Научная статья на тему 'СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА'

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЕАЭС / ССАГПЗ / ТОРГОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Прокопьев П. С.

В статье рассмотрен потенциал развития торгового сотрудничества между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАПГЗ). Цель работы - выявление и анализ конкретных секторов экономики, которые могут представлять потенциальный интерес в случае создания соглашения о зоне свободной торговли между интеграционными объединениями. В результате проведенного исследования особым вниманием отмечен потенциал торгово-экономического сотрудничества в аграрно-промышленном секторе. Использованы методы анализа и сравнения данных из открытых информационно-аналитических материалов о структуре и тенденциях внешнеторговых связей стран ЕАЭС и ССАПГЗ. Обозначено текущее состояние вопроса на политическом уровне, а также основные барьеры и потенциальные риски на пути роста торговли. Актуальность работы заключается в необходимости диверсификации внешнеторговых партнеров и обеспечении устойчивости экономического роста для рассматриваемых интеграционных объединений в условиях макроэкономической турбулентности, глобальном нарушении цепочек поставок и общей степени высокой напряженности международных экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Прокопьев П. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GULF COOPERATION COUNCIL AND THE EURASIAN ECONOMIC UNION: OPPORTUNITIES AND PROSPECTS OF TRADE COOPERATION

The article discusses the possibilities of developing trade cooperation between the Eurasian Economic Union and the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf. The purpose of the work is to identify and analyse specific sectors of the economy that may offer potential interest in the event of the creation of a free trade zone between integration associations. As a result of the study, potential opportunities for trade and economic cooperation in the agro-industrial complex were identified. The methods of analysis and comparison of data from information and analytical materials on the advantages and trends of foreign trade relations of the EAEU and GCC countries were used. The state of the matter at the political level is indicated, as well as the main barriers and potential risks to the growth of trade. The relevance of the work lies in the need to diversify foreign trade partners and ensure the sustainability of economic growth for the integration associations under consideration in the conditions of macroeconomic turbulence, global disruption of supply chains and the general degree of high tension in international economic relations.

Текст научной работы на тему «СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА И ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА»

УДК 339.923 JEL F15 DOI 10.26425/1816-4277-2022-6-156-161

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Евразийский экономический союз: возможности и перспективы торгового сотрудничества

Прокопьев Пётр Сергеевич

Аспирант, ORCID: 0000-0001-6305-4135, e-mail: prokopiev2012@gmail.com

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), г. Москва, Россия

Аннотация

В статье рассмотрен потенциал развития торгового сотрудничества между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАПГЗ). Цель работы — выявление и анализ конкретных секторов экономики, которые могут представлять потенциальный интерес в случае создания соглашения о зоне свободной торговли между интеграционными объединениями. В результате проведенного исследования особым вниманием отмечен потенциал торгово-экономического сотрудничества в аграрно-промышленном секторе. Использованы методы анализа и сравнения данных из открытых информационно-аналитических материалов о структуре и тенденциях внешнеторговых связей стран ЕАЭС и ССАПГЗ. Обозначено текущее состояние вопроса на политическом уровне, а также основные барьеры и потенциальные риски на пути роста торговли. Актуальность работы заключается в необходимости диверсификации внешнеторговых партнеров и обеспечении устойчивости экономического роста для рассматриваемых интеграционных объединений в условиях макроэкономической турбулентности, глобальном нарушении цепочек поставок и общей степени высокой напряженности международных экономических отношений.

Ключевые слова

Экономическая интеграция, ЕАЭС, ССАГПЗ, торговое сотрудничество, зоны свободной торговли

Для цитирования: Прокопьев П.С. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива и Евразийский экономический союз: возможности и перспективы торгового сотрудничества//Вестник университета. 2022. № 6. С. 156-161.

© Прокопьев П.С., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Gulf Cooperation Council and the Eurasian Economic Union: opportunities and prospects

of trade cooperation

Petr S. Prokopiev

Postgraduate Student, ORCID: 0000-0001-6305-4135, e-mail: prokopiev2012@gmail.com

Financial University, Moscow, Russia

Abstract

The article discusses the possibilities of developing trade cooperation between the Eurasian Economic Union and the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf. The purpose of the work is to identify and analyse specific sectors of the economy that may offer potential interest in the event of the creation of a free trade zone between integration associations. As a result of the study, potential opportunities for trade and economic cooperation in the agro-industrial complex were identified. The methods of analysis and comparison of data from information and analytical materials on the advantages and trends of foreign trade relations of the EAEU and GCC countries were used. The state of the matter at the political level is indicated, as well as the main barriers and potential risks to the growth of trade. The relevance of the work lies in the need to diversify foreign trade partners and ensure the sustainability of economic growth for the integration associations under consideration in the conditions of macroeconom-ic turbulence, global disruption of supply chains and the general degree of high tension in international economic relations.

