Оригинальная статья
УДК 061.3:622.684:656.13 © А.Б. Исайченков, А.С. Довженок, А.А. Степанов, Е.В. Попов, С.К. Козлов, 2020
Совещание руководителей автотранспортных подразделений АО «СУЭК»
— DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-3-38-42 -
ИСАИЧЕНКОВ А.Б.
Канд. техн. наук, начальник отдела технического обеспечения и технологии ОГР АО «СУЭК», 115054, г. Москва, Россия
ДОВЖЕНОК А.С.
Доктор техн. наук, главный научный сотрудник Челябинского филиала ИГД УрО РАН, 454048, г. Челябинск, Россия, e-mail: [email protected]
СТЕПАНОВ А.А.
НачальникАТЦ АО «Разрез Березовский», 662305, г. Шарыпово, Россия
ПОПОВ Е.В.
НачальникГТЦ разреза «Черногорский» ООО «СУЭК-Хакасия», 655162, г. Черногорск, Россия
КОЗЛОВ С.К.
НачальникАТЦ
филиала АО «СУЭК-Красноярск» «Разрез Бородинский имени М.И. Щадова», 663981, г. Бородино, Россия
В статье представлены результаты Восьмого ежегодного совещания автомобилистов СУЭК по повышению безопасности и эффективности производственных процессов на транспорте, проходившего в период с 21 по 25 октября 2019 г. в Санкт-Петербургском горном университете. Участниками совещания были: представители головного офиса компании СУЭК, руководители и специалисты автотранспортных подразделений производственных единиц СУЭК и сервисных предприятий, преподаватели и студенты кафедры «Горные транспортные машины» - всего более 50 чел. На совещании были заслушаны результаты улучшений в автотранспортных подразделениях за 2018-2019 гг. и предложения сторонних организаций по повышению безопасности и эффективности работы автотранспорта; проведен однодневный аналитико-моделирующий семинар-практикум на тему «<Расход топлива карьерным автотранспортом как критерий эффективности организации производственных процессов»; организовано посещение завода CATERPILLAR и музеев г. Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: совещание автомобилистов, безопасность и эффективность, расход топлива карьерными автосамосвалами, рейтинги.
Для цитирования: Совещание руководителей автотранспортных подразделений АО «СУЭК» / А.Б. Исайченков, А.С. Довженок, А.А. Степанов и др. // Уголь. 2020. № 3. С. 38-42. DOI: 10.18796/0041-5790-2020-3-38-42.
ВВЕДЕНИЕ
В автотранспортных цехах и на участках компании «СУЭК» трудятся более 3,5 тыс. чел., доля автотранспортных услуг в себестоимости добычи 1 т угля достигает 30-35%. Необходимость повышения эффективности использования оборудования и персонала, обусловленная возрастающей конкуренцией, определила то, что восемь лет назад было принято решение о проведении совещаний автомобилистов с целью обмена опытом в организации функционирования автотранспортного комплекса и выработки решений, обеспечивающих неуклонный рост его производительности и снижение себестоимости транспортных перевозок. Проводимые совещания показали, что они являются хорошей основой совместного решения общих проблем. Результатом предыдущих семи совещаний стала разработка концепции программы развития автотранспортных подразделений угледобывающего предприятия [1, 2]. Концепция направлена на формирование устойчиво и динамично развивающегося автотранспортного комплекса на основе роста профессионализма персонала, его во-
влечения в процесс улучшений. Концепция была принята участниками совещания как единая база для разработки индивидуальных программ развития своих структурных подразделений. Ключевым в программе является то, что технико-технологическая модернизация производства должна базироваться на его организационном развитии, в основе которого высокая культура труда.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕЩАНИЯ
Парк карьерных автосамосвалов в АО «СУЭК» с 2005 по 2018 гг. возрос незначительно - в 1,1 раза (с 289 до 318 ед.), рис. 1. При этом общая грузоподъемность парка самосва-
лов возросла в 3,2 раза (с 14,9 до 47,3 тыс. т), производительность среднесписочного самосвала - в 5,3 раза (со 188 до 994 тыс. м3), рис. 2.
