Научная статья на тему 'Советская Экономическая печать как предшественница бизнес-прессы новой России'

Советская Экономическая печать как предшественница бизнес-прессы новой России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
855
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / БИЗНЕС-ПРЕССА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДЕЛОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ГАЗЕТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ / СССР

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Панченко А. А.

На базе анализа отечественных экономических газет 1970 начала 1980-х гг. обосновывается необходимость изучения опыта деловой журналистики предперестроечного периода отечественной истории для повышения эффективности современной бизнес-прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS NEWSPAPERS OF THE USSR: A NEW POINT OF VIEW ON THE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN BUSINESS PRESS

Based on the analysis of domestic economic newspapers of 1970s early 1980s, the author substantiates the need to study the experience of Soviet business journalism before the Perestroika in order to improve the efficiency of modern business press.

Текст научной работы на тему «Советская Экономическая печать как предшественница бизнес-прессы новой России»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (1), с. 378-381

УДК 070.4

СОВЕТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КАК ПРЕДШЕСТВЕННИЦА БИЗНЕС-ПРЕССЫ НОВОЙ РОССИИ

© 2014 г. А.А. Панченко

Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова

2.panchenko@gmail .сот

Поступила в редакцию 03.03.2014

На базе анализа отечественных экономических газет 1970 - начала 1980-х гг. обосновывается необходимость изучения опыта деловой журналистики предперестроечного периода отечественной истории для повышения эффективности современной бизнес-прессы.

Ключевые слова: журналистика, бизнес-пресса, номическая, СССР.

Проблема, на которую мы хотим обратить внимание научного сообщества, заключается в принятии или отторжении советского опыта деловой прессы. Была ли бизнес-пресса во время советского периода нашей истории? Если она была тогда, то в каком виде существовала? Какой опыт в этой сфере жизнедеятельности журналистики был накоплен, какова его значимость на сегодня? Может ли этот опыт использоваться для повышения эффективности современных деловых газет? Все эти вопросы становятся актуальными в условиях современного осмысления векторов развития отечественной журналистики.

Современная российская деловая журналистика занимает ведущее место в системе качественных деловых СМИ. При этом в научной среде преобладает точка зрения, согласно которой современная система российских деловых СМИ берет свое начало с момента основания новой России, а прообразы основных деловых изданий следует искать среди ведущих американских или же европейских аналогов. Подобный подход к анализу деловых СМИ - через сравнительный анализ с западными образцами -практически исключает возможность рассмотрения нынешней системы бизнес-СМИ как результата последовательного развития российской деловой журналистики.

Одновременно такой подход снижает потребность в изучении отечественной деловой журналистики в ретроспективе ее развития, то есть в качестве полноценного самостоятельного института. На практике это приводит к тому, что целые временные пласты истории отечественных деловых СМИ оказываются неисследованными.

Несмотря на дискуссионность вопроса о том, что включается в содержание понятия «деловая печать» [1, с. 13], мы признаем её существова-

отечественная деловая журналистика, газета, эко-

ние в советский период отечественной истории. По нашему мнению, экономические, финансовые газеты и журналы, а также отраслевая пресса могут быть отнесены к деловой печати. Что касается определения деловых изданий, то в широком понимании деловые СМИ могут рассматриваться как «элемент экономической инфраструктуры» [2]. В узком смысле слова - это тип СМИ, предоставляющий информацию, важную для принятия решений, связанных с управлением экономикой предприятия или комплекса экономических институтов.

Из поставленных нами вопросов, имеющих значение для дальнейшего развития бизнес-прессы России, становится очевидной цель статьи - исследовать опыт деятельности журналистов, освещающих экономическую жизнь страны, а также возможную адаптацию этого опыта к современности.

Не претендуя на полноту освещения выбранной проблематики, определим некоторые позитивные стороны работы журналистов в сфере экономической прессы советского времени, делая упор на те из них, которые могут быть использованы, на наш взгляд, в современных условиях.

