Научная статья на тему 'СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА 1920-Х ГГ. КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ'

СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА 1920-Х ГГ. КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ЧЕРКЕСЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ / МЕДИЦИНСКАЯ И САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Яхутль Юрий Асланбиевич

В статье рассматривается политика партийно-государственных органов власти Адыгейской (Черкесской) автономной области в сфере формирования системы здравоохранения и организации медицинского обслуживания горского населения и его санитарного просвещения в 1920-е годы. Статья основана на документах фондов Национального архива Республики Адыгея. Организация медицинского обслуживания населения Адыгейской (Черкесской) автономной области, начавшаяся с национально-государственного самоопределения горского населения Кубано-Черноморской области, положила начало коренной модернизации социальной инфраструктуры области. В частности, 1920-е гг. стали временем формирования и качественного улучшения медицинского обслуживания черкесов. Здравоохранение, как государственная система, смогло обеспечить им право на бесплатную и доступную медицинскую помощь, получить организованное плановое медицинское обслуживание впервые за время вхождения в состав Российской империи. При этом власти впервые начали решать и вопрос о подготовке национальных кадров медработников. Это позволило сохранить народ, который к началу 1920-х гг. переживал критическую фазу своего развития и попросту вымирал физически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET MEDICINE IN THE 1920S AS A SOCIAL PROJECT: TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION OF THE ADYGEA AUTONOMOUS REGION

The article considers the policy of the party-state authorities of the Adygea (Circassian) Autonomous Region to create a health care structure and organize medical care for the mountain population and their sanitary education in the 1920s. The article is based on documents from the funds of the National Archive of the Republic of Adygea. The organization of medical services for the population of the Adygea (Circassian) Autonomous Region, which began with the national-state self-determination of the mountain population of the Kuban-Black Sea region, marked the beginning of a radical modernization of the social infrastructure of the region. In particular, the 1920s became a time of formation and quality improvement of medical care for the Circassians. Health care, as a state system, was able to provide them with the right to free and affordable medical care, to receive organized routine medical care for the first time since joining the Russian Empire. At the same time, for the first time, the authorities began to resolve the issue of training national medical personnel. This made it possible to preserve the people, who by the beginning of the 1920s went through a critical phase of its development and simply died out physically.

Текст научной работы на тему «СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА 1920-Х ГГ. КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ»

15. Советский Дагестан. - 1966. - № 2.

References and Sources

1. Central'nyj Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Dagestan (CGA RD). F.117. Op.1. D.3.

2. CGA RD. F.1. Op.4. D.1. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS.

3. Gadzhieva H.I. Stroitel'stvo kanala imeni Oktyabr'skoj revolyucii, ego znachenie dlya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severnogo Dagestana. // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki. - 2007. - №1 (137). - S.32-36.

4. Gadzhieva H.I. Vodosnabzhenie i melioraciya v Dagestane na rubezhe HIH - HKH vekov: istoriya voprosa // Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Severo-Kavkazskij region. Obshchestvennye nauki. - 2010. - №1 (155). - S. 48-51.

5. Gadzhieva H.I. K voprosu ob usloviyah raboty na stroitel'stve kanala im. Oktyabr'skoj revolyucii (1921-1923 gg.) // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. - 2015. - N° 3-1. - S. 147-149.

6. CGA RD. F.37-r. Op. 19. D.3.

7. Krasnyj Dagestan. - 1925. - 30 marta.

8. Rukopisnyj fond Instituta istorii, arheologii i etnografii Dagestanskogo nauchnogo centra RAN. D.1033.

9. CGA RD. F.R-127. Op.1. D.43.

10. CGA RD. F.R-127. Op.1. D.5.

11. CGA RD. F.R-41. Op.5. D.47.

12. CGA RD. F.R-38. Op.2. D.55.

13. CGA RD. Arhiv Dagestanskogo obkoma KPSS. F.1. Op.6. D.6.

14. CGA RD. F.R-4. Op.3. D.9.

15. Sovetskij Dagestan. - 1966. - № 2.

ГАДЖИЕВА ХАЛИМАТ ИМАНШАПИЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права Дагестанского государственного университета народного хозяйства (Halimat2008@mail.ru)

GADZHIEVA, HALIMAT I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Civil Law, Dagestan State University of National Economy (Halimat2008@mail.ru)

УДК 94(47.621)«192»:614 DOI: 10.24412/2308-264X-2021-6-101-108

ЯХУТЛЬ Ю.А.

СОВЕТСКАЯ МЕДИЦИНА 1920-Х ГГ. КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: К 100-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ АДЫГЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Ключевые слова: новая экономическая политика, национально-государственное строительство, черкесы, здравоохранение, медицинские кадры, медицинская и санитарная помощь.