For citation: Prokopiev P.S. (2022) The Gulf Cooperation Council and the Eurasian Economic Union: opportunities and prospects of trade cooperation. Vestnik universiteta, no. 6, pp. 156—161.

ВВЕДЕНИЕ

В динамике современных международных экономических отношений проявляется тенденция к росту значимости и влияния интеграционных объединений. Углубление интеграционных процессов в некоторых регионах создает возможности для дальнейшей диверсификации структуры торговли участников интеграционного объединения и внешнеторговых партнеров.

Вместе с тем по ряду причин кардинально меняются цепочки поставок в мировой экономике. Процесс глобализации затормаживается, в том числе по причине введения против суверенных экономик односторонних финансово-экономических рестрикций, санкций. В этой связи возрастают роль и влияние именно региональных экономических объединений. Более того, в условиях постоянно появляющихся новых барьеров и ограничений во внешнеторговых связях развитие взаимодействия между региональными интеграционными формированиями позволяет сгладить влияние санкционных эффектов для стран, которые могут потенциально оказаться объектом санкций.

© Prokopiev P.S., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Keywords

Economic integration, EAEU, GCC, trade cooperation, free trade agreements

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Одной из наиболее молодых экономических интеграционных группировок является Евразийский экономический союз (далее — ЕАЭС). За свое относительно непродолжительное время существования евразийская интеграция, безусловно, достигла определенных успехов. Среди них особенно необходимо отметить создание единого таможенного пространства и единого экономического пространства. Были созданы и единые финансово-экономические институты — Евразийский банк развития и Евразийский фонд стабилизации и развития [1].

Активно развивается работа по линии расширения внешнеэкономического взаимодействия. Евразийская экономическая комиссия ведет переговоры по углублению торговых соглашений через подключение третьих стран. Так, к примеру, в 2020 г. была обеспечена ратификация соглашения о зоне свободной торговли (далее — ЗСТ) между ЕАЭС и Сербией [2]. Это соглашение, в частности, содержит положения в части антидемпинговых расследований, а также расширенный инструментарий взаимодействия на административном уровне между компетентными органами исполнительной власти сторон.

Вместе с тем прослеживается интерес к расширению географического ареала и по ближневосточному направлению.

СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА

На этапе углубления интеграционных отношений находятся и страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (далее — ССАГПЗ). Созданный единый рынок ССАГПЗ обеспечивает практически все «свободы» единого рынка за исключением некоторых ограничений по движению товаров и услуг. Одновременно с этим финансовым и экономическим руководством стран-участниц ведется работа по синхронизации и сближению налоговых систем, стандартов отчетности и гражданского права [3].

Велась работа по подготовке и созданию валютного союза на территории стран ССАПГЗ, однако дальнейшее развитие проекта пришлось остановить по причине политических разногласий. Преградами на пути валютной интеграции являются не столько финансово-экономические разногласия, сколько политические — вопросы национального суверенитета остаются особенно острыми для малых монархий залива [4]. Некоторые исследователи также отмечают декларативность интеграционных процессов в регионе на начальном этапе, что, вероятно, сказалось на слабости наднациональных институтов ССАГПЗ [5].

Углубление торгового сотрудничества между ЕАЭС и ССАГПЗ могло бы дополнительно стимулировать рост и развитие экономик стран-участниц, особенно в условиях крайне высокой неопределенности во внешнеторговых отношениях между рядом стран. Анализ структуры валового внутреннего продукта обоих вышеупомянутых объединений позволяет сделать вывод о возможности для взаимодополнения экономических потенциалов.

ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

В качестве одного из ключевых направлений торгово-экономического сотрудничества можно рассмотреть агропромышленный комплекс.

В странах ССАГПЗ эта отрасль находится на относительно низком уровне развития. Существенное препятствие в развитии данного сектора создают климатические условия и природные особенности. Ограниченность земель, пригодных для развития полноценного агропромышленного комплекса, а также низкий уровень обеспеченности водными ресурсами приводят к низкой продуктивности сельского хозяйства и зависимости от импорта продовольствия для удовлетворения внутренних потребностей членов ССАГПЗ. В то же время страны Персидского залива обладают финансовыми возможностями для привлечения дорогостоящих зарубежных агропромышленных технологий для повышения продуктивности сельского хозяйства [6]. Тем не менее, страны ССАГПЗ, вероятно, и в будущем будут зависеть от продовольственного импорта в регион.

