6. Голубкова, Е.В. Использование информационных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.В. Голубкова // Интернет-технологии в образовании: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Чебоксары, 15-20 мая 2018 года). - Чебоксары: КЛИО, - 2018. - С. 132-135.
7. Дугарцыренова, В.А. Сетевые ресурсы как средства оптимизации обучения академическому письму на иностранном языке в условиях самостоятельной работы / В.А. Дугарцыренова // Иностранные языки в школе. - 2017. - № 3. - С. 26-38.
8. Остапенко, Р.И. Преподавание дисциплин информационного цикла с помощью BYOD / Р.И. Остапенко // Перспективы Науки и Образования. Международный научный журнал. - 2017. - № 5. - С. 66-73.
9. Стариченко, Б.Е. Педагогический подход к оценке результативности использования ИКТ в решении образовательных задач / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 8. - С. 153-162.
10. Трофимова, Г.И. Повышение качества управление образованием на основе тьюторских преобразований знаний / Г.И. Трофимова, В.Г. Черемисина // Наука и мир. - Волгоград: Научное обозрение, - 2017. - Т. 1. - № 6(46). - С. 50-56.
11. Трофимова, Г.И., Тьюторское сопровождение руководящих и педагогических кадров как фактор успешного взаимодействия участников образовательного пространства / Г.И. Трофимова, В.Г. Черемисина // Современные научные исследования и разработки. - Москва: Научный центр «Олимп», - 2017. - № 4. - С. 503-507.
12. Фадеева, В.А. Новейшие веб-сервисы в лингводидактике: дидактические возможности и применение / В.А. Фадеева. - Москва: Международные отношения, 2017. - 186 с.
13. Щербакова, Е.В. Использование дистанционных компьютерных технологий в учебном процессе сельской школы с малой наполняемостью классов / Е.В. Щербакова, Т.Н. Щербакова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. -№ 1(26). - С. 329-332.
14. Dudeney, G. Digital literacies / G. Dudeney, N. Hockly, M. Pegrum. - Harlow: Pearson, 2013. - 385 p.
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОРАТОРСКИХ
УМЕНИЙ
Аннотация. Данная статья содержит методический опыт обучения студентов умениям говорить публично в процессе формирования их профессиональной компетенции. Навыки ораторского искусства актуальны для будущих специалистов в различных областях деятельности. В связи с этим интерес представляют методы, приемы, формы заданий для совершенствования данных коммуникативных умений. В статье рассматриваются специальные задания, способствующие разностороннему развитию ораторского мастерства будущих специалистов. Представлен опыт анализа выполнения подобных упражнений с методическими советами. Все упражнения, представленные в статье, разделены на три группы: аналитические, аналитико-конструктивные и конструктивные. Задания аналитического вида предполагают анализ образцов публичной речи с выявлением характерных особенной подобных высказываний. Они способствуют эффективному усвоению теоретических знаний об особенностях публичной речи. Аналитико-конструктивные упражнения ориентированы на формирование первичных навыков работы с аудиторией. Задания конструктивного типа позволяют студентам в полной мере продемонстрировать знания и умения, связанные с ораторским красноречием. Также в рамках статьи отмечены задания, связанные с техникой речи. В качестве эффективных отмечены упражнения для улучшения дикции и интонирования. Кроме того, охарактеризованы упражнения пантомимической направленности, способствующие успешной самопрезентации оратора и установлению контакта с аудиторией.
Ключевые слова: устная речь, ораторские умения, формирование ораторских умений, публичная речь, методический опыт.
Annotation. This article contains the methodological experience of teaching students the ability to speak in public in the process of forming their professional competence. Oratory skills are relevant for future specialists in various fields of activity. In this regard, methods, techniques, forms of tasks for improving these communication skills are of interest. The article deals with special tasks that contribute to the diversified development of the oratorical skills of future specialists. The experience of analyzing the implementation of such exercises with methodological advice is presented. All exercises presented in the article are divided into three groups: analytical, analytical-constructive and constructive. Tasks of an analytical type involve the analysis of samples of public speech with the identification of characteristic features of such statements. They contribute to the effective assimilation of theoretical knowledge about the features of public speech. Analytical and constructive exercises are focused on the formation of primary skills of working with the audience. Tasks of a constructive type allow students to fully demonstrate the knowledge and skills associated with oratorical eloquence. Also within the framework of the article, tasks related to the technique of speech are noted. Exercises to improve diction and intonation were noted as effective. In addition, pantomimic exercises are characterized, which contribute to the successful self-presentation of the speaker and establishing contact with the audience.
