Совершенствование управления инновациями и инвестициями в сфере российского бизнеса
А.А. Майоров, к.э.н., Оренбургский ГАУ
В настоящее время перед государством стоит задача обеспечить решение социально-экономических проблем и развитие инновационного бизнеса, не увеличивая при этом нагрузку на бюджет. Эту задачу необходимо решать, используя комплексную систему мер организационно-финансового и правового характера, направленных на улучшение финансирования малого и среднего бизнеса (МСБ) и эффективное его использование в ракурсе инновационной экономики. Мы считаем, что развитие инструментов финансирования МСБ должно происходить:
— за счёт инвестиционной привлекательности российских регионов; расширения финансовой инфраструктуры, использования механизмов самофинансирования, государственно-частного партнёрства;
— эффективного финансового регулирования при использовании бюджетных средств и капитализации кредитно-финансовых механизмов, выделяемых на поддержку МСБ;
— развития системы патентов и венчурного капитала, включения в централизованный, коммерческий оборот нематериальных активов МСБ и имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности, предусматривающих получение дохода от их использования, развития венчурного капитала и т.д.
По нашему мнению, повлиять на реализацию этих процессов возможно, используя рычаги плановой координации деятельности органов власти, местного самоуправления, общественных организаций, финансовых институтов, при проведении совместных мероприятий, обеспечивающих развитие инновационного процесса в МСБ. Это целесообразно и своевременно прежде всего потому, что на данном этапе на региональных уровнях мероприятия, планы коммерциализации концентрации бюджетных ресурсов на приоритетных отраслях МСБ (биотехнологии, энергоснабжение, экология, новейшие информационные системы и др.) разработаны не везде. Условия для вовлечения нематериальных активов МСБ в рыночный оборот не созданы, при том, что требования о регламентации порядка оборота интеллектуальной собственности, капитализации активов нематериальных активов сформулированы Правительством Российской Федерации ещё в ноябре 2008 г. и, по прогнозам политиков, ведут к росту инвестиционных ресурсов, служат основой перехода экономики на инновационный путь развития.
Учитывая приведённые обстоятельства, необходимо применение более совершенных моделей и механизмов, адекватных сложившимся возможностям поддержки инновационного процесса в сфере российского бизнеса, дающих возможность эффективно хозяйствовать, рационально исполь-
зовать имеющиеся внутренние ресурсы и резервы МСБ. Для выполнения этой задачи необходимо расширить продуктовый ряд технологиями финансирования МСБ, способными сбалансировать коммерческий интерес хозяйствующих субъектов и отрегулировать финансовый процесс оборота нематериальных, инновационных активов, учитывая при этом, что «к 2020 г. в российской экономике прогнозируется смена лидера роста. Потенциал вклада в ускорение ВВП наукоёмкой продукции и «экономики знаний» на рубеже 2014—2017 гг. может сравняться с вкладом традиционных секторов и превысить вес вклада нефтегазового комплекса» [1]. По данным специалистов, к 2020 г. доля нефтегазового комплекса в структуре ВВП сократится до 10—12% (с 18,7% в 2007), а вклад сектора экономики знаний и высоких технологий увеличится до 17-19% (с 10,9% в 2007 г.).
Сегодня в России финансовый механизм развития малого и среднего бизнеса в большей мере реализует такие инструменты финансирования, как микрокредитование, гарантирование, прямое невозвратное финансирование, субсидирование процентной ставки. При этом поддержка деятельности субъектов МСБ по охране авторских прав, созданию интеллектуальной собственности, развитию инновационного сектора остаётся в числе нереализованных инструментов развития. Реальным финансовым инструментом поддержки интеллектуального капитала МСБ могли бы стать долгосрочные льготные кредиты, инновационные кредиты и прямая поддержка развития интеллектуальных идей, доходных объектов интеллектуальной собственности с коротким сроком окупаемости [2].
Финансирование интеллектуальной собственности в сфере малого и среднего бизнеса может быть поддержано при участии средств федерального бюджета через фонды поддержки МСБ. При этом страхование высокоэффективной интеллектуальной собственности с высокой долей риска возможно с участием государственных страховых фондов и резервов. Отечественные экономисты высказывают мнение о том, что основным направлением участия государства в поддержке МСБ должно стать не выделение прямых инвестиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит. Решающим фактором расширения финансовых связей служит тот факт, что в соответствии с действующим российским законодательством в качестве инвестиций, включаемых в оборот, могут выступать технологии, товарные знаки, интеллектуальная собственность малого бизнеса.
