УДК 32.019.5
С.А. Рябов
Омский государственный педагогический университет СОВЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОПАГАНДЫ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА
В статье рассмотрены особенности функционирования советской пропаганды. Представлены как ее структурно-организационный, так и манипулятивно-ценностный аспекты.
Ключевые слова: советская пропаганда, централизация, воспитание, просвещение масс, научная составляющая, мифологическая составляющая.
Говоря о феномене массовой государственной пропаганды, следует отметить, что он берет свое начало с момента третьей информационной революции (изобретение телеграфа, радио и телевидения). Впервые значимость пропаганды серьезно проявляется во время Первой мировой войны, когда участвующие в ней державы поняли, что в условиях продолжительной изматывающей войны не менее важным, чем физическое уничтожение противника, является его моральное разложение, лишение всяческого желания продолжать борьбу. В нашей стране говорить о феномене государственной пропаганды следует не раньше чем с 20-х гг. XX в., сразу после Великой октябрьской социалистической революции. Это связано сразу с тремя факторами: во-первых, получают развитие новейшие для того времени средства массовой коммуникации - телеграф, радио, а позднее и телевидение; во-вторых, происходит постепенная ликвидация неграмотности (что дает пропагандистскую силу и печатным СМИ); в-третьих, в условиях построения нового общества молодому советскому государству крайне требовалось психологическое воздействие на огромные массы людей.
В рамках советской политической мысли пропаганда понималась следующим образом. Пропаганда - это форма деятельности по распространению идеологии, ее инструментарий. Коммунистическая пропаганда основывается на научной идеологии, которая выражает коренные интересы рабочего класса, является главным оружием в ломке эксплуататорских отношений и созидании нового общества, в том историческом предназначении, который он осуществляет в интересах всего человечества. Коммунистическая пропаганда была рассчитана на то, чтобы вооружить рабочий класс знанием законов развития общества, с тем чтобы сделать его сознательным участником революционных преобразований... Поэтому наряду с такими качествами, как научность, классовость, партийность, глубокая связь с массами, отражение правды жизни, коммунистическая пропаганда служила средством просвещения, воспитания масс, ускорителем социального прогресса [2, с. 12].
Итак, с точки зрения официальной советской науки в качестве основных черт советской пропаганды следует выделить:
• научность отстаиваемых ею идеологических взглядов;
• глубокую связь с массами;
• отстаивание интересов рабочего класса с целью его участия в построении нового общества во имя интересов всего человечества;
• просвещение, воспитание народных масс;
• партийное руководство средствами массовой информации и пропагандой.
Н.Л. Ненастьева следующим образом схематически показывает функционирование советской модели пропаганды [5, с. 79] (см. рисунок).
Несмотря на всю провозглашаемую научность советской пропаганды, истинность, воспитательную и образовательную функции, основанные на всесилии марксистско-ленинского учения, в рамках советской пропаганды значительную роль играла мифологическая составляющая. Эволюция мифологической составляющей представлена в табл. 1 [8, с. 371].
Г осударство (фактический собственник СМИ)
Социальный заказ на формирование общественного мнения
Отделы информационной агитации и пропаганды
Редакции СМИ
Население - потребители
П
о
д
д
е
р
ж
к
а
н
а
с
е
л
е
н
и
я
В данную периодизацию, по мнению автора, необходимо добавить еще один период мифологической составляющей советской пропаганды - период перестройки (1985-1991), когда все вышеперечисленные мифы сознательно разрушались при помощи самой же партийно-государственной пропагандистской машины, которая всеми силами сдерживала распространение альтернативных точек зрения. Фактически это включало советскую пропагандистскую машину в информационно-психологическую войну на стороне США и их союзников, которая велась против СССР в рамках холодной войны.
Таблица 1
Эволюция мифологической составляющей в России__________________________
Базовые ценности До 1917 г. 1917-1961 гг. 1961-1991 гг. С 1991 г.
Идеологическая составляющая Православие Марксизм-ленинизм Марксизм-ленинизм -
Г осударственная составляющая Самодержавие Диктатура пролетариата, интернационализм Руководство КПСС Демократия + мягкий авторитаризм
Гражданская составляющая Отечество, народность Построение социализма Патриотизм Отечество, свободный человек
Цель - - Создание материальнотехнической базы; совершенствование общественных отношений; формирование нового человека Формирование гражданского общества
Главный идеолог перестройки А.И. Яковлев в предисловии к «Черной книге коммунизма» писал: «После ХХ съезда в сверхузком кругу своих ближайших друзей и единомышленников мы часто обсуждали проблемы демократизации страны и общества. <...> Группа истинных, а не мнимых реформаторов разработала (разумеется, устно) следующий план: авторитетом Ленина ударить по Сталину, по сталинизму. А в случае успеха Плехановым и социал-демократией бить по Ленину, либерализмом и «нравственным социализмом» - по рево-люционаризму вообще. Советский тоталитарный режим можно было разрушить только через гласность и тоталитарную дисциплину партии, прикрываясь при этом интересами совершен-
ствования социализма. Эта хитроумная, но весьма простая тактика - механизмы тоталитаризма против системы тоталитаризма - сработала» [11, с. 14].
