Научная статья на тему 'Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе'

Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
424
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ / ПРОГРЕССИВНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / СТАНДАРТНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ / НЕОБЛАГАЕМЫЙ МИНИМУМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улезько О.В., Щедрин И.С.

В статье отмечается, что в связи с тем, что в современной России одним из основных налогов с физических лиц является НДФЛ, то для более эффективного финансового и социального его применения необходимы тактические изменения в действующем законодательстве. С помощью экономических методов проанализированы различные аспекты механизма исчисления и взимания НДФЛ, определены наиболее эффективные пути по изменению порядка применения стандартного налогового вычета и основной налоговой ставки. Сделан вывод о том, что в целях усиления фискальной и регулирующей функции НДФЛ необходимо увеличение стандартного вычета на налогоплательщика и одновременное повышение маргинальной ставки НДФЛ. Приведен расчет экономического эффекта по предлагаемым изменениям в налоговом законодательстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц в Российской Федерации на современном этапе»

УДК 336.226.11

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

О. В. УЛЕЗЬКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения E-mail: arle4@rambler.ru

И. С. ЩЕДРИН, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения E-mail: is@c-gb.ru Воронежский государственный аграрный университет

В статье отмечается, что в связи с тем, что в современной России одним из основных налогов с физическихлиц является НДФЛ, то для более эффективного финансового и социального его применения необходимы тактические изменения в действующем законодательстве. С помощью экономических методов проанализированы различные аспекты механизма исчисления и взимания НДФЛ, определены наиболее эффективные пути по изменению порядка применения стандартного налогового вычета и основной налоговой ставки. Сделан вывод о том, что в целях усиления фискальной и регулирующей функции НДФЛ необходимы увеличение стандартного вычета на налогоплательщика и одновременное повышение маргинальной ставки НДФЛ. Приведен расчет экономического эффекта по предлагаемым изменениям в налоговом законодательстве.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, доходы консолидированного бюджета РФ, прогрессивное налогообложение, стандартный налоговый вычет, необлагаемый минимум.

Подоходный налог с физических лиц является важным составным элементом налоговой системы государства. С общетеоретических позиций подоходный налог — это налог на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами страны, либо извлекают определенные доли своего дохода в данном государстве. При этом подоходный

налог эластичен и поэтому достоверно отражает изменения в экономической среде. К тому же доход как объект налогообложения коррелирует, хотя и не абсолютно, с потреблением. Таким образом, подоходный налог дополняет НДС, представляя дополнительный инструмент для формирования общего портфеля доходов бюджета. Помимо этого налог может носить прогрессивный характер, что позволяет государству соблюдать принцип справедливости в налогообложении при условии глубокой дифференциации доходов населения, что в свою очередь позволит наиболее эффективно выполнять социальные задачи в процессе перераспределения доходов.

По объему поступлений в консолидированный бюджет РФ (по данным за 2009 г.) НДФЛ занимает четвертое место, что составляет 12,4 %, или 1,6 трлн руб. Доля НДФЛ в консолидированном бюджете растет с каждым годом (7,2 % — в 2005 г., 8,7 % — в 2006 г., 9,6 % - в 2007 г., 10,3 % - в 2008 г., 12,4 % — в 2009 г.). Это связано с тем, что темп роста поступлений НДФЛ выше темпа роста поступлений в консолидированный бюджет РФ (рис. 1).

Высокие темпы роста поступлений НДФЛ в бюджет до 2009 г. связаны, на взгляд автров, с применением плоской шкалы налогообложения. В 2009 г. падение уплаченного в бюджет НДФЛ связано со

18 000

16 000

14 000

12 000

10 000

8 000

6 000

4 000

2 000

2005

2006

2007

2008

2009

Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет РФ ■ Общие поступления в консолидированный бюджет РФ ♦ Темп роста НДФЛ по отношению к предыдущему году

Рис. 1. Динамика поступлений НДФЛ в консолидированный бюджет РФ в структуре всех доходов бюджета в 2005—2009 гг., млрд руб.

снижением уровня налоговой базы по налогу, а точнее с резким сокращением уровня заработной платы, уменьшением рабочих мест вследствие мирового финансового кризиса. Это также подтверждается соотношением НДФЛ и ВВП РФ (рис. 2).

