Научная статья на тему 'Совершенствование законодательной базы противодействия терроризму'

Совершенствование законодательной базы противодействия терроризму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1172
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ЛИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / PUBLIC AUTHORITIES / LEGAL FRAMEWORK / COMBATING TERRORISM / PERSONALITY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чапчиков Сергей Юрьевич

В статье говорится о некоторых новых подходах в совершенствовании законодательной базы противодействия терроризму. Речь идет о складывании антитеррористической системы, выработке законодательных актов, аналогичных Конвенции Совета Европы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чапчиков Сергей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the legal framework to counter terrorism

The article discusses some new approaches to improve the legislative framework for combating terrorism. It is a folding counter-terrorism system, developing legislation, similar to the Council of Europe.

Текст научной работы на тему «Совершенствование законодательной базы противодействия терроризму»

Чапчиков С.Ю.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

10. КРИМИНОЛОГИЯ, БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ, НОТАРИАТ

10.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

Чапчиков Сергей Юрьевич, к.ю.н., кафедра правового обеспечения управленческой деятельности Международного института управления МГИМО (У) МИД России Контакты автора: chapchikov_s@mail.ru

Аннотация. В статье говорится о некоторых новых подходах в совершенствовании законодательной базы противодействия терроризму. Речь идет о складывании антитеррористической системы, выработке законодательных актов, аналогичных Конвенции Совета Европы.

Ключевые слова: органы государственной власти, законодательная база, противодействие терроризму, личность, государство

IMPROVING THE LEGAL FRAMEWORK TO COUNTER TERRORISM

Chapchikov Sergey Yuriyevich, candidate of Sciences, department of Legal Support for Administrative Work, the International Institute of Administration, MGIMO(U) under MFA of Russia

Annotation: The article discusses some new approaches to improve the legislative framework for combating terrorism. It is a folding counter-terrorism system, developing legislation, similar to the Council of Europe. Keywords: public authorities, legal framework,

combating terrorism, personality, state

Органами государственной власти Российской Федерации за последние годы проделана работа по противодействию терроризму. Важнейшим её направлением стало совершенствование организационно-правовых основ антитеррористической деятельности.

Важнейшим политико-программным документом стала утверждённая Президентом России Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года, определяющая основные принципы противодействия терроризму, цели, задачи и направления дальнейшего развития государственной политики в этой области [2].

Общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам ме-

стного самоуправления в осуществлении антитерро-ристических мероприятий.

Цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.

Основными задачами противодействия терроризму являются:

а) выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;

б) выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера;

в) привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

д) обеспечение безопасности граждан и антитерро-ристической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей;

е) противодействие распространению идеологии терроризма и активизация работы по информационнопропагандистскому обеспечению антитеррористиче-ских мероприятий [2].

Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям:

а) предупреждение (профилактика) терроризма;

б) борьба с терроризмом;

в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.

В настоящее время правовая основа борьбы с терроризмом включает в себя [3, с.22-24]:

I. Конституцию Российской Федерации:

Основной Закон России непосредственно не регулирует вопросы противодействия терроризму, однако закрепляет принципы гуманизма, права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 2, 6 главы 1, глава 2); определяет основы компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, предопределяющие их задачи, функции и полномочия при осуществлении мер противодействия терроризму (главы 4 - 8).

II. Федеральные законы:

Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 30.12.2008 г.);

Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (в ред. от 17.07.2009 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 06.12.2009 г.);

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 19.05.2010 г.);

За последние несколько лет с момента принятия Федерального закона «О противодействии терроризму» в

Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены дополнения, предусматривающие уголовную ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера, а также за содействие совершению таких актов. Одновременно в качестве меры, стимулирующей предотвращение террористических актов, предусмотрено освобождение виновного лица от уголовной ответственности, если оно помогало предотвращению террористического акта.