Эмпирическую базу исследования составили экономические газеты «Социалистическая индустрия», «Советская торговля» и «Экономическая газета» 1970-1980-х гг. [3-5]. Выбор именно этих изданий объясняется статусом, который они имели в рассматриваемый период: это ведущие деловые издания того времени.

Сразу отметим, что степень научной разработанности предлагаемой темы не может быть охарактеризована даже как минимальная. Видные исследователи журналистики Я.Н. Засурский [6], Е.Л. Вартанова [7] и другие уделяли внимание в своих трудах прежде всего оценкам советской прессы в целом, особенно её функ-

ционированию, не анализируя в качестве специального сюжета особые черты бизнес-изданий.

Тем не менее нельзя не отметить появившуюся в последнее время тенденцию более внимательного отношения ряда авторов к проблематике становления и развития деловой прессы [8-10]. Однако эти авторы либо полностью отрицают деловую журналистику применительно к послевоенному периоду, либо считают, что имеются лишь некоторые весьма незначительные сходные черты. Например, А.В. Еременко утверждает, что «выходящие в советское время экономические издания и материалы экономических рубрик не могут быть рассмотрены в качестве деловой прессы как в дореволюционном, так и в современном понимании этого феномена, хотя для системы советской периодики и была характерна экономическая проблематика, что в некотором смысле удовлетворяет современному пониманию деловой прессы» [11, с. 29].

Мы полагаем возможным и необходимым существование бизнес-прессы в любой экономической системе, которая предполагает управление предприятиями или комплексами экономических институтов. В связи с этим мы не считаем, что наличие социального слоя предпринимателей является ключевым фактором для существования деловых изданий, хотя признаем его немаловажным.

В условиях существования командноадминистративной системы советского времени на рубеже 1960-1970-х годов появляются и становятся популярными крупнейшие общесоюзные качественные экономические издания. К ним мы можем отнести, в первую очередь, газету «Социалистическая индустрия», которая начинает свою историю в 1969 году. «Экономическая газета», издававшаяся с 1918 года, но приостановившая выход с 1941 по 1956 год, только с августа 1961 года становится еженедельным органом ЦК КПСС и в таком статусе существует вплоть до 1986 года. В это же время выходит еще ряд общесоюзных, а также республиканских экономических изданий.

Объективная реальность того периода отечественной истории диктовала необходимость экономического воспитания трудящихся в условиях развития плановой экономики. Однако этим деятельность деловой прессы не ограничивалась.

«Социалистическая индустрия» предметно освещала деятельность всего промышленного комплекса СССР, уделяя особое внимание системообразующим отраслям отечественной экономики - металлургии, нефтяной и газовой, а также угольной промышленности и машиностроению. Можно в целом согласиться с тем оп-

ределением аудитории издания, которое предлагает в своем интервью главный редактор газеты «Трибуна» Олег Кузин: «Сорок лет назад газета «Социалистическая индустрия», от которой мы ведем свое начало, создавалась как издание для инженерно-технической интеллигенции...» [12]. Именно эта аудитория была основной для «Социалистической индустрии», однако анализ содержания газеты (наличие, к примеру, таких рубрик, как «Фотофакт», или же частые заметки

о жизни рядовых рабочих) дают нам право расширить эту целевую аудиторию. В итоге к ней мы можем отнести технических специалистов, руководителей кадровых и финансовых блоков предприятий, а также профильных министерств и прочих контролирующих и регулирующих промышленную сферу госорганов.

«Советскую торговлю» в современных терминах можно обозначить как газету ритейлер-ского дела, так как она являлась органом профсоюза сотрудников оптовой и розничной торговли. Собственно, сотрудники отрасли потенциально и являлись основной целевой аудиторией. Однако мы полагаем, что ее можно сузить до уровня менеджерского звена, работающего в ритейле, а также чиновников, регулирующих эту сферу деятельности. Определить целевую аудиторию помогает наличие большого количества статей о способах решения различных экономических задач или бизнес-кейсов, с которыми могут сталкиваться руководители торговых предприятий в своей деятельности, а также мнения начальников магазинов или же отделов, а также руководителей департаментов профильных министерств.

