Научная статья на тему 'Советская модель производства по уголовным делам в дежурных камерах народного суда как основа создания современного суммарного производства'

Советская модель производства по уголовным делам в дежурных камерах народного суда как основа создания современного суммарного производства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
370
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУММАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / УПРОЩЕННАЯ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА / ДЕЖУРНЫЕ КАМЕРЫ / ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / TOTAL PROCEEDINGS / CRIMINAL PROCEDURE OF SIMPLIFIED FORM / DUTY CHAMBERS / PRE-TRIAL PROCEEDINGS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никифоренко Юлия Лавриновна

В статье рассматривается вопрос о необходимости введения в современный уголовный процесс упрощенных процедур, особенно на его досудебных стадиях. Изучение данной проблематики потребовало от автора всестороннего изучения и анализа исторического опыта дифференциации уголовно-процессуальной формы в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никифоренко Юлия Лавриновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Soviet model of criminal proceedings in duty chambers of the national court as a basis for the creation of the modern total proceedings

The article addresses the question of need of introduction to the modern criminal trial of simplified procedures, especially in its pre-trial stages. The study of this problem demanded that the author make a comprehensive study and analysis of the historical experience of differentiation of criminal procedural form in Russia.

Текст научной работы на тему «Советская модель производства по уголовным делам в дежурных камерах народного суда как основа создания современного суммарного производства»

Никифоренко Юлия Лавриновна

Нижегородская академия МВД России (e-mail: ulchaha@mail.ru)

Советская модель производства по уголовным делам в дежурных камерах народного суда как основа создания современного суммарного производства

В статье рассматривается вопрос о необходимости введения в современный уголовный процесс упрощенных процедур, особенно на его досудебных стадиях. Изучение данной проблематики потребовало от автора всестороннего изучения и анализа исторического опыта дифференциации уголовно-процессуальной формы в России.

Ключевые слова: суммарное производство, упрощенная уголовно-процессуальная форма, дежурные камеры, досудебное производство.

Yu.L. Nikiforenko, Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: ulchaha@mail.ru

The Soviet model of criminal proceedings in duty chambers of the national court as a basis for the creation of the modern total proceedings

The article addresses the question of need of introduction to the modern criminal trial of simplified procedures, especially in its pre-trial stages. The study of this problem demanded that the author make a comprehensive study and analysis of the historical experience of differentiation of criminal procedural form in Russia.

Key words: total proceedings, criminal procedure of simplified form, duty chambers, pre-trial proceedings.

Законодатель при любом правовом устройстве ищет меры по повышению его эффективности. Еще больше это касается теоретика. Сказанное справедливо и для сферы уголовного судопроизводства. На различных исторических этапах его развития возникал вопрос об оптимизации отдельных уголовно-процессуальных производств. Отечественный законодатель упорно искал и оптимальную форму упрощенного производства по уголовным делам.

Определенные шаги к упрощению уголовного судопроизводства были сделаны еще в царской России. Устав уголовного судопроизводства 1864 г предусматривал возможность ускорения уголовного судопроизводства посредством устранения судебного разбирательства в случае уплаты обвиняемым штрафа [1].

Следующий шаг в данном направлении был сделан уже в XX в. Законом 1912 г. «О преобразовании местного суда» с целью сокращения производства по маловажным делам введен институт судебных приказов. Мировой судья по делам о преступлениях, наказание за которые не превышало денежного взыскания в 50 руб. или ареста до 15 дней, в случае отсутствия сомнений в доказательствах обвинения без судебного разбирательства приговаривал обвиняемого судебным приказом [2, с. 596-602].

Существо процедуры сводилось к докладу мировым судьей дела, заслушиванию обвинителя и объяснений обвиняемого и постановлению судебного приказа. Если в течение 7 дней после получения осужденным копии приказа от него не поступало прошения о судебном разбирательстве дела, приказ вступал в законную силу. По уголовным делам, которые по Закону могли быть прекращены за примирением сторон, а также при предъявлении гражданского иска судебный приказ не применялся [3, с. 245]. Подобный порядок привел к устройству в крупных городах страны особых дежурных камер, в которых по очереди отправляли правосудие мировые судьи.

