Научная статья на тему 'Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленных предприятий'

Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2589
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS / MANAGEMENT / BUSINESS PROCESS / FUNCTIONAL AND PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачева Н. В., Одиноченков В. В.

Предлагается рассматривать инновационный процесс как бизнес-процесс, ориентированный на конечного потребителя, а, следовательно, требующий рыночно-ориентированного управления. Обосновывается необходимость функционально-процессного подхода к управлению инновационной деятельностью на предприятиях промышленности. Даются рекомендации по организации такого управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MANAGEMENT OF THE INNOVATIVE ACTIVITY OF THE INDUSTRIAL ENTERPRISES

It is offered to consider innovative process as the business process focused on the end user, and, therefore, demanding the market focused management. Need of functional and process approach to management of innovative activity at the enterprises of the industry locates. Recommendations about the organization of such management are made.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления инновационной деятельностью промышленных предприятий»

УДК 658

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н.В.Грачева, В.В.Одиноченков

Предлагается рассматривать инновационный процесс как бизнес-процесс, ориентированный на конечного потребителя, а, следовательно, требующий рыночно-ориентированного управления. Обосновывается необходимость функционально-процессного подхода к управлению инновационной деятельностью на предприятиях промышленности. Даются рекомендации по организации такого управления. Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационный процесс, управление, бизнес-процесс, функционально-процессный подход.

Инновационная деятельность неразрывно связана со способностью порождать новое, инновации. В положениях предприятий промышленности о структурах, исполняющих эту деятельность, порождение нового отражено в таких ее видах как создание новых и модернизированных конструкций изделий (машин, аппаратов, приборов, механизмов), обеспечение высокого технического уровня продукции, соответствующего современным достижениям науки и техники, принятие мер по ускорению освоения в производстве перспективных конструкторских разработок, новейших материалов, внедрение в производство научно-технических достижений, проектирование и внедрение прогрессивных технологических процессов и др.

Востребованность в новом в современной экономике во многом продиктована потребительским рынком и конкуренцией. Они определяют характер поведения инновационной деятельности, ее динамику, возможности развития, виды инноваций.

В концепции инновационной политики Российской федерации инновационная деятельность определяется как процесс, направленный на реализацию законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке [6].

Исходя из этих предпосылок, можно сказать, что инновационная деятельность есть интегрированное понятие, отражающее в себе характер ее видов: исследовательской, экспериментальной, проектной по продуктам и технологиям и коммерческой деятельности.

Однако судя, по вышеприведенному перечню работ, предусмотренному положениями предприятий для структур инновационной деятельности, им отведена роль чисто техническая. Как таковой коммерческой деятельности они не осуществляют.

Вместе с тем в современной экономике все более отчетливой видятся научно-технические структуры предприятий в роли активно включенных в рыночные отношения субъектов. В таком проявлении инновационная деятельность может стать тем основным фактором, который способен обеспечить повышение эффективности производства, его конкурентоспособность и общее развитие самих структур и предприятий [4]. Отсюда все, что связано с инновационной деятельностью в промышленности приобретает большое значение. Особо это относится к ее управлению. Прежде всего, важно здесь уяснить саму сущность современного инновационного управления.

Управление вообще рассматриваются с разных позиций. Например, оно определяется в качестве системы координации путем установления соподчиненности работников и границ их ответственности в иерархии управления [10]. Представители классической школы считают, что управление формируется на основе функций [10, 11]. Управление рассматривается также с позиции общественных отношений: производственных, политических, юридических [12], или в виде совокупности форм

организаций [8]. Определяется управление и как система, переходящая из одного состояния в новое [1, 2].

Рассматривая перечисленные определения, можно сказать, что в совокупности они всесторонне характеризуют управление, представляя его в широкой (системная позиция) и узкой (иерархическая позиция соподчиненностей и ответственностей) трактовке. Широкую трактовку, находим, безотносительной к какому-то определенному объекту По ней управление представляется как субстанция, одинаково проявляющая себя будь это в природе, в живых организмах или обществе. По определению управления как системы, оно может быть отнесено к множеству систем, а не только к системе промышленного предприятия. Вообще, понятие системы относится больше к кибернетике, рассматривающей ее абстрактно вне зависимости от принадлежности к какому-то объекту Это означает, что понятие управления как системы не отражает в нужной степени сути конкретного, поэтому оно не может являться достаточным, емко, характеризующим его существо.