Евразийский экономический союз, напротив, занимает лидирующие позиции по экспорту некоторых сельскохозяйственных товаров [7; 8]. Так, по зерновым культурам страны ЕАЭС стабильно входят в число ведущих глобальных экспортеров. В особенности агропромышленные преимущества экономики ЕАЭС заметны на примере таких экспортных позиций, как пшеница, подсолнечное масло, рыба, пшеничная мука и ячмень [9].

Тем не менее, торговое сотрудничество ЕАЭС и ССАГПЗ нецелесообразно ограничивать лишь агропромышленным сектором. Так, например, Казахстан является крупным экспортером минералов и меди, а Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), в свою очередь, импортируют значительные объемы товаров данной категории. Следовательно, есть потенциал для наращивания торговли в области металлов и минералов, которые традиционно составляют значительную часть экспорта Казахстана [10].

В рамках ЕАЭС также стоит отметить и белорусский экспортный потенциал в отношении ССАГПЗ. Исследователи отмечают интерес со стороны аравийских экономик на такие товарные позиции, как сталелитейная продукция, продукция деревообработки, машинного оборудования и некоторых радиотехнических изделий [11].

Представляется, что продвижение идеи соглашения о свободной торговле между ССАГПЗ и ЕАЭС несет в себе целый ряд преимуществ. Заключение подобного соглашения способствовало бы диверсификации торговли обеих интеграционных группировок, открывая доступ на дополнительные рынки. Более того, соглашение о ЗСТ позволило бы снизить зависимость от существующих партнеров по внешнеэкономической деятельности, одновременно создавая возможность для укрепления связей с рынками в Центральной Азии.

Среди других преимуществ заключения подобного соглашения выделилось бы расширение возможностей для туристического сектора ЕАЭС в направлении ОАЭ, которые традиционно выступают одним из популярных направлений в зимний период. Просматривается и потенциал для укрепления сотрудничества в области новых энергетических технологий, особенно в области водородной энергетики. Необходимо также отметить, что по линии межправительственных комиссий велись переговоры о заключении контракта на поставку премиальных автомобилей российского производства «Аурус».

Особым вниманием стоило бы отметить потенциал торгово-экономического сотрудничества в военно-технической сфере. Безусловно, наиболее тесное стратегическое сотрудничество в данной области страны ССАГПЗ поддерживают с США [12], но ОАЭ, к примеру, продолжают закупать российское вооружение. Ближний Восток является, пожалуй, одним из самых милитаризованных регионов в мире. Следовательно, нецелесообразно было бы упускать возможность развития торговли военно-промышленной продукцией, в особенности учитывая высокий уровень оборонно-промышленного комплекса России и Беларуси.

Другим сектором экономики, потенциально получающим выгоду от ЗСТ, мог бы стать сектор банковских и финансовых услуг — Абу-Даби и Дубай являются важными финансовыми центрами ССАГПЗ. Они могут стать еще одним «опорным пунктом» финансовых потоков из стран ЕАЭС в азиатском направлении, одновременно действуя в качестве альтернативы Сингапуру. Безусловно, Азиатские страны являются стратегическим направлением для российской экономической политики и играют важную роль в российском финансово-банковском секторе. В особенности это направление становится перспективным в условиях введения новых экономических санкций в отношении России со стороны Европейского союза и США.

В странах ССАГПЗ стратегические инвестиции осуществляются посредством деятельности суверенных фондов, а опыт их сотрудничества с государственными корпорациями и институтами обладает существенным потенциалом [13]. Вместе с тем в текущих условиях открываются возможности для дальнейшего развития внешнеторгового сотрудничества через переход на расчеты в национальных валютах. Несмотря на то, что такой сценарий кажется маловероятным, заморозка части золотовалютных резервов Российской Федерации за рубежом может послужить серьезным стимулов ускорения дедолларизации мировой экономики и международных экономических отношений.

Идея углубления торгового сотрудничества между странами ЕАЭС и ССАГПЗ находит подтверждения и в деятельности, и в заявлениях официальных лиц государств-участников обоих объединений. Так, министр промышленности и торговли Российской Федерации Д. Мантуров отметил заинтересованность эмиратских визави в создании ЗСТ с ЕАЭС [14]. Аналогичные интересы других арабских стран Персидского залива отмечали и другие официальные лица Российской Федерации [15]. В то же время другие члены ЕАЭС также выразили поддержку идее создания ЗСТ со странами Залива: в свое время президент Армении заявил о поддержке соглашения о ЗСТ со странами ССАГПЗ [16]. Следовательно, на политическом уровне есть принципиальная поддержка инициативы, а непосредственное решение о заключении соответствующего соглашения сводится к политической воле стран-участниц.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ

В целях снижения трудностей для увеличения товарооборота между ЕАЭС и ССАГПЗ было бы целесообразно провести дополнительные переговоры по снижению существующих на текущий момент барьеров торговли. По мнению исследователей в области ВЭД, основными барьерами являются острая нехватка лабораторий по контролю качества сельскохозяйственной продукции и проблема получения сертификации «халяль». Кроме того, отмечается, что у экономоператоров отсутствует системное понимание процессов выхода на ближневосточные рынки, нет наработанных механизмов взаимодействия с органами, обеспечивающими доступ к регулируемым рынкам [17].

