Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ КАК ОРГАН ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА'

СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ КАК ОРГАН ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
472
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ / ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА / ФУНКЦИИ И КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ МИЛИЦИИ / SOVIET POLICE / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / FUNCTIONS AND RESPONSIBILITIES OF THE POLICE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мулукаев Роланд Сергеевич, Афанасьев Владимир Сергеевич

В настоящей статье рассматриваются характерные особенности советской милиции как органа охраны правопорядка. Цель статьи показать многофункциональное содержание деятельности милиции, обусловившую практически ее особое место в системе советских органов правопорядка, раскрыть не утративший значение исторический опыт функционирования советской милиции, выявить причины, обусловливавшие наличие тех или иных функций милиции, которые выделяли ее из общей системы органов охраны правопорядка. Методы исследования: метод диалектического материализма, принцип историзма. Результаты и ключевые выводы: постановка проблемы, остававшейся до сих пор вне влияния исследователей и вывод о необходимости ее всесторонней, и глубокой разработке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET POLICE AS A LAW ENFORCEMENT AGENCY

This article examines the characteristic features of the Soviet police as a law enforcement Agency. The purpose of the article is to show the multifunctional content of the police activity, which practically determined its special place in the system of Soviet law enforcement agencies, to reveal the historical experience of the Soviet police functioning that has not lost its significance, to identify the reasons for the presence of certain functions of the police that distinguished it from the General system of law enforcement agencies. The research methods: the method of dialectical materialism, the principle of historicism. The results and key conclusions: statement of a problem that has remained out of the influence of researchers until now and conclusion about the need for its comprehensive, and deep development.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ МИЛИЦИЯ КАК ОРГАН ОХРАНЫ ПРАВОПОРЯДКА»

РОЛАНД СЕРГЕЕВИЧ МУЛУКАЕВ,

главный научный сотрудник отдела по изучению проблем истории МВД России научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, профессор, Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ АФАНАСЬЕВ,

главный научный сотрудник отдела по изучению проблем истории МВД России научно-исследовательского центра, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: 1595467@mail.ru

12.00.01

Научная специальность: теория и история права и государства; история учений о праве и государстве.

УДК 351.74

Дата поступления: 30 марта 2020 г.

Дата принятия статьи в печать: 8 декабря 2020 г.

ROLAND SERGEEVICH MULUKAEV,

Doctor of Law, Professor,

Chief Researcher of the Department

for the Study of Historical Problems of the Ministry

of Internal Affairs of Russia Research Center

Management Academy of the Ministry

of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow,

Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8

VLADIMIR SERGEEVICH AFANAS'EV, Doctor of Law, Merited Lawyer of Russian Federation, Chief Researcher of the Department for the Study of Problems of History of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Research Center Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: 1595467@mail.ru

Scientific specialty:

12.00.01 — Theory and History of Law and State; History of the Teachings of Law and the State

Советская милиция как орган охраны правопорядка

Soviet Police as a Law Enforcement Agency

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются характерные особенности советской милиции как органа охраны правопорядка.

Цель статьи показать многофункциональное содержание деятельности милиции, обусловившую практически ее особое место в системе советских органов правопорядка, раскрыть не утративший значение исторический опыт функционирования советской милиции, выявить причины, обусловливавшие наличие тех или иных функций милиции, которые выделяли ее из общей системы органов охраны правопорядка.

Методы исследования: метод диалектического материализма, принцип историзма.

Результаты и ключевые выводы: постановка проблемы, остававшейся до сих пор вне влияния исследователей и вывод о необходимости ее всесторонней, и глубокой разработке.

Ключевые слова: советская милиция; органы охраны правопорядка; функции и круг обязанностей милиции.

Annotation

This article examines the characteristic features of the Soviet police as a law enforcement Agency.

The purpose of the article is to show the multifunctional content of the police activity, which practically determined its special place in the system of Soviet law enforcement agencies, to reveal the historical experience of the Soviet police functioning that has not lost its significance, to identify the reasons for the presence of certain functions of the police that distinguished it from the General system of law enforcement agencies.

The research methods: the method of dialectical materialism, the principle of historicism.

The results and key conclusions: statement of a problem that has remained out of the influence of researchers until now and conclusion about the need for its comprehensive, and deep development.

Keywords: Soviet police; law enforcement agencies; functions and responsibilities of the police.