Рост выработки на одну среднесписочную авто-тонну за рассматриваемый период составил 1,9 раза. Дальнейший рост эффективности использования автотранспорта может быть обеспечен путем организации процесса непрерывных организационно-технологических улучшений и вовлечения в него руководителей, специалистов и операционного персонала [3, 4]. Как показал опыт осуществленных улучшений, их эффективность составляет до 20 руб. на 1 руб. затрат [5, 6].
ф
400 350 300 250 200 150 100 50 0
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
400 350 300 250 200 150 100 50 0
ср
ф
ф fi vo О
20 »220 130 -110-120 —90 - 55 —45 42 -"-30
13 Всего А/С, ед.
Объем первозок, млн м3
Рис. 1. Развитие структуры парка самосвалов и динамики перевозок в АО «СУЭК»
Fig. 1. Development of the structure of the dump truck fleet and the dynamics of transportation in "SUEK" JSC
9,00 ---r---r-----1 t-- -- -л---гт-г-9 1200
8,00 7,00 6,00 5,00 4,00 3,00 z 2,00
CO
1,00 0,00
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Производительность самосвала, тыс. м3 Выработка на 1 среднесписочную а/тонну, тыс. м3/а.т
—о— Расстояние транспортирования, км
Рис. 2. Динамика средней производительности автосамосвала и выработки на одну среднесписочную авто-тонну в АО «СУЭК» Fig. 2. The dynamics of the average productivity of the dump truck and the output per one average truck ton per "SUEK" JSC
о
о о
Т,6 W4 1W3
' 859 7,1 791 835^ 927 6,7 895 у 6,7 "
А" 5Г4 5,6 ■-725 752 "Чг 6,2 6,3
36É щ'' ,61 Î.S9 2JÏS m
18В 1,3 174/' 309
1000
800
600
400
200
о
о ср
АНАЛИТИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЙ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
Поскольку затраты на дизельное топливо в себестоимости 1 т-км транспортной работы значительны и достигают 46%, то было принято решение в рамках проводимого совещания провести однодневный аналитико-моделирующий семинар-практикум на тему «Расход топлива карьерным автотранспортом как критерий эффективности организации производственных процессов». Для проработки этой темы было организовано пять рабочих групп, в которых решались следующие задачи:
- влияние факторов в эксплуатации и ремонте на расход топлива карьерными автосамосвалами;
- меры, которые необходимо реализовать в подсистеме эксплуатации и ремонта для снижения расхода топлива карьерными автосамосвалами. Их стоимость и эффективность;
- меры, которые необходимо реализовать в деятельности руководителей и специалистов предприятия и участка для снижения расхода топлива карьерными автосамосвалами. Их стоимость и эффективность.
Результаты работы групп показали, что персонал видит более 20 факторов, влияющих на расход топлива (табл. 1).
В процессе обсуждения было отмечено, что:
- устранить негативное влияние рассмотренных факторов на расход топлива в основном можно организационно-технологическими мерами. Экономическую оценку эффективности некоторых таких улучшений провели в каждой из пяти групп. Это позволило участникам ощутить свое возможное влияние на экономику участков;
- снизить влияние около половины факторов можно, повысив уровень мотивации и квалификации водителей карьерных автосамосвалов;
- влияние других факторов находится в зоне ответственности руководителей, специалистов предприятия и участка, а также ремонтных рабочих.
ТРАДИЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВЕЩАНИЯ -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГОВ
Расчет рейтингов предприятий по-прежнему показывает высокий интерес к этому этапу работы совещания, поскольку мотивация затрагивает важнейшую составляющую - престиж руководителя.