В статье рассматривается политика партийно-государственных органов власти Адыгейской (Черкесской) автономной области в сфере формирования системы здравоохранения и организации медицинского обслуживания горского населения и его санитарного просвещения в 1920-е годы. Статья основана на документах фондов Национального архива Республики Адыгея. Организация медицинского обслуживания населения Адыгейской (Черкесской) автономной области, начавшаяся с национально-государственного самоопределения горского населения Кубано-Черноморской области, положила начало коренной модернизации социальной инфраструктуры области. В частности, 1920-е гг. стали временем формирования и качественного улучшения медицинского обслуживания черкесов. Здравоохранение, как государственная система, смогло обеспечить им право на бесплатную и доступную медицинскую помощь, получить организованное плановое медицинское обслуживание впервые за время вхождения в состав Российской империи. При этом власти впервые начали решать и вопрос о подготовке национальных кадров медработников. Это позволило сохранить народ, который к началу 1920-х гг. переживал критическую фазу своего развития и попросту вымирал физически.

YAKHUTL' Y.A. SOVIET MEDICINE IN THE 1920S AS A SOCIAL PROJECT: TO THE 100TH ANNIVERSARY OF THE FORMATION OF THE ADYGEA AUTONOMOUS REGION

Key words: new economic policy, national-state building, Circassians, health care, medical personnel, medical and sanitary assistance.

The article considers the policy of the party-state authorities of the Adygea (Circassian) Autonomous Region to create a health care structure and organize medical care for the mountain population and their sanitary education in the 1920s. The article is based on documents from the funds of the National Archive of the Republic of Adygea. The organization of medical services for the population of the Adygea (Circassian) Autonomous Region, which began with the national-state self-determination of the mountain population of the Kuban-Black Sea region, marked the beginning of a radical modernization of the social infrastructure of the region. In particular, the 1920s became a time of formation and quality improvement of medical care for the Circassians. Health care, as a state system, was able to provide them with the right to free and affordable medical care, to receive organized routine medical care for the first time since joining the Russian Empire. At the same time, for the first time, the authorities began to resolve the issue of training national medical personnel. This made it possible to preserve the people, who by the beginning of the 1920s went through a critical phase of its development and simply died out physically.

В начале 1920-х гг. в Советской России формируется государственная система здравоохранения, целью которой была организация бесплатного и доступного медицинского обслуживания населения. Правительство большевиков оставляло за собой право формировать социальную политику, в том числе в области медицинского обслуживания населения, исходя из своих идеологических принципов - классовых интересов, государственной собственности на

средства производства и т.д. Приход большевиков к власти способствовал формированию централизованной системы государственного здравоохранения, основанной на принципах социальной медицины, которые были впервые развернуто озвучены на VIII съезде РКП(б) и предусматривали, прежде всего, бесплатное и всеобщее здравоохранение.

Наиболее ярко и эффективно эта политика проявилась в регионах с компактным проживанием малочисленных народов, в условиях российского самодержавия фактически не имевших возможности получать квалифицированную медицинскую помощь. В частности, после завершения в 1920 г. Гражданской войны, на Северо-Западном Кавказе также началось активное движение представителей национальных меньшинств за национально-государственное самоопределение в форме республик и автономий и, соответственно, важное значение приобрели процессы формирования государственной системы здравоохранения. Именно в ходе национально-государственного самоопределения черкесов - западных адыгов были предприняты первые системные организационные меры по предоставлению этому народу минимальных санитарных и медицинских услуг. На примере Адыгейской (Черкесской) автономной области предоставляется возможность изучить эволюцию социальной политики большевиков, которая стала одним из приоритетных направлений при реализации национальной политики.

Юго-Восток Советской России был важнейшим сельскохозяйственным регионом, но как политико-административную единицу его отличали полиэтничность, многоконфессиональность и разнообразие населения. При наличии казачества, как привилегированного сословия, в регионе присутствовал многообразный мир народов Северного Кавказа. С установлением весной 1920 г. Советской власти на Юге России начался процесс реализации большевистской национальной политики и практики в области социальной сферы, в том числе по оказанию медицинской помощи населению, охране здоровья и санитарного просвещения. Для черкесов, как коренного населения региона, вопрос медицинского обслуживания был актуальным и требовал принятия поистине безотлагательных мер.