После Октябрьской революции 1917 г. советская власть демонстративно порвала со старой правовой традицией. Однако необходимость правовой определенности постепенно привела к воссозданию прежних институтов, существовавших по У.У.С., в том числе и упрощенного производства по уголовным делам. Так, Декретом о суде [4, с. 1195-1204] в ноябре 1917 г. были упразднены мировые суды, которые были заменены местными постоянными народными судьями. Подсудность этих судов определялась по гражданским делам штрафом до 3000 рублей и по уголовным - наказанием до 2 лет лишения свободы [5, с. 8], что было почти одинаково с

58

подсудностью упраздненных мировых судебных учреждений. Мы это оцениваем так: советское правительство, не придумав ничего нового, просто заимствовало существовавшую еще до революции модель упрощенного порядка - дежурных камер народного суда.

Постановлением народного комиссара юстиции (НКЮ) Курского от 16 сентября 1920 г. в губернских и уездных городах были учреждены особые сессии народного суда. Этим же постановлением учрежден институт дежурных камер народного суда [6, с. 796-797]. Учреждение дежурных камер народных судов имело своей целью добиться максимальной быстроты и эффективности рассмотрения несложных уголовных дел в день задержания лиц, совершивших преступления.

На третьей сессии ВЦИК в 1922 г. был принят первый УПК РСФСР [7], содержавший специальную главу «Особые производства». В соответствии с положениями гл. XXVIII «Особые производства» УПК РСФСР 1922 г. рассмотрение уголовных дел в дежурных камерах проводилось по общим правилам, установленным для производства дел в народном суде с участием двух народных заседателей. Разбирательство в дежурной камере не проводилось по делам, производство предварительного следствия по которым было обязательным.

Главные особенности производства в дежурных камерах состояли в следующем:

1. В дежурные камеры народного суда доставлялись все задержанные, дела о которых, по мнению органов, произведших задержание, не требовали особого расследования или по которым обвиняемые признавали себя виновными. Одновременно с задержанным в дежурную камеру доставлялись материалы дела (протоколы, заявления, признанные по делу вещественные доказательства), а также по возможности свидетели.

2. Назначение защитника по уголовным делам, рассматриваемым в дежурных камерах, было не обязательным.

Само судебное разбирательство осуществлялось также в «экспресс-режиме». Народный судья немедленно принимал поступивший материал к рассмотрению. Если дежурная камера находила, что предоставленный материал является недостаточным, то народный судья выносил определение о направлении дела для дополнительного расследования и рассмотрения по существу в общем порядке. Если в ходе судебного рассмотрения материалов подсудимый указывал на доказательства, которые не представлялось возможным изучить в том же заседании, слушание прекращалось и в дальнейшем рассматривалось в общем порядке. При этом в обоих указанных случаях народный судья разрешал вопрос применения меры пресечения в отношении подсудимого.

3. Народный судья до назначения слушания дела дежурной камерой обладал правом вызова обвиняемого для разъяснения ему сущности предъявляемого обвинения, опроса о возможных ходатайствах.

4. Взамен обвинительного заключения в суде зачитывался протокол, а неявка свидетелей не останавливала рассмотрение дела. Определения и приговоры, выносимые народным судом, постановленные в дежурных камерах, могли быть обжалованы в общем порядке в Совет народных судей.

Надо отметить, что уже в первые годы практической работы дежурных камер работники народных судов жаловались на правовую безграмотность «агентов милиции», производивших досудебное производство, низкое качество подготавливаемых материалов, несоблюдение правил «делопроизводства» в самом суде [8, с. 7; 9, с. 7]. Кстати, следует отметить, что спустя 90 лет вопрос о некачественной подготовке материалов сотрудниками оперативных подразделений не отпал.

Возвращаясь к теме дежурных камер, необходимо отметить, что последующие изменения в порядке работы этого органа уголовной юстиции имели прямую связь с происходившими в стране событиями, связанными с переходом к новой экономической политике [10, с. 293]. Это выразилось в развитии нормативно-правового регулирования общественных отношений. Пятым Всероссийским съездом деятелей советской юстиции [11, с. 304-305] в целях наибольшего упрощения и приближения суда к населению было определено расширение подсудности народных судов -ч. 3 ст. 80, ч. 2 ст. 86, ст. 91, ст. 95 (преступления против порядка управления); ст. 144, 145, 147, 148, 160 (преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности), п. «в» ст. 180 и ч. 1 ст. 183 (имущественные преступления) УК РСФСР Наоборот, ст. 136 (нарушение монополии внешней торговли) УК РСФСР передавалась в ведение губсудов.

В последующем циркуляром НКЮ РСФСР от 15 апреля 1924 г. № 52 «О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов» [12] были внесены дополнительные изменения, которые касались регламента работы выездных сессий дежурной камеры для рассмотрения дел на местах, отдаленных от места нахождения камер нарсуда, и работы дежурных камер в праздничные, ярмарочные или базарные дни, а также в вечернее время. Устанавливался срок проведения выездной сессии, не превышающий 7-10 дней в месяц.