По совокупности ключевых показателей за 2018 г. и 9 мес. 2019 г.: удельные затраты труда, чел.-ч/маш.-ч на линии; удельная производительность автосамосвалов, тыс. т/автотонну и тыс. т-км/авто-тонну; удельные затраты на 1 м3 перевезенной горной массы и на 1 т-км, руб./м3 и руб./т-км; травматизм - количество несчастных случаев и их тяжесть, определен рейтинг автотранспортных подразделений разрезов [7, 8]. Места распределились следующим образом (табл. 2).
ПОСЕЩЕНИЕ ЗАВОДА CATERPILLAR
В четвертый день работы совещания было организовано ознакомление с заводом CATERPILLAR, осуществляющим сборку автосамосвалов САТ 777 грузоподъемностью 90 т. Участниками совещания было отмечено, что в цехах чисто и упорядоченно, без излишеств. Работа на заводе организована таким образом, что работники этого предприятия - российские руководители и специалисты целенаправленно ведут работу по повышению качества продукции и снижению издержек производства. При возрастании цен на ресурсы и росте заработной платы в 2019 г. работники добились снижения внутренних затрат в производстве на 1% по отношению к предыдущему периоду. Длительность производственного цикла сборки машин сокращают посредством поиска и реализации решений, обеспечивающих снижение продолжительности операций сборки и увеличения поточности производства. Основным участником разработки и реализации решений являются начальник аналитического отдела с привлечением руководителей участков и квалифицированных рабочих.
Таблица 1
Основные и дополнительные факторы, влияющие на расход топлива
Основные
1. Состояние дорожного полотна - коэффициент сопротивления качению.
2. Тип автошины -радиальная шина в сравнении с диагональной дает до 5% экономии расхода топлива.
3. Нормативное давление в шинах*.
4. Масса груза в кузове самосвала.
5. Высота подъема (спуска) горной массы.
6. Уклон дороги -
завод БелАЗ рекомендует 60 промиль.
7. Техническое состояние автомобиля*.
8. Квалификация водителя самосвала*
Дополнительные
1. Количество самосвалов в работе, определяющее время ожидания погрузки под экскаватором*. Так, 1 мин ожидания за рейс одного автосамосвала БелАЗ 75131 - 40 мин в сутки, или 11600 мин в год (при Кип = 0,8). Это 5 тыс. л дизтоплива на сумму 275 тыс. руб. на один самосвал.
2. Наличие очереди машин при их заправке*.
3. Соотношение вместимости ковша экскаватора и кузова самосвала, определяющее продолжительность погрузки (оптимально 3-5 ковшей для канатно-реечного и 4-8 для гидравлического экскаватора).
4. Ширина площадки на отвале, определяющая удобство маневров при установке на разгрузку.
5. Схема установки под погрузку (фронтальная, тупиковая, петлевой подъезд).
6. Настройка ТНВД*.
7. Коэффициент использования пробега. (Для его увеличения, например, на ОФ самосвал везет уголь, обратно - отходы обогащения).
8. Несанкционированные сливы топлива*.
9. Налипание породы.
10. Климатические условия: туман, пыль, дождь, снег в карьере.
11. Засоренность воздушных фильтров*.
12. Вязкость моторных масел.
13. Битопливные ДВС (на природном газе и дизтопливе).
14. Обратный уклон на отвале - три градуса: не больше, но и не меньше.
15. Обороты ДВС при разгрузке (оптимально - 1000-1100 об/мин)*.
16. Холостые пробеги самосвалов. Для их снижения применять: мобильные ремонтные комплексы ПАРМ, для шин - колесосъемник «Стеллар»; на маршрутах заправочные контейнерные комплексы с выдачей топлива по Ю-карте; организация пересменки на рабочем месте
* Присутствует значимое влияние водителя.
Таблица 2
Рейтинги предприятий
2018 г. 9 мес. 2019 г.
