Научная статья на тему 'Совершенствование жизненного цикла информационных систем малого и среднего бизнеса'

Совершенствование жизненного цикла информационных систем малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1078
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / LIFE CYCLE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / INFORMATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / DESIGN STAGES / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESS / ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИС / МОДЕЛИ ИС / IS MODELS / СТАНДАРТЫ / STANDARDS / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / IS MODELING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шлапак Вера Сергеевна, Теодорович Наталия Николаевна

В статье представлен анализ основных интегрированных подходов, распространенных технологий и нескольких возможных методологий. На основании проведенного анализа был выявлен ряд проблем в области формирования жизненного цикла информационной системы (ИС) малого и среднего бизнеса. Рассмотрены центральные аспекты проектирования ИС, ориентации ИС, возникшей в результате развития современной информационной сферы. Проанализированы методологические проблемы создания ИС, очерчены перспективы развития актуальных и перспективных направлений информатизации малого и среднего бизнеса. При проектировании ИС для малого и среднего бизнеса основную роль играет создание эффективной концептуальной модели. Представленная методология создается на основе итерационной спиральной модели жизненного цикла информационной системы. Принципиальная особенность данной модели состоит в том, что она охватывает все этапы жизненного цикла информационной системы с упором на поддержку начальных этапов создания информационной системы. При этом главной задачей ее является формирование требований к ИС, соответствующих целям и задачам организации. Организация ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла. Организация работ, равно как и характер выполняемых процессов в рассматриваемой модели жизненного цикла, основаны на подходе информационного инжиниринга. Реализация рассмотренной методологии базируется в основном на использовании комплекса скоординированных между собой инструментальных средств, обеспечивающих высокий уровень автоматизации всех процессов, которые выполняются в соответствии с методологией на протяжении всего жизненного цикла информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шлапак Вера Сергеевна, Теодорович Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE LIFE CYCLE OF INFORMATION SYSTEMS FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article represents an analysis of main integrative approaches, extended technologies and several possible techniques, which enable a detection of a range of problems in the area of establishment of the life cycle of information systems for small and medium-sized business. The central aspects touched upon are design of information systems, their orientation, which was established as the result of development of the current informational sphere. Moreover, the article dwells on the methodological problems of IS construction, outlines future development of present-day and advanced tendencies of IT development in small and middle-sized business. An important role in design of an information system is assigned to an efficient conceptual model. The methodology represented herein is based upon an iterated spiral model of the life cycle of an information system. The essential feature of this model is the following: embracing all stages of the life cycle of the information system it puts a focus on support of the initial stages of designing of the information system; these stages carry the main task of developing the demands to the IS, which should exactly correspond the tasks and objectives of the organization. Design of the information system amounts to establishment and gradual transformation of consistent models at all the stages of the life cycle. The character of the processes performed and work management in the represented model of the life cycle are based on the informational engineering approach. Implementation of the represented technique is based mainly upon a body of coordinate management tools, which provide an advanced automation level of all processes performed in accordance with the techniques during the whole life cycle of the information system

Текст научной работы на тему «Совершенствование жизненного цикла информационных систем малого и среднего бизнеса»

УДК 338.48 + 338.46 DOI: 10.12737/12538

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Шлапак Вера Сергеевна, старший преподаватель кафедры сервисного инжиниринга, [email protected],

Теодорович Наталия Николаевна, доцент кафедры сервисного инжиниринга, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