208

Как известно, органы охраны правопорядка занимают одно из важных мест в механизме государства. Их социальное предназначение состоит в том, чтобы обеспечивать прочный общественный порядок как необходимый фактор нормального функционирования общества.

Необходимо отметить, что органы охраны правопорядка — это организационно-нравственный щит государства как основного гаранта реального обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Именно этим определяется наличие в механизме государства системы органов охраны правопорядка с конкретными предметами ведения у каждого из них. Границы, разделяющие эти предметы ведения, носят достаточно определенный характер. Это является основанием носящей во многом объективный характер специализации органов охраны правопорядка — своего рода разделение труда. Естественно, что с позиций такого разделения труда следует рассматривать роль советской милиции как органа охраны правопорядка. Нужно подчеркнуть, что и в оригинальных документах, и в юридической литературе Советского Союза милиция характеризовалась как орган охраны общественного порядка Советского государства и на различных ее этапах претерпевала существенные изменения. Поэтому природу советской милиции как органа правопорядка можно раскрыть только через призму исторического подхода. Не следует также забывать о том, что советская милиция являлась органом социалистического государства, и это определяло ее природу и характер деятельности.

Первая особенность милиции заключалась в том, что она возникла в результате победы Октябрьской социалистической революции в форме рабочей милиции, которая соединяла в себе функции армии, а также органы охраны общественного порядка. Короткий период существования рабочей милиции показал ее нежизненность. «Советская власть от нее отказалась, став на путь создания штатного профессионального органа охраны общественного порядка — рабоче-крестьянской милиции. Но время, когда существовала рабочая милиция, — неотъемлемая часть истории советской милиции.

С самого начала существования советская милиция формировалась как классовый орган. На службу в советскую милицию принимались граждане РСФСР, пользовавшиеся «активным и пассивным правом в Советы депутатов Советской Конституции» [3].

В условиях становления Советского государства, когда сохранялась социальная неоднородность общества, деление на противоположные классы, такой подход вызывался объективной необходимостью. Кроме того, это существенно влияло на профессионализм и качественный состав кадров.

В 30-е гг. положения о классовом подходе к комплектованию кадров милиции прекратили свое действие. На работу в милицию принимались граждане СССР, достигшие возраста совершеннолетия и имевшие определенный уровень образования.

Отличительная особенность советской милиции, сложившаяся с самого начала ее создания, выделявшая ее из общей системы органов охраны правопорядка, состояла в том, что она являлась вооруженной организацией. Эта особенность впервые на правовом уровне была закреплена в Законе СССР «О Советской милиции» от 6 марта 1991 г., в котором отмечалось: «Советская милиция — государственная правоохранительная вооруженная организация, защищающая граждан, их права и законные интересы, советское общество и государство от преступных и иных противоправных посягательств» [1].

Вооруженный характер советской милиции был обусловлен объективными факторами. В процессе выполнения возложенных на милицию обязанностей необходимость применения оружия являлась весьма вероятной (пресечение деятельности вооруженных преступных формирований и т. п.). На протяжении всех лет советской власти применение оружия сотрудниками милиции было строго законодательно регламентировано.

Вместе с тем следует отметить, что история милиции сложилась таким образом, что ее деятельность как вооруженной организации выходила за рамки обязанностей органа охраны правопорядка. В годы гражданской войны и иностранной интервенции Декретом СНК РСФСР от 3 апреля 1919 г. милиция преобразовывалась в особую вооруженную организацию, призванную не только обеспечивать общественный порядок в тылу, но и вместе с Красной Армией участвовать в боевых действиях на фронтах. НКВД РСФСР был обязан 1/3 милиционеров и 1/5 командного состава постоянно держать в действующей армии [4].

Нормы закона о военизации милиции получили развитие в Положении о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. «Народный Комиссариат по военным делам привлекал милицию в действующую Красную Армию, но с таким расчетом, чтобы в действующей армии единовременно находилось не свыше 1/5 ее личного состава» [5].

После окончания Гражданской войны эта обязанность милиции была отменена.

В годы Великой Отечественной войны обязательное участие подразделений милиции в боевых операциях на фронтах не устанавливалось, хотя милицейские подразделения участвовали в боевых действиях. Однако режим работы милиции был видоизменен применительно к условиям военного времени. Личный состав мили-

ции был переведен на казарменное положение. Одновременно вводилось совместное круглосуточное патрулирование нарядов военных комендатур и милиции.

