Научная статья на тему 'Совершенствование управления инновационным развитием в постсоциалистических странах'

Совершенствование управления инновационным развитием в постсоциалистических странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ / СИСТЕМА МОНИТОРИНГА / ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПЛАНИРОВАНИЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СТРАНЫ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / INNOVATIVE DEVELOPMENT MANAGEMENT / SYSTEM OF MONITORING / PLANNING AND INNOVATION ACTIVITIES IMPLEMENTATION / POST-SOCIAL COUNTRIES / PROGNOSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галица И. А., Шевченко Н. Н., Галица А. С., Киндзерский Ю. В.

Рассмотрены методологические особенности государственного управления инновационной деятельностью. Показано, что оно может быть эффективным лишь при системном подходе и в сочетании с общегосударственным регулированием экономических процессов. Исследованы теоретические основы и описан механизм функционирования системы мониторинга, прогнозирования, планирования и обеспечения реализации инновационной деятельности (СМПР). СМПР позволяет концентрировать в одном механизме лучшие интеллектуальные ресурсы, имеющиеся на сегодняшний день, и использовать их для эффективного решения актуальных задач инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The improvement of innovative development management in post-social countries

Methodological peculiarities of innovative activities public management are considered in the article. It was approved that the public administration in the sphere would be effective only using system approach and in combination with the general regulation of economic processes. Theoretical basis is investigated as well as mechanism of System of Monitoring, Prognosis, Planning and Innovative Activities Implementation (SMPPIAI) is described. SMPPIAI affords the concentration of the best intellectual resources available today in one mechanism and their using for effective decision to solve actual problems of innovative development.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления инновационным развитием в постсоциалистических странах»

1 2 И. А. Галица , Н. Н. Шевченко

А. С. Галица3, Ю. В. Киндзерский4

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАНАХ

Вопросы управления инновационным развитием на всех уровнях хозяйствования приобретают в современных условиях первоочередное теоретическое и практическое значение. Об этом свидетельствуют публикации в ведущих научных изданиях. И это вполне естественно, поскольку в условиях исчерпания экстенсивных экономических факторов инновации становятся основным рычагом обеспечения конкурентоспособности и экономического роста, в конечном счете - основным источником благосостояния любой страны и ее населения.

Продуктивность инновационного процесса в значительной мере определяется эффективностью механизмов его организации [1, 2, 11, 12]. Именно от этих механизмов зависит, как быстро результаты фундаментальных исследований будут трансформироваться в прикладные разработки, а последние - воплощаться в конкретные инновации, которые будут внедряться на всех уровнях хозяйствования.

Под влиянием глобализации набирают силы процессы, ориентированные на стратегии экономического развития регионов, городов, отдельных предпринимательских структур и особенно их объединений, которые создают конкурентные преимущества в использовании инновационных технологий на отдельных предприятиях. В мировой экономической литературе такие объединения получили название кластерных моделей, сетевых структур, альянсов и т. п. [6, с. 76]. В последние годы подобные объединения появились в РФ, Украине, других постсоциалистических странах и довольно активно начинают влиять на их экономическое развитие [7, 8, 9].

В значительной части постсоциалистических стран разработана законодательная база в области инновационной и научно-технической деятельности [3, 4, 5]. Однако в большинстве этих государств не созданы постоянно действующие общегосударственные системы прогнозирования, планирования, мониторинга и реализации инновационной политики. В то же время в условиях глобализации, усиления международной конкуренции и мирового финансово-экономического кризиса нельзя обеспечить устойчивые конкурентные преимущества без эффективного функционирования таких систем, что обусловливает особую актуальность их скорейшей разработки и внедрения.

Концептуальные подходы к государственному регулированию инновационной деятельности

Говоря об управлении инновационными процессами, обратим внимание на два крайне важных момента.