В статье представлен анализ основных интегрированных подходов, распространенных технологий и нескольких возможных методологий. На основании проведенного анализа бьл выявлен ряд проблем в области формирования жизненного цикла информационной системы (ИС) малого и среднего бизнеса. Рассмотрены центральные аспекты проектирования ИС, ориентации ИС, возникшей в результате развития современной информационной сферы. Проанализированы методологические проблемы создания ИС, очерчены перспективы развития актуальных и перспективных направлений информатизации малого и среднего бизнеса. При проектировании ИС для малого и среднего бизнеса основную роль играет создание эффективной концептуальной модели. Представленная методология создается на основе итерационной спиральной модели жизненного цикла информационной системы. Принципиальная особенность данной модели состоит в том, что она охватывает все этапы жизненного цикла информационной системы с упором на поддержку начальных этапов создания информационной системы. При этом главной задачей ее является формирование требований к ИС, соответствующих целям и задачам организации. Организация ИС представляет собой процесс построения и последовательного преобразования согласованных моделей на всех этапах жизненного цикла. Организация работ, равно как и характер выполняемых процессов в рассматриваемой модели жизненного цикла, основаны на подходе информационного инжиниринга. Реализация рассмотренной методологии базируется в основном на использовании комплекса скоординированных между собой инструментальных средств, обеспечивающих высокий уровень автоматизации всех процессов, которые выполняются в соответствии с методологией на протяжении всего жизненного цикла информационной системы.

Ключевые слова: жизненный цикл, информационные системы, информационные технологии, этапы проектирования, малый и средний бизнес, технологии моделирования ИС, модели ИС, стандарты, модель, проектирование, бизнес-процесс

Современный этап глобализации мировой экономики весьма специфичен и характеризуется высокими темпами роста инновационной деятельности и потребностями в гибких инструментах планирования и управления.

Одним из них является информационный инжиниринг, в соответствии с которым процесс создания информационной системы (ИС) основывается на процессе построения и развития моделей. Еще Джеймс Мартин говорил, что необходимо обеспечивать «применение взаимосвязанного набора формальных технологий

(моделей) для планирования, анализа, проектирования и создания информационных систем на уровне корпораций или отдельных ее частей...». Процесс проектирования ИС, процесс ее создания базируется на поэтапном построении и развитии моделей.

Информационный инжиниринг позволяет тесно интегрировать корпоративное стратегическое планирование с разрабатываемыми ИС, а также позволяет скоординировать управление информационными ресурсами и долговременные перспективы определенной организации

или корпорации. Таким образом, потребности в информации, которые не концентрируются на решении незначительных и сиюминутных задач разработки, могут быть переведены непосредственно в ИС управления.

Очевидно, что в сегодняшней России в связи с развитием малого и среднего бизнеса наиболее актуальным является автоматизация работы предприятий сферы сервиса. Информационные системы, создаваемые компаниями-разработчиками программных продуктов, являются уникальными, а потому очень не дешевыми, соответственно на проектирование и разработку таких систем могут себе позволить пойти только довольно крупные компании. Создаваемые программные продукты имеют очень много модулей, которые не используются в малом и среднем бизнесе, поэтому покупка таких программных продуктов нерентабельна и обусловливает актуальность разработки для них собственных ИС.

Проектирование сегодня в достаточно высокой степени отвечает требованиям следующих стандартов, библиотек и моделей ИТ, применяемых в информационных системах [5]:

1) ITIL (Information Technology Infrastructure Library),

2) CobIT (Control Objectives for Information Technology),

3) MOR (Microsoft Operation Framework),

4) CRM-системы (Customer Relations Management).

Выбор одной из этих моделей, конкретные требования к автоматизации, распределение ролей зависят от размера и специфики организации. Однако в связи с тем, что отмеченные модели в большей степени пригодны для средних компаний, в наиболее общем виде принято говорить об ITSM (Information Technology Service Management) как о совокупности принципов в информационных технологиях компании в области малого и среднего бизнеса. В меньшей степени потребностям малого и среднего бизнеса удовлетворяют две другие интегрированные информационные системы: CRP (Capacity Requirements Planning), которая помогает планировать потребности в производственных мощностях, и SCM (Supply Chain Management), осуществляющая управление цепочками снабжения. Однако они могут быть использованы для информатизации бизнес-процессов в отдельных ситуациях.