Реализация социального проекта началась с организационно-правового оформления горцев в самостоятельную автономию. Первоначально, Кубано-Черноморский ревком, рассмотрев на своем заседании в апреле 1920 г. обращение мусульман г. Екатеринодара, решил учредить секцию по мусульманским делам во главе с Мишуриевым. Следующий важный шаг в национально-государственном строительстве был сделан в августе 1920 г., когда на I съезде трудящихся черкесов в ауле Лакшукай Екатеринадарского отдела избрали

Горскую секцию во главе с Н.А. Лакобой, входившую в состав Кубано-Черноморского ревкома. Горская секция начала активную работу среди черкесов, проживавших в Баталпашинском, Екатеринадарском, Майкопском отделах и Туапсинском округе, как по организации органов местного самоуправления, так и в сфере оценки уровня медицинского обслуживания населения и санитарно-эпидемиологического состояния в аулах. Представители национальной интеллигенции первыми заявили о критической ситуации, сложившейся в черкесских аулах в сферах здоровьесбережения и организации медицинского обслуживания. При этом они обратили особое внимание на высокий уровень смертности среди жителей аулов, особенно в младенческом возрасте, и отсутствие элементарных противоэпидемиологических мер, которые могли бы предотвратить взрывной рост заболеваемости.

В ноябре 1920 г. в ауле Хакуринохабль прошел съезд трудящихся горцев, где обсуждались вопросы национально-государственного строительства, а 11 декабря того же года было принято соответствующее постановление Кубчерревкома и началась подготовительная работа по выделению Горской секции в самостоятельную административную единицу на правах отдела Кубчерревкома. Организационно-правовое становление продолжилось в 1921 г., когда при Кубано-Черноморском областном исполнительном комитете был сформирован Горский исполком, который не только развернул среди черкесов активную работу по разъяснению задач государственного строительства, значения выборов в Советы и т.д., но и организовал обследование практически всех аулов на предмет медицинского обследования населения и предотвращения эпидемий (его не смогли провести лишь в Баталпашинском отделе из-за роста повстанческого бело-зеленого движения). Впрочем, начатой работе, в какой-то степени, мешала позиция Кубано-Черноморского исполнительного комитета, который высказывал свое негативное отношение к желанию черкесов выделиться в самостоятельную автономию [1, л. 7].

Так начинался путь к государственному строительству черкесов, который проходил в сложных условиях перехода к новой экономической политике, актуализировавшей широкий круг вопросов - землепользования и налогообложения, сословных и межэтнических отношений и т.д. При этом Юго-Восточное бюро ЦК РКП(б) в официальных обращениях к местным партийным органам подчеркивало, что в своих действиях по отношению к национальным меньшинствам следует руководствоваться резолюцией X съезда партии (март 1921 г.) «Об очередных задачах партии в национальном вопросе».

В итоге, Комиссия ВЦИК, которая работала в июле 1922 гг. под руководством Медведева в составе представителя Кубано-Черноморского областного исполнительного комитета Плеханова и Окружного Горского исполкома Наврузова, проведя встречи на территориях с компактным проживанием черкесов, пришла к выводу о целесообразности автономизации черкесского населения, способствующей их культурно-хозяйственному возрождению и укреплению Советской власти. Вопрос об автономии черкесов (адыгов) рассматривался в Наркомнаце РСФСР трижды - 26 января, 17 мая, 22 мая 1922 года. Наконец, 27 июля 1922 г. Президиум ВЦИК принял решение об образовании Черкесской (Адыгейской) автономной области. Черкесы Северо-Западного Кавказа впервые приобрели государственность. Но юрисдикция национально-территориального образования распространялась только на кубанские аулы. Черноморские шапсуги не вошли в автономию и остались в составе Туапсинского и Сочинского округов (9 аулов). Автономия занимала площадь 242 154 дес., где проживали 111 354 чел., в том числе 68 238 черкесов в Екатеринодарском (31 аул), Баталпашинском, Майкопском (13 аулов) отделах. Формирование новой национальной автономии в столь сложном регионе стало следствием как национальной политики большевиков, так и процесса самоорганизации малочисленных народов Северо-Западного Кавказа.

В начале 1920-х гг. регион подвергся значительным административным изменениям, как в рамках начатых экономических реформ, так и в процессе национально-государственного строительства в ходе формирования союзного государства - Союза Советских Социалистических Республик. При этом территория, выделенная в автономию, находились в глубоком экономическом и социальном кризисе. Пожалуй, наибольшую обеспокоенность вызывали тогда уровень медицинского обслуживания населения, охрана здоровья и санитарные условия в населенных пунктах с компактным проживанием горцев. Еще с имперских времен смертность здесь устойчиво превышала рождаемость. Так, в шести наиболее типичных для Адыгеи аулах - Уляп, Блечепсин, Пшизов, Егорухай, Хачемзий и Хакуринохабль - в 1920 г. умерло больше, чем родилось на 11% (в 1911 г. по этим же аулам смертность превышала рождаемость на 32%). Для обслуживания черкесов в Краснодаре функционировала лишь одна больница («лазарет для горцев») на 40 коек [2, л. 105]. В принципе, количество койко-мест можно было увеличить до 100, однако одна такая больница все равно не смогла бы организовать доступное медицинское обслуживание черкесов. В качестве первой, паллиативной меры, в условиях кратковременного существование Советской власти в 1918 г., в Кубанском округе были созданы 2 врачебных участка - один в с. Белом, другой в а. Шенджий [3, л. 14].

