Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
608
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАНКРОТСТВО / КРЕДИТОР / ДОЛЖНИК / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВО / НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бойкова Анна Викторовна

В статье проведен анализ точек зрения по вопросу предлагаемых направлений реформирования законодательства о банкротстве. Обобщены ключевые изменения механизма урегулирования долговых отношений. Систематизированы критические замечания, которые, по мнению профессионального сообщества, тормозят развитие конкурсного права. Делается вывод, что реформирование законодательства о банкротстве следует проводить в соответствии с научными результатами исследования причин низкой эффективности применения существующих процедур и мнения практикующих арбитражных управляющих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENTOF THE BANKRUPTCY LAW IN RUSSIA: THE CURRENT STAGE

The article analyzes the points of view on the proposed directions of reforming the legislation on bankruptcy. The key changes in the mechanism of settlement of debt relations are summarized. Critical remarks have been systematized, which, in the opinion of the professional community, hinder the development of competition law. It is concluded that the reform of bankruptcy legislation should be carried out in accordance with the scientific results of the study of the reasons for the low efficiency of the application of existing procedures and the opinions of practicing insolvency managers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_3_3_30 УДК 347.736.3

Бойкова Анна Викторовна,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и управления производством, Тверской государственный технический университет, г. Тверь, Россия, e-mail: alexmario@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНА О БАНКРОТСТВЕ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП

В статье проведен анализ точек зрения по вопросу предлагаемых направлений реформирования законодательства о банкротстве. Обобщены ключевые изменения механизма урегулирования долговых отношений. Систематизированы критические замечания, которые, по мнению профессионального сообщества, тормозят развитие конкурсного права. Делается вывод, что реформирование законодательства о банкротстве следует проводить в соответствии с научными результатами исследования причин низкой эффективности применения существующих процедур и мнения практикующих арбитражных управляющих.

Ключевые слова: банкротство; кредитор; должник; обязательства; процедура банкротство; несостоятельность.

UDC 347.736.3

Boykova Anna Viktorovna,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics and Production Management, Tver State Technical University, Tver, Russia, e-mail: alexmario@mail.ru

IMPROVEMENTOF THE BANKRUPTCY LAW IN RUSSIA: THE CURRENT STAGE

The article analyzes the points of view on the proposed directions of reforming the legislation on bankruptcy. The key changes in the mechanism of settlement of debt relations are summarized. Critical remarks have been systematized, which, in the opinion of the professional community, hinder the development of competition law. It is concluded that the reform of bankruptcy legislation should be carried out in accordance with the scientific results of the study of the reasons for the low efficiency of the application of existing procedures and the opinions of practicing insolvency managers.

Keywords: bankruptcy; creditor; debtor; obligations; bankruptcy procedure; insolvency.

Институт несостоятельности (банкротства) на данный момент находится на очередном этапе своего развития. Проект федерального закона № 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 17 мая 2021 г.

Принимая во внимание, что действующая

редакция закона о банкротстве была принята в России 19 лет назад, данный шаг давно назрел.

Как отмечают аналитики, предлагаемые поправки во многом схожи с положениями гл. 11 Кодекса банкротства США. На данный момент модель реструктуризации задолженности, предложенная американским законодателем, становится своего рода образцом для законодателей многих стран.

Так, в соответствии с Директивой Евро-

пейского союза (ЕС) 2019/1023 Европейского парламента и Совета от 20 июня 2019 г. о механизмах превентивной реструктуризации, погашении долга и мерах по повышению эффективности реструктуризации, несостоятельности и погашения долговых процедур планировалось, что страны-члены ЕС к 1 июля 2021 г. внесут соответствующие поправки в свое национальное законодательство о банкротстве. Однако, понимая сложности, с которыми они могут столкнуться, переходный период может быть продлен на год. Среди тех, кто уже начал внедрять соответствующие нормы, можно отметить Германию, Нидерланды, Испанию, Ирландию, Великобританию (хотя она и не является членом ЕС) [7].