«Экономическая газета» - это единственный ежедневник среди общесоюзных изданий. При этом «Экономическую газету» можно рассматривать даже скорее не как еженедельную газету, а как деловой еженедельный журнал, структура и содержание которого в некоторых моментах напоминает современные еженедельные деловые журналы.

По нашим оценкам, круг возможных читателей издания уже, чем у «Социалистической индустрии» - «Экономическая газета» адресуется непосредственно управленческому и чиновничьему звену экономики. При этом на полосах «Экономической газеты» мы можем встретить ортюп-заметки за подписью первых секретарей областных обкомов КПСС, начальников отдела Госплана, зам. министров, директоров заводов, а вот мнения простых сотрудников или специалистов в газете такого же пристального внимания не привлекают.

Даже краткий обзор целевых аудиторий ведущих советских экономических газет дает

возможность утверждать, что функциональное назначение рассмотренных изданий не замыкалось на идеологических направлениях деятельности. Напротив, наше исследование показало, что уровень идеологизированности такого рода изданий был низким. Газеты удовлетворяли потребности экономического характера.

Анализ деловой прессы 1970 - начала 1980-х гг. показывает высокий уровень мастерства советских журналистов, умевших донести до своего читателя необходимую информацию.

Трансформация экономической жизни, безусловно, изменила целевую аудиторию изданий, включив в неё бизнесменов новой формации, нацелила деловые издания на обновление информационной инфраструктуры, вывела на первый план в экономических СМИ новые проблемы.

Вместе с тем было бы неправильно, по нашему мнению, отрицать преемственность современных СМИ и советских СМИ экономического содержания. В советских изданиях активно реализовывалась необходимость оперативного информирования о новационных процессах в хозяйственной деятельности, о специфике экономических взаимодействий в меняющихся условиях рынка и т. п. Повтор тематики изданий очевиден в силу контента их видовой принадлежности.

Известно, что все сферы жизнедеятельности журналистов России захватила в переломный период рубежа ХХ-ХХ1 веков эйфория нового и резкого отрицания старого. Эта новизна захлестнула и экономическую прессу 1990-х годов, что имело под собой вполне основательную базу: разрешение развивать в обществе частную собственность, о которой в течение всего периода господства советской марксистской идеологии следовало забыть полностью.

Тем не менее деловая пресса в резко меняющихся условиях продолжала во многом традиции предшествующих экономических изданий: давала информацию, необходимую для целевой аудитории (участников процессов экономического характера), для всех заинтересованных в получении сведений о развитии различных сегментов экономики страны, совершенствовала стиль подачи этой информации, анализировала основные проблемы жизни общества и их влияние на деловую жизнь, способствовала расширению делового кругозора членов общества, наращивала их деловой опыт, предоставляла оперативную коммерческую информацию.

В заключение отметим следующее. В результате проведенного нами исследования можно высказать иную точку зрения на развитие российской деловой прессы, нежели та, к

которой склоняются многие специалисты в области теории журналистики. По-видимому, после более 20 лет существования «новой» журналистики необходимо ломать стереотип восприятия наследия советской журналистики как однозначно той, от которой следует отказаться. Необходимо извлекать из предперестроечного опыта тот позитив, который поможет дальнейшему эффективному развитию деловых газет современной России.

Научная оценка современного состояния деловой прессы России будет более объективна, если давать её в сравнении с опытом, накопленным экономическими газетами страны на закате советского периода отечественной истории. Российскую бизнес-прессу следует, на наш взгляд, рассматривать в динамике на протяжении всей истории её существования, учитывая наличие большего сходства, чем различий на разных этапах её развития и преемственность опыта.

Список литературы

1. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России: Дис. ... канд. филол. наук. М.: МГУ, 2007.

2. Деловая пресса России: настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: dzyalosh.ru /books/delov-pre.

