Общие вопросы экономики и управления
41
УДК 630*945.2
Н. А. Лукашук, кандидат экономических наук, ассистент (БГТУ)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ПРОЕКТАМИ НА ОСНОВЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
Общественное мнение оказывает непосредственное влияние на методы государственного управления лесным хозяйством, создает ту информационную базу, посредством которой возможна реализация любых инновационных проектов, в том числе и в лесном хозяйстве. В статье рассматривается процесс формирования социального диалога и методика оценки заинтересованных сторон. В результате определяется круг мероприятий по совершенствованию управления международным проектом.
The public opinion has direct impact on administrative methods in forestry, creates information base by means if implementation. Social dialogue is a necessary part of any innovative projects including the forestry. In article process of social dialogue formation and a technique of an assessment of stakeholders are considered. As a result the circle of actions for management improvement for the international project is defined.
Введение. Формирование общественных связей ведет к развитию информационного общества и повышению культуры принятия управленческих решений. Реализация международных проектов подразумевает, в конечном счете, поиск консенсуса между потребностями общества и государственными интересами.
В современных условиях актуальным становится вопрос публичности деятельности органов управления лесным хозяйством [1]. В таких условиях формируется новая концепция управления лесным хозяйством.
Основная часть. Новая стратегия развития лесного хозяйства как инфраструктурной отрасли - это переход к экологоориентированному и «экологообразующему» лесному хозяйству, в продукте которого доминируют экологические услуги и ценности постиндустриального общества. Современный подход к управлению лесным хозяйством ставит целью разработку стратегии, основанной на реализации инновационных экологоориентированных проектов, активно поддерживаемых широкими слоями общественности. Население должно быть не только информировано о ключевых положениях, целях, задачах, механизме реализации проекта, но и активно участвовать в его реализации.
Степень вовлеченности общественности в процесс принятия решений зависит от масштабности реализуемого проекта.
Условно можно выделить три ступени участия общественности в принятии экологически значимых решений [2].
Нижняя ступень - общественность уведомляется о решении письмом и (или) публичным оглашением о целях и сроках реализации проекта. В этом случае общественность не может высказать свое мнение до принятия решения или повлиять на него.
Средняя ступень - общественность получает возможность высказать свое мнение до при-
нятия решения (организуются общественные слушания, проводятся встречи, форумы, конференции, брифинги).
После этого государственные органы или разработчики проекта готовят документ, в котором подводят итоги обсуждения и обозначаются те коррективы, которые требуется внести в проект с учетом полученных комментариев общественности.
Верхняя ступень - общественность помогает вырабатывать решение: общественность в целом (отдельные лица), специалисты (организации), местные органы власти и самоуправления получают возможность подготовить проект решения. Это осуществляется посредством организации рабочей группы, в состав которой входят представители заинтересованных лиц. Такой механизм сотрудничества с общественностью позволяет ей реализовать право на благоприятную окружающую среду, способствует повышению качества принимаемых в отношении окружающей среды решений и способствует их эффективной реализации.
На примере проекта «Балтийский ландшафт -Неман» (БЛ «Неман»), предусматривающего партнерство и добровольное участие представителей общественности в области использования ландшафтов, рассмотрим механизм вовлечения широких слоев общественности в реализацию проекта.
В табл. 1 представлены основные выгоды от участия общественности в международных проектах с позиции формирования эффективного управленческого решения в отношении физических лиц, организаций и органов управления.
Проект «Балтийский ландшафт - Неман» затрагивает разнообразные интересы и ценности всех слоев общества, которые способствуют формированию общего представления об устойчивом развитии региона [3].
Таблица 1
Перечень выгод для общественности, бизнеса и органов власти в процессе реализации социального диалога
Выгоды для граждан Выгоды для бизнеса Выгоды для органов управления
Представляет возможность воздействовать на процесс принятия решений по вопросам окружающей среды Повышает информированность о воздействии производственной деятельности на окружающую среду и здоровье людей, приближает к пониманию нужд потребителей, позволяет эффективно осуществлять маркетинг продукции Решения принимаются более качественно с учетом большого количества информации, с учетом различных мнений, а также информации об экологических условиях, полученных непосредственно от членов сообщества
Дает гражданам возможность приобретения знаний об экологических рисках и воздействиях, которым подвержены они сами Выявляет неэффективные моменты в производственных процессах, в использовании сырья и потреблении энергии Позволяет разрабатывать экологические программы на основе консенсуса
Повышает осознанность социальных действий граждан, их социальную ответственность и сплоченность Обеспечивает доступ к процессу принятия правительственных решений, которые воздействуют на бизнес На раннем этапе экономит ресурсы и время, позволяет предотвратить непредвиденные изменения в будущем, когда финансовые решения приняты и средства израсходованы
Гарантирует возможности учета местных условий и опыта при разработке и выполнении принятого решения Уменьшает возможность возникновения конфликтов и судебных дел по искам общественности, вызванных различным пониманием ситуации Способствует налаживанию партнерских и доверительных отношений с местными властями, СМИ потребителями, общественностью
Главная цель проекта состоит в создании устойчивого, конкурентоспособного, территориально интегрированного региона Балтийского моря в аспекте проблем адаптации лесных ландшафтов к новым задачам экологизации хозяйствования.
