ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (78) 2009
Монографии и статьи, рассмотренные выше, внесли наибольший вклад в освещение сложного процесса образования Дальневосточной республики и той роли, которую в этом процессе сыграла РКП (б). В последующие годы изучение данной проблемы заметно ослабло. В исторической литературе более позднего периода создание ДВР раскрывалось в основном на материалах ранее изданных трудов, а вопросы, поставленные в 1960-х гг., в дальнейшем по-прежнему оставались малоизучаемыми.
Библиографический список
1. Авдеева, Н. А. Дальневосточная народная республика (1920— 1922 гг.). — Хабаровск : Книжное издательство, 1957. — 64 с. ; Каплин, С. С. Большевики на Дальнем Востоке. (1918 — 1922 гг.). — М. : Госполитиздат, 1960. — 127 с.
2. Папин, Л. М. Крах колчаковщины и образование Дальневосточной республики. — М. : Наука, 1957. — 238 с.
3. Там же.
4. Ильюхов, Н. К., Самусенко, И. П. Партизанское движение в Приморье. — М. : Наука, 1962. — 311 с.
5. Никифоров, П. М. Записки премьера ДВР. — М. : Наука, 1963. - 330 с.
6. Там же.
7. Там же.
8. Шерешевский, Б. М. Разгром семеновщины. (Апрель — ноябрь 1920 г.). О роли ДВР в борьбе за ликвидацию «читинской
пробки» и объединение Дальнего Востока. — Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1966. — 240 с.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Там же.
13. Там же.
14. Там же.
15. Там же.
16. Шурыгин, А. П. Дальбюро ЦК РКП (б) в годы Гражданской войны (1920—1922) // Вопросы истории КПСС. — 1966. — № 8. — С. 55 — 62.
17. Героические годы борьбы и побед... — М. : Наука, 1968. — 411 с.
18. Там же.
19. Беликова, Л. И. Коммунисты Приморья в борьбе за власть Советов на Дальнем Востоке. — Владивосток : Приморское книжное издательство, 1967. — 293 с.
20. Там же.
21. Там же.
22. Там же.
23. Там же.
БОНДАРЕВ Максим Владимирович, аспирант кафедры истории и теории международных отношений.
Статья поступила в редакцию 02.12.2008 г.
© М. В. Бондарев
УДК 93+002.2 Т. В. КРЕБС
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ БЕЛОГВАРДЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ ОМСКИХ ГАЗЕТ)
Данная статья посвящена проблемам идеологической поддержки политики, осуществлявшейся правительством адмирала Колчака. Используя материалы омских белогвардейских газет, автор раскрывает методы антибольшевистской пропаганды по формированию образа Советской России в период Гражданской войны.
Ключевые слова: пресса, антибольшевистский, образ, Советская Россия.
Гражданская война — одна из наиболее драматичных вех в истории Отечества. Ее исход предопределил исторические судьбы народов России на многие десятилетия вперед, поскольку от того, кто одержит верх в этой войне, напрямую зависел выбор пути общественного развития страны. Острая, ожесточенная борьба противоборствовавших лагерей диктовала необходимость использования широкого арсенала приемов и инструментов, которые наряду с ведением боевых действий могли послужить достижению победы над противником. Важным средством, призванным обеспечить успех этой деятельности, являлась периодическая печать. На восточной окраине страны в период правления адмирала А. В. Колчака пресса также не только обеспечивала обычные потребности населения в информации, но и довольно интенсивно
использовалась в качестве орудия информационной войны, выполняя социальный заказ существующей власти.
Эти особенности печати в свое время подчеркнул один из первых исследователей сибирской периодики времен Гражданской войны, человек, придерживавшийся непримиримой антибольшевистской позиции, А. В. Адрианов. Рассматривая печать как выразительницу общественного мнения, он вместе с тем называл ее «одним из самых могучих орудий политической и иной борьбы» [1].