Key words: oral speech, oratorical skills, the formation of public speaking skills, public speech, methodological experience.
Введение. В современном мире значимым является владение ораторским мастерством, поскольку умение выступать публично - важная составляющая профессиональной компетентности. Зачастую профессионал сталкивается с необходимостью презентовать товары и услуги в присутствии аудитории, публично отстаивать свою позицию на совещании, вступать в дискуссию, отвечать на вопросы публики, выступать с докладами и отчетами о результатах своей деятельности, участвовать в переговорном процессе и т. д. В связи с этим представляется важным формировать ораторские умения еще в стенах вуза.
Изложение основного материала статьи. В нашем вузе данные умения формируются у студентов в рамках таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Русский язык и деловое общение» и «Риторика». Перечисленные
дисциплины реализуют коммуникативную компетенцию у будущих специалистов. Представим некоторые результаты опыта нашей работы, более подробно они, включая теоретический материал, представлены в учебном пособии [1, С. 64-99].
Формированию представления о различных аспектах публичной речи способствуют задания аналитического характера, представленные далее.
Задание 1. Определите род и вид представленных фрагментов публичных речей.
Задание 2. Определите тип вступления в предложенных фрагментах, его цели, укажите использованные оратором приёмы привлечения внимания аудитории.
Задание 3. Прочитайте заключительные части публичных речей. Определите, какие функции выполняет заключение в этих речах, каковы цели оратора в предложенных фрагментах. Попробуйте по заключительной части восстановить основной тезис речи. В каких фрагментах представлена концовка публичной речи?
Задание 4. Определите, к каким композиционным частям выступления относятся приведенные ниже речевые формулы.
а) вступление 1. А теперь разрешите перейти к следующему вопросу...
б) основная часть 2. С какой целью мы здесь собрались?
в) заключение 3. Вернемся к началу моего выступления.
4. Так как же нам решить эту проблему?
5. Давайте все вместе решать эту проблему!
6. Вы, вероятно, знаете, что случилось вчера вечером.
7. Но об этом мы будем говорить чуть позже.
8. Наша задача сегодня - разобраться с этим вопросом.
Задание 5. Найдите образцы публичных речей, в которых материал представлен разными способами изложения материала. Определите способы изложения материала и аргументируйте свой выбор.
Задание 6. На основе изученного материала выполните анализ предложенных публичных речей. Используйте следующий алгоритм анализа:
- определите тему речи (включая микротемы, на которые она делится) и цели оратора;
- из каких частей состоит речь, найдите их границы;
- определите тип вступления, какие функции оно выполняет в данной речи, использует ли автор специальные приемы привлечения внимания, если да, то какие именно, приведите их примеры;
- прокомментируйте основную часть публичной речи: какие составляющие она содержит, найдите элементы описания, повествования, рассуждения;
- какие аргументы приводит автор для подтверждения или опровержения тезиса;
- какие способы (методы) изложения материала использует автор;
- найдите языковые средства связи между разными частями речи (элементы когезии, ретроспекции и проспекции);
- охарактеризуйте особенности заключения, какие цели оно реализует, есть ли в заключении побуждение к действию;
- определите род и вид публичной речи.
Задание 7. Посмотрите любое публичное выступление и охарактеризуйте вербальные и невербальные особенности взаимодействия оратора и аудитории. Определите, какие приёмы привлечения, организации и удержания внимания слушателей использует оратор. Приведите примеры. Какие средства управления вниманием аудитории являются в данной речи ведущими? Учитывает ли оратор особенности аудитории, перед которой выступает? Как это проявляется в речи? Аргументируйте свой ответ. Укажите недостатки выступления, если таковые имеются. Как вы думаете, чем они вызваны?
