Научная статья на тему 'Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики'

Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
776
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖНОЕ СООБЩЕСТВО / ИНФРАСТРУКТУРА МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ / YOUTH / THE YOUTH POLICY / THE YOUTH COMMUNITY / YOUTH POLICY INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рожнов Олег Александрович

В статье обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием и управлением инфраструктуры молодежной политики. Автор указывает на необходимость принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи, как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рожнов Олег Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of management and infrastructure of the youth policy

In the article are discussed the questions connected with improvement and management of the youth policy infrastructure. The author pointed to the necessity of acceptance of the special measures focused on increase of a role of youth, as base element of maintenance of the socially-state character of realization of a youth policy.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики»

ТЕМА НОМЕРА

Совершенствование управления и инфраструктуры молодежной политики

В статье обсуждаются вопросы, связанные с совершенствованием и управлением инфраструктуры молодежной политики. Автор указывает на необходимость принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи, как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.

Ключевые слова: молодежь, молодежная политика, молодежное сообщество, инфраструктура молодежной политики.

Недостаточная вовлеченность молодежи в процесс социальных и политических действий способствует размыванию российской самоидентификации молодежи. По нашим данным, сегодня для 31% (11,8 млн человек) молодых людей идентификация себя в качестве граждан Российской Федерацией затруднена. К моменту достижения возраста максимальной трудовой активности они не считают себя связанными со своей страной обязательствами по личному участию в решении ее проблем, не связывают эти проблемы с собой, часто ищут возможности для самореализации вне России, не имеют со своей страной социального контракта и не считают себя ей ничем обязанными.

Молодые люди, которые в процессе социализации не были допущены до участия в принятии общественно значимых решений, не имеют социального контракта со страной, который бы закреплял их обязательства решать проблемы этой страны и ее населения. Только признание политической элитой, а за ней и всей взрослой частью общества полисубъ-ектности и общественно-государственного характера молодежной политики и, как следствие, практическое выстраивание соответствующей системы ее управления, может обеспечить объективную основу для достижения в процессе реализации молодежной политики требуемой сегодня результативности и эффективности. При этом современная система управ© Рожнов О.А., 2011

О.А. Рожнов

ления молодежной политикой должна включать не только органы государственного управления, но и структуры, практически обеспечивающие взаимодействие и процесс совместной выработки решений основных субъектов молодежной политики и, прежде всего, молодежные организации, бизнес-сообщества, а также церкви и семьи.

Основное звено молодежного сообщества — молодежные объединения и ассоциации — сегодня практически полностью финансово и ресурсно зависят от государства и местного самоуправления, не имеют достаточного опыта в формулировании и отстаивании своих интересов, а также должного представительства в органах власти всех уровней, не имеют экспертной, методической и научной поддержки, слабо взаимодействуют со «взрослыми» организациями некоммерческого сектора, а часто вынуждены конкурировать с ними за ресурсы. Примеры конструктивных взаимоотношений с бизнесом, который является основным потребителем результатов молодежной политики, единичны и мало результативны. Как правило, недостаточно разработаны методические основы деятельности молодежных общественных объединений, их опыт не обобщается и не анализируется, успешный опыт не распространяется. Лишь единицы организаций способны самовоспроизводиться и самообновляться, тогда как большинство является продуктом одного поколения и заканчивают деятельность с уходом лидера — основателя.

При этом, если деятельность в молодежной сфере будет осуществляться только через государственные и муниципальные учреждения, молодежная политика перестанет отвечать интересам самой молодежи, ее общественных объединений, подпитываться идеями и реальными запросами подрастающего поколения.

Сегодня как никогда для России принципиально важным становится выстраивание эффективной долгосрочно ориентированной системы управления настоящим и, в еще большей степени, будущим человеческим капиталом страны. Именно поэтому в центр внимания государства, гражданских институтов и самого молодежного сообщества сейчас выходят цели формирования комплексных общенациональных механизмов развития и реализации социального, культурного, профессионального, духовно-нравственного, инновационного и экономического потенциалов молодежи.

Задачи преобразования потенциала молодежи в человеческий капитал страны носят максимально комплексный межведомственный и надот-раслевой (межсекторный) характер, требуют предельно широкого взгляда на роль молодежи в строительстве современного гражданского общества и российского государства.

При выстраивании системы управления молодежной политикой важно различать молодежную политику, понимаемую в широком и узком смысле.

В первом случае это целенаправленная деятельность субъектов, направленная на регулирование всей совокупности процессов, связанных с

молодежной сферой, и отношений между молодежью и более старшей частью общества.

Во втором случае — это, прежде всего, деятельность субъектов, регулирующая процессы, связанные с взаимодействием между органами государственного управления и молодежным сообществом, представленным в основном общественными объединениями и их ассоциациями. Принципиально, что базовые процессы социализации молодежи, связанные с взращиванием высоконравственной, образованной, патриотичной, творческой, здоровой личности молодого человека, и, соответственно, проблемы гражданской идентичности, ценностных установок, увеличения человеческого капитала относятся к сфере молодежной политики широкого смысла и не могут успешно решаться усилиями одного и даже нескольких ведомств.

