Научная статья на тему 'Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства'

Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
988
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕСНЯ / СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ / СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО / СОВЕТСКАЯ МУЗЫКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Помещикова В.В.

Тема статьи обусловлена необходимостью осмысления творческого и социокультурного феномена советской песни, сумевшей стать подлинным историческим документом, масштабно и ярко отразившим жизнь народа на всех этапах существования Советского Союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства»

СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

© Помещикова В.В.*

Белгородский государственный институт искусств и культуры,

г. Белгород

Тема статьи обусловлена необходимостью осмысления творческого и социокультурного феномена советской песни, сумевшей стать подлинным историческим документом, масштабно и ярко отразившим жизнь народа на всех этапах существования Советского Союза.

Ключевые слова песня, советская песня, советское искусство, советская музыка.

Исследование песни актуально в любой исторический период: оно значительно обогатит наши представления об эпохе, народе, этносе, национальных ценностях в тот или иной взятый период, духовном мире отдельно взятого человека и социальной жизни нации в целом.

Чем дальше от нас эпоха СССР, тем больший интерес она вызывает. Советская цивилизация интересует даже тех, чья сознательная жизнь началась после перестройки. Подтверждением этому процессу служат многочисленные телесериалы, действие которых происходит в нашем недавнем прошлом. По мнению ведущего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН С. Экштута, интерес к фильмам про СССР объясняется, прежде всего, ностальгией по старым добрым временам. Социологические опросы показывают, что 30 % жителей нашей страны мечтают вернуться в эпоху так называемого застоя: ведь именно это время, несмотря на все трудности, ассоциируется у зрителей со стабильностью. Так, организатор сообщества «76 - 82» журналист В. Быков, утверждает, что у людей, родившихся между 1976 и 1986 годами, было самое безоблачное детство. Певец Ренат Ибрагимов справедливо заметил, что песня в советское время действительно строить и жить помогала. Стоит вспомнить великие комсомольские стройки, БАМ, целину. Люди умели радоваться малому, весело отдыхать и дружно жить. Весь советский народ был объединён и сплочён, независимо от национальности, одной идеей. Распад Советского Союза, названный В. Путиным «величайшей геополитической катастрофой» [4, с. 10], эту идею разрушил. Сегодня каждый живёт сам за себя, отсутствуют общность и искренность [18, с. 10].

Философ А. Зиновьев считает, социальное устройство СССР было самым эффективным их тех, что создала человеческая цивилизация: эта соци-

Концертмейстер.

Педагогические науки

41

альная система отличалась простотой и стандартизацией [16, с. 3]. Того же мнения придерживается Жорес Алфёров: «идея создания Советского Союза была гениальной. Нашли очень интересный и, с моей точки зрения, правильный путь. Развивалась национальная культура, сохранялась самобытность в республиках, сохранялись определённые права и самостоятельность и вместе с тем - было единое государство» [2, с. 3].

Процветала культура: государство поддерживало элитарное искусство, национальные литературы. Достаточно вспомнить мастеров, посвятивших себя переводу: это Н. Заболоцкий, Н. Тихонов, Б. Пастернак, Д. Самойлов, С. Липкин, Я. Козловский, В. Цыбин, Ю. Мориц, И. Лиснянская, В. Соколов, Б. Ахмадуллина, А. Преловский, Э. Балашов, Р. Казакова, Ю. Кузнецов, Св. Кузнецова, М. Синельников. Поляков Ю. пишет: «Евтушенко перевёл огромный том грузинской поэзии «Тяжелей земли». «Ах, восточные переводы, как болит от вас голова!» - написал не кто-нибудь, а сам Арсений Тарковский [15, с. 3]. На «пике застоя» выпускалось около 120 000 фортепиано в год (а теперь 2000) [16, с. 10].

Общеизвестно, что СССР возник на территории бывшей Российской Империи, рухнувшей в результате Октябрьской революции 1917г. Четыре образовавшихся советские республики - Российская Федеративная, Украинская, Белорусская и Закавказская федерация 30 декабря 1922 г. подписали договор о создании Союза. Позже в него вошли другие республики (общее количество - 15) [12, с. 665]. После октябрьских событий 1917г. началась централизация управления культурой и искусством. Был создан Союз пролетарских культурно-просветительских организаций - Пролеткульт, руководителями которого были А.А. Богданов, П.И. Лебедев-Полянский и др. Они поставили своей задачей создать особую пролетарскую культуру на основе отрицания наследия прошлого. Новые руководители опасались, что старая культура может подавить классовое сознание пролетариата. То есть, в основе идеологии, как видим, изначально была заложена система насилия над формированием как общественного, так и индивидуального сознания.