К 1925 г. первоначальная форма дежурных камер народных судов была преобразована в специальные судебные участки для рассмотрения дел о хулиганстве, бесчинствах и шинкарстве [13, с. 1602-1603; 14].

59

Народные судьи специальных дежурных камер рассматривали поступившие дела не позднее следующего дня, наступающего за днем задержания обвиняемого и поступления протокола. Предварительная проверка по этим преступлениям проводилась в исключительных случаях. Судебное разбирательство проводилось без участия сторон обвинения и защиты, а также с допросами минимального числа свидетелей. После вынесения приговора осужденные заключались под стражу. Обжалование приговора проводилось в течение 2 недель с момента подачи кассационной жалобы в губернский суд.

Несмотря на то, что количество выездных сессий нарсудов и производительность их работы имели тенденцию ежегодного роста, число дел, разрешенных выездными сессиями в 1926 г., составило 10,4% от общего числа дел, решенных нарсудами [15, с. 1483-1484].

В июле 1927 г. на объединенном заседании Президиума ВЦИК и Совета народных комиссаров был заслушан доклад Наркомюста РСФСР о судебной политике губсудов и народных судов в Республике. Прения проходили под углом зрения о необходимости изменения курса судебной политики в сторону дальнейшего ослабления репрессии в отношении трудящихся, совершивших преступления впервые, не по прямому умыслу и не являющихся социально опасными [16, с. 1459-1460]. Реализуя эту уголовную политику, НКЮ РСФСР в 1928 г. были выработаны меры для борьбы с хулиганством на биржах труда. Акты заведующих или комендантов бирж труда о нарушениях порядка и хулиганстве в зданиях бирж труда приравнивались к протоколам органов дознания и в таком же порядке направлялись в дежурные камеры [17, с. 28-32].

Коллегией НКЮ 11 января 1930 г. в целях всестороннего проведения директив правительства о весенней сельскохозяйственной кампании, а также исполнения постановления по ликвидации кулацких хозяйств [18] предложено организовывать судебно-следственные бригады в составе народного судьи, следователя и работника милиции. В каждом округе создавалось по одной такой бригаде для направления в районы, где на время посевной наблюдался рост незначительных преступлений (таких как мелкое хищение семян, противодействие кулачества проведению посева и др.). Перед судебно-следственной бригадой ставилась задача проведения оперативной досудебной подготовки и судебного рассмотрения уголовных дел [17, с. 28-32]. В этом отношении работа судебно-следственных бригад строилась следующим образом: выявленный «кулак», не выполнивший в срок производственного задания, немедленно привлекался к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 61 УК с применением конфискации имущества, ликвидации хозяйства и высылки [19]. Таким образом, упрощенная

форма превратилась в средство реализации политической репрессии.

К середине 30-х гг. тенденции процессуального упрощения становятся предметом острой критики на страницах юридической печати [20, с. 7-8; 21, с. 23-24]. По итогам Всероссийского совещания работников суда и прокуратуры, состоявшегося в апреле 1934 г., принято решение о борьбе с упрощенчеством и строжайшем соблюдении социалистической законности на всех стадиях уголовного процесса, поскольку существующее положение искажало идею оптимизации уголовно-процессуальной формы [17, с. 28-32]. Законом о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик [22] от 16 августа 1938 г. упразднены дежурные камеры народных судов, поскольку они не были предусмотрены этим Законом.

По мнению современников, институт дежурных камер не получил должного распространения по причине значительного количества организационных пробелов в его построении. В их числе рассматривались отсутствие законодательного закрепления норм материального права, по которым можно было направлять дела в дежурные камеры [2, с. 596-602], и чрезвычайный формализм процессуальных технических норм [23, с. 1471-1481].

На наш взгляд, уголовно-процессуальная политика упрощения оказалась своевременной по отношению к происходившим в стране на рубеже 20-30-х гг. преобразованиям, имевшим целью обеспечение краткой и быстрой репрессии в отношении классовых врагов Советского государства. Хотя подобный процессуальный порядок досудебного производства не может быть сегодня восстановлен в его «советской форме», в условиях судебного контроля, широких прав стороны защиты, наличия гарантий прав личностей - участников уголовного процесса, а также произошедших изменений системы отношений между участниками предварительного расследования. Становится очевидным, что институт дежурных камер народных судов раскрывает свое предназначение только при условии следственной модели уголовного процесса.