В узкой трактовке управление, наоборот, сводится к слишком единичному, которое не показывает его природы как явления сложного и многогранного по содержанию, видя его в качестве только организующего соподчиненность и иерархию.

На наш взгляд, должно быть видение управления не только как формы (системы, иерархии), но и содержания, т.к. под содержание создаются формы (под жидкость посуда, под груз автомобиль, под металлообработку металообрабатывающий станок, под деревообработку деревообрабатывающий и т.д.). С этой позиции, мы думаем, предпочтительнее других выглядит функциональный подход к управлению.

В функциях, определяемых управленческими, отметим общее для управления то их свойство, что именно в совокупности функций рассматривается его содержание[3]. Каждая функция акцентирует внимание на определенной специфической стороне управления в совокупности же те функции, которые обнаруживают между собой устойчивые причинно-следственные связи, его и характеризуют.

Функции, определяемые как виды деятельности, делят управление на общее предприятием, управление основным и обслуживающим производство, его технической подготовкой, экономическое и организационное, инновационное и инвестиционное управление и т.д. Под функции формируются системы и подсистемы, отношения и их виды, организация предприятия и его подразделений.

Осуществляющие в производстве специфическую инновационную деятельность специалисты участвуют в общем производственном процессе. Их деятельность, таким образом, не может быть не согласована сама по себе и с деятельностью других участников производственного процесса. В силу этого возникает потребность в управлении инновационной деятельностью, которое, по аналогии с управлением предприятием, следовательно, реализуется посредством выполнения комплекса функций в части, относящейся к научно-технической подготовке производства, к созданию и внедрению инноваций. Отсюда следует, что управление инновационной деятельностью также несет в себе функциональную сущность.

Признанной классификацией управленческих функций является их деление на общие и конкретные. Называется разное число общих функций: две [5], их ряды [7], пять функций, их комплекс [3]. В отечественной практике в основном оперируют пятью общими функциями. Эти функции: планирование, организация, регулирование, контроль, мотивация. Главными характеристиками их является всеобщая востребованность по видам деятельности, звеньям, уровням управления, а также необходимая достаточность для полного обеспечения цельного логически выстроенного процесса от его начальной до завершающей стадии.

По каждому такому процессу планируются результативные показатели. Для их достижения организуется материальный, трудовой, финансовый, информационный ресурс. Далее, в режиме реального времени процесс регулируется (принимаются оперативные

меры по отклонениям хода процесса, например, при несвоевременной обеспеченности его ресурсом), контролируется (состояние выполнения плановых показателей), мотивируется (вознаграждение за труд).

Для процессов, состоящих из отдельных этапов деятельности, например, этапа научно-исследовательской работы, конструирования продукта, разработки технологии, общие функции конкретизируются по видам этих работ. Дальше, в рамках этого преобразования функции делятся по структурным подразделениям и исполнителям процесса.

В каждом конкретном случае управление в зависимости от целей инновационного процесса будет иметь свою по составу и специфике содержания комбинацию функций. Однако ограничиться только подбором состава функций является недостаточным. Необходимо еще установить объект, на который будет воздействовать управление посредством функций, их направленность, т.к. сами по себе функции не определяют последовательности этапов деятельности ее состояния, внутренних импульсов развития. Кроме того, создание нового продукта предполагает выполнение целого ряда этапов и работ, расположенных в определенной логической последовательности. Но всякая совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата представляет собой определенный процесс. Таким образом, только в виде инновационного процесса инновационная деятельность становится объектом управления.

Следовательно, когда функциональное управление вступает во взаимодействие с процессным управлением, тогда оно реализует себя полностью.

Объектом функционально-процессного управления в промышленной сфере является конструкторская и технологическая деятельность, состоящая из крупных этапов и ряда различной сложности формирующих их ее видов. Отсюда можно сказать, что данный процесс является сложным процессом. Частными процессами являются его этапы и работы. Как частные они могут выступать в качестве относительно обособленных самостоятельных процессов. Отсюда возможна их структуризация в виде функциональных подразделений. Обособляются по видам деятельности конструкторские, технологические, опытно-исследовательские и другие структуры предприятий с соответствующим для них своим законченным циклом работ. Такие структурные образования вполне логичны, ибо инновация рассматривается как позитивное изменение, имеющее смысл в рамках конкретной системы ценностей, которые могут определяться субъективно: с позиции конкретной ситуации, конкретного потребительского интереса, например, интереса инвестора, субъекта хозяйствования, того же предприятия и т.д. Имеют интересы и структурные подразделения предприятий, исходя из которых, они строят свою работу.