В России попытки реформирования законодательства о банкротстве предпринимались и ранее. Так, в 2017 г. Правительство Российской Федерации подготовило законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные

акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц». В частности, было предложено ввести процедуру реструктуризации долгов - процедуру, применяемую в деле о банкротстве к должнику - юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности и удовлетворения требований кредиторов [5]. Однако в июле 2020 г. по итогам второго чтения, законопроект был отклонен Государственной Думой Российской Федерации.

Среди причин реформирования законодательства о банкротстве отмечались необходимость упразднить редко используемые процедуры, повысить реабилитационную направленность законодательства, обеспечить независимость арбитражных управляющих от лиц, участвующих в деле о банкротстве.

Информация о количестве процедур, введенных в отношении российских предприятий в 2015-2020 гг., по данным сайта «Фе-дресурс», приведена на рис. 1 [6].

16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Количество судебных решений о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства

Количество судебных решений о введении внешнего управления Количество судебных решений о введении финансового оздоровления

Рисунок 1 - Количество процедур о банкротстве, введенных в Российской Федерации в 2015-2020 гг.

Данные, представленные на рис. 1, нагляд -но свидетельствуют, что с существенным перевесом на протяжении анализируемого периода должник признавался банкротом, и в отношении него вводилась процедура конкурсного производства. В этой связи можно сделать вывод, что на данный момент ликвидация превалирует над санацией должника.

Одновременно тот факт, что количество судебных решений о признании должника банкротом и о введении конкурсного производства во много раз превышает количество решений о введении внешнего управления и финансового оздоровления. Возникает вопрос о целесообразности включения в новую редакцию закона фактически редко используемых процедур.

0

Процедура наблюдения во многом является ноу-хау российского института несостоятельности (банкротства). Россия выбрала модель единого входа в процесс банкротства для всех категорий должников. Наблюдение вводится после принятия заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом) на срок до 7 месяцев, по истечении которых на основе результатов финансового анализа должника кредиторы принимают ре-

250

шение о его либо санации, либо ликвидации. Данная вынужденная приостановка фактически приводит к замораживанию его активов в неработающем состоянии, поскольку руководство вынуждено согласовывать свои действия с третьими лицами. На рис. 2 представлена средняя продолжительность проведения процедуры по данным сайта «Фе-дресурс» [6].

200

150

100

50

2015 2016 2017 2018 2019 2020

0

Рисунок 2 - Средняя продолжительность процедуры наблюдения (2015-2020 гг., дни)

Как показывают данные, представленные на рис. 2, по сравнению с 2015 г., продолжительность процедуры наблюдения в прошлом году увеличилась на 26 % с 171 до 215 дней [6]. У многих практиков и аналитиков вполне обоснованно возникает вопрос о целесообразности такого длительного ожидания решения кредиторами, поскольку велик риск «проедания» конкурсной массы и снижения процента исполнения требований кредиторов.

Вообще проблема низкой эффективности закона как отношение исполненных требований к заявленным отмечалась широким кругом специалистов. Если обратиться к данным Федресурса, то с 2015 по 2020 г. в среднем количество процедур, по результатам реализации которых процент погашения заявленных требований кредиторов был равен нулю, составило 65 % [6]. Среди причин этого отмечают и низкий уровень имущественной обеспеченности должника, недочеты при проведении торгов, и недостатки в деятельности

арбитражных управляющих.

В марте 2020 г. Министерство экономического развития Российской Федерации представило на общественное обсуждение очередной законопроект по реформе института банкротства юридических лиц. Содержащиеся в нем изменения касаются новых процедур банкротства, порядка торгов, назначения управляющих и формирования реестра требований кредиторов.