Наше предложение заключается в выработке упрощенной процедуры, подобной дежурным камерам народных судов, но в условиях состязательности. Изложим основные моменты нашей позиции.

Подобную дежурным камерам уголовную процедуру следует применять в случаях, когда лицо задержано в момент совершения преступления небольшой или средней тяжести или его участие в таком преступлении является очевидным.

С момента задержания лицо приобретает статус «подозреваемого» (разумеется, здесь не имеется в виду участник процесса по смыслу ст. 46 УПК РФ) и подлежит заключению под стра-

60

жу на срок, не превышающий 3 суток. В этот период полиция подготавливает материалы, подтверждающие виновность лица. После чего подозреваемый предстает перед судебным органом, который, рассмотрев поступивший материал, назначает соответствующее наказание -штраф.

Подозреваемый в случае несогласия или отказа признать вину вправе отказаться от данной процедуры, требуя установления истины в общем порядке предварительного расследования и судебного разбирательства.

Отличительным моментом предлагаемой нами процедуры от дежурных камер является то, что подозреваемый по своему усмотрению должен решить вопрос участия стороны защиты.

Подобная форма досудебного производства, на наш взгляд, является наиболее естественной в состязательном процессе, и она воспринята в

большинстве развитых уголовно-процессуальных порядков.

В заключение нельзя не добавить, что Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 323 внесены изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы [24], тем самым был сделан, на наш взгляд, важный шаг в сторону создания современного суммарного производства по уголовным делам. Речь идет о введении в действие гл. 15.2 УК РФ «Судебный штраф» и создании новой процедуры освобождения - освобождение судом от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления небольшой или средней тяжести, возместивших ущерб или иным образом загладивших причиненный преступлением вред, в связи с применением к ним иных мер уголовно-правового характера (ст. 25.1 и гл. 51.1 УПК РФ).

1. Устав уголовного судопроизводства от 20 нояб. 1864 г. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

2. Чельцов М.А. Уголовный процесс. М., 1948.

3. Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1896. Т. 1.

4. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 6 дек. 1918 г. № 85. Отдел первый. № 889. «О Народном Суде Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» (Положение) // Собр. узаконений и распоряжений Правительства за 1917-1918 гг. М., 1942.

5. Славин И. Пять лет работы совнарсудов // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 44-45.

6. Об особых сессиях Народного Суда и дежурных камерах: постановление Наркомюста РСФСР // Собр. узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. М., 1943.

7. Об Уголовно-процессуальном кодексе: постановление ВЦИК от 25 мая 1922 г. (вместе с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР). Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.05.2016).

8. Лаптев А. Милиция и суд // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 42.

9. Лин А. Из писем читателей // Еженедельник советской юстиции. 1922. № 14-15.

10. Курский Д. И. Итоги судебной работы за 2 года и очередные задачи НКЮ // Еженедельник советской юстиции. 1924. № 12-13.

11. Бранденбургский Я.Н. Народный суд РСФСР, его нужды и очередные мероприятия для надлежащей его постановки //

1. The Charter of criminal proceedings d.d. Nov. 20, 1864. Access from legal reference system «Garant».

2. Cheltsov M.A. Criminal process. Moscow, 1948.

3. Foynitsky I.Ya. Course of criminal proceedings. St. Petersburg, 1896. Vol. 1.

4. The decree of the all-Russian Central Executive Committee of Soviets d.d. Dec. 6, 1918 № 85. The Department first. № 889. «On people's court of the Russian Socialist Federative Soviet Republic» (Regulation) // Coll. of laws and orders of the Government for 1917-1918. Moscow, 1942.

5. Slavin I. Five years of the Soviet people's court work // Weekly of the Soviet justice. 1922. № 44-45.

6. On the special sessions of the People's Court and the duty chambers: resolution of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR // Coll. of laws and orders of the Government for 1920. Moscow, 1943.

7. On the Criminal Procedure Code: resolution of the Central Executive Committee d.d. May 25, 1922 (together with the Criminal Procedure Code of the RSFSR). Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 13.05.2016).

8. Laptev A. Militia and the court //Weekly of the Soviet justice. 1922. №. 42.

9. Lin A. From readers' letters // Weekly of the Soviet justice. 1922. № 14-15.

10. Kursky D.I. Results of the trial work for 2 years, and the next task of the People's Commissariat of Justice // Weekly of the Soviet justice. 1924. № 12-13.

11. Brandenburgsky Ya.N. Public court of the RSFSR, its needs and next events for its advancement //Weekly of the Soviet justice. 1924. № 12-13.

61

КРИМИНАЛИСТИКА, ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Еженедельник советской юстиции. 1924. № 12-13.