Целью совершенствования управления международными проектами является определение заинтересованных групп и способов взаимодействия с ними.
Учитывая тот факт, что в начале любого проекта сложно предугадать возможные прецеденты, следует определить, какие люди могут иметь решающее влияние на проект. Проанализировать влияние всех заинтересованных групп, сотрудников, а также разработать план действий по их вовлечению можно с помощью метода - анализ заинтересованных сторон.
Заинтересованные стороны (stakeholders) -это отдельные люди или группы людей (например, отделы или организации), которые могут повлиять на результаты проекта [4].
В аспекте проекта по ландшафтному планированию в качестве заинтересованных групп выделены: райисполком и его сотрудники; работники ГЛХУ «Новогрудский лесхоз»; общественность, ориентированная на экологию в лице учеников и учащихся школы № 4 и колледжа.
Привлечение общественности к совместной работе по ландшафтному планированию проходило в несколько стадий:
- выбор заинтересованных групп;
- разработка анкеты для опроса;
- проведение круглого стола и анкетирование участников;
- дифференциация степени влияния и заинтересованности сторон;
- подведение итогов и определение сферы интересов всех участников проекта и местного населения, определение сфер ответственности и влияния.
Чтобы узнать об отношении каждой заинтересованной стороны к проекту, был проведен «круглый стол» в г. Новогрудке с участием сотрудников кафедры менеджмента и экономики природопользования БГТУ, куда были приглашены представители каждой из заинтересованных групп. В результате было установлено, чего они ожидают и каких решений опасаются. Эти мнения были получены с помощью анкетирования.
На основе полученных в ходе анкетирования результатов сформулированы следующие выводы:
- заинтересованные группы - местное население, работники местных органов власти, сферы образования и лесхоза озабочены вопросами экологии и качества жизни, в том числе в результате реализации мероприятий ландшафтного планирования;
- население проинформировано о целях, задачах и результатах проекта БЛ «Неман», в силу чего молодежи региона не только по силам определить основные экологические проблемы, но и предложить адекватные сложившейся ситуации природоохранные мероприятия;
Обшие вопросы экономики и управления
43
- взрослый контингент отмечает высокую экологическую значимость лесных ресурсов. Такое отношение обусловлено спецификой профессиональной деятельности, хотя недооценивается рекреационный потенциал;
- инициаторами экологических реформ выступают органы местной власти. В основном опрошенные отметили, что государственные органы управления (в частности, мэр города) являются инициаторами проведения природоохранных мероприятий (65,6%), на втором месте находятся общественные организации (18,0%), отдельные активные граждане - 9,8%, СМИ - 6,6%.
Отмечается также, что работа СМИ носит несистемный характер в отношении освещения вопросов экологии, часто информация по экологическим вопросам поступает из других источников (беседы, личные обсуждения).
Анализ заинтересованных сторон и их влияние на проект проводился на основе следующих критериев:
- отношение к проекту (поддерживает - не поддерживает);
- участие в проекте (активный - пассивный участник);
- влияние, которое участник может оказать на проект (сильное - слабое);
- интерес к проекту (интересуется - не интересуется).
Представим результаты в табл. 2. Используем метод экспертных оценок по 10-балльной шкале (получены в результате опроса участников анкетирования).
Наибольшее влияние и заинтересованность проявляют работники лесного хозяйства и районный исполнительный комитет. Наблюдается пассивная позиция населения по ряду экологических проблем.
Результаты анализа, сгруппированные в табл. 2, можно представить в виде диаграммы (рисунок). По оси ОУ откладывается оценка влияния из табл. 2, а по оси ОХ - оценка отношения.
