Научная статья на тему 'Советская пресса в 1960–1980-е гг. Как составная часть культурно-идеологической политики партии (на материалах Тамбовской области)'

Советская пресса в 1960–1980-е гг. Как составная часть культурно-идеологической политики партии (на материалах Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1106
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТЬ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ / ПОДПИСНАЯ КАМПАНИЯ / PRINT / MEDIA / NEWSPAPERS / MAGAZINES / PERIODICALS / SUBSCRIPTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ермакова Мария Петровна

Рассматривается место прессы в осуществлении культурно-идеологической политики партии, методы ее реализации на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET PRESS IN 1960–1980s AS PART OF CULTURAL AND IDEOLOGICAL POLICY OF PARTY (ON THE MATERIALS OF TAMBOV REGION)

The place of the press in the implementation of cultural and ideological policy of the party, the methods of its implementation at the regional level is considered.

Текст научной работы на тему «Советская пресса в 1960–1980-е гг. Как составная часть культурно-идеологической политики партии (на материалах Тамбовской области)»

УДК 05

СОВЕТСКАЯ ПРЕССА В 1960-1980-е гг. КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПАРТИИ (НА МАТЕРИАЛАХ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

© Мария Петровна ЕРМАКОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра российской истории, e-mail: starfish87-87@mail.ru

Рассматривается место прессы в осуществлении культурно-идеологической политики партии, методы ее реализации на региональном уровне.

Ключевые слова: печать; средства массовой информации; газеты; журналы; периодические издания; подписная кампания.

По мнению исследователей, сегодня массмедиа стали одним из компонентов психосоциальной среды обитания человечества. Средствам массовой информации традиционно принадлежало и принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность [1]. Данная функция средств массовой информации активно использовалась советским руководством в качестве мощного фактора формирования мировоззрения советского человека и ценностной ориентации советского общества. По словам Н.С. Хрущева, печать в СССР являлась «самым дальнобойным орудием партии» [2, с. 253].

По мнению исследователей, до 1940-х гг. при изучении СМИ, как правило, выделялись три основные функции: информирование, пропаганда, организация [1]. Однако средства массовой информации, кроме вышеизложенных функций, выступали и выступают, как правило, трансляторами культурных достижений, активно влияя на принятие либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры. Длительное время данный аспект проблемы практически не изучался.

Во второй половине ХХ в., когда средства массовой информации трансформировались в аудиовизуальную форму искусства, науки, образования, возникла необходимость изучения и осмысления их как транслятора культурных ценностей общества. Одним из первых к данной проблеме обратился в 1948 г. Х.Д. Лассуэл (см.: [1]).

Во второй половине 1960-х гг. вопрос о социальных и культурных функциях СМИ активно обсуждался советскими социолога-

ми и философами. Отдельные итоги этих дискуссий были обобщены в фундаментальном комплексном исследовании «Общественное мнение», которое проводилось в 1967-1974 гг. под руководством известного отечественного социолога Б.А. Грушина (см.: [1]). В конце 1980-х гг. исследования роли средств массовой информации в формировании ценностной ориентации молодежи было проведено группой ученых АН УССР под руководством профессора В.О. Оссовского [1]. Однако эти исследования были социологические.

Отечественные исследования 1960-

1970-х гг., посвященные истории партийносоветской печати, отличались большим идеологическим схематизмом, сводились в основном к описанию роли и функций советской печати в осуществлении народнохозяйственных и социально-культурных планов развития страны, в борьбе за построение социализма и коммунизма. Среди исторических исследований, посвященных данной проблеме, можно отметить работы Д.Л. Стровского [3], Н.Н. Александровой [4], А.А. Рабельни-кова [5].

В качестве источников для исследования данной проблемы были использованы: материалы местных печатных изданий (газет и журналов), протоколы заседаний партийных органов власти, сборники партийных документов, письма и постановления ЦК КПСС по исследуемой теме, отчеты партийных и государственных органов власти разных уровней, содержащие сведения о принципах работы, задачах, количественных и качественных показателях местной периодики,

проблемах взаимодействия печатных средств массовой информации с партийно-государственными органами власти Тамбовской области [6-9].

