Научная статья на тему 'Советская антирелигиозная пропаганда на Кубани в 1920-е гг .'

Советская антирелигиозная пропаганда на Кубани в 1920-е гг . Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хризостом
Область наук
Ключевые слова
советская антирелигиозная пропаганда / агитационный поезд / изъятие церковных ценностей / музей / Soviet anti religion propaganda / agitation train / church values confiscation / Museum

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербакова Д.Д.

В статье рассмотрены основные подходы, нормы и результаты антирелигиозной политики советской власти, примененных ею в 1920–1930-е гг. Помимо рассмотрения данных категорий приведена критика антирелигиозной политики, высказываемая современниками событий, желающих скорректировать ее воинствующий характер. Показаны результаты антирелигиозной политики, одним из которых является передача в 1922 г. части изъятых церковных ценностей в Кубано-Черноморский областной музей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soviet Anti Religion Propaganda in Kuban Region in 1920

The article deals with fundamental issues norms and results of Soviet anti religion propaganda in Kuban region in 1920–30. In spite of it some facts of contemporary memories take place in analyses. As the result – the note of church values confiscation transmission in the Kuban Black Sea Museum.

Текст научной работы на тему «Советская антирелигиозная пропаганда на Кубани в 1920-е гг .»

УДК 93/94 Щербакова Д. Д.

ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына»,

магистр истории

Советская антирелигиозная пропаганда на Кубани в 1920-е гг.

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы, нормы и результаты антирелигиозной политики советской власти, примененных ею в 1920-1930-е гг. Помимо рассмотрения данных категорий приведена критика антирелигиозной политики, высказываемая современниками событий, желающих скорректировать ее воинствующий характер. Показаны результаты антирелигиозной политики, одним из которых является передача в 1922 г. части изъятых церковных ценностей в Кубано-Черноморский областной музей.

Ключевые слова: советская антирелигиозная пропаганда, агитационный поезд, изъятие церковных ценностей, музей.

Хрнзостом: HayHHO-npocBeTmenbCKHH ^ypHan EKarepHHogapcKoM gyxoBHoM ceMHHapHH. 2022. № 3(3)

Shcherbakova D. D. GBUK KK «KGIAMZ named after E. D. Felitsyn»,

master of history

Soviet Anti Religion Propaganda in Kuban Region in 1920

Annotation. The article deals with fundamental issues norms and results of Soviet anti religion propaganda in Kuban region in 1920-30. In spite of it some facts of contemporary memories take place in analyses. As the result - the note of church values confiscation transmission in the Kuban Black Sea Museum.

Keywords: Soviet anti religion propaganda, agitation train, church values confiscation, Museum.

«Казаки! Не верьте, будто советская власть преследует церковь и религию. Никакого насилия над совестью, никакого оскорбления церквей и религиозных обычаев советская власть не потерпит». Данный лозунг украшал один из вагонов Агитационно-инструкторского поезда Всероссийского центрального исполнительного комитета «Красный казак», который курсировал на Дону и Кубани в 1920 г.1, 2

20 апреля 1920 г. Агитационно-инструкторский поезд ВЦИК «Красный казак» прибыл в Екатеринодар. При поезде состояла команда инструкторов, возглавляемая казаком станицы Елизаветинской Дмитрием Васильевичем Полуяном3.

Агитационный поезд - смелая находка молодой советской власти, начавшей пропаганду ценностей, идеалов нового советского человека. Перед агитаторами была поставлена колоссальная задача: «Изрезать всю советскую Россию яркими, художественно расписанными поездами и пароходами, представляющими собой передвижные летучие библиотеки, книжные склады, кинематографы, передвижные трибуны, инструкторские и осведомительные аппараты»4.

При агитационном поезде «Красный казак» также распространялась литература, имелись библиотека и вагон-кинематограф, «бюро жалоб», проходили митинги-собрания. Каждый вагон был украшен красочными панно, лозунгами, картинами, иллюстрирующими новый быт. Один из вагонов был расписан лозунгами, касающихся религиозной проблемы. Данное подтверждает, что одно из важнейших направлений в агитационной политике молодой советской власти - религиозное.