В таком обособленном, со своими интересами состоянии работает большинство промышленных предприятий. В них опытно-конструкторские и технологические работы выполняются самостоятельными, зачастую не увязанными единой целью подразделениями. При такой работе обеспечить четко скоординированные действия конструкторских и технологических подразделений в процессе создания ими готового для продажи на потребительном рынке интеллектуального продукта, во многих случаях не удается. Вместе с тем в сложном процессе частные процессы не протекают изолированно друг от друга. Важнейшим свойством сложного процесса является как раз его диффузионная составляющая, под которой следует понимать тесную взаимосвязь между собой частных процессов. Это, тем более должно относиться к взаимодействующим и значительно влияющим друг на друга процессам конструкторской и технологической подготовкой производства, составляющих инновационный процесс.

Таким образом, по принципу реализации в инновационном процессе конкретной системы ценностей методологически правильным будет восприятие его в качестве, первое, частного инновационного процесса (реализация отдельно взятой ценности), второе, сложного инновационного процесса, как комплексно интегрирующего в себе

частные процессы (реализация совокупных ценностей). Отсюда важным качественным преимуществом функционально-процессного подхода к управлению следует считать то, что он позволяет соединить в единую систему интересов отдельно взятые интересы, а, следовательно, реализовать взаимосвязанные одной целью процессы с получением синергического конечного результата, которым, например, может быть совместная конструкторская и технологическая подготовка нового продукта к производству.

Соединение частных процессов в одном можно назвать сложным процессом или системой процессов. Но независимо от названия, суть последних сводится к тому, что они расширяют поле управления инновационной деятельностью, делая возможным переход от построения частных процессов к сложным или к системе процессов с задачами:

- постановки цели построения сложного процесса или системы процессов;

- набора частных процессов, составляющих сложный процесс или систему процессов;

-определение входов и выходов каждого из частных процессов, включенных в сложный процесс или систему процессов (ресурс отдельных процессов и системы процессов, промежуточные результаты, конечный результат) и получение от сложного процесса синергического результата;

- построение инновационного процесса в соответствии с приоритетом этапов и работ.

Главное же, состоит в том, что функционально-процессное управление способно объединить отдельные процессы инновационной деятельности в сложный процесс или систему процессов с возможностями его осуществления по одной из следующих структурных схем жизненного цикла инновации: «проектирование - научно-технический продукт (инновация) - производство - рынок» или «проектирование - научно-технический продукт (инновация) - рынок». Инновационный процесс, выполняемый по таким схемам жизненного цикла инновации, заключительным этапом которого является ее коммерциализация, выражающая рыночную суть деятельности научно-технических структур промышленных предприятий, выступает уже не просто процессом самим по себе, а в качестве бизнес-процесса.

Бизнес-процесс, по имеющимся в теории определениям, рассматривается в качестве структурированного конечного множества действий по проектированию специфической услуги или продукта для конкретного потребителя или рынка.

Для инновационных структур это означает возможность независимой от предприятия реализации данного продукта. Таким продуктом может быть конструкторский проект, технология, продукт производства, созданный и произведенный совместными усилиями разработчика и производителя, ноу-хау и др.

Отсюда, чтобы для инновационных структур промышленных предприятий успешно решить проблему рынка, возникает необходимость в управлении, во-первых, ориентированном на создание товарного вида конкурентоспособного на рынке инновационного продукта, во-вторых, способном обеспечивать единство взаимодействия в инновационном бизнес-процессе различных служб и специалистов предприятия.

Как показывает практика, во многом это достигается созданием единых научно-технических структур предприятий в виде конструкторско-технологических отделов, опытно-конструкторских бюро в составе предприятий с расширенными полномочиями или опытно-конструкторских бюро при предприятиях с предоставлением им широкой самостоятельности. С переходом к таким структурам в сфере инновационной деятельности повышается мобильность управления, создается возможность развития инновационных структур как бизнес-структур.