Как отмечает ряд исследователей [4], сами по себе информационно-коммуникационные технологии не могут подменить собою потреби-

тельскую ценность бизнес-процессов и выступать в качестве базы для дифференциации. Даже если и попытаться выстраивать дифференциацию сервисной стратегии на основе информатизации, то она будет неустойчивой, поскольку эти информационные компоненты сервисного менеджмента являются легко имитируемыми, копируемыми и воспроизводимыми. Устойчивой может быть только стратегия дифференциации всего микса бизнес-процессов сервисной деятельности и средств их автоматизации и информатизации, когда образуется организационно-специфический синергетический эффект, который выражается в более высоком качестве сервиса или программного продукта, целостно воспринимаемый потребителем.

Основываясь на проведённом анализе функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, было выявлено, что жизненный цикл ИС для предприятий малого и среднего бизнеса нуждается в совершенствовании. Нами был выбран определенный этап жизненного цикла ИС, а именно этап проектирования, так как этот этап является наиболее трудоемким и занимает основную и наиболее значимую часть всего процесса разработки ИС.

Цель исследования заключается в том, чтобы усовершенствовать жизненный цикл ИС малого и среднего бизнеса за счет использования методологии Rational Unified Process (RUP). Эта методология была выбрана из числа наиболее часто используемых стандартов в современных условиях развития предприятий малого и среднего бизнеса. В отличие от других методологий, она включает в себя все этапы разработки. Это помогает экономить время и денежные средства, потому что исключает необходимость использовать другие методологии и прибегать к услугам большего числа разработчиков. Кроме того, методология Rational Unified Process основывается на итеративной модели разработки, то есть заказчик во время процесса разработки может получать работоспособные мини-версии ИС. Это позволит ему постоянно корректировать требования к разрабатываемой ИС, чтобы в итоге получить именно ту систему, которая бы удовлетворяла всем требованиям предприятия.

Далее представлены стадии создания ИС и этапов для каждой стадии и предложены некоторые инструментальные средства, которые помогут ускорить процесс создания ИС [2].

ИС сейчас стали основным фактором для успешной работы предприятий. Для того чтобы

удовлетворять потребности заказчиков, таким ИС необходимо решать гораздо более сложные задачи, чем раньше. В соответствии с высокой динамикой изменения ситуации на рынке становятся очень жесткими требования как к функциям, выполняемым ИС, так и к процессу создания ИС. При исследовании жизненного цикла предприятий малого и среднего бизнеса, на основании статистических данных и прослеживаемых очевидных параллелей, можно сделать вывод, что жизненный цикл данных информационных систем нуждается в совершенствовании [6]. Такое совершенствование может идти различными путями. Рассмотрим направления совершенствования жизненного цикла предприятий.

Жизненный цикл ИС состоит из нескольких этапов: анализ, проектирование, реализация, внедрение и сопровождение [2].

Для исследования был выбран этап проектирования ИС, поскольку он является наиболее трудоемким и требует больших затрат времени. Целью исследования является описание методологии проектирования, обеспечивающей решение перечисленных ниже основных задач:

• разработка методологии создания ИС для малого и среднего бизнеса;

• обеспечение и создание ИС для малого и среднего бизнеса для автоматизации деловых процессов, отвечающих целям и задачам организации;

• обеспечение и создание ИС, которые бы отвечали требованиям открытости, переносимости и масштабируемости;

• использование информационных технологий в разработке информационных систем (программное обеспечение, базы данных, средства вычислительной техники, телекоммуникационные технологии).

Из числа наиболее популярных стандартов проектирования ИС можно выделить Rational Unified Process (RUP), что в переводе означает оптимальную единообразную процедуру. В отличие от других стандартов, RUP представляет собой итеративную модель разработки, которая содержит в себе четыре фазы [2]:

1) начальная стадия;

2) исследование;

3) построение;

4) внедрение.

Цикл разработки представляет собой процесс прохождения четырех основных фаз. Каждый цикл фазы завершается генерацией версии системы. Если работа не прекращается, процесс

повторяется много раз до получения необходимого результата.

Формирование ИС — динамичный, развивающийся, постоянно меняющийся процесс. Если сформулировать кратко, то план работы по стратегии формирования ИС организации представляет собой:

1) исследование нынешних условий и возможностей формирования информативного обеспечения предприятия;

2) состояние внешней среды. К этому пункту можно отнести пользователей ИТ-услуг, например, поставщиков программного обеспечения, а также состояние и политику формирования стратегии предприятия в конкретный момент времени;

3) проекты менеджеров и руководителей ИТ-службы.