Закон прошел общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и довольно масштабное обсуждение в профессиональном сообществе, в общественных организациях (например, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), общественная организация «Деловая Россия»), в саморегулируемых организациях арбитражных управляющих. Большинство экспертов высказались о необходимости доработки отдельных положений законопроекта до того, как он по-

ступит в Государственную Думу Российской Федерации.

Следует отметить, что с критикой выступило и Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации. По их мнению, законопроект, который правительство готовило больше года, «характеризуется низким уровнем юридической подготовки» и «изобилует внутренними противоречиями», «содержание многих положений в принципе невозможно уяснить», а большую часть положений планируется «перевести на подзаконный уровень» [3].

Перечислим ключевые изменения, которые содержатся в законопроекте о комплексной реформе банкротства в России. Прежде всего, в контексте обеспечения сенационной направленности конкурсного права предлагается упразднить процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления и оставить две процедуры - конкурсное производство (ликвидационная) и реструктуризацию долгов (восстановительная).

Реструктуризация долгов - «процедура, применяемая в деле о банкротстве к должни -ку - юридическому лицу в целях восстановления его платежеспособности, сохранения работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворения требований кредиторов» [4]. По своей сути это синтез процедуры внешнего управления и финансового оздоровления. При этом, не ответив на вопрос, почему они не применяются сейчас, сложно поверить, что кредиторы и должник начнут активно использовать санацию.

Назначение арбитражного управляющего предлагается проводить на основе мнений группы должников и с учетом количества баллов результативности его деятельности. Введение процедуры случайного выбора арбитражного управляющего противоречит базовым принципам законодательства о банкротстве.

Поскольку Конституционный суд придерживается позиции, что налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну, в законопроект внесено предложение обеспечить требования по обязательным платежам залогом.

Вместо торгов в форме публичного предложения законодатель предлагает прово-

дить торги на повышение цены, а если заявок при этой процедуре не поступит, снижать цену до появления первого предложения, а затем снова вести торги на повышение уже от этой суммы.

Кроме того, предлагается создать единую государственную систему раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы. В ней будут раскрыты данные об имуществе должников, причем по -тенциальные покупатели смогут искать его по заданным параметрам и связываться с конкурсным управляющим в той же системе.

Как уже отмечалось ранее, в мае 2021 г. законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации. В настоящее время он готовится к рассмотрению в первом чтении в октябре 2021 г.

В то же время, по мнению Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), данный законопроект требует существенной доработки. Многие замечания союз высказывал еще на этапе его разработки. В частности, РСПП продолжает настаивать на создании в России корпоративных управляющих - специализированных компаний, которые сопровождали бы дела о несостоятельности, а также выступает против предоставления преференций отдельным категориям кредиторов [6].

В июне 2021 г. состоялось заседание подкомитета по антикризисному управлению Комитета ТПП РФ по безопасности предпринимательской деятельности, посвященное обсуждению указанного проекта федерального закона. Согласно позиции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в проекте закона «устанавливается большое количество формальных и завышенных требований в отношении арбитражных управляющих, увеличивается нагрузка на федеральные органы исполнительной власти, что, в конечном итоге может привести к увеличению расходов федерального бюджета» [1].

Обсуждение законопроекта о реформировании процедур банкротства стало ключевой темой прошедшего 7 июля 2021 г. в РЭУ им. Г В. Плеханова второго Всероссийского совещания арбитражных управляющих. В

нем приняли участие более 260 представителей профессионального сообщества арбитражных управляющих и представители государственных органов. По итогам совещания арбитражные управляющие выступили с предложением поддержать «позицию Главного правового управления Президента Российской Федерации о том, что принятие законопроекта в предложенной редакции может привести к причинению существенного ущерба экономике Российской Федерации», отозвать законопроект с рассмотрения в Государственной Думе и направить его на доработку [2].

Таким образом, развитие законодательства о банкротстве должно происходить по пути устранения объективных факторов, сдерживающих использование института банкротства как рыночного инструмента оздоровления экономики, а не в угоду интересам отдельных субъектов.

