Научная статья на тему 'Совершенствование языковых знаний студентов на основе информационной и культурологической компетентности в условиях двухступенчатого образования'

Совершенствование языковых знаний студентов на основе информационной и культурологической компетентности в условиях двухступенчатого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES CULTURAL COMPETENCE / КУЛЬТУРОЛОГИЧСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЯЗЫК И УСЛОВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / NATIONAL AND UNIVERSAL CULTURE / РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGY / РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сыдыкбаева Мира Медеркуловна

Формирование и совершенствование информационных и культурологических компетенций в обучении государственному языку в высшем учебном заведении означает знание культуры своего народа, постижение ее особенностей, определение ее важных ценностных направлений, умение объяснять, что в жизни народа родной язык обладает непреходящей, огромной ценностью. Сегодня при подготовке студентов с многосторонними компетенциями требованием времени является умение пользоваться информационными технологиями. Развитие информационно-коммуникативных технологий требует пересмотра роли современного преподавателя, он должен направлять студента в личностном развитии, побуждать не только к овладению знаниями, но и к тому, чтобы стать специалистом в своей будущей профессиональной деятельности. Это требует нового отношения к выбору формы организации учебной работы. К примеру, в дистанционной форме обучения необходимо широкое применение информационно-коммуникативных технологий, увеличение количества заданий по самостоятельной работе, практических работ исследовательского и творческого плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование языковых знаний студентов на основе информационной и культурологической компетентности в условиях двухступенчатого образования»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

Совершенствование языковых знаний студентов на основе информационной и культурологической компетентности в условиях двухступенчатого образования Сыдыкбаева М. М.

Сыдыкбаева Мира Медеркуловна /Sydykbaeva Mira Mederkulovna - кандидат филологических

наук, и. о. доцента, кафедра методики обучения киргизского языка и литературы, Национальный университет имени Жусупа Баласагына, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: формирование и совершенствование информационных и культурологических компетенций в обучении государственному языку в высшем учебном заведении означает знание культуры своего народа, постижение ее особенностей, определение ее важных ценностных направлений, умение объяснять, что в жизни народа родной язык обладает непреходящей, огромной ценностью. Сегодня при подготовке студентов с многосторонними компетенциями требованием времени является умение пользоваться информационными технологиями. Развитие информационно-коммуникативных технологий требует пересмотра роли современного преподавателя, он должен направлять студента в личностном развитии, побуждать не только к овладению знаниями, но и к тому, чтобы стать специалистом в своей будущей профессиональной деятельности. Это требует нового отношения к выбору формы организации учебной работы. К примеру, в дистанционной форме обучения необходимо широкое применение информационно-коммуникативных технологий, увеличение количества заданий по самостоятельной работе, практических работ исследовательского и творческого плана.

Abstract: the formation and improvement of information and cultural competence in teaching the state language in higher education means knowledge of the culture of its people, understanding of its features, the definition of its important valuable direction, the ability to explain that the life of the people the native language has a abiding, great value. Today in preparing students with multilateral competencies requirement of time is the ability to use information technology. The development of information and communication technologies requires a review of the role of the modern teacher, he has to guide the students in personal development, to encourage not only the mastery of knowledge, but also to becoming an expert in their future careers. This requires a new attitude to the choice of forms of organization of educational work. For example, in distance learning requires extensive use of information and communication technologies, increasing the number of tasks for independent work, practical work and creative research plan.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационно-коммуникативные технологии, культурологичская компетентность, национальная и общечеловеческая культура, развитие информационных технологий, роль современного преподавателя, язык и условия национального развития. Keywords: information competence, information and communication technologies cultural competence, national and universal culture, the development of information technology.

УДК800.7(575.2) (04)

Во всем мире глобализация и развитие информационных технологий изменили коренным образом не только производственные сферы, но и оказали огромное влияние на систему образования, вызвав в ней глобальные перемены. В целях подготовки специалистов будущего, для совершенствования языковых знаний следует делать упор на том, чтобы учить их работе над компьютерными программами, поиску нужной информации из Интернета. Обучение языку с помощью компьютерных технологий требует подготовки дидактического характера.