Гражданская война еще более ухудшила положение горцев: многие аулы были разорены и никак не могли восстановить свою хозяйственную деятельность. В критическом положении находилось санитарное состояние населенных пунктов. Медицинское обслуживание населения на территории Кубани и Черноморья отличалось от обслуживания территорий с компактным проживанием горцев. В казачьих районах функционировало 238 врачебных амбулаторий, 257 фельдшерских пунктов [4, л.л. 2-3].

К концу 1920 г. в Краснодарском отделе работали 28 участковых больниц на 620 коек. Конечно, этого количества медицинских учреждений и койко-мест было явно недостаточно [5, с. 295], но для горцев даже такой уровень являлся совершенно немыслимым. С учетом того, что городское население области в три раза лучше было обеспечено лечебной помощью, чем сельское (по медицинским препаратам, финансированию на одного больного и количеству койко-мест в лечебных учреждениях), а черкесы в основном проживали именно на селе, доступа к медицинской помощи они практически не имели.

Ситуация с медицинским обслуживанием населения Кубано-Черноморской области в начале 1920-х гг. еще более осложнилась из-за миграционного кризиса, явившегося следствием неконтролируемого процесса пребывания беженцев из регионов, охваченных голодом. В этих

условиях возросла угроза эпидемий, среди которых наибольшую опасность представляли малярия (до 80 % инфицированных), холера, тиф, оспа и т.д. Работа медицинских учреждений в этих условиях была затруднена из-за отсутствия необходимого бюджетного финансирования [6, л. 7]. Тем не менее, даже в условиях политического кризиса и хозяйственной разрухи удалось организовать прививочную кампанию против холеры, в результате которой были привиты более 150 000 чел., не считая воинских частей, где прививки были сделаны всем без исключения. Для борьбы с холерой были созданы 35 прививочных отрядов и 4 эпидотряда. Был подготовлен специальный медперсонал для наиболее пораженных мест [7, с. 24].

В условиях нарастающего военно-политического кризиса в регионе, при отсутствии должного финансирования, необходимо было провести экстренные профилактические мероприятия медицинского и санитарного характера в черкесских аулах. По утверждению заведующего Горским здравотделом А. Бжассо: «Оспа, сыпной, брюшной и возвратный тифы, чесотка, скарлатина и корь делаются принадлежностью почти каждой семьи». При этом также отмечался взрывной рост так называемых «социальных заболеваний» (прежде всего, венерических). В результате, в регионе сложилась поистине критическая ситуация. Современники признавали: «И последнее, медленно, но верно идет вымирание и вырождение (народа)» [8, л.л. 57-59]. Неуклонно сокращалась и не поддавалась регулированию численность населения, убыль которой вызывала большую озабоченность первых руководителей Горского исполкома, а в последующем - Адыгейской автономной области.

Как отмечалось, в сравнении с медико-санитарным обслуживанием населения Кубано-Черноморской области, на территориях с компактным проживанием черкесов оно отсутствовало практически полностью. Горская интеллигенция активно реагировала на проблему медицинского обслуживания населения, и как только появились первые проблески общественной жизни на Кубани, она стала громко заявлять о нуждах горцев. Эти вопросы ставились на всех медико-санитарных съездах. В результате, еще на Областном съезде врачей и Общественных деятелей Кубанского края в 1919 году горские представители впервые добились признания права на специальную медико-санитарную помощь. Решением съезда было запланировано строительство сети врачебных участков в горских аулах. Но в условиях гражданской войны все это оставалось не реализованным, и горское население по-прежнему не получало санитарной и медицинской помощи, если не считать нескольких фельдшерских пунктов.

С утверждением в регионе Советской власти работа в сфере здравоохранения впервые была поставлена здесь на систематическую, плановую основу. Для организации медико-санитарной помощи черкесам при Горском исполкоме 20 апреля 1920 г. был создан отдел здравоохранения в составе двух подотделов: лечебного и санитарно-эпидемиологического с одним врачом в первом и двумя - во втором. Отдел занимался исключительно нуждами горцев, с учетом их уровня медицинской культуры и своеобразия обычаев и верований. Перед здравотделом на начальном этапе стояла задача организации медицинского обследования населения, а в дальнейшем -строительства лечебных учреждений. Немаловажной задачей являлось формирование доверия со стороны жителей аулов к врачам, что позволило бы привлечь массы к организации медико-санитарной помощи. Это было тем более важно, что, по признанию А. Бжассо - первого руководителя здравотдела, - в горских аулах процветало знахарство с характерными народными методами лечения.

