Научная статья на тему 'Совершенствование законодательства о приватизации'

Совершенствование законодательства о приватизации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1212
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
приватизация / государственная собственность / муниципальная собственность / эволюция законодательства / государственное имущество / прогнозный план / privatization / state property / municipal property / legislative history / public property / forecast plan

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Остроухова Галина Николаевна

Данная статья посвящена анализу формирования и изменения законодательной базы о приватизации государственной собственности в постсоветский период реформирования экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislative development of privatization

This article describes organizational and changing analysis of regulatory framework about state property privatization during the post-Soviet time when economic relations were reformed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательства о приватизации»

Юриспруденция

УДК 34

DOI 10.21661/r-114423 Г.Н. Остроухова

Совершенствование законодательства о приватизации

Аннотация

Данная статья посвящена анализу формирования и изменения законодательной базы о приватизации государственной собственности в постсоветский период реформирования экономических отношений.

I Ключевые слова: приватизация, государственная собственность, муниципальная собственность, эволюция законодательства, государственное имущество, прогнозный план.

G.N. Ostroukhova

Legislative development of privatization

Abstract

This article describes organizational and changing analysis of regulatory framework about state property privatization during the post-Soviet time when economic relations were reformed.

| Keywords: privatization, state property, municipal property, legislative history, public property, forecast plan.

В связи с коренными изменениями, связанными с переходом нашей страны от плановой, командно-административной модели экономики к рыночной системе экономических отношений потребовалось создание конкурентной рыночной среды, демонополизация экономики, построение новых отношений собственности. Механизмом таких экономических преобразований должна была стать приватизационная реформа, целью которой являлось реформирование государственной собственности путем передачи государственного имущества в частную собственность, то есть в собственность граждан и юридических лиц.

Для проведения приватизации требовалось создание законодательной базы, регулирующей и направляющей этот процесс. В настоящей статье мы проследим эволюцию российского законодательства о приватизации, проанализируем нормы законодательства по этому вопросу, оценим итоги изменения законодательной базы о приватизации. Первым законом в этой области стал Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. №15314 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этим Законом запускался процесс приобретения гражданами и акционерными обществами предприятий, цехов, производств, зданий, материальных и нематериальных активов и тому подобное. Этот нормативный документ, подготовленный при отсутствии опыта таких глобальных экономических реформ как приватизация, оказался, конечно же, несовершенным. Им неоправданно ограничивался круг лиц - приобретателей государственного имущества, использовалась неюридическая терминология в описании объектов 100 Интерактивная наука | 9 • 2016

приватизации. Основным же недостатком этого закона являлось, на наш взгляд, то, что он не предусматривал возмездность отношений, связанных с приватизацией государственного имущества. Он допускал безвозмездную передачу акций членам трудовых коллективов при акционировании предприятий. Этот Закон запускал механизм передачи государственных объектов в частную собственность, не охраняя интересы государства, допуская, в некоторых случаях, нецелесообразное отчуждение государственное имущество, подрывая, тем самым, экономику государства.

В Законе о приватизации 1991 года содержался исчерпывающий перечень оснований для отказа в приватизации того или иного объекта, то есть при подаче заявки на приватизацию она должна была быть удовлетворена, если не было её законодательного запрещения. Упор делался на перевод объектов в частную собственность. Приватизация для государства была обязательной, целесообразность такой приватизации при этом не учитывалась.

Так как приватизация в основном носила бесплатный характер она не сопровождалась формированием реального капитала и его накоплением, не поддерживала экономический рост и не способствовала преодолению экономического кризиса. Инициированная Законом от 1991 года приватизация не стала сколь-нибудь крупным источником пополнения государственного бюджета.

Федеральным законом от 21 июля 1997 года «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» суще-

Legal studies

ственно изменено понятие приватизации. Предусмотрено, что «Приватизация - это возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц. Этим законом предусмотрено, что приватизация носит возмездный характер и призвана уменьшить долю собственности государства в экономике страны. Тем самым государство частично освобождалось от несвойственных ему хозяйственных функций в управлении нерентабельными предприятиями.

Как Закон РСФСР от 3 июля 1991 года, так и Федеральный закон от 21 июля 1997 года основными целями ставили формирование слоя частных собственников, демонополизацию экономики, повышение эффективности деятельности предприятий и привлечение иностранных инвестиций.

Федеральный закон о приватизации от 21 декабря 2001 года отменил заявочную систему приватизации. В соответствии с этим законом заинтересованные лица сейчас не подают заявки, выходят с предложениями о приватизации, которые (эти предложения) могут быть учтены или, напротив не учтены при утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества. Это Закон не содержит перечня оснований для отказа в удовлетворении предложения о приватизации, государство при решении этого вопроса исходит из соображений целесообразности, защищая свои финансовые интересы.

Существенным достижением Закона о приватизации 2001 года явилось введение такого понятия, как прогнозный план (программа) приватизации. Прогнозный план не является нормативным правовым актом, это документ планирования приватизации на предстоящий год. Он содержит перечень предприятий, акций акционерных обществ и иного имущества, находящегося в федеральной собственности, которое планируется

приватизировать в предстоящем году. Таким образом, приватизация в результате эволюции федерального законодательства стала плановой, предусматривающей не просто отчуждение государственного имущества, а возмездность этого процесса, пополнение государственного бюджета.

Так в августе 2006 года Правительством РФ утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2007 год и предусмотрены основные направления приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы. Аналогичный план принят распоряжением Правительства РФ от 01.07.2013 года «Об утверждении прогнозного плана (приватизации) федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014- 2016 годы», который предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний из «несырьевого сектора», освобождая, тем самым государство от обременительных для него целей и задач.

Таким образом, с 1991 по 2016 год законодательство о приватизации претерпело существенные изменения. Из поспешной и, зачастую, убыточной, иногда и криминальной, приватизация превратилась в процесс, приносящий доходы в бюджет, привлекающий в экономику инвестиции. Вместе с тем, законодательство о приватизации требует усовершенствования и развития. Действующее законодательство не обеспечивало и до сих пор не обеспечивает надлежащее противодействие злоупотреблениям и нарушениям при проведении приватизации. Эти нарушения, являясь коррупционной составляющей, проявляются в виде фактов занижения балансовой стоимости приватизированных объектов, нарушения порядка организации и проведения конкурсов и аукционов, фондовых спекуляций. Для противодействия нарушениям процесса приватизации требуется дальнейшая разработка законодательных мер.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря. - 1993. - №237.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября. - 1994. - № 51-ФЗ. (с изм. и доп.) // СПС «Консультант плюс».

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп. от 17 апреля 2006 г.) // СПС «Консультант плюс».

4. Закон от 3 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (с последующими измен. и доп.) // СПС Консультант плюс.

5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному Закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СПС Консультант плюс / А.Н. Борисов, С.Р. Гладких, А.П. Любимов, С.С. Щербинин.

6. Крусс В.И. Право собственности в контексте российской приватизации: теория и практика // Государство и право. - 2001. - №9. - С. 27-35.

7. Петров И.С. Приватизация как способ преобразования собственности // Адвокат. - 2000. - №9.

8. Петров И.С. Некоторые вопросы нормативного правого регулирования приватизации в Российской Федерации // СПС Консультант плюс.

Interactive science | 9 • 2016 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.