Налог на доходы физических лиц в РФ по отношению к валовому внутреннему продукту ежегодно растет (рис. 3), что еще раз подтверждает фискальную эффективность существующей системы подоходного налогообложения. Также необходимо отметить социальную несправедливость системы налогообложения, так как при темпах роста ВВП в среднем 2—3 % темп поступлений НДФЛ на 10 % выше, что является экономически несправедливым (в 2009 г. товаров, работ и услуг произведено меньше, а налога у физических лиц изъято больше).

5,00-

■Доля НДФЛ в ВВП РФ

Рис. 2. Удельный вес доходов от НДФЛ в ВВП РФ в 2005-2009 гг.

Налог на доходы физических лиц в РФ является прямым налогом и имеет разветвленную систему налоговых ставок как по видам доходов налогоплательщика, так и по самим налогоплательщикам. По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Рассматривая структуру доходов от НДФЛ по отдельным видам ставок в 2009 г. (рис. 4), следует отметить, что основные поступления НДФЛ формируются от доходов, облагаемых по ставке 13 % и от доходов в виде дивидендов, облагаемых по ставке 9 %.

В современном мире государство, устанавливая подоходный налог, как собственно и любой другой налог, должно соблюдать баланс своих интересов и интересов налогоплательщика, т. е. оптимально сочетать экономический эффект и социальную справедливость налога. Последнее связано с таким понятием, как «функция общественного благосостояния», в зависимости от выбора которой экономическая эффективность и справедливость достигаются, в частности, при разном уровне прогрессии подоходного налогообложения. Определение оптимального уровня налогообложения, таким образом, включает в себя установление такой прогрессии подоходного налогообложения (обеспечивающей при максими-зацип данной функции справедливое распределение общественного благосостояния), которая обеспечивает максимально возможное общественное благосостояние, т. е. минимальные чистые потери общества от налогообложения.

Для подоходного налогообложения характерна прогрессивная шкала, что вполне оправданно, если при разработке налоговой политики руководствоваться принципом справедливости. Принцип вертикальной справедливости подразумевает разумное дифференцирование в налогообложении лиц, имеющих разные возможности для выплаты налогов. Спо-

собность к выплате налогов возрастает

0

Рис. 3. Соотношение темпов роста (снижения) ВВП и поступлений НДФЛ в РФ в 2006—2009 гг., %

Рис. 4. Удельный вес доходов НДФЛ по видам ставок в 2009 г., %

более высокими темпами, чем доход, состояние или потребление, поэтому на выплату налогов должна уходить все большая часть дохода по мере его увеличения. В поддержку прогрессивного налогообложения можно привести и тот факт, что предельная полезность дохода снижается по мере увеличения его размеров, что делает менее болезненным изъятие большего налога у людей с высокими доходами по сравнению с теми, кто имеет низкие доходы.

Однако, несмотря на справедливость прогрессивного налогообложения, государство и общество должны быть подготовлены к этому виду налогообложения, так, в период с 1992 по 2001 г. действовала прогрессивная шкала налогообложения с учетом размеров дохода физического лица, ставки и грани-

цы которого менялись по несколько раз в год, а поступления в бюджет уменьшались. Данный период можно охарактеризовать как расцвет неофициальных выплат.

Анализируя теорию и практику применения НДФЛ в РФ, авторы пришли к мнению, что в ближайшие 2—3 года необходимо сохранить пропорциональную ставку НДФЛ, но расширить перечень и величину налоговых вычетов.

Рассматривая стандартные вычеты НДФЛ в РФ, которые применяются к доходам, облагаемым по ставке 13 %, можно сделать вывод о том, что они имеют низкий удельный вес по отношению к прожиточному минимуму. Например, реальный доход налогоплательщика, имеющего право на вычет в 3 000 руб., составит 390 руб. ежемесячно (3 000 х 13 % = 390 руб.), что составляет 8,1 % от прожиточного минимума.

Анализ показывает, что стандартные вычеты в некоторой степени защищают только категорию лиц, получивших лучевую болезнь (рис. 5). В остальном стандартные вычеты практически не облегчают налоговое бремя плательщиков. На основании сказанного можно сделать вывод, что стандартные вычеты в существующей редакции Налогового кодекса РФ имеют низкий социальный эффект.