Во-первых, государственное регулирование инновационной деятельности имеет смысл и будет высокоэффективным, если оно осуществляется в пределах и в тесной связи с общеэкономическим государственным регулированием и является одной из его подсистем [10]. Основная цель общеэкономического государственного регулирования состоит в том, чтобы гибко и непротиворечиво согласовать общенациональные интересы и интересы всех

1 Ведущий научный сотрудник Государственного учреждения «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины», д-р экон. наук. E-mail.: igalica@ukrpost.net

2 Старший научный сотрудник Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки им. Г. М. Доброва НАН Украины, канд. физ.-мат. наук. E-mail.: igalica@ukrpost.net

3 Профессор Киевской государственной академии водного транспорта, канд. юридических наук. E-mail.: igalica@ukrpost.net

4 Старший научный сотрудник Государственного учреждения «Институт экономики и прогнозирования НАН Украины», канд. экон. наук. E-mail.: igalica@ukrpost.net

субъектов рыночного хозяйствования. Речь не должна идти о замещении рыночных механизмов методами директивного управления. Общеэкономическое государственное регулирование в рыночном хозяйстве должно быть направлено:

• на выполнение экономических функций, которые не может или не считает возможным выполнять частный капитал;

• анализ возможностей, прогнозирование, профилактику возникновения конфликтов, а в случае невозможности их предупреждения - ликвидацию последствий конфликтов в экономической сфере (анти конфликтная функция);

• создание на микроуровне экономико-правовой среды (экономико-правовых «правил игры»), стимулирующей субъектов предпринимательской деятельности к наиболее эффективному хозяйствованию;

• непосредственное управление экономикой, т. е. вмешательство в экономические процессы с целью направить их в русло, отвечающее общенациональным интересам.

Искусство государственного регулирования экономики состоит в том, что бы гибко и непротиворечиво согласовать имманентные интересы всех субъектов рыночной деятельности (наемных работников, работодателей, субъектов хозяйствования всех форм собственности, общегосударственных и местных органов власти и т. д.) и достичь их баланса на конкретном этапе развития. Несогласованность указанных интересов, существенное и постоянное ущемление интересов хотя бы одного из субъектов рыночной деятельности может привести к длительным конфликтам с тяжело преодолеваемыми последствиями.

Во-вторых, в современных условиях информационно-аналитического обеспечения инновационной политики и мониторинга состояния инновационного развития экономики недостаточно для обеспечения существенных конкурентных преимуществ на внутреннем и внешнем рынках. Эти аспекты являются крайне важными и необходимыми, однако далеко не достаточными. Для разработки и внедрения инновационной модели развития постсоциалистических стран необходимо построить систему мониторинга, прогнозирования, планирования и обеспечения реализации инновационной деятельности (далее - СМПР), согласованную с общеэкономической системой прогнозирования и планирования, эффективно функционирующую и составляющую фундамент инновационной модели развития. Без нее нельзя создать основы национальной инновационной системы, обеспечить единство и непротиворечивость управления инновационным процессом.

Инновации являются определяющим фактором общественного прогресса, поэтому существенные конкурентные преимущества экономик постсоциалистических стран могут быть обеспечены лишь при ориентации государственной политики и управления на внедрение инновационной модели развития. Управление инновационными процессами необходимо, по крайней мере, в силу трех причин. Во-первых, каждая инновация вызывает цепную реакцию изменений во всем производственном процессе, отражаясь на конечных результатах деятельности как отдельной организации, так и всей экономики. Во-вторых, инновации неодинаковы по своим качественным характеристикам и степени влияния на экономику, поэтому необходимо оценивать возможные последствия их внедрения на микро-и макроуровнях. В-третьих, инновации не являются одиночными явлениями, они составляют многочисленную совокупность (как в пространственном, так и временном измерении). Их влияние является взаимодополняющим, или системным, поэтому стохастическое возникновение отдельных инноваций может отразиться на качестве всей системы и привести к непредсказуемым последствиям. Таким образом, чтобы обеспечить эффективность инновационного развития, необходимо создание соответствующей СМПР в качестве подсистемы общеэкономической системы прогнозирования и планирования.

В СМПР должны входить:

1. Информационно-аналитическая подсистема, осуществляющая паспортизацию и анализ развития инновационной деятельности в мире и в соответствующей постсоциалистической стране на основе использования всех доступных информационных источников и материалов всех заинтересованных организаций и учреждений данной страны.