Советские печатные средства массовой информации, по мнению партийных идеологов, должны были стать «мощной силой революционного преобразования страны, политического воспитания масс, действенным и эффективным орудием борьбы за успешное решение исторических задач экономического, социального и культурного развития» [7].

Придавая большое значение дальнейшему улучшению деятельности печати, в решениях XXIV съезда КПСС подчеркивалось, что «партийные организации должны умело использовать средства массовой информации и пропаганды для ясного и четкого изложения культурных и социально-экономических достижений государства, заботиться о действенности и оперативности их работы» [10].

В 1960-1980-е гг. в СССР выходило около 8 тыс. газет на 57 языках народов СССР и 9 языках народов зарубежных стран, в т. ч. 28 центральных, 153 республиканских, 370 краевых и областных, свыше 3 тыс. 500 окружных, городских и районных, около 4 тыс. многотиражных газет, в 1973 г. было выпущено 6 тыс. 790 журнальных изданий годовым тиражом свыше 3 млрд экземпляров [10].

Так, разовый тираж газет на начало 1975 г. в СССР составил 163 миллиона экземпляров, а журналов - около 175 млн экземпляров [9].

В среднем, на 1 тыс. советских граждан приходилось свыше 800 выписываемых экземпляров газет и журналов. Первенствовали в этом отношении такие издания, как «Правда», «Советская Россия», «Сельская жизнь», «Комсомольская правда», ряд специальных журналов. В докладе Л.И. Брежнева на XXV съезде КПСС в 1976 г. отмечалось: «За 19601970-е гг. тиражи советской печати выросли, увеличилось количество новых изданий. Создано свыше 400 новых газет, 113 журналов. По данным подписки, в среднем на семью у нас теперь приходится более четырех периодических изданий. Это - высокий показатель» [11].

Так, в Тамбовской области в 1960 г. более 450 тыс. жителей выписывали газеты и журналы, а всего печатной продукции населению области в этом году было продано на 15 млн руб.

В 1960-1970-е гг. в Тамбовской области выходило 24 городских и районных, 17 многотиражных газет, а в 1980-е гг. общее число изданий выросло до 45. В рассматриваемый период разовый тираж областных газет составлял 230-300 тыс. экземпляров. В результате на 1 тыс. человек населения области подписка на газеты и журналы составила на 1 января 1974 г. 1086 экземпляров вместо 977 экземпляров на 1 января 1970 г. [12].

В исследуемый период отмечался рост подписки как на центральные, так и на региональные периодические издания. Дополнительным подтверждением этому факту могут служить данные о количестве распространенных периодических изданий в Тамбовской области на начало и конец 1970-х гг. Так, в начале 1970 гг. среди населения Тамбовской области было распространено 50 тыс. 363 экземпляра газеты «Правда», а к концу 1970-х гг. этот показатель вырос до 56 тыс. 300 экземпляров. Схожая динамика наблюдалась и по другим центральным, областным, районным и городским периодическим изданиям [11].

Согласно официальным данным, наибольшим спросом среди населения области пользовались газеты «Комсомольское знамя» и «Тамбовская правда», журналы «Вопросы истории КПСС», «Проблемы мира и социализма», литературно-художественные журналы «Знамя», «Звезда» и «Новый мир» [12]. Тираж «Тамбовской правды» составлял более 65 тыс. экземпляров. В 1967 г. газета была награждена орденом «Знак почета». Доход от продажи газеты «Тамбовская правда» превысил в 1960 г. утвержденный бюджет: вместо 519 тыс. руб. было получено 628 тыс. руб. [13].

СМИ, являясь мощным идеологическим оружием в пропаганде политики партии и культурной революции в СССР, выполняли четко регламентированные функции посредника между гражданами и властью. Для достижения этой цели использовался целый комплекс мер, в т. ч. имевшие впечатляющий размах в 1960-1980-е гг., подписные кампании. Тиражи как центральных, так и региональных газет устанавливались ЦК КПСС, а местные партийные органы должны были всемерно содействовать обеспечению 100 %-й подписки и на центральную, и на местную

прессу. Подписка на периодические издания была делом государственного значения.

В период подписных кампаний в городах и поселках Тамбовской области управлением связи и отделом печати «Союзпечать» рассылались рекламные материалы об открытии подписки, разрабатывалось и высылалось конторам связи размещение тиражей на газеты и журналы по районам области, проводились кустовые совещания начальников отделения связи при участии представителей управления связи и отдела «Союзпечать» для обсуждения задач подписной комиссии и др.