Разрабатывая предложения по реформированию системы стандартных вычетов, авторы воспользовались данными государственной статистики по распределению численности работников по размерам начисленной заработной платы. Так как величина выборки затрагивает 30 млн чел., то была проведена экстраполяция на все экономически активное занятое население (табл. 1).

Предложения авторов заключаются в следующем: увеличить величину стандартного вычета более чем в 10 раз (с 400 до 4 700 руб.). Обоснованием такого увеличения является то, что, по мнению авторов, доходы ниже прожиточного минимума не должны попадать под налогообложение. Чтобы просчитать возможные изменения от данного

тного вычета в 4 700 руб. (для каждого налогоплательщика до того момента, пока его доходы не превысят 450 тыс. руб. нарастающим итогом за налоговый период) сумма налога, поступающего в консолидированный бюджет РФ, уменьшится на 490 млрд руб.

Для того чтобы компенсировать потери бюджета, авторы предлагают повысить основную ставку НДФЛ на 3 %.

Несмотря на то, что маргинальная ставка НДФЛ составит 16 %, экономическая ставка для населения с доходом меньше 25 тыс. руб. в месяц составит менее 13 %, а для физического лица, получающего доход в 100 тыс. руб. в месяц, экономическая ставка составит 15,7 % (рис. 6).

нововведения, авторами была создана экономико- Увеличение стандартного вычета на налогоп-

математическая имитационная модель. лательщика позволит обеспечить прогрессивность

Проведенные авторами расчеты, приведенные подоходного налогообложения населения РФ, что в в табл. 2, доказывают, что при введении стандар- свою очередь обусловит установление справедливос-

Таблица 1

распределение численности работников по размерам начисленной заработной платы, экстраполированное на все экономически активное занятое население рФ (по данным за 2009 г.)

размеры начисленной заработной платы, руб. Выборка, чел. Экономически активное занятое население, чел. Структура, %

До 4 200,0 813 100 1 832 786 2,65

4 200,1-5 000,0 2 128 400 4 797 566 6,93

5 000,1-5 800,0 1 337 200 3 014 145 4,36

5 800,1-6 600,0 1 361 700 3 069 369 4,44

6 600,1-7 400,0 1 314 000 2 961 850 4,28

7 400,1-9 000,0 2 504 600 5 645 548 8,16

9 000,1-10 600,0 2 385 300 5 376 637 7,77

10 600,1-12 200,0 2 255 800 5 084 735 7,35

12 200,1-13 800,0 2 016 200 4 544 659 6,57

13 800,1-15 400,0 1 834 800 4 135 771 5,98

15 400,1-17 000,0 1 600 900 3 608 543 5,21

17 000,1-18 600,0 1 393 500 3 141 049 4,54

18 600,1-20 200,0 1 221 600 2 753 574 3,98

20 200,1-21 800,0 1 020 600 2 300 506 3,32

21 800,1-25 000,0 1 673 500 3 772 189 5,45

25 000,1-30 000,0 1 789 300 4033210 5,83

30 000,1-35 000,0 1 163 500 2 622 612 3,79

35 000,1-40 000,0 770 100 1 735 861 2,51

40 000,1-50 000,0 870 000 1 961 042 2,83

50 000,1-75 000,0 787 700 1 775 532 2,57

Свыше 75 000,0 458 100 1 032 590 1,49

Всего... 30 699 900 69 199 775 100,00

12 ООО

10 ООО

8 ООО

6 ООО

4 000

2 000

0

9 650

4 808 4 808 4 808

1

8,1%

390 1,4% ♦ 65 1,1% ♦ 52 1,35% ♦ 130

Лица, получившиелучевую Герои Советского Союза, РФ Налогоплательщики, доход Налогоплательщики,

болезнь, и т.п. и т.п. которых не превысил имеющие детей до 18 лет,

40 000 руб. нарастающим доход которых не превысил итогом 280 000 руб. нарастающим

Величина прожиточного минимума итогом

Доход от применения стандартных вычетов НДФЛ

♦ Доля дохода от применения стандартных вычетов по отношению к прожиточномуминимуму в месяц

рис. 5. Доля дохода от применения стандартных вычетов по отношению к прожиточному минимуму в месяц, руб.