2. Подсистема (институт) государственных и негосударственных научно-технических экспертов, направленная на формирование и структурирование институтов государственных и негосударственных научно-технических экспертов, использование результатов их интеллектуальной деятельности при подготовке и реализации инновационной политики.

Государственный научно-технический эксперт (далее - государственный эксперт) -это научный работник или высококвалифицированный специалист, имеющий выдающиеся достижения в той или иной области (областях) научно-технической или профессиональной деятельности, прошедший конкурсный отбор, принявший соответствующую присягу и предупрежденный об ответственности за подготовку экспертизы.

Государственные эксперты лично готовят экспертные заключения и несут за них персональную ответственность. Для государственных экспертов, имеющих этот статус в течение определенного времени, законодательно необходимо предусмотреть ряд материальных и моральных льгот. В случае лишения лица статуса государственного эксперта в связи с нарушением правил подготовки экспертных заключений или подготовкой некачественных заключений он лишается права на получение материальных и моральных льгот. Государственные эксперты формируются в специальные экспертные группы по направлениям деятельности.

Стратегические прогнозы мирового развития инновационных процессов, стратегия инновационного развития постсоциалистических стран, среднесрочные стратегические прогнозы и планы их развития формируются и корректируются на основе выводов и предложений государственных экспертов.

Работу по формированию, структурированию и использованию института государственных экспертов должен выполнять общегосударственный координирующий орган подсистемы формирования государственных и негосударственных научно-технических экспертов.

В случае необходимости государственные эксперты используют материалы и выводы негосударственных экспертов, которыми могут быть любые юридические и физические лица, обладающие соответствующими знаниями и наработками и готовые их передать государственным экспертам. Негосударственные эксперты работают исключительно на общественных началах.

3. Подсистема стратегического прогнозирования инновационного развития занимается разработкой прогноза мирового развития инновационных процессов на основе комплекса информационных ресурсов, поступающих из информационно-аналитической подсистемы. По материалам этого прогноза с учетом имеющихся и перспективных ресурсов1 разрабатываются прогноз и стратегия инновационного развития конкретной постсоциалистической страны на 15 лет.

4. Подсистема среднесрочного стратегического прогнозирования предусматривает создание на основе стратегических прогнозов стратегии инновационного развития государства на пять лет, определяющей:

• общие цели инновационного развития государства и аналогичные цели для его регионов;

• пути и ресурсы, необходимые для достижения указанных целей;

• четкий перечень условий, при возникновении которых может изменяться стратегия;

• четкий и однозначный механизм внесения изменений в стратегию.

5. Подсистема среднесрочного планирования предусматривает разработку на основе среднесрочной стратегии на каждые пять лет государственных планов инновационного развития, включающих формирование планов разработки и внесения изменений в законодательство и нормативные акты в соответствии с поставленными целями и планов

1 Под перспективными ресурсами мы понимаем ресурсы, которые не используются в настоящее время, но объективно могут быть задействованы в будущем.

государственных инновационных программ, направленных на реализацию общегосударственных целей и осуществляемых при государственной поддержке.

Причем необходимо нормативно установить, что среднесрочные стратегия и планы должны корректироваться исключительно в соответствии с установленным механизмом внесения изменений; на них не могут влиять текущие политические процессы.

6. Подсистема реализации и контроля выполнения среднесрочных планов координирует и контролирует выполнение среднесрочных планов.

7. Подсистема безопасности. Информация, вырабатываемая СМПР, и функционирование самой СМПР являются важнейшим конкурентным ресурсом и должны составлять строжайшую государственную тайну. Исключение составляют отдельные, заранее четко установленные элементы информации, вырабатываемой СМПР, и отдельные детали ее функционирования. Подсистема безопасности обеспечивает секретность информации, которая вырабатывается СМПР, и деятельности самой СМПР.

Механизм функционирования СМПР

Механизм функционирования СМПР формируется из ряда операций, определенным образом связанных с другими операциями.