Задание 8. Составьте «портрет» аудитории, перед которой вы будете выступать с публичной речью, если это:
• ваши однокурсники;
• школьники (8-9 классы);
• родители ваших учеников;
• коллеги;
• соседи по дому;
• руководители отделов.
Задания аналитического характера помогают студентам выявлять специфику отдельных аспектов ораторского искусства, стимулируют обращение к теоретическим источникам за полезной информацией, отрабатывают умение находить достоинства и недостатки в чужих выступлениях, в целом способствуют развитию критического мышления.
Немаловажным в процессе работы со студентами является использование аналитико-конструктивных заданий, которые позволяют применять полученные знания на практике. Приведем ряд примеров подобных упражнений из нашей практики.
Задание 1. Подготовьте памятку с рекомендациями по подготовке публичной речи, используя теоретический материал раздела (учебника или учебного пособия, в котором отражена специфика публичной речи).
Задание 2. Внимательно изучите вступительную часть публичного выступления и придумайте к нему заключение в соответствии с целью оратора.
Задание 3. Отредактируйте данный негативный образец публичного выступления, назовите допущенные в нем недочеты.
Задание 4. Включите в данный фрагмент публичной речи 5-6 приемов привлечения внимания аудитории.
Задание 5. В приведенном фрагменте публичного выступления выявите информацию, которую можно отобразить на слайдах. Аргументируйте свой выбор.
Задание 6. Сформулируйте критерии для анализа публичной речи (задание выполняется в группах по 4-5 человек, затем происходит обсуждение критериев, в результате чего создается четкий и всесторонний план анализа выступления). Данный план анализа публичной речи может стать основой для последующей оценки выступлений самих студентов. Так, в качестве критериев для оценки публичного высказывания могут выступать следующие:
- соответствие содержания заявленной теме, степень ее раскрытия, логика, структура выступления;
- владение материалом, т. е. насколько оратор свободен, не «привязан» к письменному варианту речи;
- владение голосом, умение преподнести материал: громкость, темп речи, отчетливость дикции;
- невербальная сторона речи: взгляд, поддержание контакта с аудиторией, мимика, жесты, поза.
Наиболее сложными являются задания конструктивного характера, которые используются при завершении обучения публичной речи и позволяют студентам продемонстрировать свое ораторское мастерство в полной мере.
Задание 1. Сочините 2-3 вступления к публичной речи, используя различные типы начала выступления (естественное, искусственное) и приёмы привлечения внимания, на любую выбранную вами тему.
Это задание позволяет детально прорабатывать отдельные структурные элементы публичной речи, различные приёмы,
активизирующие внимание аудитории, а также помогает студентам увидеть возможности вариативной подачи любой информации и апробировать на практике репертуар типов зачина и начала ораторского выступления. Приведём примеры начала публичной речи с использованием разных приёмов привлечения внимания слушателей на одну тему, созданные одним из студентов в рамках выполнения данного задания:
• «Что понимают российские граждане под справедливостью? Что считают справедливым, а что несправедливым? Почему "по закону" не всегда означает "по справедливости"? (вопрос к аудитории, помогающий создать проблемную ситуацию)».
• «Уважаемые коллеги! Каждый из нас сталкивался с темой несправедливости закона, даже в малейших ее проявлениях. Сегодня я хочу открыто поговорить об этом (указание на единомышленников)».
Задание 2. Подготовьте публичное выступление на любую из предложенных тем.
В качестве примерных тем для подготовки публичных выступлений мы предлагаем следующие:
• Специфика языка интернет-общения.
• Речевые ошибки и недочеты в современных СМИ.
• Анализ речевых ошибок и недочетов в современных эстрадных песнях.
• Речевая агрессия в современном интернет-общении: основные причины, анализ примеров, способы предупреждения и нейтрализации.
• Жесты и мимика оратора: правила использования, типичные недочеты.
• Оратор и его аудитория: правила взаимодействия.
• Анализ речевых ошибок в текстах официально-делового стиля (заявлениях, объяснительных записках и др.).
• История возникновения публичной речи в Древней Греции (на примере известных ораторов).
• Речевой этикет в сфере делового общения.