14

финансы и кредит

Таблица 2

Расчет экономического эффекта при введении стандартного вычета в размере 4 700 руб. и увеличении основной ставки НДФЛ до 16 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Размер начисленной заработной платы, руб. Выборка, чел. Экономически активное занятое население, чел. Структура, % Количество вычетов в год Вычет в год, в рублях на 1 чел. Экономия НДФЛ в год, в рублях на 1 чел. Снижение поступления НДФЛ в бюджет РФ Дополнительные поступления НДФЛ при увеличении ставки на 3 %

Сумма, руб. В % от поступлений в 2009 г.

До 4 200,0 813 100 1 832 786 2,65 12 56 400 7 332 13 437 984 516 0,84 2 771 171 930

4 200,1-5 000,0 2 128 400 4 797 566 6,93 12 56 400 7 332 35 175 754 820 2,20 8 635 619 023

5 000,1-5 800,0 1 337 200 3 014 145 4,36 12 56 400 7 332 22 099 708 393 1,38 6 293 533 978

5 800,1-6 600,0 1 361 700 3 069 369 4,44 12 56 400 7 332 22 504 616 302 1,41 7 292 821 650

6 600,1-7 400,0 1 314 000 2 961 850 4,28 12 56 400 7 332 21 716 285 394 1,36 7 890 368 834

7 400,1-9 000,0 2 504 600 5 645 548 8,16 12 56 400 7 332 41 393 157 076 2,59 18 291 575 140

9 000,1-10 600,0 2 385 300 5 376 637 7,77 12 56 400 7 332 39 421 503 463 2,47 20 517 247 302

10 600,1-12 200,0 2 255 800 5 084 735 7,35 12 56 400 7 332 37 281 275 945 2,33 22 332 155 476

12 200,1-13 800,0 2 016 200 4 544 659 6,57 12 56 400 7 332 33 321 441 866 2,08 22 577 867 320

13 800,1-15 400,0 1 834 800 4 135 771 5,98 12 56 400 7 332 30 323 470 655 1,90 22 928 712 672

15 400,1-17 000,0 1 600 900 3 608 543 5,21 12 56 400 7 332 26 457 839 640 1,65 22 084 285 134

17 000,1-18 600,0 1 393 500 3 141 049 4,54 12 56 400 7 332 23 030 170 241 1,44 21 032 463 166

18 600,1-20 200,0 1 221 600 2 753 574 3,98 12 56 400 7 332 20 189 204 138 1,26 20 023 989 702

20 200,1-21 800,0 1 020 600 2 300 506 3,32 12 56 400 7 332 16 867 306 601 1,05 18 054 367 458

21 800,1-25 000,0 1 673 500 3 772 189 5,45 12 56 400 7 332 27 657 689 199 1,73 33 949 700 326

25 000,1-30 000,0 1 789 300 4033210 5,83 12 56 400 7 332 29 571 498 825 1,85 43 558 672 573

30 000,1-35 000,0 1 163 500 2 622 612 3,79 12 56 400 7 332 19 228 993 954 1,20 33 044 915 961

35 000,1-40 000,0 770 100 1 735 861 2,51 11 51 700 6 721 11 666 719 001 0,73 24 996 392 443

40 000,1-50 000,0 870 000 1 961 042 2,83 9 42 300 5 499 10 783 771 857 0,67 35 298 762 215

50 000,1-75 000,0 787 700 1 775 532 2,57 6 28 200 3 666 6 509 101 220 0,41 47 939 370 684

Свыше 75 000,0 458 100 1 032 590 1,49 3 14 100 1 833 1 892 737 888 0,12 55 759 872 313

Всего... 30 699 900 69 199 775 100,00 - - - 490 530 230 994 30,68 495 273 865 298

Сумма дохода физического лица в месяц, тыс. руб

■•-Эффективная ставка налога с учетом предлагаемой системы стандартного вычета при общей ставке 16%

Существующая ставка налогообложения при общей ставке 13%

Рис. 6. Экономическая ставка НДФЛ с учетом предлагаемых изменений в сравнении с существующей системой

ти налогообложения, поскольку произойдет перераспределение уровня налогового бремени в сторону обеспеченных слоев населения, что позволит снять социальную напряженность в обществе в целом. Данные меры, по мнению авторов, могут способствовать повышению поступлений доходов в бюджет, а также достижению справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

3. URL: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.