Среди потенциальных трудностей нельзя не отметить и политические разногласия в регионе. Дипломатическое и экономическое эмбарго Катара в 2017 г. некоторыми другими странами Залива указало на хрупкость и формальность имеющихся между странами ССАГПЗ отношений. В случае углубления торгового сотрудничества и возможного создания ЗСТ потребуется не только предварительное упрощение, налаживание и систематизация процессов получения доступа к рынкам внешними странами или интеграционными группировками, но и учет подобных непредвиденных событий.

Необходимо также учитывать трудности, вызванные нарушением цепочек поставок, финансово-экономическими санкциями в отношении некоторых членов ЕАЭС, а также общую высокую степень риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существуют возможности для углубления торгового сотрудничества между ЕАЭС и ССАГПЗ. Основным направлением развития в данном русле выступает заключение соглашения о зоне свободной торговли между обоими интеграционными объединениями, поскольку имеются конкретные секторы экономики, которые взаимно дополняли бы структуру внешнеэкономических связей стран-участниц обеих интеграционных группировок. Это позволило бы диверсифицировать внешнеторговые связи и повысить устойчивость экономик стран — участница интеграционных объединений, особенно в условиях турбулентной макроэкономической коньюнктуры.

Библиографический список

1. Vinokurov E., Eurasian Economic Union: Current state and preliminary results. Russian Journal of Economics. 2017;3(1):54—70.

2. Минэкономразвития России. Итоги внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в 2020 году и I полугодии 2021 года. https://economy.gov.ru/material/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_polugodie_2021. pdf (дата обращения: 01.03.2022).

3. Qatar News Agency. GCC "Common Market Achieves Most Goals. https://archive.ph/20150118080325/http://thepeninsu-laqatar.com/news/qatar/315593/gcc-common-market-achieves-most-goals (дата обращения: 01.03.2022).

4. Шкваря Л.В. Интеграция и дипломатический кризис: современные реалии ССАГПЗ. Вестник МГИМО-Университета. 2020;13(2):173—172. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-163-182

5. Костюнина Г.М., Ломакин Н.Н. Эволюция экономической интеграции в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Российский внешнеэкономический вестник. 2014;(6):87—102.

6. Евразийская экономическая комиссия. Анализ по доступу сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государств — членов ЕАЭС на рынок стран Персидского залива. https://bit.ly/3obbhza (дата обращения: 05.03.2022).

7. Евразийская экономическая комиссия. Внешняя торговля товарами. Статистика Евразийского экономического союза 2020. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/publications/Documents/Ext_2020. pdf (дата обращения: 05.03.2022).

8. Евразийская экономическая комиссия. Совместные прогнозы развития агропромышленного комплекса, балансы спроса и предложения государств — членов Евразийского экономического союза по сельскохозяйственной продукции, продовольствию, льноволокну, кожевенному сырью, хлопковолокну и шерсти на2021—2022 годы. https://bit.ly/3ci3pZR (дата обращения: 02.03.2022).

9. Евразийский экономический союз. Цифры и факты. Агропромышленный блок. https://bit.ly/3RELNYe (дата обращения: 02.03.2022).

10. Евразийская экономическая комиссия. О внешней торговле товарами Евразийского экономического союза со странами вне ЕАЭС. http://wwweurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2021/ Analytics_E_202012_180.pdf (дата обращения: 05.03.2022).

11. Тавгень Е. Выход Республики Беларусь на рынок стран Персидского залива. Наука и инновации. 2018;184:50-54.

12. Шарафутдинов Д.Р., Шумихина А.С. Военно-политическое сотрудничество стран ССАГПЗ: основные векторы развития. Международные отношения и общество. 2019;1(1):18—32.

13. Керимова Л.Д., Буценко И.Н. Оптимизация внешнеторгового сотрудничества России со странами Ближнего Востока. Научные труды Вольного экономического общества России. 2018;212(4):419—441.

