ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Совершенствование законодательства о садоводческих объединениях Шкуропатов Д. М.1, Чмыхало Е. Ю.2
1 Шкуропатов Дмитрий Михайлович / Shkuropatov Dmitry Mihaylovich - студент;
2Чмыхало Елена Юрьевна / Chmyhalo Elena Yurevna — кандидат юридических наук, доцент, кафедра земельного и экологического права, Институт прокуратуры. Российской Федерации Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: в статье представлен анализ проекта федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве», указаны его достоинства и недостатки, а также преимущества перед ФЗ «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан», аргументирована необходимость совершенствования законодательства о садоводческих объединениях в связи с многочисленными проблемами в сфере садоводческих, огороднических и дачных товариществ.
Ключевые слова: садоводческие объединения, огородничество, дачное хозяйство, Минэкономразвития, законопроект.
Министерство экономического развития РФ в 2015 году подготовило проект федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» [6]. Совершенствование правоотношений в сфере садоводства, огородничества и дачного хозяйства - приоритетная цель проекта закона. Минэкономразвития в сводном отчете к законопроекту указывает, что законодательство в данной области необходимо привести в полное соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) [7].
В настоящий момент основным нормативным актом, регулирующим правоотношения с участием садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и их членов является федеральный закон «О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединениях граждан», принятый 15 апреля 1998 года [1]. Указанный закон необходимо привести в соответствие с ГК РФ, так как с 1 сентября 2014 года установлена новая система юридических лиц и не предусмотрено такой формы как «некоммерческие объединения граждан» [2].
Проект закона содержит положения, регулирующие отношения, связанные с предоставлением, использованием и застройкой земельных участков садоводческих и дачных товариществ. Например, в проекте планировки территории, утвержденном в отношении земель товарищества, в новом законе могут быть предусмотрены размер и местоположение зданий и сооружений, возводимых на садовых и огородных или дачных земельных участках, требование к их внешнему виду, а также требования по благоустройству указанных участков. Предполагается наделить членов садоводческих товариществ правом перераспределять заброшенные участки, что позволит более эффективно использовать земли, находящиеся в ведении товариществ.
Законопроект определяет «садовый дом» и «дачный дом»: «садовый дом - это здание, предназначенное для отдыха и кратковременного проживания, не подлежащее разделу на квартиры» (п. 2 ст. 3 Законопроекта); «дачный дом - жилой дом, предназначенный для отдыха и долговременного или постоянного проживания, не подлежащий разделу на квартиры» (п. 4 ст. 3 Законопроекта).
3 ноября 2015 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709, вносящий изменения в Классификатор разрешенного использования земельных участков [5]. Им вводятся такие виды разрешенного использования земельного участка, как «Ведение огородничества» (код 13.1); «Ведение садоводства» (код 13.2); «Ведение дачного хозяйства» (код 13.3). Из существовавшего ранее вида «Малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», код 2.1 - исключены садовые и дачные дома, а сам вид разрешенного использования с кодом 2.1 относится теперь только к индивидуальному жилищному строительству. Это означает, что садоводство и огородничество получило легитимацию как виды разрешенного использования земель. Налицо отсутствие единой терминологии.
С введением в действие нового закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» в указанной выше редакции ст. 3 садовый дом становится некапитальным жилым строением, и, исходя из смысла п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не будет подлежать государственной регистрации, как объект движимого имущества [3]. Можно предположить, что «домом, предназначенным для отдыха» может быть обычная беседка, не предназначенная даже для кратковременного проживания.
Считаем нужным обратить внимание и на следующее положение: «Земли общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные в соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РСФСР в коллективную совместную собственность граждан, считаются земельными участками общего пользования садоводческих некоммерческих товариществ, принадлежащими на праве совместной собственности членам таких товариществ» (ч. 19 ст. 52 Законопроекта) [4]. Очевидна необходимость этой нормы, так как до настоящего времени было неясно, на каком праве теперь существуют земли общего пользования, выделенные указанным образом.
Федеральный закон «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» предположительно вступит в силу с 1 марта 2018 г. и, соответственно, Закон № 66-ФЗ утратит силу. Новый ФЗ при комплексном анализе представляется усовершенствованной версией Закона, принятие которого обусловлено многочисленными проблемами в сфере садоводческих, огороднических и дачных товариществ.
Литература
1. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ (в ред. от 31.01.2016) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ 1998, № 16, ст. 1801.
2. Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 16.05.2016).
3. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 01.05.2016) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 16.05.2016).
4. «Земельный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1) // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 16.05.2016).
5. Приказ Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540 // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 16.05.2016).
6. Проект Федерального закона «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве» (подготовлен Минэкономразвития России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 18.06.2015) // СПС Консультант Плюс. (дата обращения: 15.05.2016).
7. [Электронный ресурс]: РИА-Новости «Минэкономразвития подготовило закон о садоводстве и дачном хозяйстве». URL: http://ria.ru/economy/20150401/1055912038.html#14279578126253&messag e=resize&relto=register&action=addClass&value=registration. (дата обращения: 17.05.2016).