Советские историки неоднократно обращались к изучению прессы, которая издавалась на территории, подконтрольной правительству адмирала А. В. Колчака. Исследователи сумели охарактеризовать политическую ориентацию газет и журналов белой Сиби-
ри, выявить ряд особенностей агитационно-пропагандистской работы, осуществлявшейся противниками большевизма посредством периодической печати. Правда, влияние государственной идеологии и ограничение доступа к источникам сужали возможности развития проблематики исследований, приводили к упрощенной трактовке, а то и просто к искажению исторических фактов.
В конце 1980-х — середине 2000-х гг. в связи с кардинальными изменениями в политической и научной жизни страны процесс изучения белогвардейской печати резко оживился. Во многом это было связано с усилением общественного интереса к истории Гражданской войны. К настоящему времени опубликовано значительное число работ, отражающих важные аспекты данной проблемы. В статьях и монографических исследованиях историки стремились разносторонне осветить условия функционирования органов печати на территории белой Сибири, содержание и политическую направленность публиковавшихся там материалов. Однако сегодня нельзя сказать, что тема исчерпана. Поэтому в нашей работе предпринимается попытка анализа ряда недостаточно изученных вопросов, относящихся к идеологической поддержке деятельности правительства А. В. Колчака посредством периодической печати.
Речь пойдет о формировании образа Советской России, включая ее руководство и вообще всех сторонников большевизма, как консолидированного образа врага на страницах крупнейших изданий Омска, да и всей Сибири — официозов «Правительственный вестник», «Русская Армия» и кадетской проправительственной газеты «Сибирская речь».
Отличительной чертой публикаций данных газет, как и других антибольшевистских органов печати, являлось использование особого языка для формирования образа Советской России. Изображение картин советской действительности с помощью лексики, окрашенной исключительно в темные, кроваво-красные тона, должно было создавать у читателя крайне негативное представление о большевиках и их лидерах, о проповедуемых ими идеях, о конкретной политике, которую проводила коммунистическая власть. Подобного рода эпитеты, метафоры и сравнения содержалась не только в передовицах, публицистике, аналитических обзорах положения на территории, контролируемой большевиками, в сообщениях о террористических действиях красноармейцев, но и в авторских публикациях и документах, отражавших внутреннюю жизнь антибольшевистского режима на востоке России, в перепечатках материалов других изданий.
Советская Россия в белогвардейских средствах массовой информации очень часто саркастически именовалась «совдепией», как символ того, что само имя «Россия» и слова «советская», «большевистская» в принципе не должны быть связаны друг с другом. Если речь заходила о Советском правительстве, то его членов могли «окрестить», например, «международными отбросами», а само пребывание коммунистов у власти обозначалось сплошь и рядом следующим выражениями: «большевистское господство», «гнет», «противозаконное и противоестественное властвование». Создавая образ жестокого врага, угрожающего порядку и свободам граждан России, белая печать нередко именовала своих противников «анархо-большевиками», «шайкой грабителей», «насильниками», «осквернителями святынь и храмов». Большевизм как феномен русской действительности называли «болезнью социального бешенства», «вра-
гом культуры и цивилизации», сопровождая эпитетами — «проклятый», «кровавый», «безумный». Одним словом, и самого противника, и все его действия белогвардейские средства массовой информации стремились охарактеризовать с помощью довольно разнообразного набора хлестких определений, которые были призваны сформировать у населения образ абсолютного зла, воплощенного в большевизме.
Все это, конечно, не означает, что при печатании той или иной информации о Советской России не использовалась нейтральная лексика. Так, в материалах, передававшихся антибольшевистскими телеграфными агентствами, как правило, отсутствовали эмоционально нагруженные речевые обороты и крепкие выражения по адресу коммунистической власти. Однако в этом случае свою обличительную роль должно было сыграть непосредственное содержание публикуемой информации. Приведем лишь один типичный пример. 13 апреля 1919 г. на страницах «Правительственного вестника» в сводке новостей был помещен следующий текст: «Большевистским радио сообщается о беспорядках в Петрограде; для разоблачения агитации политических противников в собрании коммунистов Нарвского района решено назначить на фабрики, заводы и в предприятия опытных партийных коммунистов в качестве политических комиссаров с неограниченными правами» [2]. Как видим, даже такое краткое и сухое по стилю сообщение могло нести определенную морально-психологическую нагрузку. Неприглядные черты образу Советской власти в данном случае придавала информация о недовольстве населения большевиками во втором по значению городе Советской России, а также указания на усиление коммунистической диктатуры или, выражаясь языком белогвардейцев, — «комиссародер-жавия».