Все большое распространение на предприятиях находят структуры, организованные, первое, по продуктовому (технологическому) принципу, второе, по проектному принципу. Они обеспечивают полный жизненный цикл нового продукта.

Функционирование ведущих предприятий развитых стран мира показывает, что их

успехи связаны с созданием именно целостных систем управления инновациями посредством интеграции инновационных подразделений.

С этих позиций для отечественных предприятий можно предложить организационную структуру рыночно-ориентированного управления научно-технической и инновационной деятельностью в системе промышленного предприятия, предусматривающую в своем составе центр научно-технического и инновационного развития, главными функциями которого было бы обеспечение взаимодействия всех участников научно-технической сферы деятельности и выполнение наравне с производственной рыночной функции. В определенной мере этим решается задача партнерских отношений с внешними структурами, например, с такими как технологические парки и инкубаторы, технологические центры и технополисы, фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.

Создание управления, ориентированного на обеспечение условий для функционального расширения содержания инновационной деятельности в промышленности позволит с равновыгодным для тех и других результатом научно-техническим структурам предприятий максимально использовать свой потенциал и обеспечить свои интересы.

В современных условиях деятельность предприятий промышленности требует большего ориентирования структур, функционирующих в их научно-технической сфере, на рынок. Решение данной проблемы предполагает развитие содержания и форм управления инновационной деятельностью. К настоящему времени оно сложилось таким, что в основном решает задачу по обеспечению создания и внедрения в производстве средств и предметов труда, технологий, новых видов продукции. Это определяет общую направленность управления инновационной деятельностью, однако, функционируя в таком виде, но в новых рыночных условиях, оно не удовлетворяет современным требованиям. Управление не решает на нужном качественном уровне важной для непосредственных исполнителей инновационной деятельности - конструкторов и технологов предприятий - задачу выполнения ими всего инновационного цикла, являющегося органическим соединением дорыночной и рыночной его стадий.

В условиях предприятий выполняются в основном стадии опытно- конструкторской и технологической подготовки производства. Дальше начинается производство, в котором конструкторам и технологам отводится роль, контролирующих в производстве соблюдение технологической дисциплины. Совсем без их участия идет процесс коммерциализации созданной ими инновационной продукции. Этим конструкторы и технологи, по сути, полностью исключены из рыночной стадии обеспечения жизненного цикла инновации с соответствующими отсюда последствиями: остается низкой творческая и материально - стимулирующая мотивация их труда, они лишены возможности быть полноправными субъектами рынка. Однако исследования, проведенные на предприятиях промышленности, показывают, что конструкторов и технологов такое положение в рыночной экономике уже не устраивает. Руководители и специалисты производственных подразделений сходятся на том, что конструкторно-технологическая деятельность должна стать в значительно большей мере рыночно- ориентированной. Это означает, что она должна распространяться на весь жизненный цикл нового продукта, который, как известно, включает наряду с его проектированием и производством также реализацию. Такому ходу развития инновационной деятельности должно соответствовать и управление.

Теория указывает на несколько базовых подходов к решению данной проблемы. Наиболее применяемыми являются следующие: системный, организационный, функциональный. Изучение вопроса позволяет считать, что и в методологическом, и практическом аспектах правильнее здесь будет исходить из версии функционального подхода. Дело в том, что только в комплексе функций раскрывается содержание управления, без знания которого всякая его архитектура будет или незаконченной или вообще неправильно выстроенной.

В то же время, как показывают исследования, решить проблему управления в рамках чисто функционального подхода не всегда удается. Дело в том, что каждая функция выполняет только свою задачу, а, следовательно, может осуществляться и вне связи с другими функциями. Например, если решается задача организации, то выполняется функция организации. Может быть выполнена функция планирования производства, но без учета ресурса других функций, например, без учета того, как будет вести себя функция организации. Во всех таких случаях управление решает частичную задачу. Отсюда возникают варианты распределения работы по отдельно реализуемым различными структурами управления фрагментам. Следствием же этого является низкая ориентация отдельно взятых структур на конечного потребителя и низкая их ответственность или полное отсутствие ее за конечный продукт предприятия, непосредственное участие, в создании которого они принимают. Так работает большинство промышленных предприятий. На большинстве предприятий опытно - конструкторские и технологические работы выполняются самостоятельно функционирующими в них конструкторскими и технологическими подразделениями. Каждое из них решает свои задачи, зачастую не увязанные единой целью. Вместе с тем, если ориентироваться на конечного потребителя, т. е. рынок, то без четкого согласования содержания (комплекса функций) и последовательности выполнения видов работ по функциям, что, по сути, выстраивается в определенный единый процесс, осилить проблему рынка подразделения не смогут. Получается, что управление, ориентированное на рынок, реализует себя полностью, только тогда, когда объектом его становится процесс, или, иначе говоря, когда функциональное управление вступает во взаимодействие с процессным управлением. Эти два вида управления в единстве, а в целом, выступая как инновационное управление, обеспечивают его качество [9].