Разделив проблемное поле на четыре сектора, получаем распределение респондентов по
сегментам. Каждый сегмент предполагает определенный уровень заинтересованности и влияния. Сектор А, в который попали УШ и УК (ученики школы и учащиеся колледжа), предполагает действия по повышению информированности данных групп и мониторинг их интересов. Сектор Б предполагает мероприятия по поддержанию интереса к проекту, сектор В (работники райисполкома и работники лесхоза) - тесное сотрудничество в отношении реализации проекта. Сектор Г должен содержать информационные мероприятия.
80 70 60 50 В 40
5 30 и
ё 20
<и
5 10
0
А
20
40
А X
В
♦ УШ
■ УК
А ГЛХУ
X РИК
Ж ПРК
60
80
Интерес к проекту Карта заинтересованности сторон
По методике анализа заинтересованных сторон можно сделать следующие выводы: с работниками лесного хозяйства и местными органами власти следует наладить тесное сотрудничество, привлекать их к принятию экологически значимых управленческих решений, к работе форумов, за молодежью необходимо наблюдать, повышать их информированность, включать в экологические проекты, флэш-мобы, проводить мониторинг интересов молодежи, работников же сферы образования следует привлекать к регулярным встречам, поддерживать регулярную обратную связь.
Таблица 2
Результаты анализа заинтересованных сторон и их влияние на проект
Б
Г
0
Наименование Условное обозначение Отношение Участие Оценка (рейтинг) отношения Влияние Интерес Оценка (рейтинг) влияния
1. Ученики школы № 4 г. Но-
вогрудка УШ 6 3 18 3 4 12
2. Учащиеся колледжа УК 7 3 21 3 4 12
3. Работники лесного хозяй-
ства (ГЛХУ «Новогрудский лесхоз») ГЛХУ 7 8 56 10 7 70
4. Работники исполкома РИК 8 8 64 10 7 70
5. Преподаватели колледжа ПРК 7 7 49 8 6 48
На основе данных результатов проходит разработка протокола взаимодействия, который представляет собой соглашение, полученное в процессе диалога, посвященного обсуждению проблем, значимых для реализации проекта «Балтийские ландшафты».
Основными методами взаимодействия в рамках протокола является проведение круглых столов с предоставлением информации обо всех эколого-экономических аспектах проектов, реализуемых в регионе; анкетирование населения; проведение экологических форумов; вовлечение молодежи в деятельность экологических общественных организаций.
Способ информирования населения и местных органов власти - средства Интернет, информационные письма, встречи, публикации в СМИ, в специальных изданиях, привлечение к работе научно-практических конференций, участие в опросах, анкетирование.
Заключение. Управление лесным хозяйством представляет собой процесс, основанный на взаимодействии государственных органов власти, субъектов хозяйствования, предпринимателей и общественности на основании протокола взаимодействия.
В случае учета общественного мнения появляется возможность обеспечить одновременное улучшение социально-экономических и экологических условий жизни людей, так как такое решение основано на широком спектре мнений, учете значительного числа факторов риска. Участие общественности не является гарантом принятия решения, удовлетворяющего абсолютно всех, так как у людей разные приоритеты. Однако вовлечение общественности в
процесс принятия экологически значимых решений на ранних этапах реализации проекта, а также обеспечение таких условий, когда различные мнения людей могут быть услышаны и учтены, способствуют достижению консенсуса.
Для совершенствования управления международным проектом БЛ «Неман» были проведены встречи в регионе (г. Новогрудок). В результате установлено положительное отношение со стороны общественности к проекту, выдвинуты предложения по дальнейшему сотрудничеству. Основным результатом социального диалога стало формирование протокола взаимодействия в виде решения о необходимости использования в большей степени рекреационного потенциала и создание туристического продукта в данном регионе.
Литература
1. Юшкевич Н. Т. Опыт развития связей с общественностью в сфере лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса // Лесное и охотничье хозяйство. 2008. № 11. С. 17-20.
2. Руководство по доступу к экологической информации. Проект помощи Республике Беларусь в реализации Орхусской конвенции / сост.: А. Рикельсен, Е. Лаевкая. Минск: Тонпик, 2004. 45 с.
3. Ровкач А. И., Юшкевич Н. Т. Балтийский ландшафт «Неман»: проблемы, задачи и действия // Труды БГТУ. 2012. № 1: Лесное хозяйство. С.108-110.
4. Bronwen Golder Stakeholder analysis. Cross Cutting Tool // WWF-US and Meg Gawler, ARTEMIS Services. 2005. 8 p.
Поступила 20.03.2014