Информационная компетентность является одной из основных компетентностей вообще. Она имеет объективные и субъективные стороны. К развивающим функциям информационной компетентности студентов относятся следующие:

а) обогащение знаниями, способностями и навыками в области информатики и информационных коммуникационных технологий;

б) развитие коммуникативных и интеллектуальных навыков;

в) осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве.

Отмечается, что в этой компетентности познанию мира и формированию гражданских качеств обучаемых должно сопутствовать присутствие знаний, познания, познавательности.

При определенных условиях обучения студент может широко использовать в своей жизни информацию на кыргызском языке. Дело в том, что практический курс кыргызского языка способствует правильной речи на родном языке, ясной, точной передаче своей мысли собеседникам, мастерству общения, устной речевой деятельности, умению произносить монолог, вести диалог, беседы, дискуссии, писать сочинения, эссе. Умение выполнять практические задания по различным стилям и видам речи приведет к владению логичной, аргументированной, обоснованной речью, необходимой в определенных обстоятельствах, к навыкам работы над различными деловыми бумагами, точнее говоря, умения и навыки, полученные на уроках кыргызского языка, могут быть использованы в личной жизни студента и будут отвечать его потребностям.

Сегодня новое время, стремящееся к социальной динамике, требует овладения, помимо традиционного менталитета, новым менталитетом. Чтобы не отстать от течения времени, следует стремиться к знаниям, профессиональной компетентности, активности, социальной мобильности, уважать право, закон, быть приверженным к демократическим принципам, к овладению другими инновационными качествами. С этой позиции необходимо усвоение и распространение на уроках государственного языка той мысли, что одним из условий национального развития является освоение мировой прогрессивной культуры, международной этики, понимание ценностей других народов. Короче говоря, вместе с обучением языку следует давать сведения относительно овладения общечеловеческими ценностями и новыми инновационными качествами.

Чрезвычайно необходимо овладение будущими специалистами информационными компетенциями для их использования в будущем в своей профессиональной деятельности, на практике. Обладание информационной компетенцией обеспечивает осуществление дидактических принципов в организации учебного процесса, приводит к обогащению деятельности преподавателя новым содержанием, способствует привлечению внимания к своим обучающим, воспитательным и развивающим функциям.

Преподаваемая в высших учебных заведениях дисциплина «Информационные и компьютерные технологии» стала для студентов межпредметной дициплиной, которая дает знания педагогико-психологической, преметно-методической и технологической направленности. Задача этого курса - формирование у будущих специалистов системы знаний и навыков использования средств информационных технологий в учебном процессе. Студент должен уметь использовать полученные посредством этого предмета языковые знания для передачи или получения различной информации.

29

Формирование и развитие информационной компетентности студента осуществляется при передаче информации, точнее, использовании им приемов и методов ее передачи. Информационная компетентность личности и информационная компетентность общества - взаиморазвивающие и взаимообогащающие объекты. Таким образом, уровень информационной компетентности личности находится в зависимости от уровня информационной компетентности общества, который, в свою очередь, определяется информационной компетентностью входящих в него субъектов.

Также информационно-коммуникативные технологии, обеспечивая возможностью получать информацию посредством Интернета, создают условия для самостоятельной работы студентов. Совершенствование информационной компетенции развивает умение ставить цели и задачи, планировать работу, контролировать результаты, работать по плану, оценивать свою учебную деятельность, обращать внимание на имеющиеся в ней проблемы. Использование средств Интернета способствует эффективному освоению информации, самостоятельному обучению, дает возможность развития мышления. Студент может обрести навыки поиска информации с помощью реальных вещей (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копировальная техника, модем и др.), информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), научиться делать их анализ, отбор, организацию, переработку, хранение и распространение. Эти же компетенции требуют правильного и удобного использования информации, взятой из учебных материалов, научных источников и из окружающей его действительности.

С развитием информационно-коммуникативных технологий трансформируется роль современного преподавателя, он должен направлять студента в личностном развитии, побуждать не только к овладению знаниями, но и к тому, чтобы стать хорошим специалистом в своей будущей профессиональной деятельности. Поэтому следует пересмотреть использовавшиеся в прошлом формы организации учебной работы, т.е. нельзя ограничиваться лишь объяснением урока. По нашему мнению, в дистанционной форме обучения необходимо широкое применение информационно -коммуникативных технологий, увеличение количества заданий по самостоятельной работе, практических работ исследовательского и творческого плана. Сегодня при подготовке студентов с многосторонними компетенциями требованием времени является умение пользоваться информационными технологиями.

