Научная статья на тему 'Совершенствование управления качеством автокомпонентов на основе интеграции системного и проектного подходов'

Совершенствование управления качеством автокомпонентов на основе интеграции системного и проектного подходов Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ПРОИЗВОДСТВО АВТОКОМПОНЕНТОВ / СИСТЕМНЫЙ И ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Степанова Кристина Михайловна, Сущев Анатолий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления качеством автокомпонентов на основе интеграции системного и проектного подходов»

УДК 658.5

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ АВТОКОМПОНЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМНОГО И ПРОЕКТНОГО ПОДХОДОВ Степанова Кристина Михайловна, студент (e-mail: o3orni3a@yandex.ru) Научный руководитель Сущев Анатолий Константинович, к.т.н., доцент, действительный член Академии проблем качества Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Рассмотрены вопросы совершенствования управления качеством производства автокомпонентов на основе интеграции методов системного и проектного подходов.

Ключевые слова: управление качеством, производство автокомпонентов, системный и проектный подходы.

В настоящее время перед автопроизводителями в условиях глобализации стоит проблема поддержания и повышения конкурентоспособности за счет непрерывного развития не только качества выпускаемой продукции, но и всех производственных процессов, включая процессы управления. Однако качество автомобилей во многом определяется качеством поставляемых автокомпонентов. Данное обстоятельство заставляет автопроизводителей развивать не только собственные системы менеджмента качества (СМК), но и методы управления качеством, применяемые поставщиками автокомпонентов. Основные требования автопроизводителей к поставщикам направлены на безусловное выполнение требований международных стандартов ИСО серии 9000 к внедрению СМК и на обеспечение качества производственных процессов. Предприятия поставщики автокомпонентов различаются по территориальному расположению, по отношению к различным группам автопроизводителей, организационным схемам, масштабам предприятий. Общим для всех предприятий поставщиков автокомпонентов является область применения системы менеджмента качества, а именно организация и выполнение работ по производству автокомпонентов с требуемым качеством, заданной стоимостью и установленным срокам поставки, причем эффективность работ является результатом согласованного выполнения всех видов деятельности предприятия.

В таблице 1 приведена структура факторов, влияющих на качество автокомпонентов . Данной структуре факторов в таблице приведены соответствующие разделы стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015, регламентирующие требования к указанным факторам.

Таблица 1 - Структура факторов, влияющих на качество автокомпонентов

8 Я Факторы

и о & Эффективные документированные процессы Квалифицированный персонал Технически исправное оборудование Качество комплектующих и материалов Учёт требований потребителей и НД

1 2 3 4 5

1 Обеспеченность процессов нормативными документами (НД) Наличие ква-лификацион-ных требований к персоналу Эксплуатация оборудования по требованиям НД Поставка материалов обусловленных НД Полнота учета требований к авто компонентам

2 Регламентация управления документацией Соблюдение условий приёма на работу Проведение ТОиТР оборудования Входной контроль качества комплектующих Соблюдение сроков работ Контроль качества

3 Наличие нормативной документации на рабочих местах Проведение подготовки персонала Проведение испытаний, аттестации и поверки Входной контроль качества материалов Сохранность уровня качества

4 Обеспечение и сохранности и актуализации НД Контроль соблюдения инструкций и трудовой дисциплины Проведение планового предупредительного ремонта Оценка работы поставщиков Предоставление отчётной документации и гарантий

5 Наличие НД на процедуры, сопутствующие процессу производства Повышение квалификации персонала Проведение модернизации оборудования Соблюдение условий хранения материалов Информационная обеспеченность потребителя

Разделы ГОСТ Р ИСО 9001-2015 регламентирующие указанные факторы

7.1.6, 7.4, 7.5 7.1.2, 7.2, 7.3 7.1.3, 7.1.4, 8.5 8.4 8.2, 8.6, 9.1.2

Для организации управления качеством на предприятиях поставщиков автокомпонентов необходимо применять системный подход. Системный подход в соответствии со стандартами ИСО серии 9000 заключается в выявлении и управлении системой взаимосвязанных процессов, что вносит вклад в результативность и эффективность предприятия при достижении его целей. Преимущество системного подхода заключается в улучшении взаимодействия различных подразделений предприятия, участвующих в выполнении процессов производства продукции, в усилении горизонталь-

ных связей организационной структуры предприятия, а также в улучшении связей предприятия с поставщиками. Без организации такого взаимодействия невозможно повысить эффективность производства автокомпонентов. На рисунке 1 приведена схема взаимосвязи процессов СМК производства автокомпонентов в соответствие с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2015

Программы развития производства автокомпонентов

Оценка процессов 9.1

Рисунок 1 - Схема взаимосвязи процессов СМК производства

автокомпонентов

Применение системного подхода организации управления качеством в производственных подразделениях предприятий поставщиков автокомпонентов, позволяет повысить уверенность у потребителей автокомпонентов в высокой степени надежности поставщиков.