Здравотдел начал свою деятельность с посещений горских аулов. В состав первой группы вошли врачи Ассоков /врач-горец/, Беляев и Самойлович, которые вместе с заведующим здравотделом А. Бжассо и членом Горского Исполкома Гатагогу посетили аулы в Майкопском отделе и Туапсинском округе. Комиссия установила критическое антисанитарное состояние горских аулов - загрязнённые источники водоснабжения, отсутствие дезинфекции и пр. Смертность от эпидемий оспы и сыпного тифа составляла 60-80%. Из-за роста заболеваемости чесоткой сплошь и рядом закрывались школы. Вся медико-санитарная помощь для горского населения заключалась в стационарной помощи в участковой больнице на 25 коек в ауле Шенджий, Краснодарского отдела и 12 фельдшерских пунктах (из них 5 - в Краснодарском и 7 - в Майкопском отделах). Комиссия вынуждена была признать, что в населенных пунктах Туапсинского округа и Майкопского отдела с компактным проживанием коренного населения не была организована на должном уровне врачебная и фельдшерская помощь. Население оставалось без всякой стационарной помощи. Среди

горского населения отсутствовали учреждения по охране материнства и младенчества, по охране детей, по зубоврачеванию и др. Лекарственная помощь населению не оказывалась. Медицинские препараты можно было приобрести только в фельдшерских пунктах, и их ассортимент был крайне ограничен.

Первым успехом здравотдела Горского исполкома стало формирование доверия и понимания со стороны горцев необходимости организации медицинской помощи. Здравотделу пришлось заняться борьбой с эпидемиями оспы и сыпного тифа, свирепствовавшими в некоторых аулах. С этой целью организовали три прививочно-эпидемиологических отряда, которые были снабжены как противооспенной, так и холерной вакциной, медикаментами, предметами ухода и пр. В наиболее пораженных оспой местах проводили подворную прививку противооспенной вакциной. К прививочной кампании был привлечен участковый медперсонал, что позволило провести вакцинацию 4 601 человек.

В 1921 г. в Краснодарском отделе, кроме существовавшей больницы в ауле Шенджий, были дополнительно открыты четыре участковые больницы на 25 коек, в которых функционировали инфекционные отделения на 15 коек (в аулах Понежукай, Афипсип и Пчегатлукай). Еще одну больницу на 16 коек с инфекционным отделением на 10 койко-мест открыли в ауле Адамий. В Майкопском отделе, где прежде не было ни одного стационарного лечебного заведения для горцев, открыли две участковые больницы на 25 коек каждая с инфекционным отделением на 15 коек (в аулах Пшизовском и Мамхеговском). Кроме существовавших 12 фельдшерских пунктов были открыты ещё четыре фельдшерских пункта в аулах Шабанохабль, Ново-Бжегокай, Блечепсин и Ходьз. Хотя при этом врачебные участки не имели соответствующего специального медицинского инвентаря, здания, в которых они размещались, требовали ремонта, а медицинские учреждения испытывали острый дефицит кадров и медикаментов, это был первый реальный шаг по пути преодоления критического состояния здравоохранения в регионе.

На организацию медицинского обслуживания населения Кубани и Черноморья, следовательно и территории с компактным проживанием горцев, существенное влияние оказывали экономические последствия Гражданской войны и продолжавшееся противостояние Советской власти с бело-зелеными формированиями. Бело-зеленые отряды осуществляли набеги на лечебные учреждения, нанося им существенный материальный урон, разрушая здания и забирая лекарственные препараты, в которых ощущался острый дефицит.

В 1920-1922 гг. не удалось существенно продвинуться в оказании медицинских услуг сельскому населению региона. Для населения Адыгейской (Черкесской) автономной области это был лишь первый шаг по пути организации системного медицинского обслуживания и санитарного просвещения. Особенно сложно было решить проблему организации охраны материнства и детства. Горцы отказывались отдавать своих детей в лечебные учреждения. Медицинские учреждения целиком находились на содержании волостных и аульских исполкомов, при этом почти отсутствовало медикаментозное обеспечение.

В целом, ситуация в сфере здравоохранения оставалась крайне сложной. Заработная плата медработников, которая практически не выплачивалась, была определена в зерновом эквиваленте. Должное санитарное просвещение не проводилось, что усугубляло сложную эпидемиологическую обстановку. С началом реализации новой экономической политики и изменением бюджетного законодательства, положение медленно менялось к лучшему, поскольку основные расходы по содержанию медучреждений и их персонала были возложены на местные бюджеты, что существенно ограничило возможности расширения сети лечебных учреждений и повышения качества обслуживания населения. В этой связи заметим, однако, что именно в начале 1920-х х гг. осознается необходимость статистического учета рождаемости и смертности, которые зафиксировали «картину процесса вымирания» горцев.