14. Devonshire-Ells C. Russia and UAE to discussEAEU free trade agreement. https://www.russia-briefing.com/news/russia-and-uae-to-discuss-eaeu-free-trade-agreement.html/ (дата обращения: 05.03.2022).

15. Минэкономразвития России. Михаил Бабич: нужно сформировать безбарьерную среду для бизнеса в ЕАЭС. https://economy. gov.ru/material/news/mihail_babich_nuzhno_sformirovat_bezbarernuyu_sredu_dlya_biznesa_v_eaes.html (дата обращения: 05.03.2022).

16. Abdulkader B. Armenia would welcome FTA between GCC and Eurasian Economic Union, President Sarkissian says. https://www. bilaterals.org/?armenia-would-welcome-fta-between&lang=en (дата обращения: 06.03.2022).

17. Qoovee Experts. Экспорт в ОАЭ и выход на Ближний Восток. Шаги и сертификаты. https://blog.qoovee.com/gcc-exclusive/ (дата обращения: 07.03.2022).

References

1. Vinokurov E. Eurasian Economic Union: Current state and preliminary results. Russian Journal of Economics. 2017;3(1):54—70.

2. Ministry of Economic Development of Russia. Results of foreign economic activity of the Russian Federation in 2020 and the first half of 2021. https://economy.gov.ru/materid/file/ab03f167412ee7cbc60d8caf776bab70/itogi_ved_v_2020g_i_1_polu-godie_2021.pdf (accessed 01.03.2022).

3. Qatar News Agency. GCC "Common Market Achieves Most Goals. https://archive.ph/20150118080325/http://thepeninsu-laqatar.com/news/qatar/315593/gcc-common-market-achieves-most-goals (accessed 01.03.2022).

4. Shkvarya L.V Integration and the diplomatic crisis: сш-rent realities of the GCC. MGIMO Review of International Relations. 2020;13(2):173—172. https://doi.org/10.24833/2071-8160-2020-2-71-163-182

5. Kostyunina G.M., Lomakin N.N. Evolution of economic integration within the Cooperation Council for the Arab States of the Gulf. Russian Foreign Economic Journal. 2014;(6):87—102.

6. The Eurasian Economic Commission. Analysis of the access of agricultural products, raw materials andfood of the EAEU member states to the market of the Persian Gulf countries. https://bit.ly/3obbhza (accessed 05.03.2022).

7. The Eurasian Economic Commission. Foreign trade in goods. Statistics of the Eurasian Economic Union 2020. http://www.eurasian-commission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/publications/Documents/Ext_2020.pdf (accessed 01.05.2022).

8. The Eurasian Economic Commission. Joint forecasts of the development of the agro-industrial complex, balances of supply and demand of the member states of the Eurasian Economic Unionfor agricultural products, food, flax fiber, leather raw materials, cotton fiber and woolfor 2021-2022. https://bit.ly/3ci3pZR (accessed 01.03.2022).

9. The Eurasian Economic Union. Facts and figures. Agro-industrial block. https://bit.ly/3RELNYe (accessed 02.03.2022).

10. Eurasian Economic Commission. On foreign trade in goods of the Eurasian Economic Union with countries outside the EAEU. http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/2021/Analyt-ics_E_202012_180.pdf (accessed 05.03.2022).

11. Tavgen E. Foreign trade cooperation of the Republic of Belarus and Persiangulf countries. The Science and Innovation. 2018;184:50-54.

12. Sharafutdinov D.R., Shumikhina A.S. Military-political cooperation of the GCC countries: the main vectors of development.

International relations and society. 2019; 1(1):18-32.

13. Kerimova L.D., Butsenko I.N. Optimization of the Russian foreign trade cooperation with the Middle East countries. Scientific works of the Free Economic Society of Russia. 2018;212(4):419-441.

14. Devonshire-Ells C. Russia and UAE to discuss EAEU free trade agreement. https://www.russia-briefing.com/news/russia-and-uae-to-discuss-eaeu-free-trade-agreement.html / (accessed 05.03.2022).

15. The Ministry of Economic Development of Russia. Mikhail Babich: we need to create a barrier-free environmentfor business in the EAEU. https://economy.gov.ru/material/news/mihail_babich_nuzhno_sformirovat_bezbarernuyu_sredu_dlya_bizne-sa_v_eaes.html (accessed 05.03.2022).

16. Abdulkader B. Armenia would welcome FTA between GCC and Eurasian Economic Union, President Sarkissian says. https://www. bilaterals.org/?armenia-would-welcome-fta-between&lang=en (accessed 06.03.2022).

17. Qoovee Experts. Export to the UAE and access to the Middle East. Steps and certificates. https://blog.qoovee.com/gcc-exclusive/ (accessed 07.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.