Качество продукции на предприятиях поставщиках автокомпонентов является сложной характеристикой, комплексно зависящей от многих внешних и внутренних факторов. Качество автокомпонентов определяется как способность совокупности характеристик продукции удовлетворять требо-

ваниям автопроизводителей и других заинтересованных сторон. В области производства автокомпонентов эти требования устанавливают стандарты и нормы по обеспечению требуемого технического уровня изделий, безопасности и экологично сти, подлежащие обязательному выполнению и контролю в ходе производства. Потребители автокомпонентов предъявляют требования не только к уровню качества, но и другие требования, распространяющиеся на стоимость, сроки выполнения, культуру обслуживания, информационное обеспечение и др. Совместное выполнение указанных требований к качеству продукции предприятий поставщиков автокомпонентов позволяет повысить удовлетворённость потребителей.

Широко применяемый в системах управления качеством процессный подход, в основном, предназначен для постоянно действующих процессов на предприятии и зачастую не может обеспечить эффективного внедрения улучшений, так как улучшения имеют четкую целевую направленность и характеризуются конечным интервалом времени на разработку и внедрение. Поэтому для планирования и внедрения улучшений системы управления качеством целесообразно применять методы проектного подхода, суть которого заключается в реализации проекта, направленного на достижение определенных показателей качества, с максимально возможной эффективностью при ограничениях по времени, финансовым и материальным ресурсам [1]. Под управлением проектом понимается совокупность процессов по планированию, координации и контролю работ для реализации целей проектов с учетом ограничений на ресурсы и требований качества.

В то же время, для успешного внедрения необходимых улучшений в повседневную практику необходимо организовать постоянное взаимодействие специалистов по качеству и производственного персонала на всех стадиях жизненного цикла осуществления улучшений. Без привлечения производственного персонала невозможно достоверно выявить узкие места производства и осуществить эффективное внедрение улучшений производственных процессов, особенно при решении задачи снижения потерь в производстве автокомпонентов. Следует отметить тот факт, что автопроизводители наряду с обеспечением качества продукции требуют от поставщиков снижения стоимости автокомпонентов. Вследствие этого поставщики автокомпонентов для обеспечения рентабельности и конкурентоспособности своего производства обязаны снижать уровень всех видов потерь и издержек, встречающихся в производстве. Внедрение методов процессного подхода в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 в управление производством автокомпонентов в сочетании с методами проектного управления является эффективным инструментом совершенствования системы управления предприятием, способствующим повышению качества продукции и эффективности производства [2].

Таким образом, повышение качества продукции и снижение издержек производства за счет улучшения производственных и обеспечивающих процессов на основе интеграции процессного и проектного подходов явля-

ется важным условием повышения конкурентоспособности поставщиков автокомпонентов. Актуальной задачей в сфере управления становится повышение способности производителей автокомпонентов быстрее, экономичнее и адекватнее реагировать на изменения требований автопроизводителей путем выпуска новой или модернизированной продукции, внедрения новых технологий производства, улучшения системы управления качеством производства автокомпонентов.

Список литературы

1. Разумов - Раздолов К.Л., Лаврентьева Н.А. Управление качеством и инновациями на основе проектного подхода // Стандарты и качество. 2017. №3. С 46-49.

2. Степанова К.М. Совершенствование управления качеством производства автокомпонентов на основе проектного подхода //Материалы VII МНТК «Инновации, качество и сервис в технике и технологиях». ЮЗГУ Курск. 2017. - С. 353-356.

Stepanova Kristina Mihailovna, Student (e-mail: o3orni3a@yandex.ruj Vladimir state University, Russia

Sushchev Anatoly Konstantinovich, Cand. Eng. Sci, Docent, Academician of the Academy of quality problems (e-mail: aksushev@yandex.ruj Vladimir state University, Russia

IMPROVEMENT OF QUALITY MANAGEMENT OF AUTOCOMPONENTS ON THE BASIS OF INTEGRATION OF SYSTEM AND DESIGN APPROACHES

Questions of improvement of quality management of production of autocomponents on the basis of integration of methods of system and design approaches are considered.

Keywords: quality management, production of autocomponents, system and design approaches.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.