Методика должна гарантировать сокращение трудностей формирования ИС за счет полного и точного отображения данного процесса и использования современных способов и технологий формирования ИС на всем жизненном цикле. Рассмотрим этапы жизненного цикла [1].

1. Анализ. Здесь осуществляется анализ сложившейся организационной структуры управления, используемой технологии производства, общей системы документооборота, а также связи с внешними организациями и системами. На этом же этапе разрабатывается модель системы и объекта управления. Затем проводится анализ недостатков существующей системы управления и осуществляется моделирование деятельности организации. На этом же этапе проводится бизнес-инжиниринг основных функций управления и формируются требования к создаваемой системе. Уделяется внимание методам и технологиям работ, включая инструментальные средства разработки, и в конце намечается план организации информационной системы в целом.

2. Проектирование. Здесь разрабатывается концепция ИС, создаётся организационная и функциональная структура управления, разрабатывается архитектура будущей информационной системы.

3. Реализация. Этот этап обеспечивает программное и техническое воплощение проектных решений по ИС.

4. Внедрение. На данном этапе проводится первоначальная загрузка нормативной и справочной информации, введение в схему

документооборота актуализированных форм нормативных документов, а также проводится обучение пользователей системы. 5. Сопровождение. На этом этапе, кроме повседневного функционирования системы, включается сопровождение программных средств и всего проекта, оперативное обслуживание и администрирование баз данных. Теперь рассмотрим стадии ЖЦ и проведение работ на них [1].

1. Формирование требований к ИС:

• исследование предмета и подтверждение формирования ИС;

• формирование условий пользователя к ИС.

2. Проектирование концепции АС:

• исследование предмета;

• осуществление требуемых научно-экспериментальных работ;

• создание вариаций концепции ИС, удовлетворяющих условиям пользователя;

• формирование отчета о проделанной работе.

3. Техническое задание:

• создание и установление технического задания при формировании АС.

4. Эскизный проект:

• создание заблаговременных проектных решений согласно данной концепции;

• создание документации.

5. Технический проект:

• создание документации;

• создание проектных решений согласно концепции;

• создание и формирование документации на поставку деталей для комплектации ИС.

6. Рабочая документация:

• создание рабочей документации для концепции;

• адаптация программ.

7. Ввод в эксплуатацию:

• подготовка объекта к вводу в процесс;

• организация персонала;

• осуществление тестирований.

8. Сопровождение ИС:

• послегарантийное обслуживание.

С целью осуществления данных этапов оптимально использовать следующие ресурсы: CASE, 4GL, СУБД. Они дают возможность стремительного проектирования, прототипирования, исследования и испытания дополнений и БД [4].

CASE-технологии представляют собой инструменты автоматизации процессов проектиро-

вания и разработки программного обеспечения, а также программные средства для поддержки процессов жизненного цикла ИС [4].

Архитектура большей части CASE-средств формируется на последовательности: методология — метод — нотация — средство. В данном случае методология обуславливает критерии для оценки и выбора проекта проектируемой информационной системы, этапы и последовательность работы, а также правила распределения и назначения методов. Если говорить более подробно, то методы в нашем случае представляют собой систематические процедуры, которые используются для генерации описаний подсистем и функциональных компонентов системы. Разумеется, с использованием соответствующих нотаций. Они используются для представления проектных данных о структуре системы, а также способах ее функционирования, получения информации о потоках, накопителях и процессах. Инструментарием для поддержки и усиления методов являются средства, которые обеспечивают работу аналитиков при реализации проекта в сетевом интерактивном режиме, что помогает организации проекта, дает возможность управлять процессами проектирования, а также обеспечивать анализ.

4GL-технологии — это язык для программирования в визуальных средах. Визуальное программирование — четвертое поколение языков программирования, которое перешло к событийной парадигме. Такая парадигма является адекватным ответом на новый характер работы современных информационных систем, которые функционируют в режиме интерактивного взаимодействия с другими программами, устройствами и человеком.