Понимание, познание мира на научном уровне, опыт поисков и нахождения информации влияет на расширение кругозора студентов. В обучении государственному языку следует создать все условия для получения сведений о литературном, культурном наследии коренной нации, для их самостоятельного, широкого освоения. В работе над текстами, упражнениями, в дидактических материалах, практических заданиях, при освещении культурных ценностей, художественно-эстетических, духовно-культурных достижений кыргызского народа и всего мира создаются предпосылки для самостоятельной работы, для организации и решения проблем и для формирования общеобразовательных уровней. Кыргызский язык, являясь основным источником для освоения знаний во всех других отраслях, становится средством для взаимосвязей -поэтому следует делать акцент на том, что при взаимоотношениях, при получении информации лишь при условии овладения языком студент может организовать свою работу. В результате, вместе с освоением информационных и культурологических компетенций обучаемый достаточно глубоко начинает осваивать возможности языка и может использовать свои знания и умения в своей жизни, в будущей профессиональной деятельности, сможет самостоятельно решать возникающие проблемы.

Формирование информационных и культурологических компетенций в обучении государственному языку означает знание культуры своего народа, постижение ее особенностей, определение ее важных ценностных направлений, умение объяснять, что в жизни народа родной язык обладает непреходящей, огромной ценностью,

развитие и совершенствование духовно-нравственного мира студентов высшего учебного заведения, развитие в них национального чувства.

В этих компетенциях содержатся знания об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, о жизненных нравственных основах человечества, основах семейных, общественных традиций, о роли науки и религии в жизни человека и их влиянии на мир.

Поскольку все сведения об окружающей среде, о страноведении, о миропонимании передаются и получаются человеком посредством языка, он может с помощью языка достичь необходимого ему и в области материальных ценностей. В жизни человека две вещи - познание мира и освоение языка - являются взаимосвязанными явлениями. Взрослые люди могут познавать мир благодаря тем возможностям, которые дает им знание родного языка. В овладении вторым языком человек в начале запоминает название каждой вещи на родном языке, затем думает о его звучании на другом языке, при этом напрягаясь, словно попадает в другой мир. В. А. Звегинцев отмечал: «Изучение другого языка равно способу создания новой мысли» [3, с. 139].

«В обучении кыргызскому языку есть еще один важный вопрос, - отмечает методист С. Рыспаев, - изучить язык невозможно без учета наличия разговорной среды» [6 ,с. 33]. В соответствии с этим мнением, следует отметить, что для овладения языковой компетенцией необходима разговорная среда, которую составляют окружающие человека люди, установление с ними различных отношений, природа, различные условия, связанные с профессией, какие-либо моменты, встречающиеся на практике, повседневная информация, политика, решение материальных вопросов личной жизни и многое другое. В изучении языка говорение во всех названных условиях представляет собой свод качеств, обеспечивающих информационные и культурологические компетентностные действия.

Как показывает мировая практика образования, какое бы направление мы не взяли, для продуктивного результата, при определении содержания высшего образования основные принципы должны основываться на таком обучении, которое направлено на компетентность, обусловленную потребностями молодого человека в получении знаний.

Литература

1. Алиев Ш. Педагогика багытындагы гуманитардык адистиктердин студенттерине кесипке ылайык математикалык билим беруунун илимий- дидактикаылык негиздери, И. Арабаев атындагы КМПУ, Б,; 2005, С. 24-27.

2. Бараник Е. В. Формирование основ профессиональной компетентности как одна из основных задач языковой подготовки в вузе/Е. В.Бараник // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 3. С. 45-47.

3. Звегинцев Вл. А. Язык и лингвистическая теория. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 248 с.

4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991. С. 221.

5. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация Текст.:Учебник / О. Я. Гойхман Т. М. Надеина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. С. 272. -(Высшее образование).

6. Рыспаев С. Кыргыз Республикасындагы тил саясаты жана мамлекеттик тилди YЙрeтYYHYн жацы модели тууралуу, Кыргыз билим беруу академиясынын кабарлары ,№ 3 (23) Бишкек.; 2012. С. 33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.