Научная статья на тему 'Советская история в цифровых рассказах на Ю-тьюбе'

Советская история в цифровых рассказах на Ю-тьюбе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
624
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ МЕДИА / SOCIAL MEDIA / РЯДОВОЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / RANK USER / МЕДИАТИЗАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ / MEDIATIZATION OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS / СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ / SOVIET HISTORY / ЦИФРОВОЙ РАССКАЗ / DIGITAL NARRATIVE / НАРРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ / NARRATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Галина Ивановна

В статье обсуждается специфика производства обыденного знания о советском прошлом рядовыми пользователями социальных медиа на примере Ю-тьюба. Цель работы выявить характерные черты цифровых рассказов как коллективных практик медиатизации массового исторического и социального сознания. Основное внимание в статье уделяется способам и формам конструирования цифровых повествований о советской истории, выражающих личный и групповой опыт пользователей социальных медиа. Приоритетный подход к изучению данной проблемы нарративный анализ гибридных цифровых текстов, содержащих вербальные, визуальные и аудиальные компоненты. Рассмотрение особенностей построения цифровых рассказов такого рода создает возможность для понимания того, каким образом обыденные представления об истории страны формируются и продвигаются в среде социальных медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet History in the Digital Stories on YouTube

The article discusses the specifics of the production of everyday knowledge of the Soviet past by rank users of YouTube. The purpose of this research is to identify the characteristics of digital stories as collective practices of mediatization of mass historical and social consciousness. The main attention is paid to methods and forms of constructing digital stories on the Soviet history, which represent personal and group experiences of rank users of social media. The priority approach to study this problem is narrative analysis of hybrid digital texts containing verbal, visual and auditory components. The study of the construction of digital stories allows us to understand how the ordinary notions about the history of the country are formed and promoted in an environment of social media.

Текст научной работы на тему «Советская история в цифровых рассказах на Ю-тьюбе»

УДК 93/94:303.425.2 ББК С/Ю

СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ В ЦИФРОВЫХ РАССКАЗАХ НА Ю-ТЬЮБЕ

Г.И. Зверева

Аннотация. В статье обсуждается специфика производства обыденного знания о советском прошлом рядовыми пользователями социальных медиа на примере Ю-тьюба. Це.пьработы - выявить характерные черты цифровых рассказов как коллективных практик медиатизации массового исторического и социального сознания. Основное внимание в статье уделяется способам и формам конструирования цифровых повествований о советской истории, выражающих личный и групповой опыт пользователей социальных медиа, Приоритетный подход к изучению данной проблемы - нарративный анализ гибридных цифровых текстов, содержащих вербальные, визуальные и аудиальные компоненты. Рассмотрение особенност ей п остроения цифровых рассказов такого рода создает возможность для понимания того, каким образом обыденные представления об истории страны формируются и продвигаются в среде социальных медиа,

Ключевые слова: социальные медиа, рядовой пользователь, медиатизация исторического сознания, советская история, цифровой рассказ, нарр ат иен ый а нал из.

G.I. Zvereva

Abstract. The article discusses the specifics of the production of everyday knowledge of the Soviet past by rank users of YouTube. The purpose of this research is to iden tify the characteristics of digital stories as collective practices of mediatization of mass historical and social consciousness. The main atten tion is paid to methods and forms of constructing digital stories on the Soviet history, which represen t personal and group experiences of rank users of social media, The priority approach to study this problem is narrative analysis of hybrid digital texts con taining verbal, visual and auditory components. The study of the construction of digital stories allows us to understand how the ordinary notions about the history of the country are formed and promoted in an en vironmen t of social media,

310

SOVIET HISTORY IN THE DIGITAL STORIES ON YOUTUBE

Keywords: social media, rank user, mediatization of historical consciousness, Soviet history, digital narrative, narrative analysis.

В современном информационном обществе производятся и используются разные типы исторического знания.

Один из них — специализированное научное знание о прошлом. Процесс его создания, распространения и освоения связан главным образом с исследовательской и репродуктивной деятельностью историков-профессионалов, работой научных и академических институтов, функционированием специализированных коммуникаций.

Другой тип исторического знания можно отнести к разряду неспециализированного, обыденного. Способы н формы его производства и тиражирования обусловлены спецификой массового исторического сознания и стереотипных социально-культурных представлений о прошлом.

Наиболее распространенным в современном мире является тип публичного исторического знания, процесс формирования н использования которого связан преимущественно с медиатизацией и гибридизацией разнородных элементов неспециализированного, обыденного, научного знания о прошлом.

В данной статье основное внимание уделяется рассмотрению производства н потребления именно такого типа исторического знания в современной России. В качестве примера выбраны многообразные социокультурные практики, которые в российском обществе приобрели условное обозначение «ностальгии по советскому». Они обнаруживают себя в назва-

ниях многотиражных газет и журналов; наименованиях торговых марок пищевых продуктов; интерьерах гостиниц; в кухне ресторанов и кафе; в проведении вечеринок и праздников в «советском стиле»; в концертных и развлекательных программах, организуемых в шоу-бизнесе и масс медиа. Знаки «советского» содержат различные вербальные, визуальные, звуковые коды. Такие практики могут иметь разное семантическое расширение, подразумевающее социальную привычку, художественно-эсте-тическую игру, брендинг, маркетинговый ход, экономическую целесообразность н др. [1; 2; 3; 4].

При этом, как отмечают многие исследователи современной российской социальной культуры [5; 6; 7; 8; 9; 10; 11, 12], воспроизводство «старого советского» в социально-культурных практиках и структурах общественного сознания тесно связаны с производством «нового советского». Конструирование «нового советского» включает в себя отбор, комбинирование и ресемантизацию определенных (привлекательных для массового сознания) культурных форм. «Новая со-ветскость» внешне выглядит как материализация коллективной памяти о советском прошлом. В опытах создания н продвижения «нового советского» сплетаются политическое и эстетическое. Конструкты «нового советского» выполняют в постсоветском обществе важные функции; компенсаторную, консолидирующую, пер-формативную. В процессе их произ-

водства и потребления реализуются разные эмоции н потребности в групповой самоидентнфикацни.