Структура лечебных учреждений в этот период представляла собой следующее: в Краснодаре - больница на 50 коек; в Псекупском округе -врачебный участок в а. Шенджий, фельдшерские пункты - в а. Афипсип, Тахтамукае, Лакшукае; в Ширванском округе - врачебные участки в а. Понежукай, с. Белом, с. Еленовском, фельдшерский пункты - в а. Гатлукай, Ассокалай, Джамбечи; в Фарском округе - врачебные участки в а. Мамхег, с. Натырбово, фельдшерские пункты - в а. Ходзь, Блечепсин, Кошехабль. Кроме того, по договору с совхозом «Свободный путь» и «Отрадное», там были открыты 2 фельдшерских пункта на 12 коек.

Первые реально ощутимые достижения в региональном здравоохранении были отмечены лишь в период с марта по октябрь 1923 г., когда открыли сразу 6 врачебных участков и 11 фельдшерских пунктов, а областная больница расширила свой коечный фонд еще на 50 мест. В течение 1922-1923 г. областная больница обслужила 1 192 больных. На каждую койку приходилось в год до 23 больных. Амбулаторную помощь за год получили 6 437 чел. [9, л.л. 14-15 об.].

Областное управление здравоохранения в это время структурно состояло из 3 отделов -лечебного отдела с фармотделением, санитарно-эпидемиологического и учетно-хозяйственного с штатом 12 чел. Такая структура не могла в полной мере обеспечить эффективное функционирование лечебных учреждений, сотрудники которых не получали фиксированной заработной платы. Но вместе с тем, среди населения была организована широкая медико-просветительская деятельность: проводились недели борьбы с определенными заболеваниями, актуализируя просветительскую деятельность среди населения области, особенно среди черкесов. Здравотдел областного исполнительного комитета выпускал специальные газеты на черкесском языке для организации санитарного просвещения. На период сезонных полевых работ в области открывались дополнительные врачебные участки, фельдшерские пункты.

В результате, в середине 1920-х годов в области были достигнуты значительные успехи в области охраны здоровья и создания благоприятных условий жизни населения. Так, в конце 1925 г. здесь функционировали 4 больницы, 6 врачебных участков, 12 фельдшерских пунктов. Жители Адыгейской (Черкесской) автономной области стали активно выступать с инициативой расширения лечебных учреждений. В населенных пунктах были организованы диспансеры и малярийные станции, где проходили обследование и вакцинацию жители аулов и станиц области. Только в 1925 г. вакцинацией было охвачено 2 822 человек. Кроме того, экспедицией Красного Креста в аулах Афипсип и Кошехабль было обследовано 2 045 человек. Но, несмотря на предпринимаемые меры, в черкесском обществе сохранялись устойчивые тенденции обращения к знахарям и методам народного лечения [10, л. 30].

В целом, материальная база здравоохранения постепенно укреплялась. Так, в 1927 г. на 1 врачебный участок приходилось 7 621 чел., на 1 лечебное учреждение - 2 354 чел., в то время как в 1925-1926 гг. эти показатели были, соответственно, 8 373 чел. и 3 111 чел. Таким образом, буквально за год произошли положительные изменения, при том, что уровень бюджетного финансирования оставался незначительным. В 1926-1927 гг. функционировали 5 больниц с общим количеством 250 коек, в том числе в областном центре - одна больница на 100 коек, врачебных амбулаторий - 14, временных врачебных пунктов - 3, фельдшерских пунктов - 9, в том числе 1 временный. Были введены в строй 2 малярийные станции и 2 туберкулезных диспансера. Особое внимание уделялось охране детства и материнства. На территории области были открыты 5 детских консультаций. Областное управление здравоохранения в течение года организовало обучение врачей в областной больнице и 4-х месячные курсы усовершенствования за пределами области. Прохождение курсов повышения квалификации способствовали улучшению качества медицинского обслуживания населения.

Однако по-прежнему областная сеть медучреждений испытывала дефицит в специалистах -венерологах, офтальмологах, педиатрах. В медицинских учреждениях по состоянию на 1 октября 1927 г. в штате было 343 чел.: врачей - 61, стоматологов - 8, лекпомов - 29, фельдшер-акушеров -33, фармацевтов - 23, медсестер - 38, в том числе 130 - в районных медицинских учреждениях. Этот фактор влиял на занятость и оборот койко-мест. Так, показатели их оборота в 1926 г. составляли 511 чел., а в 1927 г. - 481 человек [11, л. 67]. Но, по-прежнему, бытовые условия медицинских работников, особенно в районах, оставались неудовлетворительными. По квалификационному стажу в штате медучреждений области состояли врачи с дореволюционным опытом работы, но они находились в основном в городе. В сельской местности работали молодые специалисты - выпускники советских медицинских учреждений. Только 25% врачей имели профессиональный стаж работы от 1 до 9 лет.