В ходе обсуждения вопросов подписных компаний на заседаниях бюро Тамбовского обкома КПСС предусматривалось создание специальных пунктов приема подписки и проведение там массовой работы среди населения, выделение общественных распространителей печати для приема подписки, введение специального контроля за деятельностью распространителей со стороны первичных партийных организаций, определение участия и ответственности редакции за «освоение» тиражей районных газет.

Отдел культуры обкома КПСС был обязан популяризировать периодические издания через сеть культпросвет учреждений. Управление сельскохозяйственной пропаганды должно было привлекать специалистов к пропаганде сельскохозяйственных изданий среди колхозников. Обком ВЛКСМ обязан был оказывать помощь в распространении молодежных изданий. Районные газеты должны были выступать со статьями о советской печати и систематически освещать ход подписки. Руководители областных организаций (облоно, управление культуры, облпрофсвет, обком ВЛКСМ, отдел физкультуры и спорта и др.) обязаны были информировать сектор печати обкома КПСС о распространении ведомственных газет и журналов [14].

В дополнение к обозначенным мерам практиковалась «добровольно-принудительная» подписка. Работники предприятий, культурно-образовательных организаций,

заводов должны были оформить подписку на то или иное издание. Заведующие отделами пропаганды и агитации ряда райкомов КПСС Тамбовской области информировали обком КПСС о том, что на совещании с учителями районов и работниками отделов культур

«были поставлены задачи... обязательного участия в подписке каждого учителя» [15].

При этом официально Главное управление распространения и экспедирования печати провозглашало недопустимым всякое принуждение в ходе подписных компаний. Так, в информационном письме о ходе подписки на газеты и журналы говорилось о необходимости «пресекать малейшие попытки нарушить добровольный принцип подписки и бороться против каких бы то ни было случаев ущемления прав подписчиков» [16].

Однако в то же время в этом же письме делалось заявление о необходимости полного распространения «. изданий, тиражи которых в прошлые годы не осваивались». Сделать это предлагалось «...при напряжении и мобилизации всех сил, использовании всех возможностей.» [17, л. 49]. Так, заместитель главного редактора журнала «Наука и религия», сетуя на недостаточную распространенность журнала в области, писал в отдел пропаганды Тамбовского обкома КПСС: «По данным союзпечати в области недостаточно распространен журнал «Наука и религия» (всего 740 экз.)». По мнению заместителя главного редактора, это означало, что «многие организации, учреждения, ведущие научно-атеистическую пропаганду, не располагают этим журналом». Между тем, он полагал, что «борьба журнала с религиозными пережитками призвана играть большую роль», поскольку на его страницах помещаются материалы как для пропагандистов, так для массового читателя. Автор письма отмечал, что «журнал необходим каждой семье, библиотекам, клубу, дому культуры», в связи с чем редакция просит оказать помощь в распространении, популяризовать журнал среди работников культуры, предложив областным и районным газетам напечатать информацию о журнале, а также «обеспечить передачу информации по сети местного радиовещания и телевидения» [18, л. 46].

Не лучше обстояло дело и с распространением в Тамбовской области журналов социалистических стран на русском языке, таких как «Дружба», «Китай», «Народная Румыния». Согласно официальным данным, тираж этих изданий был реализован в 1960-х гг. всего на 30 % [19].

В систему партийно-советской печати входили и печатные периодические издания

партийных комитетов, Советов депутатов трудящихся, профсоюзных и комсомольских организаций, творческих союзов, министерств, научных учреждений. Деятельность каждого из них была подчинена одной цели -обеспечению успешного осуществления линии партии.

Согласно официальным отчетам, разовый тираж данных изданий постоянно рос. Однако в то же время в Тамбовской области в 1960 г. из 1 тыс. 600 изданных экземпляров журнала «Агитатор» было реализовано только 1 тыс. 150 экземпляров (т. е. около 30 %). В 1970-х гг. из 1 тыс. 800 экземпляров того же журнала было реализовано всего 600.