Самостоятельный интерес для исследователей представляет изучение форм и способов создания и продвижения «советского» в различных медиа средах. Эта проблематика разрабатывается с использованием междисциплинарных подходов, актуальных дня современных социально-гуманнтар-ных наук. Такие подходы дают возможность акцентировать внимание на технологиях формирования обыденных представлений о прошлом в связке с «работой» структур коллективной памяти в новых медиа [13; 14].

Новыми медиа принято обозначать конгломерат цифровых медийных платформ н ресурсов. Они включают в себя сайты (индивидуальные н групповые), блоги (индивидуальные н групповые), живой журнал, форумы по интересам. Значительную часть новых медиа составляют социальные медиа (Вконтакте, Фейс-бук, Твиттер, Ю-тьюб, Инстаграм, Майспейс и мн. др.). Их доля в сфере новых медиа неуклонно растет.

Продукты соцнально-исторнче-ского знания, создаваемые на платформах новых медиа, продвигаются и потребляются в разных форматах и с помощью различных цифровых технологий.

На медийных платформах выстраиваются огромные познавательно-образовательные ресурсы (продукты), которые выглядят для потребителя как массивы готового специализированного знания или как совокупность современных технологий его приобретения н использования. Это: цифровые библиотеки, энциклопедии, словари, тематические собра-

ния цифровых текстов по истории. К этой группе ресурсов можно отнести электронные открытые лекции и курсы по изучению исторических дисциплин, он-лайновые интерактивные занятия по критическому чтению исторических текстов, которые обеспечивают высокие профессионалы. По сути же, это — либо хранилища готового знания, структурированные кластеры информационных ресурсов, либо места организации специализированного знания. Доверие рядовых пользователей к таким форматам достаточно высокое. Однако обращение к ним, как правило, не «массовое», поскольку совершается по осознанному персональному запросу пользователя.

Одновременно на цифровых медиа платформах создаются многообразные подвижные продукты публичного, гибридного знания, которое выглядит как актуальное популярное знание об историческом прошлом. В их производстве и продвижении в процессе медиа коммуникаций принимают деятельное участие различные субъекты: политики, публицисты, лидеры мнений, профессиональные ученые, рядовые пользователи В такой медиа публичной сфере отсутствует монополия на авторитетное достоверное знание о прошлом, равно как в ней не востребуются авторитетные доказательные инструменты исторической достоверности.

В российских сегментах новых медиа интерес к складированию «советского» и вариативной сборке компонентов советского прошлого очень велик. Это находит свое воплощение в виртуальных собраниях советских артефактов и коллекциях советской музыкальной культуры, цифровых энциклопе-

днях советского быта, в организации сайтов н блогов на советские темы.

Цель статьи состоит в том, чтобы выявить особенности производства и потребления неспециализированного публичного знания о советском прошлом в российских сегментах новых медиа.

Основное внимание предполагается уделить рассмотрению способов н форм инструменталнзацни знания о советской истории обычными пользователями социальных медиа.

Для анализа выбрана одна из самых популярных медийных платформ социальных сетей — Ю-тьюб. Почему именно Ю-тьюб?

Эта платформа представляет собой многофункциональную динамичную базу данных, которая позволяет пользователям быть активными н креативными. Она дает возможность пользователям проводить собственную навигацию по информационным потокам и самостоятельно преобразовывать разные ресурсы в подвижные гибридные продукты, сочетающие компоненты обыденного и специализированного знания.

Ю-тьюб открывает возможность для одновременного включения пользователя в разные медийные среды, а также для участия в коммуникациях в виде комментариев к видеороликам.

Ю-тьюб — это публичная площадка для разговора пользователя о себе и других, продвижения «себя», для вербального, визуального и прочего демонстрирования своей позиции или позиции группы, от имени которой желает выступать пользователь, а также для конвенций и споров, обретения временных союзников и противников [15; 16; 17].

В такой «неответственной» разго-ворно-повествовательной среде важное место занимают боты и тролли, процентную активность которых не берутся точно подсчитать специалисты по информационной безопасности. Их обычные функции — смысловая и дискурсивная настройка разговоров и рассказов, технологическое манипулирование эмоциями и аффектами, поддержка интенсивности нужной темы и градуса ненависти. Постоянное и настойчивое присутствие этой категории медийных участников в комментах — не тайна для рядовых пользователей. Более того, в ходе разговора нередко под подозрением оказываются они сами. Обоюдная подозрительность — одно из характерных (если не сказать устойчивых) свойств общения на Ю-тьюбе.

Каким образом рядовые пользователи Ю-тъюба, как и пользователи других видов социальных медиа, включаются в процесс медийного производства публичного знания о прошлом9 Как различные информационные ресурсы преобразуются рядовыми пользователями в собственное знание?

Информационные ресурсы присваиваются пользователем по мере его включения в процесс медийного производства и потребления социокультурного контента продукта с помощью определенных технологий. Контент медиа продуктов в данном случае можно рассматривать как совокупность тех или иных культурных кодов, ценностей, значений в процессе производства и потребления исторического прошлого. В любом случае рядовой пользователь сам выбирает информационный ресурс, готовые технологии его освоения (или производства) и потребления.

Цифровые рассказы на Ю-тьюбе складываются из видеороликов и комментариев к ним, включая в себя визуальные, вербальные, аудиаль-ные компоненты.

Видеопродукты о советском прошлом для рядовых пользователей — это, прежде всего, информационный повод для «подачн голоса», личных высказываний и определения своей роли на тематической медийной площадке. Такая позиция пользователей характерна и при построении рассказов на другие актуальные темы (например, о 1990-х гг., о социальных и политических проблемах 2000-х гг.).

Важно отметить, что цифровые рассказы о советском прошлом формируют сами пользователи, которые актуализируют медиа контент видеороликов. Авторский видеоролик, репрезентирующий идею «советского», в сочетании с пользовательскими комментариями к нему складываются в многоголосный цифровой нарра-тив без определенного начала и с открытым финалом. При построении рассказов активно заимствуются приемы и образцы репрезентации из старых медиа — печатных изданий, фотографии, кинофильмов, телевизионных программ.

Для данного исследования отобраны видеоролики с количеством просмотров более 100 тысяч, содержащие «истории» в комментариях рядовых пользователей.

Заголовки роликов на тему о советском прошлом по большей части не отличаются разнообразием: «СССР, который мы потеряли», «Рожденные в СССР», «СССР, страна, в которой мы жили», «Наша Родина — СССР» и т.п.