Несмотря на ограниченность сил, деятели советского здравоохранения вели масштабную работу. На особом контроле медицинских работников были школы, детские дома. Повышенное внимание медицине уделялось в сезон сельскохозяйственных работ. В летнее время количество койко-мест в районных медицинских учреждениях, как правило, увеличивалось. Приоритетным направлением в деятельности областного отдела здравоохранения и его санитарно-

профилактического подотдела были: масштабная общая санитарная и просветительская работа (несмотря на серьезные трудности финансового плана) [12, с. 91-93], борьба с эпидемиями, социальными болезнями, профилактические мероприятия, организация медицинской статистики, охрана детства, материнства, санитарное просвещение. За 1927 г. санитарно-профилактический подотдел обследовал 78 школ, домовладения в а. Афипсип, Пчегатлукай, Гатлукай, Ново-Бжегокай.

Важнейшей составляющей в национально-государственном строительстве для черкесов в 1920-е гг. стала политика коренизации. Как комплекс мероприятий по решению национального вопроса, «коренизация» была намечена на III Всероссийском съезде Советов в 1925 году. Но еще в 1923 г. формула коренизации была сформулирована в докладе политического руководства страны на XII съезде РКП(б). Идея, высказанная на съезде, заключалась в развитии национальных языков, организации функционирования органов государственной власти на родном языке, строительстве национальных школ, поддержке обычаев, традиций.

В данном контексте отметим, что в первой половине 1920-х гг. из числа черкесского населения учреждения здравоохранения почти не пополнялись, в том числе и в управленческом аппарате. Рост представителей коренной национальности был только по техническим должностям: 1926 г. - 26 чел., т. е. 11,3%; 1927 г. - 39 чел., т. е. 13,3%; 1928 г. - 50 чел., т. е. 18,9%. [13, л. 38]. Отсутствие в составе среднего и высшего медицинского персонала представителей коренного населения объяснялось низким образовательным уровнем черкесов. В связи с этим, а также с учетом особенностей бытовых условий жизни черкесов, их настороженного отношения и даже недоверия к медицинским работникам, в полном объеме организовать медицинское обслуживание в регионе не удавалось. Особо следует отметить положение женщин-черкешенок, которые находились во власти религиозных и бытовых предрассудков, что ограничивало им доступ к медицинской помощи. В этих условиях областное управление здравоохранения расширяло консультативную сеть для женщин и увеличивало количество специальных койко-мест (с 5 в начале 1920-х гг. до 250 в 1928 г.).

Вторая половина 1920-х гг. характеризуется устойчивым расширением сети лечебных учреждений, основной задачей которых стало приближение медицинской помощи к населению. Следует отметить особое внимание, которое уделялось охране детства и материнства. В 1926/27 бюджетном году были открыты 5 детских консультаций, детские летние ясли, одна школьная амбулатория, поликлиника с дневным пребыванием в г. Краснодаре. Хотя по-прежнему не был решен вопрос о детских инфекционных отделениях в лечебных учреждениях Адыгеи. В образовательных учреждениях отсутствовало систематическое медицинское обследование школьников и детей дошкольного возраста [14, л. 16]. Вместе с тем, этот год стал переломным в деятельности областного управления здравоохранения, когда бюджетное финансирование позволило организовать плановую работу.

В целом, с 1923 г. по 1934 г. общее количество лечебных учреждений в области увеличилось с 40 до 330 [2, л. 100]. Но наиболее острым и сложным оставался вопрос о качественном и количественном составе работников медучреждений. Рост экономики области не был обеспечен необходимыми кадрами в социальной сфере, что формировало известную конфликтность при реализации социальных программ. Уже в 1931 г. партийное руководство Север-Кавказского края признавало, что решение проблемы медицинских кадров в национальных регионах требует разработки специального плана-набора национальных кадров в медицинские институты страны. Общая потребность в медицинских кадрах в нацобластях края составляла 750 человек [15, л. 11].

Кадровая проблема была характерной для экономики и социальной сферы всего Северного Кавказа, но при этом политика большевиков при наличии острых экономических проблем, демонстрировала свои преимущества и достижения. При наличии нерешенных проблем с финансированием, формированием кадрового состава медучреждений, принятые меры способствовали улучшению качества жизни, о чем свидетельствовал рост численности населения в возрасте старше 18 лет с 55 207 чел. в 1926 г. до 58 159 чел. в 1927 г. [16, л. 216]. Все эти годы во главе областного отдела здравоохранения стоял Ю.Х. Бжассо, входивший одновременно в Президиум Областного исполнительного комитета, что подчеркивало значимость организации медицинского обслуживания населения.