Содержание печатных материалов ведущих омских газет о положении за линией фронта в первую очередь отвечало задаче внедрения в сознание читателя специфических смысловых конструкций, устойчивых стереотипов крайне негативного восприятия большевиков и осуществляемой ими деятельности. Ожесточенной критике подвергались почти все аспекты этой деятельности и ее конечные результаты.
Так, общая политическая и экономическая ситуация, возникшая на просторах бывшей Российской империи после взятия власти большевиками, характеризовалась как обстановка «хаоса, анархии и распада», обязанная своим появлением «коммунистическим опытам» [3]. Упоминание о «днях былого величия и славы непобедимой Святой Руси», об угрожающей возможности превращения страны «в колонии, наподобие африканских», заостряло внимание читателя на очевидных, согласно убеждениям белых, виновниках произошедшего, подчеркивало важность непримиримой борьбы с Советами во имя возрождения России и сохранения ее государственности [4].
Страдания населения на территории, контролируемой большевиками, — голод, нехватка предметов первой необходимости, разруха на транспорте и т.д. — являлись излюбленными сюжетами белогвардейских периодических изданий. К примеру, 11 июня 1919 г. «Правительственный вестник» сообщал: «Положение в совдепии кошмарно. Голод достиг небывалого напряжения. От истощения люди падают на улицах. Казармы красноармейцев осаждаются толпами народа: многие плакали и кричали — «хлеба», протягивая детей. Массы населения и Красная Армия сдерживаются невероятным по своей утонченности террором...» [5].
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (78) 2009
Политика террора, интенсивно осуществлявшаяся большевиками, для белой прессы служила, пожалуй, главным аргументом в ходе информационной войны с Советской Россией. Особенно действенным пропагандистским приемом являлись ссылки на сообщения самих советских органов печати. Так, «Сибирская речь», 25 февраля 1919 г. в одном из сообщений, помещенных под рубрикой «Последняя почта», приводила материалы, почерпнутые из большевистской газеты «Известия». В заметке сообщалось о жестоком подавлении крестьянского восстания в Оханском уезде, где жертвами красноармейских расстрелов пали 88 так называемых кулаков [6]. В августе того же года газета «Русская Армия», подчеркивая регулярный и тотальный характер карательных акций, проводимых большевиками, сообщала: «Применяемый большевиками красный террор не имеет пределов. Расстрелы происходят даже за чтение юмористических стихов о большевизме. Когда большевики терпят поражения на фронте, они вымещают свою злобу на арестованных и расстреливают их тысячами. В конце июля такой массовый расстрел произошел в Гатчине по приказу бывш. присяжного поверенного Лихтермана» [7].
Дополняя образ Советской России еще одной характерной чертой, не обошли главные омские газеты и проблему гонений большевистской власти на Православную церковь. Помимо описаний притеснения церкви и священнослужителей белогвардейские средства массовой информации нередко помещали на страницах своих изданий обращения и иные материалы, исходившие от церковных пастырей. Как правило, в этих публикациях значительное место уделялось перечислению бед и страданий, выпавших на долю народа в ходе Гражданской войны, а также содержались призывы к Верховному Правителю и христолюбивому воинству поскорее положить конец кровавой междоусобице, добившись победы над гонителями Православия. Так, 22 января 1919 г. «Правительственный вестник» опубликовал статью члена Высшего временного церковного управления Сибири» Л. Писарева, которая завершалась словами: «Дорогие воины! На вас обращены теперь наши взоры, к вам взываем о помощи, спасайте Родину от гибели и позора. Верните ее к былой славе и могуществу. Помогите открыть святые Божие церкви. Встаньте теснее около своего Верховного вождя, плотнее сомкните вкруг него свои ряды, чтобы защитить Отчизну от насильников и предателей» [8].