Ужесточена ответственность за террористическую деятельность в целом. Например, за действия, повлекшие смерть человека или другие тяжёлые последствия, виновные теперь наказываются сроком до 25 лет лишения свободы или пожизненным заключением.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (в ред. от 19.05.2010 г.);

Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 25.12.2008 г.);

Федеральный закон от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. от 25.11.2009 г.);

Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 145-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 26.12.2008 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2010 г.);

Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № №390-ФЗ «О безопасности» и др.

III. Указы Президента России:

Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» (вместе с Положением о Национальном антитеррористическом комитете») (в ред. от 22.04. 2010 г.);

Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2009 года № 1267 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля

2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и состав Оперативного штаба в субъекте Российской Федерации, за исключением Чеченской Республики, по должностям, утверждённым этим Указом»;

Указ Президента Российской Федерации от 17 июня 2003 года № 680 «О центральных компетентных органах Российской Федерации, ответственных за выполнение Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом, и экстремизмом» и др.

IV. Постановления Правительства Российской Федерации:

постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму» (вместе с Положением о применении оружия и боевой техники Вооружёнными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта; Положением о применении оружия и боевой техники Вооружёнными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта; Положением о применении Вооружёнными Силами Россий-

ской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции);

постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом»;

постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года № 750 «О Порядке выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» (в ред. от 24.02.2009 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 1997 года № 58 «О мерах социальной защиты лиц, привлекаемых к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом (в ред. от 21.02.2008 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года № 105 «О возмещении вреда, причинённого жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом»;

постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2009 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2008 года № 333 «О компетенции федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в области противодействия терроризму» (в ред. от 17.12.2009 г.);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2008 года № 278 «О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам»;

постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 167 «О возмещении лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, стоимости утраченного или повреждённого имущества»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом».

Следует отметить, что Федеральный закон «О противодействии терроризму» - один из немногих законодательных актов, в котором предписания законодателей о конкретных правовых механизмах реализации закона Правительством России практически полностью выполнены.

V. Ратифицированные Российской Федерацией анти-террористические международные правовые акты: Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом; Европейская конвенция о пресечении терроризма (вме-

Чапчиков ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗ-

СЮ МУ

сте с Протоколом по внесению изменений в Конвенцию), Международная конвенция о борьбе с захватом заложников; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (вместе с «Техническим приложением»), Конвенция Совета Европы о передаче судопроизводства по уголовным делам и др.

Анализируя проблему международного сотрудничества в борьбе с терроризмом И.Г. Мочульская отмечает, что на пространстве СНГ противодействие терроризму осуществляется как специально уполномоченными органами государств Содружества, так и целой системой межгосударственных институтов. Практически в выработке нормативных актов и принятии мер по противодействию терроризму на территории СНГ в пределах своей компетенции принимают участие: Совет глав государств, Совет глав правительств, Межпарламентская ассамблея (МПА СНГ), Координационный совет генеральных прокуроров, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и спецслужб, Совет командующих пограничными войсками, Совет министров обороны, межгосударственный Антитеррористический центр, образованный решением Совета глав государств СНГ 21 июня 2000 года [3, с.30-32].

Регламентами деятельности этих органов, а также заключёнными межгосударственными и межведомственными соглашениями создана правовая основа для выработки и реализации единой политики противодействия угрозам терроризма и политического экстремизма на территориях стран Содружества. В рамках СНГ приняты следующие международные правовые акты: Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (4 июня 1999 года), Договор государств - участников Содружества Независимых Государств о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (5 октября

2007 года), Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел в борьбе с терроризмом (8 сентября 2000 года) и др.

В частности, положениями Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом определены конкретные направления взаимодействия: обмен информацией, разработка и принятие согласованных анти-террористических мер, направление по согласованию с заинтересованными государствами специальных ан-титеррористических формирований, подготовка специалистов, поставка специальных средств, техники и другие.

Межпарламентской ассамблеей СНГ (Объединённой комиссией по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в СНГ, Постоянной комиссией по вопросам обороны и безопасности) за 17 лет её существования принято более 40 модельных кодексов и законов, практических рекомендаций в сфере безопасности и противодействия терроризму [3]. Среди них: «О противодействии легализации («отмыванию») доходов, полученных незаконным путём»; «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств»; «Изменения и дополнения в модельные Уголовный кодекс и Уголовнопроцессуальный кодекс для государств - участников

СНГ по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом»; «О противодействии финансированию терроризма», «О противодействии наёмничеству» и др.