Исходя из вышеизложенного, структуру управления и инфраструктуру молодежной политики должны составлять государственные органы и их учреждения, молодежные общественные объединения, органы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие субъектов молодежной политики, а также тесное сотрудничество субъектов коммерческого и некоммерческого секторов общества. Построение эффективной системы управления предусматривает регламентацию взаимодействия всех этих субъектов.

Необходимо также разграничение полномочий и предметов ведения по организационно-правовым основаниям реализации молодежной политики. Последняя в широком понимании является межотраслевой и межсекторной сферой, а в узком — отраслью, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное, научно-методическое обеспечение, стандарты деятельности, инфраструктуру учреждений.

Взаимодействие субъектов молодежной политики должно строиться на основе:

1. Определения единой для страны системы целей и основных приоритетов молодежной политики в соответствии со стратегией развития страны и потребностями молодежи.

2. Децентрализации управления молодежными программами. За исполнение общероссийских и межрегиональных проектов должен отвечать соответствующий орган на федеральном уровне, за исполнение региональных и местных проектов — на региональном. При этом на федеральном уровне должна быть создана общая система оценки качества работы с молодежью, сформированы основные подходы к этой работе, а также стандарты обучения молодежных работников. Оценка результативности молодежной политики должна стать одним из важнейших критериев оценки эффективности работы региональной власти.

3. Межведомственного и межсекторного (государственного, коммерческого и некоммерческого секторов) характера разработки и реализации молодежной политики.

4. Общественно-государственного подхода. Признания активной, а не реактивной роли самой молодежи и ее общественных объединений. Государство совместно с молодежными объединениями должно определять приоритетные направления, в рамках которых организации могут выдвигать инициативы и получать поддержку своих проектов.

Государственные и муниципальные органы молодежной сферы должны быть немногочисленными, чтобы не брать на себя функции объединений самой молодежи, но должны соответствовать масштабу поставленных задач, а также зависеть от уровня государственного или муниципального управления и количества молодого населения, проживающего на отнесенной к ведению этого государственного органа территории.

Считаю крайне необходимым формирование федеральных государственных учреждений по приоритетным направлениям, определенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Данные учреждения должны быть соответствующим образом обеспечены помещениями и оборудованы.

Это должны быть и учреждения по конкретным направлениям (талантливая молодежь, занятость, предпринимательство), и федеральные молодежные центры (лагеря), круглогодично ведущие методическую работу, а также подготовку и переподготовку молодежных лидеров и актива. Таких центров для обеспечения целостности молодежной политики в масштабах всей страны должно быть от трех до семи, что обусловлено географическими масштабами и административным делением государства.

Целесообразно также формирование Федерального научно-метод ичес-кого центра, который должен создать теоретическую и методическую основу для выработки комплексных мер, необходимых для успешной реализации молодежной политики широкого смысла: проведение исследовательских, законопроектных и методических работ, разработка программ в области молодежной политики, организация изучения и распространения результатов реализованных пилотных проектов, методическая оснащенность повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере молодежной политики. Этот центр должен взять на себя разработку методологического аппарата, обеспечивающего сравнимость исследований в молодежной сфере на региональном и муниципальном уровнях, взаимодействие с отечественными и зарубежными научными и исследовательскими центрами. В его задачи будет входить подготовка ежегодных докладов «О положении молодежи» Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации. Широкое использование в практике деятельности Центра современных дистанционных технологий и возможностей интернета позволит при сравнительно скромных кадровых и финансовых ресурсах поддерживать в актуальном состоянии профессиональные знания работников молодежной сферы и осуществлять подготовку молодежных лидеров на территории всей страны.

Основной элемент инфраструктуры — это сеть государственных и муниципальных учреждений в каждом субъекте Федерации, которую должны составлять дома молодежи, многофункциональные молодежные центры, подростковые молодежные клубы различной направленности, расположенные удобно для молодежи географически (по возможности, в шаговой доступности). Нормативы должны составлять — не менее 25 квадратных метров площадей и 2 штатные единицы для работы с молодежью на каждые 1000 человек населения. В населенных пунктах, где проживает менее 1000 человек, должно быть выделено отдельное помещение и 1 (одна) или

0,5 ставки.

Подобная инфраструктура обеспечит решение целого ряда задач.

Во-первых, она обеспечит организацию досуга, не предоставляя молодежь улице. Как показывает опыт целого ряда регионов, в городах и поселках, где создаются молодежные центры, центры досуга, клубы по месту жительства, в 5—7 раз снижается количество правонарушений среди подростков.

Во-вторых, функционирующая инфраструктура решает вопросы профориентации и профессиональной подготовки. Молодой человек, как правило, связывает свой выбор профессии с тем, чем он занимался в кружке, клубе, доме молодежи. Это увлечение формирует его профессиональные интересы и хобби на всю взрослую жизнь. В ином случае он получает дополнительные навыки, необходимые как в быту, так и на случай смены профессии.