Большим преимуществом функционально-процессного подхода является то, что он позволяет соединить в единую систему получения конечного результата различные, но взаимосвязанные одной целью процессы, например, те же процессы конструкторской и технологической подготовки нового продукта к производству. Это соединение частных процессов можно назвать сложным процессом или системой процессов. Но независимо от названия, суть их сводится к одному: они расширяют поле управленческой деятельности до следующего:

- определения цели построения сложного процесса или системы процессов;

- набора процессов, составляющих сложный процесс или систему процессов;

- определение входов и выходов каждого из процессов, включенных в сложный процесс или систему процессов (ресурса отдельных процессов и системы процессов, их промежуточных результатов, конечного результата);

- поэтапного построения процессов, входящих в сложный процесс или систему процессов (в соответствии с приоритетностью, последовательностью работ).

Главное же заключается в том, что через призму функционально- процессного подхода, способного объединить отдельные процессы инновационной деятельности в сложный процесс или систему процессов, создается возможность полного замыкания стадий инновационного цикла по одной из следующих его структурных схем: «проектирование - научно- технический продукт (инновация) - производство - рынок» или «проектирование - научно - технический продукт (инновация) - рынок». То есть, инновационный процесс в таком качестве выступает по всем критериям уже не просто как процесс сам по себе, а в качестве бизнес - процесса [13].

Практика показывает, что конструкторские и технологические подразделения далеки от таких схем работы. В силу бытующих до сих пор понятий, конструкторская и технологическая деятельность в системе промышленного предприятия воспринимается в качестве процессов, создающих новый продукт лишь для внутреннего пользования предприятием. Но такие инновационные процессы для непосредственных их исполнителей, хотя в некоторых случаях это пытаются делать, считать бизнес - процессом

можно лишь с большой оговоркой, ибо они не заканчиваются для исполнителей рыночной фазой.

Бизнес-процесс, по имеющимся в теории определениям, рассматривается в качестве структурированного конечного множества действий по проектированию специфической услуги или продукта для конкретного потребителя или рынка.

По этому определению можно сказать следующее. Во-первых, согласно ему, бизнес-процессом является ряд взаимосвязанных видов деятельности по проектированию, которые доводят созданный продукт до рынка. Во-вторых, бизнес-процесс предполагает необходимость приведения конечного множества действий к определенной структурированной их форме. В целом это открывает возможность соединения различных частных процессов в один комплексно- структурированный процесс. Такая потребность появляется тогда, когда объективным условием деятельности становится объединение усилий и тесная совместная работа конструкторов и технологов промышленных предприятий. Работа подобного построения как раз и требуется в инновационном бизнесе, оперирующем лишь готовым для коммерциализации продуктом. Соединение конструкторского и технологического труда в одном процессе в большинстве случаев и является определяющим в создании такого продукта, т.е. продукта, предназначенного непосредственно для рынка. Для конструкторов и технологов это означает и возможность независимой от предприятия реализации данного продукта. Таким продуктом может быть конструкторский проект, технология, продукт производства, созданный и произведенный совместными усилиями разработчика и производителя, ноу-хау и др.

Отсюда, чтобы для конструкторов и технологов промышленных предприятий успешно решить проблему рынка, возникает необходимость в управлении, первое, ориентированном на создание товарного вида конкурентоспособного на рынке инновационного продукта, второе, в управлении, способном обеспечивать единство взаимодействия в инновационном бизнес-процессе различных служб и специалистов предприятия. В целом, то и другое должно быть направлено на формирование жизненного цикла инновации, который бы включал все его стадии, в том числе и стадию коммерциализации. Это является значительным дополнением к тому, что уже делают конструкторы и технологи, осуществляя технологическую подготовку производства предприятия.