Тираж многих изданий не распространялся полностью. Главным образом, это были районные издания. По данным директора облкнигторга И. Беляева, «на складах книг-торга в Тамбове залежалось печатной продукции, выставленной в магазинах, примерно на 55-60 тыс. руб. (1963 г.). Это около 212 тыс. экз.» Частичная проверка показала, что тираж многих изданий не был реализован в течение нескольких лет. В макулатуру было превращено свыше 60 тыс. экземпляров районной газеты «. вследствие нераспространения тиража по подписке.» и передано отделом распространения и экспедирования печати «.для продажи в другие районы в качестве товарной бумаги» [20].

В качестве мер по борьбе с этими недостатками предлагалось активизировать работу по выявлению семей, не выписывавших газеты и журналы, активизировать работу по созданию широкого актива общественных распространителей печати среди специалистов и передовиков промышленности, работников сферы культуры и образования, учреждений культурно-просветительных учреждений.

Установка на «напряжение и мобилизацию всех сил и использование всех возможностей» являлась определяющей при выборе средств, среди которых самым действенным и часто используемым было административное принуждение со стороны партийных органов области.

Более охотно выписывались центральные и областные газеты, нежели городские и районные.

Анализируя сложившуюся ситуацию, партийными органами и редакциями газет

признавалось, что выпускаемая литература не полностью удовлетворяла запросы сельского и городского населения области. В качестве мер повышения читательского спроса предлагались такие, как поиск актуальных тем, привлечение к созданию печатной продукции общественности. Издательства изучали спрос читателя. Редакции газет часто проводили опросы среди читателей разных возрастов о том, какие газеты и журналы пользуются у населения большим интересом, какие темы их больше интересуют.

В газете «Тамбовская правда» в 1960 г. была опубликована статья «Писатель - издательство - читатель», посвященная анализу преимуществ и недостатков печатных изданий. В ней отмечалось: «Работа в современных условиях - серьезный экзамен для коллектива издательства. Чтобы быть на уровне задач сегодняшнего дня, нужно устранить немало существенных недостатков в организации работы с авторским коллективом, улучшить тематическое планирование, повысить идейный уровень выпускаемой литературы. У нас не оперативно освещаются важные события, в ряде случаев неглубоко показывается передовой опыт в промышленной сфере, в области культуры, слабо пропагандируется достижения науки. Неудовлетворительно и полиграфическое исполнение изданий» [19].

В целом состояние полиграфической базы идеологическим отделом промышленного обкома КПСС оценивалось как неудовлетворительное: отсутствие собственной типографии, устаревшее оборудование, низкий профессиональный уровень работников типографии. Необходим переход на фотонабор и офсетную печать (многокрасочную). Редакция обеспечена помещением, транспортом, однако не обеспечена оргтехникой (необходимы диктофоны, современные пишущие машинки, множительная техника, компьютерная система, фотоаппаратура, канцелярские принадлежности)» [8].

Анализируя деятельность редакций городских газет, Политбюро ЦК КПСС отмечалось, что многие городские газеты плохо справляются с поставленными перед ними задачами. Кроме того, данные издания, согласно тому же постановлению, неудовлетворительно освещают работу культурных учреждений и городского хозяйства. В каче-

стве недостатков также отмечалось, что в газетах не находит должного отражения деятельность партийных органов и местных Советов, слабо развертывается критика недостатков, не уделяется должное внимание социалистическому соревнованию и пропаганде передового опыта производства, плохо освещаются вопросы культурной работы среди населения, крайне мало материалов о школе, вузах, домах культуры, клубах. Серьезным упущением, согласно данному постановлению, являлось то обстоятельство, что редакции городских газет редко печатали статьи передовиков производства: инженеров, техников, деятелей науки, искусства, образования; не использовали в должной мере письма, присылаемые в газету.

Серьезные нарекания вызывало то обстоятельство, что большая часть городских газет издавалась на низком культурном уровне, плохо оформлялась [8].

В городских газетах почти не публиковались яркие очерки, фельетоны, стихотворения, а страницы газет зачастую заполняли официальные документы местных организаций.

Много нареканий со стороны вышестоящих партийных органов вызывало руководство печатью в районном партийном звене.

В ряде отчетов и докладных записках отмечалось, что многие горкомы, райкомы партии в своей повседневной практике еще «не в полную силу использовали газеты как действенное средство культурного воспитания, пропаганды коммунистической культуры и идеологии» [18, л. 1-10].