Попытка вытеснения церкви из повседневности советского гражданина носила длительный и противоречивый характер. 1920-1930-е гг. стали черными страницами в истории Русской православной церкви, были разрушены тысячи храмов и монастырей, проведена «мощейная» кампания, уничтожены многие святыни, изъяты церковные ценности, репрессированы служители культа. Косвенно вводился запрет и на крещение, т.к. по декрету ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния»5 метрика и фиксация рождений изымалась из

1 Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Фотокаталог 0-02019.

2 ГАКК. Фотокаталог 0-10198.

3 ГАКК. Фотокаталог 0-15287.

4 Карлявина, А. И. Роль агитационных поездов и пароходов в антирелигиозной пропаганде большевиков в годы Гражданской войны / А. И. Карлявина // Исторический журнал: научные исследования. 2018. №№ 3. - URL: https://cyberienmka.m/artide/n/ral-agitatsionnyh-poezdov-i-parohodov-v-antireligioznoy-propagande-bolshevikov-v-gody-grazhdanskoy-voyny (дата обращения: 06.05.2022).

5 Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния. 18(31) декабря 1917 г.

ведения церкви и передавалась отделам при городских и районных управах. По статистике за 1928 г. родители крестили лишь 57,8 % младенцев6. В регионах и сельской местности данные процессы были замедлены, но также имели место. Вместо традиционного крещения партийными организациями вводятся «Звездины» и «Красные крестины». Таким образом, новая система создавала собственную и новую норму.

Перестройка быта проводилась на всех уровнях. Еще накануне революционных событий обыденным предметом практически каждого интерьера являлись иконы и иконостасы. В 1920-х гг. массовым явлением стало «снятие икон», особенно в среде пролетариата, увеличился и уровень конфликтов поколений.

Одним из направлений проведения антирелигиозной пропаганды стала кампания по изъятию церковных ценностей, развернувшаяся в 1922 г. на территории РСФСР. Официально данная кампания проводилась под предлогом изыскания средств для борьбы с голодом в Поволжье в 1921-1922 гг. Ввиду высокой исторической значимости доля церковных ценностей, изъятых во время проводимой кампании, была передана в музейные коллекции СССР.

Часть изъятых церковных ценностей из Александро-Невского Собора в городе Краснодаре была передана областному управлению по делам музеев, охраны памятников искусств и старины, народного быта и природы. В 1922 г. в Кубано-Черноморский областной музей поступили: 2 старинных Евангелия, 2 чаши и Икона Николая Чудотворца 1794 г., 2 чаши, 2 дискоса, 12 лампад, 2 звездицы, дароносица и дарохранительница, 3 кадила, 2 оклада с Евангелия, а также «лом»7.

В Фондах ГБУК КК «Краснодарского государственного историко-ар-хеологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына» ныне содержатся предметы, которые вошли в собрание музея в результате описанных выше событий: Евангелие Калнышевского8, оклад с образа Св. Николая9 (вклад Антона Головатого в походную церковь во имя Святой Живоначальной Троицы). По акту комиссии по изъятию церковных ценностей 5 мая 1922 г. икона Св. Николая Чудотворца в серебряном окладе 1794 г. была передана из Александро-Невского собора в Кубано-Черноморский областной му-

6 Лебина, Н. Советская повседневность: нормы и аномалия / Н. Лебина. - Москва: Новое литературное обозрение, 2018. С. 172.

7 Селиверстов, А. В. Все храмы города / А. В. Селиверстов. - Краснодар: Традиция, 2014. С. 71.

8 Из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ 13194/4.

9 КГИАМЗ. КМ 12304/163.

зей10. Позже, в 1929-1931 гг., из Государственного исторического музея в Краснодар было передано несколько десятков икон ХУ1-ХУШ вв.

В 1928 г. начался всесоюзный культпоход комсомола, в ходе которого «Безбожные бригады» вели антирелигиозную пропаганду на местах, издавали специализированную литературу, проводили чтение лекций и пр. Преследовалось и не поощрялось не только исповедание православия, но и других религий, примером здесь могут служить плакат, изображенный на обложке журнала: «Безбожник у станка» № 22 за 1929 г.11

В первые послереволюционные годы одним из направлений агитационной политики государства стало плакатное искусство. Известны крупные серии агитационных плакатов, содержащих как лозунги, так и карикатуры антирелигиозного содержания. Появляются песни, частушки, носящие характер глумления над религией (издаются специализированные издания, например: «Песенник революционных, антирелигиозных, комсомольских и украинских песен» и др.).

