СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МИНИ-ФУТБОЛЬНЫХ
КЛУБОВ
B.C. Левин, О.С. Андреев, Э.Г. Алиев
Благодаря целенаправленной деятельности международной федерации футбола мини-футбол, выделившись в автономный от классического футбола вид спорта, завоевывает все большую популярность в мире. Сегодня уже более 80 стран активно развивают эту спортивную игру, организую национальные чемпионаты, международные турниры с участием сборных и клубных команд. Регулярно проводятся также чемпионаты мира и Европы, разыгрывается Кубов УЕФА среди клубных команд [1,2].
Прочно обосновался мини-футбол и в нашей стране. Ассоциация минифутбола России организует работу по развитию массового футбола в регионах. Разработана и реализуются на практике инновационные общероссийские проекты «Мини-футбол - в школу» и «Мини-футбол - в вузы». Организованы всероссийские соревнования, проводится чемпионат и розыгрыш Кубка страны. Важным звеном созданной структуры являются мини-футбольные клубы участники чемпионата России в Суперлиги (12 команд) и Высшей лиги (15 команд). Примечательно, что с 1993-95 гг. также клубы в нашей стране получили статус профессиональных, что в значительной степени предопределило необходимость построения их деятельности на коммерческой основе в условиях рыночных отношений. Создаваемые в последние годы в нашей стране необходимые для развития профессионального спорта правовые предпосылки положительно сказались на [4] оптимизации деятельности и мини-футбольных клубов. Несмотря на это, в данной области, по свидетельству специалистов все еще существуют серьезные проблемы.
Для выявления факторов, снижающих уровень организационноуправленческой деятельности мини-футбольных клубов нами было проведено исследование, в котором приняли участие 82 эксперта, представляющие руководителей клубов, сотрудников федераций футбола и ассоциаций минифутбола. В ходе исследования были определены степень согласованности мнений экспертов (W- коэффициент согласованности) и их статистическая достоверность (% - критерий).
Таблица 1.
Статистические характеристики факторов, снижающих уровень органи-
зационной деятельности профессиональных мини-футбольных клубов.
Факторы N x а V Ранг
Отрыв большинства клубов от местных органов управления физической культурой и спортом, территориальных и региональных федераций футбола. 82 3,32 1,03 31 III-IV
Несовершенство организационнофункциональной структуры управления клубов. 82 2,88 0,88 30 I
Отсутствие у большинства клубов собственных спортивных сооружений. 82 4,45 0,68 15 VII
Сложности в комплектовании команд пер- 82 3,52 1,17 33 V
спективными футболистами в связи с неразвитостью системы подготовки спортивных резервов.
Нестабильность финансового состояния клубов 82 3,32 1,03 31 III-IV
Отсутствие системы повышения квалификации должностных лиц клубов, занимающихся организационной работой. 82 5,25 1,67 31 IX
Низкий уровень организации учебнотренировочного процесса в командах. 82 3,25 0,98 30 II
Недостаточная связь клубов со средствами массовой информации. 82 4,50 0,70 36 VIII
Слабая организация работы со зрителем. 82 4,40 0,59 29 VI
W = 0.79; х2 - критерий = 142,08
Как видно из табл. 1, несовершенство организационно-функциональной структуры управления, по мнению экспертов, является наиболее острой проблемой в деятельности профессиональных мини-футбольных клубов.
В этом отношении большинство клубов, участвующих в чемпионате страны по мини-футболу, значительно отстают от футбольных клубов -участников чемпионата страны по футболу. Большинство мини-футбольных клубов не имеют в своей структуре специалистов, связанных с осуществлением маркетинга менеджмента, подготовкой спортивного резерва, по связи со средствами массовой информации и т.д.
На второе место экспертами поставлена проблема низкого уровня организации учебно-тренировочного процесса в командах. Существование данного фактора подтверждается также данными обследований подготовки команд высшего и первого дивизионов, проведенных в период 1997-2005 гг. [3].