12. О проверке и улучшении личного состава нарсудей и работы нарсудов: циркуляр Наркомюста РСФСР от 15 апр. 1924 г. № 52. URL: http://www.aippp.ru/iaw/pravosudie/45/ cirkuijar-narkomyusta-rsfsr-ot-15-04-1924--52.html (дата обращения: 20.05.2016).

13. Циркуляр Наркомюста РСФСР от 14 дек. 1925 г. № 251 // Еженедельник советской юстиции. 1925. № 52.

14. О мероприятиях по борьбе с хулиганством: декрет Совета народных комиссаров РСФСР от 29 окт. 1926 г. URL: http://www. iibussr.ru/doc_ussr/ussr_3104.htm

15. О выездных сессиях губсудов и нарсудов: инструктивное письмо НКЮ № 2 // Еженедельник советской юстиции. 1927. № 47.

16. Осипович В. К новому курсу в уголовно-судебной политике // Еженедельник советской юстиции. 1927. № 47.

17. Чуркин А. В. К 100-летию создания в России института дежурных камер мировых судов // Мировой судья. 2012. № 5.

18. О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации: постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 янв. 1930 г. № 47. URL: http://istmat.info/ node/30863 (дата обращения: 13.05.2016).

19. Участие органов юстиции в проведении хлебозаготовительной кампании: циркуляр Наркомюста РСФСР от 17 июля 1931 г. № 71. URL: http://istmat.info/node/37395 (дата обращения: 30.05.2016).

20. Лаговиер Н. Вредное упрощенство в следственной и судебной работе // Советская юстиция. 1934. № 10.

21. Иодковский Д. Больше внимания народным судьям // Власть Советов. 1936. № 6.

22. Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 авг. 1938 г. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».

23. Тезисы о реформе УПК: постановление коллегии НКЮ РСФСР (из протокола № 464/9 заседания от 9 июня 27 г.) //Еженедельник советской юстиции. 1927. № 47.

24. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: федер. закон от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ. URL: https://rg.ru/2016/07/08/uk323-dok.html (дата обращения: 10.07.2016).

12. On the inspection and improvement of personnel the people's judges and people's courts work: circular of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR d.d. Apr. 15, 1924 № 52. URL: http://www.alppp.ru/law/pravosudie/45/ cirkuljar-narkomyusta-rsfsr-ot-15-04-1924--52. html (date of access: 20.05.2016).

13. Circular of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR d.d. Dec. 14, 1925 № 251 // Weekly of the Soviet justice. 1925. № 52.

14. On measures to combat hooliganism: decree of the Council of People's Commissars of the RSFSR d.d. Oct. 29, 1926. URL: http://www. libussr.ru/doc_ussr/ussr_3104.htm

15. On the off-site sessions of provincial court and people's court: guidance letter of the People's Commissariat of Justice № 2 // Weekly of the Soviet justice. 1927. № 47.

16. Osipovich V. For a new course in criminal justice policy // Weekly of the Soviet justice. 1927. № 47.

17. Churkin A.V. To the 100th anniversary of the creation in Russia of the Institute of rescue chambers of magistrates // Magistrate. 2012. № 5.

18. About measures on liquidation of kulak farms in areas of complete collectivization: resolution of the Politburo of the Central Committee of the AllUnion Communist Party (Bolsheviks) d.d. Jan. 30, 1930 № 47. URL: http://istmat.info/node/30863 (date of access: 13.05.2016).

19. The participation of the judiciary in the conduct of the grain procurement campaign: circular of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR d.d. July 17, 1931 № 71. URL: http://istmat.info/node/37395 (date of access: 30.05.2016).

20. Lagovier N. Harmful simplification in investigative and judicial work // Soviet justice. 1934. № 10.

21. Iodkovsky D. More attention to national judges // Power of the Soviets. 1936. № 6.

22. The law on the judicial system of the USSR, Union and Autonomous republics d.d. Aug. 16, 1938. Access from legal reference system «ConsultantPlus».

23. Theses on the reform of the Criminal Procedure Code: resolution of the Board of the People's Commissariat of Justice of the RSFSR (from Protocol № 464/9 of meeting d.d. June 9, 27) // Weekly of the Soviet justice. 1927. № 47.

24. On amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Criminal Procedure Code of the Russian Federation on improving of the grounds and order of exemption from criminal responsibility: fed. law d.d. July 3, 2016 № 323-FL. URL: https://rg.ru/2016/07/08/uk323-dok.html (date of access: 10.07.2016).

62

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.