В годы войны изменилось содержание общественного порядка. Устанавливался комендантский час, вводились правила светомаскировки, строгий паспортный режим. Важнейшим направлением работы милиции стало выявление и задержание вражеских агентов и дезертиров.

Составной частью деятельности милиции по обеспечению общественного порядка являлась ликвидация последствий вражеских бомбежек в прифронтовых городах, пресечение фактов мародерства и других правонарушений.

Как уже отмечалось, советская милиция являлась органом охраны правопорядка социалистического государства. Этот факт предопределил еще одну ее особенность.

Конституция СССР 1936 г. в качестве экономической основы государства закрепила социалистическую собственность на орудия и средства производства. Статья 131 Основного закона объявляла общественную собственность священной и неприкосновенной основой советского строя, источником богатства и могущества Родины. Охрана социалистической собственности становилась одной из основных функций советского государства. Поэтому, как представляется, вполне закономерным стал тот факт, что в марте 1937 г. в системе органов милиции были созданы подразделения по борьбе с хищениями социалистической собственности (далее — ОБХСС). На них была возложена обязанность пресекать хищения государственного и общественного имущества в организациях и учреждениях государственной торговли, потребительской и промысловой кооперации, в заготовительных органах и сберкассах.

Создание службы ОБХСС придало советской милиции как органу охраны правопорядка новое качество. Противодействие хищениям и разбазариванию государственного и общественного имущества являлось одним из основополагающих факторов прочности и стабильности экономического строя Советского государства.

Таким образом, милиция становилась одним из важнейших организационно-правовых инструментов государства, обеспечивавших прочность его экономической основы. А если учесть, что служба ОБХСС была создана в годы развернувшейся в СССР индустриализации, то можно говорить о вкладе милиции в это грандиозное по масштабам и историческому значению общественное преобразование.

Известно, что советская милиция была на переднем плане борьбы с общеуголовной преступностью в стране. Необходимо отметить, что пресечение и раскрытие преступле-

ний составляло главный приоритет ее деятельности. Основным организационным инструментом милиции, практически занимавшимся пресечением и раскрытием преступлений, являлся уголовно-розыскной аппарат. Его сотрудники использовали специальные методы оперативно-розыскной работы и раскрывали самые сложные, запутанные преступления. В системе советского уголовного розыска выросла целая плеяда «корифеев» розыска, опыт которых не потерял своего значения и в наши дни.

Вся работа милиции по пресечению и раскрытию преступлений опиралась на прочную научную основу. Прежде всего осуществлялось глубокое изучение причин преступности, разработка методов и способов ее предупреждения, профилактики. В структуре милиции была создана профессиональная служба профилактики, занимавшаяся исследованием условий и обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, выявлением лиц, которые вели антиобщественный образ жизни.

Не меньшее значение в деятельности советской милиции по раскрытию и пресечению преступлений имел тщательный анализ причин антиобщественных явлений, условий, способствовавших их возникновению, детальное изучение оперативной обстановки на местах. В соответствии с этим строилась работа подразделений милиции, занимавшихся раскрытием и предотвращением преступлений. При этом широкое внедрение специализации в деятельность аппаратов уголовного розыска способствовало формированию опытных специалистов, владевших эффективными приемами предотвращения и раскрытия наиболее сложных преступлений.

Еще одной важной особенностью милиции, отличавшей ее практически от остальных органов правопорядка, являлся режим непрерывной работы. Милиция функционировала круглые сутки. Она выполняла роль постоянного стража правопорядка в стране. Это определялось ее профессиональным предназначением в государстве: правопорядок в государстве должен быть обеспечен ежечасно, ежеминутно. Эта важнейшая составная часть сохранения демократического режима в общественной жизни. Каждый гражданин Советского Союза мог сказать словами поэта: «Моя милиция меня бережет».

В деятельности любого органа охраны правопорядка заложена немалая доля гуманизма. Однако несравненно более высокий уровень гуманизма, заложенный в деятельности советской милиции, был предопределен уровнем социальной масштабности задачи, которую ей пришлось решать. Это — ликвидация детской беспризорности, безнадзорности, которая в СССР в 20-30-е гг. прошлого столетия приобрела характер социального бедствия. Преодоле-

210

ние бедствия стало общегосударственной задачей, в решении которой милиции принадлежала едва ли не ведущая роль. В середине 30-х гг. в органах милиции Советского Союза были созданы детские комнаты. Накануне Великой Отечественной войны в стране насчитывалось около одной тысячи детских комнат, а в годы войны их численность еще больше увеличивалась.