Рассмотрим несколько фрагментов таких «историй» на Ю-тьюбе, которые складываются и рассказываются на протяжении нескольких лет.

Один нз них — «СССР, который мы потеряли» (дата загрузки: 3 янв. 2007 г.: количество просмотров 746 300: количество комментариев 8355) [18].

Видеоролик, составленный из фотографий и кадров игрового кино, включает в себя слоганы: «Спасибо за экономическое чудо! Спасибо за великую победу! Спасибо, что уберегли!

Спасибо, что мы были первыми! Спасибо за Юру!

Народ-тру женник, Народ-бога-тырь, Народ, гордившийся своей страной, Спасибо за «прекрасное далеко»,... за бесплатную медицину, ... за бесплатное образование, Спасибо!».

Этот рассказ продолжается и развивается в комментариях, б. с. 5 месяцев назад Люди верят, что в Советском Союзе практически все было хорошо, потому что там якобы был порядок...

На самом же деле в СССР, конечно, большинство людей хорошо не жили, Может, в Москве или где-то еще ситуация была более-менее нормальная, но в провинции,.. Даже при воспеваемом сейчас Брежневе у нас в обл. центре, например, свободно можно было купить в основном только рыбные консервы, сахар, крупы, хлеб и молочные продукты, Остальное надо было, как тогда говорили, «доставать», то есть приобретать через знакомых продавцов, или стоять в очередях, бегать по разным магазинам в разных концах города, Овощной магазин у нас был один на всю округу и вонял гнильем так, что его за километр можно было найти по запаху.

Новые автомобили, видеомагнитофоны, квартиры в Союзе просто так вообще купить было нельзя -надо было годами стоять в очереди на машину или квартиру, строить т.н. кооперативы, а для приобретения видака - вставать на учет в милиции. При этом гражданам запрещалось иметь два жилья, два гаража, нормальные просторные дачи (можно было строить только маленькие). Зарабатывать обычные люди должны были более-менее одинаково. Бизнесом или, как тогда говорили, «спекуляцией» заниматься было нельзя. За это могли реально посадить - одному парню, к примеру, дали 5 лет за перепродажу двух фотоаппаратов. Причем и нормальные фотоаппараты, и аудио-техника, и одежда, и многие другие промтовары были в дефиците. С «духовной пищей» была похожая ситуация: книголюбы давились по ночам в очередях за популярными книгами, либо вынуждены были сдавать макулатуру, чтобы им позволили приобрести интересующую их литературу. С путешествиями по культурно-историческим местам тоже был напряг - о массовых поездках за границу не могло быть и речи, «за. бугор» выпускали только избранных. Максимум, на что мог рассчитывать рядовой гражданин, - это тур по золотому кольцу России. И то путевки зачастую просто так не продавались. Их распределяли на предприятиях среди работников, которые, по мнению руководства, этого заслуживали. Про религию я вообще не говорю, в СССР она находилась практически под запретом (хотя запрещать попов, раввинов, исламистов и пр. как

раз следовало), но это тема для от дельного большого обсуждения. Семен Попов год назад Вообще-то в СССР экономика была похуже. Стагнация началась с Бреженева, но опытные политики знают (все из-за самой системы, созданной Лениным). А мир смотрел на СССР и смеялся. Почему ? Да. потому, что люди жили ужасно, права человека попросту отсутствовали, Генсеки вешали себе награды ни за что. МгЛе1ЕН год назад В советское время мы имели: бесплатное и качественное образование и медицину, боеспособную могущественную армию, прорывные достижения в космосе и ядерной энергетике, успехи в кинематографе, балете, спорте; индустриально развитые города, вырастающие буквально из ниоткуда... Сейчас же мы имеем сплошное воровство, коррупцию, совершенное общественное равнодушие, инновации только на бумаге, демографический кризис, алкоголизм, Ре1г Bogatirev год назад Для объективности в видео надо было показать как взрывали храмы, как расстреливали священников, про Гулаги, репрессии, про пустые полки в магазинах при Горбатом, так же надо было показать, что Джугашвили проспал начало войны, что немцы ушли из союза только в 1944 году, при этом разрушив сотни городов и уничтожив множест во нашего населения, надо было показать на карте, что немцы дошли до Калмыкии, Сказат ь о том, что СССР проиграл две войны, про Катынь и т.д. Видео однобоко и необъективно. Илья Рожков год назад В СССР снимали (несмотря на цензуру) лучшее кино, в СССР сочи-

няли и пели лучшие песни (Высоцкий, Анна Герман, Виктор Цой и еще многие, многие другие). В СССР производили наиболее качественные (по сравнению с современными) товары. В СССР цены на все постоянно не росли, И, в конце концов, СССР был самой мощной державой на планете. Его боялись и уважали, и поэтому не стали воевать с ним в открытую, а разложили его изнутри, MrProZadrot 2 года назад В 80е экономический подъем был на пике, не спорю. СССР даже обогнал США в размере экономики, но все равно большинство средств уходили на вооружения, а простые люди стояли с талончиками в очередях к пустым магазинам, за кока-колу или джинсы гопювы были отвалить всю зарплату. Да. и опять же, тоталитарный контроль за народом, может, ты и не замечал, но за тобой следили и тебя прослушивали, Helena Vladi 2 года назад Ждали часами в очереди за куском масла, сыр и колбаса только на праздники, туалеты ужасные, за границу ездить нельзя, иностранный язык толком почти не выучить, сексуального обучения не было, люди читал и Мопассана как порнографию. Тошнотворная это была жизнь, по-моему. Хотя было .много хорошего, но Союз не зря развалился.

mig625 2 года назад Советский Союз был мощнейшей Державой, в отличие от современной разграбленной и обнищавшей России, В СССР мы работали на себя и на будущее. Это времена Королева, Гагарина, Жукова, Сахарова... времена небывалого подъема России... времена нашего незабывае-

мого кинематографа... в конце концов, это та страна, где мы родились. При советской власти народы, населяющие СССР, действительно жили в мире и дружбе! Горжусь тем, что моя родина - СССР! Стра-на-победитель, Великая Страна!