В период 1928-1933 гг. на динамику роста медицинских учреждений оказывали основное влияние процессы коллективизации. В этих условиях росло количество медпунктов перовой

помощи в колхозах и совхозах, что способствовало улучшению качества медицинской помощи населению и повышало ее доступность. Это, в свою очередь, требовало новых подходов к подготовке медицинских кадров.

В целом, 1920-е гг. стали временем качественного изменения медицинского обслуживания населения области, в первую очередь черкесов. Организация системы здравоохранения позволила сохранить народ, который в начале 1920-х гг. переживал критическую фазу своего развития, попросту вымирая физически. Уже тогда чрезвычайную актуальность для адыгов приобрел базовый вопрос соотношения рождаемости и смертности. В годы революционных потрясений и Гражданской войны данная проблема обострилась максимально. В этих условиях здравоохранение Советской России, как последовательно формируемая государственная система, смогло обеспечить право на бесплатную и доступную медицинскую помощь для всех народов страны. Реальная государственная ответственность позволила малочисленным народам России, в том числе и СевероЗападного Кавказа, получить организованное плановое медицинское обслуживание впервые за время вхождения в состав Российской империи. При этом власти впервые системно поставили и начали решать вопрос о подготовке национальных кадров медработников (в 1932 г. организуются курсы медицинских сестер исключительно из числа черкешенок; в 1933 г. открывается Адыгейское отделение при Краснодарском медицинском техникуме).

Литература и источники

1. Национальный архив Республики Адыгея (НАРА). Ф. Р-419. Оп. 1. Д. 6.

2. НАРА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 702.

3. НАРА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 2.

4. Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК). Ф. 1774-р. Оп. 2. Д. 725.

5. Яхутль Ю.А. Развитие здравоохранения в период нэпа в Кубано-Черноморской области // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3.

6. Государственный архив Краснодарского Края (ГАКК). Ф. Р. 382. Оп. 1. Д. 481.

7. Чупрынников С.А. Становление советской системы здравоохранения на Кубани в начале 1920-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 1.

8. НАРА. Ф. Р-328. Оп. 1. Д. 1.

9. НАРА. Ф. Р-419. Оп. 1. Д. 20.

10. НАРА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 230.

11. НАРА. Ф. Р-5. Оп. 5. Д. 62.

12. Турицын И.В. Власть и пресса в Советской России: проблема взаимоотношений и взаимовлияния в 20-е годы. - М., 1998. -248 с.

13. НАРА. Ф. Р-1. Оп. 1. Д. 296.

14. НАРА. Ф. Р-5. Оп. 1. Д. 48.

15. НАРА. Ф. Р-5. Оп. 1 Д. 309.

16. НАРА. Ф. Р-1. Оп. 4 а. Д. 27.

References and Sources

1. Nacional'nyj arhiv Respubliki Adygeya (NARA). F. R-419. Op. 1. D. 6.

2. NARA. F. R-1. Op. 1. D. 702.

3. NARA. F. R-1. Op. 1. D. 2.

4. Centr dokumentacii novejshej istorii Krasnodarskogo kraya (CDNIKK). F. 1774-r. Op. 2. D. 725.

5. Yahutl' Yu.A. Razvitie zdravoohraneniya v period nepa v Kubano-Chernomorskoj oblasti// Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2011. N°3

6. Gosudarstvennyj arhiv Krasnodarskogo Kraya (GAKK). F. R. 382. Op. 1. D. 481.

7. Chuprynnikov S.A. Stanovlenie sovetskoj sistemy zdravoohraneniya na Kubani v nachale 1920-h godov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: Regionovedenie: filosofiya, istoriya, sociologiya, yurisprudenciya, politologiya, kul'turologiya. 2010. N° 1.

8. NARA. F. R-328. Op. 1. D. 1.

9. NARA. F. R-419. Op. 1. D. 20.

10. NARA. F. R-1. Op. 1. D. 230.

11. NARA. F. R-5. Op. 5. D. 62.

12. Turicyn I.V. Vlast' i pressa v Sovetskoj Rossii: problema vzaimootnoshenij i vzaimovliyaniya v 20-e gody. - M., 1998. - 248 s.

13. NARA. F. R-1. Op. 1. D. 296.

14. NARA. F. R-5. Op. 1. D. 48.

15. NARA. F. R-5. Op. 1 D. 309.

16. NARA. F. R-1. Op. 4 a. D. 27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЯХУТЛЬ ЮРИЙ АСЛАНБИЕВИЧ - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета (a075ca@yandex.ru).

YAKHUTL', YURIY A. - Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of History of Russia, Kuban State University (a075ca@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.