Операция 1. Центральный государственный орган исполнительной власти в области науки и инновационной деятельности (далее - Центральный орган) формирует и осуществляет общее руководство координирующими органами следующих подсистем:

• информационно-аналитической;

• института государственных и негосударственных научно-технических экспертов;

• стратегического прогнозирования инновационного развития;

• среднесрочного стратегического прогнозирования инновационного развития;

• среднесрочного планирования инновационного развития;

• реализации и контроля за выполнением среднесрочных планов инновационного

развития;

• безопасности.

Координирующим органом отдельной подсистемы выступает уже существующее или специально созданное государственное учреждение (институт), которое по своему функциональному назначению, организации и опыту деятельности более всего отвечает задачам вверенной ему подсистемы.

Механизм функционирования информационно-аналитической подсистемы

Операция 2. Общегосударственный координирующий орган информационно-аналитической подсистемы (далее - ОИАП) на основе информации, поступающей из разных источников, проводит паспортизацию:

• научных разработок, законченных в стране;

• научных разработок, которые проводятся в государстве;

• объектов интеллектуальной собственности, разработанных в стране;

• научных работников;

• научных работников, которые занимаются исследованиями в области развития науки и инновационной деятельности;

• научных организаций;

• научных организаций, которые занимаются исследованиями в области развития науки и инновационной деятельности.

1 Описана конечная модификация механизма, которая, с точки зрения авторов, является наиболее рациональной в современных условиях. Базовые модификации механизмов, на основе которых синтезирована конечная модификация, не представлены, поскольку их невозможно раскрыть в рамках журнальной статьи.

Паспорт по каждому из перечисленных направлений должен быть детально разработан и содержать информацию, необходимую для принятия соответствующих решений.

Если существующая статистическая отчетность не содержит всей нужной информации, целесообразно законодательно ввести дополнительную статистическую отчетность.

Операция 3. Сбор и обработка информации о развитии инновационных процессов в мире и в отдельных странах.

Операция 4. Формирование баз данных о научно-техническом состоянии и инновационном развитии экономики конкретной постсоциалистической страны, в частности, баз данных:

• законченных научных разработок;

• выполняемых научных разработок;

• созданных объектов интеллектуальной собственности;

• научных работников;

• научных работников, которые занимаются исследованиями в области развития науки и инновационной деятельности;

• высококвалифицированных специалистов;

• научных организаций;

• научных организаций, которые занимаются исследованиями в области развития науки и инновационной деятельности.

Операция 5. Постоянное корректирование указанных выше баз данных в соответствии с поступлением информации.

Операция 6. Предоставление информации во все другие подсистемы СМПР по их требованию.

Механизм функционирования подсистемы (института) государственных и негосударственных научно-технических экспертов

Операция 7. Анализ общегосударственным координирующим органом подсистемы (института) государственных и негосударственных научно-технических экспертов (далее -ОПЭ) информации, полученной из баз данных и касающейся научных работников (в том числе тех, которые занимаются исследованиями в области развития науки и инновационной деятельности) и высококвалифицированных специалистов.

Операция 8. Определение критериев, в соответствии с которыми научному работнику или высококвалифицированному специалисту может предоставляться статус государственного эксперта.

Операция 9. Формирование списка претендентов на получение статуса государственного эксперта.

Операция 10. Формирование и утверждение состава экспертных комиссий по предварительному рассмотрению личных дел претендентов на получение статуса государственного эксперта. Предварительное рассмотрение этими комиссиями личных дел.

Операция 11. Формирование и утверждение состава специальных экспертных комиссий по рассмотрению личных дел претендентов на получение статуса государственного эксперта.

Операция 12. Рассмотрение специальными экспертными комиссиями личных дел претендентов на получение статуса государственного эксперта и отбор в соответствии с установленными критериями кандидатов на присвоение указанного статуса. Предоставление соответствующего списка на рассмотрение ОПЭ.

Операция 13. Рассмотрение ОПЭ представленного списка и утверждение (отклонение) представленных кандидатур.

Операция 14. Принятие утвержденными кандидатами присяги государственного эксперта и предупреждение их об ответственности за проведение экспертизы; присвоение им статуса государственного эксперта.