Дмитрий Владиславович 3 года назад

Я с 72 года, Получил бесплатное и лучшее всестороннее образование. И ра бот ал в совхозе не за водку, а за деньги простым трактористом, на которые жил без ГМО, носил одежду из чистого хлопка, без зависти к приезжим, работягам с других регионов, без Войны народа внутри бывшего СССР. Да было воровст во - НО одной партии, а сейчас их сколько. И где те, которые попали в самое пекло 90-х - 2000 годов ?! А за 22 года теперешней России, где Великий народ, где его достижения...

Такие рассказы в видеороликах и комментариях выглядят как своеобразные медийные коллажи или эклектичные мозаики, составленные из привычных образов и речевых конструкций, которые монтируются в информационно-медийных потоках, клише из публицистики и политической пропаганды, формульных сегментов школьной истории.

При конструировании цифровых рассказов — мест советского прошлого и в ходе обсуждения медиапродуктов пользователи, как правило, руководствуются не желанием узнать нечто новое, а подтвердить (утвердить) сложившуюся позицию, свою точку зрения. Личный, частный жизненный опыт пользователя сплавляется в продуктах такого рода с коллективными стереотипными представлениями о «нашем прошлом».

Это прослеживается в построении конкретных историй о советском прошлом со стереотипными, клишированными сюжетными линиями, узнаваемыми схематичными Героями н Антн-Героямн, стандартными наборами их оценочных характеристик, а также просматривается в языке и речи комментаторов.

Повышенный интерес рядового пользователя к «быстрому знанию» и личному производству Истории в социальных медиа замещает потенциальную возможность рефлексивного исторического самообразования. Для пользователя участие в производстве медиа продуктов на историческую тему это, прежде всего, — возможность высказаться о Настоящем, исходя нз собственного опыта понимания, переживания Прошлого. Это — возможность подать свой голос, выразить свои чувства, позиции. Это — желание быть услышанным в публичной среде.

Другой фрагмент цифровой истории — «Родившимся в СССР посвящается...» (дата загрузки: 17 ноября 2008 г.; количество просмотров 289 237) [19]. Видеоролик представляет собой коллаж из фотографии советских лет. Звуковой ряд представлен песней «Весна за Заречной улице» в исполнении Бориса Гребенщикова.

Комментарии к этому ролику заметно ресемантизируют контент этого видеопродукта.

Александр Некрасов год назад

А еще лучше бы засняли сейчас ценники в продуктовых магазинах.. и заснять их в динамике - как они .меняются почти каждый день и все почему-то только в сторону подорожания.. случайно наверное... Про

то, какие были продукты в СССР в 70-е и 80-е годы, я и сам помню, а раньше - у родителей спрашиваю... не голодали. В обкомовском буфете не был, а в заводской столовой миллион раз.. И помню и что там было, и сколько стоило., а расценки и нормы.. менялись и в разные стороны.. уа1егю1у год назад А мне мать и бабушка говорили -запомни, жили мы при СССР, как в сказке, и все у нас было, в отличие от вашего времени, холодильник был всегда забит, полная морозилка мороженного, сколько хочешь, и это простые рабочие, и не верить всяким предателям родины, что б они не говорили, Поэтому СЛАВА СССР! Татьяна Анисимова год назад Ролик хороший, это была наша жизнь. Это уже история, она была, ее не перепишешь. А некоторые такую тарабарщину развели здесь, стыдно, господа!

А1е30зап год назад Заводы принадлежали государству, сынок директора завода никогда не станет директором этого завода, власть не передавалась по наследству, как сейчас. Твоя квартира принадлежала тебе, как и твоя дача, Спецпаек давали на производстве, если оно считалось вредным. Сталевары, шахтеры и др. получали их. Раскулачивали кулаков в 20-е годы, была реформа-коллективиза-ция, В ГУЛАГЕ копали лопатами разного рода коррупционеры и реакционеры, ...как сейчас помню, талоны, прочие продукты по кило в одни руки, это были прелести Горбатой политики по развалу СССР. До 1984 года не было никакого напряга с продуктами, Если не в гастрономе покупали мясо, то на рынке колхозном

раз в неделю всегда можно было отовариться без проблем. Экономический упадок СССР начался с политики экономической диверсификации горбатого, когда страну начали готовит ь к свободному рынку и разрушать гос. связи на закупку продукции колхозов и заводов.

Сл¥азШ17 год назад

В СССР... власть и собственность принадлежала партноменклатуре, которая распоряжалась по своему усмотрению. Нужным и лояльным кидала пряник в виде разных спецпайков и спецнадбавок, ненужных и потенциально нелояльных морила голодом, устраивала <раскулачивание», гнобила в ГУЛАГе. Львиная доля всех средств шла на гонку вооружений и раздувание мировой революции, Северная Корея - это сегодняшний СССР... Время, что я описываю, с 1978 по 1990. В нашем районе был один магазин. За костями (супнаборами), мясом, колбасой, сливочным маслом очередь занимали в 6 часов утра, Торговля начиналась в 6 вечера, В страшной давке и ругани люди получали один килограмм в одни руки, Меня, подростка, родители всегда брали с собой в магазин, чтобы купить на один килограмм больше (1981 год)... В советское время более-менее благополучными были годы с 1965го по 1980й, качество продуктов и товаров было плохим, А продавцы в то время чувствовали себя хозяевами эюызны. Посмотрите фильм Брежнев: сцена в продуктовом магазине была характерной в то время, С 80го года понеслось все под откос. Видимо, запас прочности иссяк...

А1е30зап год назад

Сталин - созидатепь Империи, его можно сравнить с Петром I.

И один, и другой трудились на мощь, вепичие и богатство своего государства, Из китайцев его можно сравнить, если что, только с Мао Цзэдун, Сл¥азШ17 год назад Кто такой Мао Цзэдун? Мелкий деятель эпохи Дэн Сяопина,.. Нечего сравнивать Сталина с Петром, После Петра империя существовала почти двести лет, после Сталина - 38. Значит, изначально что-то было заложено не так и при Петре, и при Сталине: на репрессиях и лжи долго не продержишься... СарНоэМе! год назад Простите. Насчет 200 лет после Петра не знаю. Разве что, до сих пор табак курю. Зато вся современная Россия, пока еще держится на том, что СТАЛИН заложил, а КПСС с СОВЕТСКИМ НАРОДОМ построили, А репрессии... Слишком .много врагов было у молодой СОВЕТСКОЙ страны (во всех эшелонах власти). В условиях войны не было возможности т щательно во всем разобрат ься, ...теперь контра недобитая не дает нам жить спокойно - по-людски (см, фильм <Любовь Яровая»), 81Л7М 2 года назад 22 июня 1983, <Литературная газета». Газета разослала своих корреспондентов в разные города для покупки 6 предметов первой необходимости: хлеба, сахара, картошки, зубной пасты, электролампочки, школьной тетради, Также читателей попросили сообщить, сколько времени занимает покупка этих товаров. В Ереване корреспондент газеты стоял захпебом 15 минут, в Баку - 20; в Тбилиси за картошкой - 40 минут, в Саратове -1 час 15 минут, а в Ашхабаде ее вообще не оказалось.