№ места Предприятие № места Предприятие
1 Разрез «Бородинский» 1 Разрез «Бородинский»
2 Разрез «Восточно-Бейский» 2 Разрез «Восточно-Бейский», Разрез «Тугнуйский»
3 Разрез «Черногорский» 3 РУ «Новошахтинское»
4 Разрез «Тугнуйский», Разрез «Изыхский» 4 Разрез «Изыхский», Разрез «Черногорский»
5 РУ «Новошахтинское» 5 Разрез «Апсатский», Разрез «Восточный»
6 Разрез «Апсатский» 6 Разрез «Заречный»
7 Разрез «Восточный» 7 Разрез «Буреинский-2»
8 Разрез «Заречный» - -
9 Разрез «Буреинский-2» -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное совещание показало, что между автомобилистами усиливается потребность обмена опытом проработки проектов и способов совместного выявления и более эффективного, чем «в одиночку», решения общих проблем.
Использование расхода топлива карьерным автотранспортом в качестве критерия эффективности организации производственных процессов позволило увидеть поле возможностей снижения этой самой затратной части транспортной составляющей.
Список литературы
1. Поиск новых возможностей повышения безопасности и эффективности автотранспортных подразделений АО «СУЭК» / А.И. Исайченков, А.С. Довженок, А.А. Степанов и др. // Уголь. 2018. № 2. С. 20-23. DOI: 10.18796/0041-57902018-2-20-23. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/022018.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
2. Кулецкий В.Н., Жунда С.В., Галкин А.В. Формирование эффективной системы производственного контроля на разрезе «Тугнуйский» для устранения условий труда, при которых возможны групповые, смертельные и тяжелые травмы // Уголь. 2017. № 2. С. 23-28. DOI: 10.18796/00415790-2017-2-23-28. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/022017. pdf (дата обращения: 15.02.2020).
3. Роль руководителя и персонала в обеспечении безопасности производства: Отдельная статья горного информационно-аналитического бюллетеня / В.Б. Артемьев, А.И. Добровольский, В.В. Лисовский и др. М.: Горная книга, 2017. 48 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 32).
4. Phakathi S.T. Production, Safety and Teamwork in a Deep-Level Mining Workplace: Perspectives from the Rock-Face. Emerald Publishing Limited, 2017. 259 p.
5. Повышение безопасности и эффективности функционирования автотранспортных подразделений АО «СУЭК» / Ю.В. Примачев, А.В. Дьяконов, В.В. Роженко и др. // Уголь. 2015. № 11. С. 30-32. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/112015.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
6. Повышение эффективности и безопасности функционирования автотранспортных подразделений ОАО «СУЭК» / А.С. Мануильников, А.А. Степанов, И.Б. Строгий и др. // Уголь. 2014. № 12. С. 48-49. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/122014.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
7. Совещание автотранспортников ОАО «СУЭК» / В.Н. Кулецкий, А.В. Горохов, И.Б. Строгий и др. // Уголь. 2013. № 12. С. 14-16. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/122013.pdf (дата обращения: 15.02.2020).
8. Franco Jefferds dos Santos Silva, Herbert Ricardo Garcia Viana, André Nasser Aquino Queiroz. Availability forecast of mining equipment // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2016. Vol. 22. Issue. 4. P. 418-432. DOI: 10.1108/ JQME-12-2015-0067.