Научный интерес представляет антирелигиозная песня «Акафист Марксу», представляющая собой аллюзию к жанру православной церковной гимнографии (хвалебно-благодарственное пение)12.

Помимо популистских лозунгов советская власть использовала и другие методы вытеснения религии из общественного сознания: создание новых революционных праздников, которые в первое время соседствовали с церковными, а позже вытеснили последние из календаря. В фондах ГБУК КК «КГИАМЗ им. Е. Д. Фелицына» хранится предмет - Табель-календарь на 1928 г.13, в котором «новые» революционные праздники («День 9 января 1905 г.», «День Парижской Коммуны», «День Интернационала») соседствуют с церковными праздниками («Пасха», «Вознесение», «Троица», «Успение», «Рождество»).

Несмотря на то, что еще несколько лет церковные праздники оставались «красными днями календаря», количество выходных дней постепенно сокращалось, а за празднования полагались штрафы как за прогул. Поэтому утверждать, что запрета на отправления культа не существовало, невозможно.

10 Новиков, П. В. Сохранившиеся предметы из походной Свято-Троицкой церкви Черноморского казачьего войска / П. В. Новиков. - URL: https://felicina.ru/nauka/ sohranivshiesya-predmety-iz-pohodnoj-svyato-troickoj-cerkvi-chernomorskogo-kazachego-vojska/ (дата обращения: 06.05.2022)

11 Безбожник у станка. 1929 г. № 22.

12 Поставничев, К. Г. Песенник революционных, антирелигиозных, комсомольских и украинских песен, собранных для массового пения преподавателей Ком. университета им. Свердлова К. Поставничевым / К. Г. Поставничев // Центр. дом коммун. воспит. раб. мол. - Москва: Главлит, 1923. 38-40 с.

13 КГИАМЗ. КМ 5627/28.

Официальная история Рождества в Советской России закончилась в 1929 г., когда оно перестало быть выходным днем. «Бесповоротная и полная ликвидация празднования «рождества», начатая в этом году, превращение его в рабочий день - одно из новых крупных завоеваний на пути перестройки рабочего быта на новых культурных и социалистических началах», - писала «Красная газета».

Отдельной формой агитации можно выделить создание антирелигиозных праздников, один из самых знаменитых - праздник Комсомольского рождества.

Антирождественская кампания развернулась в 1922-1925 гг. - участвовали в ней Комсомол, Союз воинствующих безбожников, пресса и партийные отделения в городах и на селе.

Впервые в Краснодаре праздник Комсомольского рождества был проведен в январе 1923 г. Опыт проведения подобного праздника в СССР был признан властью удачным, хотя и отмечалось, что имели место просчеты и оскорбления чувств верующих, стычки с населением. Первые подобные праздники проводились в виде уличных шествий, позже формат подобных мероприятий меняется. Переход от карнавальных антирелигиозных шествий к мероприятиям внутри клубов был обусловлен в том числе и недостаточностью знаний комсомольцев. Еще в феврале 1923 г. антирелигиозная комиссия при ЦК ВКП (б) призвала воздержаться от проведения карнавалов и шествий в дни Пасхи. Позже, 13 марта 1923 г., Губкому комсомола от ЦК РКСМ было направлено директивное письмо, в котором разъяснялось: «вокруг пасхи накопилось значительно больше традиций и обычаев, очень сложного происхождения, требующих для борьбы с ними больших знаний от комсомольцев. ... Поэтому ЦК категорически запрещает устройство каких бы то ни было уличных демонстраций и карнавалов и предлагает сосредоточить кампанию в стенах клубов и предприятий»14.

Наряду с преобладавшими радикальными методами искоренения религии имели место и осторожные единичные попытки отдельных лиц скорректировать антирелигиозную политику государства. Одна из них задокументирована в выписке из протокола № 69 Заседания президиума Кубокрисполкома от 6/Х-25 г.15 (в составе товарищей Нейбах, Потапова, Григорьева, Кашникова) о докладе товарища Белкина по вопросам строительства в сельских местностях Кубани. В докладе ведение антирелигиозной пропаганды критиковалось: «Дело антирелигиозной пропаганды на местах

14 Шмелев, С. А. Красное «Комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. / С. А. Шмелев // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. № 3-1. - URL: https://cyberleninka.m/artide/n/krasnoe-komsomolskoe-rozhdestvo-i-problema-formirovaniya-novogo-byta-v-nachale-1920-h-gg (дата обращения: 06.05.2022).