Операция 15. Структурирование государственных экспертов по соответствующим направлениям научно-технической и инновационной деятельности.

Операция 16. Создание дисциплинарной комиссии по рассмотрению личных дел государственных экспертов.

Операция 17. Рассмотрение дисциплинарной комиссией личных дел государственных экспертов, которые нарушили присягу, и предупреждение об ответственности за проведение экспертизы и представление соответствующих предложений ОПЭ о лишении (нелишении) того или иного лица статуса государственного эксперта.

Операция 18. Рассмотрение ОПЭ представления дисциплинарной комиссии и утверждение (неутверждение) предложения о лишении (нелишении) того или иного лица статуса государственного эксперта.

Операция 19. Предоставление ОПЭ информации в другие подсистемы СМПР.

Механизм функционирования подсистем стратегического и среднесрочного стратегического прогнозирования инновационного развития, а также подсистемы среднесрочного планирования инновационного развития1

Операция 20. Общегосударственный координирующий орган указанных выше подсистем:

• получает всю необходимую информацию из других подсистем СМПР;

• формирует программы работ.

Операция 21. Общегосударственный координирующий орган указанных подсистемы формирует:

• рабочие группы из государственных экспертов для выполнения задач программы

работ;

• экспертный орган для оценки материалов, представленных рабочими группами;

• апелляционный орган для рассмотрения результатов экспертизы, проведенной экспертным органом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Операция 22. Рабочие группы выполняют поставленные перед ними задачи в пределах программы работ и представляют подготовленные материалы на рассмотрение экспертного органа.

Операция 23. Экспертный орган проводит экспертизу материалов, подготовленных рабочими группами, и в случае ее положительного результата передает указанные материалы общегосударственному координирующему органу подсистемы.

Операция 24. Если выводы экспертного органа отрицательные, рабочая группа может подать подготовленные ею материалы в апелляционный орган для повторного проведения экспертизы.

Операция 25. Апелляционный орган проводит дополнительную экспертизу.

При положительных выводах материалы рабочей группы передаются общегосударственному координирующему органу подсистемы. В случае отрицательного вывода решается вопрос о лишении членов рабочей группы статуса государственных экспертов.

Операция 26. Общегосударственный координирующий орган на основе материалов рабочих групп, которые успешно прошли экспертизу в экспертном и апелляционном органах, формирует конечный документ, который является результатом деятельности подсистемы.

1 В методологическом плане механизмы функционирования этих подсистем являются однотипными.

Для подсистемы стратегического прогнозирования инновационного развития конечными документами являются прогноз мирового развития инновационных процессов,

а также прогноз и стратегия инновационного развития конкретной постсоциалистической страны на 15 лет.

Для подсистемы среднесрочного стратегического прогнозирования инновационного развития конечный документ - стратегия инновационного развития государства на пять лет.

Для подсистемы среднесрочного планирования инновационного развития конечный документ - государственные планы инновационного развития.

Причем конечный документ предыдущей подсистемы служит основой для деятельности последующей. Так, стратегия инновационного развития государства на пять лет служит основой для разработки государственных планов инновационного развития.

Операция 27. Общегосударственный координирующий орган в случае необходимости корректирует конечный документ, который является результатом деятельности подсистемы, если:

• поступила новая информация из других подсистем;

• коррекцию инициирует тот или иной государственный эксперт.

Механизм функционирования подсистемы реализации и контроля за выполнением среднесрочных планов

Операция 28. Общегосударственный координирующий орган подсистемы осуществляет координацию выполнения среднесрочных планов и контроль за их выполнением.

Механизм функционирования подсистемы безопасности

Операция 29. Общегосударственный координирующий орган данной подсистемы обеспечивает режим секретности как информации, которая вырабатывается СМПР, так и деятельности самой СМПР.