Система управления базами данных представляет собой совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения для обеспечения управления и использования баз данных. Microsoft Access — это весьма популярная файл-серверная СУБД, которая применяется преимущественно для создания приложений небольшого размера в силу того, что в ней не реализованы отдельные механизмы, присущие многопользовательским базам данных, такие как транзакции.

Microsoft Access хорошо подходит для создания ограниченных по размеру и количеству данных приложений, потому что сочетает в себе средства разработки программного обеспечения и механизм реляционной СУБД Microsoft Jet с удобным графическим интерфейсом.

MySQL — это кроссплатформенная СУБД, предназначенная для создания малых и средних приложений. Эта СУБД работает как сервис на нескольких типах платформ и может обеспечивать параллельный доступ пользователей сразу к нескольким базам данных.

PostgreSQL представляет собой хорошо масштабируемую открытую объектно-ориентированную систему управления базами данных, совместимую с SQL.

Firebird — система управления базами данных с открытым кодом. Хорошо работаете на Linux, Windows и разнообразных Unix платформах

Для среднего бизнеса наиболее используемыми являются: MS SQL, Postgre SQL, MS Access. Для малого бизнеса наиболее популярны Ms SQL, Firebird.

Особенности применения современных средств проектирования информационных систем малого и среднего бизнеса определяют потенциал оперативного и быстрого пересмотра требований и готовых решений, а также возможности параллельной разработки отдельных частей проекта, дает возможность возвращения на предыдущие этапы и при необходимости внесение изменений в эти отдельные части. Методология создания информационных систем со-

стоит в организации процесса построения такой ИС и обеспечении управления этим процессом для гарантии выполнения всех требований к самой системе и к характеристикам процесса разработки. В данном случае методология предусматривает версионный характер изменения как самого проекта, так и его частей при помощи СА8Е-средств. Все это обусловливает итерационный, спиральный характер предлагаемой модели жизненного цикла и полностью отвечает потребностям рассматриваемого сегмента рынка на данном этапе развития информационных систем.

В целом внедрение рассмотренной методологии должно приводить к снижению сложности процесса создания ИС за счет наиболее полного и точного описания этого процесса, а также применения современных методов и технологий создания ИС на всем жизненном цикле ИС — от замысла до реализации. И соответственно, при снижении сложности процесса создания любой информационной системы происходит снижение ее стоимости как в проектной части, так и в части эксплуатации, что является немаловажным фактором для предприятий сервиса, которые большей частью относятся к малому и среднему бизнесу.

Литература

1. Барановский А.Г., Тренихин А.П. Жизненный цикл организации (предприятия) // Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11).

2. Бедрягин А.Н., Тамразян Д.А. Модели жизненных циклов организаций // Экономика и управление. 2014. № 9 (33).

3. Заговора О.В., Концевич В.Г. Учет особенностей ИТ-проектов при определении их жизненного цикла // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2011. № 7 (49).

4. НекрасовА.Г., Атаев К.И. Современные технологии поддержки жизненного цикла продукции в цепи поставок // Автоматизация и управление в технических системах. 2014. № 3 (14). С. 96-103.

5. Назаров С.В. Архитектура и проектирование программных систем: Монография. М.: Инфра-М, 2013.

6. Ошкадеров О.В. Фазы жизненного цикла // Молодой ученый. 2010. № 7.

7. Поплавская В.А., Горшков Л.А. Методический подход к развитию теории жизненных циклов организаций// Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 9 (33). С. 160-167.

8. Павлова Е.А., Петрова П.И. Проблемы внедрения CRM-систем на российских предприятиях при создании клиентоориентированной стратегии ведения бизнеса // Труды гуманитарного факультета СПбНИУ ИТМО: Сб. науч. статей. Отв. ред. проф. В. И. Подлесных. СПб: СПбНИУ ИТМОб, 2013. С. 123-126.

9. Buhalis D., AmarangganaA., 2014. Smart Tourism Destinations. Proceedings of Information and Communication Technologies International Conference, Dublin, pp. 553-564.