3. [Деловая пресса по вопросам развития промышленности] // Социалистическая индустрия / Центр. ком. КПСС. 1970-1980.

4. [Деловая пресса по вопросам, связанным с торговлей] // Советская торговля. Центр. ком. профсоюза работников государственной торговли и потребительской кооперации и Министерства торговли СССР. 1970-1980.

5. [Деловая пресса по вопросамэкономики народного хозяйства] // Экономическая газета. Центр. ком. КПСС. 1970-1980.

6. Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества // Средства массовой информации России / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект-Пресс, 2005. 382 с.

7. Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. 280 с.

8. Мельник Г.С., Виноградова С.М. Деловая журналистика: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2010. 304 с.

9. Мордовская Е.И. Деловое издание в системе периодической печати. Типообразующие факторы, характер становления и развития: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М.: мГу, 1998. 150 с.

10. Мурзин Д.А. Очерк типологии деловой прессы // Вестник Московского университета. Сер.

10. Журналистика. 2003. № 2. 10 с.

11. Еременко А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий: Дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д: Ростов. ун-т, 2006.

12. Российская газета. Федеральный вып. 2009. 1 июля. № 4942 (118).

BUSINESS NEWSPAPERS OF THE USSR: A NEW POINT OF VIEW ON THE DEVELOPMENT

OF THE RUSSIAN BUSINESS PRESS

A.A. Panchenko

Based on the analysis of domestic economic newspapers of 1970s - early 1980s, the author substantiates the need to study the experience of Soviet business journalism before the Perestroika in order to improve the efficiency of modern business press.

Keywords: journalism, business press, domestic business journalism, newspaper, economic, USSR.

References

1. Vyrkovskij A.V. Sravnitel'nyj analiz modelej de-lovyh zhurnalov SSHA i Rossii: Dis. ... kand. filol. nauk. M.: MGU, 2007.

2. Delovaya pressa Rossii: nastoyashchee i budush-chee [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: dzyalosh.ru /books/delov-pre.

3. [Delovaya pressa po voprosam razvitiya promysh-lennosti] // Socialisticheskaya industriya / Centr. kom. KPSS. 1970-1980.

4. [Delovaya pressa po voprosam, svyazannym s tor-govlej] // Sovetskaya torgovlya. Centr. kom. profsoyuza rabotnikov gosudarstvennoj torgovli i potrebitel'skoj kooperacii i Ministerstva torgovli SSSR. 1970-1980.

5. [Delovaya pressa po voprosamehkonomiki narod-nogo hozyajstva] // Ehkonomicheskaya gazeta. Centr. kom. KPSS. 1970-1980.

6. Zasurskij Ya.N. Tendencii funkcionirovaniya SMI

v sovremennoj strukture rossijskogo obshchestva // Sredstva massovoj informacii Rossii / Pod red. Ya.N. Zasurskogo. M.: Aspekt-Press, 2005. 382 c.

7. Vartanova E.L. Postsovetskie transformacii rossijs-kih SMI i zhurnalistiki. M.: MediaMir, 2013. 280 s.

8. Mel'nik G.S., Vinogradova S.M. Delovaya zhurna-listika: Ucheb. posobie. SPb.: Piter, 2010. 304 s.

9. Mordovskaya E.I. Delovoe izdanie v sisteme peri-odicheskoj pechati. Tipoobrazuyushchie faktory, harak-ter stanovleniya i razvitiya: Avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M.: MGU, 1998. 150 s.

10. Murzin D.A. Ocherk tipologii delovoj pressy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 10. Zhurnalisti-ka. 2003. № 2. 10 s.

11. Eremenko A.V. Delovaya pressa v Rossii: isto-riya, tipologiya, modelirovanie izdanij: Dis. ... kand. filol. nauk. Rostov n/D: Rostov. un-t, 2006.

12. Rossijskaya gazeta. Federal'nyj vyp. 2009.

1 iyulya. № 4942 (118).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.