Столь существенные изменения в содержании инновационной деятельности, связанные с необходимостью усиления ее рыночной ориентации, требуют соответствующих структурированных, способных обеспечить нужный уровень управления форм его организации.

В настоящее время наиболее распространенной организационной структурой управления в практике промышленных предприятий является линейно - функциональная, которая охватывает все их подразделения и которой приписываются свойства обеспечения «конкретного организационного механизма выполнения функций управления». По данной структуре каждое подразделение в рамках отведенной ему функции решает свою задачу: одно осуществляет конструкторскую подготовку производства, другое занимается технологической подготовкой производства, третье решает задачу по заданному ей направлению инновационной деятельности. Такая организация управления в определенной мере устраивает предприятия. Она позволяет принимать решения, касающиеся работы конструкторских и технологических подразделений во взаимосвязи с производствами, цехами. Согласованность их деятельности обеспечивается планами технического развития предприятий или органиграммами. Однако практика показывает, что использование планов и органиграмм не решает следующего:

- не определяет инновационную стратегию как одну из составляющих стратегии развития предприятия;

- не обеспечивает комплексного подхода к развитию инновационной деятельности, который позволял бы увязать воедино мероприятия по осуществлению соответствующими подразделениями предприятия производственной и рыночной

функций;

- не способствует участвующим в инновационных процессах подразделениям и исполнителям, тесного их взаимодействия;

- затрудняет процесс концентрации ресурсов для осуществления крупных инновационных программ;

- не задействует в полной мере стимулирующий развитие инновационной деятельности ресурс мотивации.

Как показывает практика, во многом уровень управления повышается на предприятиях, создающих единые научно-технические структуры в виде конструкторско -технологических отделов, опытно - конструкторских бюро в составе предприятий с расширенными полномочиями или опытно- конструкторских бюро при предприятиях при предоставлении им широкой самостоятельности. С переходом к таким структурам в сфере инновационной деятельности повышается мобильность управления, создается возможность развития их структур именно как бизнес- структур.

В практике есть и другие примеры приближения управления инновационной деятельностью к рыночно ориентированному структурному построению. Так, все большее распространение на предприятиях находят структуры, организованные, первое, по продуктовому (технологическому) принципу, второе, по проектному принципу. Они обеспечивают полный жизненный цикл нового продукта.

Такое построение деятельности востребовало не только структурной перестройки управления научно - техническими службами предприятий, но и заставило пересмотреть условия его обеспечения: кадрового, информационного, экономического.

Практика функционирования ведущих предприятий развитых стран мира показывает, что их успехи связаны с созданием целостной системы управления инновациями. Это предполагает организационную структуру, в которой деятельность инновационных подразделений предприятий интегрируется. Вместе с интеграцией развитие организационных форм идет по пути создания научно-технических суперотделений. Их создание протекает двояким образом: в одних случаях объединяются два или несколько подразделений, в другом - групповой аппарат в высшем звене управления становится органом, непосредственно управляющим этими подразделениями.

Образование суперотделений связано с тем, что разработка и освоение новых видов изделий, эффективное обслуживание определенных потребителей продукции требует использования научно-технического потенциала нескольких подразделений. На наш взгляд, создание подобных структур для отечественных предприятий способствовало бы успешному решению многих задач по их инновационному развитию. В этих целях можно предложить организационную структуру рыночно- ориентированного управления научно - технической и инновационной деятельностью в системе промышленного предприятия, предусматривающую в своем составе центр научно-технического и инновационного развития, главными функциями которого было бы обеспечение взаимодействия всех участников научно - технической сферы деятельности и выполнение наравне с производственной рыночной функции. В определенной мере этим решается и задача развития партнерских отношений с внешними структурами, например, с такими как технологические парки и инкубаторы, технологические центры и технополисы, фонды содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Как показывает практика, большие возможности научно-технических подразделений открываются при вхождении предприятий в финансово-промышленные группы.