Мо1аго76 2 года назад

Ой, ну это все сказки. Про жопу-лупоглазку. Я помню за окороком по 2:80 очереди в 1982 году были, а вышеупомянутые товары в моем Николаеве продавались свободно. сэпезБег 2 года назад Во времена того дефицита ходили на рынки с пацанами после школы... правда уже возраст был великоват... но все равно можно было наесться орехов, чернослива, кураги, мандаринов и прочих вкусностей с Кавказа и Азии совершенно бесплатно... торговцы добродушно улыбались и угощали, просто так))) кулек из половины газеты легко набирали сейчас такое не мыслимо.

тгщ81юе0997 2 года назад Не было безработицы, было все качественное, милиция четко действовала, никаких кризисов, инфляции, Американцы сидели и дрожали от страха и от мощи нашей страны, а сейчас... Я не родился в союзе, но я его сторонник! gittysl982 3 года назад Конечно, не было многого, что сейчас у нас есть, компьютеров, техники, одежды разной, продуктов полные прилавки, Но я тогда эюил. действительно жил, дышал полной грудью, верил людям, знал, что после школы пойду в Армию, потом женюсь и дом построю. А сейчас ... не жизнь это, просто существуем, все искусственное, и я тоже таким стал.

Контент цифровых медийных продуктов, в производство которых вовлечены рядовые пользователи социальных медиа, складывается из набора правдоподобных (миметических) «исторических» компонентов. Менее всего пользователей заботит достоверность, аутентичность репрезентации

«советского». Главное — ощущение реальности и значимости недавнего прошлого, опыт личной сопричастности тому, что называют «нашей историей», переживание прошлого в связке с настоящим. Анализ структуры и содержания цифровых рассказов такого рода позволяет говорить о том, что «советское прошлое» на Ю-тьюбе — это одна из возможностей для рядовых пользователей, чтобы поговорить об утраченном чувстве общего дома, потерянного рая, золотого века или продемонстрировать свое несогласие с социальной реальностью или выразить потребность в уходе от нее.

Можно сказать, что в процессе коллективного и индивидуального конструирования «советского прошлого» на Ю-тьюбе, оперирования легко опознаваемыми знаками, символами, событийными метками советской истории, рядовые пользователи формируют цифровые места памяти, создают неисторические публичные пространства разделяемых культурных значений.

Третий фрагмент коллективного повествования о советском прошлом — видеоролик «СССР!!! Страна, в которой мы жили!» и комментарии к нему (дата загрузки: 14 авг. 2010 г. количество просмотров 477 317: количество комментариев 2487) [20]. Визуальный ряд составлен из фотографии советских лет, а звуковой представлен песней «Мой адрес Советский Союз».

Развертывается этот рассказ в комментариях рядовых пользователей на протяжении нескольких лет

Ротог Тагакапоу 4 месяца назад

В ветхом доме - самодельные ст ол ы-скамей ки, п еч ное от опл ение, телевизора не было никогда, на дво-

ре - «удобства», потому что трудодни пустые. Одевалась в обноски с «Вшивого рынка». Крошечная пенсия 12 рублей назначена колхозникам в последнюю очередь из всех социальных групп, При воспоминаниях бабушка плакала: «скотина лучше ела». А в лубочных картинах «Кубанские казаки» и «Щедрое лето» - радостные лица счастливых людей,

Андрей Синявин 9 месяцев назад

Неполный видеоряд. Не хватает «черных тюльпанов» из Афгана, танков на улицах Праги в 1968, очередей в магазинах, когда чего-нитъ «выкинут на прилавок», лиц торгашей в этих магазинах и на торговых базах, кандидатов наук на колхозных полях, инженеров в овощехранилищах и еще многих и многих моментов, которыми гордиться не стоит. Та идея, которая позволила СССР состояться, была преждевременна и поддерживалась волей лидеров, опирающихся на насилие. Увы, СССР был обречен с самого начала,

Антон Щербаков год назад

Отличная видео-подборка и музыка, я хоть и родился в СССР, но объективно его помню лишь лет с 6-7, когда в школу пошел, а это была уже современная Россия, Очень понравились фотографии/ Я по работе нынешней фотокор и поэтому понравилось вдвойне. А в комментариях один срач, иного не ожидал, свобода слова во всех ее проявлениях, лучше бы комментарии были закрыты, чтобы чтение их не убивало весь тот настрой, который представлен в этом видео.

Ио Леан год назад

В СССР были и хорошие вещи, и плохие! Да, храмы взрывали, но ведь

.много храмов уцелело! Мои родители жили в СССР, они постоянно говорят, что тогда было лучше, чем сейчас, были бесплатные школы, в магазинах цены были нормальные (не то что сейчас), на олимпиаде постоянно были первыми и т.д./ Вы вспоминаете только плохое о СССР, а все хорошее быстро забыли/

Нарративный анализ таких цифровых рассказов о советском прошлом показывает, что Ю-тьюб, как и другие платформы социальных медиа, открывает для рядового пользователя воображаемое пространство свободы н активного личного участия в производстве Истории.

Однако не стоит преувеличивать эффективность такой самостоятельной работы по преобразованию информационных потоков в собственное знание о прошлом. Язык описания, объяснения, понимания исторического прошлого рядовому пользователю дают социальные институты репродукции: школьное образование, наука, публичная политика, масс медиа. Структуры обыденного мышления пользователя спрямляют сложности понимания, схематизируют и стереотипизируют разнородные представления об историческом прошлом, поступающие к пользователю по разным информационным каналам (сетям).

На Ю-тьюбе рассказываются и другие истории, связанные с личным и групповым переживанием драматических событий советского прошлого.