• Специфика аргументативной речи. Уловки в споре.
• Язык современной рекламы.
• Формирование имиджа делового человека.
• Особенности общения с аудиторией радио- и телевещания. Основные принципы организации радио- и телевизионной речи. Особенности речевого поведения при проведении телеинтервью.
• Классификация типов собеседников.
• Невербальные средства в деловой разговорной практике. Невербальные средства повышения делового статуса.
• Защита от некорректных собеседников при ведении деловой беседы. Техника нейтрализации замечаний собеседника при ведении деловой беседы.
• Требования к вопросам и ответам в деловом общении: классификация вопросов, виды ответов.
Представленные формулировки тем перекликаются с содержанием изучаемых дисциплин, подготовка докладов не
только помогает отрабатывать ораторские умения студентов, но и способствует расширению их кругозора.
Задание 3. Вытяните лист с тезисом и с помощью 2-3 аргументов докажите или опровергните его.
Данное задание может выполняться как на основе предварительной подготовки (как правило, мы даём 3-5 минут на обдумывание системы доказательства), так и без подготовки, что помогает формировать и совершенствовать навык быстрой словесной реакции на спонтанно возникающие ситуации в настоящей и будущей профессиональной коммуникативной практике студентов.
Задание 4. Вытяните лист с автором и названием несуществующей книги. Ваша задача - ответить на вопросы аудитории, как будто данную книгу вы прочли.
Названия книг могут быть шуточными и необычными, это способствует формированию интереса к учебному материалу, усложняют задачу отвечающих. Возможные примеры:
• Гламурная Я. Шьем в домашних условиях розовые юбки в стразиках;
• Франкен Штейн. Зеленая жуть в клетку (роман-триллер);
• Подорожников О. Н. Как лечиться экстрактом чугуна и др.
Подобное задание ориентировано на отработку умений публично мыслить и спонтанно облекать в речевую форму свои рассуждения. Его игровая форма, как правило, вызывает у студентов интерес и мотивирует на создание качественных высказываний.
Задание 5. Вытянуть тезис и привести 3 аргумента «за» и 3 аргумента «против» (риторическая игра «Рго&сопйа»).
Задание позволяет встать на позицию оппонента, в том числе способствует формированию умений предвосхищать возможные возражения.
Задание 6. Вытяните ситуацию торжественной речи (поздравить коллегу, открыть/закрыть мероприятие, поблагодарить, представить аудитории гостя и др.) и создайте эпидейктическое высказывание с учетом ситуации. Приведём примеры формулировок подобного задания:
• Создайте похвальное слово в адрес:
а) вашего учебного заведения;
б) любимого актера (певца, музыканта, музыкальной группы);
в) вашего друга;
г) компьютера;
д) футбольного мяча;
е) телевизора;
ж) на выбор.
• Создайте поздравительную речь в предложенной ситуации:
а) ваша команда выиграла соревнования;
б) у вашего друга день рождения;
в) вашего коллегу повысили в должности;
г) на выбор.
Как видно из примеров, данное задание может носить игровой характер, предполагать шуточные высказывания.
Задание 7. Создайте аргументативное высказывание на предложенную тему. В качестве тем могут выступать цитаты известных личностей, афоризмы и т. д., например:
а) «В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных» (Ф. Бэкон);
б) «Общаясь, люди создают друг друга» (Д.С. Лихачев);
в) «Если человек способен выслушивать оскорбление с улыбкой, он достоин стать вождем» (Н. Брацлав);
г) «Наши неудачи поучительнее наших удач» (Г. Форд);
д) на выбор.
Задание 8. Подготовьтесь к устному публичному выступлению (2-3 минуты), используя 10 различных риторических фигур и тропов, 2-3 интересных и показательных факта на одну из предложенных тем (см. ниже).
1) «Глаза» и «уши» рекламы.
2) Зачем нужны отметки в вузе?
3) Речь в защиту русского языка.
4) У природы нет плохой погоды.
5) «Спасибо тому, благодаря чему мы несмотря ни на что».
6) Твои путеводители по книге.
7) Ода улыбке.
8) Каков активный отдых?
