Научная статья на тему 'Совершенствование языковых компетенций с использованием инновационных педагогических технологий при обучении русскому языку студентов-медиков'

Совершенствование языковых компетенций с использованием инновационных педагогических технологий при обучении русскому языку студентов-медиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕР / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупова Татьяна Эдуардовна

Возрастающее значение информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой жизни и деятельности. В связи с чем возрастает актуальность внедрения новых информационных технологий в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование языковых компетенций с использованием инновационных педагогических технологий при обучении русскому языку студентов-медиков»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ Юсупова Т.Э.

Юсупова Татьяна Эдуардовна - преподаватель русского языка, кафедра общественно-гуманитарных наук, лечебный факультет, Ургенчский филиал Ташкентская медицинская академия, г. Ургенч, Республика Узбекистан

Аннотация: возрастающее значение информационных технологий, проникающих во все сферы человеческой жизни и деятельности. В связи с чем возрастает актуальность внедрения новых информационных технологий в процесс обучения. Ключевые слова: учебный процесс, педагогические технологии, информационные технологии, компьютер, мультимедийные проекты, электронные источники.

Одна из важнейших задач согласно Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах является развитие социальной сферы в стране. Данное направление охватывает развитие сферы науки и образования, реализацию государственной молодежной политики и подразумевает проведение масштабных мер по дальнейшему совершенствованию системы непрерывного обучения, расширению возможностей для предоставления качественных услуг в сфере образования, подготовки соответствующих современным требованиям целеустремленных гармонично развитых высококвалифицированных кадров.

На сегодняшний день в Узбекистане проводится масштабная работа по укреплению материально-технической базы образовательных учреждений, повышению качества и эффективности обучения, широкому применению передовых информационно-коммуникационных технологий, изучению передового опыта зарубежных стран.

Отсюда вытекают актуальные задачи: повышение квалификации кадров, синтез теории и практики в изучении иностранных языков, более эффективное использование инновационных методов в процессе обучения, способствующей повышению знаний и профессионализма специалистов какой-либо сферы.

Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в Узбекистане одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании духовности, патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры. Требования к специалисту в плане межкультурного общения в современном мире велики и предполагают овладение им на уровне пользователя не одним, а несколькими иностранными языками. Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес учащихся к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность студента, воспитывают в них чувство собственного достоинства, дают им ощущения творческой свободы и самое главное - приносят радость. В связи, с чем актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку медвузе.

Информационные технологии сегодня занимают большое место в нашей жизни. Использование новейших информационных технологий на уроках русского языка повышают мотивацию и познавательную активность студентов, расширяют их кругозор [1, с. 35].

Проблемы воспитания духовности и нравственности, а также проблема подготовки студента как языковой личности являются главной целью - это развитие творческой личности. Задачи предполагающие, конечно, в первую очередь работу с научной литературой, профессиональными терминами. Вследствие чего, перед преподавателем, который собирается использовать возможности компьютера на своих занятиях, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на занятиях русского языка, о том, на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Правильно организованная работа студентов с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на занятии, так и во внеурочное время. Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает студентам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Занятия с использованием мультимедийных проектов помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к обучению в целом; оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом.

Для обеспечения успешности каждому человеку необходимо постоянно повышать уровень образования. Применение коммуникационных технологий напрямую отвечает требованиям модернизации образования. В современном образовании упор переносится с усвоением знаний на формирование компетенции. Освоение студентами современных технологий, умение ставить цель, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблемы, решать и делать выводы являются жизненно необходимыми компонентами.

По данным научных исследований в памяти человека остается % часть услышанного материала, '/2 часть увиденного, '/2 часть увиденного и услышанного, % части материала, если учащийся привлечен в активное действие в процессе обучения.

При использовании современных информационно-коммуникационных технологий появляется возможность решать:

- активизацию познавательной деятельности;

- обучение в сотрудничестве;

- осуществление дифференциального, индивидуального, личностно-ориентированного и профессионально-ориентированного подхода [2, с. 63].

Преподаватель русского языка в национальных группах очень осторожно относится к применению компьютеров на занятиях, потому что задачи, стоящие перед преподавателем, во многом отличаются от других преподавателей, так как приходится работать с научным текстом, с научной литературой. Преподавателю русского языка необходимо сформулировать прочные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, нормы русского языка, дать понятия терминам. И, конечно же, на занятиях русского языка можно пользоваться различными электронными словарями и энциклопедиями.

Большое значение в преподавании русского языка имеют компьютерные программы, позволяющие повысить мотивацию учащихся к обучению, значительно расширяющие возможности и предъявления учебной информации, позволяющие воспринимать реальную обстановку, дающие возможность учащимся использовать компьютерные программы в исследовательских целях.

Все указанные преимущества реализуются в компьютерных программах, которые позволяют интенсифицировать процесс обучения, увеличить долю самостоятельных работ учащихся, использовать различные методы, осуществлять контроль знаний студентов, углубить умения и навыки, вести дифференцированную работу.

Составление презентаций, выполнение различных самостоятельных работ на компьютере (работа с Интернет, электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.) развивают навыки работы с компьютером, информацией. Студенты объясняют необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная жизнь протекает в условиях формирования единого информационного пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех профессий [3, с. 56].

Таким образом, современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению русским языком в повседневном общении, профессиональной сфере. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Более того, внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Делая выводы, можно отметить, что использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка как неродного, тем самым совершенствовать языковые компетенции студентов. В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

Список литературы

1. Пидкасистый П.И. Психология и педагогика 3-е изд., пер. // Учебник для бакалавров, 2015. № 3. С. 35-48.

2. Полот Е.С. Новейшая педагогика и информационные технологии в системе образования, 2008. С. 63-75.

3. Тимошина В.Ю. Использование информационных технологий при изучении русского языка в школе, 2012. С. 56-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.