Так, видеоролик об одном из лагерей Гулага «Самая страшная зона за всю историю СССР и России!!!», сделанный пользователем на основе документального репортажа для телевизионного канала и размещен-

ный на Ю-тьюбе, приобретает новые значения и смыслы (дата загрузки: 10 марта 2011 г.: количество просмотров 1 098 284: количество комментариев 399) [21].

Автор поста видеоролика поясняет: «10 марта 2011 г. исполняется 75 лет со дня открытия в Магаданской области одного нз самых страшных лагерей — Бутыгычаг. Сколько людей там погибло — до снх пор точно не известно. В абсолютной секретности в лагере 20 лет проводили эксперименты над человеческим мозгом. На Колыме Бутыгычаг являлся лагерем-штрафннком, т.е. самым ужасным нз всех возможных. От ОЛП (отдельный лагпункт) рудника "Бутыгычаг" колымского треста "Дальстрой" до организованного уже в 1948 г. (существовавшего до мая 1955 года) лаготделення № 4 особого лагеря № 5 — Берлага "Берегового лагеря свою смерть им шли там не менее 380 000 тыс. человек».

Повествование на эту тему складывается нз полярных суждений и разных личных опытов.

Олеся Григорян 7 месяцев назад

Менталитет нашего народа таков, что любое послабление ведет к анархии, Не готовы мы к демократии, слишком искаженное у нас понятие о ней, Кстати, один мой прадед был белогвардейским офицером, другой «кулаком», у которого красная власть забрала имущество и с 7 детьми отправила в Сибирь. А два других воевали за красных. Так что, поверь, я смотрю на эту ситуацию с разных сторон, А вот деды мои потом воевали все за Родину и Сталина, И победили, ... Так что прошлое у нас одно. А вот мнения могут быт ь разные.

Ник Громов год назад

Кстати, ютуб в помощь. Где-то здесь натыкался на видео о женских лагерях. Девчонку 18-ти лет закрыли на пятнашку, за то, что она была дочерью «врага». Валила лес до амнистии - когда Сталин сдох. Эти лагеря убили двух зайцев - дешевые рабы и страх, насажденный путам уничтожения возможных несогласных, вместе с явно несогласными с существующим строем. Гениально, надо признать, хоть и невероятно жестоко. Собственно, если, знать, кем был Сталин в революционные времена, не удивительны методы, Ыкку1945 год назад Откуда дровишки? РЕНТВ насмотрелся и предателя Солженицына начитался ?

Ник Громов год назад Дам только одну ссылку - пообщайтесь со стариками, Некоторые боятся говорить открыто даже сейчас, спустя столько лет после падения СССР. Почитайте книги Шалимова и похожих «врагов», угодивших в лагерь непонят но за что. Шалимова, кстати, на два года «забыли» в лагере. Все остальное ищите самостоятельно. Из опыта споров с людьми желающих видеть только то, что им хочется, знаю, что ссылки данные со стороны, бесполезны, УисЮуРор 2 года назад Воры, эксплуататоры труда и прочие преступ ники работал и в лагерях на благо остальным, что тут плохого, я не понимаю? Про условия содержания можно долго спорить, конечно, но не забывайте, что в других странах не лучше было, а в штатах так вообще сейчас на этом разживаются владельцы частных тюрем.

ЫшЫгУЫео 2 года назад

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факты можете найти в сети. Так что, ежели есть желание, по-шукайте информацию про политические репрессии 30-х годов (да. и послевоенные тоже). И я больше верю воспоминаниям тех, кто все это пережил (например, тот же Георгий Жженов), чем коммунистической пропаганде.

Апопутои8163£и1 2 года назад Иди пойди и спроси людей которые сидели в Сталинских лагерях, держут ли они зло на Сталина, они ответят нет, они скажут «значит я в чем-то провинился». Сталин давал 8 лет лагерей потому, что спустя 8 лет человек менялся, и плесень это ты, раз так считаешь! 8е1РгоЬ1ет 2 года назад Мне тебя жалко и таких, как ты, которые верят, что Сталин спасал Россию, а лагеря и расстрелы это все выдумки, Моего прадеда в 37 году расстреляли только за то, что он был верующий человек и на православный праздник пришел в церковь, а такие умники, как ты, написали в доносе, что это антисоветская пропаганда, и когда родственники пришли на следующий день после ареста к нему, там заявили, что приговор уже приведен в исполнение. Так что враг Русского народа это ты и тебе подобные стукачи... Нгап111 2 года назад В лагерях ближе к 2 млн, расстреляно менее 1 млн, и еще 4 млн прошли лагеря и не погибли непосредственно в лагерях, хотя большинст во из них погибли в ссылках после. Но сталинско-ленинские преступления также включают спровоцированный голод 1920-22, 1933, 1946, вызванный продразверсткой, когда у крестьян

отнимали все, коллективизацию, подавление восстаний крестьян (самое страшное - тамбовское), депортации народов и т.д., и вот тогда количество жертв растет даже не на порядок, а больше.

mikvlasov 2 года назад

Глупости. Процент невинно осужденных не был так велик, как ты описываешь. Пишу то, о чем знаю: у моей жены дед был арестован по 58 и после предварительного следствия выпущен, за отсутствием события преступления, Или состава? Не помню точно, что в документах написано. Это факт, документальный. Невиновные были, но в количестве не превышающем процент судебной ошибки (ну может + сведение личных счетов на местах). Не более того. P.S. Многие дела высших чинов все еще засекречены, Видимо есть что скрывать.

НатаЛья Муравьева 2 года назад

Когда жила на Колыме, 1973-2002 гг., разговаривая с теми, кто там сидел - они сами говорили, что никто зазря не сидел!!! Если быть объективным, и во времена НЭПа что творилось? Понять можно из книги Ильфа и Петрова «Золотой теленок» (лес воровали вагонами, конторы «Рога и Копыта» были сплошь и рядом). Или тоже «дело врачей». Да посмотрите, что сегодня творится. Не зря сидели,

VuddyPop 2 года назад

Не любите статистику? Посмотрите, какие ценности пропагандировались в то время, как воспитывали детей, Труд, дружба, любовь к родине, уважение истории, своих предков. Что из этого вам враждебно в «кровавом режиме»?