Данный текст помимо обличающих большевизм смыслов и оттенков речи демонстрирует еще одну важную черту, характерную для пропагандистских усилий сторонников белого дела. Он построен на контрасте. В данном случае на противопоставлении «насильников» и «предателей» — «спасителям» и «защитникам» отчизны. Как справедливо отметил исследователь Д. Н. Шевелев, в основании антибольшевистской пропаганды сибирской печати лежали бинарные оппозиции. Автор выделил три таких оппозиции: белые — красные, Антанта—Центральные державы, «Германо-мадьярские орды» — Славянский мир [9]. В действительности, на наш взгляд, подобных оппозиций было гораздо больше, и они охватывали практически все стороны жизнедеятельности противоборствовавших в Гражданской войне лагерей. Правда, бывали и исключения, когда в белогвардейской печати подчеркивались достоинства отдельных сторон де-
ятельности большевиков в противовес тому, что было у их противников.
В частности, это относится к постановке дела пропаганды и агитации. Когда под ударами Красной Армии стал откатываться к востоку фронт колчаковских войск, в омской периодике появились заметки, отражавшие поиск способов воодушевления и укрепления боевого духа последних. Поэтому неслучайно газета «Сибирская речь» 26 августа 1919 г. поместила на своих страницах статью под красноречивым названием «Будем учиться у врагов». Автор статьи обращает внимание читателя на высокий уровень идейной обработки сознания красноармейцев и одновременно подчеркивает, что этому мощному потоку агитации и пропаганды белые могут «противопоставить лишь маленький, еле журчащий ручеек». Заключительный вывод публикации повторяет смысл ее заголовка — нужно учиться у своего противника. «И тем быстрее придет победа, тем скорее воссияет солнце над бедной нашей родиной, — восклицал белогвардейский публицист, — чем раньше переймем мы от большевиков их приемы борьбы с враждебными им идеями» [10].
Характеризуя тексты, помещавшиеся в омской белогвардейской прессе, в целом необходимо отметить, что в основных своих параметрах к концу колчаковской эпопеи в Сибири формируемый антибольшевистской печатью образ Советской России не менялся, тональность и краски, которые использовались при его создании, оставались в основном прежними. Как писал позднее известный кадетский политический деятель и журналист, работавший тогда в Омске, Н. В. Устрялов, противоречия между реальными настроениями упадка и пессимизма, охватывавшими в периоды военных неудач белую интеллигенцию, и мажорным тоном создаваемых ею печатно-пропагандистских материалов объяснялись просто: «Борьба требует бодрости, и боевой музыке не полагается быть минорной» [11]. Действительно, такова была жесткая логика острейшего противостояния политических сил в эпоху Гражданской воны, и белогвардейская периодическая печать до конца следовала этой логике.
Библиографический список
1. Адрианов А.В. Периодическая печать в Сибири. С указателем изданий в 1918 году. — Томск : Б.и., 1919. — С . 3.
2. Правительственный вестник. — 1919. — 13 апреля.
3. Сибирская речь. — 1919-. — 25 января.
4. Сибирская речь. — 1919. — 2 февраля.
5. Правительственный вестник. — 1919. — 11 июня.
6. Сибирская речь. — 1919. — 25 февраля.
7. Русская армия. — 1919. — 21 августа.
8. Правительственный вестник. — 1919. — 22 января.
9. Шевелев Д.Н. Роль антибольшевистской периодической печати в формировании образа Сибирской армии (по материалам печати Сибири 1918 — 1919 гг.) // Историческая наука на рубеже веков. — Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — Т. II. — С. 195— 196.
10. Сибирская речь. — 1919. — 26 августа.
11. Устрялов Н.В. Белый Омск. (Дневник колчаковца) // Русское прошлое. — СПб. : Свелен, 1991. — № 2. — С. 286.
КРЕБС Татьяна Викторовна, аспирантка кафедры современной отечественной истории и историографии.
Статья поступила в редакцию 06.02.2009 г.
© Т. В. Кребс