Мы считаем интересным с позиции финансовых инструментов поддержки инновационного МСБ опыт Тюмени. Тюменское правительство законодательно гарантирует поддержку научным изысканиям и инновациям, компенсируя из бюджета расходы по патентованию результатов научно-исследовательской деятельности, аренде
производственных площадей и созданию опытных образцов конкурентоспособной инновационной продукции. Областное правительство также возмещает затраты по участию в презентациях проектов с инновационной составляющей, предоставляет их создателям областное имущество в безвозмездное пользование или на условиях льготной аренды.
Нетрадиционным механизмом финансирования МСБ, дающим амплитуду деятельности в новых условиях, являются нематериальные активы МСБ в виде интеллектуальной собственности, которые, по мнению учёных, следует рассматривать как финансовые ресурсы [3] и финансово-правовые инструменты [4]. Известно, что в период развития предприятий малого и среднего бизнеса происходит их интеллектуализация и, как следствие, капитализация объектов интеллектуальной собственности. Результаты интеллектуальной деятельности в процессе капитализации переходят в основные активы, превращаются в финансовые инструменты и выступают ресурсом развития МСБ. По данным статистики, основная часть нематериальных ресурсов, капитализированных в объекты интеллектуальной собственности, в России создаётся при участии и на средства государства и играет существенную роль в регулировании финансовых отношений.
Нематериальные активы в виде интеллектуальной собственности, выступающей в роли резервного способа активизации процессов финансирования МСБ, могут быть использованы в форме инструментов финансово-правового характера, как внутренний ресурс, для повышения рыночной капитализации субъектов МСБ и активизации инвестиционных процессов. По мнению Е.А. Сень-шовой, которая выделила и обосновала новый вид лизинга - лизинг нематериальных активов, нематериальный актив может быть объектом сделки и источником дохода, т.к. является коммерческим активом, который в области использования можно рассматривать как финансовый инструмент инвестирования (лизинговые операции с нематериальными активами, фрайнчайзинг - коммерческая концессия нематериальных активов) [5].
По данным Республиканского НИИ интеллектуальной собственности, нематериальные активы способны привлекать государственные и частные инвестиционные и кредитные ресурсы, поступать в доверительное управление (траст НМА), вноситься в уставный капитал коммерческих организаций, участвовать в развитии страхового рынка, в передаче (трансферт) технологий - организации лицензионной торговли, в качестве финансового инструмента выступать залоговым обязательством и т.д.
В мировой практике нематериальные активы вовлечены в финансовый механизм, оцениваются, переоцениваются, кредитуются, инвестируются, покупаются, меняются, страхуются от рисков, включаются в залоговое имущество, сдаются в лизинг, залог, передаются по договорам концессии,
вносятся в качестве вклада в уставный капитал и т.д., принося значительную прибыль. В России ликвидные нематериальные активы, имея установленную номинальную стоимость, являются предметом обращения и принимаются агентами рынка, но в большинстве своём рассматриваются как неликвид. В то время как активы в форме интеллектуальной собственности в виде исключительных прав самодостаточны и в условиях ограничения оборотных средств могут являться предметом обмена, выступать в качестве объекта залога, страхования, инвестирования, кредитования и т.д. На практике неформальные, имеющие коммерческую ценность НМА не капитализируются и могут являться объектом теневых отношений, т.к. в действительности 90—100% НМА не отражается в учёте и финансовой отчётности [6].
Нематериальные активы в форме интеллектуальной собственности, по мнению специалистов и учёных, являются мощным инструментом оптимизации налогов и эффективным финансовым механизмом для развития инновационной деятельности МСБ, которые можно оборачивать в целях получения прибыли. Между тем на уровне субъектов Федерации нематериальные активы не являются продуктами рынка, не имеют залоговой стоимости и не используются в обороте, за исключением авторского права и патентов. Происходит это прежде всего потому, что отсутствует модель финансового механизма по вовлечению нематериальных активов МСБ в централизованный, системный оборот, а также стимулы для их функционирования. Исходя из этого, мы предлагаем разработать региональную модель поддержки и оборота нематериальных активов МСБ. Это позволит обеспечить легитимный и выгодный регионам и бизнесу переход нематериальных активов МСБ в ликвидные финансовые инструменты, расширит рынок и даст возможность всем участникам рынка эффективно использовать эти активы.