В Российской Федерации организация борьбы с терроризмом осуществляется на основе комплексного подхода к анализу причин возникновения и распространения терроризма, к выявлению субъектов террористической деятельности, четкого разграничения функций и зоны ответственности субъектов противодействия терроризму, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых и следственных подразделений путем внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения указанных субъектов информационными ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

В настоящее время в нашей стране идёт процесс обеспечения выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для ратификации: Европейской конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами 1978 года, (подписана Россией 10 декабря 1999 г.) и Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 года (подписана Россией 26 января 2009 г.). Продолжается интенсивная работа по присоединению России к другим международным правовым актам в правоохранительной области, в том числе к Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми 2005 года [3, с.30-32].

Так, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» были изменены и дополнены 15 федеральных законов, в том числе и базовый законодательный акт о противодействии терроризму, где редакции подверглось основополагающее понятие «террористический акт». Оно было изложено аналогично Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма. Уточнению подверглись и полномочия Президента России. Согласно действующим нормам именно глава государства: определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории России формирований Вооружённых Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против России либо её граждан или лиц без гражданства, постоянно проживающих в нашей стране.

Основание для таких изменений заложило и Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 июля 2006 года № 219-СФ «Об использовании формирований Вооружённых Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения за пределами территории Российской Федерации в целях пресечения международной террори-

стической деятельности», которым это полномочие делегировано Президенту России.

Итак, мы видим, что в результате совершенствования законодательной базы в Российской Федерации сложилась антитеррористическая система, основу которой составляет Национальный антитеррористиче-ский комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.

Существенно скорректировано антитеррористичес-кое законодательство. Федеральным Собранием принят пакет документов в развитие Федерального закона «О противодействии терроризму» и ратифицированных Российской Федерацией конвенций ООН и Совета Европы.

Разработаны новые методы, механизмы, технологии реагирования различных государственных структур на готовящиеся и совершённые акты терроризма, минимизацию их последствий.

Список литературы:

1. Аналитический вестник Совета Федерации. 2010. №15 (401)

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Рос. Федерации 5 октября 2009 г.// Рос. газ. - 2009. - 20 октября.

3. Мачульская И.Г. О совершенствовании правовых основ противодействия терроризму в Российской Федерации // Аналитический вестник Совета Федерации. - 2010. - № 15.

References:

1. The analytical bulletin of the Federation Council. 2010. №15 (401)

2. The concept of counteraction to terrorism in the Russian Federation: утв. The president Рос. Federations on October, 5th, 2009//Dews. Gas. - 2009. - on October, 20th.

3. Machulsky И.Г. About perfection of legal bases of counteraction to terrorism in the Russian Federation//the Analytical bulletin of the Federation Council. - 2010. - № 15

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Чапчикова С.Ю. по теме «Совершенствование законодательной базы противодействия терроризму»

Бесспорно, что тема противодействия терроризму, и прежде всего вопросу реформирования законодательной базы в этой сфере, становится одной из наиболее актуальных проблем современной правовой жизни не только в России, но и всего мира. Следует отметить, что проделанная автором рецензируемой статьи работа по обобщению и освещению системы нормативно правовых актов как национального, так и международного уровня, несомненно, может быть полезна в научных исследованиях, однако в научной работе было бы более целесообразно проведение их научного анализа.

В целом статья отвечает предъявляемым требованиям, содержит элементы новизны и логически согласована.

Как и любая творческая работа, настоящая статья имеет незначительные недочеты, которые в целом не влияют на общую оценку рецензируемой статьи.

Статья соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам, и может быть рекомендована к публикации в научных журналах, в том числе в журналах из перечня ВАК.

Заместитель директора Института права по научной работе ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, доцент к.ю.н., Р.В. Пузиков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.