Между таким фактором, как отрыв большинства клубов от местных органов управления физической культуры и спорта и соответствующих федераций футбола, а также проблемой нестабильности финансового состояния клубов респонденты поделили третье и четвертое места.
Пятое ранговое место отдано проблеме комплектования команд перспективными отечественными игроками в связи с неразвитостью системы подготовки резервов. Однако, несмотря на такую позицию в иерархии выявленных факторов, эту проблему, судя по полученным данным, также причислить к числу важнейших проблем. Этот факт подтверждается и данными Ассоциации мини-футбола России об ежегодном опросе дефиците отечественных игроков высокого класса и росте числа легионеров в профессиональных мини-футбольных командах нашей страны. Можно предположить, что острота данной проблемы в значительной мере связана с медленным ростом количеством ДЮСШ по мини-футболу и их явной недостаточностью в нашей стране, неактивной позицией мини-футбольных клубов по созданию специализированных групп юных футболистов и отсутствием соответствующей системы детских и юношеских соревнований, стимулирующих такой процесс.
Проблема отсутствия у большинства клубов собственных спортивных сооружений поставлена респондентами на седьмое ранговое место, что может свидетельствовать о том, что данный фактор в настоящее время не имеет столь существенного значения. Очевидно, что острота этой проблемы была снижена
в связи с широким строительством в последние годы в различных регионах нашей страны спортивных сооружений, используемых и мини-футбольными клубами.
Недостаточная связь мини-футбольных клубов с средствами массовой информации, также отсутствие системы повышения квалификации должностных лиц клубов, занимающихся организационной работой, поставлены соответственно на восьмое и девятое места. Можно предположить, что данная оценка, в значительной мере, связана с привлечением в последние годы в профессиональные мини-футбольные клубы на различные должности целого ряда опытных специалистов из других видов спорта, а также проведением Ассоциации мини-футбола России регулярных ее семинаров для сотрудников клубов с привлечением лучших специалистов страны.
В целом, как видно из табл.1, мнения экспертов и степень значимости факторов, снижающих уровень организационно-управленческой деятельности профессиональных мини футбольных клубов, имеют достаточно высокую статистическую согласованность и достоверность (W = 0,39; %2 - критерий = 142,08; V колеблется от 15 до 33%).
Таким образом, полученные в ходе исследования данные позволили выявить основные факторы, снижающие эффективность организационно управленческой деятельности профессиональных мини-футбольных клубов нашей страны, а также определить их иерархию. К числу доминирующих проблем относятся: несовершенство организационно-функциональных структур клубов; низкий уровень организации учебно-тренировочного процесса в командах; отрыв большинства клубов от местных органов управления физической культурой и спортом, а также от территориальных федераций футбола; нестабильность финансового состояния клубов. Также важную степень значимости имеет и проблема комплектования команд перспективными отечественными футболистами в связи с неразвитостью системы подготовки спортивного резерва. Слабая организация работы со зрителями также выделена экспертами как фактор, имеющий достаточно высокую степень важности.
Учитывая полученные данные, можно резюмировать, что на данном этапе развития мини-футбола в условиях рыночной экономики, мини-футбольные клубы - участники чемпионата России во многом не соответствуют важному требованию современного профессионального спорта - высокому уровню организационно-управленческой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев, С.Н. Мини-футбол в школе / С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев. -М. : Советский спорт, 2006. - 224 с.
2. Андреев, С.Н. Подготовка юных футболистов спортивных школах и любительских командах / С.Н. Андреев, В.С. Левин. - Липецк : ГУ РОГ «Липецкая газета», 2004. - 495 с.
3. Постановление исполкома Ассоциации мини-футбола России от 12 декабря 2005 года «О неудовлетворительной организации учебнотренировочного процесса в мини-футбольных командах Суперлиги и Высшей лиги».
4. Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в РФ» от 06.05.99 г. // Спорт : экономика, право, управление. - 2004. - № 1. - С. 28-48.