Но чтобы управление приобрело действительно истинные формы качественных преобразований, необходимо решить самую важную, на наш взгляд и взгляд многих специалистов, проблему. Подразделениям промышленных предприятий, занимающимся научно-техническими и технологическими разработками, надо прежде заявить о себе как о серьёзном рыночном партнере. Это возможно сделать, если для научно-технологических подразделений, входящим в состав промышленных предприятий в

качестве их структурных единиц, будет определен рыночный статус. Рекомендации специалистов таковы, что эти структуры должны быть наделены такими же правами, которыми обладают малые и средние самостоятельно функционирующие в рынке научно-технические организации. Тогда, наподобие этих организаций, конструкторско-технологические структуры промышленных предприятий за счет развития рыночной составляющей их деятельности обеспечат себе решение ряда очень важных задач:

- удовлетворяется в большей мере личные и общественные потребности специалистов, занятых новыми разработками;

- повышается возможность роста производительности труда и сокращения на данном предприятии и на предприятиях, где будет осуществлено внедрение инноваций, затрат на производство продукции; это достигается вследствие расширения видов конкурентоспособных инновационных разработок и внедрения их фрагментов в производство;

- достигается более высокий уровень организации труда всех категорий работающих и производства, который предусматривается как условие создания конкурентоспособного продукта;

- ускоряются темпы внедрения инноваций в практику, т.к. материализуясь в рыночный продукт, обеспеченный спросом, они находят быстрое и выгодное использование.

Со всеми перечисленными проблемами необходимо решать вопрос о возможно допустимой для освоения научно-техническими подразделениями рыночной составляющей инновационной деятельности. Мера этой составляющей, в силу особенностей научно-технической деятельности предприятий и положения в них подразделений, осуществляющих ее, на наш взгляд, должна определяться исходя первоначально из объема выполнения конструкторами и технологами работ по технической подготовке производства и дальше, расчета их рыночного ресурса. Основа решения этой задачи видится в заключении хозяйственных договоров, устанавливающих деловые отношения между научно-техническими подразделениями предприятий и самими этими предприятиями с учетом внешних заказов для названных подразделений и их собственных программ по инновационному бизнесу.

Таким образом, перед управлением инновационной деятельностью предприятий в условиях рынка стоит множество сложных задач, для осуществления которых продвижение в сторону совершенствования его форм и содержания и внедрения новых, является объективно востребованной мерой.

It is offered to consider innovative process as the business process focused on the end user, and, therefore, demanding the market focused management. Need of functional and process approach to management of innovative activity at the enterprises of the industry locates. Recommendations about the organization of such management are made.

Key words: innovative activity, innovative process, management, business process, functional and process approach.

Список литературы

1. Байков, Н. Организация и эффективность управления производством / Н.Байков, Ф.Русинов. - М.: Московский рабочий, 1973.

2. Берг, А.И. Кибернетика - наука об оптимальном управлении / А.И.Берг.- М.: Энергия, 1964.

3. Бобров, О.М. Некоторые вопросы совершенствования классификаций функций управления общественным производством / Экономические проблемы эффективности производства. - Киев: КИНХ, 1975. - № 12.

4. Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития С.Ю.Глазьев.- М.: Наука, 1990.

5. Каменицер, С.Е. Основы управления промышленным производством / С.Е.Каменицер. - М.: Мысль, 1971.

6. Концепция государственной политики Российской Федерации на 2001-2005 годы // Инновации. 2000.- №3-4.

7. Обер - Крие, Дж. Управление предприятием / Пер. с франц. М.: Прогресс,

1973.

8. Петрова, А.С. Основы организации управления промышленным производством / А.С.Петрова. - М.: Экономика, 1969.

9. Проблемы развития инноваций в России // Компас промышленной реструктуризации.- 2004.- №5.

10. Управление - это наука и искусство / Файоль А, Эмерсон Г., Тейлор Ф, Форд Г. - М.: Республика, 1992.

11. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Р.А.Фатхутдинов.- М.:Бизнес - школа Интел - Синтез, 2000.

12. Черковец, В.Н. К вопросу о характере управления производством при социализме / В.Н.Черковец // Экономические науки. - 1959. -№ 4.

13. Экономика региона: инновационный путь развития. - М.: Логос, 2003.

14. Грачева, Н.В. Формирование условий активизации инновационного развития в промышленности / Н.В.Грачева, И.В.Гаврева, В.В.Одиноченков. - Брянск, 2009.

Об авторах

Грачева Н.В. - доктор экономических наук, профессор Брянского государственного технического университета, [email protected]

Одиноченков В.В. - доктор экономических наук, профессор Брянской государственной инженерно-технологической академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.