Каждая эпоха развивает определённые виды и жанры, в которых полномасштабно отражается её суть. Такие произведения позволяют современникам понять окружающую действительность, выразить свои интересы, отобразить ценности. Советская песня получила стремительное развитие, поскольку полностью отвечала потребностям общества того времени. Продолжив многие традиции русской культуры, советская песня стала особым культурно-историческим феноменом, особой комплексной средой, синкретическим явлением, в котором органично соединились поэзия, музыка, им-провизационность, непосредственность контакта со слушателем, диалогичность, ненавязчивость, аллегоричность и стремление к отображению всего, что свойственно человеку, значителен он или нет. Песня реалистически отразила все социально-политические процессы. Она стала массовым явлени-

42

НОВОЕ СЛОВО В НАУКЕ И ПРАКТИКЕ

ем, сохраняя при этом своё индивидуальное, личностное начало. Проявления советской песни разнообразны и многоплановы, несхожи своим музыкальным языком, композиционным решением. Но во всех проявлениях главной темой песни остаётся человек (и не только «герой», но и человек обыкновенный, с его чувствами, отношением к самому себе и другим людям). Таким образом, советская песня была направлена на удовлетворение жизненно важной духовной потребности общества. Прослеживая культурноисторический путь генезиса песни (начиная от трудовых попевок, ритуальных песен-заклинаний, заканчивая блюзами - одним из самых оригинальных и самобытных жанров афроамериканского фольклора и советской песней времен Великой отечественной войны, ставшей беспрецедентным явлением в мировой музыкальной культуре), мы наблюдаем развитие мировой истории человечества.

Так, песни СССР служили своему времени, выражали его. В 20-х гг. маршеобразные песни выражали идеи, убеждения и настроения людей, выступивших с оружием в руках на защиту советской власти. Песня в 30-х гг. была официальной и неофициальной: с одной стороны, песня отражала трудовую жизнь народа, дарила людям оптимистичный настрой, с другой -народ слушал цыганские напевы, фокстроты, танго, романсы, страдания, так называемые «блатные» песни. Подлинными шедеврами стали песни Великой Отечественной войны. Они отобразили горе и боль народа, вселяли веру в победу.

Мозаичными стали 50-е гг.: наряду с гимническими песнями о Ленине, партии, труде, развиваются новые жанры и формы: возрождаются джаз-оркестры, появляются эстрадно-симфонические оркестры, впервые формируется молодёжная субкультура, возникают клубы самодеятельной песни. «Холодная война» способствовала появлению песен о мире, по-прежнему развивалась тема Великой Отечественной войны. На Всемирных фестивалях молодёжи и студентов впервые состоялся межкультурный диалог. Фильм «Карнавальная ночь» Э. Рязанова продемонстрировал джазовое музицирование.

Сложные и противоречивые 60-е годы обогатили песенное искусство новой жанровой направленностью (авторская песня, рок-музыка, ВИА), более глубоким содержанием, новаторскими композиторскими решениями.

Разножанровость песни получила своё дальнейшее развитие в 70-х гг.: появилась бит-песня (песня для ВИА), сложился новый композиторский стиль Д. Тухманова, появилась фолк-музыка, впервые появляются рок-композиции на русском языке. Значительно расширяется тематическое и жанровое разнообразия: появляется джазовая песня, поднимаются темы времени, взаимодействия прошлого и настоящего, продолжает своё развитие жанр песни сверстников, зарождается исповедальная женская песня, социальные и бытовые проблемы порождают юмористические (сатирические) песни,

Педагогические науки

43

продолжается развитие темы Великой Отечественной войны, продолжает развиваться любовная лирика.

Советская песня как исторический и культурный феномен, как явление музыкальной культуры, может восприниматься в качестве документа эпохи, выполняя познавательно-просветительскую функцию в различных ракурсах её проявления - историко-фактологическом, философско-мировоззренческом, этико-эмоциональном, художественно-эстетическом.

Список литературы:

1. Айтматов Ч.Т Плаха: роман / Чингиз Айтматов; [вступ. ст. В. Воронова]; худож. А. Бегалин. - М.: Дет. Лит., 2007 - 378 с.

2. Алфёров Ж. «Убеждений не меняю» // ЛГ. - 2011. - № 41. - С. 3.

3. Алексеева, О.И. Русская народная песня как этнокультурный концепт: дисс. ... канд. философ. наук / О.И. Алексеева. - Белгород, 2005. - 183 с.

4. Белозёров М. Время возрождения // ЛГ. - 2006. - № 18. - С. 10.

5. Пухнавцев О. Мимикрия фальши // ЛГ - 2010. - № 23. - С. 10.

6. Сафошкин М. Леонид Утёсов: воспоминания, стихи, песни. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 432 с., ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.