Предполагается, что для этого нематериальные активы МСБ нужно оценить, оформить право пользования (патентование, сертификация, лицензирование) и использовать в качестве финансовых инструментов для привлечения инвестиций и получения прибыли по различным схемам, (например, зарегистрировать право собственности на НМА и передать инвестору через механизм лицензирования для использования), как это делается в развитых странах. Коммерческое использование капитализированных нематериальных активов и включение их в движение денежных потоков обеспечит доход. С учётом этого мы считаем, что региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки МСБ в вопросе использования нематериальных активов, разработать финансовые технологии поддержки инновационного процесса в бизнесе с использованием этих активов, за счёт
схем государственно-частного партнёрства, самофинансирования или региональных источников. При этом для государственного финансирования можно использовать сформированные фонды, перепрофилировав механизмы реализации, а также возможности регионального бюджета по венчурному финансированию, используя механизмы взаимодействия с бизнесом и другие формы поддержки.
Принципиальной основой направлений правового формирования экономических основ региональной поддержки МСБ, по нашему мнению, будут являться такие моменты, как введение совместного долевого государственного коммерческого финансирования; сочетание прямого государственного финансирования с косвенной государственно-экономической поддержкой в форме льгот; разработка порядка страхования и установления гарантий со стороны региональных органов. Выполнить эту задачу возможно за счёт формирования в рамках действующего федерального законодательства собственной региональной базы финансовых взаимосвязей, механизмов и инструментов экономического развития инновационной сферы МСБ, с учётом предоставленных регионам прав на развитие инфраструктуры финансовой поддержки МСБ.
Проведённые нами исследования подтвердили, что сегодня на уровне субъектов Федерации отсутствуют инструменты, обеспечивающие проведение диагностики конкурентоспособности регионального МСБ и анализа опыта лучших практик с разработкой рекомендаций финансовой тактики по решению задач конкретного этапа, по организации способов финансовых отношений и перегруппировке финансовых ресурсов, дающих больший экономический эффект от создания, и рыночного оборота результатов интеллектуальной деятельности МСБ. В направлении, которое предусматривает разработку инструментов, обеспечивающих проведение диагностики конкурентоспособности регионального МСБ, с учётом анализа опыта лучших практик, финансовой тактики по решению конкретных задач, мы предлагаем вариант оптимальной базовой основы специального инструмента по диагностике эффективности инновационного процесса в МСБ, условно названный индексом эффективности инновационного процесса в МСБ. Его рабочие показатели должны содержать: показатели затрат на создание результатов интеллектуальной деятельности (РИД); показатели рыночного оборота; доходность от использования РИД, налоговые поступления в бюджет; показатели коммерциализации РИД; условия спроса, инновационный потенциал субъектов МСБ; показатели эффективности государственного регулирования процессов создания и финансирования РИД.
Статистические службы региональной власти должны осуществить разработку и внедрение реального инструмента по диагностике эффектив-
ности малых и средних предприятий, имеющих результаты интеллектуальной деятельности (РИД). При соответствующей доработке этот инструмент может стать региональной моделью, методикой определения экономической эффективности инновационного бизнеса и являться предметом дальнейшего исследования. Это поможет избавиться от зависимости крупного сырьевого бизнеса. Правильный путь — это путь совершенствования финансовой поддержки МСБ, и прежде всего за счёт включения в централизованный региональный оборот нематериального, инновационного актива предприятий, способного стать одним из финансовых регуляторов социально-экономического развития регионов.
Таким образом, в перспективе МСБ должен стать социальным и эффективным, действующим в режиме рационального производства и потребления. Рациональное производство — это нано-технологии, это биотехнологии, всё, что связано с максимальным продуктом при минимальном
потреблении энергетических и материальных ресурсов. Это всё может быть сделано при участии науки, технологий, государственных финансов и их эффективном использовании.
Литература
1. Нижегородцев P.M., Никитенко С.М. Эффективные механизмы модернизации и инновационного развития экономики. Кемерово: ООО «Сибирская издательская группа», 2010. С. 102-103.
2. Залозная Г.М., Майоров A.A. Финансовая составляющая эффективности предпринимательства в Оренбургской области // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. Вып. № 2 (100). С. 300-312.
3. Пестунов М.А. Финансовый механизм инновационного развития экономики предприятия // Финансы и кредит. 2008. № 24. С, 43-47.
4. Сатарова A.A. Финансово-правовые инструменты в борьбе с мировым финансовым кризисом // Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса: сб. науч. статей. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2009. С. 49—54.
5. Сеныпова Е.А. Лизинг интеллектуальной собственности // Сборник статей аспирантов и докторантов. СПб: СПГУТД, 2004.
6. ХотинскаяГ.И. НМАкакфакторповьппенияконкурентоспо-собности компании: финансово-экономический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 5.