Похоже, уважение к своей истории, как минимум. В любом случае, если желаете продолжать этот разговор, то не здесь, т.к. ограничение по символам мешает,

Тши1егВои11 3 года назад Очень жаль, что белые проиграли,. и наши страны накрыла красная чума аж на целых 70 лет. Столько народу покалечили и поубивали, Сталин хуже дьявола десятки миллионов людей убил, как война... Один человек в день убивал тысячи, и все ему поклонялись как богу, зла хуже чем такой тоталитаризм нет на земле. Те, кто это восхваляют, не понимают, о чем говорят, человек это свободное существо, как бы ты не старался уничтожить его индивидуальность и превратить в идеального серого робота, это у тебя не выйдет /

Такие многоголосные повествования складываются в целое нз сложного переплетения разных личных опытов осмысления разных событий советской истории. Медиапродукты о советском прошлом на Ю-тьюбе выглядят как выражение симптомов социальной неудовлетворенности настоящим, бегство из социальной реальности в виртуальную реальность, конструирование целостной «другой реальности» коллажными средствами из реальных и мифологических «осколков» советского прошлого.

Детальное рассмотрение способов н форм построения рассказов такого рода позволяет профессиональным историкам, социологам, культурологам лучше понять, каким образом формируются и продвигаются популярные представления об истории своей страны в цифровой среде социальных медиа.

СПИСОК источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Касамара, В. Постсоветская ностальгия в повседневном дискурсе россиян [Текст] / В. Касамара, А. Сорокина // Общественные науки и современность. - 2011. -№6.-С. 18-31.

2. Тимофеев, М. Знаки «советскости» в символическом пространстве России [Текст] / М. Тимофеев // Пути России. Историзация социального опыта -Т. ХУШ. — М.: Новое литературное обозрение, 2013.-С. 33-45.

3. Шабурова, О. Ностальгия: стратегии коммерциализации, или Советское в гламуре [Текст] / О. Шабурова // Советское прошлое и культура настоящего: в 2 т. / Межрегиональные исследования в общественных науках; ИНОЦЕНТР (Информация. Наука. Образование); Уральский межрегиональный институт общественных наук; отв. ред.: Н. Купина, О. Михайлова. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2009. - Т. 1. - 2009. - С. 33-44.

4. Горалик, Л. «...Росагроэкспорта сырка». Символика и символы советской эпохи в сегодняшнем российском брендинге [Текст] / JL Горалик // Теория моды. Одежда. Тело. Культура. 1/2007. - № 3. -М.: Новое литературное обозрение. -С. 6-21. [Электронный ресурс]. - URL: http://linorgoralik.com/sov_brend.html JJ2J (дата обращения: 10.12.2014).

5. Левада, Ю. «Человек ностальгический»: реалии и проблемы [Текст] / Ю. Левада // Мониторинг общественного мнения. -2002.-№6(62).-С. 12-13.

6. Гудков, Л. Условия воспроизводства «советского человека» [Текст] / JI. Гудков // Вестник общественного мнения. - 2009. - № 2. - С. 8-37.

7. Дубин, Б. Прекрасное вчера. Почему Россия скучает по Советскому Союзу: социолог Борис Дубин - о том, как с каждым годом облик СССР становится все более сусальным. - 05.12.2011. [Электронный ресурс] / Б. Дубин. - URL: http://www. kommersant.ru/doc/1821787?9f476940 (дата обращения: 10.12.2014).

8. Мы и наши мифы. «Воспоминания об этом времени у каждого свои». Дети и

взрослые о Советском Союзе. Сочинения Белгородских школьников, комментарии писателя Ирины Богатыревой и социолога Бориса Дубина // Дружба народов. -

2009. - №3. [Электронный ресурс]. -URL: http://magaziiies.riiss.rii/dmzhba/2009 /3/vo24.html (дата обращения: 10.12.2014).

9. Абрамов, Р. Время и пространство ностальгии [Текст] / Р. Абрамов // Социологический журнал. - 2012. - № 4. - С. 5-23

10. Абрамов, Р. «Советский чердак» российской блогосферы: анализ ностальгических виртуальных сообществ // INTER. -2011. - № 6. - С. 88-103 [Электронный ресурс] / Р. Абрамов. -URL: http://soc.hse. ru/data/2 011 /06/2 8/1216 315 527/Abramo v_ inter_nostalgia_article.pdf (дата обращения: 10.12.2014).

11. Смолина, Н. Коллективная память о прошлом в структуре постсоветской менталь-ности [Текст] / Н. Смолина // Сумма философии. Вып. 7. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,2007. - С. 220-222.'

12. Смолина, Н. «Советское» в постсоветском пространстве: анализ ностальгических сообществ [Текст] / Н. Смолина // Вестник Челябинского государственного университета. -2014. -№ 17 (346). Философия. Социология. Культурология. Вып. 33.-С. 133-136. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.lib.csu.ra/vcli/346/023 .pdf (дата обращения: 10.12.2014).

13. Lovink, G. Networks Without a Cause: A Critique of Social Media [Text] / G. Lovink.

- Cambridge: Polity Press. - 2012. - 221 p.

14. Gauntlett, D. Making is Connecting: The Social Meaning of Creativity, from DIY and Knitting to YouTube and Web 2.0 [Text] / D. Gauntlett. - Cambridge: Polity Press. -2011.-232 p.

15. Strangelove, M. Watching You Tube: extraordinary videous by ordinary people [Text] / M. Strangelove. - Toronto - Buffalo

- London: University of Toronto press. -

2010.-265 p.

16. Brims, A. Blogs, Wikipedia, Second Life, and beyond: from production to produsage [Text] / A. Bruns. - New York - Frankfurt am Main

- Oxford - Wien: Peter Lang. - 2008. - 418 p.

17. Bruns, A. Produsage: Towards a broader framework for user-led content creation

[Text] A. Bruns // Proceedings Creativity & Cognition, 6. - Washington, DC. - 2007. -URL: http://eprints.qut.edu.aU/6623/l/6623. pdf (Accessed: 10.12.2014).

18. СССР, который мы потеряли. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.youtube. com/watch?v=IzxRCbCXlzO&feature=relat ed (дата обращения: 10.12.2014).

19. Родившимся в СССР посвящается... [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. у outub е. с о m/wa t с h? v=Rj N_Ij 3 еу -8&feature=related (дата обращения: 10.12. 2014).