Кроме того, в качестве недостатков отмечалась несвоевременность отдельных райкомов и горкомов партии в определении первоочередных задач газет, которые «слабо концентрировали внимание на коренных проблемах общества и культуры», при этом «явно недооценивали роли и места печати в обществе» [14].

Секретариат Тамбовского обкома КПСС критиковал работу ряда райкомов и горкомов партии, которые «не придают должного значения распространению газет и журналов, доверив это дело органам связи, не контролировали работу последних, мало привлекали общественность, редакции ряда районных газет не принимали участия в их распространении, не оказывали должной помощи местным редакциям» [9].

В постановлении ЦК КПСС «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации» в 1975 г. говорилось: «Партийные комитеты обязаны постоянно заботиться о повышении роли печати, других средств массовой информации в развитии критики и самокритики. Пропагандируя передовой опыт, областная, городские и районные газеты должны глубже вскрывать недостатки в работе, анализировать недостатки в работе, анализировать их причины, чтобы критические материалы отличались злободневностью, знанием дела, принципиальностью выводов. Активнее привлекать рабочих и сельскую корреспонденцию к обсуждению в печати актуальных вопросов жизни области, острее реагировать на имеющиеся факты отписок и пренебрежительного отношения отдельных работников к сигналам печати» [9].

На промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, учреждениях и учебных заведениях были широко распространены стенные, световые и свето-звуковые газеты.

Газеты и журналы были ориентированы на все слои населения и социальные группы. В постановлении ЦК КПСС от 1968 г. «О повышении роли районных газет в коммунистическом воспитании трудящихся» отмечалось: «Редакциям районных газет необходимо проявлять больше заботы о литературном уровне, тематическом и жанровом разнообразии своих выступлений, учитывать возросший общеобразовательный и культурный кругозор читателей, специфику их производственных, духовных, бытовых и возрастных интересов» [21, л. 45]. Отдел пропаганды Тамбовского бюро обкома КПСС редакциям отмечал: «Обращены они в основном были к руководителям колхозов, секретариату парторганизаций, руководящему составу. Но в первую очередь обращение должно быть адресовано к рядовому труженику, к производителю материальных благ, чтобы у них возникало чувство ответственности и обязательства перед Родиной, государством» [22].

Особое внимание пресса как основной «духовный воспитатель» должна была уделять советской молодежи. Редакциям газет «Правда», «Известия», «Сельская жизнь», «Советская Россия», «Труд», «Агитатор», республиканских, краевых, областных газет и журналов полагалось систематически ос-

вещать проблемы коммунистического воспитания молодежи, работу комсомольских организаций. В постановлении ЦК КПСС 1968 г. «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» отмечалось: «Комитету по печати при Совете Министров СССР, ЦК ВЛКСМ повысить уровень комсомольской печати, политической, художественной, научно-популярной и научно-фантастической литературы для детей и молодежи, разработать меры по расширению выпуска книг и брошюр, тематических библиотечек, укреплению материальной базы молодежных издательств».

В Тамбовской области выходила молодежная газета «Комсомольское знамя» - орган Тамбовского обкома ВЛКСМ. Тираж газеты составлял: в 1985 г. - 32 тыс. экземпляров, в 1986 г. - 35 тыс. экземпляров, в 1987 г. - 33 тыс. экземпляров, в 1988 г. -32 тыс. 200 экземпляров, в 1989 г. - 25 тыс. 200 экземпляров (данные на 15 ноября 1989 г.), в 1990 г. - 12 тыс. экземпляров.

В комсомольско-молодежной газете печатались такие рубрики, как «Новости науки и техники», «Книжные новинки», «Анонсы кинофильмов», «Уголок досуга», где размещались различные ребусы, головоломки, «Спорт» и др. Восторженно сообщала молодежная газета о выборах в советы всех уровней. «Всенародный праздник», «Демонстрация сплоченности советского народа» - такими названиями пестрели страницы газеты накануне выборов. Особое внимание уделялось идейному воспитанию молодежи, о чем свидетельствуют названия специальных рубрик: «Идейное воспитание молодежи - главная задача комсомола», «Критика и самокритика - могучее средство воспитания». Особенное место занимал материал о подвигах героев-тамбовчан в годы Великой Отечественной войны, успехах трудящихся Тамбовской области в выполнении государственных планов и др. Появлялись в газете и новые рубрики, например, «Бригантина», которая активно работала с письмами старшеклассников Тамбовской области, давала ответы на животрепещущие темы: «Дружить или нет?», «Как мне быть?» и др.