Работники детских комнат милиции выявляли беспризорных подростков, устраивали их в детских домах, передавали на воспитание гражданам.

Как известно, проблема детской беспризорности и безнадзорности как общегосударственная социальная проблема в СССР была успешно решена.

Детские комнаты милиции без преувеличения можно характеризовать как милицейские посты педагогической службы. Их деятельность заключалась в профилактике правонарушений, нравственном воспитании обездоленных и оступившихся подростков, в проведении действенных мер по возращению их к нормальной жизни.

Представляется, что опыт функционирования детских комнат милиции — это социальный опыт, который никогда не потеряет своей значимости. В СССР на базе детских комнат в милиции были созданы инспекции по делам несовершеннолетних, укомплектованные специалистами с психологическим и педагогическим образованием. Это позволяло инспекциям вести эффективную работу по снижению уровня правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне вполне уместно в контексте принципа гуманизма вспомнить о том, что в военные годы многие семьи распадались, родственники теряли связь между собой. И именно на милицию была возложена задача розыска родственников, с которыми была утрачена связь.

В составе Главного управления милиции НКВД СССР было образовано Центральное справочное бюро, которое взяло на учет 6 млн эвакуированных граждан. Из их числа удалось разыскать 2 861 000 чел. Более 20 тыс. потерянных детей было возращено родителям [2, с. 266].

В современную эпоху развития транспорта, невиданной раньше интенсификации дорожного движения обеспечение безопасности на транспортных магистралях и улицах городов составляет неотъемлемую часть правопорядка.

В Советском Союзе проблема безопасности дорожного движения к середине 30-х гг. прошлого столетия приобрела большую актуальность. Со всей очевидностью встала задача решения этой проблемы в общегосударственном масштабе. 3 июля 1936 г. СНК СССР утвердил Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-кре-

стьянской милиции НКВД СССР. Главной обязанностью Государственной автомобильной инспекции являлось обеспечение безопасности дорожного движения, борьба с аварийностью на автотранспорте. Кроме того, ГАИ занималось подготовкой кадров водителей автомобилей в специальных школах. В составе государственной автомобильной инспекции действовали квалификационные комиссии по представлению права управления автомобилем.

Создание ГАИ в системе органов милиции сыграло большую роль в деле обеспечения безопасности и правопорядка на транспортных магистралях. Исторический опыт подтвердил целесообразность создания службы транспортной безопасности в аппарате советской милиции.

Исключительной по своему характеру и в то же время типологической по природе чертой советской рабоче-крестьянской милиции являлось практически постоянное тесное сотрудничество с общественностью, а по существу, с гражданами СССР. Уже в 20-е гг. сложились организационные формы этого сотрудничества — Общества содействия милиции (Осодмил), Бригады содействия милиции (Бри-гадмил), группы содействия милиции в годы Великой Отечественной войны.

Процесс развития организационных форм сотрудничества милиции с гражданами страны вполне закономерно привел к созданию массовых объединений граждан — добровольных народных дружин по охране общественного порядка (далее — ДНД). В 1986 г. в стране действовали 250 тыс. народных дружин, насчитывающих 14 млн чел.

Народные дружины отличались не только своей массовостью. Главным являлась высокая эффективность их деятельности. С созданием ДНД существенно повысился уровень охраны общественного порядка в городах и в других населенных пунктах. Люди с красными повязками на руках пользовались большим и заслуженным уважением советских граждан.

В процессе совместной деятельности милиции и ДНД сложились организационно-правовые формы их взаимодействия, характерной чертой которых были сотрудничество и взаимопомощь. В результате их сотрудничества возникли опорные пункты общественности и милиции, сразу распространившиеся по всей стране. К началу 1975 г. в СССР имелось 10 тыс. опорных пунктов. Этот опыт оказался весьма жизнеспособным: опорные пункты сохранялись и в современной практике.