20. СССР!!! Страна, в которой мы жили! [Электронныйресурс]. - URL: http://www. youtube.com/watch?v=_vQWswnXniU&fe ature=related(flara обращения: 10.12.2014).

21. Самая страшная зона за всю историю СССР и России!!! [Электронный ресурс]. -URL: http: // www. у outub е. с om/wat ch? v= OQremdycaVI (дата обращения: 10.12.2014).

REFERENCES

1. Kasamara V., Sorokina A., Postsovetskaya nostalgiya v povsednevnom diskurse rossi-yan, Obschestvennyie nauki i sovremennost, 2011, No. 6, 18-31.

2. Timofeev M., "Znaki 'sovetskosti' v sim-volicheskom prostranstve Rossii", in: Puti Rossii. Istorizatsiya sotsialnogo opyita, Т. XVIII, Moscow, Novoe literatumoe oboz-renie, 2013, 33-45.

3. Shaburova O., "Nostalgiya: strategii kom-mertsializatsii, ili Sovetskoe v glamure", in: Sovetskoe proshloe i kultura nastoyaschego: v 2 t. / Mezliregionalnyie issledovaniya v ob-schestvennyili naukah; INOTSENTR (Infor-matsiya. Nauka. Obrazovanie); Uralskiy mezliregionalnyiy institut obschestvennyih nauk; otv. red. N. Kupina, O. Miliaylova, Ekaterinburg, 2009, Т. 1, 2009, 33-44.

4. Goralik L., "...Rosagroeksporta syirka". Simvolika i simvolyi sovetskoy epolii v se-godnyaslinem rossiyskom brendinge, in: Teoriva modyi. Odezhda. Telo. Kultura, 1/2007, No. 3, Moscow, 6-21 [Electronic Resource], available at: http://linorgoralik.coni/ sov_breiid.html [Accessed: 10.12.2014].

5. Levada Yu., "Chelovek nostalgicheskiy': re-alii i problemyi, Monitoring obschestvenno-go mneniya, 2002, No. 6 (62), 12-13.

6. Gudkov L., Usloviya vosproizvodstva "sovetskogo cheloveka", Vestnik obschest-vennogo mneniya, 2009, No. 2, 8-37.

7. Dllbin B., Prekrasnoe vchera. Pochemu Ros-siya skuchaetpo Sovetskormi Soviizii: sotsio-log Boris Dubin — o torn, kok s kazhdyim godoni oblik SSSR stanovitsya vse bolee susalnyim, 05.12.2011 [Electronic Resource], available at: http://www.koninier-sant.ru/doc/1821787 ?9f476940 [Accessed: 10.12.2014].

8. Myi i nashi mifyi. "Vospominaniya ob etom vremeni u kazhdogo svoi". Deti i vzroslyie o Sovetskom Soyuze. Sochineniya Belgorod-skih Shkolnikov, kommentarii pisatelya Ir-inyi Bogatyirevoy i sotsiologa Borisa Dubi-na II Dmzhba narodov, 2009, No. 3 [Electronic Resource], available at: http://magazines. russ.ru/druzhba/2009/3/vo24.html [Accessed: 10.12.2014].

9. Abramov R., Vremya i prostranstvo nostal-gii, Sotsiologicheskiy zlnmial, 2012, No. 4, 5-23.

10. Abramov R., "Sovetskiy cherdak" rossiys-koy blogosferyi: analiz nostalgicheskili vir-tualnyih soobschestv, INTER, 2011, No. 6, 88-103. [Electronic Resource], available at: http: //soc. hse. ru/data/2 011/06/28/1216 315527/Abramov_inter_nostalgia_article. pdf [Accessed: 10.12.2014].

11. Smolina N, "Kollektivnaya pamyat o prosh-lom v strukture postsovetskoy mentalnosti", in: Summa filosofii, Vyp. 7, Ekaterinburg, 2007, 220-222.

12. Smolina N, "Sovetskoe" v postsovetskom prostranstve: analiz nostalgicheskili soobschestv, in: Vestnik Chelyabinskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2014, No. 17 (346), Filosofiya. Sotsiologiya. Kulturologi-ya, Vyp. 33, 133-136. [Electronic Resource],

available at: http://www.lib.csu.ru/vcli/346/ 023.pdf (Accessed: 10.12.2014).

13. Lovink G., NetM'orks Without a Cause: A Critique of Social Media, Cambridge, Polity Press, 2012,221 p.

14. Gauntlett D.,Making is Connecting: The Social Meaning of Creativity, from DIY and Knitting to YouTube and Web 2.0, Cambridge: Polity Press, 2011, 232 p.

15. Strangelove M., Watching You Tube: extraordinary videous by ordinary people, Toronto - Buffalo - London, University of Toronto press, 2010, 265 p.

16. Brans A., Blogs, Wikipedia, Second Life, and beyond: from production to produsage. New York - Frankfurt am Main - Oxford - Wien, Peter Lang, 2008, 418 p.

17. Brans A.,"Produsage: Towards a broader framework for user-led content creation", in: Proceedings Creativity & Cognition, 6, Washington, DC, 2007, available at: http:// eprints.qut.edu.au/6623/l/6623.pdf [Accessed: 10.12.2014].

18. SSSR, kotoryiy myi poteryali [Electronic Resource], available at: http://www.youtube. com/watch?v=IzxRCbCXlzO&feature=relat ed [Accessed: 10.12.2014].

19. Rodivshimsya v SSSR pos\>yaschaetsva... [Electronic Resource], available at: http:// www. y outub e. c o m/wa t c h? v=Rj N_I j 3 ey -8&feature=related [Accessed: 10.12.2014].

20. SSSR!!! Strana, v kotoroy myi zhili! [Elec- nnr tronic Resource], available at: http://www. u^d youtube. com/watch? v=_vQWswnXrnU& feature=related [Accessed: 10.12.2014].

21. Samaya strashnava zona za vsyu istorivu SSSR i Rossii!!! [Electronic Resource], available at: URL:http://www.youtube.coni/ watch?v=0QremdycaVI [Accessed: 10.12. 2014].

Зверева Галина Ивановна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и теории культуры, Российский государственный гуманитарный университет, [email protected]

Zvereva G.I., Dr. of Science (History), Professor, Department of Culture' History and Theory, Chairperson, Russian State University for the Humanities, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.