В 1970-е гг. на страницах «Комсомольского знамени» регулярными были рубрики «Твои люди, ССО», «Третий трудовой» - о деятельности стройотрядов, «Маршрутами

жатвы» - о ходе сельскохозяйственных работ, «В обкоме ВЛКСМ», «Отчеты и выборы в комсомоле», «Обзор писем», «Нам отвечают» - о действенности критических выступлений газеты, «Куда пойти учиться?», «Орленок» - о пионерии, «Клуб «Факел» - о делах школьников, «Кино» - анонсы кинофильмов и рецензии на них, «Наши рецензии» - рецензии на произведения литературы, «Литература и искусство», «Стихи», «Спорт», критически-сатирические рубрики «В переплет», «Уголок юмора», «Вы просили песню» - ноты музыкальных произведений, «Мы - защитники природы», «Кроссворд».

Газета должна была активно бороться за культуру быта и досуга молодежи. Так, в рубрике «Вечером после работы» в едкой форме обличались «антикомсомольские» нравы отдельных представителей тамбовской молодежи. Поучительные материалы публиковались в рубрике «Досуг - дело серьезное». Рьяно включилась «молодежка» в антиалкогольную кампанию.

В 1980-е гг. темы материалов «молодеж-ки» стали разнообразнее, она стала интереснее по сравнению с предыдущими годами ее существования и выглядела в этом смысле более выгодно на фоне областной партийной газеты «Тамбовская правда».

Таким образом, в общественно-культурной жизни провинции периодическая печать занимала важнейшее место. Печатным средствам массовой информации придавалось особое значение в деле формирования нового советского человека и культурного развития страны. Печать являлась отражением духовной жизни общества, освещая самые важные события страны на страницах изданий. В исследуемый период печать пропагандировала идеологические нормы и решения партии. Она была непосредственным участником общественно-политической и культурной жизни, отражая в определенной степени интересы и настроения общества, оказывая влияние на формирование общественного мнения, сознание и поведение советских граждан.

1. Поликарпова Е.В. Аксиологические функции масс-медиа в современном обществе. Ростов н/Д, 2002.

2. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 9704.

3. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода: лекции. Екатеринбург, 1998.

4. Александрова H.H. История отечественной журналистики (февраль 1917 - середина 90-х). М., 1999. Вып. 3.

5. Рабельников A.A. История российской журналистики XX века. М., 1995.

6. Тамбовская область за 50 лет Советской власти (1917-1967): сборник статей. Воронеж, 1967.

7. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов. М., 1983.

8. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: сборник документов и материалов. М., 1972.

9. КПСС о средствах массовой информации и пропаганды // Политическая литература. М., 1979.

10. Зубков И. Партийное руководство печатью,

телевидением и радиовещанием: сборник

стататей. М., 1979.

11. Очерки истории Тамбовской областной организации КПСС. Воронеж, 1984.

12. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 1162. Л. 3-49.

13. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 9570. Л. 2-110.

14. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 1104. Л. 3-4.

15. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 9704. Л. 98-102.

16. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 1127. Л. 3-49.

17. ГАТО. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 11627.

18. ГАТО. Ф. 8283. Оп. 1. Ед. хр. 164.

19. ГАТО. Ф. 8283. Оп. 1. Ед. хр. 290. Л. 35-39.

20. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1986. Т. 9.

21. ГАТО. Ф. 8283. Оп. 1. Ед. хр. 156. Л. 45.

22. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1979. Т. 11.

Поступила в редакцию 8.02.2013 г.

UDC 05

SOVIET PRESS IN 1960-1980s AS PART OF CULTURAL AND IDEOLOGICAL POLICY OF PARTY (ON THE MATERIALS OF TAMBOV REGION)

Mariya Petrovna ERMAKOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Russian History Department, e-mail: starfish87-87@mail.ru

The place of the press in the implementation of cultural and ideological policy of the party, the methods of its implementation at the regional level is considered.

Key words: print; media; newspapers; magazines; periodicals; subscription campaign.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.