые праздники [Текст] / М. Рольф. - М. : РОС-СПЭН : Фонд Первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2009. - 439 с.

17. Щербинин, А.И. «Красный день календаря»: формирование матрицы восприятия политического времени в России [Текст] / А.И. Щербинин // Вестник Томского государственного университета. - Философия. Социология. Политология. - 2008. - № 2. - С. 52-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.