15 ГАКК. Ф. Р-890. Оп. 1. Дело 456. Л. 15.

проводится бессистемно, благодаря чему иногда приносит лишь вред данному делу, предложить Окр. Политпросвету разработать соответствующую инструкцию и дать указания своим органом на местах - о порядке ведения антирелигиозной пропаганды, одновременно указав, что такова должна вестись исключительно культурными мероприятиями, ни в коем случае не допуская оскорбления религиозных чувств верующих».

Если рассматривать введение антирелигиозной пропаганды в начале 1920-х гг. то сообщения о ее проведении носят справки о грубейшем унижении, оскорблении чувств верующих, глумлении над религией, полном отсутствии свободы и пр.

Но ни инструкции, ни тщательные подготовки антирелигиозных праздников не смогли окончательно вытеснить религию из повседневной жизни населения. Веселое празднество в виде шествий и карнавалов не имело успех, население не поняло и не приняло его. Результатом стало постепенное ослабевание революционного пыла и агрессивной антирелигиозной деятельности государства. Конституция 1936 г. предоставляла бывшим «лишенцам», духовенству, избирательные права, возросло количество прихожан, власть чаще стала занимать более нейтральную позицию по религиозному вопросу.

Таким образом, антирелигиозная пропаганда была многофакторной и разнонаправленной. В 1920-е гг. она имела агрессивные, грубые методы и подходы, вредила сама себе ввиду своей бессистемности и жестокости, отталкивая часть населения от пропагандируемого. В начале 1930-х гг. наметился переход к научному подходу в антирелигиозной пропаганде. Несмотря на то, что антирелигиозная пропаганда велась на протяжении десятилетий полного вытеснения веры из повседневности, а главное - из душ людей, государство не смогло добиться. Последствиями антирелигиозной пропаганды стало не только изъятие церковных ценностей, но и помещение части, имевшей наиболее высокую историческую ценность, в фонды и запасники музеев СССР. Благодаря последнему сегодня в экспозициях музеев мы можем увидеть ценнейшие и редчайшие сохраненные образцы культуры русского искусства.

Список использованных информационных ресурсов

1. Безбожник у станка. 1929 г. № 22.

2. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Фотокаталог 0-02019.

3. ГАКК. Фотокаталог 0-10198.

4. ГАКК. Фотокаталог 0-15287.

5. ГАКК. Ф. Р-890. Оп. 1. Дело 456. Л. 15.

6. Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния. 18 (31) декабря 1917 г.

7. Из фондов Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына (КГИАМЗ). КМ 13194/4.

8. Карлявина, А. И. Роль агитационных поездов и пароходов в антирелигиозной пропаганде большевиков в годы Гражданской войны / А. И. Карлявина // Исторический журнал: научные исследования. 2018. № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-agitatsionnyh-poezdov-i-parohodov-v-antireligioznoy-propagande-bolshevikov-v-gody-grazhdanskoy-voyny (дата обращения: 06.05.2022).

9. КГИАМЗ. КМ 12304/163.

10. КГИАМЗ. КМ 5627/28.

11. Лебина, Н. Советская повседневность: нормы и аномалия / Н. Лебина. Москва: Новое литературное обозрение, 2018. 488 с.

12. Новиков, П. В. Сохранившиеся предметы из походной Свято-Троицкой церкви Черноморского казачьего войска / П. В. Новиков. - URL: https://felicina.ru/nauka/ sohranivshiesya-predmety-iz-pohodnoj-svyato-troickoj-cerkvi-chernomorskogo-kazachego-vojska/ (дата обращения: 06.05.2022).

13. Поставничев, К. Г. Песенник революционных, антирелигиозных, комсомольских и украинских песен, собранных для массового пения преподавателей Ком. университета им. Свердлова К. Поставничевым / Центр. дом коммун. воспит. раб. мол. - Москва: Главлит, 1923. 58 с.

14. Селиверстов, А. В. Все храмы города / А. В. Селиверстов. Краснодар: Традиция, 2014. 331 с.

15. Шмелев, С. А. Красное «Комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. / С. А. Шмелев // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. № 3-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krasnoe-komsomolskoe-rozhdestvo-i-problema-formirovaniya-novogo-byta-v-nachale-1920-h-gg (дата обращения: 06.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.