TRANSPORT
Original Paper
UDC 061.3:622.684:656.13 © A.B. Isaychenkov, A.S. Dovgenok, A.A. Stepanov, E.V. Popov, S.K. Kozlov, 2020 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 3, pp. 38-42 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-3-38-42
Title
MEETING OF THE HEADS OF MOTOR TRANSPORT DIVISIONS OF "SUEK" JSC Authors
Isaychenkov A.B.1, Dovgenok A.S.2, Stepanov A.A.3, Popov E.V.4, Kozlov S.K.5
1 "SUEK" JSC, Moscow, 115054, Russian Federation
2 Chelyabinsk Branch of Institute of Mining of Ural Branch of RAS, Chelyabinsk, 454048, Russian Federation
3 "Berezovsky open-pit mine" JSC, Sharypovo, 662305, Russian Federation
4 "Chernogorsky" open-pit mine of "SUEK-Khakassia" LLC, Chernogorsk, 655162, Russian Federation
5 Branch "Borodinskiy open-pit mine named M.I. Shchadov" of "SUEK-Krasnoyarsk" JSC, Borodino, 663981, Russian Federation
Authors' Information
Isaychenkov A.B., PhD (Engineering), Head of Surface mining department, e-mail: [email protected]
Dovgenok A.S., Doctor of Engineering Sciences, Chief Researcher,
e-mail: [email protected]
Stepanov A.A., Head of Transport department
Popov E.V., Head of Transport department
Kozlov S.K., Head of Transport department
Abstract
The paper presents the results of the Eighth annual meeting of SUEK motorists on improving the safety and efficiency of production processes in transport, which was held from October 21 to October 25, 2019, at St. Petersburg Mining University. The meeting participants were: representatives of the SUEK head office, managers, and experts of the motor transport divisions of SUEK production units and service enterprises, teachers and students of the Mining Transport Machines department - more than 50 people in total. At the meeting, the results of improvements in the automotive divisions for 2018-2019 were heard. and proposals from outside organizations to improve the safety and efficiency of vehicles; a one-day analytical and modeling workshop was held on the topic "Fuel consumption by mining vehicles as a criterion for the efficiency of the organization of production processes"; a visit to the CATERPILLAR factory and museums in St. Petersburg was organized.
Keywords
Automotive specialists meeting, Production safety and efficiency, Coal mining enterprise motor transportation system, Development program concept, Ratings.
References
1. Isaychenkov A.B., Dovgenok A.S., Stepanov A.A. & Rozhenko V.V. Poisk novyh vozmozhnostey povysheniya bezopasnosti i effektivnosti avtotransportnyh podrazdeleniy AO "SUEK" [SUEK, JSC transportation companies in search for new safety and efficiency opportunities]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 2, pp. 20-23. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2018-2-20-23. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022018.pdf (accessed 15.02.2020).
2. Kuletsky V.N., Zhunda S.V. & Galkin A.Val. Formirovanie effektivnoy sistemy proizvodstvennogo kontrolya na razreze «Tugnuyskiy» dlya ustraneniya usloviy truda, pri kotorykh vozmozhny gruppovye, smertel'nye i tyazhelye travmy [Efficient production monitoring system arrangement in"Tugnuisky" open-pit mine for elimination of the labor conditions, raising the possibility of group,
fatal and severe injuries]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, No. 2, pp. 23-28. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2017-2-23-28. Available at: http://www. ugolinfo.ru/Free/022017.pdf (accessed 15.02.2020).
3. Artemiev V.B., Dobrovolskiy A.I., Lisovskiy V.V., Galkin V.A., Makarov A.M., Kravchuk I.L., Kaledina N.O., Vorobyova O.V. & Galkin A.V. Rol rukovoditelya i personala vobespecheniibezopasnostiproizvodstva [Manager's and personnel role in production safety provision]. Separate article in the Mining Information and Analytical Bulletin. Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2017, 48 p. (Mining Engineer-Manager's Library series, issue 32). (In Russ.).
4. Phakathi S.T. Production, Safety and Teamwork in a Deep-Level Mining Workplace: Perspectives from the Rock-Face. Emerald Publishing Limited, 2017, 259 p.
5. Primachev Yu.V., Dyakonov A.V., Rozhenko V.V. & Dogenok A.S. Povyshenie bezopasnosti i effektivnosti funktsionirovaniya avtotransportnykh podrazdeleniy AO "SUEK" [Improving Safety and Efficiency of Operation of SUEK's Motor Divisions]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2015, No. 11, pp. 30-32. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/112015.pdf (accessed 15.02.2020). (In Russ.).