Отметим, что создание СМПР, как правило, не требует дополнительных бюджетных и внебюджетных средств. В большинстве постсоциалистических стран она полностью может быть создана в пределах средств, которые в современных условиях выделяются на науку и инновационную деятельность. В подавляющем большинстве случаев СМПР практически не требует создания новых институтов и организаций. Она лишь изменяет связи между институтами, которые осуществляют инновационную деятельность, объединяя их в одну постоянно действующую систему, и позволяет получить за счет этого синергетический эффект.

Список литературы

1. Аленкова, И. В. Инновации в организации деятельности производства / И. В. Аленкова //Экономическое возрождение России. - 2009. - № 1 (19). - С. 71-76.

2. Анискин Ю. П. Организационные аспекты инновационного развития экономики / Ю. П. Анискин // Экономическое возрождение России. - 2005. - № 2(4). - С. 19-21.

3. Асаул, А. Н. Высокотехнологический комплекс: определение экономического роста страны / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (17). - С. 3-8.

4. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями -залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. -2009. - № 1 (19). - С. 3-8.

5. Асаул, А. Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4 (22). - С. 3-7.

6. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(12). - С. 75-87.

7. Войнаренко М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине/ М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России - 2007. - № 4(14). - С. 68-83.

8. Георгиев, Р. Развитие инновационных сетей и альянсов в условиях глобализации // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 8-12.

9. Гордеев, Д. А. Формирование локальных инновационных систем в предпринимательстве / Д. А. Гордеев // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (17). - С. 47-56.

10. Кузык, Б. Н. О долгосрочном прогнозировании и стратегии инновационного развития России в XXI веке / Б. Н. Кузык // Экономическое возрождение России. -2004. - №2 - С. 5-14.27

11. Моисеева, Н. К. Инновационная модель развития предприятий на основе синергии знаний (маркетинговый аспект) / Н. К. Моисеева // Экономическое возрождение России. -2005. -№ 2(4). - С. 71-75.

12. Павлов, К. В. Инвестиции и инновации интенсивного и экстенсивного типа / К. В. Павлов // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 50-60.

The list of the literature

1. Alenkova, I. V. Innovation in the organization of activity of manufacture//Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). -p. 71-76.

2. Aniskin, J. P. Organizational aspects of innovative development of eco-nomic //Economic revival of Russia. - 2005. - № 2 (4). -p. 19-21.

3. Asaul, A. N. Highly a complex: definition of economic growth of the country.//Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - P. 3-8.

4. Asaul, A. N. Preparation of engineers-managers on management of innovations — a company guarantee of successful development//Economic revival of Russia. - 2009. - № 1 (19). -P. 3-8.

5. Asaul, A. N. The problems of innovative development of the domestic economy // Economic revival of Russia. - 2009. - № 4 (22). - p. 3-7.

6. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine //Economic revival of Russia. -2007. - № 1 (12). - P. 75-87.

7. Voynarenko, M. P. Cluster models association of the enterprises in Ukraine. -2007. - № 4 (14). - p. 68-83.

8. Georges, R. The development of innovative networks and alliances in the context of globalization // Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - p. 8-12.

9. Gordeyev, D. A. The formation of local systems of innovation in business. // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (17). - p. 47-56.

10. Kuzyk, B. N. About long-term forecasting and innovation strategy of developments of Russia in the XXI century // Economic revival of Russia. - 2004. - №2. - p. 5-14.

11. Moiseyev, N. K. Innovatsionnaja model of development of the enterprises on the basis of a synergy of knowledge (marketing aspect) // Economic revival of Russia. - 2005. № 2 (4). - p. 7175.

12. Pavlov, K. V. Investment and innovations of intensive and extensive type // Economic revival of Russia. -2009. - № 2 (20). - S. 50-60.

В серии книг при редакции журнала «Экономическое возрождение России» в плане на 2010 год намечен к выпуску комплект учебных пособий и учебников, разработанный авторским коллективом ученых Санкт-Петербургского Архитектурно-строительного университета под руководством заслуженного деятеля науки РФ, доктора экономических наук, профессора А. Н. Асаула, для подготовки бакалавров техники и технологии по направлению «Инноватика»:

1. Введение в инноватику.

2. Инфраструктура нововведений.

3.Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности.

4. Управление инновационной деятельностью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.