9) Как прожить в России без денег?
10) Бизнесмены: что это за люди?
11) Легко ли быть спортсменом?
12) «Я помню чудное мгновенье...».
13) «Разговор - это здание, которое строят совместными усилиями» (А. Моруа).
14) Люди учатся, как говорить, а главная наука - как и когда молчать» (Л. Толстой).
15) «Пустячные законы порождают великие преступления» (Овидий).
16) «Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество» (К. Гельвеций).
17) «Государство не виновато, если правитель плох» (Еврипид).
18) «Почти всегда скромность прямо пропорциональна талантливости» (Г. Плеханов).
19) «Судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия».
Подобного рода задание способствует отработке и совершенствованию навыков, связанных с поиском актуальной и интересной для потенциальных слушателей информации и словесным украшением создаваемого высказывания с учетом тематики выступления, его цели и задач, особенностей аудитории.
В результате выполнения данных заданий, особенно реализуемых устно, целесообразно организовывать коллективное обсуждение, включающее конструктивную критику, что также будет способствовать совершенствованию ораторских умений. Кроме того, полезен публичный самоанализ, чему способствует просмотр видеозаписи своего выступления: студент видит себя «со стороны» и может объективно оценить достоинства и недостатки.
Также отметим, что в рамках подготовки будущих ораторов хорошо себя зарекомендовали задания на отработку устно-речевых средств выразительности:
• Произношение сложных сочетаний звуков (птка/птки/птке/птку; ктпа/ктпи/ктпе/ктпу и др.) и скороговорок, способствующих четкости дикции (Расчувствовавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в Константинополе. Девочка упала с подвыподвертом и опрокинула пакет из-под попкорна).
• Произношение фраз с различным логическим ударением и интонационным рисунком.
Например: Произнесите фразы, придавая им прямой и противоположный смысл при помощи интонации:
Рад вас видеть. Спасибо за комплимент. Спасибо за работу. Очень вам признателен. Я в восторге. С удовольствием. Спасибо, мне было приятно ваше внимание. Мне это очень нравится. Приятно было с вами поговорить.
• Задания по работе с пантомимикой (передайте информацию только мимикой и жестами, проанализируйте пантомимику оратора, оцените ее уместность, определите содержание речи по пантомимике (без звука), и сравните, просмотрев фрагмент со звуком, насколько точно удалось это сделать).
Подобные задания акцентируют внимание студентов не только на содержательной стороне ораторской речи, но и на невербальных её компонентах, что способствует формированию у будущих специалистов целостного представления об искусстве публичного выступления и его значимых составляющих.
Выводы. Таким образом, выстроенная система работы по формированию и совершенствованию ораторских умений с применением различных типов заданий может успешно использоваться в рамках обучения студентов разных направлений и профилей подготовки с учетом их специфики.
Литература:
1. Русский язык и деловое общение: учебное пособие: текст. электрон. изд. / Л.В. Гордеева, И.В. Журавлева, Т.Ю. Зотова, А.П. Суркова; под общ. ред. Т.Ю. Зотовой, А.П. Сурковой; М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Кузбас. гум.-пед. ин-т Кемеров. гос. ун-та. - Электрон. текст. дан. - Новокузнецк: КГПИ КемГУ, 2021. - 1 электрон. опт. диск (CD-R).
Педагогика
УДК 378.147
кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна
Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна Кузбасский гуманитарно-педагогический институт
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ТАКТИКИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В АСПЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПЕДАГОГА
Аннотация. В данной статье представлен практический опыт обучения студентов (будущих педагогов) и развития их профессиональных коммуникативных умений. По мнению авторов, конструктивный характер педагогического взаимодействия обусловлен выбором уместных речевых средств, которые применяет учитель в ситуациях профессиональной практики. В связи с этим авторы рассматривают понятие «педагогическое воздействие» и характеризуют такие его разновидности, как монологическое и диалогическое. В рамках монологического воздействия педагога акцентируют внимание на императивной и манипулятивной стратегиях. В качестве наиболее оптимального отмечается воздействие диалогическое (взаимодействие). В работе особое внимание уделено специфике типичных тактик речевого