Советская милиция на всем протяжении своего существования являлась составной частью системы органов Народного комиссариата (Министерства) внутренних дел; до 1930 г. — Народного комиссариата РСФСР и других со-

юзных республик, с 1934 г. — Народного комиссариата (с 1946 г. Министерства) внутренних дел СССР. Поэтому вполне логичным является рассмотрение милиции в совокупности подразделений и организаций органов внутренних дел. Однако в правовом статусе советской милиции имелся ряд особенностей.

Во-первых, на протяжении значительной части существования советской милиции она рассматривалась как самостоятельный орган власти. В постановлении НКВД и НКЮ РСФСР от 12 октября 1918 г. «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции» отмечалось: «Советская рабоче-крестьянская милиция является исполнительным органом рабоче-крестьянской центральной власти на местах, состоящей в непосредственном ведении местных Советов, и подчиняется общему руководству Народного Комиссариата по внутренним делам» [3].

В декрете ВЦИК от 10 июля 1920 г. указывалось, что руководство милицией в пределах губерний возлагается на губернские и уездные управления милиции, являющиеся подотделами отделов милиции управления исполнительных комитетов [6].

В Положении о Рабоче-Крестьянской милиции, утвержденном постановлением СНК СССР 25 мая 1931 г., устанавливалось, что «Рабоче-Крестьянская милиция является административно-исполнительным органом Советской власти» [7].

Важно отметить, что милиция рассматривалась как составная часть органов Советского государства, главной задачей которых была охрана советского общественного и государственного строя. В утвержденном Советом Министром СССР 17 августа 1962 г. Положении о советской милиции указывалось, что мили-

ция исполняет свои обязанности, руководствуясь Конституцией СССР, законами СССР, союзных и автономных республик.

Важной вехой в правовом регулировании организации деятельности советской милиции стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1973 г. «О дальнейшем совершенствовании деятельности милиции». 19 июля 1973 г. Указ был утвержден Верховным Советом СССР и приобрел силу закона, который стал правовой основой статуса милиции как составной части системы МВД СССР и как органа, подчиненного республиканским, областным, краевым, окружным, городским и районным Советам и их исполкомам.

6 марта 1991 г. Верховный Совет СССР принял закон «О советской милиции». Это был правовой акт нового типа, регулирующая сила которого охватывала все стороны жизнедеятельности милиции. Однако история сложилась таким образом, что этот закон практически не вступил в силу.

Настоящая статья ни в коей мере не претендует на полноту раскрытия темы и носит постановочный характер. В статье сделана попытка обратить внимание на значение исторического опыта для его учета в современной действительности. Тот опыт, который оставила советская милиция, с точки зрения автора, не утратил своего значения и его следует изучать. Материал, содержащийся в данной статье, показывает, что советская милиция как орган охраны правопорядка имела свои отличительные черты. Думаем, что вполне правомерно характеризовать его как многопрофильный орган, функции которого во многом определялись конкретными историческими условиями развития Советского государства и теми задачами, которые оно решало.

Список литературы:

1. Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 12. Ст. 319.

2. История Советской милиции: в 2 т. / С. М. Крылов и др.; под ред. Н. А. Щелоко-ва. М., 1977. Т. 2.

3. СУ РСФСР. 1918. № 76. Ст. 813.

4. СУ РСФСР. 1919. № 13. Ст. 133.

5. СУ РСФСР. 1920. № 79. Ст. 371.

6. СУ РСФСР. 1920.

7. СУ РСФСР. 1931. № 33. Ст. 247.

References:

1. Vedomosti S"ezda narodnyh deputatov SSSR i Verhovnogo Soveta SSSR. 1991. № 12. St. 319.

2. Istoriya Sovetskoj milicii: v 2 t. / S. M. Krylov i dr.; pod red. N. A. Shchelokova. M., 1977. T. 2.

3. SU RSFSR. 1918. № 76. St. 813.

4. SU RSFSR. 1919. № 13. St. 133.

5. SU RSFSR. 1920. № 79. St. 371.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. SU RSFSR. 1920.

7. SU RSFSR. 1931. № 33. St. 247.

Для цитирования:

For citation:

Мулукаев Роланд Сергеевич, Афанасьев Владимир Сергеевич. Советская милиция как орган охраны правопорядка // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 4 (56). С. 207-211.

Mulukaev Roland Sergeevich, Afanasev Vladimir Sergeevich. Soviet Police as a Law Enforcement Agency // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 4 (56). P. 207-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.