В-третьих, благодаря инфраструктуре молодой человек находит себе друзей и единомышленников, не только среди тех, кто живет по соседству. Обстановка единства интересов со сверстниками и авторитет руководителя учреждения — наставника, безусловно, делают социализацию и самореализацию молодого человека более эффективной.

Считаю, что общественная составляющая молодежной политики менее структурирована и не имеет в отличие от государственной четкого вертикального построения. Формально общественные объединения подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и работающие на местном уровне. В действительности их взаимосвязи, взаимовлияние, сферы взаимодействия намного сложнее и многограннее. Такое многообразие форм и обилие структурных связей составляет трудность для управления, однако именно в этих отличиях от государственного и муниципального управления кроется уникальный ресурс общественного сектора для осуществления реальной молодежной политики.

Молодежные общественные объединения — это институт самореализации и социализации молодежи, механизм ее вовлечения в общественную и политическую жизнь, подготовки молодого поколения к взрослой жизни, профессиональной деятельности, воспитание у нее активной жизненной позиции.

По оценке Конгресса местных и региональных властей Европы (2003 г.), молодежные объединения и организации, молодежные группы и коммунальные центры являются «идеальным каналом участия молодежи в общественной жизни и проведении молодежной политики в области спорта, культуры, ремесел, искусства и иных форм творчества или самовыражения, а также в социальной сфере».

Необходимым условием для оптимальной общественно-государственной модели является определенная структурированность взаимоотношений молодежного сообщества и органов государственной власти.

В этой связи важным элементом молодежной сферы субъекта РФ является молодежный парламент при законодательном собрании региона. Молодежный парламент формируется на представительской основе, как правило, из делегированных общественными молодежными объединениями представителей и позволяет учитывать интересы молодежи при принятии законов, готовить и продвигать кадры.

Достаточно перспективная форма взаимодействия регионального молодежного сообщества с исполнительной властью — молодежное правительство. В этом случае избранные (делегированные) в молодежное правительство молодежные лидеры не просто включаются в работу исполнительной ветви власти, но и получают практические навыки административной работы, участвуют в решении социально значимых проблем региона или муниципального образования.

В регионах целесообразно создание и других молодежных структур в зависимости от специфики каждого и по конкретным направлениям деятельности (штаб студенческих отрядов, молодежный казачий круг и т.п.)

Все эти структуры составят эффективный механизм общественно-государственного характера и, если они будут не номинальными, то получат возможность реального влияния на принимаемые решения.

Перечисленные выше общественно-государственные механизмы должны существовать и на уровне местных органов и муниципалитетов, поддерживаться соответствующими отделами по делам молодежи. В таком случае практически любой молодой человек региона, имеющий задатки и желание, сможет получить возможность саморазвития и включиться в принятие решений на соответствующих уровнях власти.

На федеральном уровне уже существует весь спектр общественных институтов, аналогичный предложенному для субъектов Российской Федерации и необходимый для координации работы в общероссийском масштабе.

Для координации общественных объединений создана «зонтичная» структура — Национальный совет молодежных и детских объединений России (по Указу Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992 г. № 1075), которая объединяет международные, общероссийские, межрегиональные общественные объединения, а также «круглые столы» субъектов РФ.

Все организации имеют в Национальном совете равные права. Национальные советы существуют во всех странах Европы и объединены в Европейский молодежный форум — официальную «зонтичную» структуру, поддерживаемую Советом Европы.

При Федеральном Собрании Российской Федерации работают молодежные парламентские структуры, при Государственной Думе действует Общественная молодежная палата, при Совете Федерации — Межпарламентская молодежная ассамблея.

Заметную роль в общественной составляющей молодежной политики играют также молодежные общественно-политические организации и движения, молодежные крылья политических партий, которые работают на федеральном и региональном уровне и оказывают на социализацию и становление молодежи значительное влияние.

Вместе с тем, следует отметить, что возможности молодежного сообщества продуктивно действовать в качестве субъекта молодежной политики остаются на низком уровне. Это требует от государства принятия специальных мер, ориентированных на повышение роли молодежи, как базового элемента обеспечения общественно-государственного характера реализации молодежной политики.

Задача общества и государства сегодня — оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития.

Государство должно стимулировать создание реально работающих, самоуправляемых молодежных общественных организаций и их включенность в процессы управления молодежной политикой.

В заключение хочу отметить, что помимо возможности предоставления поддержки проектам молодежных организаций в виде грантов, необходимо предусмотреть выделение отдельного финансирования на обучение и поддержку молодежных работников и тренеров для повышения уровня реализуемых проектов, а также на поддержку организаций, представляющих интересы российской молодежи за рубежом.

Литература

1. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы: Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи /Науч. ред. И.М. Ильинский. — М., 1993.

2. Российская молодежь: проблемы и решения. — М.: Центр соц. прогнозир., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.