IMPROVING THE LIFE CYCLE OF INFORMATION SYSTEMS FOR SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Shlapak Vera Sergeevna, Senior Lecturer, the Department of service engineering, [email protected],

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Teodorovich Nataliya Nikolaevna, Associate Professor, the Department of service engineering, [email protected], Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article represents an analysis of main integrative approaches, extended technologies and several possible techniques, which enable a detection of a range of problems in the area of establishment of the life cycle of information systems for small and medium-sized business. The central aspects touched upon are design of information systems, their orientation, which was established as the result of development of the current informational sphere. Moreover, the article dwells on the methodological problems of IS construction, outlines future development of present-day and advanced tendencies of IT development in small and middle-sized business.

An important role in design of an information system is assigned to an efficient conceptual model. The methodology represented herein is based upon an iterated spiral model of the life cycle of an information system. The essential feature of this model is the following: embracing all stages of the life cycle of the information system it puts a focus on support of the initial stages of designing of the information system; these stages carry the main task of developing the demands to the IS, which should exactly correspond the tasks and objectives of the organization.

Design of the information system amounts to establishment and gradual transformation of consistent models at all the stages of the life cycle. The character of the processes performed and work management in the represented model of the life cycle are based on the informational engineering approach. Implementation of the represented technique is based mainly upon a body of coordinate management tools, which provide an advanced automation level of all processes performed in accordance with the techniques during the whole life cycle of the information system.

Keywords: life cycle, information system, information technology, design stages, small and medium-sized business, IS modeling techniques, IS models, standards, model, design, business process

References

1. Baranovskii A.G., Trenikhin A.P. Zhiznennyi tsikl organizatsii (predpriyatiya) [The life cycle of an organization (enterprise)] // Ekonomika i sotsium. [Economics and Management] 2014. № 2—1 (11).

2. Bedryagin A.N., Tamrazyan D.A. Modeli zhiznennykh tsiklov organizatsii [Models of life cycles of organizations] // Ekonomika i upravlenie. [Economics and Management] 2014. № 9 (33).

3. Zagovora O.V., Kontsevich V.G. Uchet osobennostei IT-proektov pri opredelenii ikh zhiznennogo tsikla [The peculiarities of the IT-projects in determining their life cycle] // Vostochno-Evropeiskii zhurnal peredovykh tekhnologii. [Eastern-European Journal of Enterprise Technologies] 2011. № 7 (49).

4. Nekrasov A.G., Ataev K.I. Sovremennye tekhnologii podderzhki zhiznennogo tsikla produktsii v tsepi postavok [Modern technologies support of the product life cycle in a supply chain] // Avtomatizatsiya i upravlenie v tekhnicheskikh sistemakh. 2014. № 3 (14). pp. 96—103.

5. Nazarov S.V. Arkhitektura i proektirovanie programmnykh sistem: Monografiya. [Architecture and design of software systems: Monograph.] M.: Infra-M, 2013.

6. Oshkaderov O.V. Fazy zhiznennogo tsikla [Life cycle phases] // Molodoi uchenyi. 2010. № 7.

7. Poplavskaya V.A., Gorshkov L.A. Metodicheskii podkhod k razvitiyu teorii zhiznennykh tsiklov organizatsii [Methodical approach to the development of the theory of life cycles of organizations] // Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2014. № 9 (33). pp. 160—167.

8. Pavlova E.A., Petrova P.I. Problemy vnedreniya CRM-sistem na rossiiskikh predpriyatiyakh pri sozdanii klientoorientirovannoi strategii vedeniya biznesa [The problem of CRM systems implementation at Russian enterprises in creating a customer-centric business strategy] // Trudy gumanitarnogo fakul'teta SPbNIU ITMO: Sb. nauch. statei. Otv. red. prof. V. I. Podlesnykh. SPb: SPbNIU ITMOb, 2013. pp. 123-126.

9. Buhalis D., AmarangganaA., 2014. Smart Tourism Destinations. Proceedings of Information and Communication Technologies International Conference, Dublin, pp. 553-564.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.