На передаче «Суд времени», посвященной гласности, С.Е. Кургинян говорил: «.с 1986 по 1990 г. была реализована совершенно особая стратегия, никакого отношения к информационной свободе слова не имеющая, стратегия насильственного насаждения в режиме информационных репрессий определенной идеологии, новой, с ломкой всего того, что задавалось перед этим. Из тех же кабинетов в репрессивном порядке... В этот период сначала принимались решения о напечатании моих статей в газете «Правда», а потом соответствующими распоряжениями того же Яковлева рассыпался набор этих статей. В этот момент все инакомыслящие назывались врагами. Вот рот затыкали в период гласности? Удары по врагам наносились?» [10].
А другая участница выше обозначенной передачи, психолог И. Медведева, назвала политику гласности «лубочной ложью» [10].
Окончательный вариант эволюции мифологической составляющей советской пропаганды смотри в табл. 2.
Таблица 2
Эволюция мифологической составляющей советской пропаганды______________________
Базовые ценности 1917-1961 гг. 1961-1986 гг. 1986-1991 гг.
Идеологическая составляющая Марксизм-ленинизм Марксизм-ленинизм Социал-демократия, открыто переходящая в антикоммунизм (неолиберализм)
Г осударственная составляющая Диктатура пролетариата, интернационализм Руководство СССР Реформы, ускорение, антитоталитаризм
Гражданская составляющая Построение социализма Патриотизм Освобождение от всевозможных запретов тоталитарного (совет-ского)государства
Цель - Создание материальнотехнической базы; совершенствование общественных отношений; формирование нового человека Демонтаж советской системы
Если говорить об эффективности советской пропаганды, то следует сказать о том, что она была эффективна в чрезвычайных ситуациях, способствовала мобилизации огромных масс населения (ситуация во время Великой Отечественной войны). В советских средствах массовой информации и пропаганды посредствам цензуры никогда не передавалась непроверенная информация, какие-то несуществующие факты (в отличие от современных западных и российских СМИ, где переданные факты могут затем опровергаться). Однако можно привести ряд примеров, когда чрезмерная централизация средств пропаганды приводила и к отрицательным последствиям. Это было связано с нежеланием или нерешительностью, медлительностью центральных партийных и пропагандистских органов (например, ситуация с аварией на Чернобыльской АЭС). Именно это медлительность, а по мнению ряда исследователей (А. Проханов, А.А. Зиновьев, О.А. Платонов и др.), и прямое предательство (особенно ярко это проявилось в августе 1991 г., когда вместо прямого обращения к народу по телевидению транслировался балет), стала результатом полного поражения советской системы пропаганды и транслируемых ею ценностей в холодной войне против Запада.
Библиографический список
1. Абрашев, М.М. Социальная психология и устная пропаганда / М.М. Абрашев. - М., 1981. - 40 с.
2. Беглов, С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики : учеб. пособие / С.И. Беглов. - М., 1984. - 375 с.
3. Блажнов, Е.А. Пропаганда и журналистика : лекции / Е.А. Блажнов. - М., 1982. - 129 с.
4. Зиновьев, А.А. Запад / А.А. Зиновьев. - М., 2007. - 507 с.
5. Ненастьева, Н.Л. Информационная политика России в условиях реформирования социальной структуры современной России : дис. ... канд. полит. наук / Н.Л. Ненастьева. - Ярославль, 2007. - 247 с.
6. Тесля, М.Е. Коммунистическая пропаганда и агитация - важное звено идеологической работы партии / М.Е. Тесля. - М., 1980. - 64 с.
7. Платонов, О.А. Битва за Россию / О.А. Платонов. - М., 2010. - 544 с.
8. Почепцов, Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г. Почепцов. - М., 2009. - 651 с.
9. Проханов, А. Человек звезды / А. Проханов // Завтра. - 2011. - № 33. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/926/11.html.
10. Стенограмма передачи «Суд времени». 39. Гласность. «Гласность: шаг к подлинной свободе или
информационная война?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kurginyan/ru|publ.sh-
tml?cmd=add&cat=3 &id=157.
11. Черная книга коммунизма. Преступления, террор, репрессии. - М., 2001. - 780 с.
12. Шейнов, В.П. Манипуляция сознанием / В.П. Шейнов. - Минск, 2010. - 768 с.
© Рябов С.А., 2012
Автор статьи - Сергей Александрович Рябов, соискатель, Омский государственный педагогический университет, e-mail: rsarad@mail.ru.
Рецензент - В.Г. Пузиков, доктор философских наук профессор, Омская гуманитарная академия.