Научная статья на тему 'Совершенствование устройства для повышения износостойкости рабочих поверхностей рельсов технологических путей авиастроительных предприятий'

Совершенствование устройства для повышения износостойкости рабочих поверхностей рельсов технологических путей авиастроительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЬСЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПУТЬ / ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ / УСТРОЙСТВО / RAILS / TECHNOLOGICAL RAILWAY LINE / DURABILITY / MECHANISM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кравчуновский А.П.

Представлены результаты процесса модернизации устройства, которое обеспечивает повышенную износостойкость рабочих поверхностей головки рельса технологических путей космодромов, авиаи ракетостроительных предприятий. Указаны недостатки предыдущего варианта исполнения устройства и представлены пути их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTING OF MECHANISM IMPROVING DURABILITY OF THE WORK SURFACES OF THE RAILS FOR AIRCRAFT COMPANIES TECHNOLOGICAL RAILWAY LINES

This paper presents the results of the modernization process of the mechanism providing heightened durability of the rail top work surfaces on the railway lines using by cosmodromes, airand spacecraft companies. Some drawbacks that the prior version has are pointed here and also the ways of their correction are presented in this paper.

Текст научной работы на тему «Совершенствование устройства для повышения износостойкости рабочих поверхностей рельсов технологических путей авиастроительных предприятий»

УДК 621

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТРОЙСТВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ РЕЛЬСОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПУТЕЙ АВИАСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А. П. Кравчуновский Научный руководитель - А. В. Стручков

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: activezone351@gmail.com

Представлены результаты процесса модернизации устройства, которое обеспечивает повышенную износостойкость рабочих поверхностей головки рельса технологических путей космодромов, авиа- и ракетостроительных предприятий. Указаны недостатки предыдущего варианта исполнения устройства и представлены пути их устранения.

Ключевые слова: рельсы, технологический путь, износостойкость, устройство.

PERFECTING OF MECHANISM IMPROVING DURABILITY OF THE WORK SURFACES OF THE RAILS FOR AIRCRAFT COMPANIES TECHNOLOGICAL RAILWAY LINES

A. P. Kravchunovsky Scientific Supervisor - A. V. Struchkov

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: activezone351@gmail.com

This paper presents the results of the modernization process of the mechanism providing heightened durability of the rail top work surfaces on the railway lines using by cosmodromes, air- and spacecraft companies. Some drawbacks that the prior version has are pointed here and also the ways of their correction are presented in this paper.

Keywords: rails, technological railway line, durability, mechanism.

Целью данной работы является усовершенствование устройства, разработанного для повышения износостойкости рабочих поверхностей головки рельс специализированных железнодорожных путей, а именно: устранение недостатков предыдущего варианта исполнения устройства.

Повышенный износ рабочих поверхностей головки рельса технологических путей космодромов, авиа- и ракетостроительных предприятий связан с повышенными колесными нагрузками специализированного подвижного состава, и как следствие, возникновением значительных контактных напряжений, которые приводят к пластическим деформациям головок рельсов [1]. Влияние осевой нагрузки увеличивается особенно на криволинейных участках пути.

Таким образом, возникает необходимость в периодической обработке и восстановлении изношенных участков пути. Периодичность закалки может регулироваться по учету пропущенного тоннажа [2].

Разработанное устройство предназначено для восстановления формы поверхностей рельсов и поверхностной закалки без их демонтажа. Принцип работы устройства обеспечивает обработку за один проход проблемных зон обоих рельсов, поэтому необходимо обеспечить возможность относительного движения подвижной рамы с размещенными на ней элементами гидросистемы и устройствами, непосредственно осуществляющих подготовку и закалку поверхностей рельса, и неподвижной рамы с помощью гидроустановки. Сама подвижная рама способна перемещаться

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 1

с помощью гидроустановки в направлении, перпендикулярном направлению железнодорожных путей. Тем самым на изношенных участках пути обеспечивается контакт рабочих элементов разработанного устройства: шлифовального устройства и контактного ролика.

В качестве гидроустановки, осуществляющей относительное перемещение рам, использовать однопоршневой гидравлический цилиндр двойного хода. Для крепления гидроцилиндра к элементам конструкции рам в предыдущем исполнении предполагалось использовать проушины с простым шарниром, что требовало строгого выполнения условия соосности и более точного расположения проушин. В усовершенствованном варианте исполнения устройства принято решение использовать проушины со сферическими шарнирами, которые позволяют размещать проушины с углами отклонений от горизонтальной плоскости и при этом обеспечивать стабильную работоспособность элементов разработанного устройства, снижая риск заедания.

Устройство, непосредственно осуществляющее подготовку рабочей поверхности рельсов шлифованием, также было усовершенствовано. В конструкции шлифовального устройства (рис. 1) предполагалось использовать подшипник качения для поддержания вала гидромотора в корпусе устройства. Подшипник закрепляется в корпусе подвижной части шлифовального устройства и тем самым устраняет недостатки консольного расположения вала гидромотора, закрепленного с противоположной стороны профильной трубы и предназначенного для приведения во вращение шлифовального круга. Но ввиду своей громоздкости шариковый подшипник не может быть применен в данной конструкции, поскольку снижает ее прочностные характеристики. Использование радиального игольчатого подшипника устраняет указанный недостаток. Ввиду его компактности в радиальном направлении, использование подшипника такого типа позволяет эффективно использовать пространство внутри профильной трубы, являющейся подвижной частью шлифовального устройства, без ухудшения прочностных характеристик последней.

Рис. 1. Шлифовальное устройство

В конструкции разработанного устройства используется контактный ролик (рис. 2), который представляет собой в принципиальной схеме контактный круг, находящийся в контакте с коллектором для нагрева электрическим током поверхности круга. Нагретая поверхность контактного круга в свою очередь соприкасается с рабочей поверхностью рельсов и производит ее закалку [3]. Аналогично со шлифовальным устройством в конструкции контактного ролика также используются радиальные игольчатые подшипники по указанным ранее причинам.

Рис. 2. Контактный ролик

Таким образом, повышена теоретическая эффективность разработанного устройства и обеспечена простота его компоновки.

Библиографические ссылки

1. Вопреки логике и здравому смыслу. Проблема «колесо-рельс» // Евразия Вести. 2012. № 1. С. 11.

2. Разработка устройства для повышения износостойкости рабочих поверхностей рельсов технологических путей авиастроительных предприятий / А. Д. Холин, И. А. Паулин, И. В. Хабаров и др. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Красноярск, 2013. С. 168.

3. Анализ исследований износостойкости рабочих поверхностей рельсов технологических путей авиастроительных предприятий / И. А. Паулин , А. Д. Холин, И. В. Хабаров и др. // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Красноярск, 2013. С. 163-164.

© Кравчуновский А. П., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.