Список литературы

1. В ТПП РФ обсудили проблемы антикризисного управления. - URL: https://tppvo.ru/novosti/sirii/v-tpp-rf-obsudili-problemy-antikrizisnogo-upravlenija (дата обращения: 01.08.2021).

2. Итоги второго Всероссийского совещания арбитражных управляющих. - URL: https://nspau.ru/novosti-i-sobyitiya/itogi-vtorogo-vserossjjskogo-soveshhaniya-arbitrazhnyix-upravlyayushhix (дата обращения: 01.08.2021).

3. Коробка, Е. Государственно-правовое управление президента раскритиковало комплексную реформу банкротства / Е. Коробка. - URL: https:// www.advgazeta.ru/novosti/gosudarstvenno-pravovoe-upravlenie-prezidenta-raskritikovalo-koiripleksnuyu-reformu-bankrotstva (дата обращения: 01.08.2021).

4. Коробка Е. Эксперты «АГ» прокомментировали законопроект о комплексной реформе банкротства в России / Е. Коробка. - URL: https://www.advgazeta.ru/ novosti/eksperty-ag-prokommentirovaN-zakonoproekt-o-kompleksnoy-reforme-bankrotstva-v-rossii (дата обращения: 01.08.2021).

5. Официальный информационный ресурс Государственной думы Российской Федерации. - URL: https:// sozd.duma.gov.ru (дата обращения: 01.08.2021).

6. Официальный сайт Единого федерального реестра юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (Федресурс). - URL: https://fedresurs.ru (дата обращения: 01.07.2021).

7. Официальный сайт международной ассоциации бухгалтеров и юристов, специализирующихся на банкротстве и финансовом оздоровлении INSOL International. - URL: https://www.insol.org (дата обращения: 01.08.2021).

References

1. V TPP RF obsudili problemy antikrizisnogo upravleniya. URL: https://tppvo.ru/novosti/smi/v-tpp-rf-obsudili-problemy-antikrizisnogo-upravlenija (data obrashheniya: 01.08.2021).

2. Itogi vtorogo Vserossijskogo soveshhaniya arbitrazhnyx upravlyayushhix. URL: https://nspau. ru/novosti-i-sobyitiya/itogi-vtorogo-vserossijskogo-soveshhaniya-arbitrazhnyix-upravlyayushhix (data obrashheniya: 01.08.2021).

3. Korobka E. Gosudarstvenno-pravovoe upravlenie prezidenta raskritikovalo kompleksnuyu reformu bankrotstva. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/ gosudarstvenno-pravovoe-upravlenie-prezidenta-raskritikovalo-kompleksnuyu-reformu-bankrotstva (data obrashheniya: 01.08.2021).

4. Korobka E. E'ksperty «AG» prokommentirovali zakonoproekt o kompleks-noj reforme bankrotstva v Rossii. URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/eksperty-ag-prokommentirovali-zakonoproekt-o-kompleksnoy-reforiTie-bankrotstva-v-rossii (data obrashheniya: 01.08.2021).

5. Oficial'nyj informacionny'j resurs Gosudarstvennoj dumy Rossijskoj Federacii. URL: https://sozd.duma.gov.ru (data obrashheniya: 01.08.2021).

6. Oficial'nyj sajt Edinogo federal'nogo reestra yuridicheski znachimyx svedenij o faktax deyatel'nosti yuridicheskix licz, individual'ny'x predprinimatelej i inyx sub"ektov e'konomicheskoj deyatel'nosti (Fedresurs). URL: https://fedresurs.ru (data obrashheniya: 01.07.2021).

7. Oficial'nyj sajt mezhdunarodnoj associacii buxgalteroviyuristov, specializiruyushhixsya na bankrotstve i finansovom ozdorovlenii INSOL International. URL: https://www.insol.org (data obrashheniya: 01.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.