6. Manuilnikov A.S., Stepanov A.A., Strogiy I.B. & Dovgenok A.S. Povyshenie effektivnosti i bezopasnosti funktsionirovaniya avtotransportnykh podrazdeleniy OAO "SUEK" [Improving the Efficiency and Safety of the Motor Transport Departments of "SUEK" JSC]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2014, No. 12, pp. C. 48-49. Available at: http://www.ugolinfo.ru/FreeZ122014.pdf (accessed 15.02.2020). (In Russ.).
7. Kuletsky V.N., Gorokhov A.V., Strogiy I.B. & Dovgenok A.S. Soveshchanie av-totransportnikov OAO "SUEK" [Meeting of "SUEK" company motor transport unit employees]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2013, No. 12, p. 14-16. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/122013.pdf (accessed 15.02.2020). (In Russ.).
8. Franco Jefferds dos Santos Silva, Herbert Ricardo Garcia Viana, André Nasser Aquino Queiroz. Availability forecast of mining equipment. Journal of Quality in Maintenance Engineering, 2016, Vol. 22, Issue. 4, pp. 418-432. DOI: 10.1108/ JQME-12-2015-0067.
For citation
Isaychenkov A.B., Dovgenok A.S., Stepanov A.A., Popov E.V. & Kozlov S.K. Meeting of the heads of motor transport divisions of "SUEK" JSC. Ugol'- Russian Coal Journal, 2020, No. 3, pp. 38-42. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-20203-38-42.
Paper info
Received December 12,2019 Reviewed January 19,2020 Accepted February 17,2020
M
СУЭК
В компании «СУЭК-Кузбасс» открыт новый медицинский центр для оздоровления горняков
В компании «СУЭК-Кузбасс» в рамках программы «Здоровье» открыты филиал санатория-профилактория и отделение медицинских осмотров. Новые структурные подразделения, вошедшие в состав медико-санитарной части «Шахтер», расположились в реконструированном здании бывшего Учебно-курсового комбината в г. Ленинске-Кузнецком.
В течение 2019 года за счет выделенных СУЭК инвестиций были выполнены работы по капитальному ремонту здания и приобретению нового медицинского оборудования. В декабре получена лицензия на оказание соответствующих медицинских услуг, укомплектован штат сотрудников, и с января 2020 г. начата работа учреждений в полном объеме.
Сегодня занимающий половину здания филиал расположенного в Полысаево корпоративного санатория-профилактория отвечает всем требованиям современной здравницы и действует по принципу дневного стационара. Сотрудники без отрыва от производства в свободное время могут по направлению врачей пройти комплекс необходимых лечебных процедур, включающих теплолечение (озокерит), грязелечение, различные лечебные ванны, электролечение, светолечение, магнитотерапию. В арсенале медиков имеется даже уникальная четырехкамер-ная гальваническая ванна, позволяющая воздействовать
лекарственными средствами на руки и ноги пациента без погружения в воду всего тела. Действуют кабинеты мануального массажа и гидромассажа. В филиале работают высококвалифицированные специалисты.
Отделение медицинских осмотров рассчитано на прием в год до 14 тыс. человек. Врачебные кабинеты также оснащены современным оборудованием, которое позволяет подробно обследовать работников компании и выявить риски развития как общесоматических, так и профессиональных заболеваний. Продуманная организация профос-мотров позволяет проходить эту необходимую процедуру с удобством для сотрудников. Для проведения качественных осмотров в штат приняты все необходимые специалисты: хирург, дерматовенеролог, терапевт, офтальмолог, оториноларинголог, профпатолог, психиатр-нарколог, стоматолог, гинеколог, невролог. Создана комиссия для проведения экспертизы на профпригодность.
«Охрана здоровья горняков - один из приоритетов социальной политики СУЭК, - отмечает главный врач МСЧ «Шахтер» АО «СУЭК-Кузбасс» Вадим Воронин. - В компании постоянно совершенствуются различные программы оздоровления. Создание новых структур в составе МСЧ позволяет повысить качество медицинских услуг, способствует сохранению и укреплению здоровья наших работников».